Научная статья на тему 'Плавание в учебной программе по дисциплине "Физическая культура" для студентов неспециализированного вуза'

Плавание в учебной программе по дисциплине "Физическая культура" для студентов неспециализированного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПЛАВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маметова О.Б., Титаренко А.А., Хрипунова Л.Д., Косячук Н.Л., Слепченко С.П.

В статье предложена, на основании проведенного анкетирования, модификация учебной программы по плаванию при изучении дисциплины “Физическая культура” в вузе. Предложенная система занятий позволяет успешно организовать процесс обучения плаванию с учетом уровня исходной плавательной подготовки студентов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маметова О.Б., Титаренко А.А., Хрипунова Л.Д., Косячук Н.Л., Слепченко С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article, on the basis of the survey, modification of the curriculum in swimming while studying the discipline “Physical culture” at the University. The suggested system of classes allows us to successfully organize the process of teaching swimming based on the level of initial swimming training.

Текст научной работы на тему «Плавание в учебной программе по дисциплине "Физическая культура" для студентов неспециализированного вуза»

2017, том 20, №1

УДК: 613.471+613.71-057,875

ПЛАВАНИЕ В УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СУДЕНТОВ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА

Маметова О. Б., Титаренко А. А., Хрипунова Л. Д., Косячук Н. Л., Слепченко С. П.

Кафедра лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 295006, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь, Россия.

Для корреспонденции: Маметова Ольга Борисовна, старший преподаватель кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания, Медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», E-mail: olgamametova@mail.ru

For correspondence: Olga B. Mametova, lecturer of the Department of Medical physical culture, Sports medicine and Physiotherapy with a course of Physical training, Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, E-mail: olgamametova@mail.ru

Information about authors:

Mametova O. B., http://orcid.org/0000-0002-4807-6093 Titarenko A. A., http:// orcid.org/0000-0003-2303-5575 Hripunova L. D., http://orcid.org/0000-0003-4795-8331 Kosychuk N. L., http://orcid.org/0000-0001-6722-4314 Slepchenko S. P., http://orcid.org/0000-0001-7712-6515

РЕЗЮМЕ

В статье предложена, на основании проведенного анкетирования, модификация учебной программы по плаванию при изучении дисциплины "Физическая культура" в вузе. Предложенная система занятий позволяет успешно организовать процесс обучения плаванию с учетом уровня исходной плавательной подготовки студентов.

Ключевые слова: студенты, анкетирование, плавание.

SWIMMING IN THE CURRICULUM OF THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" FOR STUDENTS OF SPECIALIZED UNIVERSITIES.

Mametova O. B., Titarenko A. A. , Hripunova L. D., Kosychuk N. L., Slepchenko S. P.

Medical Academy named after S. I. Geargievsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

In the article, on the basis of the survey, modification of the curriculum in swimming while studying the discipline "Physical culture" at the University. The suggested system of classes allows us to successfully organize the process of teaching swimming based on the level of initial swimming training.

Keywords: students, questionnaire, swimming

Для современного этапа преобразований в системе высшего образования в России характерно изменение и совершенствование программ и технологий обучения. Вместе с этим, на «качество» процесса обучения студентов значительное влияние оказывают учебные планы высших учебных заведений, уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, контингент обучаемых, состояние материально-технической и спортивной базы.

Совершенствование процесса обучения в вузах направлено не только на получение профессиональных знаний в избранной профессии, но и на овладение навыками и умениями базовых видов спорта, входящих в учебный план.

Студенческая молодежь является наиболее социально активной и мобильной группой, которая в значительной мере определяет стратегию и будущее государства. Воздействие инновационных об-

разовательных нагрузок с высоким уровнем психоэмоционального и интеллектуального напряжения, интенсификация учебного процесса, повышение требований к объему и качеству знаний, а также нарушение двигательного режима отрицательно влияют на функциональные возможности организма студентов [1]. Это приводит к снижению адаптационных резервов, возникновению ситуации рассогласования механизмов регуляции вегетативных функций, которые проявляются в виде ухудшения работоспособности, повышенной утомляемости студентов [2].

