Научная статья на тему 'Исследование связи показателей физического развития и физической подготовленности студенток с исходным уровнем умения плавать'

Исследование связи показателей физического развития и физической подготовленности студенток с исходным уровнем умения плавать Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НАВЫК ПЛАВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ФіЗИЧНИЙ РОЗВИТОК / ФіЗИЧНА ПіДГОТОВКА / НАВИК ПЛАВАННЯ / МОТИВАЦіЯ / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL PREPAREDNESS / SWIMMING SKILL / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баламутова Н. М., Кожух Н. Ф., Шейко Л. В., Олейников И. П.

В статье предложен дифференцированный подход к организации обучения плаванию студенток, который позволяет учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Для успешного освоения навыка плавания, занимающиеся должны обладать целым комплексом необходимых признаков. В их числе: мотивированная направленность на занятия, хороший уровень физического развития и физической подготовленности, положительный предварительный опыт начального обучения плаванию и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баламутова Н. М., Кожух Н. Ф., Шейко Л. В., Олейников И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the connection of physical development indexes and physical preparedness of female students with initial level swimming ability

In this article is offered differential approach for organization of teaching female students to swim, which allows considering individual features of people who are studying to swim. For successful mastering skill of float occupied should have the whole complex of necessary attributes. Among them: a motivated orientation on occupations, a good level of physical development and physical readiness, positive prestress experience of elementary education to float and others.

Текст научной работы на тему «Исследование связи показателей физического развития и физической подготовленности студенток с исходным уровнем умения плавать»

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК С ИСХОДНЫМ УРОВНЕМ УМЕНИЯ ПЛАВАТЬ

Баламутова Н.М., Кожух Н.Ф., Шейко Л.В., Олейников И.П.

Национальная юридическая академия У краины им. Ярослава Мудрого Харьковская госу дарственнаяакадемия физической ку ль туры Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды

Аннотация. В статье предложен дифференцированный подход к организации обучения плаванию студенток который позволяет учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Для успешного освоения навыка плавания, занимающиеся должны обладать целым комплексом необходимых признаков. В их числе: мотивированная направленность на занятия, хороший уровень физического развития и физической подготовленности положительный предварительный опыт начального обучения плаванию и другие. Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность навык плавания, мотивация Анотація. Баламутова Н.М., Кожух Н.Ф., Шейко Л.В.,Олійников І. П. Дослідження зв’язку показників фізичного розвитку та фізичної підготовки студенток з вихідним рівнем уміння плавати. В статті запропоновано диференційний підхід до організації навчання плавання студенток, який дозволяє врахувати індивідуальні особливості студентів Для успішного освоєння навички плавання студенти повинні мати цілий комплекс необхідних ознак. У їхньому числі: мотивована спрямованість на заняття, гарний рівень фізичного розвитку й фізичної підготовленості, позитивний попередній досвід початкового навчання плаванню й інші.

Ключові слова: фізичний розвиток, фізична підготовка, навик плавання, мотивація.

Annotation. Balamutova N.M., Kozhukh N.F., Sheyko L.V., Olejnikov I.P. Research of the connection of physical development indexes and physical preparedness of female students with initial level swimming ability. In this article is offered differential approach for organization of teaching female students to swim, which allows considering individual features of people who are studying to swim. For successful mastering skill of float occupied should have the whole complex of necessary attributes. Among them: a motivated orientation on occupations, a good level of physical development and physical readiness, positive prestress experience of elementary education to float and others.

Key words: physical development, physical preparedness, swimming skill, motivation.

Введение.

Учитывая оздоровительное, лечебное и большое прикладное значение, плаванию отводится важное место в программах физического воспитания различных слоев населения. Однако уровень плавательной подготовленности (УПП) население нашей страны остается по-прежнему низким. При проверке уровня плавательной подготовленности студентов было выявлено [11], что большая часть первокурсников не только не владеют техникой плавания, но 45-65% из них не может держаться на воде [5]. Такая низкая плавательная подготовленностьнаселения связана, прежде всего, с недостаточным количеством бассейнов в учреждениях образования. В связи с отсутствием собственной базы занятия по плаванию в учебных заведениях проводятся, как правило или только с неумеющими плавать, или, чаще всего, этот вид программы заменяется другими видами. Эта неравноценная замена приводит к тому, что большая часть молодых людей не приобретают навык плавания в период обучения в учреждениях образования. В последующие годы большая часть из них также не сможет научиться плавать, так как во многих бассейнах страны нет организованных групп по обучению плаванию взрослого населения. Поэтому обучение плаванию учащейся молодежи, на наш взгляд, должно стать обязательным. Но, для решения этой задачи необходим поиск новых организационно-методических форм, которые позволили бы не только успешно осваивать навык плавания, но и решать задачи, направленные на повышение уровня функциональных возможностей организма занимающихся и его общей работоспособности

