Научная статья на тему 'Пленум Верховного Суда Российской Федерации о преступлениях, посягающих на здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов и иных представителей власти'

Пленум Верховного Суда Российской Федерации о преступлениях, посягающих на здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов и иных представителей власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
применение насилия в отношении представителя власти / публичное оскорбление представителя власти / позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации / уголовная ответственность / use of violence against a representative of power / public insult to a representative of power / position of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation / criminal liability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Вячеславович Иванцов, Сергей Викторович Борисов

Статья посвящена исследованию содержания и значения разъяснений, приводимых в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2023 г. № 14 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации» относительно вопросов уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти и его публичное оскорбление. Авторы приводят официальные данные судебной статистики, примеры из судебной практики, формулируют итоговые выводы, в том числе о значении позиций Пленума Верховного Суда Российской Федерации для формирования единообразной практики по делам о преступлениях, посягающих на здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов и других представителей власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Вячеславович Иванцов, Сергей Викторович Борисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation in criminal cases on crimes that infringe on the health, honor and dignity of law enforcement officers and other government representatives

This article is devoted to the study of the content and meaning of the explanations given in the resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 14 dated June 1, 2023 «On certain issues of judicial practice in criminal cases on crimes provided for in Articles 317, 318, 319 of the Criminal Code of the Russian Federation» on issues of criminal liability for the use of violence against a representative of the authorities and his public insult. The authors cite official judicial statistics, examples from judicial practice, formulate final conclusions, including the importance of the positions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation for the formation of uniform practice in cases of crimes that infringe on the health, honor and dignity of law enforcement officers and other authorities.

Текст научной работы на тему «Пленум Верховного Суда Российской Федерации о преступлениях, посягающих на здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов и иных представителей власти»

Научная статья ■УДК 343.31/.35

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-52-58 EDN: https://elibrary.ru/dotoqw NIION: 2015-0066-6/23-851 MOSURED: 77/27-011-2023-06-050

Пленум Верховного Суда Российской Федерации о преступлениях, посягающих на здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов и иных представителей власти

Сергей Вячеславович Иванцов1, Сергей Викторович Борисов2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 isvl970@mail.ru

2 svb8@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию содержания и значения разъяснений, приводимых в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2023 г. № 14 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации» относительно вопросов уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти и его публичное оскорбление. Авторы приводят официальные данные судебной статистики, примеры из судебной практики, формулируют итоговые выводы, в том числе о значении позиций Пленума Верховного Суда Российской Федерации для формирования единообразной практики по делам о преступлениях, посягающих на здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов и других представителей власти.

Ключевые слова: применение насилия в отношении представителя власти, публичное оскорбление представителя власти, позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, уголовная ответственность

Для цитирования: Иванцов С. В., Борисов С. В. Пленум Верховного Суда Российской Федерации о преступлениях, посягающих на здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов и иных представителей власти II Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 52-58. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-52-58. EDN: DOTOQW.

Original article

Plenum ofthe Supreme Court ofthe Russian Federation in criminal cases on crimes that infringe on the health, honor and dignity of law enforcement officers and other government representatives

Sergey V. Ivantsov1, Sergey V. Borisov2

12 Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 isvl970@mail.ru

2 svb8@yandex.ru

Abstract. This article is devoted to the study of the content and meaning of the explanations given in the resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 14 dated June 1, 2023 «On certain issues ofjudicial practice in criminal cases on crimes provided for in Articles 317, 318, 319 of the Criminal Code of the Russian Federation» on issues of criminal liability for the use of violence against a representative of the authorities and his public insult. The authors cite officialjudicial statistics, examples from judicial practice, formulate final conclusions, including the importance of the positions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation for the formation of uniform practice in cases of crimes that infringe on the health, honor and dignity of law enforcement officers and other authorities.

Keywords: use of violence against a representative of power, public insult to a representative of power, position of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation, criminal liability

For citation: Ivantsov S. V., Borisov S. V. Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation in criminal cases on crimes that infringe on the health, honor and dignity of law enforcement officers and other government representatives. Bulletin of economic security. 2023;(6):52-8. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-52-58. EDN: DOTOQW.

