Научная статья на тему 'Плавательный арктический костюм «… для спасения личного состава кораблей, терпящих бедствие в арктических морях»'

Плавательный арктический костюм «… для спасения личного состава кораблей, терпящих бедствие в арктических морях» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

109
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плавательный костюм / Арктика / Б.В. Колмогоров / спасание на водах / спасательные работы / swimming suit / Arctic / resque on the water / B.M. Kolmogorov / resque works

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коршунов Эдуард Львович, Овсянникова Евгения Владимировна

Статья представляет собой публикацию документов из фондов филиала Центрального архива Министерство обороны Российской Федерации - архива Военно-морского флота (АВМФ) - переписку по проекту плавательного арктического костюма, предложенного совестким изобретателем Б.М. Колмогоровым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коршунов Эдуард Львович, Овсянникова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arctic swimming suit «... for rescue the crews of ships in distress in the Arctic seas»

The article consits a publication of documents from the collections of the branch of the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation-the Archive of the Navy (AVMF) - the correspondence on special Arctic swimming suit designed by the Soviet inventor B. M. Kolmogorov.

Текст научной работы на тему «Плавательный арктический костюм «… для спасения личного состава кораблей, терпящих бедствие в арктических морях»»

Плавательный арктический костюм

«... для спасения личного состава кораблей,

терпящих бедствие в арктических морях»

Предисловие, публикация и комментарии

Э. Л. КОРШУНОВА И Е. В. ОВСЯННИКОВОЙ

Arctic swimming suit «... for rescue the crews of ships in distress in the Arctic seas»

Preface, publication and comments by

E. L. KORSHUNOV AND E. V. OVSYANNIKOVA

Конец 1930-х гг., когда над страной нависла опасность большой войны, характеризовался подъёмом творчества учёных, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. Однако творчество масс порой тормозилось «отдельными ненормальными тенденциями», сужающими поток новой техники для Красной армии и Военно-морского флота.

Так, в письме начальника оборонного сектора Центрального совета Всесоюзного общества изобретателей Я. М. Терентьева наркому обороны СССР К. Е. Ворошилову о проблемах внедрения изобретательства и рационализации в оборонную промышленность от 21 мая 1936 г. констатировалось: «...в системе роста техники имеются дефекты <...> они имеют место на каждом заводе, в институте и части РККА. В частности, прибывшие из Америки, Франции и других стран наши военные специалисты удивляются гибкости и поворотливости в реализации новинок в этих странах, и они обыкновенно констатируют обратное у нас. Несмотря на признание огромного творческого значения изобретательства и рационализации в деле обороны страны, однако, в ряде органов НКО и НКТП на практике к изобретателям настроены излишне недоверчиво»1.

Далее в письме Терентьев приводил конкретные примеры:

«.3. Инженер-изобретатель т. Алексеев В. В. около двух десятков лет разработал проект "гиропилот" (комплекс автоматических приборов, служащих для автоматического управления морскими судами и

1 Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М., 2011. С. 523-528.

воздушными кораблями вне видимости земли). Реализация предложения систематически и много лет оттягивалась. Правительство около года тому назад предложило Главэспрому1 реализовать предложение, однако завод Главэспрома, где приступлено к реализации предложения Алексеева, в данное время ставит вопрос о перенесении изготовления опытного образца в другую организацию. Это создаёт новое затруднение и оттяжку в изготовлении образцов на продолжительное время. В то же время в НКО по существу нет наблюдающего (заинтересованного хозяина) за этим делом <...>

5. Инженер-преподаватель учебно-подводного плавания Зарубин Н. А. сделал ряд предложений, в частности: прибор для упреждения угла торпедной стрельбы с подводной лодки и прибор, автоматически определяющий изменение скоростей плавучести подводных лодок в связи с новой солёностью, температур[ой] и плотностью морских вод, что облегчает маневрирование подводных лодок. Несмотря на актуальность данных проблем, Зарубин в течение многих лет не имел возможности реализовать это предложение, хотя это предложение известно ряду управлений Наркомата обороны <.>

