Научная статья на тему 'Плюсы и минусы "национальной музейной политики": краеведческий музей в Евпатории (20-30-е годы ХХ века)'

Плюсы и минусы "национальной музейной политики": краеведческий музей в Евпатории (20-30-е годы ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / ГЛАВМУЗЕЙ НАРКОМАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР / MUSEUMS / КРЫМСКИЙ КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА И СТАРИНЫ (КРЫМОХРИС) / КРЫМСКАЯ АССР / CRIMEAN ASSR / GLAVMUZEY OF THE STATE COMMISSARIAT OF EDUCATION OF RSFSR / CRIMEAN COMMITTEE FOR THE PROTECTION OF ART AND ANTIQUITIES (KRYMOKHRIS) / П.Я. ЧЕПУРИНА / А.И. ПОЛКАНОВ / A.I. POLKANOV / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ETHNOGRAPHIC EXPEDITION / P.YA. CHEPOURINА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаева Улькер Кязимовна

В научный оборот вводится новый корпус архивных документов, посвященный истории музейного строительства в Крыму в первой половине 20-х гг. ХХ в., выявленный в фондах ГАРФ (г. Москва). Анализируется участие центральных органов Народного комиссариата просвещения РСФСР в этом процессе, представляются формы взаимодействия руководящих органов и их региональных подразделений в обеспечении организационной, методической, материальной, исследовательской инициативы в процессе работы крымских музеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advantages and disadvantages of "national museum policy": museum in Yevpatoriya (20-30-ies of XX century)

The new case of archival documents devoted to the history of museum building in the Crimea in first half of the 20th ХХ century is entered into a scientific turn, revealed in funds the State Archive of Russian Federation (Moscow). Participation of the central bodies of the State commissariat of education of RSFSR in this process is analyzed, forms of interaction of directing bodies and their regional divisions in maintenance of the organizational, methodical, material, research initiative in the course of work of the Crimean museums are represented

Текст научной работы на тему «Плюсы и минусы "национальной музейной политики": краеведческий музей в Евпатории (20-30-е годы ХХ века)»

Культура

УДК 39 (477.75):001.891 - 057.4"19"1920-1931

Плюсы и минусы «национальной музейной политики»: краеведческий музей в Евпатории (20-30-е годы ХХ века)

Улькер Мусаева

(Крымский инженерно-педагогический университет)

Аннотация: В научный оборот вводится новый корпус архивных документов, посвященный истории музейного строительства в Крыму в первой половине 20-х гг. ХХ в., выявленный в фондах ГАРФ (г. Москва). Анализируется участие центральных органов Народного комиссариата просвещения РСФСР в этом процессе, представляются формы взаимодействия руководящих органов и их региональных подразделений в обеспечении организационной, методической, материальной, исследовательской инициативы в процессе работы крымских музеев.

Ключевые слова: музеи, Крымская АССР, Главмузей Наркомата просвещения РСФСР, Крымский комитет по охране памятников искусства и старины (КрымОХРИС), П.Я. Чепурина, А.И. Полканов, этнографическая экспедиция.

Развитие этнографических исследований в Крыму в 1920-е годы непосредственно связано с деятельностью выдающегося евпаторийского краеведа, директора Евпаторийского археолого-этнографического музея Полины Яковлевны Чепуриной (18801947 гг.). Ее имя было забыто вплоть до конца ХХ века. Впервые ее роль в развитии татароведческих штудий была отмечена проф.

Д.П. Урсу [11, с. 22-23]. На основе выявленных нами в архивах Москвы, Симферополя и Санкт-Петербурга биографических документов удалось восстановить основные этапы жизни и творчества ученой. При этом особую ценность благодаря содержанию важной биографической информации имеет выявленная в научном архиве ГМВ докладная записка П.Я. Чепуриной представителю Крымской АССР при ВЦИК, написанная в августе 1935 г. [2, л. 4-5].

