Научная статья на тему 'ПЛОСКОСТНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

ПЛОСКОСТНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ПЛОСКОСТНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Медянкина Наталья Юрьевна

Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие зрительно-моторной координации детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями. В качестве одного из эффективных средств развития зрительно-моторной координации дошкольников со зрительными нарушениями авторы рассматривают коррекционно-развивающую работу с использованием плоскостного конструирования. В статье охарактеризована программа коррекционных занятий, раскрыты организационные аспекты проведения занятий, рассмотрены методы, формы, средства, используемые в целях коррекции зрительно-моторной координации дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Медянкина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANAR CONSTRUCTION AS A MEANS OF DEVELOPING VISUAL-MOTOR COORDINATION OF PRESCHOOLERS WITH VISUAL IMPAIRMENTS

The article is devoted to the problem of improving the content and organization of correctional and pedagogical work aimed at the development of visual-motor coordination of preschool children with visual impairments. As one of the effective means of developing visual-motor coordination of preschoolers with visual impairments, the authors consider correctional and developmental work using plane construction. The article describes the program of correctional classes, discloses the organizational aspects of conducting classes, examines the methods, forms, means used to correct the visual-motor coordination of preschoolers.

Текст научной работы на тему «ПЛОСКОСТНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Автор не претендует на полноту выделенных проблем, но факторный подход поможет в поиске ориентиров для их обозначения и последующего решения.

Литература:

1. Галяев В.С., Гасанова З.А. О классификации моделей дистанционного обучения // Высшее образование в России. -2012. - №4. - С. 103-108.

2. Голивкин А.П. Актуальные проблемы дистанционного образования // StudNet. - 2020. - №8. - С. 419-423.

3. Дедюхин Д.Д., Баландин А.А., Попова Е.И. Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 5. - С. 17.

4. Землянухина Н.С. Дистанционное высшее образование в России: проблемы и перспективы // Гуманитарный научный журнал. - 2018. - №1-1. - С. 10-13.

5. Как вузы перестали бояться дистанта и как это связано с качеством образования. URL: https://skillbox.ru/media/education/kak-vuzy-perestali-boyatsya-distanta/

6. Кумохин А.Г., Качаев Р.И. Актуальные проблемы дистанционного обучения // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - №4. - С. 304-307

7. Медведева Ж.В., Дорохова Н.Д., Вебер Д.А. Некоторые проблемы дистанционного образования в области гуманитарных наук // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 63-65.

8. Мусихина Л.В. Проблемы дистанционного образования // International scientific review. - 2021. - № LXXXI. -С. 25-28.

9. Рогачёва П.С., Семергей С.В. Проблемы дистанционного образования в период пандемии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2020. - №4. - С. 85-93.

10. Рубинштейн М.М. Проблемы учителя. - М., 1926. - С. 167.

11. Тимофеева Е.В., Косачева Т.А., Клейменова М.Н. Новые требования к преподавателям в свете комплексного подхода к содержанию дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-3. - С. 213-216.

12. Фадеев Е.В. Организационные и психологические проблемы дистанционного обучения // МНКО. - 2017. - №3 (64). - С. 308-310

Педагогика

УДК 159.9:376(045)

кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Медянкина Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПЛОСКОСТНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие зрительно-моторной координации детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями. В качестве одного из эффективных средств развития зрительно-моторной координации дошкольников со зрительными нарушениями авторы рассматривают коррекционно-развивающую работу с использованием плоскостного конструирования. В статье охарактеризована программа коррекционных занятий, раскрыты организационные аспекты проведения занятий, рассмотрены методы, формы, средства, используемые в целях коррекции зрительно-моторной координации дошкольников.

Ключевые слова: зрительно-моторная координация, дети с нарушениями зрения, дошкольный возраст, коррекционно-развивающая работа, плоскостное конструирование.