© Иванцов С. В., Борисов С. В., 2023

JURISPRUDENCE

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2023 г. № 14 (далее - Постановление № 14) [5] содержит разъяснения относительно вопросов, возникающих в судебной практике, в частности по уголовным делам о таких преступлениях против порядка управления как применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и его публичное оскорбление (ст. 319 УК РФ) [1]. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2020 г. за данные преступления по основной и дополнительной квалификации было суждено 16 472 лица (14 988 лиц - по основной и 1 384 лиц - по дополнительной квалификации), в 2021 г. - 15 876 лиц (14 311 лица - по основной и 1 565 лиц - по дополнительной квалификации) и в 2022 г. - 14 498 лиц (12 887 лиц - по основной и 1611 лиц - по дополнительной квалификации). При этом в 2022 г. по статье 318 УК РФ было осуждено 8 586 лиц (из них по ч. 1-7 940 лиц и по ч. 2 - 646 лиц), по статье 319УКРФ-5 912 лиц [6].

Как видим, в последние три года число лиц, осуждаемых за преступления, предусмотренные статья-ми318 и 319 УК РФ, существенно не меняется, что, на наш взгляд, может указывать на необходимость повышения эффективности мер предупреждения таких деяний, в том числе мер, имеющих уголовно-правовой характер. При этом следует учитывать, что данные преступления совершаются в отношении должностных лиц, характеризующихся профессиональной виктимностью и нуждающихся в особых мерах защиты [2; 3].

Отметим, что Пленум Верховного Суда РФ при подготовке анализируемых разъяснений принял во внимание устоявшиеся позиции, закрепленные в принятых им ранее постановлениях. Так, при толковании понятий насилия, не представляющего и представляющего опасность для жизни или здоровья потерпевшего, имеющих значение для применения ст. 318 УК РФ, в п. 14 Постановления № 14 учтены соответствующие разъяснения, содержащиеся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» [7]. В п. 17 Постановления № 14 содержание оскорбления представителя власти, ответственность за которое предусмотрена ст. 319 УК РФ, раскрыто с учетом положений п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [8]. Наконец, разъяснения относительно публичного способа совершения данного оскорбления, приводимые в п. 18 Постановления № 14, согласованы с содержанием пунктов 4 и 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» [9].

Учитывая бланкетную природу статей 318, 319 УК РФ, в п. 1 Постановления № 14 внимание судов обра-

щено на необходимость при рассмотрении уголовных дел о соответствующих преступлениях, учитывать нормы законодательства, регламентирующего организацию деятельности и полномочия правоохранительных и контролирующих органов, а равно других органов государственной власти, органов местного самоуправления, правовое положение должностных лиц таких органов, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, порядок осуществления ими служебной деятельности. При этом указаны отдельные федеральные законы, посвященные указанным вопросам, и учтена возможность конкретизации соответствующих законодательных положений в принятых в их развитие нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, а также в ведомственных нормативных актах.

В частности, положения соответствующих нормативных актов следует учитывать при выяснении законности деятельности сотрудников правоохранительных органов и иных представителей власти, в связи с которой совершено то или иное деяние. При этом необходимо сослаться на статьи (части и пункты) законов и подзаконных нормативных правовых актов, на основании которых осуществлялась правоохранительная или иная служебная деятельность, в связи с которой совершено преступное посягательство.

Так, определением судебной коллегии по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 г. оставлен без изменений апелляционный приговор в отношении К., которым она была оправдана относительно преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ. Суд апелляционной инстанции указал, что суд первой инстанции в приговоре не сослался на конкретные нормы закона, свидетельствующие о законности действий сотрудников полиции по задержанию К., не дал оценку соответствия действий потерпевшего С., сотрудника дежурной части отдела полиции, целям производства по делу об административном правонарушении [10].

