Научная статья на тему 'По прочтении Евангелия'

По прочтении Евангелия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
170
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛИЕ / ТРАДИЦИЯ / КОМПОЗИТОРЫ / ЖАНР ОРАТОРИИ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Духанина Ж.Л.

В статье рассматривается вопрос о преемственности и связи времен и поколений через музыкальные произведения разных столетий, о возможности заглянуть в прошлое и почувствовать его актуальность сегодня, о единении различных конфессий и культур посредством сочинений гениальных композиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issue of succession and connection of times and generations through music of different centuries, the ability to look into the past and feel its relevance today, about the unity of different faiths and cultures through the works of great composers.

Текст научной работы на тему «По прочтении Евангелия»

УДК 783.3

ПО ПРОЧТЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ

Ж. Л. Духанина

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: DGanna61@mail.ru

В статье рассматривается вопрос о преемственности и связи времен и поколений через музыкальные произведения разных столетий, о возможности заглянуть в прошлое и почувствовать его актуальность сегодня, о единении различных конфессий и культур посредством сочинений гениальных композиторов.

Ключевые слова: Евангелие, традиция, композиторы, жанр оратории, духовность.

Бах не был философом и богословом, не оставил никаких теоретических и тем более философских трактатов, он был философом от музыки, его произведения были сродни проповеди. Для композитора Евангелие являлось важной частью его жизни, оно было реальностью. По рассказам Евангелия рождались музыкально-поэтические темы - проповеди. В своих пассионах Бах выступил в качестве провидца и мыслителя.

Пассионы были одним из самых известных вокально-оркестровых жанров церковной музыки в Германии XVIII века. Название жанра происходит от латинского "раввю", что означает "страдание", а со старославянского "страсти". По сути - это чтение определенных фрагментов Нового Завета, которые сопровождаются инструментальной или хоровой музыкой. Пассионы звучали в церкви в Страстную пятницу. С ними прихожанами снова переживались все самые важные события евангельской истории: тайная вечеря, события в Гефсиманском саду, сговор первосвященников, предательство Иуды и арест Христа, его страдания, отступничество Петра, встреча с Пилатом, путь на Голгофу, страдания и смерть на кресте. Через эту память слушатель подходил к самому существенному - Пасхе, Воскресению Христову. Страсти, как правило, звучали один раз в год, и это событие было очень тщательно подготовлено.

По оказии Бах оказался в Гамбурге и познакомился со "Страстями по Матфею" Генделя. Он был поражен величием этого сочинения и задумал написать нечто подобное. Из богатого наследия немецкой духовной песни нельзя было выбрать лучших стихов, чем те, которые отобрал Бах для своей будущей композиции. Поэтической основой "Страстей по Матфею» послужили главы из Евангелия, описывающие последние дни Иисуса перед казнью, его страдания и смерть. В толковании легенды и ее героя нашла отражение общая гуманистическая направленность философских идей Баха. Идея самопожертвования, любви к людям, смерть как подвиг, имеющий высокую цель - служение благу человечества, сочувствие к страданиям человека, - таковы идейные мотивы этого сочинения. Лирическая теплота, полнота чувств составляют эмоциональную атмосферу этой работы.

Музыка «Страстей по Матфею" принадлежит к вершинам творчества композитора." Страсти по Матфею" в постановке Баха передают текст глав 26 и 27

Евангелия от Матфея в виде обычного речитатива, в то время как арии, хоры и хоралы представляют собой поэтическое переосмысление событий, описанных в библейском тексте, и дают представление о чувствах главных героев в форме лирических монологов. Двухорная композиция из 78 номеров, рассчитана на состав из двух четырехголосных хоров. Каждому хору предназначен свой оркестр и орган, каждый имеет своих солистов. Оркестр включает в себя некоторые старинные инструменты (например, виолу да Гамба, гобой д'Амур). Автор так осмысленно психологически выстроил свою работу, что события последних часов земной жизни Христа становятся видимыми и ощутимыми. Над этим произведением Бах работал около 4 лет. Его премьера состоялась в церкви Св. Фомы (Лейпциг) в 1727 году.

Начинаются «Страсти» с шествия Христа на Голгофу. В этом Бах придерживается старинной традиции. Два хора озвучивают драматическую картину шествия: первый хор оплакивает Христа, а второй хор интересуется событием и наблюдает крестное шествие. Чуть позже еще одна хоровая партия исполняет хорал «О, невинный агнец Божий, Ты на Кресте убиенный». Этот хорал обычно пелся прихожанами во время страстной недели, то есть Бах использовал его как популярный музыкальный символ, который объясняет содержание. В конце оба хора, объединившись, выражают чувства скорби и раскаяния.

