Научная статья на тему 'ПО ПОВОДУ НОВОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ПО ПОВОДУ НОВОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ПОВОДУ НОВОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Дискуссии и отклики читателей

УДК 672.51-053.2(049.2)

А. А. Сычев

ПО ПОВОДУ НОВОГО ПОДХОДА к ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ1

Украинский институт усовершенствования врачей, Харьков

В журнале «Гигиена и санитария» опубликованы статьи Е. А. Шапошникова, в которых автор в результате обобщения методов и схем комплексной оценки физического развития детей и подростков делает вывод о необходимости разработки простых оценочных таблиц по единой для всех районов страны методике, причем в качестве нового подхода предлагает исключить принятую возрастную группировку антропометрических материалов. По использованным автором данным, дети и подростки с одинаковой длиной тела имеют равную массу, и эти «массоростовке» соотношения не зависят от этнической принадлежности детей, их национальности и времени исследования. Поэтому, утверждает он, можно создать оценочные таблицы физического развития детей по росту с приведенными к нему модельными величинами массы и окружности грудной клетки, причем такие таблицы будут приемлемы неопределенно долгий период и по существу на всех территориях. I

Не отрицая значимости приведенных доказательств постоянства массоростовых соотношений, мы обращаем внимание Е. А. Шапошникова и читателей на то, что такое постоянство не дает никаких оснований для отказа от возрастной дифференциации антропометрических признаков и, следовательно, для построения оценочных таблиц^ по росту без учета возраста детей.

Ошибка Е. А. Шапошникова в том, что он пренебрегает распределением детей и подростков (в процентах) по росту в каждой возрастно-половой группе в зависимости от места жительства, национальности, времени обследования. Если учесть это распределение, то можно легко убедиться, что доля детей 4-летнего возраста (и других) с длиной тела 100, 110 см и т. д. существенно различается в городе и сельской местности, в отдельных республиках и очень сильно — по периодам исследования. Имеющиеся у нас материалы позволяют привести такой пример: в середине 70-х годов в Житомире в возрасте 10 лет длину тела 140 см и более имели 50,7% мальчиков и 48,4% девочек, тогда как в Житомирской области (сельской местности)— только 29% мальчиков и 27% девочек. В статье Е. А. Шапошникова (1982) в табл. 2 это положение

'Шапошников Е. А. «Гигиена и санитария», 1981, № 10, с. 74—77; 1982, № 3, с. 64—66.

подтверждается и по периодам исследований. Закономерен вопрос: можно ли исключить возраст ребенка при оценке достигнутого им уровня развития? Совершенно очевидно, что нельзя. Возраст ребенка всегда был и будет важнейшим признаком, позволяющим судить как об уровне его развития (морфологического, биологического), так и о темпах годовых прибавок антропометрических признаков у отдельных детей и коллектива в целом. В более раннем возрасте (до 1 года, до 3 лет) важность определения критериев оптимального развития в соответствии с принятой возрастной группировкой (по месяцам, кварталам) особенно велика. Предлагаемые Е. А. Шапошниковым таблицы, в которых исключается возрастная дифференциация признаков, по существу вдвое уменьшают информацию об уровне развития детей. С помощью таких таблиц действительно легко выявить отклонения в массе тела, окружности груди, но оценить уровень достигнутого по длине тела нельзя. Между тем и практических врачей, и ученых интересуют не только суммарная численность (доля) детей с высокими или низкими показателями массы тела, но и распределение этой численности по возрастам наряду со сведениями о численности детей низкого или высокого роста. Наличие таких сведений в детской поликлинике определит тактику оздоровления детей по возрастным группам, позволит глубже оценить ситуацию при аномальных распределениях.

В интересах охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения необходимо, чтобы повсеместно — от дошкольного учреждения, школы и детской поликлиники до Минздрава республики и страны •— врачи, ученые и организаторы здравоохранения пользовались сопоставимыми (унифицированными) материалами, характеризующими уровень физического развития детей и подростков по возрастам и годам наблюдения. Разумеется, для этого нужно утвердить единые формы отчетности дошкольно-школьных отделений детских поликлиник, а также районных, городских и областных отделов здравоохранения и рекомендации по составлению таких отчетов в объеме деятельности врачей, предусмотренной приказом Минздрава СССР от 14/1X 1976 г. Мы уже предлагали в порядке обсуждения обоснование единых стандартов оценки физического развития для отдельных рес-

публик и крупных районов, а также методику построения шкал регрессии в виде линейных диаграмм (А. А. Сычев и Г. С. Яровой; А. А. Сычев и со-авт.). Опыт применения таких диаграмм и формул оценки уровня достигнутого развития оказался положительным. Наши предложения по «симметричной» оценке отклонений массы тела получили поддержку (Е. П. Стромская и соавт.).