7. Инженер-изобретатель, преподаватель училища береговой обороны Чёрного моря Токаржевский В. А. более 2-х лет тому назад предложил приборы управления стрельбой, основанные на совершенно новых принципах и значительно упрощающие конструкцию в отношении производства их, однако последний, несмотря на соответствующую поддержку флагмана 2 ранга т. Кожанова, до сих пор не имеет возможности производить эксперименты и изготовление приборов.»2

Терентьев указывал на конкретные недостатки (и их причины) и достижения в области изобретательства и рационализаторства в СССР, в т. ч. в Красной армии и Военно-морском флоте: «.в) В части РККА в большинстве случаев с энтузиазмом подхватываются предложения изобретателей и рационализаторов, но там нет средств, базы, сил, а главное - указаний о порядке прохождения ценных и наиболее сложных предложений. Нередко эти предложения ходят по штабам и там теряются.

г) Аппарат технических управлений РККА, занятый выполнением текущих оперативных планов и очередных задач, старается реализацию новых крупных технических проблем сдать какому-либо другому учреждению, в частности, отделу изобретений НКО, последний же старается базироваться на решении по каждому вопросу соответствующих

1 Главэспром - Главное управление слаботочной электропромышленности.

2 Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М., 2011.

С. 523-528.

технических управлений РККА, в итоге получается двойственное решение вопроса и некоторая безответственность <.>

д) Опыт некоторых управлений, как, например, Автобронеу-правления РККА, которое систематически наблюдало за всеми новинками, появляющимися за границей, а также всеми новыми предложениями, представленными нашими конструкторами, активно реагировало на них, создало лучшие образцы автобронемашин <...> В данный период повышенных технических требований дело с реализацией оборонных открытий, изобретений и крупных рационализаторских предложений обстоит неудовлетворительно, а фигура изобретателя в ряде органов НКО далеко не авторитетная»1.

Возможно, обращение начальника оборонного сектора Центрального совета Всесоюзного общества изобретателей Я. М. Терентьева к наркому обороны СССР сыграло некоторую роль в систематизации работы в области изобретательства и рационализации, «лучшей организации и мобилизации всех лучших сил конструкторов и изобретателей для решения важнейших военно-технических проблем».

В последующем были приняты постановление ЦИК и СНК СССР от 22 июля 1936 г. № 68/1324 «О реорганизации руководства изобретательским делом», приказ народного комиссара обороны СССР от 29 мая 1938 г. № 147 «С объявлением Временного положения о массовой изобретательской и рационализаторской работе в РККА», постановление СНК СССР от 5 марта 1941 г. «Об утверждении Положения об изобретениях и технических усовершенствованиях и о порядке финансирования затрат по изобретательству, техническим усовершенствованиям и рационализаторским предложениям» и др.

Однако и позднее, уже в годы Великой Отечественной войны, нередко мы находим примеры «отсутствия гибких и эффективных форм по реализации научно-технических открытий и изобретений».

Один из них - переписка должностных лиц, касающаяся изобретения краснофлотца Бориса Михайловича Колмогорова2 «Плавательный арктический костюм», публикация которой является целью данной статьи.

Из наградного листа к правительственной награде - ордену Отечественной войны II ст.: «Краснофлотец Колмогоров Борис Михайлович

1 Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М., 2011. С. 523-528.

2 Колмогоров Борис Михайлович (1911-?) - в рассматриваемый период - конструктор резиновых изделий роты особого назначения разведывательного отдела штаба Краснознаменного Балтийского флота. Награждён медалью «За оборону Ленинграда».

в роте Особого Назначения РО ШКБФ с апреля месяца 1942 года, вначале в качестве вольнонаемного инженер-конструктора, а затем перешёл в часть военнослужащим. За время службы в части тов. Колмогоров проделал большую работу по изобретению и изготовлению целого ряда резиновых конструкций портативного типа, давших возможность проводить целый ряд разведывательных операций, летом связанных с преодолением водных препятствий, а зимой обеспечивших наблюдательные работы длительного порядка в суровых климатических условиях. Кроме того, им были изобретены и изготовлены костюмы для легко-водолазов <...> Тов. Колмогоров изобрёл и изготовил, а также обеспечил массовое изготовление следующих изделий: 1. Шлюпки резиновые портативные; 2. Жилеты надувные спасательные; 3. Маскировочные мешки для разведчиков в зимнее время; 4. Л[егко]водолазные костюмы с плавательными приспособлениями; 5. Комбинированные резиновые шлюпки для водолазов-разведчиков. В настоящее время его изобретенными и изготовленными изделиями пользуются все флоты ВМФ.»1 Борис Михайлович был награждён орденом Красной Звезды.