Актуальностью настоящей темы является то, что в практике физического воспитания наряду со стандартным подходом к организации и построению процесса обучение физическим упражнениям широко применяется дифференцированный подход, который позволяет в наибольшей степени учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Для осуществления такого подхода преподавателю необходимо комплектовать группы с учетом выявленных у занимающихся определенных наиболее значимых для учебного процесса критериев. Анализ публикаций по этому вопросу свидетельствует, что среди исследователей существует различные подходы к выбору таких критериев. Одни исследователи считают, что критериями дифференциации могут служить морфофункциональные особенности организма [В]. Другие предлагают в качестве наиболее информативных критериев учитывать уровень физической и технической подготовленности [2]. По мнению третьих, при организации дифференцированного обучения следует учитывать целый комплекс критериев [3]. В их числе такие как: состояние здоровья; индивидуальные особенности физического развития, показатели физической и спортивной подготовленности, мотивированные направленности на занятия.

При организации обучения студентовтакому виду физических упражнений как плавание нельзя не учитывать, что значительная часть неумеющих плавать имеет негативный опыт взаимодействия с водной средой. Поэтому ряд авторов [1, 8], считают, что критериями дифференцированного обучения плаванию должны быть, прежде всего, такие индивидуально-типологические особенности, как степень эмоциональной стабильности, тревожности, общительности, повышенная чувствительность к водной среде [1, 7]. И все же, мнение большинства исследователей сходится на том, что при формировании групп для занятий плаванием наряду с полом, возрастом занимающихся нельзя обойтись без учета исходного уровня плавательной подготовленности(ИУПП), который определяется степенью владения навыком плавания [4, 9].

По мнению В. А. Пасичниченко для организации занятий по обучению плаванию достаточно разделить студентовна умеющих и неумеющих плавать [9]. Однако Н.Ж. Булгакова [2001], Л. И. Макарова [1989] считают такое разделение не совсем достаточным. Поэтому при оценке плавательной подготовленности они предлагают такую группу дополнительно классифицировать еще по нескольким уровням [4, 10].

Несмотря на актуальность затронутой в статье проблемы определения основных критериев при формировании групп для овладения навыка плавания, существует ряд нерешенных вопросов. Исследование выполнено согласно плана НИР Национальной юридической академии Украины им. Я. Мудрого и Харьковской государственнойакадемии физической культуры

Формулирование целей работы

Цель данного исследования заключалась в выявлении различий в показателях физического развития, физической подготовленности и мотивации на занятиях плаванием у студенток с различным исходным уровнем плавательной подготовленности.

Методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, антропометрия, спортивнопедагогическое тестирование, методы математической статистики

Организация исследования.

Исследование проводилось в 2006-2007 учебном году на базе бассейна. «Пионер» и юридической академии. В эксперименте участвовало 280 студенток1 курса НЮА Украины им. Я. Мудрого Харьковской государственнойакадемии физической культуры, у которых до начала занятий плаванием изучались ИУПП, мотивация к занятиям плаванием, основные показатели физического развития и физической подготовленности

Результаты исследования.

Результаты анкетирования позволили выделить четыре ИУПП и на этой основе предварительно сформировать группы обучения плаванию. Первую группу (неудовлетворительныйуровень) составили 39 % девушек, не умеющих плавать, а также неуверенно проплывающих своим стилем расстояние до 15 метров. Вторую группу (низкий уровень) - 28 % девушек, способных преодолеть 15-25 метров самобытным способом. В эту группу были отнесены и студентки, умеющие плавать, но испытывающие чувство страха перед водной средой. В третью группу (средний уровень) вошли - 24% студенток уверенно преодолевающих дистанцию 25-50 метров. Четвертую группу (высокий уровень) составили - 9% девушек, способных свободно проплывать любым способом без остановки для отдыха более 50 м.

