_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №2 2015
ПО МАТЕРИАЛАМ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАОЧНОГО КОНКУРСА ЭССЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НА ТЕМУ: «ОБРАЗ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ», ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ - 2015 И ПРИУРОЧЕННОГО КО
ДНЮ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» выступил организатором регионального заочного конкурса эссе для студентов на тему: «Образ медицинского работника в русской литературе», посвященного Году литературы - 2015 и приуроченного ко Дню медицинского работника, который проходил с 19 мая по 19 июня 2015 года.
Целью конкурса было предоставление возможности студентам высказать свои размышления о социальной роли медицинского работника в мирной жизни, в условиях военных действий, о профессионализме и моральных качествах человека в белом халате.
В конкурсе приняли участие студенты из шести образовательных организаций: БУ ВПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», БУ ПО «Нижневартовский политехнический колледж», филиал БУ ПО «Игримский политехнический колледж» г.п. Приобье, АУ ПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», БУ ПО ХМАО-Югры «Советский политехнический колледж».
Первое место экспертный совет присудил Голубиной Анне Александровне, студентке БУ ПО «Нижневартовский политехнический колледж», город Нижневартовск.
ОБРАЗ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Ф.И.О. автора: Голубина Анна Александровна Руководитель: Корбова Марина Александровна БУ «Нижневартовский политехнический колледж» город Нижневартовск гр.132, 1 курс
В мире существует очень много профессий. У каждой свои достоинства и недостатки, свои требования и особенности. Чтобы найти свое призвание, нужно понять, чем больше всего хочется заниматься, какое занятие может принести максимальную пользу себе и обществу.
Медицинский работник — это внимательный, терпеливый, спокойный, добрый человек; и в то же время — твёрдый, с огромным чувством ответственности, способный быстро принимать решения. Об этих же его качествах говорят нам и классики русской литературы.
Бесспорны и неразрывны узы, связывающие медицину и литературу. С одной стороны — врачи, прибегая к литературному творчеству, становились гордостью и заметной частью ее классического наследия. С другой — писатели, приобщаясь к теме медицины, навсегда оставались в плену её неподражаемого человеческого и профессионального обаяния.
«Врач должен обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва» (Авиценна)
Так, например, остроумный Антон Павлович Чехов, который сам был доктором, во многих своих произведениях изображал своих коллег. Например, главный персонаж рассказа «Случай из практики» ординатор Королев — москвич, никогда не видевший и не знавший деревни. Его приглашают к больной дочери хозяйки фабрики. Дочь Лиза страдает сердцебиением, но доктор ничего не обнаруживает — нервный припадок прошел. Сердце в норме. Королев видит рыдающую, некрасивую девушку, которую мать, не жалея средств, лечит всю жизнь. Он видит, что здесь никакие лекарства не помогут, нужны любовь, сострадание и тепло души. Доктор — истинный профессионал и специалист, своим умением и добротой расположил к себе Лизаньку. Теперь он видит равного себе собеседника с высоким интеллектом и чистой, нежной душой. Провожая Королева, Лиза поверила, что жизнь будет светлой и радостной, как «это утро». В своем рассказе А. П .Чехов хо-
МЕДИЦИНА В ЛИЦАХ -
тел показать, что человек, владеющий профессией медика — прежде всего отличный профессионал с высоким интеллектом, уникальной работоспособностью и заинтересованностью в успехе своего дела. Это человек щедрой души и золотого сердца.
Всю жизнь медицинского работника сопровождают не только успех и удача, но и трудности, и смерть людей, которым не получается помочь. К сожалению, медицина не всесильна. Есть такие медики, которые не опускают руки, а продолжают свою тяжелую миссию — спасение человеческих жизней.
Михаил Афанасьевич Булгаков, кстати, тоже врач по профессии, написал удивительное произведение «Записки юного врача», где прослеживается жизнь молодого человека, решившего связать свою жизнь с великим делом — медициной. Как и все молодые медики, после окончания института пришедшие на работу, доктор Бомгард первое время выглядит довольно робким молодым человеком: «ведь практика, как сами понимаете, сильно отличается от теории». Она в медицине главная. И вот совсем молоденький врач попадает в дикое захолустье, где должен быть врачом «на все, на все случаи жизни». Но время на месте не стоит. Идет время, и к доктору приходит необходимый опыт, самоуверенность. Но главное, наш герой понимает, какая огромная ответственность перед людьми лежит на его плечах, сколько заботы, любви и тепла нужно вложить в свою работу. Ему, конечно же, встречаются трудности, которые не удается преодолеть. У него погибает друг и коллега доктор Поляков. Но тем не менее, доктор не убегает от проблем, он не опускает руки, а продолжает работать. И чтобы избежать подобных событий в жизни, он не сидит сложа руки, а пытается развиваться, самосовершенствоваться и стремится получать новые знания и навыки.
