Научная статья на тему 'Плейе Дж. Альтернативная глобализация'

Плейе Дж. Альтернативная глобализация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плейе Дж. Альтернативная глобализация»

ПЛЕЙЕ Дж.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Реферат

Pleyers G.

Alter-globalization: Becoming actors in the global age. -Cambridge: Polity press, 2011. - 336 p.

Книга бельгийского социолога Джеффри Плейе, впервые изданная в конце 2010 г., привлекла к себе внимание не только представителей академических кругов, среди которых оказались, в частности, Мэри Калдор, Ален Турен, Мишель Вивьерка, но и публицистов и журналистов. Первые отмечали широкую источниковедческую базу, тщательно разработанный аналитический инструментарий и интересный исследовательский подход. Вторые видели в анализе альтерглобализма ключ к пониманию движения «Захвати Уолл-стрит» и его предысторию.

Сам Плейе считает альтерглобализм1 первым по-настоящему глобальным социальным движением в истории. Его участники, объединившиеся под лозунгом «Другой мир возможен», выступают не против процесса объединения мира как такового, а против его негативных экономических последствий, которые наиболее остро ощущаются в развивающихся странах. Книга «Альтерглоба-лизм: как стать политическими акторами в глобальную эпоху» ос-

1 Это движение также известно как альтернативная глобализация, анти-мондиализм и глобальное движение за справедливость.

нована на обширном материале, собранном во время полевых исследований, проводившихся с 1999 г в Европе и Латинской Америке. Автор приводит практические примеры того, как жители разных стран добивались социальных, экономических и политических изменений, сказывавшихся напрямую на их жизни и на функционировании сообществ, к которым они принадлежат. Помимо материалов, полученных из первых рук (т.е. непосредственно от гражданских активистов), Плейе в своем анализе опирается на работы ведущих социологов и политологов, занимавшихся изучением коллективного действия, глобализации и построения горизонтальных связей. Так, в книге можно встретить отсылки к Чарльзу Тилли, Энтони Гидденсу, Иммануилу Валлерстайну, Алену Турену, Юргену Хабермасу, Амину Самиру, Дэвиду Хелду и др. В итоге автору удается соединить мир научной теории с практикой гражданских активистов.

Ключевым моментом в анализе Плейе является разделение альтерглобалистов на два течения - на тех, кто действует исходя из субъективных причин (actors of the way of subjectivity) (p. 33), и тех, кто скорее руководствуется разумом и рациональными соображениями (actors of the way of reason) (p. 107).

Первое течение носит более личностную и экспрессивную окраску. Его участники действуют, исходя из своего собственного опыта и желаний. Можно сказать, что они руководствуются заветом Махатмы Ганди «будьте теми переменами, которые вы хотите увидеть в своей жизни». В качестве наглядного примера Плейе рассматривает движение сапатистов1. Вполне логично, что уни-

1 Сапатисты (Сапатистская армия национального освобождения) - радикальное движение левого толка в самом южном и бедном мексиканском штате Чьяпас, где треть населения составляют коренные индейские народы. Сапатисты требуют конституционного закрепления их прав, права на автономию и самоуправление индейских общин и населяемых ими территорий, а также гендерного равенства. Они выступают против ратификации договора НАФТА, проведения неолиберальных реформ в Латинской Америке, купли-продажи крестьянских общинных земель и присутствия в штате предпринимателей из США. В 1994 г. сапатисты подняли вооруженное восстание. По всей стране прошли демонстрации в их поддержку и против применения силы правительственными войсками. В итоги был достигнут ряд соглашений с правительством, после чего сапатисты переключились на ненасильственные акции с целью добиться их выполнения. С помощью успешных интернет-кампаний сапатисты заручились международной

женные индейские народы, борющиеся за признание своих прав и хотя бы культурную независимость, среди своих главных принципов особо выделяют право на автономию и уважение к достоинству как других людей, так и окружающего мира (p. 60). Приверженцы субъективного подхода в альтерглобализме всегда концентрируются на прямом и личном противостоянии, их главным мотивом является их нынешняя жизненная ситуация.

