Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки»
Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law"
Т. 7. № 4. 2021
Vol. 7, no. 4, 2021
Исторические науки History
УДК 94
DOI: 10.30914/2411 -3522-2021 -7-4-307-313
«Плавание Снедгуса и Мак Риагла» в свете ирландских анналов
А. А. Богданова
Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация
Аннотация. В статье 2005 года Т. О Кананн, говоря о «Плавании Снедгуса и Мак Риагла», отметил, что события поэтической версии саги развиваются в историческом контексте Ирландии VIII века. Автор данной статьи корректирует этот тезис, проводя детальный сравнительный анализ данных поэмы и ирландских анналов. Задействован преимущественно сравнительный и сюжетно-компаративный анализ, а также те методы сравнения разных списков, редакций и статей, что приняты среди специалистов по ирландским анналам (G. Mac Niocaill). В исследовании использованы анналы Ирландии XI-XV вв., среди которых больше всего информации сообщают Анналы Ульстера. В центре анализа - хронологические рамки правления Домналла и его сына Донхада, королей Миде и Уи Нейллов (743-797). Большинство аргументов в пользу тезиса Т. О Кананна носят косвенный характер; прямые фактологические связи между историческим контекстом Ирландии VIII века и «Плаванием», по данным анналов, отсутствуют. Косвенные параллели можно провести между смертью Фолламана, сына Ку Конгельта, и убийством героя саги Фиахи, а также с фабулой «Плавания» согласуется упоминание в ульстерских анналах поддержки Донхадом закона Св. Колума Килле и хронологическое совпадение первых набегов скандинавов. Впрочем, имеются и явные фактологические противоречия в источниках. Единственное прямое подтверждение автор статьи находит в генеалогии Rig Uisnig, в Лейнстерской книге (XII).
Ключевые слова: Плавания, Снедгус и Мак Риагла, анналы, Т. О Кананн, средневековая Ирландия, VIII век
Благодарности. Исследование подготовлено при финансовой поддержке Оксфордского Российского фонда (2019-2020).
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Богданова А. А. «Плавание Снедгуса и Мак Риагла» в свете ирландских анналов // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 4. С. 307-313. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-4-307-313
"Immram Snédgusa ocus Maic Rîagla" and the Irish Annals
A. A. Bogdanova
University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation
Abstract. Concerning "Immram Snédgusa ocus Maic Rîagla" T. О Canann argued that the fabula of the so named Poetic version of the scél has been constructed within the historical context of eighth century Ireland. The purpose of this article is to make some theoretical contribution to that thesis by conducting a detailed comparative analysis of the poem's entries and the Irish annals. Comparative and plot-comparative analysis was mainly used as well as the comparative methodology widely accepted among the specialists in Irish annals (G. Mac Niocaill). Here we have elaborated the annals dated within the 11th - 15th centuries, among which the Annals of Ulster provide us the most complete information. In the center of our attention is the chronological framework of the reign of Domnall and his son Donnchad, kings of Mide and the Uî Néill (AU 743-797). It should be admitted that the T. О Canann's suggestion related to the Poetic version has no strict and clear evidence. There are no direct factual links between the historical data of Ireland during the
© Богданова А. А., 2021
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». Т. 7. № 4. 2021
Domnall and Donnchad's reign and the "Immram", according to the annals. Quite obscure parallels may be drawn between the death of Follaman son of Con Congalt and the murder of mythical Fiachu; as well as the mention of Donnchad's support for the providing St. Colum Cille law (AU) or the chronological coincidence between introducing the Norsemen first raids in the annals and the eschatological ending of the tale also could be noted. However, there are also obvious factual contradictions. The only strong evidence had come down to us in the genealogy of Rig Uisnig (Book of Leinster).
Keywords: Immrama, Snedgusa and Maic Riagla, Irish Annals, T. O Canann, Medieval Ireland, VIII century Acknowledgements. The research was supported by the Oxford Russian Fund (2019-2020). The author declares no conflict of interests.