До Великой Отечественной войны Борис Михайлович Колмогоров, инженер по образованию, работал на крупнейшей фабрике по производству резиновых изделий «Красный Треугольник» в Ленинграде инженером-резинщиком2.

Ещё накануне войны Б. М. Колмогоров получил авторское свидетельство № 59903 на изобретение «Комбинированный десантный костюм»3 (рис. 1, 2). Предметом изобретения был указанный костюм «с применением комбинезона и надувного эластичного поплавка, отличающийся тем, что поплавок выполнен по форме носовой части плоскодонной лодки, связанной в одно целое с комбинезоном так, что при пользовании им можно принимать относительно водной поверхности горизонтальное или вертикальное положение»4.

Список изобретений Б. М. Колмогорова внушителен. Консультируясь с начальником кафедры Военно-морской медицинской академии,

1 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации - архив Военно-морского флота (далее: Филиал ЦАМО РФ - АВМФ). Ф. 3. Оп. 1. Д. 780. Л. 243, 243 об.

2 Ржавин А. А. Морские дьяволы: из жизни водолазов-разведчиков Балтийского флота ВМФ. М., 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://profilib.net/chtenie/59428/aleksandr-rzhavin-morskie-dyavoly-iz-zhizni-vodolazov-razvedchikov-baltiyskogo-flota-vmf.php (дата обращения: 30.06.2018).

3 Заявлено 3 мая 1939 г. в НКО за № 3701, опубликовано 30 апреля 1941 г.

4 Изобретения Победы. Открытия, изобретения, разработки, сделанные во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Всероссийская патентно-техническая библиотека Федеральной службы по интеллектуальной собственности; отв. ред. Ю. С. Зубов. М., 2018. С. 58.

военврачом 1-го ранга, он изобрёл, например, специальный плавательный десантный костюм, индивидуальные жилеты плавучести и, в частности, арктический плавательный костюм. Кроме этого, работая с мичманом Николаем Никитиным и командиром роты особого назначения, капитаном 3-го ранга Иваном Прохватиловым, Борис Михайлович сконструировал маскировочный воздушный водолазный мешок. Мешки такого типа нашли широкое применение в годы войны: при наблюдении за противником разведчики имели возможность располагаться в непосредственной близости от него1.

Документы публикуются согласно правилам научного издания исторических источников. Явные опечатки и описки исправлены без оговорок, однако целый ряд лексических и орфографических особенностей, присущих языку и письму того времени, сохранён. Недописанные слова, а также другие уточнения текста документов даны в квадратных скобках. Пунктуация дана согласно современным требованиям русского языка. Каждый документ предварён названием и датой. Тексты снабжены краткими, необходимыми для лучшего понимания содержания документов комментариями, расположенными для удобства читателей постранично.

№ 1

Сопроводительное письмо к предложению Колмогорова Б. М. инженер-капитана 2 ранга Савинова, 12.04.19452

Секретно Экз. № 2

Начальнику Отдела изобретений ВМФ инженер-капитану 1 ранга Серебрякову Направляю для определения новизны предложение Колмогорова Б. Н.3 «Плавательный арктический костюм».

Эти костюмы изготовлялись на КБФ4 и были направлены для использования в РО СФ5. На КБФ они не применялись. Приложение: Текст предложения на 1 листе. Чертёж на 1 листе, всё в 2-х экз. только адресату6.

Инженер-капитан 2 ранга Савинов7

1 Ржавин А. А. Указ. соч.

2 Филиал ЦАМО РФ - АВМФ. Ф. 161. Оп. 5. Д. 120 - Авторское дело № 305. Колмогоров Б. М. Плавательный арктический костюм. Л. 5.

3 Здесь и далее встречается ошибка в написании инициала отчества Бориса Михайловича Колмогорова.