Известно, что возникновению сердечно-сосудистых заболеваний в студенческом возрасте способствуют гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки (курение, употребление алкоголя), стрессовые ситуации и эмоциональные перегрузки (экзаменационные сессии). Основной

задачей физической культуры является формирование у студентов потребности к здоровому образу жизни. Одним из универсальных средств физического воспитания является плавание. Плавание -это эффективное средство закаливания организма, повышения сопротивляемости к различным простудным заболеваниям. Посредством занятий плаванием тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Плавание имеет исключительно высокое спортивное, прикладное, оздоровительное и общеразвивающие значение [3].

Водная среда и создаваемое ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, также занятия в воде положительно влияют на центральную нервную систему, в результате чего снижается чрезмерное возбуждение, снимается стресс, напряжение и поднимается настроение, всё это немаловажно для студентов [4].

В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что двигательные действия человека происходят в условиях водной среды [5]. На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление. Вода, раздражая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему, что дает ощущение бодрости и повышает работоспособность. Одно из следствий гидростатического давления - большая нагрузка на грудную клетку при вдохе и на дыхательные мышцы при форсированном выдохе в воду. Это стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ), вырабатывает правильный ритм дыхания [6]. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии. В сочетании с другими факторами закаливающего воздействия, а также с занятиями физическими упражнениями плавание становится незаменимым средством укрепления здоровья, повышения жизнестойкости организма [7]. Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, с включением в работу всех звеньев опорно-двигательного аппарата. Это способствует улучшению питания суставов и периартикулярных тканей позвоночника, конечностей, что является хорошим профилактическим средством против развития остеохондроза и суставной патологии [8,9].

Плавание является жизненно необходимым навыком и одним из доступных и полезных видов спорта, призванных находить комплексный подход к развитию человека. Занятия плаванием дают совершенно другие ощущения, нежели упражнения

на суше, так как вода обладает уникальными свойствами, оказывающими многогранное положительное воздействие на организм занимающихся, а наличие бассейна позволяет широко использовать возможности плавания в вопросе оздоровления, общего физического развития и спортивного совершенствования [4, 10].

Плаванием могут заниматься студенты с отклонениями в состоянии здоровья, характеризуется, как единственно возможный вид физических упражнений, который рекомендуется людям, имеющим существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, гипертония, остеохондроз, нарушение осанки) [11]. Это диктует необходимость овладения студентами навыками лечебно-оздоровительного плавания для самостоятельных занятий в бассейне.

Одним из обязательных требований учебного плана по предмету «Физическая культура» является овладения студентами навыками спортивного плавания.

Проведенные педагогические исследования позволяют констатировать, что существующая программа по физическому воспитанию в вузах не включает в себя достаточное количество часов для обучения плаванию, освоению основных спортивных способов плавания, овладению навыками прикладного плавания и основ лечебно-оздоровительного плавания. Содержание учебных программ при обучении плаванию должно включать определенную последовательность изучаемых способов плавания, в том числе и прикладных [3,12].

Целью занятий плаванием должны стать не только повышение эффективности учебного процесса за счет совершенствования физических, функциональных способностей студентов, поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности, но и профессионально-прикладная подготовка студентов, формирование навыков и умений самостоятельных занятий плаванием, овладение навыками прикладного плавания.

Учитывая климатические особенности Крыма, наличие большого количества санаториев и реабилитационных центров, овладение спортивными способами плавания и, в большей степени, навыками прикладного плавания и основами знаний и умений в области лечебного плавания, становится немаловажной задачей для студентов Медицинской академии имени С. И. Георгиевского "КФУ имени В. И. Вернадского".

Таким образом, необходимость внедрение новых направлений в программу по плаванию, увеличения количества часов, отведенных на занятия по обучению плаванию, необходимость определения количества не умеющих плавать студентов, определили актуальность данного исследования.