For citation: Bogdanova A. A. "Immram Snedgusa ocus Maic Riagla" and the Irish Annals. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 4, pp. 307-313. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-4-307-313
Несмотря на тот факт, что группа средневековых ирландских историй о плаваниях Immrama разрабатывается в академическом сообществе вот уже более 170 лет, проблема взаимодействия этих текстов с корпусом ирландских анналов получила мало исследовательского внимания.
Первые опыты в данном направлении были сделаны еще У. Стоуксом во второй половине XIX века: ученый попытался идентифицировать героев, установить хронологию их жизни и путешествий и, где это было возможно, личности авторов, но пришел к скромным результатам. Работа с Прозаической версией А «Плавания Снедгуса и Мак Риагла» была наиболее продуктивной, где идентифицированы персонажи саги Домналл, сын Аэда и его преемники Коналл Каэл и Келлах, сыновья Маэл Кобы Согласно библиографическому аппарату, исследователь использовал Анналы Ульстера, «Анналы Четырех мастеров» и Анналы Тигер-наха [8, p. 130; 10, p. 15].
Но относительно истории о Майль-Дуйне У. Стоукс сделал акцент больше на взаимодействии различных культурных традиций в «Плаваниях». Касаемо анналов было отмечено только, что сказитель Аэд Светлый (Aed Finn), который в тексте позиционируется как автор оригинальной саги, в анналах не встречается. Единственному Аэду Финну, правителю Dal Riata «присуще,
1 Domnall maic Aeda, Mael Coba, Conall Cael, Cellach. Транслитерация древнеирландских онимов приведена в соответствии с транслитерацией в монографии Н. Ю. Жив-ловой [1]. Здесь и далее оригинальные древне- и среднеир-ландские онимы выделены курсивом. Сокращения с обозначениями анналов в Приложении в конце статьи.
скорее, устраивать набеги и обезглавливать своих врагов, нежели сочинять литературу имажи-тивного характера» [9, p. 447].
Единственное Immram, которое не было издано У. Стоуксом - «Плавание Брана», было подготовлено К. Мейером, однако исследование больше сосредоточено на первичных источниковедческих проблемах, лингвистической экспертизе прозы и более древней поэтической части. Только в примечаниях к песни Мананнана о Монгане, с которыми история Брана связана общим мотивом перерождения божества, К. Мейер сообщает ряд деталей из анналов об этом герое. Наиболее интересные детали были раскрыты относительно топонима Ili (в глоссах - Iloch, Iluch), точное значение которого К. Мейер так и не установил, но нашел схожий топоним Ile в стихотворении о смерти Монгана поэта Бег Бойрхе (Beg Boirche), вставленного в AFM 6202. Личность непосредственно Брана или его спутников (Нехтана) идентифицировать не удалось.
Сложный культурный контекст Immrama, скрывающий исторические паттерны под слоем аллегорических и мифологических элементов, отсутствие прямых фактологических связей привели к изучению «Плаваний» в свете других, более перспективных источников. Только во второй половине XX в. появился небольшой, но ценный опыт использования данных анналов и хроник,
2 Заключительная часть стиха имеется и в AU 625. Несмотря на неясное значение топонима, К. Мейер отождествляет его с островом Айлей (^1яу). А. А. Смирнов в своем переводе «Плавания Брана» этот момент опускает [5, p. 26]. См.: Ирландские саги / Пер., предисл., вступ. статья и комментарии А. А. Смирнова. Л.-М., 1933. С. 244.
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 7, no. 4, 2021
особенно плодотворный в отношении «Плавания Снедгуса и Мак Риагла» - самой поздней из «Плаваний» (XI-XII вв.) истории о морском паломничестве двух ирландских монахов из общины Св. Колума Килле. Сага сохранилась в разных версиях, современные специалисты говорят о пяти:
1. Поэма из 76 строк, предположительно составленная в X веке и дошедшая только в составе с Прозаической версией А.
2. Прозаическая версия А, датируемая XI веком. Версия снабжена расширенным прологом, действие которого автор прозаической версии помещает в правление сыновей Маэл Кобы (с 643 г.).