Глубоко проникновенны, возвышенны, лобзающие саму душу лирические образы в «Страстях по Матфею». Они сосредоточены главным образом в ариях -форме, предназначенной исключительно для индивидуальных лирических высказываний.

Лучшая ария «Страстей» - «Будь милостив, мой Бог!». Эта мольба о всепрощении и надежды на милость Божью является наивысшей лирической точкой произведения. В завершающем хоре «Спи в покое мирным сном», где происходит прощание с Христом, музыка выдержана в элегически-умиротворенных тонах. Заканчивается произведение просветленным звучанием хора.

В девятнадцатом веке жанр «Страстей» ушел в прошлое. Композиторы нового направления романтического века заинтересовались более свободными формами. И только в двадцатом веке возрождается жанр «Страстей» в творчестве современных композиторов: Кшиштоф Пендерецкий - «Страсти по Луке», София Губайдулина -«Страсти по Иоанну», Арво Пярт - «Страсти по Иоанну», Митрополит Иларион (Григорий Валериевич Алфеев) - «Страсти по Матфею», Фредрик Сикстен -«Страсти по Марку».

«Страсти по Матфею» известного церковного композитора, митрополита Илариона - это первая православная интерпретация «Страстей» в музыке.

Владыка Иларион - один из лучших современных богословов, настоящий ученый, талантливый композитор, поражающий как своими знаниями, так и способностью решать насущные задачи, стоящие перед Русской Православной Церковью.

«Страсти по Матфею» митрополита Илариона - это новый взгляд и современное прочтение библейской истории о страданиях, смерти и воскресении Христа.

В основу произведения положено повествование 26-й и 27-й глав Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа, а также тексты православных богослужений Страстной седмицы и древних литургических возгласов. Произведение состоит из четырех частей: «Тайная вечеря», «Суд», «Распятие» и «Погребение». В общей сложности оно включает 48 музыкальных номеров. Евангельские отрывки чередуются с музыкальными номерами. Некоторые номера исполняются только

оркестром, другие - хором а капелла, во многих номерах оркестр и хор звучат вместе, взаимно дополняя друг друга. В отличие от баховских "Страстей", в этом сочинении нет либретто, есть только литургические тексты, иногда несколько модифицированные.

Драматургия тоже значительно отличается от баховской. Рассказ о страстях Христа в Католицизме и в Протестантизме воспринимается несколько иначе, чем в Православии. Для западной традиции - и музыкальной, и художественной -характерно сочувствие к страданиям Спасителя. Православные литургические тексты менее эмоциональны, они сосредоточены на богословском и духовном смысле «Страстей». Подчеркивается, что на Кресте страдал не просто Человек, но воплотившийся Бог. И тема «Страстей» всегда соседствует с темой Воскресения. Эта особенность отражена и в музыке Илариона: в ней преобладает духовно-богословский компонент. Композитор сознательно назвал свое сочинение "Страстями по Матфею", чтобы ощутить связь с Бахом и подчеркнуть мысль о том, что связь времен и поколений должна продолжаться. В то же время, это не стилизация "под Баха": в произведении есть разные музыкальные стили. Представляется очень важным удачное сочетание западной традиции, выраженной в применении формы «Страстей» и песнопений православного богослужебного творчества. Это замечательный пример выраженного музыкальными средствами христианского универсализма, единства общехристианской культуры - то, чего сегодня нам очень не хватает.

Интересной особенностью сочинения является изложение в центральной части оратории Евангельских заповедей, которые озвучиваются хором. В древности во время этой части Богослужения, во время пения Третьего антифона, в храме дозволялось присутствовать не только крещеным, но и готовящимся к крещению, тем кто прошел так называемое оглашение устно, иначе говоря, через глас (голос) уже постиг Закон Божий. Во время пения Евангельских заповедей совершался «Малый вход». В первые времена христианства Святое Евангелие, чтобы уберечь его от поругания язычников, хранилось в особом потаенном помещении рядом с алтарем. Когда наступало время чтения Евангелия, священнослужители торжественно переносили его на престол, что символизировало шествие Иисуса Христа в мир на проповедь. Это символическое шествие сохраняется и в настоящее время.

Эти девять заповедей были изречены Иисусом Христом в Нагорной проповеди, которая содержит всю сущность евангельского учения. Христос излагал свое Спасительное учение, объясняя народу, как нужно жить, чтобы стать достойным вступить в Царство Божие. Иисус Христос указывал, что путь к блаженству лежит через смирение, сокрушение о грехах, милосердие и покаяние. В Евангельских заповедях изображается идеал истинного христианина, который должен быть смиренным духом, милосердным к ближним и терпеливым.