Приведенный пример о распределении детей по росту в Житомирской области позволяет еще раз напомнить, что единые стандарты для крупных

административных районов должны создаваться раздельно для детей, проживающих в городах и сельской местности.

Литература. Стромская Е. П., Кардашенко В. Н., Варламова Л. П. и др.— Гиг. и сан., 1982, № 2, с. 71 — 73.

Сычев А. А., Яровой Г. С.— Там же, 1976, № 5, с. 76—78. Сычев А. А., Дучкин А. С., Яровой Г. С.— Там же, 1978, № 5, с. 87—90.

Поступила 07.07.82

Из практики

УДК 613.4 «322»

Л. Б. Казанцева, В. К. Самыгин, Е. Н. Сластникова, В. И. Горбоносова

ВОЗДУХОПРОНИЦАЕМОСТЬ МАТЕРИАЛОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛЕТНЕЙ ОДЕЖДЫ

ВНИИ по переработке химических волокон, Москва

Конвекционный воздухообмен является важным фактором в теплорегуляции человека. Большое значение этот путь теплоотдачи приобретает в условиях повышенных температур, так как способствует увеличению теплоотдачи конвекцией и испарением и тем самым нормализации теплового состояния человека. В связи с тем что под действием ветра усиливается испарение влаги с кожных покровов, обдувание эффективно и при повышенных температурах °С). Кроме того, движущийся воздух, воздействуя на термо- и тактильные рецепторы, определяет комфортное самочувствие человека.

По данным Н. К. Витте, увеличение скорости движения воздуха оказывается наиболее эффективным уже при малых ее величинах.

Находясь в помещении, человек подвергается воздействию ветра очень малой подвижности. По данным разных авторов (С. А. Клюгин; Readier; Frank, и др. — цит. Ю. Д. Губернский и Е. И. Кореневская), этот показатель может колебаться по сезонам от 0,05 до 0,5 м/с.

На открытом воздухе, по многолетним данным, приводимым П. А. Колесниковым, с мая по сентябрь максимальная скорость ветра 3,9—4,5 м/с. В климатических зонах, где преобладают положительные и высокие температуры, т. е. где действие ветра улучшает терморегуляцию человека, средняя скорость ветра в летние месяцы достигает 1,9—3,3 м/с. Эта скорость, по данным П. А. Колесникова, обусловливает давление 0,4 мм вод. ст.

В условиях положительной и повышенной температуры, когда требуется более интенсивный съем тепла с поверхности тела человека, очень важно, чтобы одежда оказывала минимальное влияние на вентиляцию пододеж-ного пространства. Отсутствие данных, позволяющих судить о значимости воздухопроницаемости в вентилировании пододежного пространства летней одежды, приводит, на наш взгляд, к недооценке данного показателя как фактора гигиеничности. Результаты этого является большое количество переуплотненных блузочно-платьевых тканей летнего назначения.

Следует отметить, что воздухопроницаемость материалов, исследуемая в ГОСТу 12088—77, измеряется при разрежении 5 мм вод. ст., что соответствует действию ветра, имеющего скорость 8—9 м/с. А это, как следует из дан-

ных, представленных П. А. Колесниковым, крайне редкая скорость ветра, тем более в летнее время. В связи с этим представляет интерес фактическая воздухопроницаемость тканей для воздуха, движущегося со скоростью, близкой к реальной.

С этой целью были проведены следующие испытания: на тканевый экран направляли поток еоздуха, движущийся со скоростью 1, 2 и 3 м/с (попеременно). С противоположной стороны экрана измеряли остаточную скорость ветра анемометром и катетермометром. Для тканевых экранов были взяты 40 артикулов тканей с различной воздухопроницаемостью, определенной по ГОСТу 12088—77 на приборе УПВ-2. Исследуемые образцы тканей весили 40— 110 г. Ткани были изготовлены с применением синтетических, искусственных нитей и натурального шелка.

Как показывают полученные данные (рис. 1), значение воздухопроницаемости тканей как фактора, обусловливающего вентилирование пододежного пространства, возрастает с увеличением скорости ветра. Так, при ветре ма-

1—I-п—I-1-1-1-1-1—

100 500 lOOO I500 ZOOO 2500 ЗООО Э500

Рис. 1. Влияние воздухопроницаемости шелковых тканей на конвекцию за тканевым экраном в условиях действия ветра различной скорости. По оси абсцисс — воздухопроницаемость (в дм'/м'-с); по оси ординат — подвижность воздуха за тканевым экраном (в м/с). I, 1, 3 — скорость астра 1, 2 и 3 м/с соответственно.

3*

— 67 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.