В процессе анкетирования, наряду с плавательной подготовленностью, выявлялись мотивы, побуждающие студентокзаниматься плаванием. При сравнении значимости мотивов было установлено, что во всех предварительно сформированных группах наибольшую значимость имеют мотивы укрепления здоровья, улучшение самочувствия, приобретение новых умений и навыков. Кроме того, в 1-ой группе студенток лидирующую позицию занимает также мотив получение зачета, тогда как во 2-ой группе он находится на третьей позиции, в 3-ей - на пятой, а в 4-ой группе на четвертой Значительная часть студенток владеющих навыком плавания, стремится получить удовольствие от занятий этим видом физических упражнений, в то время как не умеющие плавать девушки не связывают процесс обучения плаванию с получением удовольствия Поэтому вышеназванный мотив в этой группе занимает предпоследнее место. Во всех сформированных группах наименее значимыми являются такие мотивы, как: потребность в одобрении, общении, повышении авторитета и престижа. Знание мотивов, которыми руководствуютсядевушки, приступая к занятиям плаванием, позволили нам изменить нежелательные и активизировать слабые мотивы и, таким образом, не только влиять на мотивацию занимающихся, но и строить процесс обучение с учетом их индивидуальных потребностей Существенное влияние на успешное обучение плаванию оказывают показатели физического развития: длина и масса тела, окружность грудной клетки. Эти показатели и их соотношение в определенной мере обуславливают такие гидродинамические качества, как плавучесть, обтекаемость, равновесие тела в воде. При исследовании длины тела было установлено, что 40-56% девушек имеют средние показатели. При этом 39% студенток второй группы имеют выше среднего и высокий показатель длины тела, в третьей, первой и четвертой группах такой показатель наблюдается у 37%, 32% и 30% девушек соответственно По нашему мнению, которое подтверждается исследованиями Н. Ж. Булгаковой (1978), Е.А. Мухиной (1999), занимающиеся, имеющие более высокий показатель длины тела, медленнее других осваивают технику плавания на первом этапе обучения [6]. Учитывая трудности с которыми сталкиваются более высокие девушки при управлении

движениями и поддержании равновесия тела в воде, необходимо, во-первых, при комплектованиигрупп по плаванию этих студентокобъединить в отдельную подгруппу. Во-вторых, на занятиях с такими студентками предусмотрено выполнение разнообразных упражнений, способствующих лучшей ориентации тела в водной среде и координации движений рук и ног во время плавания.

При изучении массы тела было установлено, что 16 - 25% студентокимеют средний показатель, у 30 - 45% он колеблется от ниже среднего до низкого уровня. Но, все же, у большей части студенток(39 -47%) показатель массы тела выше среднего и высокий. Причем, большинство девушек (47%), имеющих такой показатель массы тела, находятся в третьей группе, в то время как в первой, второй, и четвертой группах -42%, 45%, 39% соответственно

Важным показателем для осуществления успешной деятельности в плавании является окружность грудной клетки. Как правило, этот показатель имеет тенденцию к существенным индивидуальным различиям и динамической изменчивости под воздействием учебно-тренировочного процесса. При его исследовании было установлено, что у большинства обследуемых студентокон низкий и ниже среднего уровня (47 - 57%).

В настоящее время хорошо известно, что обучение технике плавания происходит на базе определенного исходного уровня физической подготовленности (ИУФП), который в каждой группе изучался с помощью общепринятых спортивно-педагогических тестов (табл. 1). Анализ полученных результатов исследования показал, что девушки, имеющие высокий уровень ИУПП, превосходит остальных и по уровню развития выносливости, силовой выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей Однако они несколько уступают девушкам 1-ой и 3-ей групп по уровню развития подвижности в суставах позвоночного столба Наибольшую сумму баллов (35, 56), соответствующую высокому уровню физической подготовленности, набрали девушки, имеющие также высокий ИУПП. В остальных группах ИУФП оценивается как средний. При этом во 2-ой и 3-ей группах средняя сумма составила соответственно 27,25 и 29,91 балла. Самая низкая сумма баллов (26,54) была получена в группе студенток не умеющих плавать. Данный факт свидетельствует; что недостаточная физическая подготовленность студенток первой группы будет тормозить процесс освоения техники плавания. Поэтому для устранения этого недостатка с первых же занятий, предшествующих плаванию, наряду с повышением уровня физической подготовленностистуденток, следует развивать те способности, которые необходимы им для быстрого и качественного освоения техники плавания.

Таблица 1

Средние результаты показанные студентами 1 курса при тестировании физической подготовленности

№ п/п Т есты У ровни плавательной подготовленности

неу довлетворите льный п = 111 низкий п = 78 средний п = 66 высокий п = 25

х ср ± у х ср ± у х ср ± у х ср ± у

1. Прыжок в длину с места, см 172,5+16,87 174,95±15,50 174,19±13,04 84,26± 14,72

2. Челночный бег 4 х 9 м, сек 10,99 ± 0,64 10,78 ± 0,50 10,84 ± 0,50 10,70 ± 0,68

3. Бег 30м, сек 5,75 ± 0,73 5,70 ± 0,33 5,73 ± 0,43 5,61 ± 0,50

4. Бег на 2000м, сек 675,06+83,47 697,45±61,10 684,43± 70,17 654,07± 73,03

5. Поднимание туловища кол-во раз за 1 мин. 42,24 ± 6,67 40,62 ± 7,54 42,66 ± 6,05 45,63 ± 6,46

6. Наклон вперед из положения сидя, см 13,60 ± 6,37 14,24 ± 6,29 13,82 ± 5,50 13,96 ± 7,23

Наиболее важные показатели подвижности в плечевых и голеностопных суставах, а также уровень развития координационных способностей, как пространственная ориентация равновесия и другие. В нашем исследовании показатели подвижности в плечевых суставах определялись по индексу гибкости [11], а в голеностопных - методом гониометрии (табл.2). Анализируя полученные результаты следует отметить, что лучшие показатели двигательной координации а также подвижности в плечевых и голеностопных суставах наблюдаются у студенток с высоким ИУПП, а худшие - в группе с неудовлетворительным ИУПП. Следовательно, для девушек, имеющих более низкие изучаемые показатели, необходимо разработать персональные задания, включающие комплексы специальных упражнений, направленные на развитие отстающих способностей.