3. Более поздняя - Прозаическая версия В середины XII в., где основная информация из Версии А сохранена с добавлением обширного фрагмента из «Видения Адамнана».
4. Прозометрическая версия большого размера, датируемая XIII или XIV веками. Включает прозу, основанную на Версии B, и поэму, которая связана с ранним прототипом только фабулой и смыслом, но по форме является оригинальным поэтическим произведением.
5. История о плавании клириков из общины Святого включена Манусом О'Донеллом в его «Житие Колума Килле» (Betha Cholaim Chille, 1532 г.) 1.
В конце XX века работа с анналами, генеалогией и «Плаваниями» активизировалась. Так, К. Мюррей проанализировал употребление конкретного атрибута в саге - опахала, которое монахам вручает птица одного из потусторонних островов и которое они, якобы, позже возложили на алтарь Св. Колума Килле. К. Мюррей нашел упоминание некоего флабеллума, фигурирующего в анналах действительно как реликвии Святого и его общины в Тир Конайлл (Ко-нелл, Tir Conaill). Исследование Мюррея -хороший пример изучения особенностей применения одного элемента повествования, который является не только литературным средством, но и сакральным предметом, чья «историчность» для современников автора саги была под вопросом и нуждалась в своеобразном «доказательстве» [6, p. 187-163].
1 Т. О. Кланси и Т. О Кананн полагают, что поэма составлена в период аббатства Маэл Бригте, сына Торнана в Армате (Арма) и Келлс (Mael Brigte, 891-927). К. Мюррей и следующий ему Т. О Кананн на основе анализа упоминания флабел-лума Св. Колума Килле (см. выше) датируют Прозаическую версию А последним десятилетием XI в.; Версия B предположительно написана в 1165 г. в Дерри [2, p. 219; 7, p. 130].
Наконец, ценный вклад в изучение «Плаваний» именно для понимания их историко-социального кода данных текстов внесли Т. О. Кланси и Т. О Кананн. Кланси сосредоточился на общем анализе всех текстов, но в отношении «Плавания Снедгуса и Мак Риагла» он проделал значительную работу, сопоставив информацию из саги с монастырской историей и политикой династии Уи Нейллов в Ирландии XI-XII веков [2, p. 219-222].
Т. О Кананн в своей статье 2005 г. поместил последнее «Плавание» в чисто политический контекст; он находит в подробном прологе Прозаической версии А выражение политической позиции компилятора относительно событий в Тир Конайлл кон. XI - нач. XII вв. с искусственной «маскировкой» под фон исторических событий VII века. В эпизоде с убийством народом Росс своего правителя-узурпатора Фиахи скрывается конфликт между населением области Тир Конайлл и Ниаллом, сыном Домналла из Кенел Эоган, чья власть также является для Тир Ко-найлл инородной. Рассуждения ученого подтверждается уже обозначенными нами выводами К. Мюррея о флабеллуме, рядом генеалогических и анналистких свидетельств2.
Впрочем, история нарратива о двух клириках, по мнению Т. О Кананна, не исчерпывается двумя «слоями» VII века и XI-XII веков. Действие поэтической версии исследователь связывает с правлением Донхада: «События, изложенные в поэтической версии Immram Snédgusa, якобы происходят в начале правления Донхада Миде, сына Домналла, короля Тары (770-797) из
2 Так, Т. О Кананн идентифицировал Донхада из Прозаической версии А с Донхадом из династии Уа Каннанан, представители которой правили в Тир Конайлл (Па Сапап-пат, Аи, АЕМ 1103). Анналы в статьях 1090-1100 его не упоминают, но сохранилась родословная Уа Каннанан из «Большой книги генеалогий» Мак-Фирбиса, которая не только упоминает Донхада, но и возводит его родство к Домналлу, сыну Аэда, после смерти которого якобы происходят события в Прозаической версии А.
