123
УДК 159.937.2
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Силантьева Н. П., магистрант II курса ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»; учитель-дефектолог МАОУ «СОШ № 7 им. Пичуева Л.П.» г. Усть-Илимск
В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога система коррекционной работы по развитию зрительного восприятия, что подчёркивает значение индивидуализации дошкольного образования, что заложено в направлениях ФГОС ДО. Автор раскрывает формы коррекционной деятельности: индивидуальные коррекционные занятия, дидактические игры, практические задания и упражнения. Раскрываются эффективные формы работы с родителями по развитию зрительного восприятия обучающихся.
Ключевые слова: зрительное восприятие, слабовидящие дошкольники, система работы, организация работы учителя-дефектолога.
Одной из целей воспитания в детском саду является подготовка дошкольников к обучению в школе. Первыми опорными точками для обучения ребенка в школе становится то, что он видит и слышит. Поэтому важнейшим условием успешного обучения ребенка будет то, насколько эффективно он воспринимает увиденную и услышанную информацию.
Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика, т.к. больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Нарушение зрения или полная слепота значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира, осложняет его психическое и физическое развитие [1, 3, 5].
Зрительное восприятие - ведущий познавательный процесс развития ребёнка дошкольного возраста, который помогает ему формировать правильное представление об окружающих предметах и явлениях.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности [1, 2,
4].
Таким образом, развитие зрительного восприятия должно занимать особое место в системе коррекционных занятий учителя-дефектолога, так как именно данная психическая функция «поставляет материал» познавательным процессам. От уровня развития зрительного восприятия зависит становление функций, внимания, речи, интеллекта.
При оценке готовности детей указанной категории к школе и при исследовании их трудностей обучения не всегда уделяется достаточно внимания анализу развития зрительного восприятия. При традиционных методиках дошкольного образования мало учитывается важность развития зрительного восприятия для успешной подготовки детей к учебе в школе, свидетельствует о необходимости дополнительной работы по развитию зрительного восприятия при подготовке ребенка к школе в условиях ДОУ и семьи.
Следовательно, развитие зрительного восприятия является одной из важных задач подготовки дошкольников к школьному обучению, ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, тем эффективнее ребенок будет воспринимать в будущем учебный материал.
О развитии зрительного восприятия в процессе приобретения жизненного опыта и обучения говорят многие отечественные авторы Л.П. Григорьева, Т.А. Грищенко, А.В. Запорожец, А.И. Каплан, С.И. Кондратьева, Л.И. Плаксина, С.В. Сташевский, Л.П. Уфимцева и др., а так же и зарубежные Э. Гибсон, А.Р. Лурия, Дж. Брунер, Р.Грегори, Дж. Хохберг.
Уровень развития зрительного восприятия определяет успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе, что и определяет актуальность данного вопроса о необходимости учета зрительного восприятия для успешной школьной учебной деятельности [1, 3, 4, 5].
Практическая значимость и новизна данной работы заключается в разработке комплекса условий, позитивно влияющих на развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
При проведении обследования, учитель-дефектолог имеет возможность увидеть компенсаторные возможности ребенка и трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины. Все эти данные позволяют понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные задачи обучения. В конце учебного года анализируется и обобщается информация о всех проведённых обследованиях. Таким образом, учитель-дефектолог получает возможность проследить динамику развития ребёнка в процессе коррекционного обучения.
Таким образом, проблема развития зрительного восприятия у слабовидящих является очень важной в современных условиях. Неполноценность зрительного восприятия снижает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, а значит, вызывает значительные
затруднения во всех видах деятельности. От уровня развития зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта.
Основной целью работы является: скорректировать и развить зрительное восприятие слабовидящих детей.
На основе результатов, полученных в ходе первоначальной диагностики и для достижения выбранной цели решаем следующие задачи:
• формирование зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности;
• расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
• формирование умений наблюдать за объектом, зрительно обследовать его;
• совершенствование зрительно-моторной координации.
Объектом данного исследования является развитие зрительного восприятия через разнообразные формы предметно-практической деятельности.
На основании полученных о детях данных и рекомендаций врача-офтальмолога, комплектуются подгруппы для проведения коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, получаемого лечения, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
Индивидуальные коррекционные занятия 124 проводятся ежедневно, планируя их по коррекционной программе. Длительность каждого занятия составляет от 10 до 20 минут в зависимости от возраста детей. Учитываются, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином медицинском аппарате.