Отметим, что разъяснения, непосредственно касающиеся вопросов судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 318 и 319 УК РФ, содержатся в пунктах 10-15, 17-20 Постановления № 14. В п. 10 Постановления № 14 дано разъяснение относительно содержания и объема понятия представителя власти, являющегося потерпевшим от применения насилия, угрозы его применения (ст. 318 УК РФ) или от публичного оскорбления (ст. 319 УК РФ). Это разъяснение основано на определении представителя власти, закрепленном в примечании кст. 318 УК РФ.

При юридической оценке деяния по ст. 318 или ст. 319 УК РФ выясняется, относится ли потерпевший к первой или второй группе представителей власти, при этом первая из них включает сотрудников правоохранительных или контролирующих органов, в установленном законом порядке наделенных распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от них в служебной зависимости, а вторая группа -

иных должностных лиц, наделенных указанными распорядительными полномочиями. Причем уголовный закон не ограничивает место службы (работы) таких должностных лиц исключительно органами государственной власти или органами местного самоуправления, в связи с чем они могут являться сотрудниками (работниками) различных организаций, если это отвечает признакам должностного лица и его разновидности - представителя власти. Например, изучение практики судов г. Москвы и Московской области показало, что вторая категория представителей власти понимается именно в указанном широком смысле, что, например, позволяет признавать потерпевшими от преступлений, предусмотренных ст. 318 УК РФ, отдельных работников государственных учреждений, в установленном порядке наделенных указанными распорядительными полномочиями.

Например, Ч. осуществила проезд в автобусе без средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук, а также не оплатила проезд. Эти административные правонарушения выявила С., старший инспектор (контролер) отдела контроля правил пользования наземным городским пассажирским транспортом ГКУ г. Москвы «Организатор перевозок», выполнявшая функцию представителя власти в части контроля за соблюдением соответствующих правил и непосредственному выявлению административных правонарушений, находившаяся в автобусе в форменном обмундировании. Проигнорировав правомерное требование С. о предъявлении для составления административных материалов документа, удостоверяющего личность, Ч., осознавая, что С. является представителем власти, исполняющим свои должностные обязанности, и, не желая привлечения к административной ответственности, нанесла не менее двух ударов по лицу и туловищу С., а также ударила ее ногой, причинив потерпевшей нравственные страдания и физическую боль, что было квалифицировано по ч. 1 ст. 318 УК РФ [11].

Разъяснения, содержащиеся в п. 11 Постановления № 14 продолжают раскрытие понятия представителя власти в части, касающейся должностного лица контролирующего органа, при этом обращается внимание судов на необходимость руководствоваться положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [12], в том числе его статей 1, 26, 27, раскрывающих понятия государственного контроля (надзора), муниципального контроля, контрольных (надзорных) органов и их должностных лиц. В абз. 2 этого же пункта указаны примеры контролирующих органов, а также выделена такая отличительная черта их должностных лиц, как наделенность в установленном законом порядке полномочиями по организации и (или) осуществлению указанного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности в отношении неподведомственных им субъектов.

В п. 12 Постановления № 14 разъяснено, что квалифицируемое по статьям 318 и 319 УК РФ деяние должно

быть совершено в связи с законным исполнением представителем власти своих должностных обязанностей, когда данное лицо действует в уставленном законом порядке и в пределах предоставленных ему полномочий, т. е.в условиях, исключающих злоупотребление указанными полномочиями или их превышение. При этом обращено внимание на то, что по смыслу ст. 319 УК РФ публичное оскорбление представителя власти может быть совершено не только в связи с законной служебной деятельностью представителя власти, но и еще и непосредственно во время законного исполнения потерпевшим своих должностных обязанностей.

В п. 13 Постановления № 14 содержится взаимосвязанное разъяснение о том, что насильственное посягательство на сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, представителя власти и их близких может быть квалифицировано как преступление против личности, когда незаконный характер деятельности, послужившей поводом для такого посягательства, был явным, то есть очевидным для виновного лица, и не был связан с какими-то формальными нарушениями со стороны указанных лиц. Отметим, что указание именно на явную незаконность действий потерпевшего, обусловивших совершение посягательства на его жизнь или здоровье, сохраняет преемственность в толковании данного понятия, содержавшегося в п. 2 утратившего силу Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. № 9 «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» [13], и направлено на обеспечение единообразной практики применения рассматриваемых уголовно-правовых норм.