Если проанализировать хоровую композицию 14 номера из оратории Илариона «Тайная вечеря», чувствуешь насколько глубоко и с пониманием сути воплотил композитор Евангельские заповеди.

Девять Евангельских заповедей нередко называют «Евангельскими Блаженствами» или «Блаженны», так как каждая из них начинается словом «Блажени». С первых же звуков ощущаешь дыхание культовой вокальной музыки. Мелодия близка к речитативу, исполняясь нараспев в примарной зоне голоса на ровном удержании звука, в спокойном движении. Мелодическое интонационное строение, диатоническая ладовая основа, возможность вокализировать различные гласные в распевах слов. Вот оно - зерно глубокой древности, зерно знаменного распева. Вариативная форма этого песнопения сквозного развития. Композитор

отказывается от четкой метрической группировки длительностей. Каждая из заповедей обособляется последним выдержанным звуком, чтобы в каждой фразе была возможность прочувствовать глубину новой изложенной мысли. Родство с обиходом просматривается и в том, что композитор, придерживаясь церковных правил начинает Заповеди с моления, обращенного к Иисусу Христу. Для него взяты слова евангельского «благоразумного разбойника»: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Эта молитва обособлена от всех блаженств разделительной паузой. Композитор сумел вдохнуть в литургический текст молитвы жизненную силу, отразив реальные человеческие чувства. Далее все девять Заповедей идут как бы на едином дыхании. Мелодическая линия выстраивается, поднимаясь из низких тесситур вверх, достигая ярко выраженной кульминации, выделяет мысль о великой награде на небесах: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Очень просты и убедительны средства музыкальной выразительности. Мы наблюдаем соответствие строфического музыкального строения текстовым фразам. Мелодическая линия, развиваясь волнообразно, постоянно сопровождается разными голосами в терцовом и секстовом соотношении. Интересен найденный автором прием, где гармонически оформленные «Блажени» чередуются с проведениями в унисон. Гармонический язык необычайно прост: используются гармонии натуральных ступеней. На протяжении всего песнопения, а также в кульминации, сохраняется тональность ё-шо11. Исключением является фраза подчеркнутая автором особо: «Блажени чистии сердцем яко тии Бога узрят». Это единственное построение с отклонением и завершением в Б-ёиг звучит просветленно. Обозначается и открывается сугубо личное отношение автора к вере, к мысли о том, что людям с чистым сердцем, которые явно не таят порочных и нечистых желаний и чувств, непрестанно помышляют о Боге, даровано будет увидеть Бога духовными очами сердца.

Отличительной особенностью произведения митрополита Илариона является его доступность для восприятия. Лиризм в сочетании с эмоциональностью в данном случае не отвлекают от сути и смысла описываемого, но скорее дают возможность более открытого проникновения в реальность, происходившую более чем 2000 лет тому назад, но изменившую весь ход мировой истории.

Митрополит Иларион, кропотливо изучавший творчество Баха, говорил, что одним из самых важных источников вдохновения для него было именно баховское творчество. Высказывал мысль о величии Баха и недосягаемости его творений, о том, что ни один композитор не может соперничать с Бахом, так как в его музыке чувствуется Божие дыхание с самих небес. Духовные произведения «Страсти по Матфею» Баха, композиторов XX и XXI веков наиболее ярко отразили не только индивидуальный стиль композитора, стилистические черты эпохи, но и субъективно-индивидуальное начало, ведущее к глубинам души творца-композитора.

Очень важно просто рассказать людям, что есть нечто, что соединяет века и продолжает сегодня. Православная традиция органично соединяется с высшими достижениями католической культуры, потому что «Страсти» в музыкальном смысле восходят к католической музыке эпохи барокко. Рассказать, что по-прежнему традиция жива, имеет продолжение и также говорит с современным человеком, как и столетия назад. И это некое чудо - радостное, вдохновляющее!

Список литературы:

1. Архиепископ Аверкий (Таушев) // Четвероевангелие. Апостол.// Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014.

AFTER READING THE GOSPEL

J.L. Dukhanina

Belgorod state Institute of arts and culture e-mail: DGanna61@mail.ru

The article discusses the issue of succession and connection of times and generations through music of different centuries, the ability to look into the past and feel its relevance today, about the unity of different faiths and cultures through the works of great composers.

Keywords: the gospel, the tradition, the composers, the genre of the oratorio, spirituality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.