4 КБФ - Краснознамённый Балтийский флот.

5 РО СФ - разведывательный отдел Северного флота.

6 См. документ № 2.

7 Автограф. Заверенная копия. На документе имеются служебные пометы: «Исх. № 083 12 апреля 45», «Черновик сожжён 12 апреля 1945 г.»

Класс 65 Ъ, 26; 77 а, 14

Л? 59903

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ? СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зяретстркр&гано я Бюро июйриявнай Госплана яра. СНК СССР

Б. А/1. Колмогоров. Комбинированный дессантный костюм.

Заявляю а на* Ш9 года в НКХ» М 3701. Оар&шкомао 30 апреля 1911 года.

вкеов-^з «■ плтвю но •

Предмет предлагаемого изо бреге! шя составляет особая форма выполнения уже известного комбинированного лее-саняного коетюиа, 'в -котором используются комбинезон « надувкой эластичный поплавок.

Согласно изобретению, поплавок выполнен по форме ЕЮМВОЙ ч-асти ПЛОСКОДОННОЙ л од« и, связанной -в одна целое с -комбинезоном так. что при пользования им имеется возможность принимать относительно 'войиой поверхности либо горизонтальное лкбо верти-к алчное положение.

На чертеже фиг. 1—3 изображают схематически общий -вид предлагаемого -дессантного -костюма в трех проекциях, фиг. 4 — "вид костюма сбоку при горизонта ль нш положении пользующегося к-йстюмом человека.

Поплавок, имеющий, как уже указывалось выше, форму .п-ередгей части плоскодонной лодки, состоит из четырех камер 2, 3, 4 и 3, выполненных г виде ш.ттгдров небольшого диаметра, расположенных лотгарнэ: одни над Дру-ГИИ (фиг. 2) к скрепленных о Дна с другой лентам» 6, 7, 8 и 9.

Комбк-нсаон 1 прнкре'плен непосредственно к поплавку между ^расходящимися концами Пи 1-2 цилиндрических камер, его образующих, ва некотором

расстоянии от этих концов, вследствнечего при пользовании костюмом имеется возложи ость принимать относитесь-' но водной поверхности либо вертикальное либо горизонтальное ■положение (фиг. 4). На поплавке имеется перегородка Ю, предупреждающая зали. ванне водой его передней части. Для залолнения татлапха воздухом уж иг -автоматический клапан 13, связанный со всеми четырьмя камерами. Для выпуска воздуха в каждой камере предусмотрены отдельные клапаны 14, 15, 16 а 17.

Для передвижения по -воде могут быть применены нарукавники 18 с перепонками 19.

Как костюм, так и нарукавники изготовляются, например, на прорезиненной ткани.

Предмет и зо 6 ретеети я.

Комбинированный лессантный костюм с применением комбинезона и надувного эластичного поплавка, отличающийся тем, что поплавок выполнен по форме нсЫвой части плоскодонной лодки, связанной в ц'дио целое с ком-бн не зо ком та«, при пользовании им можно принимать относительно воякой поверхности горизонтальное «ли вертикально® положение,

Рис. 1. Первый лист описания изобретения Б. М. Колмогорова «Комбинированный десантный костюм». 1941 г.

№ 2

Описание предложения Колмогорова Б. М.

«Плавательный арктический костюм», 12.04.19451

Моё предложение «Плавательный арктический костюм» заключается в том, что человек может самостоятельно входить в сей костюм через опендикс 6 и, завязав его изнутри, тем самым герметизирует себя от внешней среды, что позволяет ему длительное время находится в воде при очень низкой температуре воздуха и воды, конечно, будучи тепло одетым. Никакая волна не сможет попасть внутрь костюма, т. к. он герметически закрыт, и есть только одно отверстие 1, через которое хорошо вентилируется воздух, необходимый для дыхания человека, а вода не попадает, ибо отверстие закрыто фигурным шлангом 2.

Специальное уширение в рукавах в месте 3 позволяет человеку свободно вынимать руки во внутрь костюма, что очень важно при принятии пищи, при физиологических потребностях и пр.

