мидных волокон. Выявлено напряжение терморегуляции при носке белья из 38% полиамида с 62% ацетата в сочетании с высокой электризуемо-стью зимой и весной. Трикотаж шелкового типа с 31% ПШ вызывал начальные признаки терморегуляции при физической нагрузке и сравнительно ощутимые электростатические явления.
Следовательно, включение более 30% полиамидных волокон в бельевой трикотаж приводит к ухудшению его гигиенических свойств. Сочетание полиамидных волокон с ацетатными не удовлетворяет гигиеническим требованиям.
Литература. Ионкина С. Ф. — Гиг. и сан., 1973,
№ 8, с. 35—39. Рапопорт К. А., Стацек Н. К-, Климова Д. М. и др.— В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных
соединении и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1979, с. 165—167.
Стацек Н. К., Иванова Т.П. — В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1969, с. 110—112.
Узу нова Ст.. Добрева С., Крулева /7. и др. — Текст, пром-ность, 1979, № 9, с. 402—404.
Klccak G. — In: Dermatotoxicology and Pharmacology. Ed. F. Mar/.ul I i et al. New York, 1977, p. 305—339.
Mallen K- L. — Trans. St. John's Hosp. derm. Soc. (Lond.), 1973, v. 59, p. 71 — 113.
Magnusson В., Kligman A.M. — In: Dermatotoxicology and Pharmacology. Ed. F. Marzulli et al. New York, 1977, p. 551—560.
Suter H. — Dermatológica (Basel), 1965, Bd 130, S. 411 — 424.
Поступила 13.11.80
Дискуссии и отклики читателей
УДК вн. 13+в 13.321:665.441-07:616-006.в:313.13(049.2)
Ю. И. Москалев
ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Н. я. ЯНЫШЕВОЙ, И. А. ЧЕРНИЧЕНКО, Н. В .БАЛЕНКО, Н. А. ПАВЛОВОЙ «ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ВЕЛИЧИНЫ РАЗОВОЙ ДОЗЫ БЕНЗ(А)ПИРЕНА НА ХАРАКТЕР И ИНТЕНСИВНОСТЬ КАНЦЕРОГЕННОЙ РЕАКЦИИ» 1
В статье затрагиваются принципиальные вопросы химического канцерогенеза. Авторы изучали характер бластомогенного эффекта бенз(а)пирена (БП) в условиях хронического перорального воздействия на протяжении относительно короткого (десятикратное введение за 150 сут) и длительного (35 введений за 525 сут) периода, составляющего 3/4 средней продолжительности жизни мышей линии С57. В обеих сериях БП вводили 1 раз в 2 нед в различных дозах.
Авторы провели большое, трудоемкое исследование и получили новые интересные данные. Однако не все заключения и выводы бесспорны, некоторые из них находятся в противоречии с результатами исследований и, поскольку они имеют принципиальное значение для проблемы химического канцерогенеза, нуждаются в обсуждении.
Установлено достоверное повышение' частоты доброкачественных и злокачественных опухолей преджелудка у мышей под влиянием БП. Выявлена четкая зависимость латентного периода опухолей преджелудка от дозы канцерогена: с уменьшением поступающей дозы увеличивается время развития первой опухоли и кумулятивное время появления 50% новообразований. Это убедительные
1 «Гигиена и санитария», 1980, № 12, с. 14—17.
выводы, полностью вытекающие из представленных экспериментальных данных. Недоразумение обнаруживается тогда, когда авторы пытаются сравнивать канцерогенную эффективность БП в зависимости от длительности его применения. По мнению авторов, хроническому воздействию БП по сравнению с кратковременным свойственна значительно большая канцерогенная активность. Подчеркивается также, что время развития новообразований с возрастанием степени дробления канцерогена удлиняется. В заключении (с. 16) так
» /
• У
\
QOt О.) 1 ю юо
Рис. 1. Частота опухолей преджелудка у мышей в зависимости от дозы и длительности перорального введения БП.