Annotation. The article is devoted to the problem of improving the content and organization of correctional and pedagogical work aimed at the development of visual-motor coordination of preschool children with visual impairments. As one of the effective means of developing visual-motor coordination of preschoolers with visual impairments, the authors consider correctional and developmental work using plane construction. The article describes the program of correctional classes, discloses the organizational aspects of conducting classes, examines the methods, forms, means used to correct the visual-motor coordination of preschoolers.

Keywords: hand-eye coordination, children with visual impairments, preschool age, correctional and developmental work, plane construction.

Введение. Зрительно-моторная координация имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него данной системы.

В преобладающем большинстве случаев нарушение зрения сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми и учебными навыками. У детей со зрительными нарушениями развитие координационных способностей, в частности, координационных движений под контролем зрения, имеет основополагающее значение. Нарушение развития или недостаточная сформированность зрительно-моторной координации отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на развитии познавательной сферы, трудовом воспитании и обучении деятельности.

Для выявления особенностей развития зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением зрения нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МАДОУ детский сад № 6 комбинированного вида г. Звенигород Московской области. В нем приняли участие 11 детей со зрительной патологией. Возраст воспитанников 5-6 лет. Обобщив результаты выполнения испытуемыми заданий констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что зрительно-моторная координация у детей данной категории развита недостаточно. Лишь у 10,6% испытуемых наблюдались четкие, выверенные и точно скоординированные движения, моторика пальцев обеих рук развита в соответствии с возрастной нормой, при осуществлении сложнодозированных и несимметричных движений двумя руками движения обеих рук были размеренными, правильно поставленными в пространстве. У остальных испытуемых качество выполнения движений под контролем зрения было в той или иной степени снижено. Полученные результаты эксперимента указывали на

необходимость проведения работы, направленной на развитие и коррекцию зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением зрения.

В системе учебно-воспитательной работы с детьми с нарушением зрения коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование и развитие зрительно-моторной координации, имеет немаловажное значение именно в дошкольном возрасте, поскольку уровень ее развития напрямую влияет на формирование общественно выработанных сенсорных эталонов, объем и качество представлений, формирование предметной и ориентировочно-исследовательской деятельности, навыков письма, графических навыков, а также на умственное развитие ребенка в целом.

Конструктивная деятельность является составной частью перцептивно-действенного и образного компонента познавательной деятельности и имеет большое дефектологическое значение. Многие исследователи (Л.А. Головчиц, Г.И. Обухова, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, И.А. Люкова, В.В. Холмовская, Н.М. Крылова, В.Г. Нечаева) указывали на значительный потенциал конструктивной деятельности в плане развития зрительно-моторной координации. Плоскостному конструированию как средству развития зрительно-моторной координации детей с нарушениями зрения уделяли внимание Н.И. Непомнящая, А.М. Леушина, А.М. Пышкало. Проанализировав разработанную в специальной педагогике проблему обучения конструированию детей с проблемами в развитии, приходим к заключению, что исследователи отмечают специально организованную конструктивную деятельность как положительный фактор, влияющий на ход психического развития ребенка, в том числе, на развитие зрительно-моторной координации [2; 3; 5]. Вместе с тем, остаются недостаточно освещенными вопросы применения отдельных видов конструирования, в частности, плоскостного, в качестве средства развития и коррекции зрительно-моторной координации дошкольников с нарушениями зрения.

Целью статьи является раскрытие содержания и организационно-методических аспектов развития зрительно-моторной координации дошкольников с нарушениями зрения средствами плоскостного конструирования.

Изложение основного материала статьи. Моделирование предметно-пространственных ситуаций различной степени сложности в процессе плоскостного конструирования создает условия для психического развития ребенка, в том числе оказывая положительное влияние на развитие зрительно-двигательной системы у проблемных детей. Под плоскостным конструированием принято понимать обучение детей построению различных изображений на плоскости. К данному виду конструирования принято относить работу с мозаикой, выкладывание геометрических фигур, мягких плоскостных конструкторов, блоков Дьеныша, палочек Кьюзенера, выкладывание счетных палочек, выкладывание пуговицами и др.

