Научная статья на тему 'Пленарное заседание как субъект праворазъяснительной деятельности Верховного Суда Республики Казахстан'

Пленарное заседание как субъект праворазъяснительной деятельности Верховного Суда Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ / ВЕРХОВНЫЙ СУД / ПРАВОРАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пленарное заседание как субъект праворазъяснительной деятельности Верховного Суда Республики Казахстан»

Касымова Дана,

магистрант Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КАК СУБЪЕКТ ПРАВОРАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Для укрепления государственности и вхождения в 30 развитых стран мира Главой государства Н. Назарбаевым выдвинуты пять институциональных реформ. В соответствии со второй институциональной реформой «Обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, который в конечном итоге станет основой для экономического роста» в Плане нации «100 шагов: «Современное государство для всех» предусмотрено 19 шагов в сфере обеспечения верховенства закона, значительная часть из которых относится к реформированию отечественной судебной системы [1].

Так, с 1 января 2016 года осуществлен переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой, для рассмотрения инвестиционных споров образуется

специализированный судебный состав в суде города Астаны, а для разрешения споров с участием крупных инвесторов - инвестиционная коллегия Верховного суда Республики Казахстан. Помимо этого, в рамках финансового центра Астаны, в соответствии с Указом Главы государства, создается специализированный финансовый суд. Следующим шагом судебных реформ явилось сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам, вместе с тем расширилось область применения суда присяжных, что свидетельствует о приверженности нашего государства мировым традициям демократии и верховенства права. Кроме того, в рамках реформ ужесточены квалификационные требования и механизм отбора кандидатов на судейские должности,

внесены изменения в деятельность Высшего судебного совета. Претерпело измене—ния деятельность Пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан. одним из которых является исключение с 1 января 2015 г. полномочии пленарного заседания рассматривать судебные дела в порядке надзора.

Таким образом, отечественная система правосудия получила еще более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры по совершенствования, организационных основ судебной власти и самого судопроизводства необходимо дальнейшее повышение роли Верховного суда Республики Казахстан.

Одним из полномочий Верховного Суда Республики Казахстан является праворазъяснительная деятельность, а его реализация возложена на Пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан.

Праворазъяснительная деятельность Верховного суда Республики Казахстан закреплена в ст. 81 Конституции Республики Казахстан: «Верховный Суд Республики Казахстан ... дает разъяснения по вопросам судебной практики» [2].

Аналогичная норма содержится в ст. 17 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-11 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»

[3].

Праворазъяснительная деятельность имеет важное значение для обеспечения единообразного применения законодательства, устранения ошибок в правоприменительной

№1 (42) 2016 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

практике. Особо актуальным является его роль в настоящее время, в связи с введением новых кодексов (с 1 января 2015 г. новых УК, УПК, УИК, КоАП, а с 1 января 2016 г. - ГПК, ТК, ПК).

В юридической литературе вопросу праворазьяснительной деятельности Верховного Суда Республики Казахстан уделяется значительное внимание. Так, ряд авторов, изучая полномочия Верховного Суда, отмечают, что «исходящие от суда правоположения в руководящих разъяснениях и указаниях

пленумов ..... являются актами судебной

деятельности» [4, с. 109]. И. Б. Михайловская считает постановления «актами судебной власти, реализующие одну из обеспечивающих функций внутрисистемного управления» [5, с. 23].

Ряд авторов, изучая полномочия Верховного Суда, отмечают, что «разъяснения - важный и эффективный инструмент судебной власти» [6]. Другие авторы считают, что «исходящие от суда правоположения в руководящих разъяснениях и указаниях пленумов ... являются актами судебной деятельности» [7].

По мнению ряда ученых праворазъяс-нительную деятельность Верховного Суда можно также рассмотреть с позиций судебного надзора и судебного управления. Так, например, В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова различают процессуальный и непроцессуальный судебный надзор. По их мнению, у судебного надзора двойственная сущность: «с одной стороны, он является средством пересмотра судебных решений в процессе осуществления правосудия, а с другой - составляет самостоятельную форму деятельности», которая включает изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, дачу разъяснений судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел [4, с. 124].

Непроцессуальный характер судебно-разъяснительного надзора отмечает также А.В. Мадьярова. Она, в частности, пишет: «Поскольку Конституция среди функций Верховного Суда упоминает лишь правосудие, судебный надзор в процессуальных формах и дачу разъяснений, можно сделать вывод, что дача разъяснений в этом контексте обозначает все способы судебного надзора вне процессуальных форм, включая обобщения судебной практики и анализ судебной статистики». Далее автор отмечает, что «обобщения судебной практики и анализ судебной статистики играют роль информационно-аналитической базы, на основе которой подготавливаются и принимаются

разъяснения», и поэтому, единственной «правовой формой непроцессуального судебного надзора является именно дача разъяснений» [8, с. 40-42].