Личность таинственного Фиахи, чье генеалогическое описание не поддается ясной идентификации по анналам, Т. О Кананн отождествляет с Ниаллом, сыном Домналла, вождя племени Кенел н-Эоган. Анналы зафиксировали нестабильную политическую обстановку в Тир Конайлл начала XII века, когда власть над этим племенем захватил Дом-налл, сын Лохланна (АИ, АЕМ 1103) и передал правление своему сыну Ниаллу, в конечном счете убитому племенем Моэн (Сепе1 Моеп), возможными союзниками Тир Конайлл (АИ, АЕМ 1119) [7, р. 130].
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». Т. 7. № 4. 2021
семейства Кланн Холмайн Мор»1. Данный тезис, хотя и не находящийся изначально в центре внимания Т. О Кананна, тем не менее очень интересен и нуждается в некотором дополнении. В нашей статье мы сосредоточимся конкретно на этом гипотетическом «слое VIII века» в первой (поэтической) версии с учетом той истори-ко-фактологической информации, которую дают нам ирландские анналы и некоторые генеалогические материалы.
Прежде всего, какие фактологические данные сообщает нам непосредственно поэма? В отличие от других, более поздних, вариаций текст дает нам мало историко-политической и генеалогической информации. Справедливо замечание Т. О. Кланси о том, что Прозаическая версия А насыщена политическими паттернами, в то время как поэма выдержана в духе строгой апологии духовного подвига и ирландского аскетического подвижничества. Детали, которые хоть как-то маркируют исторический и генеалогический «сеттинг» поэмы, находятся только в начальных и близких к заключительным строфах (строфы 2, 47-51)2:
1. Указано, что клирики отправились в плавание «в начале правления Донхада, после смерти Домналла» (2). В заключительной части поэмы герои ведут диалог с королем Фир Росс, где он сообщает, что три сына Домналла живы, а Фиаха погиб. Важно отметить, что на протяжении всего повествования Донхад не позиционируется как сын Домналла: просто его правление начинается после смерти Домналла3.
1 «The metrical account of Immram Snedgusa ostensibly takes place at the beginning of the reign (770-97) of Donnchad Midi mac Domnaill, a Clann Cholmain Moir king of Tara» [4, p. 130].
2 По нумерации из издания А. Г. ван Хамеля. 1ттгата / Ed. by A. G. Van Hamel. Dublin, 2004. 155 p. Перевод поэтической части см.: О hAodha D. The voyage of Snedgus and Mac Riagla // Aspects of Celticity: proceedings of the symposium "Expressions of Celticity through the ages". Helsinki, 2000. pp. 17-30.
3 «... i tossuch flatha Donnchada iar ndith Domnaill». Лек-
сема dith имеет несколько значений: «потеря, разрушение, ущерб», «убийство», «потребность, необходимость, нужда
[вследствие потери]» См: The electronic Dictionary of the Irish Language. URL: http://edil.qub.ac.uk/16842 (дата обращения: 07.09.2021). Д. О Аода переводит это более нейтральным «после смерти» [4, p. 22]. Здесь и далее анналы процитированы по электронным изданиям: Annals of Four Masters // CELT. Corpus of Electronic Texts. URL: https://celt.ucc.ie//published/T100005A/index.html; The Annals of Inisfallen // CELT. Corpus of Electronic Texts. URL: https://celt.ucc.ie//published/T100004/index.html; The Annals
2. Фиаха назван сыном Домналла. Он погиб от рук народа Фир Росс и конкретно от убийц Диармайда Олаха («Богатого маслом»?) и Айли-ля (Diarmait olach ocus Ailill).
3. Король Фир Росс признается, что он убил «сына короля Тары» (messi ro marb mac rig Themrach, 51) - очевидно, имеется в виду Фиаха, значит, его отец Домналл носил титул короля Тары.
Теперь обратимся к анналам. Для начала суммируем данные по ближайшим родственникам Донхада, сына Домналла, предполагаемого Т. Ó Кананном исторического прототипа. Генеалогию Домналла мы находим в Анналах Ульстера под 763 годом:
«AU 763.1 Смерть Домналла, сына Мурхада, сына Диармайда Гутбинна, сына Айрмедаха Слепого, сына Суибне, сына Колмана Большого, сына Диармайда, сына Фергуса Керрволл, короля Тары, на двенадцатые календы декабря»4.