В п. 14 Постановления № 14 приведены устоявшиеся позиции Пленума Верховного Суда РФ по поводу толкования понятий насилия, не представляющего и представляющего опасность для жизни или здоровья потерпевшего, содержащихся в ст. 318 УК РФ. Изучение практики применения судами ст. 318 УК РФ показало, что применение насилия в отношении представителей власти разнообразны: нанесение потерпевшему ударов руками и ногами, различными предметами (нож, бутылка, палка и т. д.), укусы, резкое ускорение остановленного автомобиля с наездом на инспектора ДПС и др.

В этом же пункте для целей применения ч. 1 ст. 318 УК РФ указано, что угрозой применения насилия признаются высказывания или другие действия, свидетельствующие о намерении применить к потерпевшему различное физическое насилие, если данная угроза воспринималась потерпевшим как реальная. Отметим, что признак реальности угрозы в ч. 1 ст. 318 УК РФ не содержится, вместе с тем таковой фактически учитывается и обосновывается по делам данной категории, поскольку он позволяет исключить необоснованное уголовное преследование за деяние, не обладающее криминальной

JURISPRUDENCE

степенью общественной опасности [4]. Например, по приговору Кольчугинского городского суда Владимирской области от 15 ноября 2021 года в отношении Н. угрозой применения насилия в отношении представителя власти, предусмотренной ч. 1 ст. 318 УК РФ, были признаны произведенные виновным в непосредственной близости от сотрудников полиции выстрелы из охотничьего ружья и пистолета, а также направление данного огнестрельного оружия в стону сотрудников в целях их устрашения [14].

В п. 15 Постановления № 14 в качестве типичных последствий применения насилия в отношении представителя власти или его близких названо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, что полностью охватывается ч. 2 ст. 318 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 115 или ст. 112 УК РФ. Полагаем, что ч. 2 ст. 318 УК РФ также охватывает умышленное причинение тяжкого вреда, не содержащее квалифицирующих признаков, содержащихся в частях 2-4 ст. 111 УК РФ, вместе с тем для закрепления соответствующего правила квалификации требуется предварительно изучить практику применения не только данных, но и других уголовно-правовых норм о насильственных преступлениях.

В п. 17 Постановления № 14 раскрыто содержание оскорбления представителя власти, предусмотренного ст. 319 УК РФ. При этом указано, данное преступление состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные и (или) профессиональные (служебные) качества, совершенном при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей, и выраженном в неприличной или в иной форме, унижающей честь и достоинство потерпевшего.

Диспозиция ст. 319 УК РФ не содержит указание на форму оскорбления представителя власти, вместе с тем соответствующее уточнение, сделанное Пленумом, исходит из сложившейся судебной практики применения этой статьи, и направлено на ограничение сферы её действия только теми случаями, которые представляют криминальную степень общественной опасности. Кроме того, это разъяснение позволяет уяснить социально-правовую сущность оскорбления представителя власти и обеспечить единообразное применение ст. 319 УК РФ. Указание на две возможные формы оскорбления, на наш взгляд, способствует более полной уголовно-правовой охране порядка управления, чести и достоинства представителей власти, так как публичные действия, фактически имеющие оскорбительный характер и представляющие общественную опасность, не во всех случаях могут быть признаны неприличными (например, срывание форменного головного убора или погон).

В п. 18 Постановления № 14 на основе устоявшихся позиций относительно понимания особенностей публичного способа совершения преступных деяний приводятся разъяснения относительно такого способа, используемого при совершении оскорбления, наказуе-

мого по ст. 319 УК РФ. Вопрос о публичности оскорбительных действий должен разрешаться судами на основе анализа совокупности обстоятельств дела, включая особенности места, способа, обстановки. В частности, в последние годы преступные действия, наказуемые по ст. 319 УК РФ, совершаются не только в общественных местах, в присутствии других людей и при непосредственном исполнении представителем власти своих служебных обязанностей или сразу после их исполнения, но еще и за этими рамками, когда виновные используют возможности сети Интернет.