Таблица 2

Показатели двигательной координации, подвижности в плечевых, голеностопных суставах у студенток с различным исходным уровнем плавательной подготовленности.

№ п\п Показатели У ровни плавательной подготовленности

неу довлетворительный п = 111 низкий п = 78 средний п = 66 высокий п = 25

х ср ± у х ср ± у х ср + у х ср + у

1. Двигательная координация град 332,26+5,93 335,17+4,68 342,56+4,09 346,81+7,5

2. Подвижность в плечевых суставах 2,01 ±0,42 2,01+0,35 1,95+0,44 1,89+0,40

3. Максимальное развитие стопы, град 173,84+7,03 174,41+7,54 174,28+8,04 176,35+7,68

Выводы.

Таким образом, результаты проведенного исследования дают основание заключить, что для успешного освоения навыка плавания занимающиеся должны обладать ценным комплексом необходимых признаков. В их числе: мотивированная направленность на занятия, хороший уровень физического развития и физической подготовленности, положительный предварительный опыт начального обучения плаванию и другие.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем дифференцированного подхода к организации обучения плавания студентов для внесения коррективов в учебную программу с целью повышения эффективности учебного процесса в вузе.

Литература:

1. Волкова Л.М. Дифференцированный подход при обучении плаванию студенток с учетом их повышенной чувствительности к водной среде. //Пути перестройки физического воспитания студенток вузов в современных условиях: Межвузовский тематический сборник научных трудов/Ленинград мех. ин-т им. Д.Ф. Устинова ВООК.- Ленинград, 1988 - С.153-157.

2. КоротковаЕ.А., Сулейманов И.И. Дифференциация физкультурногообразования учащихся основной общей школы учебное пособие. Томянский гос. ун-т. ВООК.-Тюмень. ч.1. - 1997.- 47 с.

3. Кряж В.Н., Трофименко А.М. Физическое воспитание студентов учеб.-метод пособие для преподавателей физ. воспитания вузов и студентов /В.Н.Кряж, А.М. Трофименко; Мин. гос. мед. ин-т, Академия физического воспитания и спорта РБ.ВООК.- Минск, 1993. - 27с.

4. Макарова Л.И. К вопросу оптимизации учебного процесса по профессионально-прикладной плавательной подготовленности//Актуальные проблемы физкультурно-массовой и спортивной работы в условиях перестройки высшей школы Тезисы докладов Всероссийской науч-практ. конф., Ростов-на-Дону, 8-10 июня 1989./ ВООК.- Росто-на-Дону.-1989, С.78.

5. Мендубаева С.Ю. Особенности методики проведения занятий с неумеющими плавать. Методические рекомендации по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию в вузе / БГОИФК; сост. А.И.Заявьелов.ВООК.-Минск, 1987.-С.66-67

6. Мухина Е.А. Обучение плаванию детей 7-10 лет на основе предрасположенности к овладению плавательными навыками: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/ Моск. гос. акад. физ. культуры-Малаховка, 1999.- 21 с.

7. Навроцкий Б. А., Шувалов Ю.Н. Дифференцированный подход-резерв повышение качества // Плавание: ежегодник - 1989. С.24-27.

8. Панфилов О.П. Морфофункциональные критерии дифференцирования учебного материала по спортивным дисциплинам // Проблемы дифференцированного подхода к физическому воспитанию учащейся молодежи: Межвуз сб. науч тр. / Тул гос. пед. ин-т им. Л.Н.Толстого ; отв. ред. В.А.Ермаков,- Тула, 1992.-С.52-63.

9. Пасичниченко В.А. Начальное обучение плаванию: учеб. пособие для студентов преподавателей и тренеров / ВООК.-Минск: БГТУ, 2004. - 116с.

10. Плавание для вузов: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой ВООК.-М.: Физкультура и спорт, 2001.- 400с.

11. Физическое воспитание студенток учеб. пособие для студентов обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт» / В.М.Михаленя, Т. А. Глазько, Р.И. Купчинов-Минск: Дизайн ПРО, 1998.-128с.

Поступила в редакцию 24.01.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.