О Мурхаде и Диармайде, отце и деде Домналла, анналы сообщают крайне мало. Диармайд, сын Айрмедаха, умер в 689 г. в статусе правителя Миде. В 704 году его сын и брат Мурхада Бодхад (Бодб-кат, Bodbchad) погиб в битве при Клаенах (Clae-nach). После смерти Бодхада Миде был неспокойным регионом: в 714 г. была масштабная битва на равнине Сингите (Singitae) в местности Биле Тенед (Bile Tened), в которой погибли сыновья Диармайда Колгу и Аэд. Также в 714 году отмечен переворот власти, где король достаточно известного клана Уи Фальге (Ui Falgi) погиб от рук жителей Миде5. Участие Мурхада, сына Диармайда и отца Домнал-ла, в этих инцидентах не указано. Мурхад умирает,
of Ulster // CELT. Corpus of Electronic Texts. URL: https://celt.ucc.ie//published/T100001A/index.html; The Annals of Tigernach // CELT. Corpus of Electronic Texts / Ed. by G. Mac Niocaill. URL: https://celt.ucc.ie//published/T100002A/ index.html (дата обращения: 07.09.2021); The Annals of Clonmacnoise / Ed. by D. Murphy. Dublin, 1896. 393 p. Электронные издания основаны на публикациях: Annala Rioghachta Eireann: Annals of the kingdom of Ireland by the Four Masters / Ed. by J. O'Donovan. 1848-1851. In 7 Vols; The Annals of Inisfallen (MS. Rawlinson B. 503). Dublin, 1944. 596 p; The Annals of Tigernach // Revue Celtique / Ed. by W. Stokes. Paris, 1895-1897. Vol. 16-18.
4 «AU 763.1 Mors Domnaill m. Murchada mc. Diarmada Guthbhinn m. Oirmeadhaigh Chaeich mc. Conaill mc. Suibhne mc. Colmain Mhoir mc. Diarmada mc. Ferghusa Cerrbheoil, regis Temorie in xii. Kl Decimbris». AFM 758, AClon 759, AI 763 - изложена генеалогия до трех поколений.
5 Даты всех отмеченных в абзаце событий по анналам соответственно: AU 689, AI 688; AU 704, AFM 702; AU 714, AI 714.
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 7, no. 4, 2021
и анналы практически ничего не фиксируют о нем кроме происхождения, даты смерти и статуса короля Уи Нейллов:
«AU 715.2 Убийство Мурхада, сына Диармай-да, сына Айрмедаха Слепого, короля Уи Нейллов» (AFM 713).
Таким образом, связь старших родственников Домналла с Миде очевидна1; они были и предводителями династии Уи Нейллов, самой известной и влиятельной в северной и центральной Ирландии. О самом Домналле первые сведения мы получаем из записи 730 г., когда против Домналла было собрание в Кулайв (AU Culaib или Cula; досл. «большое скопление людей» - лат. и ирл. commixtio dunaid). Победа над Аэдом, королем Тары и лидером Уи Нейллов в битве на равнине Серет (Serethmaighe в месте Ceanannas, AU, AI 743; AFM 738), а также победа в военных столкновениях с Лейнстером ранее (AU 738), обеспечили Домналлу власть верховного короля Ирландии2. Правление Домналла продолжается вплоть до его смерти (AU, AI 763; AFM 758), но затем власть переходит не к его сыну Донхаду, а Ниаллу Фросаху («Дождливому», Niall Frosach), чья смерть произошла только в 778 году. Таким образом, возникает противоречие с данными из поэмы, хотя в последней четко и не констатировано, что правление Донхада следует сразу после смерти Домналла.
