Научная статья на тему 'ПМЭФ-2022: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ МОРСКОГО СЕКТОРА РОССИИ'

ПМЭФ-2022: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ МОРСКОГО СЕКТОРА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПМЭФ-2022: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ МОРСКОГО СЕКТОРА РОССИИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №4

ПМЭФ-2022: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ МОРСКОГО СЕКТОРА РОССИИ SPIEF-2022: A NEW REALITY OF THE RUSSIAN MARITIME SECTOR

12 июля 2022 г. в Институте Европы РАН в онлайн-формате состоялось заседание Экономического семинара имени академика Н.П. Шмелёва. Данное мероприятие проводится регулярно, с периодичностью раз в две недели, руководит его работой заместитель директора ИЕ РАН О.В. Буторина. Техническое и информационное сопровождение осуществляет м.н.с. Центра Северных стран Отдела страновых исследований ИЕ РАН Р.М. Плюснин.

Главной темой для обсуждения на июльском заседании стал XXV Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2022), прошедший в России с 15 по 18 июня 2022 г. Основной докладчик с.н.с. Отдела страновых исследований ИЕ РАН А.В. Котов представил развёрнутый анализ результатов работы Форума. Своё мнение по поводу Форума высказали аспирант ИЕ РАН И.П. Ситов, руководитель Отдела экономических исследований ИЕ РАН А.И. Бажан, с.н.с. Центра междисциплинарной аналитической информации ИЕ РАН А.Н. Цибулина, аспирант ИЕ РАН Б.З. Ильягуева. Участники семинара сосредоточили внимание на анализе сессии «Мировой океан и глобальные трансформации: какой флот нужен России и миру?», которая состоялась 16 июня 2022 г. в рамках направления ПМЭФ-2022 под названием «Новый экономический порядок: отвечая на вызовы времени».

Ситуационный аспект: постановка проблемы

В дискуссионном пространстве ПМЭФ-2022 были рассмотрены самые актуальные и острые для экономики России темы, связанные с текущей геополитической обстановкой. Один из наиболее важных вопросов для отечественной морской деятельности - как должен развиваться российский флот, какие цели и задачи для этого нужно решить (определение перспективных морских внесанкционных пространств, направлений, отраслевых сфер, стран-партнёров, необходимых ресурсов и других параметров развития). По мнению участников сессии, международная морская торговля находится в условиях беспрецедентного давления «крупнейшей в истории экономической войны на Западе и карантинных ограничений на Востоке». Новые геополитические факторы добавляют «баллы» к предыдущему кризису, вызванному пандемией, и усиливают общую турбулентность. Ситуацию усугубляет ряд других обстоятельств: обострение конкуренции между США и Китаем, растущая угроза голода, новые альянсы (Мировой океан и... 2022).

Действительно, количество введённых в отношении России ограничений значительно. Санкционное давление продолжает расти, при этом стране пытаются нанести неприемлемый ущерб комплексного характера в самых различных сферах - финансовой, экономической, технологической, репутационной и гуманитарной (Колесникова 2022: 7). России ограничивают доступ ко многим рынкам (финансы, судостроение, технологии, морские перевозки и т.д.). В совокупности эти и другие факторы негативно влияют на объём и экономическую эффективность присутствия нашей страны в Мировом океане.

Существенное воздействие испытывает российский торговый флот, который фактиче-

ски вытесняется из отдельных океанских и морских акваторий с применением комплекса целенаправленных и скоординированных мер со стороны западных стран. В частности, 8 апреля 2022 г. Европейским союзом введён пятый пакет антироссийских санкций, включающий запреты (с исключениями) на заходы судов под российским флагом в порты его прибрежных стран (Колесникова 2022: 1). Представляется, что главной задачей усиленного санкционного давления является исключение России из глобальных логистических цепочек (Мировой океан и... 2022). По сути, давно отлаженную и работающую систему коммуникаций между нашей страной и другими государствами разрушают с использованием одноврéменного блокирования её основных элементов, в том числе путём введения финансовых запретов, создания препятствий для покупки продукции и работы определённых поставщиков, установления ограничений или запретов в части транспортировки и доставки. Искусственно создаётся двусторонний «запирающий» логистический эффект, при котором санкции ограничивают сотрудничество России с другими странами, а для дружественных стран создаются условия, усложняющие их взаимодействие с Россией (Колесникова. 2022: 7).