Так, определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2021 г. оставлены без изменения состоявшиеся ранее судебные решения, которыми Б. была признана в публичном оскорблении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Как установил суд, Б., понимая, что деяние совершается публично и будет широко доступно для ознакомления и восприятия неограниченному кругу лиц, разместила в сети Интернет на сайте «ЫУЕГОиКМАЬ» на своей странице публикацию с текстом изготовленной ею статьи, в которой назвала следователя по особо важным делам С. словом, и унижающим его честь и достоинство как представителя власти [15].

Разъяснения, содержащиеся в п. 19 Постановления № 14, ориентируют суды на отграничение преступлений, предусмотренных статьями 318, 319 УК РФ, от сходных действий, наказуемых по ст. 296, ст. 297, ч. 2 или ч. 3 ст. 321 УК РФ, с учетом различий в содержании должностных обязанностей потерпевших и направленности совершаемых против них действий. В п. 20 Постановления № 14 дано разъяснение по вопросу о квалификации публичного оскорбления представителя власти, совершенного во время или после применения в отношении данного лица насилия или угрозы применения насилия. Эти противоправные действия необходимо квалифицировать с учетом совокупности преступлений, наказуемых по ч. 1 или ч. 2 ст. 318 УК РФ и ст. 319 УК РФ. Данная позиция обосновывается как различием дополнительных объектов указанных посягательств, так и содержанием присущей им объективной стороны, поскольку оскорбление не является ни формой применения насилия, ни угрозой его применения.

Приводимые в пунктах 21 и 22 Постановления № 14 разъяснения характеризуют субъективную сторону преступлений, предусмотренных статьями 318, 319 УК РФ, в том числе подчеркивают умышленный характер данных деяний. В частности, в п. 22 указывается на необходимость установления факта осведомленности виновного лица о том, что совершаемое им деяние направлено на специального потерпевшего - сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или представителя власти, что может подтверждаться различными обстоятельствами (предъявление служебного удостоверения, наличие форменной одежды и др.).

Применительно к субъективной стороне преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, также подлежит выяснению, что виновное лицо осознавало характер деятельности потерпевшего или его близкого (охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности). Если, например, лицо, применившее насилие, угрожавшее его применением или оскорбившее потерпевшего, не осознавало его специальный статус, содеянное при наличии к тому оснований, следует квалифицировать как соответствующее преступление против личности.

Так, Д., обвинявшийся в применении насилия отношении представителя власти по ч. 2 ст. 318 УК РФ, был признан виновным в умышленном причинении средней тяжести вреда, предусмотренном ч. 1 ст. 112 УК РФ. Суд установил, что потерпевший, Б. являвшийся оперуполномоченным отдела экономической безопасности и противодействия коррупции, прибыл в магазин для вручения продавцу-кассиру уведомления о необходимости явиться прокуратуру. В магазине к Б. подошел Д., неосведомленный о том, что тот является сотрудником полиции, и потребовал покинуть магазин. Б. устно представился сотрудником полиции и отказался выполнить требования Д, тогда тот, полагая, что Б. вводит его в заблуждение, поскольку последний был без форменной одежды и не предъявил удостоверение, либо иного документа, удостоверяющего его личность как сотрудника полиции, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений нанес удары по голове и туловищу потерпевшего. Принимая решение о переквалификации содеянного Д. на ч. 1 ст. 112 УК РФ, суд исходил из того, что последнему не было достоверно известно о том, что Б. является сотрудником полиции, то есть представителем власти [16].

Считаем, что при совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ, возможен не только прямой, но и косвенный умысел, если примененное в отношении представителя власти или его близкого опасное насилие, причинило потерпевшему тот или иной вред здоровью, наступления которого виновный мог не желать, но сознательного допускать его либо относиться к нему безразлично.

