УДК 339
Самсонова О.А.
студентка 1 курса магистратуры, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (Россия, г. Москва)
Глебов С.Д.
студент 1 курса магистратуры, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (Россия, г. Москва)
Мальцев О.Л.
к.э.н., доцент,
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
(Россия, г. Москва)
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ШЕРИНГОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: в статье рассматривается такое понятие, как «экономика шеринга» или «экономика совместного потребления». Во время исследования были выявлены преимущества и недостатки данной экономической модели на примере самых популярных участников шеринговой экономики. Целью данной статьи является обзор всех плюсов и минусов экономики совместного потребления, на основе которых в конечном итоге был сформулирован вывод о перспективе развития шеринговых сервисов.
Ключевые слова: Экономика шеринга, экономика совместного потребления, шеринг-бизнес, шеринговые сервисы.
«Шеринговая экономика» как термин появилась во времена Великой рецессии, однако происхождение данного термина так и не удалось выяснить. Возможно, первым использовал этот термин Лоуренс Лессинг в 2008 году.
Под экономикой шеринга понимают экономическую модель, которая распределяет активы между заинтересованными сторонами после координации через интернет. В качестве примера можно привести такую платформу как Л1гЬпЬ, которая невероятно популярна и при ее упоминании сразу же ассоциируется с экономикой шеринга. Благодаря этому люди по всему миру могут арендовать или одалживать кровати, автомобили, квартиры или же другие виды активов, всё что необходимо человеку, а все благодаря общению при помощи интернета между двух сторон.
Развитие экономики совместного пользования активно прослеживается в ряде отраслей. На сегодняшний день самыми типовыми направлениями считаются: аренда жилья для путешествий, поездки на автомобилях, уборка, предоставление ремонтных услуг и привлечение финансирования на проекты. Так же можно вызвать человека погулять с вашей собакой, пообедать в гостях у любителей вкусно готовить и вообще арендовать все что угодно. Интернет открывает для людей новые возможности, что мобилизует, улучшает и упрощает их жизнь. [3]
В ходе исследования были выявлены все плюсы и минусы данной экономической модели. К преимуществам относятся:
1. Независимость. У потребителя исчезла привязанность к месту работы или к месту жительства. Люди-фрилансеры теперь могут использовать платформу УоиОо, что позволяет им находить работу в любой части земного шара. Работа теперь не требует необходимости в офисе благодаря коворкинг-пространствам, которые легко можно арендовать. Все больше и больше людей хотят работать удаленно, а не быть привязанными к офису. Кроме фриланса на таких платформах можно найти человека, который уберет за вас квартиру за более низкую стоимость по сравнению с крупными клининговыми компаниями или же «мужа на час», что не менее удобно, репетитора для себя или своего ребенка - выбирай все что хочешь, изучай анкеты, ищи специалиста,
устанавливай свою планку цен и вперед, используй возможности эффективно. [1]
2. Экономические выгоды. Изучив отчет Deloitte, можно утверждать, что люди, которые находят жилье через АкЬпЬ вместо бронирования номеров в гостиницах, экономят в сутки 88$ в среднем. По прогнозам мировых аналитиков, экономика совместного потребления принесет их владельцам до 335 миллиардов долларов к 2025 году.
3. Укрепление доверия. Честность и прозрачность - секрет получения более высоких рейтингов на каждой платформе. Ба& - Барселонская компания, отличный пример стремления сделать городскую жизнь доступной по всюду и для всех. Кроме этого, каждая компания заботится о своей репутации, поэтому такие организации следят за обратной связью (са11-центры или общедоступные почтовые адреса) и делают все ради комфорта потребителей для того, чтобы расширить и сохранить их клиентскую базу.
4. Рациональное потребление. Экономика совместного пользования помогает зарабатывать деньги на «простаивающих» вещах, люди делятся не нужными вещами друг с другом, тем самым уменьшая количество отходов и давая вещам вторую жизнь, а не место на помойке. Платформа Eatwith помогает найти компанию для ужина или же позволит с кем-то обменяться не нужными продуктами из своего холодильника. Такие платформы как Юла и Ауйо позволяют продавать любой не используемый товар, найти себе маленького домашнего пушистого друга, обеспечить работой или необходимыми услугами, что значительно упрощают повседневную жизнь. Так же данными шеринг-сервисами пользуются предприниматели, хорошо зарабатывая и торгуя продукцией Китайского производства и не только. [4]
5. Гибкость. Существуют транспортные платформы совместного пользования такие, как ЕсооИга и Yego в Испании, занимающиеся обменом электронных скутеров, как Bicing - компания, связанная с обменом велосипедами, как Amovens и В!аЫасаг, помогающие преодолевать дальние
расстояния, или как немецкие car2go и drivenow, предлагающие услуги по обмену автомобилями в крупных городах Европы, благодаря которым жизнь ускоряется и становится проще. Просто открыв приложение и проверив его, можно найти наиболее близкое к пользователю транспортное средство, затем одним кликом можно его зарезервировать и готово - заказчик стал хозяином автомобиля на промежуток времени, которое оплатил.