Под действие санкций также попала значительная часть стратегических российских промышленных предприятий, связанных с морскими отраслями и соответствующими технологиями. В качестве примера можно привести ограничительные меры, введённые в отношении крупнейшей судостроительной государственной корпорации АО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК). На её базе консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. В начале июля руководство корпорации заявило о возможности инициировать судебные разбирательства по неисполненным поставкам от иностранных партнёров (ОСК может начать. 2022).

Обращают на себя внимание следующие санкционные шаги:

- 25 февраля 2022 г. Европейский союз ввёл 3-й пакет антироссийских санкций, в который вошли и ограничения в отношении ОСК (запрет на поставки товаров и технологий, финансовые услуги) (Council Régulation ... 2022: 53);

- 7 апреля 2022 г. США ввели санкции в отношении 8-ми членов совета директоров АО «Объединённая судостроительная корпорация», а также 28 её дочерних предприятий. Включение в санкционный список означает заморозку активов в США и запрет для американских граждан и компаний на ведение бизнеса с его фигурантами (США ввели санкции... 2022);

- 14 апреля 2022 г. Австралия объявила о включении ОСК в свой санкционный список (Russia sanctions regime .2022).

Всё вышеизложенное подкрепляет выводы тематической морской встречи ПМЭФ-2022: чтобы сократить негативное воздействие западных санкционных мер, Россия должна оценить возможности своего присутствия в Мировом океане в новых условиях. Одноврéменно следует скорректировать стратегические направления развития морехозяйственной деятельности и обеспечить государственную поддержку адаптации хозяйствующих субъектов к сложившейся ситуации. Кроме того, значимым шагом могло бы стать определение новых параметров работы морского и речного транспорта, портовой инфраструктуры, рыболовного флота и других сфер морской экономики с учётом необходимости долгосрочного системного подхода к планированию их развития.

Решения ПМЭФ-2022

Предложенные на ПМЭФ-2022 решения можно сгруппировать в несколько тематических разделов (в том числе с учётом содержания сессий, так или иначе связанных с морской проблематикой).

Стратегический. Россия ставит перед собой стратегическую цель - достижение технологического суверенитета. Ее реализация связана с различными видами экономической деятельности, однако особое внимание при этом должно быть уделено судостроительной и судоремонтным отраслям. На этом направлении требуется решить целый комплекс задач: от совершенствования качества управления и изменения законодательства до привлечения инвестиций в условиях внешних ограничений. Для финансирования новых судостроительных программ на Форуме предложено перевести внешнюю торговлю углеводородами с технологии продаж FOB на CIF1. Это позволит ежегодно пополнять российский бюджет на 100 млрд долл. - те деньги, которые ранее платили иностранным транспортным компаниям («условному Маерску»2 - А.Л. Рахманов) (Глава ОСК ... 2022). В этих целях предлагается создавать отечественных перевозчиков и переводить российский флот под национальный флаг. Таким образом, Россия сформулирует потребность в судах под российским флагом и обеспечит формирование собственных условий «удобного флага».

Отдельной задачей является формирование новых концептуальных и стратегических приоритетов в условиях деструкции прежних условий и установок. Это касается как новой стратегии морской торговли и развития флота, так и промышленной политики. За ней, считают эксперты, должна следовать выверенная научно-техническая линия развития, синхронизированная между различными отраслями промышленности, что позволит консолидировать ресурсы в условиях их дефицита (Мировой океан и. 2022).