П.Я. Чепурина родилась 8 октября 1880 г. в Киеве в семье священника [1, л. 12]. После традиционного курса домашнего образования она окончила Евпаторийскую гимназию, а затем Одесское художественное училище. Образование было продолжено через несколько лет в Московском археологическом институте, где Полина Яковлевна получила специальность «археолог-художник» [10, с. 33]. Ее научным наставником в Институте была известный этнограф Вера Николаевна Харузина (18861931) [8, с. 227-229]. Значительным этапом в научном развитии П.Я. Чепуриной стала ее поездка в Европу в 1898 году (7 месяцев в Италии и 3 месяца в Германии), где она изучала народное искусство [1, л. 38об]. В 1903-1910 гг. П.Я. Чепурина работала в Одессе - фабричной воскресной школе [1, л. 58-59] и одновременно - на Одесской художественно-промышленной выставке. А затем «по собственному почину занялась собиранием и изучением крымскотатарского орнамента». «К изучению крымско-татарского бытового искусства я подошла еще в 1910-11 гг.», - вспоминала ученая [5, л. 4]. В 1910-1911 гг. состоялась ее первая научная экспедиция по Крыму, где она собирала крымскотатарское орнаментное шитье. Маршрут экспедиции охватил Юго-Восточный Крым: Отузы, Козы, Токлук, Судак, Таракташ, Кап-сихор, Кутлак, Ай-Серез. Главной находкой стало творчество художницы-рисовальщицы орнамента и технического мастерства Айше Мамбетовой из деревни Отузы.

По приглашению Евпаторийского наробраза П.Я. Чепурина заняла должность заведующей музея, открытом в конце 1920 г. Заполняя анкету Комиссариата внутренних дел Крымской АССР для граждан, вступающих в РОПИК, П.Я. Чепурина так определила свои цели в работе Общества: «Научно-художественное изучение Крыма за период Х11-ХУШ века» [1, л. 38об].

Начало научных исследований П.Я. Чепуриной в области изучения крымскотатарского и караимского народного искусства относится к началу 1910-х годов, когда ею были прочитаны первые научные доклады, посвященные этому вопросу. По результатам экспедиции 1910-1911 гг. в Русском географическом обществе ею был сделан доклад «Культура и быт крымских татар». Позже, обучаясь у В.Н. Харузиной, на заседании этнографического кружка при Археологическом институте она прочла доклады: «Орнамент крымскотатарской вышивки», «Быт, искусство и архитектура крымских татар» [5, л. 4]. В 1923 г. на географическом отделении Первого Московского государственного университета Полина Яковлевна выступила с сообщениями «Евпаторийская старина и орнамент крымских татар» [9, л. 103] и «Бытовое искусство крымских татар и памятники старины» [3, л. 1-2]. По данным докладной записки П.Я. Чепуриной на имя заведующего Евпаторийским отделом народного образования от 20 октября 1924 г. ею были разработаны научно-популярные лекции: «Евпатория в прошлом: По материалам раскопок 1916-1917 годов», «Татарское орнаментарное искусство», «Караимское искусство как одно из слагаемых искусства Востока». Краевед предлагала сделать выступления платными, а средства перечислить в фонд Ассоциации любителей караимской старины и искусства [2, л. 11]. Одновременно этнограф не прекращала своей основной работы по копированию образцов бытового искусства народов Крыма, создавая беспрецедентную по объему и научному значению коллекцию этнографических рисунков [5, л. 4 об].

Первая из выявленных публикаций П.Я. Чепуриной появилась в издании РОПИК - журнале «Крым» в 1925 г.: «Евпатория - ее живая археология» [13, с. 73-74]. Статья носила информативный характер. В ней тезисно были изложены основные этапы истории развития города и дана характеристика наиболее значимым экскурсионным объектам. В статье дается характеристика евпаторийской Караимской библиотеки-музея, приютившейся «в низеньком старинном доме» вблизи кенасы и городского «музея краеведения». В это время в музее действовало 5 отделов: 1) караимский, с предметами религиозного культа и бытовыми; 2) татарско-ногайский (на материалах Евпаторийского уезда); 3) археологический, посвященный раскопкам Керкинитиды; 4) ку-

рортно-бальнеологический и 5) производственный, посвященный Сакским соляным промыслам и бромному заводу.