0 правлении самого Донхада анналы сохранили гораздо больше свидетельств, но сильных аргументов в пользу гипотезы Т. О Кананна в них нет. Область Фир Росс в историко-политической канве Ирландии вт. пол. VIII в. не фигурирует, ровно как и не известны какие -либо ее контакты с королем Донхадом, при всей его вовлеченности во внутриирландские дела3. Нет среди его сыновей и Фиахи.
1 Домналл был также правителем Миде (AU 753.4).
2 О титуле Аэда Аллана (Aed Allan) как короля Тары и Уи Нейллов см. AU 738.4. В Анналах Ульстера Домналл никогда не фигурировал в статусе верховного короля Ирландии, однако списки королей в Rawl. B 502 указывают и Домналла, и его сына Донхада. См.: Genealogies from Rawlinson B 502 // CELT. Corpus of Electronic Texts. URL: https://celt.ucc.ie//published/G105003/index.html (дата обращения: 07.09.2021). Формула «Domnall mc. Murchada regnare incipit» в анналисткой традиции обычно используется для обозначения начала правления верховного короля (AU 743).
3 См. победы Донхада над своим братом Мурхадом (AU
765, AFM 760), его конфликты с жителями Брега (Brega,
AU 766, 777; AFM 761, 772), конфликты 770-776 гг.
Впрочем, определенные параллели можно найти между инцидентом с Фолламаном, сыном ^ ^нгельта (Follamhain m. Con Congalt), и упомянутом в поэме убийством Фиахи. Фолла-ман был союзником Донхада в решающей битве против брата последнего - Мурхада. Здесь Фол-ламан назван в статусе короля Миде, т. е. области, правителем которой ранее был Домналл, отец Донхада (AU 765). Затем Фолламана убили, причем с любопытным (и для анналов весьма редким) маркером нелегитимного и коварного характера этого умерщвления:
«AU 766.2 Убийство Фолламана, сына Ку Конгельта, короля Миде, коварно»4.
Далее. Для поэмы, прославляющей акт самоотверженного паломничества двух монахов из общины Св. ^лума ^лле, культ данного Святого, конечно, не является враждебным. Тем интереснее записи о вступлении в силу закона ^лума ^лле (Lex Coluim Cille), поддерживаемого как Домналлом, так и Донхадом (AU 753, 778). В то же время ульстерские анналы зафиксировали и конфликты Донхада с иными культами святых и монастырями, см., например, записи 775-776 гг. о конфликте с Kлонaрдом и о битве с мунстерца-ми, где принимала участие община (familia) Дермайга5. Вскоре после утверждения закона K> лума ^лле при содействии Донхада был собран синод духовенства Уи №йллов и Лейнстера в Таре, «на котором присутствовало много писцов и анахоретов (ancorite 7 scribe multi) во главе с Дублитером (Dubliter)» (AU 780). Примечательно, что информация об этих событиях дошла до нас только по ульстерским анналам.
№ будет лишним добавить, что и первые записи о вторжениях скандинавов, пророчеством о которых в эсхатологическом тоне завершается поэма, отмечены именно в правление Донхада.
с Лейнстером и Мунстером в качестве правителя Уи Нейллов и «войну» (AU - coccad) 777-778 гг. с Конгалахом, сыном Конанга (Congalach, maic Conaig).
4 AU 766.2 Iugulatio Follamhain m. Con Congalt regis Midi dolose. AFM сообщают, что Фолломон был убит самим Донхадом в битве с Мурхадом, изложенной ранее (AFM 760).
5 AU 775.6 «Столкновение в Клонарде (Клуан Ирард) между Донхадом и братией Клонарда». Imairecc i Cluain Irairdd iter Donnchad & muintir Cluana Iraird. AU 776.11 «Разрушительная битва между Уи Нейлл и Мунстером, в которой община Дермаг была ... и много среди мунстерцев пало, и были победителями Уи Нейлл». Cath-coscradh iter U Neill & Muime in quo familia Dermaigi fuit ... ceciderunt multi de Mume, 7 uictores fuerunt Nepotes Neill.