Отраслевой. По итогам ПМЭФ-2022 можно определить самые востребованные в новых условиях виды деятельности. Отмечается высокий потенциал у речных грузовых и пассажирских перевозок. Большое внимание уделено морским перевозкам, рыбному промыслу, судостроению и судоремонту, портовой деятельности, туризму, энергетике, кадровому, информационному и научному обеспечению, а также креативной индустрии и экологии. Как и в стратегическом плане, здесь выделяется судостроение и судоремонт. На них возлагается особая роль в развитии новых транспортных коридоров и подъёме национальных перевозчиков. Между тем эксперты отмечают существующие пустоты в индустриальном ландшафте России, которые представляют угрозу для национального суверенитета. К ним причислено производство силовых агрегатов, судовых двигателей, крупнотоннажное судостроение (за исключением завода «Звезда» никто в стране технологически не приспособлен на конкурентоспособном уровне заниматься их производством), а также судовое машиностроение (Мировой океан и. 2022). В то же время предлагается закрепляться в тех сегментах, которые уже освоены (например, в секторах смешанного плавания «река - море», служебно-вспомогательного назначения, паромов), а также развивать те компетенции, в которых фиксируется зависимость от внешних поставщиков (рыбопромысловый и шельфовый флот). Кроме того, необходима актуальная количественная информация от заказчиков (для верфей и комплектаторов). В планах у российской отрасли до 2035 г. - строительство до тысячи судов (Мировой океан и. 2022).

Особое внимание на Форуме было уделено туризму. За четыре дня его работы заключено около 40 соглашений, связанных с внутренним туризмом в субъектах Российской Федерации, при этом суммарный портфель инвестиций превысил 200 млрд руб. В качестве примера

1 Поставка на условиях CIF (Cost Insurance and Freight) означает, что груз будет доставлен до порта выгрузки. Вся ответственность возлагается на отправителя, цена услуг индивидуальна, но все расходы и затраты на транспортировку должны быть заложены в цену товара. Поставка на условиях FOB (Free on Board) - товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец (Инкотермс Incoterms...2022).

2 A.P. Moller-Maersk Group - крупнейшая морская контейнерная линия, штаб-квартира находится в Копенгагене. Занимает второе место в соответствующем мировом рейтинге после Mediterranean Shipping.

можно привести проект «Великий Волжский путь»1. Предполагается, что его реализация позволит восстановить в Приволжском федеральном округе систему межрегиональных речных перевозок (Чернышенко 2022).

Логистический. Антироссийские санкции разрушают отлаженную годами схему торговых маршрутов между Россией и другими странами. Обострение логистических проблем требует замещения сложившейся модели транспортного обеспечения. Поэтому в текущих обстоятельствах на первый план выходят задачи выстраивания нового формата коммуникаций стран и регионов. Здесь эксперты видят несколько направлений:

1. «переоткрытие» внутренних водных путей;

2. форсированное развитие перспективных морских маршрутов. В первую очередь речь идёт о Северном морском пути (как в восточном, так и в западном направлениях); международном транспортном коридоре «Север - Юг» (соглашение о его создании было подписано между Россией, Индией и Ираном в 2000 г. Позже к нему присоединились ещё 10 стран, среди которых Азербайджан, Армения и Казахстан (Ардашова 2022));

3. встраивание российских рек в международные транспортные коридоры, что, по сути, представляет комбинацию первых двух пунктов;

4. создание нового флота, который позволит обеспечить эффективное использование всех перечисленных коммуникаций.

Региональный. Развитие международных транспортных коридоров должно стать стимулом для социально-экономического развития отдельных субъектов Российской Федерации, в числе которых выделяются некоторые направления.

Санкт-Петербург займёт лидирующую позицию по организации и доставке генеральных грузов из западной части страны по Северному морскому пути в восточные регионы и государства Юго-Восточной Азии (Эксперт: Петербург займёт ведущую роль. 2022; Петербург отправит два рейса.. .2022).

Астраханская область продвигает проект портовой особой экономической зоны (Каспийский кластер), задача которой - содействовать формированию международного транспортного коридора «Север - Юг» (Астраханская область представит. 2022).