В заключение отметим, что содержащиеся в Постановлении № 14 разъяснения, затрагивают ряд актуальных вопросов судебной практики по делам применении насилия и публичном оскорблении, совершенных в отношении представителя власти. Эти разъяснения в целом сохраняют преемственность устоявшихся позиций и будут способствовать формированию единообразной практики применения статей 318, 319 УК РФ, а также повышению уровня уголовно-правовой защиты чести и достоинства лиц, выполняющих различные служебные функции по поддержанию существующего порядка управления. В дальнейшем это постановление Пленума Верховного Суда РФ может быть дополнено новыми разъяснениями, учитывающими происходящие изменения в нормативном регулировании деятельности

различных органов власти и их должностных лиц, а также возникающие на практике трудности в применении соответствующего законодательства.

Список источников

1. Пейсикова Е. В., Борисова С. В., Полищук А. О. Преступления против представителей власти и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Позиции Пленума ВС РФ // Уголовный процесс. 2023. № 8. С. 22-29.

2. Иванцов С. В., Дроздов Д. Е. Профессиональная виктимность должностных лиц правоохранительных органов в сфере исполнения обязанностей по противодействию преступности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 1. С. 106-110.

3. Дроздов Д. Е., Иванцов С. В. Особенности предупреждения преступлений, связанных с применением насилия в отношении должностного лица правоохранительного органа // Вестник экономической безопасности. 2021. № 3. С. 81-85.

4. Дроздов Д. Е. Насилие в преступлениях против порядка управления // Юридический вестник Самарского университета. 2021.Т. 7.№4.С.30-33.

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2023 г. № 14 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Официальный сайт Верховного Суда РФ: http://www.vsrf.ru/ (дата обращения: 16.08.2023).

6. Сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 16.08.2023).

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 (ред. от 15.12.2022) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // Сайт Верховного Суда РФ: http://www.vsrf.ru/ (дата обращения: 17.08.2023).

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Сайт Верховного Суда РФ: http://www.vsrf.ru/ (дата обращения: 17.08.2023).

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Сайт Верховного Суда РФ: http://www.vsrf.ru/ (дата обращения: 17.08.2023).

10. Справка Шестого кассационного суда общей юрисдикции по результатам изучения практики рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 317-319 Уголовного кодекса Российской Федерации // Архив Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ.

JURISPRUDENCE

11. Приговор Бутырского районного суда г. Москвы от 11 августа 2021 г. по уголовному делу № 1-405/21 // Архив Бутырского районного суда г. Москвы за 2021 год.

12. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 04.08.2023).

13. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. № 9 «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» (утратил силу) // СПС «Консуль-тантПлюс».

14. Справка Владимирского областного суда по результатам изучения практики рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 317-319 Уголовного кодекса Российской Федерации// Архив Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ.

15. Справка Шестого кассационного суда общей юрисдикции по результатам изучения практики рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 317-319 Уголовного кодекса Российской Федерации // Архив Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ.

16. Справка Московского областного суда по результатам изучения практики рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 317-319 Уголовного кодекса Российской Федерации// Архив Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ.

References

1. Peisikova Е. V, Borisova S. V, Polishchuk A. О. Crimes against government officials and encroachment on the life of a law enforcement officer. Positions of the Plenum of the Armed Forces of the Russian Federation // Criminal procedure. 2023. № 8. P. 22-29.

2. Ivantsov S. V, Drozdov D. E. Professional victimization of law enforcement officials in the field of performance of duties to combat crime // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. №1.P. 106-110.

3. Drozdov D. E., Ivantsov S. V. Features of the prevention of crimes related to the use of violence against a law enforcement official // Bulletin of Economic Security. 2021.№3.P. 81-85.

4. Drozdov D. E. Violence in crimes against the order of management // Legal Bulletin of the Samara University. 2021. Vol. 7. № 4. P. 30-33.

5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 14 dated June 1, 2023 «On certain issues ofjudicial practice in criminal cases of crimes

provided for in Articles 317, 318, 319 of the Criminal Code of the Russian Federation» // Official website of the Supreme Court of the Russian Federation: http://www.vsrf. ml (accessed: 16.08.2023).