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». Т. 7. № 4. 2021
Согласно Ульстерским анналам, их появление зафиксировано в 794 г., а в 795 г. совершили уже следующее нападение на местность Rechru (совр. ирл. остров Reachrainn, англ. Lamday Isl.?) и Sci. Другие списки отмечают разрушение обители на о. Иона и прочих монастырей в прибрежной зоне (AFM 794, 797, 801; AI 795, 796). Впрочем, не исключено, что это лишь совпадение; исследователи часто рассматривали упоминание в саге нашествий «северных людей» прежде всего как довольно широкий хронологический маркер «после», но не «одновременно»: «Плавание» было составлено после прихода скандинавов, но не одновременно с этим процессом.
Наконец, приведем единственное найденное нами прямое доказательство, что исторический контекст ранней поэтической версии действительно может быть связан с Ирландией VIII века. В генеалогических записях Лейнстерской книги под заголовком Rig Uisnig1 читаем следующее:
«Домналл, сын Мурхада, 46. Диармайд и Ай-лиль, два короля Фер Росс убили Фиаху, сына
1 Onomasticon Goedelicum идентифицирует этот оним c потомками Миде. См.: Onomasticon Goedelicum. Iocorum et tribuum Hiberniae et Scotiae. URL: http://publish.ucc.ie/doi/ locus/U (дата обращения: 07.09.2021).
Домналла, сына Мурхада в Брегайв в кругу отроков»2.
Таким образом, мы располагаем только одним прямым свидетельством, что исторический контекст поэмы о плавании Снедгуса и Мак Риагла X века может быть связан со второй половиной VIII века, а именно временем правления Домналла и его сына Донхада (743-763, 770-797). Данное свидетельство взято, в свою очередь, из генеалогии Лейнстерской книги, манускрипта XII века. Остальные параллели и коннотации (поддержка Донхадом культа Св. Колумбы, параллели между нелигитимным убийством Фиахи и Фолламана) носят чисто косвенный характер, а часть исторической информации о Донхаде и вовсе противоречит некоторым деталям поэмы (правление Ниалла Фросаха сразу после Домналла, отсутствие упоминаний Фиахи и Фир Росс). Подобное состояние аргументации оставляет вопрос о присутствии «слоя VIII века» в «Плавании Снедгуса и Мак Риагла» все еще открытым.
2 Domnall mac Murchada .xlui. Diarmait 7 Ailill da rig Fer Ross ro marbsat Fiachu mac Domnaill meic Murchada i mBregaib for cuairt maccaem. MS Book of Leinster. Fol. 42a 50-55. Электронное издание см.: Book of Leinster, formerly Lebar na Nuachongbala / CELT: Corpus of Electronic Texts. URL: https://celt.ucc.ie/published/G800011A (дата обращения: 07.09.2021).
Приложение
Список сокращений / List of abbreviations
AU - The Annals of Ulster AT - The Annals of Tigernach AFM - The Annals of Four Masters AI - The Annals of Inisfallen AClon - The Annals of Clonmacnoise
1. Живлова Н. Ю. Мир святого Колумбы: Раннесредневековая Ирландия и Британия глазами монахов с острова Иона. М.: Издательский дом ЯСК, 2019. 432 с. URL: https://fantlab.ru/messages/351/3517/35177/3517780/preview_Zhivlova_N. Ju._Mir_svjatogo_Kolumby.pdf (дата обращения: 07.09.2021).
2. Clancy T. O. Subversion at sea: structure, style and intent in the immrama // The Otherworld voyage in early Irish literature: an anthology of criticism. Dublin: Four Courts, 2000. Pp. 194-225.
3. О hAodha D. The voyage of Snédgus and Mac Riagla // Aspects of Celticity: proceedings of the symposium "Expressions of Celticity through the ages". Helsinki: Suomen keltologinen seura, 2000. Pp. 17-30.
4. Mac Niocaill G. The Medieval Irish Annals. Dublin: Dublin historical association, 1975, Pp. 49.
5. Meyer K., Nutt A. The Voyage of Bran Son of Febal to the Land of the Living. London. 1895-1897. In 2 vols.
6. Murray K. The role of the cuilebad in Immram Snédgusa 7 Maic Riagla // The Otherworld voyage in early Irish literature: an anthology of criticism. Dublin: Four Courts, 2000. Pp. 187-193.