Шеринговая экономика имеет и ряд недостатков, такие как:
1. Безопасность. Защиту от недобросовестных пользователей не может предложить ни одна система рейтингов на 100% основе. Такие клиенты способны разбить каршеринговый автомобиль или испортить жилье. Часто бывает, что качество продуктов и услуг никак не регулируется. Ярким примером являются апартаменты и гостиницы. Различие только в том, что гостиницы проверяются, а апартаменты нет. Так же Луйо и Юла. Бывают частые случаи, когда предоставляются некачественные услуги: аферисты-риелторы, нечестные работодатели, бракованная продукция и многое другое. Под должной защитой не находится и база номеров, что означает попадание под атаку телефонных мошенников и рекламных звонков после первого же указания своего номера телефона.
2. Пробелы в законодательном регулировании. Пока что на данный момент экономика совместного пользования подразумевает нерегулируемый рынок. Основной проблемой является не готовность страны законодательно регулировать шеринговую экономику, постоянно происходит уклонение от выплаты налогов, однако власти упорно работают, чтобы ввести в законодательство такой термин, как «шеринговая экономика» или «экономика совместно потребления». В Российской Федерации ФАС представил пятый антимонопольный пакет, который позволит внедрить антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики. [5]
3. Нестабильность. Такие платформы крайне нестабильны в заработке. Люди, желающие заработать дополнительные деньги, чтобы быстро выплатить
долг или для экономии на крупной покупке, могут получить экономическую выгоду. Однако, если у потребителя такие платформы являются основным источником его доходов и единственным, то обеспечить приемлемый уровень жизни через них будет крайне сложно. Если человек захочет стать фрилансером на онлайн-платформах, ему придется заплатить определённый взнос. В качестве примера возьмем YouDo. Данная онлайн-платформа предлагает список тарифов. От выбранного тарифа будет зависеть количество откликов. Чем больше откликается пользователь в ответ, тем вероятность получения заказа выше, но количество не всегда может быть экономически выгодным, так как можно «прогореть» оставшись не только в нуле, но и можно уйти в минус. [2]
4. Проблемы роста. Данная бизнес-модель так же имеет проблемное развитие. Шеринговая экономика составляет хорошую конкуренцию традиционной экономике на данный момент, поэтому многие классические компании пытаются препятствовать стремительному развитию экономики совместного пользования. Самым ярким примером является ситуация с Uber и Cabify. Испания была полностью парализована и пережила национальную забастовку против данных компаний, которая становилась все жестче и жестче. Есть опасения, что слишком быстрый рост шеринговой экономики может погубить традиционные структуры, что негативно отразится на экономических показателях.
Экономика совместного пользования развивается и становится всё популярнее и популярнее среди потребителей, однако присутствуют явные недочеты, с которыми владельцам компаний будет очень сложно справиться. Но если сравнивать традиционную экономику с экономикой совместного потребления, то шеринг-компании имеют ряд преимуществ и стали серьёзными конкурентами на рынке для классических организаций и для государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Артамонова A. Купить нельзя - арендовать: сработают ли сервисы совместного потребления только для дорогостоящего имущества? / А. Артамонова. URL: http://www.forbes.ru/ (дата обращения: 03.06.2020).
Бычков А.И. Правовое регулирование экономики совместного потребления. М.: Инфотропик Медиа, 2019.
Долгова, М. В. Дрязгина, Е. С. Экономика совместного потребления как новая бизнес-модель / М. В. Долгова, Е. С. Дрязгина // Финансы. Деньги. Инвестиции. Скрипкин А. Ты — мне, я — тебе / А. Скрипкин. URL: https://mybiz.ru/ (дата обращения: 04.06.2020) https://moscow.fas.gov.ru/