2017, том 20, №1

Цель данного исследования - совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» на начальном этапе обучения программы «плавание».

Задачи:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Определить количество не умеющих плавать студентов, обучающихся в Медицинской академии имени С. И. Георгиевского (анкетирование).

3. На основании полученных данных внести изменения в программу «плавание» с добавлением новых разделов и увеличением количества практических часов.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование, систематизация материала.

В исследовании приняли участие 715 студентов 1-3 курсов Медицинской академии имени С. И. Георгиевского (структурное подразделение) ФГА-ОУ ВО "КФУ имени

В. И. Вернадского". Нами было проведено анкетирование, которое дало возможность определить уровень владения навыком спортивного и прикладного плавания.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты анкетирования показали следующее: всего 8,3% опрошенных студентов когда-либо обучались плаванию у профессиональных тренеров-преподавателей и владеют техникой спортивных способов плавания, 32,9% ответили, что могут проплыть 50-100м, не владея при этом техникой спортивного плавания, 58,8% студентов не умеют плавать вообще или только держаться на воде. На вопросы о владении навыками прикладного плавания 98,6% студентов ответили отрицательно.

Анализ информации и выявление у некоторых студентов проблемы «водобоязни», ставит перед преподавателем задачи по формированию прочной мотивации у студентов к предстоящим занятиям по обучению плаванию и коррекции программы по плаванию.

Следовательно, необходимо организовать учебный процесс так, чтобы он позволил включить студента во все этапы обучения плаванию.

Обсуждение. Столь малый процент студентов, владеющих навыком плавания, объясняется недостаточным количеством бассейнов в Крыму, плавание не включено в программу по физвоспи-танию в школах, недостаточное количество часов в программе по физическому воспитанию в вузах. Все это не дает возможность студентам овладеть техникой спортивных и прикладных способов плавания, получить знания в области оздоровительного и лечебного плавания, что особенно важно для

студентов - медиков. Основные аспекты распределения студентов по учебным группам несколько отличаются от рекомендованных программой. С целью решения указанных проблем на кафедре была разработана учебная программа, согласно которой, на основании анкетирования, формируются учебные группы в соответствии с уровнем владения навыком плавания. Мы предлагаем сформировать следующие группы:

1) Группы начального обучения плаванию. К ним относятся студенты, которые не умеют плавать. Основной направленностью занятий в этих группах будет освоение занимающихся с водной средой, обучение технике упражнений на плавучесть и технике дыхательных упражнений, овладение основами спортивных способов плавания.

2) Группы по обучению спортивных способов плавания. К этим группам относятся студенты, умеющие плавать, но не владеющие техникой спортивных способов плавания. Основной задачей занятий в этой группе является овладение техникой спортивных способов плавания, овладение техникой стартов и поворотов.

3) Группы совершенствования техники спортивных способов плавания. К этим группам относятся студенты, владеющие техникой спортивных способов плавания. Основной задачей занятий в этой группе является совершенствование техники плавания разными способами, повышение функциональных возможностей организма.

Так же мы предлагаем расширить программу по плаванию. Помимо занятий по обучению спортивным способам плавания, ввести в программу следующие разделы:

- прикладное плавание (техника прикладных способов плавания, техника прикладного ныряния, техника транспортировки пострадавшего);

- лечебно-оздоровительное плавание (аква-аэробика, комплексы общеукрепляющих упражнений в воде, комплексы упражнений в воде для восстановления нарушенных функций организма).

Таким образом, после внесения изменений в программу по плаванию, основные направления в работе со студентами будут следующие: обучение плаванию как жизненно необходимому навыку; начальная тренировка в плавании и видах спорта, базирующихся на навыках плавания и ныряния; лечебно-оздоровительное (реабилитационное) плавание; фитнес (оздоровительное плавание). Эти направления в учебной работе по плаванию отражают методику профессиональной подготовки студентов в современных условиях.