25 июня 1925 г. П.Я. Чепурина выступила на заседании РОПИК с развернутым докладом «Этнография и историко-худо-жественные материалы Крыма», основу которого составила характеристика новых поступлений этнографического отдела музея и местной коллекции рисунков предметов быта крымских татар и караимов [7, с. 306]. В следующем году в журнале «Крым» П.Я. Чепурина поместила очерк «Евпаторийский музей» [12, с. 200], где кратко остановилась на характеристике предметов культуры караимов и крымских татар, представленных в экспозиции.

В плане научно-исследовательской работы Евпаторийского краеведческого музея на 1925-1926 годы заведующая наметила двухнедельную командировку в Москву и Ленинград для знакомства с постановкой научной обработки и охраны предметов этнографии: тканей, вышивок, кустарного производства. Намечалось провести систему каталогизации и классификации собрания предметов быта крымских татар и караимов. Отдельным пунктом были указаны разработки в области караимской библиографии. В заключении к плану научной работы П.Я. Чепурина отметила, что накопленный этнографический, художественный и фольклорный материалы вполне могли бы стать основой для фундаментальных научных исследований [4, л. 1-4].

На Международной выставке декоративного искусства и современной художественной промышленности, состоявшейся в 1925 г. в Париже, представленные П.Я. Чепуриной вышивки крымских татар были удостоены бронзовой медали. Этот успех вдохновил краеведа на работу, целью которой было восстановить по всему Крыму угасавшее к тому времени искусство шитья и ткачества, а по мере возможности и других ремесленных производств, продукция которых достигала высокого художественного уровня. К этой работе она привлекла известных ей мастериц и в последующие годы на базе Бахчисарайского дворца периодически работали четырехмесячные курсы, которые должны были положить начало формированию вышивально-ткацких артелей.

Этнографическая коллекция Евпаторийского музея по караимам, крымским татарам и ногайцам была отмечена в отдельной публикации журнала «Этнография» (1926 г.) как наиболее

полная и представляющая научный интерес для дальнейших теоретических исследований [6, с. 305]. В августе 1926 г. специально для изучения этнографических собраний музея в Евпаторию приехал сотрудник Исторического музея (Москва) А. Клейн. Сохранилась рукопись его «Отчета о командировке в Крым для изучения собрания древних тканей и вышивок в местных музеях» [4, л. 44-46]. А. Клейн отметил наличие в фондах музея «огромного собрания одежды и тканей как экспонированных, так и хранящихся в запасных залах, в общей сложности насчитывающего 720 экземпляров, из которых большая часть падает на бытовые памятники и меньшая - на памятники религиозного культа. Это предметы быта татар и культовые караимские вещи» [4, л. 44]. Отметив «высокую ценность коллекций» крымскотатарских и караимских вещей А. Клейн заметил, что «Больше всего меня поразило, что ткани, из которых изготовлены даже культовые предметы караимов, относятся не к их работе, а к продукции самых разных фабрик и кустарных производств Востока, Запада и Центра России. Время их изготовления не отвечало той датировке, которая предварительно указывалась» [4, л. 45].

Таким образом, в течение 1920-х годов в Евпаторийском музее «Искусство старины» - Археолого-этнографическом Краеведческом музее г. Евпатории оформился этнографический отдел, состоящий из подотделов: крымскотатарского и караимского. Последний по качеству и количеству материала занимал центральное место. Евпаторийскими этнографами были собраны уникальные коллекции по культуре караимов и крымских татар, которые приобрели всемирную известность (собрания орнамента, шитья и тканья крымских татар И.С. Аирчинского и П.Я. Чепу-риной).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГА РК. Ф. Р-138, оп. 1, д. 10.

2. ГА РК. Ф. Р-138, оп. 1, д. 6.

3. ГА РК. Ф. Р-663, оп. 7, д. 115.

4. ГИМ РФ ОПИ. Ф. 54, оп. 1, д. 999.