Востребована проблематика Арктики. Региону был посвящён отдельный цикл мероприятий Форума как по отдельным отраслям (судостроение и судоремонт, туризм), так и по теме расширения Северного морского пути. В регионе предусмотрены различные действия в сферах цифровых технологий, высокоскоростного интернета; средств связи и навигации; подготовки высококвалифицированных морских кадров, обеспечения готовности аварийно-спасательных служб и подразделений, креативной индустрии, телемедицины, многих других направлений.

Новые транспортные маршруты должны стимулировать развитие железных дорог, увеличение перевалочных мощностей портов в разных регионах Российской Федерации, в том числе в Каспийском и Азово-Черноморском (Путин: Россия формирует. 2022).

Международный. Встреча 2022 г. по своей мобилизационной направленности контрастировала с прошлогодними мероприятиями, на которых рассматривались «Ресурсы и экономика Мирового океана» в 2018 г. (Экономика Мирового океана. 2018); «Спасти Мировой океан. Миссия выполнима?» в 2020 г. (Океан проблем. 2020); «Время стирать границы в

1 «Великий Волжский путь» - межрегиональный туристский маршрут, разрабатывается с 2015 г., объединяет серию межрегиональных маршрутов по 14-ти субъектам Приволжского федерального округа, имеющих географическую, историческую и культурную общность, национальную самобытность и принадлежность к реке Волге (Татарстан войдёт в. 2020).

океане: на пути к международным интеграционным проектам» в 2021 г. (Время стирать границы... 2021). Отдельные вопросы, которые обсуждались в прошлом году (Арктика, Северный морской путь, экология), остались актуальными и были внесены в повестку нынешнего Форума. Обращает на себя внимание смещение многих ранее приоритетных тем на задний план. Так, на прошлогодней сессии присутствовал Льюис Пью, представитель Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) как «защитник и покровитель океанов» (Ocean Advocate, Patron of the Oceans). Он заявлял, что для решения трёх важнейших проблем современности (изменение климата, чрезмерная рыбная ловля и загрязнение окружающей среды) необходима помощь России (Время стирать границы... 2021). В новых условиях более актуален вопрос, в какой мере она востребована в этом отношении мировым сообществом. По сути, введённые против нашей страны санкции не только негативно влияют на развитие отечественной морской деятельности, но и отодвигают нашу страну от интеграции в глобальную морскую экономику, а также ограничивают её участие в решении многих важных мировых проблем.

Между тем сама Россия намерена наращивать различные виды международного сотрудничества (Путин: Россия формирует. 2022). По итогам ПМЭФ-2022 просматриваются возможности для их реализации. Например, интерес к взаимодействию в сфере морского судоходства, в том числе в акватории Северного морского пути, проявлен со стороны представителей Индии и Китая (Мировой океан и. 2022).

* * *

В рамках работы ПМЭФ-2022 рассмотрены актуальные для экономики России проблемы, связанные с текущими изменениями геополитической обстановки. В центре обсуждения и экспертного анализа оказалась тема развития отечественного флота в новых условиях. Анализировалась также международная торговля и логистика морских транспортных перевозок. В качестве критически важного направления деятельности экстертами выделена работа, направленная на поиск путей преодоления организационно-технологических барьеров, выстраиваемых западными странами в целях вытеснения российского флота из океанских и морских акваторий.

Интерес представляют решения и рекомендации ПМЭФ-2022, сделанные в отношении технологического суверенитета, центральное место в котором, по мнению участников, занимают проблемы отечественного судостроения и судоремонта. В этом контексте были предложены идеи и решения, реализация которых могла бы содействовать ускоренному развитию этих отраслей. Среди них выделены такие направления, как совершенствование качества управления, внесение изменений в законодательство, стимулирование инвестиций в условиях внешних ограничений. Предметом особой заботы стал поиск источников финансирования судостроения. В частности, рекомендовано развивать флот национальных перевозчиков и переходить на другие форматы международной торговли (с FOB на CIF), что позволит осуществлять транспортировку углеводородов судами под российским флагом. Ранее средства от их перевозки шли в основном иностранным компаниям. В дальнейшем прибыль будет поступать в российский бюджет и может быть использована для целевого финансирования новых судостроительных программ.