Рационалисты, напротив, пользуются такими понятиями, как «компетентность» и «человеческий опыт», подразумевая под этим формальные, основанные на конкретных прецедентах знаниях (p. 109). Показательным примером служит деятельность Ассоциации за налогообложение финансовых трансакций ради помощи гражданам (Association _ for the Taxation of financial Transactions and Aid to Citizens - ATTAC). ATTAC1 - пример организации, члены которой требуют политического участия, обосновывавая свои требования имеющимися у них профессиональными навыками и знаниями. Тем самым они оспаривают экспертную и политическую монополию, которой обладают властные институты различных уровней. Существующую политическую систему приверженцы такого течения в альтерглобализме считают результатом предвзятой экспертной оценки. С их точки зрения, перемены возможны с появлением большего числа сознательных, политически активных и хорошо образованных граждан. Главным методом борьбы они считают рациональную аргументацию и четко поставленные, достижимые цели.

поддержкой, однако по-прежнему не могут добиться политической автономии для своей провинции.

1 АТТАС была основана в 1998 г. в Париже с целью разработать демократичные, социально-ориентированные и экологичные альтернативы глобализации. Если говорить о конкретных требованиях, то члены ассоциации выступают за введение так называемого налога Тобина - налога на безналичные конверсионные операции, на конвертацию валют, на покупку и передачу в долг (кредит) национальных безналичных фиатных денег (законных платежных средств, номинальная стоимость которых устанавливается, обеспечивается и гарантируется государством. При этом самостоятельной стоимости такие деньги не имеют или она несоизмерима с назначенным номиналом). Смысл этого налога - в борьбе с международными финансовыми спекуляциями и финансовым терроризмом. Также АТТАС следит за деятельностью ВТО, ОЭСР и МВФ. Ее участники присутствуют на встречах 08 с целью повлиять на принимаемые там решения. Один из лозунгов ассоциации - «Этот мир не на продажу».

Разница в походах альтерглобалистов, действующих исходя из субъективных причин, и тех, кто руководствуется рациональными соображениями, наглядно видна в таблице 1 (р. 202, 212).

Таблица 1

Различные подходы альтерглобалистов

Рациональный подход Субъективный подход

• эксперты выделяются среди обычных граждан, их мнение более авторитетно; • результативность превыше всеобщего демократического участия; интернациональный уровень важнее локального; • институционализация движения; • интеграция в политическое поле; стремление к созданию единых центров принятия решений • активисты не признают мнения экспертов; • всеобщее участие и демократичность превыше результатов; популизм; • локальный уровень важнее интернационального; • очень непостоянные, неформальные и спорадически возникающие организации; • отказ от взаимодействия с существующей политической системой; • увеличение числа автономных локальных движений

Плейе подчеркивает, что, разделяя альтерглобалистов на два течения, он создает идеальные типы, которые помогают понять мотивацию участников в разных странах. Говоря о различных тенденциях внутри движения и разногласиях между его членами, он все равно подчеркивает, что альтерглобалисты - глобальный актор, а не разрозненные группы гражданских активистов, действующие в разных местах и при разных обстоятельствах. Об этом идет речь в заключительной части книги.

Автор обсуждает противоречия между представителями этих течений, точки соприкосновения и то, как они повлияли на эволюцию движения. У каждого направления есть своя логика и нормативная ориентация, что порой затрудняет сотрудничество (р. 258), но при этом их приверженцам есть чему поучиться друг у друга. Всемирные социальные форумы1, которым Плейе отводит ключе-

1 Всемирный социальный форум - международная встреча, проводимая ежегодно в противовес Всемирному экономическому форуму в Давосе и объединяющая активистов социальных движений, которые ищут альтернативу неолиберальной модели глобализации.

вую роль в развитии альтерглобализма, как раз позволяют сторонникам обоих направлений вести плодотворный диалог друг с другом.

Отдельно рассмотрен вопрос о том, что по мере развития движения снижается градус его радикализации, особенно если речь идет о более или менее развитых странах. Активисты, принимавшие участие в «Битве в Сиэтле»1 в 1999 г., повзрослели, обзавелись определенными знаниями и опытом и постепенно стали переходить в рациональный лагерь. В итоге началось постепенное сближение субъективного и рационального подходов.

Джеффри Плейе удалось воссоздать целостную картину глобального движения, уделив при этом достаточно внимания и места для анализа конкретных примеров и особенностей экономического и исторического контекстов той или иной страны или региона. В книге ставится извечный вопрос о том, можно ли изменить мир. Автор показывает, что значит быть политически активным в современном глобальном обществе, и анализирует различные варианты действия для тех, кто считает себя таковым.

Реферат подготовлен Е.А. Абрамовой

1 Столкновения с полицией, в которые переросла демонстрация протеста, проводившаяся во время саммита ВТО в Сиэтле, стали крупнейшей акцией гражданского неповиновения в США со времен войны во Вьетнаме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.