Мы поддерживаем позицию ученых, такая роль судебной власти в полной мере охватывает праворазъяснительную деятельность, которая является формой осуществления судебной власти. Но она отличается от иных форм качественным своеобразием. Верховный Суд, давая разъяснения, упорядочивает судебную практику, устанавливая определенные правила судебного правоприменения. Они не носят процессуального характера, но содержат соответствующие обязательные рекомендации по правильному применению законодательства, и в этом смысле придают судебной деятельности качества организованности, обеспечивают развитие судебной практики в нормальном русле, исключающим любые произвольные и хаотичные действия судей и иных правоприменителей, создавая тем самым гарантии единообразного применения права. Наряду с этим, разъяснения Верховного Суда способствуют совершенствованию судебной практики. Данное качество праворазъяснительной деятельности особенно проявляется в условиях судебно-правовой реформы, когда изменилась сама судебная практика.

С учетом вышеизложенного, право-разъяснительная деятельность Пленарного заседания Верховного Суда по упорядочению и совершенствованию судебной практики приобретает новый смысл, что требует от Пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан большой и ответственной работы по упорядочению судебной практики. Прежде всего, это касается качества разъяснительных нормативных постановлений Верховного Суда. От того как Пленарное заседание Верховного Суда оперативно реагирует на запросы жизни, осуществляет своевременное, результативное, регулирующее воздействие на судебную практику, во многом зависит успех судебно-правовой реформы.

Руководящие разъяснения даются Пленарным заседанием Верховного Суда на основе обобщения материалов судебной практики и судебной статистики, т.е., они не связаны с разрешением конкретных судебных дел, разрабатываются на базе подытоженных судебно-статистических данных, в связи с чем, как само нормативное постановление Верховного Суда, так и его положения приобретают черты

нормативности (в смысле широты правового воздействия,распространениянанеограниченное число правоприменителей судей, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение).

Следует отметить, что судебная коллегия Верховного Суда изучает и обобщает судебную практику (ст. 21 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»). Президиум Пленарного заседания Верховного Суда в соответствии со ст. 22-1 данного конституционного закона обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях Верховного Суда. На основе такого обобщения Пленарное заседание дает руководящие разъяснения.

Руководящие разъяснения имеют своей целью «формирование единообразной практики применения законов судами», т.е. носят правоприменительную направленность, служат целям правоприменительной практики путем выработки единообразных моделей разрешения конкретных правовых споров, юридических дел. Вместе с тем, они не столько формируют, сколько обеспечивают единообразную практику правоприменения, ибо сама правоприменительная практика создается всеми судами, а Пленарное заседание Верховного Суда своими разъяснениями вносит единообразие в эту практику. При этом речь идет о практике правоприменения или применения права, а не закона, что равносильно законоприменению.

Вместе с тем, необходимо отметить, что потенциал правопонимания как методологического подхода к изучению и познанию проблем правотворчества, в том числе, и правотворчества в сфере судебной власти (судебного правотворчества) не является абсолютно универсальным и неисчерпаемым , и потому не всегда плодотворным. Подход с точки зрения правопонимания к изучению судебного норматворчества, который в настоящее время доминирует в юридической литературе, должен быть дополнен с подходом к изучению данной проблемы с точки зрения властепонимания, вообще, и государствопонимания, в частности.

Если рассматривать праворазъяснительную деятельность Верховного Суда в системе норматворческих функций иных органов государственной власти в Республике то, можно заметить, что Верховный Суд является одним из многочисленных субъектов правотворческой

деятельности в нашей Республике. Постоянное развитие и разнообразие общественных отношений подталкивает государство к предоставлению права законодательной инициативы органам, осуществляющим правоприменительную деятельность. К тому же, на сегодняшний день, правом принятия нормативных правовых актов наделен не только Парламент, но и Президент Республики, Правительство, центральные исполнительные органы. Обусловлено это тем, что оперативное и своевременное осуществление функций государственной власти указанными органами требует в одних случаях выработки и принятия нормативных актов на подзаконном уровне, так как регулирование всех сфер жизни на основе одних лишь законодательных актов крайне затруднительно, в других случаях, требующих регламентации на более высоком уровне задача нормотворчества решается путем использования права законодательной инициативы и принятия законодательных актов.