Хотя человек находится и в неблагоприятных внешних условиях, но внутри костюма чувствует себя прекрасно, как на матраце под одеялом. Малую физиологическую потребность человек справляет через лепестковый клапан 4. Костюм без плавательных приспособлений уже имеет положительную плавучесть за счёт непромокаемости костюма и надетой на нём тёплой одежды. Но для того чтобы человек, даже неожиданно попав в воду, и не оказался лицом вниз, у него на груди наклеен надувной мешок 5, который он надувает изнутри костюма через автоматический ключ 7. Надувной мешок, как горб на груди, заставит перевернуться человека на спину, что и необходимо. Человек может довольно быстро передвигаться на воде, лёжа на спине с помощью рук и ног.

Предмет изобретения (рис. 3)

Ниже перечисленные изобретения и отличают от ранее предложенных плавательных костюмов:

1. Специально уширением рукавов (для свободного вынимания рук во внутрь костюма, что важно для завязывания костюма, принятия пищи и т. д.).

2. Приспособления для вентиляции костюма (воздух внутри хорошо циркулирует, а вода не попадает в костюм).

3. Мочеприёмник (важно при нахождении в холодной среде).

1 Филиал ЦАМО РФ - АВМФ. Ф. 161. Оп. 5. Д. 120. Л. 1, 1 об. (рукопись), 2 (рисунок),

6 и об. (машинопись).

Рис. 2. Рисунки к описанию изобретения Б. М. Колмогорова «Комбинированный десантный костюм». 1941 г.

¡¡^^—

Рис. 3. Плавательный арктический костюм Б. М. Колмогорова.

1 - отверстие для дыхания, 2 - фигурный шланг, 3 - уширение в рукавах,

4 - лепестковый клапан, 5 - надувной мешок, 6 - «опендикс», 7 - автоматический ключ

4. Специальный плав [ательный] мешок служит как воздушный киль для избежания переворачивания на воде (у яхты свинцовый - тяжёлый киль, а здесь наоборот - надувной, лёгкий - в воздухе, что и отличительно от ранее предложенного).

Колмогоров1

№ 3

Указания начальника отделения экспертизы Отдела изобретений Военно-морского флота майора Смогилёва по предложению Колмогорова Б. М., 29.04.19452

Инспектору по изобретательству при ВС КБФ инженер-капитану 2 ранга Савинову Предложение т. Колмогорова Б. Н. «Плавательный арктический костюм», направленное Вами 12 апреля 1945 г. за № 083, поступило в Отдел изобретений ВМФ. Согласно «Положению об изобретениях», автору надлежит представить в Отдел изобретений ВМФ ещё один экземпляр предложения. Кроме того, для оформления авторских прав т. Колмогорову необходимо выслать в Отдел изобретений ВМФ заявление о выдаче ему по данному предложению авторского свидетельства3.

Начальник отделения экспертизы Отдела изобретений ВМФ майор Смогилёв4

№ 4

Сопроводительное письмо к заявке на изобретение краснофлотца Б. М. Колмогорова, 17.05.19455

Начальнику Отдела изобретений ВМФ инженер-капитану 1 ранга Серебрякову Высылаю по Вашему требованию третий экземпляр заявки краснофлотца Колмогорова Б. Н. «Арктический костюм». Заявление автора вышлю дополнительно, т. к. в настоящее время не имею с ним связи.

1 Заверенная копия. На документе имеются служебные пометы: «К исх. № 083», «Снята одна копия, отправ[лена] н[ачальни]ку Отдела изобр[етений] ВМФ. Исх № 0115 от 15.05.45 г.», «Рассекречено».

2 Филиал ЦАМО РФ - АВМФ. Ф. 161. Оп. 5. Д. 120. Л. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 См. документ № 5.

4 Подлинник. Автограф. На документе имеются служебные пометы: «Исх. № 306399с от 29 мая 1945 г.» (что неверно, документ исполнен 29.04), «Вх. № 0122 15 мая 1945 г. Инспектора по изобр[етательству] и рационализации] [КБФ]», «Рассекречено».

5 Филиал ЦАМО РФ - АВМФ. Ф. 161. Оп. 5. Д. 120. Л. 8.