Принимая во внимание большие потенциальные возможности данного вида деятельности, мы выстроили методику экспериментального обучения на работе с плоскостными конструкторами различного характера. Рассматриваемый вид конструирования требует сформированного навыка зрительного анализа, знания формы и размера, различия геометрических фигур. Используя плоскостное конструирование как средство развития и коррекции зрительно-моторной координации дошкольников с нарушением зрения, можно решить следующие задачи:

- развивать моторную ловкость при выполнении действий с предметами;

- способствовать развитию способности выполнять точно дозированные движения;

- формировать умение выполнять ассиметричные движения;

- развивать плавность движения рук, организацию их в пространстве;

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- способствовать формированию положительной самооценки ребенка.

Создавая плоскостную конструкцию, дети выполняют зрительный анализ конструируемого объекта, определяют и соотносят с образцом необходимые детали с учетом их формы, цвета, размера, соединяют детали в единую конструкцию на плоскости, добиваясь точного совмещения их граней, чтобы обеспечить целостность объекта. Данная деятельность развивает точность и согласованность движений под контролем зрения [1; 4].

В ходе формирующего эксперимента нами было разработано содержание программы коррекционных занятий, направленных на развитие зрительно-моторной координации с применением технологии плоскостного конструирования «Затейники». Программа коррекционных занятий «Затейники» рассчитана на 1 год обучения и предполагала работу с детьми с нарушенным зрением старшей группы дошкольной образовательной организации. Занятия проводились 1-2 раза в месяц. Занятия проводились с детьми подгруппами и индивидуально. Продолжительность группового занятия 30 минут, индивидуального - 20 минут. Занятия были включены в имеющуюся в дошкольной образовательной организации коррекционно-развивающую программу. Для реализации задач коррекционной работы нами были использованы следующие методы:

1. Словесные методы: беседа, объяснение, повторение.

2. Наглядные методы: демонстрация образцов рисунков, построек из деталей конструктора, используемых в коррекционной работе.

3. Практические методы: упражнения.

Основным методом, применяемым нами из вышеперечисленных, являлись упражнения. Нами были разработаны различные виды упражнений с использованием плоскостного конструирования, которые могут быть использованы в коррекционной работе по развитию зрительно-моторной координации дошкольников со зрительными нарушениями. Большинство упражнений предъявлялось детям в игровой форме, так как в игре материал лучше усваивается. Данный способ представления заданий стимулирует и активизирует деятельность детей.

Разработанные упражнения были разделены нами на несколько видов:

- упражнения на плоскостное конструирование, которые предполагали наложение деталей конструктора на графический образец постройки для создания объемной фигуры (упражнения «Наложи», «Замок»);

- упражнения на плоскостное конструирование по образцу, представленному готовой конструкцией, которые предполагали, что ребенок должен достроить половину данной ему конструкции (упражнения «Дострой»);

- упражнения на плоскостное конструирование по графическому образцу, в ходе которых дошкольник должен был построить конструкцию, ориентируясь на данный ему наглядный образец (упражнения «Транспорт», «Пирамидка», «Домики», «Паровоз», «Цветок», «Смастери», «Подбери»);

- упражнения на плоскостное конструирование по словесной инструкции, которые предполагали составление конструкции по замыслу; данный вид заданий является самым сложным из представленных, так как дошкольник самостоятельно определяет содержание конструкции и способы ее построения (упражнения «Строители», «Сложи из палочек», «Фигурки», «Дом», «Вид из окна», «Семья», «Картина»);

Разработанные нами упражнения были направлены на развитие способности ребенка выполнять задания предметного характера, используя детали плоскостного конструктора. Они предполагали работу с черно-белыми и цветными образцами конструкций, деталями плоскостного конструктора различного характера. В частности, нами был разработан плоскостной конструктор, работа с которым способствовала решению ряда задач, связанных с развитием согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Конструктор представляет собой набор деталей - квадратов со стороной 4 см, на лицевой стороне которых изображены разнообразные по форме и размерам элементы. В основном, это геометрические фигуры и их части (треугольники, квадраты, круги, полуовалы, ромбы и т.п.). Изображенные на деталях элементы имеют определенную толщину, что делает их выпуклыми и дает возможность в работе с конструктором использовать осязательное обследование формы и величины элементов. Основной фон всех деталей конструктора белого цвета; окраска изображенных на деталях элементов представлена четырьмя цветами: черным, красным, синим, зеленым. Детали-квадраты используются в эксперименте как отдельные объекты (если на них изображены целостные фигуры), и как детали, позволяющие создавать предметные и непредметные конструкции.