5. ГМВ. Оп. 2, сшивка 6, д. 115.

6. Д-н А. Этнографические музеи в Крыму // Этнография. 1926. № 1/2.

7. Из деятельности Российского общества по изучению Крыма // Этнография. 1926. № 1/2.

8. Непомнящий А.А. 1сторичне кримознавство (шнець XVIII - початок ХХ столггтя): Бюб1блюграф1чне дослвдження. Омферополь, 2003.

9. ПФАРАН. Ф. 155, оп. 2, д. 747.

10. Урсу Д.П. Очерки истории культуры крымскотатарского народа (1921-1941). Симферополь, 1999.

11. Урсу Д.П. Востоковедение и востоковеды Крыма (1918-1941) // Востоковедный сборник. Вып. 1.Симферополь, 1997.

12. Чепурина П.Я. Евпаторийский музей // Крым. 1926. № 2.

13. Чепурина П.Я. Евпатория - ее живая археология // Крым. 1925.

№ 1.

Сведения об авторе: Улькер Кязимовна Мусаева - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет» (95000, пер. Учебный, 8, Симферополь, Крым); musaeva_ulker@mail.ru

Advantages and disadvantages of «national museum

policy»: museum in Yevpatoriya (20-30-ies of XX century)

Ulker Musaeva

(Crimean Engineering and Pedagogical University)

Abstract: The new case of archival documents devoted to the history of museum building in the Crimea in first half of the 20th XX century is entered into a scientific turn, revealed in funds the State Archive of Russian Federation (Moscow). Participation of the central bodies of the State commissariat of education of RSFSR in this process is analyzed, forms of interaction of directing bodies and their regional divisions in maintenance of the organizational, methodical, material, research initiative in the course of work of the Crimean museums are represented.

Keywords: museums, Crimean ASSR, Glavmuzey of the State commissariat of education of RSFSR, Crimean Committee for the Protection of art and antiquities (KrymOKhRIS), P.Ya. Chepourina, A.I. Polkanov, ethnographic expedition.

REFERENCES

1. GA RK. F. R-138, op. 1, d. 10.

2. GA RK. F. R-138, op. 1, d. 6.

3. GA RK. F. R-663, op. 7, d. 115.

4. GIM RF OPI. F. 54, op. 1, d. 999.

5. GMV. Op. 2, sshivka 6, d. 115.

6. D-n A. Etnograficheskie muzei v Krymu [Ethnographical museums in the Crimea]. Etnografiya [Ethnography], 1926, no. 1/2.

7. Iz deyatel'nosti Rossiyskogo obshchestva po izucheniyu Kryma [From the activities of Russian society on studying the Crimea]. Etnografiya [Ethnography], 1926, no. 1/2.

8. Nepomnyashchiy A.A. Istorichne krimoznavstvo (kinets' XVIII -pochatok XX stolittya). Biobibliografichne doslidzhennya [Historical studying of the Crimea (beginning of the XVIII century). Bibliographical investigations]. Simferopol, 2003.

9. PFARAN. F. 155, op. 2, d. 747.

10. Ursu D.P. Ocherki istorii kul'tury krymskotatarskogo naroda (1921-1941) [Sketches on history of culture of the Crimean Tatar people]. Simferopol, 1999.

11. Ursu D.P. Vostokovedenie i vostokovedy Kryma (1918-1941) [Oriental studies and orientalists of the Crimea]. Vostokovednyy sbornik [A collection of materials in oriental studies]. Issue 1. Simferopol, 1997.

12. Chepurina P.Ya. Evpatoriyskiy muzey [A museum of Evpatoriya]. Krym [The Crimea], 1926, no. 2.

13. Chepurina P.Ya. Evpatoriya - ee zhivaya arkheologiya [Evpatoriya - its living archaeology]. Krym [The Crimea], 1925, no. 1.

About the author: Ulker Kayzimovna Musaeva - Cand. Sci. (History), assistant professor, the Chair of history, Crimean Engineering and Pedagogical University (95000, Uchebnyy lane, 8, Simferopol, Crimea); musaeva_ulker@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.