Приложение: Описание на 2 листах, чертёж на 1 листе, всё только адресату1. Инженер-капитан 2 ранга Савинов2

№ 5

Сопроводительное письмо к заявлению Б. М. Колмогорова, 4.06.19453

Начальнику Отдела изобретений ВМФ инженер-капитану 1 ранга Серебрякову Высылаю копию заявления Колмогорова Бориса Михайловича в выдаче ему авторского свидетельства на изобретение: «Плавательный арктический костюм».

Приложение: Копия заявления на 1 листе, только адресату4.

Инженер-капитан 2 ранга Савинов5

№ 6

Сопроводительное письмо к заключению Аварийно-спасательной службы Военно-морского флота по предложению Б. М. Колмогорова, 7.08.19456

Инспектору по изобретательству при ВС КБФ инженер-капитану 2 ранга Савинову (Для сообщения автору - Б. Н. Колмогорову) Направляю Вам копию заключения АСУ7 ВМФ по предложению Колмогорова Б. Н. - «Плавательный арктический костюм».

Согласно данного заключения, предложение в настоящем его виде практического интереса для ВМФ не представляет. Приложение: Копия заключения на 1 листе8.

Заместитель начальника Отдела изобретений ВМФ инженер-капитан 1 ранга Добровидов9

1 См. документ № 2.

2 Автограф. Заверенная копия. На документе имеются служебные пометы: «Исх. № 0115 17 мая 45 г.», «Черновик сожжён 17 мая 1945 г.», «Рассекречено».

3 Филиал ЦАМО РФ - АВМФ. Ф. 161. Оп. 5. Д. 120. Л. 9.

4 Не публикуется.

5 Автограф. Заверенная копия. На документе имеются служебные пометы: «Исх. № 0125 4 июня 45 г.», «Черновик сожжён 4 июня 1945 г.», «Рассекречено».

6 Филиал ЦАМО РФ - АВМФ. Ф. 161. Оп. 5. Д. 120. Л. 10.

7 АСУ - аварийно-спасательное управление.

8 См. документ № 7.

9 Автограф. Подлинник. На документе имеются служебные пометы: «Исх. № 307027с от 7 августа 1945 г.», «Вх. № 0197 20 августа 1945 г. Инспектора по изобр[етательству] и рационализации] [КБФ]», «Рассекречено».

№ 7

Заключение по предложению Колмогорова Б. М. «Плавательный арктический костюм», 16.07.19451

Утверждаю

Начальник НИИ АСС2 ВМФ Копия

инженер-капитан 1 ранга

Евдосеев Секретно

16 июля 1945 г. Экз. № 2

Заключение

по предложению тов. Колмогорова Б. Н. - «Плавательный арктический костюм»

В представленном на отзыв описании «плавательного арктического костюма» не указывается назначение костюма, но из названия можно видеть, что автор предполагает использовать костюм для спасения личного состава кораблей, терпящих бедствие в арктических морях.

По вопросу использования настоящего костюма в условиях Арктики - заключение желательно получить от соответствующих организаций Севморпути.

Что касается использования данного костюма для форсирования водных преград (по типу существующих «ПК»3), то предложение не может быть принято по следующим соображениям:

1. Человек в таком костюме может плавать только на спине, это лишает его возможности самостоятельно преодолевать некоторые расстояния, т. к. исключается плавание по определенному направлению.

2. Вентиляция костюма через фигурный шланг совершенно недостаточна. Произведённые опыты над японскими ПК, имеющими аналогичные дыхательные шланги, подтверждают данные соображения.

3. При наличии всплесков и волны на поверхности моря в костюм будет попадать вода через дыхательный фигурный шланг.

4. Завязывание апендикса изнутри костюма (самим спасающимся) весьма неудобно и будет приводить к протеканию в костюм скопляющейся на апендиксе воды.

1 Филиал ЦАМО РФ - АВМФ. Ф. 161. Оп. 5. Д. 120. Л. 11.

2 НИИ АСС - Научно-исследовательский институт аварийно-спасательной службы.

3 ПК - плавательный костюм.

Выводы:

Предложенный тов. Колмогоровым «плавательный арктический костюм» для форсирования водных преград считать непригодным.