Специально разработанный нами плоскостной конструктор, описанный выше, позволил организовать условия для решения главной стоящей перед нами задачи - способствовать формированию координированных движений, осуществляемых под контролем зрения. Моделирование конструкций различной степени сложности с использованием данного конструктора создавало условия для развития навыка прослеживания глазами за действием руки, развития умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи, развития осязательных и моторных функций.

Также для упражнений использовались и другие материалы: набор счетных материалов, блоки Дьенеша, игра «Танграм», пособие «Сложи квадрат» Б.П. Никитина, мягкая магнитная мозаика, счетные палочки, вкладыши пособия «Тетрис», палочки Кьюизинера, деревянный плоскостной конструктор и др.

Упражнения предъявлялись дошкольникам по принципу от простых к сложным. На первых занятиях использовались упражнения, где дошкольник работает с графическими образцами и образцами готовых построек, затем задания постепенно усложняются за счет проявления ребенком самостоятельности и свободы творчества в конструировании. Педагог направляет и помогает, но конструктивный замысел исходит от самого дошкольника.

Разработанные нами коррекционные занятия имели следующую структуру:

1. Вводная часть.

Цель - настроить детей на совместную работу, пробудить интерес к деятельности, которой будут заниматься дети, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В данную часть коррекционного занятия нами была включена мозговая гимнастика. Данная гимнастика представляла небольшой комплекс упражнений, помогающий снять эмоциональное напряжение, способствующий развитию мышц руки и улучшению работы мозга в целом.

2. Основная часть.

Данная часть представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие зрительно-моторной координации дошкольников. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Каждое задание побуждает детей к совместному творчеству, проявлению самостоятельности, что способствует двигательному развитию. Занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу менее утомляемой. После графического задания мы включили зрительную гимнастику, которая позволяет снять зрительную утомляемость и продолжить работу в заданном темпе.

3. Завершающая часть.

В эту часть занятия мы включили рефлексию. У ребенка есть возможность оценить свою работу и поделиться впечатлениями от занятия.

Выводы. Апробация представленной выше программы коррекционных занятий в рамках формирующего эксперимента показала, что при соблюдении предлагаемых нами коррекционно-педагогических и методических условий ее реализации данная работа способствует развитию и коррекции компонентов зрительно-моторной координации дошкольников с нарушениями зрения: зрительного восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентации. Работа с деталями конструктора различной степени сложности является эффективной и создает условия для развития зрительно-двигательной системы детей со зрительной патологией. Подводя итоги сказанному выше, следует отметить, что занятия в кружке конструирования могут способствовать развитию зрительно-моторной координации детей с нарушениями зрения дошкольного возраста только при условии их организации с учетом образовательных потребностей детей данной категории.

Литература:

1. Дровосекова, Е.А., Дровосеков С.Э. Особенности зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения / Е.А. Дровосекова. - Текст: электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 44. -С. 174-178. - URL: http://e-koncept.ru/2017/570169.htm.

2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - Москва: Высшее образование, 2009. - 460 с. - Текст: непосредственный.

3. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие / Л.И. Плаксина. - Москва: РАОИКП, 1999. - 100 с. - Текст: непосредственный.

4. Ремезова, Л.А. Коррекция недостатков развития конструктивной деятельности у дошкольников с косоглазием и амблиопией: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ремезова Лариса Асхатовна. -Самара: ООО «НТЦ», 2002. - 136 с. - Текст: непосредственный.

5. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения / Л.А. Ремезова. - Самара: ООО «НТЦ», 2002. - 136 с. - Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.