7. О Canann T. The Political Context of the Prose a Version of "Immram Snédgusa 7 Maic Riagla" // The Journal of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. 2005. Pp. 130-135. URL: https://www.jstor.org/stable/25549931 (дата обращения: 04.09.2021)
8. The adventure of St. Columba's Clerics / Ed. and tr. by W. Stokes. Paris: Revue Celtique, 1905. Vol. 26. Pp. 130-170.
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 7, no. 4, 2021
9. The Voyage of Mael Duin / Ed. and tr. by W. Stokes // Revue Celtique. Paris, 1888. Vol. 9. Pp. 447-495.
10. The Voyage of Snedgus and Mac Riagla // Revue Celtique / Ed. and tr. by W. Stokes. Paris, 1888. Vol. 9. Pp. 14-25.
Статья поступила в редакцию 14.09.2021; одобрена после рецензирования 12.10.2021; принята к публикации 08.11.2021.
Об авторе
Богданова Анастасия Алексеевна
аспирантка, Тюменский государственный университет (625003, Российская Федерация, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), +79044611912, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2826-9143,
bognastia1996@gmail. com
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Zhivlova N. Mir svyatogo Kolumby: Rannesrednevekovaya Irlandiya i Britaniya glazami monakhov s ostrova Iona: mono-grafiya [The World of St. Columbae: Early Medieval Ireland and Britain through the eyes of monks from the Island of Iona: monograph]. Moscow, LRC Publishing House, 2019, 432 p. Available at: https://fantlab.ru/messages/351/3517/35177/3517780/ preview_Zhivlova_N.Ju._Mir_svjatogo_Kolumby.pdf (accessed 07.09.2021). (In Russ.).
2. Clancy T. O. Subversion at sea: structure, style and intent in the immrama. The Otherworld voyage in early Irish literature: an anthology of criticism. Dublin, Four Courts, 2000. pp. 194-225. (In Eng.).
3. O hAodha D. The voyage of Snédgus and Mac Riagla. Aspects of Celticity: proceedings of the symposium 'Expressions of Celticity through the ages'. Helsinki, Suomen keltologinen seura, 2000, pp. 17-30. (In Eng.).
4. Mac Niocaill G. The Medieval Irish Annals. Dublin, Dublin Historical Association, 1975, pp. 49. (In Eng.).
5. Meyer K., Nutt A. The Voyage of Bran Son of Febal to the Land of the Living. London, 1895-1897, In 2 vols. (In Eng.).
6. Murray K. The role of the cuilebad in Immram Snédgusa 7 Maic Riagla. The Otherworld voyage in early Irish literature: an anthology of criticism. Dublin, Four Courts, 2000, pp. 187-193. (In Eng.).
7. O Canann T. The Political Context of the Prose a Version of "Immram Snédgusa 7 Maic Riagla". The Journal of the Royal Society of Antiquaries of Ireland, 2005, pp. 130-135. Available at: https://www.jstor.org/stable/25549931 (accessed 04.09.2021). (In Eng.).
8. The adventure of St. Columba's Clerics. Ed. and tr. by W. Stokes. Revue Celtique. Paris, 1905, Vol. 26, pp. 130-170. (In Eng.).
9. The Voyage of Mael Duin. Ed. and tr. by W. Stokes. Revue Celtique. Paris, 1888, Vol. 9, pp. 447-495. (In Eng.).
10. The Voyage of Snedgus and Mac Riagla. Ed. and tr. by W. Stokes. Revue Celtique. Paris, 1888, Vol. 9, pp. 14-25. (In Eng.).
The article was submitted 14.09.2021; approved after reviewing 12.10.2021; accepted for publication 08.11.2021.
About the author Anastasiya A. Bogdanova
Postgraduate student, University of Tyumen (6 Volodarskogo St., Tyumen 625003, Russian Federation), +79044611912, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2826-9143, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.