Начальник 2 отдела НИИ АСС ВМФ капитан-лейтенант Буленков

Верно: начальник С/ч ОИЗ ВМФ1 Главстаршина Мизиков2

№ 8

Запрос инспектору по изобретательству при ВС СФ инженер-капитану 3 ранга Тимкину, 10.09.19453

Секретно Экз. № 3

Инспектору по изобретательству при ВС СФ инженер-капитану 3 ранга Тимкину Копия: Начальнику отдела изобретений ВМФ инженер-капитану 1 ранга Серебрякову

Зимой 1945 г. в адрес Разведотдела СФ РО КБФ направило 2 плавательных костюма, предложенных и изготовленных Б. М. Колмогоровым. Применение этого костюма предусматривалось только в северных широтах. Прошу выслать в ОИз ВМФ отзыв о результатах использования этого костюма, в копии мне. Выписку из описания костюма и его рисунок прилагаю.

Приложение: Упомянутое на 2 л. только первому адресату4.

Инженер-капитан 2 ранга Савинов5

1 С/ч ОИЗ ВМФ - секретная часть отдела изобретательства Военно-морского флота.

2 Автограф. Подлинник. На документе имеются служебные пометы «к Вх. № 0197 20 августа 1945 г. Инспектора по изобр[етательству] и рационализации] [КБФ]», «Рассекречено».

3 Филиал ЦАМО РФ - АВМФ. Ф. 161. Оп. 5. Д. 120. Л. 12.

4 Приложение не публикуется.

5 Подлинник. Автограф. На документе имеются служебные пометы «Исх. № 0182 10 сентября 45». «Черновик сожжён 10.IX.1945 г.», «Рассекречено».

№ 9

Запрос инспектору по изобретательству при ВС КБФ инженер-капитану 2 ранга Савинову, 22.11.19451

Секретно Экз. № 1

Инспектору по изобретательству при ВС КБФ инженер-капитану 2 ранга Савинову Копия: Инспектору по изобретательству при ВС СФ инженер-капитану 3 ранга Тимкину

Письмом от 10 сентября 1945 г. за № 0182 Вами сообщалось, что зимой 1945 г. в адрес Разведотдела СФ РО КБФ направило 2 плавательных костюма, предложенных и изготовленных Б. М. Колмогоровым. На запрос Отдела изобретений ВМФ из Разведывательного отдела Северного флота ответили, что указанные костюмы в РО ШСФ2 не поступали, поэтому заключение о целесообразности реализации предложения т. Колмогорова и справка об использовании его костюмов высланы быть не могут.

Прошу Вас сообщить в Отдел изобретений ВМФ, на чём Вы основывали Ваше утверждение об отправке на СФ двух костюмов, предложенных тов. Колмогоровым.

Начальник отдела изобретений ВМФ инженер-капитан 1 ранга Серебряков3

№ 10

Ответ на запрос инспектора по изобретательству при ВС КБФ инженер-капитана 2 ранга Савинова, 14.12.19454

Сов. Секретно Экз. № 2

Начальнику отдела изобретений ВМФ инженер-капитану 1 ранга Серебрякову

Сообщение об использовании костюмов Колмогорова я получил от командира роты Особого Назначения РО КБФ капитана 3 ранга

1 Филиал ЦАМО РФ - АВМФ. Ф. 161. Оп. 5. Д. 120. Л. 13.

2 ШСФ - штаб Северного флота.

3 Подлинник. Автограф.

4 Филиал ЦАМО РФ - АВМФ. Ф. 161. Оп. 5. Д. 120. Л. 14.

Прохватилова. Сейчас он подтвердил свою информацию и сообщил, что эти костюмы использовались в р[айо]не Мурманска работником РО капитаном 3-го ранга Войналовичем, в настоящее время работающего в Разведуправлении ВМФ в Москве1.

Войналович, по словам Похватилова, дал очень хорошее заключение по этим костюмам, но восстановить этот документ здесь сейчас не представляется возможным, т. к. архивы уничтожены.

Инженер-капитан 2 ранга Савинов2

1 Так в документе.

2 Подлинник. Автограф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.