6. Website of the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation: http://www.cdep.ru/ (accessed: 16.08.2023).

7. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 27, 2002 № 29 (ed. dated 15.12.2022) «On judicial practice in cases of theft, robbery and robbery» // Website of the Supreme Court of the Russian Federation: http://www.vsrf.ru/ (accessed: 17.08.2023).

8. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated February 24, 2005. № 3 «On judicial practice in cases of protecting the honor and dignity of citizens, as well as the business reputation of citizens and legal entities» // Website of the Supreme Court of the Russian Federation: http://www.vsrf.ru/ (accessed: 17.08.2023).

9. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 28, 2011 № 11 (ed. dated 10/28/2021) «On judicial practice in criminal cases of extremist crimes» // Website of the Supreme Court of the Russian Federation: http://www.vsrf.ru/ (accessed: 17.08.2023).

10. Certificate of the Sixth Court of Cassation of General Jurisdiction based on the results of studying the practice of consideration courts of criminal cases on crimes provided for in Articles 317-319 of the Criminal Code of the Russian Federation // Archive of the Department of Systematization of Legislation and Analysis of Judicial Practice of the Supreme Court of the Russian Federation.

11. The verdict of the Butyrsky District Court of Moscow dated August 11, 2021 in criminal case № 1-405/21 // Archive of the Butyrsky District Court of Moscowfor 2021.

12. Federal Law № 248-FZ of July 31, 2020 (as amended on 04.08.2023) «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» // Official Internet Portal of Legal Information http://pravo.gov.ru (accessed: 04.08.2023).

13. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the USSR dated September 22,1989 № 9 «On the application by courts of legislation on liability for attacks on the life, health and dignity of police officers, people's vigilantes, as well as military personnel in connection with their duties to protect public order» (expired) // SPS «ConsultantPlus».

14. Certificate of the Vladimir Regional Court based on the results of studying the practice of consideration by courts of criminal cases on crimes provided for in Art. 317-319 of the Criminal Code of the Russian Federation // Archive of the Department of Systematization of Legislation and analysis of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation.

15. Certificate of the Sixth Cassation Court of General Jurisdiction based on the results of studying the practice of consideration by courts of criminal cases on crimes provided

for in Articles 317-319of the Criminal Code of the Russian Federation // Archive of the Department of Systematization of Legislation and analysis of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation.

16. Certificate of the Moscow Regional Court based on the results of studying the practice of consideration

by courts of criminal cases on crimes provided for

in Art. 317-319 of the Criminal Code of the

Russian Federation // Archive of the Department

of Systematization of Legislation and analysis of

judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

С. В. Иванцов - профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор;

С. В. Борисов - профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.

Information about the authors

S. V. Ivantsov - Professor of the Department of Criminology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussianamed after V.Ya. Kikot', Doctor ofLegal Sciences, Professor;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S. V. Borisov - Professor of the Department of Criminal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussianamed after V.Ya. Kikot', Doctor ofLegal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 01.12.2023.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 31.10.2023; accepted for publication 01.12.2023.

Н.П. МАЙЛИС

Настольная книга эксперта. Майлис Н. П. Монография. 287 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований.

НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ЭКСПЕРТА

Изложены истоки формирования и развития судебной экспертизы, основные теоретические понятия. Рассмотрены вопросы формирования теории идентификации и диагностики в судебной экспертизе, современная классификация судебных экспертиз и перспективы их развития, субъекты судебно-экспертной деятельности и ее правовое обеспечение.

В соответствии с процессуальным уголовным, гражданским, арбитражным законодательством и Кодексом об административных правонарушениях рассмотрены виды назначаемых экспертиз, особенности проведения комплексных экспертиз, информационное обеспечение судебно-экспертной деятельности и отдельных видов экспертиз, а также экспертная этика как важная составляющая профессиональной деятельности. Должное внимание уделено экспертным ошибкам и подготовке судебных экспертов.

Для аспирантов (адъюнктов), студентов, преподавателей высших учебных заведений, практических работников, назначающих судебные экспертизы, и специалистов, которые их проводят, а также широкого круга читателей, проявляющих интерес к криминалистике и судебной экспертизе.

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.