Совсем недавно я прочитала сборник Юлия Зусмановича Крелина «Семь дней в неделю: Записки хирурга». Меня поразило, что доктор Мишкин, хирург от бога, не гоняется за регалиями и карьерой, не ищет званий, его главная задача — спасение людей. От своей работы он получает удовлетворение и радость, но еще и горе и боль... Не всегда все удается так, как хочется, но всегда надо делать так, как можешь, работать в полную силу.
Не только писатели — медики могут рассказать нам о медицинских работниках, но и советские писатели. В рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» есть такой эпизод. Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. У Андрея страшно болела вывихнутая рука. И вдруг он услышал в темноте вопрос: «Раненые есть?» Это был врач. Он вправил плечо Андрею, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях он продолжал «свое великое дело делать».
Медицина живет не только в жизни людей, но и на страничках русских произведений, где писатели с давнего времени описывают качества медика. В первую очередь он должен быть не работником, а другом и товарищем, уметь выслушать, проникнуть в душу человека; уметь успокоить, вселить надежду, уверенность, веру, а еще должен быть умным и внимательным специалистом, который оценит самочувствие пациента на высшем уровне, выпишет рецепт и объяснит, как принимать лекарства. И через всю свою жизнь медицинский работник должен пронести слова клятвы Гиппократа: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного».
Имя Анатолия Алексина внесено в список 500 выдающихся людей XXI века по версии Американского биографического института (American Biographical Institute). Такое признание писатель получил за большой вклад в мировую литературу и неоценимое участие в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения.
В повести «Здоровые и больные» рассказывается о главном враче больницы, который отказывался принимать тяжелобольных пациентов. Они ведь могли умереть на операционном столе — и тем самым нанести урон престижу медицинского учреждения, доброй славе и собственному авторитету. И они умирали, умирали оттого, что их просто не успевали доставить в другие медицинские учреждения и оказать им должную помощь. Но главной фигурой в этой повести выступает хирург, который вопреки приказам главного врача, рискуя пойти под суд, сделал несколько операций и спас людям жизни.
«Анатолий Алексин, как правило, воздерживается от тяжко-окончательной оценки даже тех, кому после его детального нравственного исследования можно было бы поставить диагноз: злокачественно, неизлечимо. Писатель предоставляет право ставить моральные диагнозы читателям, потому что полностью доверяет их умению не только отличать добро от зла, но и устанавливать «степень виновности», — Лев Разгон.
Подводя итоги, можно сказать, что образ врача в русской литературе XIX века не только один из самых распространенных, но и один из самых глубоких и наполненных по количеству тех проблем и вопросов, которые он призван был выделить и заострить. Это и вопрос социального устройства государства, и вопросы религии, морали и этики. Образ врача часто имеет большое значение, когда в произведении речь идет об основных модусах человеческого существования: заботе, страхе, решимости, совести. Это неудивительно, поскольку проникнуть в самый корень человеческого существования можно только в таких пограничных ситуациях, с которыми часто имеет дело именно врач:
_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №2 2015
борьба, страдание, смерть. В русской литературе образ врача прошел длинный и интересный путь от шарлатана к романтическому герою, от романтического героя к приземленному материалисту и от материалиста к носителю морали, герою ведающему истиной, знающему все о жизни и смерти, несущему ответственность за других в самом широком смысле.
Список литературы
1. Аникин, А.А. Образ врача в русской классике //www. portal-slovo.ru/philology /37293. php?ELEMENT_ID=37293.html
2. Белянин, В. П. Тексты о смерти в русской литературе // www.textology.ru/article.html.
3. Богданов, К.А. Врачи, пациенты, читатели: Па-тографические тексты русской культуры XVII— XIX веков. - М. : ОГИ, 2005.
4. Громов, М. П. Книга о Чехове. — М. : Современник, 1989.
5. Муравьева, О.С. «Во всем блеске своего безумия» (Утопия дворянского воспитания) // Русские утопии (Альманах «Канун»). — Вып. 1. — СПб. : Изд-во «Terra Fantastic» : Изд-во Дома «Corvus», 1995.