Суд, олицетворяя собой одну из ветвей государственной власти и осуществляя функции отправления правосудия, то есть предоставления защиты законным правам и интересам субъектов правоотношений, по сути, оказывается наделен исключительными полномочиями по окончательному восстановлению нарушенных прав и правопорядка. В связи с этим суды, применяя на практике действующее право и проверяя на деле эффективность существующих актов законодательства, будучи призванными давать окончательный ответ по обширному спектру правовых вопросов, имеют возможность выявлять недостатки применяемого инструментария, определять возможные пути восполнения, исправления законодательства.

Таким образом, считаем необходимым предоставление Верховному Суду Республики Казахстан права законодательной инициативы по вопросам, связанным с отправлением правосудия, что на наш взгляд, будет создавать условия для эффективного развития права. Более того, развитие положений о законодательной инициативе Верховного Суда и реализация этого права на более высоком уровне может являться еще одним перспективным направлением правовой реформы. Реализацию данного права следует возложить на Пленарное заседание.

Ради справедливости следует отметить, что в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит

право законодательной инициативы, а его осуществление возложено на Пленум Верховного Суда Российской Федерации (ст. 5 Федерального

Конституционного закона от 5 февраля 2014 г. «О Верховном Суде Российской Федерации»)

[9].

Список литературы

1. План нации «100 шагов: «Современное государство для всех» // Электронный ресурс: http:// www.zakon.kz/4713094-plan-nacii-100-konkretnykh-shagov-po.html

2. Конституция Республики Казахстан Конституция Республики Казахстан 1995 г. - Алматы: Юрист, 2009. - 45с.

3. Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»

4. Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. - М., 2011.

5. Михайловская К.Б. Судебная власть в системе разделения властей // Судебная власть. - М., 2010.

6. Сулейменов М.К. Нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан в системе источников права // Юрист. - 2009. - №7. - С.15-23.

7. Баишев Ж.Н. Роль нормативных постановлений Верховного Суда в обеспечении прямого действия Конституции // VI Августовские чтения, посвященные Дню Конституции Республики Казахстан. 28-29 августа 2008 г. - Астана, 2008. - С.52-53.

8. Мадьярова А.В. Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации

в механизме уголовно-правового регулирования. - СПбу, 2002.

9. Федеральный Конституционный закон от 5 февраля 2014 г. «О Верховном Суде Российской Федерации // Электронный ресурс: http://vsrf.ru/

Осы мащалада Казащстан Республикасы Пленарлъщ отырысынъщ щущыщ mYciudipy цызметг щарастырылады. Колданыстагы зацнаманы, галым-зацгерлердщ ой-тюрлерт талдау негiзiнде КазащстанРеспубликасыныцЖогаргы Сотына сот mвpелiгiн WKe асырумен байланыстымэселелер бойынша зац шыгару бастамашылыгын беру, ал оны кке асыруды Пленарлыщ отырысща ЖYкmеy усынылады.

Tyüw свздер: Пленарлыщ отырыс, Жогаргы Сот, щущыщ mYciндipy щызмеmi, сот практикасы, зац шыгару бастамашылыгы.

В статье рассматривается праворазъяснительная деятельность Пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан. На основе анализа действующего законодательства, мнений ученых-юристов предлагается предоставление Верховному Суду Республики Казахстан права законодательной инициативы по вопросам, связанным с отправлением правосудия, а его реализацию возложить на Пленарное заседание.

Ключевые слова: Пленарное заседание, Верховный Суд, праворазъяснительная деятельность, судебная практика, законодательная инициатива.

In article law expository activity of Plenary session of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan is considered. On the basis of the analysis of the current legislation, opinions ofacademic lawyers granting to the Supreme Court the Republic of Kazakhstan the right of a legislative initiative of the questions connected with administration of justice is offered, and to assign its realization to Plenary session.

Keywords: Plenary session, Supreme Court, law expository activity, judicial practice, legislative initiative.

Дана К,асымова,

Цазацстан Республикасы Президенттщ жанындагы Мемлекеттж басцару академиясынъщ магистранты

ПленарльщотырысЦазацстанРеспубликасыЖогаргы Сотыныц ц%цыцmYcinàipy цызметШц cyâbeKmici реттде

Касымова Дана,

магистрант Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Пленарное заседание как субъект праворазъяснительной деятельности Верховного Суда Республики Казахстан

Kassymova Dana,

the master's student of Academy ofpublic administration at the President of the Republic of Kazakhstan Plenary session as subject of law expository activity of the supreme court of the Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.