Особое внимание уделено формированию обоснованной научно-технической линии развития, синхронизированной между различными отраслями промышленности, что позволило бы консолидировать ресурсы в условиях их дефицита.

В рамках обсуждения новых логистических маршрутов участники Форума выступили за форсированное проведение дополнительных мероприятий по обеспечению работы трансНаучно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №2

портных коридоров стратегического уровня, в частности, Северного морского пути, организацию глобальной логистики в международном формате «Север - Юг», использование потенциала речных маршрутов, поиск других перспективных логистических решений.

Важное место заняли проблемы комплексного регионального и международного отраслевого взаимодействия и координации, осуществляемого субъектами морской хозяйственной деятельности нашей страны и её приморскими территориями в условиях глобального санк-ционного давления.

Оценка рекомендаций ПМЭФ-2022 в целом позволяет сделать вывод о нацеленности правительства, профильных федеральных органов исполнительной власти и российского морского хозяйственного сообщества на скоординированное совершенствование деятельности, направленной на развитие промышленного морского сектора, перестройку стратегической логистики, механизмов международного взаимодействия в объёме, компенсирующем санкцион-ные ограничения и позволяющем продолжать линию России на защиту национального суверенитета.

Список литературы / References

Alphaliner TOP 100 (2022). Website. Available at:

https://alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100/ (accessed 20.07.2022).

Council Regulation (EU) 2022/328 of 25 February 2022 amending Regulation (EU) № 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. Official Journal of the European Union. 25.02.2022.

Russia sanctions regime. Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade. 2022. Available at: https://www.dfat.gov.au/international-relations/security/sanctions/sanctions-regimes/russia-sanctions-regime (accessed 20.07.2022).

Ардашова, П. (2022). Транспортный коридор «Север - Юг» соединит Россию, Индию и Иран. Российская газета. 12.07.2022. [Ardashova, P. (2022). «North - South» transport corridor will connect Russia, India and Iran. Rossiyskaya Gazeta. 12.07.2022. (in Russian).] Available at: https://rg.ru/2022/07/12/iz-mumbai-v-piter.html (accessed 20.07.2022).

Глава ОСК считает необходимым достижение технологического суверенитета в судостроении. Portnews. 16.06.2022. [The head of the USC considers it necessary to achieve technological sovereignty in shipbuilding. Portnews. 16.06.2022. (in Russian).] Available at: https://portnews.ru/news/330817/ (accessed 14.07.2022).

Инкотермс. Международные правила в области внешней торговли. Neftegaz.Ru. 13.08.2018. [Incoterms. International rules in the field of foreign trade. Neftegaz.Ru. 13.08.2022. (in Russian).] Available at: https://neftegaz.ru/tech-library/normativno-spravochnaya-informatsiya/142495-inkoterms/ (accessed 14.07.2022).

Колесникова, М.Л. (2022). Санкционное противодействие морскому сектору России: факты и комментарии // Аналитические записки Института Европы РАН 16(283): 1-9. [Kolesni-kova, M.L. (2022). Sanctions against the Russian maritime sector: facts and explanations. Analytical Papers of IE RAS 16(283): 1-9. (in Russian).] DOI: 10.15211/analytics21620223442

Мировой океан и глобальные трансформации: какой флот нужен России и миру? ПМЭФ-2022. 16.06.2022. [World Ocean and global transformations: what fleet does Russia and the world need? SPIEF-2022. 16.06.2022 (in Russian).] Available at:

https://forumspb.com/programme/business-programme/97755/ (accessed 20.07.2022).

Петербург отправит два рейса лихтеровоза по СМП в сторону Дальнего Востока. REG-

NUM. 27.06.2022. [Petersburg to send two barge carrier along the Northern Sea Route towards the Far East. REGNUM. 27.06.2022. (in Russian).] Available at: https://regnum.ru/news/polit/ 3630720.html (accessed 14.07.2022).