Индивидуальная коррекционная работа проводится не только в специально созданных условиях кабинета, но и включается в реализацию общеобразовательных областей в каждой дошкольной группе.
Для развития представлений о форме предметов, их пространственном расположении и формирования умений выкладывать и конструировать детям предлагается выкладывать из счетных палочек, спичек, природного материала, геометрических фигур простые предметные изображения и сюжеты: лодку, флажок, домик с заборчиком. При конструировании подобных объектов закрепляются представления о счете, числе, связи между элементами во множестве, о независимости числа от его составных единиц и их пространственного расположения.
Использование конструирования на занятиях по математике способствует уточнению, конкретизации и обогащению зрительных впечатлений о форме, величине, пространственном расположении реальных объектов окружающей действительности и развитию творческого воображения. Это способствует развитию зрительного восприятия.
В зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы задания на занятиях по
математике при подборе наглядно-иллюстративного материала, зрительных нагрузок и способы выполнения практического содержания заданий носят индивидуальный характер. В целях выработки зрительно-перцептивного контроля в процессе рисования на занятиях по математике используются контуры и трафареты. Применение контуров и трафаретов позволяет закреплять и уточнять представления о предметах, их форме; образовывать правильные зрительно-двигательные представления о способе его изображения; соотносить выполняемое действие изображения с формой изображаемого объекта, что имеет важное коррекционное значение.
При овладении представлениями о форме геометрических фигур даются задания на формирование навыков зрительного анализа и умений видоизменять, создавать, преобразовывать
геометрические фигуры, создавать из нескольких фигур другие, разные по величине. Дети учатся соотносить форму геометрических фигур с реальными предметами в окружающей обстановке, что способствует обогащению их зрительно-сенсорного опыта. Например, в задании на формирование понятий широкое - узкое, длинное - короткое предлагаем детям в зависимости от величины объекта (машина, велосипед, мотоцикл), нарисовать дорожки соответствующей ширины, и, в зависимости от того, на какой из этих машин можно уехать дальше и быстрее, нарисовать дорожки разной длины. Таким образом, в предлагаемых заданиях можно увидеть, как развитие элементарных математических представлений может быть тесно связано с формированием зрительного образа, его уточнением, обогащением, дифференциацией.
Для формирования представлений о величине предметов, умение измерять их длину, ширину, высоту, толщину и др. обучаем измерению предметов и их частей с помощью условной мерки путем наложения, приложения на глаз.
Слабовидящим детям трудно согнуть бумагу пополам, сделать ровный сгиб. После того, как сгиб сделан, им сложно проследить за равенством половинок квадрата, потому что линия сгиба зрительно трудно выделяется. Для того чтобы дети с нарушенным зрением успешно выполнили данное задание, им предлагаю поделить квадрат нарисованной линией. Такое деление обеспечит им более комфортные условия при зрительном анализе частей квадрата. Кроме того, когда они разрезают квадрат на части, то нарисованная линия служит им более эффективным зрительным ориентиром.
Упражнения на выкладывание ряда предметов по убывающей величине, соотнесение предметов одного вида с другими предметами соответствующей величины (рыбки и аквариумы, зверюшки и домики, мячи и корзинки и т.д.) способствуют накоплению чувственных образов предметов и их величины.
Важным аспектом в работе с детьми старшего дошкольного возраста, при подготовке их к обучению в школе, является знакомство с тетрадью в клетку. Это особенно актуально в работе с детьми со зрительными
нарушениями, так как часто из-за снижения остроты зрения они плохо различают клетки в тетради. Поэтому детям предлагаются задания, направленные на то, чтобы они поняли, как строится клетка в тетради и как можно рисовать по клеткам. На начальном этапе дошкольникам предлагается сделать из цветных квадратов коврик, затем обвести по контуру каждый квадрат. Так они эффективней усваивают, как получается клетка в тетради, и что все клетки в тетради - это квадратики. Рисование по клеткам, вписывание в клетки геометрических фигур, использование клетки как условной мерки для изображения предмета соответствующей величины - все эти упражнения способствуют развитию зрительного опыта детей с нарушением зрения. Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как закреплённый навык.
Раскрашивание рисунков предполагает 4 вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками.
Существует большое количество
разнообразных способов и методов, но наиболее 125 интересна методика, Потаповой Е.Н., в основе которой упражнения, связанные с разными видами штриховки. Для штриховки использую раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал для штриховки. Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. Затем они штрихуют не только параллельными линиями, но и волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями.
Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений способствует регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле. Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к обучению навыкам письма и чтения в школе.
При подготовке слабовидящего дошкольника к школе, можно еще проводить и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
- Нарисовать фигурку справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него -нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
- Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.
- Нарисовать квадрат, справа от него -крестик, выше крестика поставить точку.
- Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую стороны книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.
Кроме этого, зрительное восприятие развивается через такие задания, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого по прямой, волнистой линии или через лабиринт. Также даются задания, в которых надо определить, что нарисовано, соединив все точки. Одним из эффективных приемов, используемый в коррекционной работе с детьми указанной категории является зрительный диктант. На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Предлагается и более сложный вариант: дети создают орнамент под диктовку педагога. Затем им предлагается найти, какие фигуры и где следует разместить. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией. На одном из подобных занятий дети могут самостоятельно создать орнаменты из готовых геометрических фигур, а затем рассказать, сколько каких фигур они брали и как их разместили.
По тренировке зрительно-двигательной координации особое внимание обращается на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз - рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям указанной категории подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры.
Зрительно-моторная координация развивается путем использования специальных заданий, в ходе
выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, символ, схему, знак и т.д.), выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).
Таким образом, любые виды занятий на точное графическое воспроизведение предложенных
объектов (рисунков, узоров, схем, символов), конструирование по заданному образцу, включенные в программу коррекционно-развивающей работы, будут очень полезны для детей и позволят сформировать координированность в деятельности зрительного и двигательного анализаторов, столь важную при овладении навыками письма в начальной школе.
126 Для повышения интереса дошкольников к
занятиям используются разнообразные обучающие развивающие компьютерные игры, позволяющие тренировать в процессе игры зрительный анализатор. Также используются такие развивающие игры как «Весёлые моторы», где дошкольникам даю такие задания, как - «Найди водолазов», «Помоги пингвинам добраться до дома», «Развези детей по остановкам, «Очисти море», «Найти пару», «Собери паровоз», «Лабиринт», «Тюбики с красками», «Стоянка грузовиков», «Гаражи» и другие. Все эти игры способствуют развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации и памяти у детей.
Взаимодействие всех специалистов, тесное сотрудничество с родителями детей позволяет иметь высокие результаты коррекционной работы.
Основная задача в работе с родителями -научить их быть активными и самостоятельными, владеть необходимыми навыками для того, чтобы оказать своему ребенку необходимую психологическую и педагогическую помощь.
Для этого с родителями были проведены родительскех собрания, анкетирование, совместные семинары-практикумы, открытые занятия,
индивидуальные беседы.
Ошибаются родители, которые думают, что слабовидящий ребенок не в состоянии овладеть теми же знаниями, умениями и навыками, что и нормально развивающиеся дети. Это не так. Ребенок, имеющий патологию зрения, может достигнуть такого же уровня развития, как и его видящий сверстник, но для этого
потребуется больше времени и постоянная помощь взрослых. Слабовидящий ребенок значительно позже, чем нормально развивающийся, становится самостоятельным.
Совместная комплексная работа с детьми, педагогами и родителями позволила достичь определённых результатов по развитию зрительного восприятия детей указанной категории:
Уровни развития 2014-2015 2015-2016 2016-2017
Н К Н К Н к
Вькоыш 47% ж;. 19% 25% 2S% 46%
Средний 51% 44% 71% 63% mi 49%
Низкий 2% - 10% 7% 12% 5%
Эти результаты стали возможными лишь благодаря совместной работе всех специалистов ОУ, осуществляющих индивидуально-
дифференцированный подход.
И
Г
Источники и литература:
1. Грищенко, Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: метод. пособие. / Т.А. Грищенко. - М, 2014. - 96 с.
2. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифло-педагога детского сада для детей с наруше-нием зрения // Дефектология. - 2002. - № 6.
3. Проглядова, Г.А. Практика определения готовности слепых обучающихся к письму и чтению по системе Брайля / Г.А. Проглядова // Сибирский вестник специального образования. -2017. - №1 (19). - С. 71-74.
4. Титова, К.Е. Предупреждение оптической дисграфии у слабовидящих первоклассников / К.Е. Титова, Г.А. Проглядова // Уральский научный вестник. - 2016. Т.7.- №1. - С. 316.