ВЫВОДЫ

1. Более 90% студентов, обучающихся в Медицинской академии имени С. И. Георгиевского,

не владеют техникой спортивного и прикладного плавания.

2. Различный уровень владения навыком плаванием диктует необходимость в дифференцированном подходе при формировании учебных групп и составлению учебных программ по плаванию.

3. Введение предложенных нами новых разделов по плаванию в учебный процесс по физической культуре позволяет добиться не только более высоких показателей в физическом развитии студентов, но и даст им возможность овладеть жизненно необходимыми навыками.

Перспектива дальнейших исследований направлена на изучение наиболее эффективных методов, средств и форм проведения занятий по плаванию со студентами для улучшения учебного процесса по физическому воспитанию.

Благодарность. Авторы выражают благодарность сотрудникам кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии с курсом физического воспитания, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, за помощь в сборе результатов анкетирования.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков В. Ю. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие. Издательство СПб.гос. техн. ун-т; 1998.

2. Бондарь С. Б. Оптимальный двигательный режим для студентов с повышенным артериальным давлением: Учебное пособие. Издательство Казанский гос. пед. ин-т; 1983.

3. Мухтарова Т. Л. Техника спортивного плавания: Учебное пособие. Издательство УГТУ; 2004.

4. Пасичниченко В. А. Начальное обучение плаванию. М.: ВООК; 2004.

5. Плавание. Под ред. Булгаковой Н. Ж. М.: Издательство Физкультура и спорт; 2001: 3-5

6. Теория и методика обучения плаванию. Под ред. Литвинова А. А. М.: Издательство Академия; 2014.

7. Викулов А. Д. Плавание. Учебное пособие. М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС; 2004.

8. Бобрик Ю. В., Мороз Г. А., Пономарев В. А. Показатели рефлекторно-мышечного и вертебраль-ного синдромов у пациентов с вертеброгенными дорсалгиями при использовании комплексной реабилитации. Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2015; 3(19): 13-16.

9. Велитченко В. К. Как научиться плавать. М. : Издательство Терра - Спорт; 2000.

10. Плавание для вузов. Под ред. Булгаковой Н. Ж. М.: ВООК; 2001.

11. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь — плавание. М.: Астрель; 2002.

12. Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию: Методическое пособие для ПТУ. Учебное издание. М. : Издательство Высшая школ»; 1990.

REFERENCES

1. Volkov V. Yu health of students means of physical training Rehabilitation: Textbook. Publisher SPb.gos. tehn. Univ; 1998.

2. Bondar S. B. optimum driving mode for students with high blood pressure: Study Guide. Publisher Kazan State. ped. Inst; 1983.

3. Mukhtarov T.L. Competitive swimming technique: Textbook. Publisher UGTU; 2004.

4. Pasichnichenko V.A. Primary learning to swim. M.: Inst; 2004.

5. Swimming. Ed. Bulgakova N.Z. M.: Publisher Physical Education and Sports; 2001: 3-5

6. Theory and methods of teaching swimming. Ed. Litvinova A.A. M.: Publishing house of the Academy; 2014.

7. Vikulov A. D. Swimming AD. Tutorial. M.: Publisher VLADOS PRESS; 2004.

8. Bobryk Y.V., Moroz G.A., Ponomarev V.A. Indicators reflex muscle and vertebral syndromes in patients with vertebrogenic dorsalgia using comprehensive rehabilitation. Crimean Journal of Experimental and Clinical Medicine. 2015; 3 (19): 13-16.

9. Velitchenko V.K. How to learn to swim. M.: Publisher Terra - Sport; 2000.

10. Swimming for schools. Ed. Bulgakova N.Z. M.: Inst; 2001.

11. Bulgakov N.Z. Experience - swimming. M.: Astrel; 2002.

12. Semenjv U. A. Education applied swimming: Toolkit for vocational schools. School edition. M.: Publishing Higher Education «; 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.