Татарстан войдёт в пакетные туры в рамках «Великого Волжского пути». РБК. 30.08. 2020. [Tatarstan to be included in charter tours within «The Great Volga River Route». RBC. 30.08. 2020. (in Russian).] Available at: https://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/5f4b4d289a7947bed95993ba (accessed 20.07.2022).

ОСК может начать судебные разбирательства по неисполненным договорам иностранных партнеров. ТАСС. 8.07.2022. [USC may start legal proceedings due to unfulfilled contracts of international partners. TASS. 08.07.2022. (in Russian).] Available at: https://tass.ru/ekonomika/15167157 (accessed 20.07.2022).

США ввели санкции против руководства и 28 «дочек» Объединённой судостроительной корпорации. TACC. 08.04.2022. [US imposed sanctions against the board of directors and 28 daughter-companies of USC. TASS. 08.04.2022. (in Russian).] Available at: https://tass.ru/ekonomika/14319395 (accessed 20.07.2022).

Эксперт: Петербург займёт ведущую роль в отгрузках с западной части РФ по СМП. TACC. 15.06.2022. [Expert: St. Petersburg will assume the leading role in shipments from Western part of Russia. TASS. 15.06.2022. (in Russian).] Available at: https://tass.ru/ekonomika/14921129? utm_source=y andex.ru&utm_medium=organi c&utm_campaign=yandex. ru&utm_referrer=yandex.ru (accessed 20.07.2022).

Астраханская область представит на ПМЭФ проект Каспийского кластера. ТАСС. 15.06.2022. [Astraknan region will present a project of the Caspian cluster at SPIEF. TASS. 15.06.2022. (in Russian).] Available at: https://tass.ru/ekonomika/14919117 (accessed 20.07.2022).

Путин: Россия формирует развитие транспортных коридоров для решения логистических проблем. ТАСС. 17.06.2022. [Putin: Russia is forming the development of transport corridors to solve logistic problems. TASS. 17.06.2022. (in Russian).] Available at: https://tass.ru/ekonomika/ 14953391?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referre r=yandex.ru (accessed 20.07.2022).

Экономика Мирового океана - впервые на повестке ПМЭФ. Фонд Росконгресс. 23.04. 2018. [World Ocean economy - for the first time of SPIEF agenda. Roscongress Fund. 23.04.2018. (in Russian).] Available at: https://roscongress.org/news/ekonomika-mirovogo-okeana-vpervye-na-povestke-pmef/ (accessed 20.07.2022).

Океан проблем: что может сделать человечество для спасения Мирового океана? Фонд Росконгресс. 08.06.2020. [An ocean of problems: what can humanity do to save the oceans? Roscongress Fund. 08.06.2020. (in Russian).] Available at: https://roscongress.org/news/okean-pro blem-chto-mozhet-sdelat-chelovechestvo-dlja-spasenija-mirovogo-okeana/ (accessed 20.07.2022).

Время стирать границы в океане: на пути к международным интеграционным проектам. Фонд Росконгресс. 04.06.2021. [It's time to erase borders on the oceans: the road to international integration projects. Roscongress Fund. 04.06.2021. (in Russian).] Available at: https://roscongress. org/sessions/spief-2021-vremya-stirat-granitsy-v-okeane-na-puti-k-mezhdunarodnym-integratsionnym-proektam/discussion/ (accessed 20.07.2022).

Чернышенко, Д. (2022). На ПМЭФ было заключено около 40 соглашений по развитию внутреннего туризма. Итоги Петербургского международного экономического форума. 21.06.2022. [Chernyshenko, D. (2022). Forty agreements on development of domestic tourism has been signed at SPIEF. The results of St. Petersburg International Economic Forum. 21.06.2022. (in Russian).] Available at: https://forumspb.com/news/news/dmitrij-chernyshenko-na-pmef-bylo-

zaklj ucheno-okolo-40-soglashenij -po-razvitij u-vnutrennego-turizma/ (accessed 20.07.2022).

Колесникова Марина Львовна,

научный сотрудник Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований ИЕ РАН.

E-mail: kml2007@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7137-1760

Kolesnikova Marina,

Research fellow at the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences E-mail: kml2007@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7137-1760

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.