По оси в<5сцпсс — доза (в мг); по оси ординат — процент опухолей: светлые кружки — кратковременное введение (10 раз за 150 сут); черные кружки — длительное введение (35 раз за 525 сут).
Рис. 2. Латентный период для опухолей преджелудка в зависимости от дозы и продолжительности введения БП.
По оси абсцисс — доза (в мг); по оси ординат — латентный период (в мес): и — нреия обнаружения первых опухолей (в мес); б — время обнаружения опухолей у 50% мышей (в мес); светлые квадраты «кружки — кратковременное введение: черные квадрты и кружки — длительное введение.
и говорится: «При близких суммарных дозах длительное более дробное поступление бенз(а)пирена в организм по сравнению с кратковременным ведет к увеличению частоты опухолей и удлинению латентного периода». '
Такое заключение не согласуется с фактическими материалами работы. Оно явилось следствием того, что в работе изолированно рассматривались итоги экспериментов с какой-либо одной дозой, в то время как необходим комплексный анализ результатов, полученных при применении всех доз. По материалам исследований авторов, на рис. 1 и 2 представлены данные о зависимости частоты и скорости развития доброкачественных и злокачественных опухолей преджелудка у мышей в зависимости от дозы. Видно, что частота опухолей преджелудка зависит не от продолжительности введений БП, а от суммарной дозы, аккумулированной за время введений.
Таким образом, бластомогенная эффективность БП при введении его в течение 150 и 525 сут оказалась одинаковой. Факт, свидетельствующий о
Рис. 3. Частота опухолей на единицу дозы БП в зависимости от дозы и продолжительности введения. По оси абсцисс — доза !в мг): по оси ординат — частота опухолей на единицу дозы (в % на I мг): светлые треугольники — 10 введе инй за 150 сут: черные треугольники — 35 введений за 525 сут.
полной суммации повреждений, плохом или полном отсутствии восстановительных процессов в поврежденных структурах клеток, ответственных за их бластомогенное превращение.
Латентный период (как по срокам появления первых опухолей, так и развития их у 50% мышей) также оказался одинаковым в условиях кратковременного и длительного поступления канцерогена (см. рис. 2).
Таким образом, нет оснований утверждать, что при близких суммарных дозах канцерогенная эф-фективность БП возрастает с увеличением продолжительности введений, а латентный период удлиняется.
Кроме того, материалы данной работы четко показывают, что канцерогенная эффективность БП, выраженная в процентах на единицу дозы (миллиграмм), снижается с увеличением суммарной дозы канцерогенеза (рис. 3). Это является следствием того, что при высоких дозах значительная доля его не реализуется. Подобная закономерность выявляется также при анализе канцерогенных эффектов ионизирующей радиации.
Поступила 26.12.80
УДК (И 4.71/.72:621.1821(049.2)
А. Г. Бродский
К МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА НЕОБХОДИМОЙ ВЕЛИЧИНЫ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ДЛЯ ТЭЦ И КОТЕЛЬНЫХ1
Институт «Укрюжгнпрокоммунстрой», Одесса
В соответствии с «Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий» СН 245—71 п. в.З.санитарно-защитные зоны для тепловых электростанций и котельных следует определять по расчету рассеивания в атмосфере содержащихся в выбросах вредных веществ на основании нормативных документов, утвержденных в установленном порядке. Таким нормативным документом для проектирования котельных являются «Строительные нормы и правила», часть II «Нормы проектирова-
1 «Гигиена и санитария». 1980, № 3, с. ПО—52.
ния», глава 35 «Котельные установки» (СНиП 11-35—76).
Согласно п. 2.7 СНиП П-35—76, расстояние от котельных до жилых и общественных зданий следует принимать по санитарным нормам допускаемого уровня шума в живой застройке. В п. 7.14 той же главы СНиП сказано, что высота дымовых труб при искуственной тяге определяется в соответствии с «Указаниями по расчету рассеивания в атмосфере вредных выбросов» (СН 369—74). На основании п. 1.3 наибольшая концентрация вредного вещества в приземном слое атмосферы не долж-