О
о
ксения Борисова
«Поход трех колл» (перевод и комментарии)
/
л
Настоящий текст получил в историографии название «Поход трех Колл», поскольку в нем идет речь о военном походе трех братьев по имени Колла (или, точнее, Конла). В оригинале текст озаглавлен фразой «все, что известно о генеалогиях и родах ирландцев», что говорит о его принадлежности к жанру генеалогий. Действительно, он представляет собой короткий рассказ о возникновении королевства Айргиалла1 (в английской адаптации — Ориель) на севере Ирландии и является частью генеалогий ирландских королей, сохранившихся в большинстве ранних генеалогических сборников: в кодексах Laud. Misc. 610 и Rawl. B502, хранящихся в Бодли-анской библиотеке Оксфордского университета, Книге Лекана (MS. 1318, Тринити-колледж, Дублин), Книге Ленстера (MS.1339, Трини-ти-колледж, Дублин) и Баллимотской книге (MS. 23 P 12, библиотека Королевской Ирландской академии в Дублине). Все эти рукописи достаточно поздние, поэтому данный текст, как и большинство генеалогий, остается недатированным. Наиболее ранний список представлен манускриптом Rawl. B502, предположительно составленным в первой половине XII в. Наиболее полно сохранившаяся версия находится в рукописи середины XV в. Laud. Misc. 610. Первая публикация «Похода трех Колл» была выполнена К. Мейером2 по списку из Laud.
1. В случае с Ирландией термин «королевство» можно применять лишь с большой долей условности, поскольку политическая организация ранней Ирландии мало напоминала организацию средневековых европейских королевств. В данном случае термином «королевство» называется объединение под верховной властью одного короля нескольких Ша^а - кланов, возглавляемых собственными правителями.
2. Meyer K. The Laud genealogies and tribal histories // Zeitschrift für celtische Philologie. 1912. Vol. 8. P. 291-338.
© К. М. Борисова, 2017
Misc. 610. Позднее появилось издание с переводом М. А. О'Брайана3, который основывался на тексте из Rawl. B502, восполняя пробелы из Laud. Misc. 610. Историография по данному памятнику весьма ограничена. Описание источника в целом и краткий текстологический анализ дал О'Брайан во вступительной статье к своему изданию. А с точки зрения содержания, наиболее подробно текст был проанализирован Т. О'Рахилли и Ф. Дж. Бирном в их общих трудах по истории Ирландии4.
События, описанные в тексте, если помещать их в историческое пространство, относятся к IV в. н. э. Границы земель уладов, одного из крупных tuatha Ирландии, от имени которого произошло название северной части Ирландии — Ульстер, в то время включали, помимо Ульстера, части современных графств Лаут, Мит и Уэст-Мит. Однако в описываемый период короли Тары начали расширение своих земель на север, в ходе чего три племянника Муредаха Тире-ха, носившие имена Конла5 Благородный, Конла Славный и Конла Фохри, вторглись в земли уладов. Так называемые Анналы Тигерна-ха, а вслед за ними и Анналы Четырех Мастеров относят их поход к 331 г. Впрочем, генеалогические данные заставляют предположить чуть более позднюю дату, поскольку Муредах Тирех был дедом знаменитого ирландского короля Ниалла Девяти Заложников, на правление которого пришлась миссия Патрика (ок. 431 г.). Результатом похода Колл стало очередное и в этот раз окончательное разрушение священной столицы уладов Эмань Маха и вытеснение самих уладов с большой части их территорий. Их земли теперь ограничивались тем, что в средневековых ирландских источниках именуется словом «пятина», примерно соответствуя территории современных графств Антрим и Даун. А на отвоеванной братьями земле, согласно этому тексту, образовалось новое политическое объединение — Айргиалла,
3. O'Brien M. A. The oldest account of the raid of the Collas (circa A. D. 330) // Ulster Journal of Archaeology. Series 3. 1939. Vol. 2. P. 170-177.
4. O'Rahilly T F. Early Irish History and Mythology. Dublin, 1946. P. 224-232; Byrne F.J. Irish Kings and High Kings. Dublin, 2001. P. 66-73.
5. Впоследствии их имена стали звучать «Колла» и в такой форме вошли в современные ирландский и английский языки (см.: O'Brien M. A. The oldest account of the Raid of the Collas. P. 171).
все tuatha которого возводили свое происхождение к трем Коллам. Его территории охватывали современные графства Арма, Монаган, частично Лаут и Тирон.
Ф. Дж. Бирн вслед за Т. О'Рахилли видит в этой истории поздний художественный конструкт, призванный объяснить политическую ситуацию, сложившуюся после возвышения династии Уи Нейллов в V в.6 6.Byrne F.J. Irish Kings and High
„ Kings. P. 90-91.
Прямое доказательство фиктивности этой и других генеалогий, говорящий о происхождении королей Уи Нейллов и королей Айргиал-ла, они видят в том, что прямая линия наследования от отца к сыну, выстроенная в генеалогиях, не соответствует ирландскому принципу наследования. В таком случае трое Колл, как считает Бирн, должны рассматриваться в качестве трех двойников сыновей Ниалла Девяти Заложников, которые и завоевали земли уладов. Происхождение от трех легендарных братьев, с одной стороны, возвышало роды Айр-гиалла, изначально не аристократические, а с другой, устанавливало прочный порядок, при котором короли Айргиалла были подчинены Уи Нейллам без права претендовать на верховную власть в Ирландии. Дополнительным аргументом в пользу искусственности данного генеалогического трактата является само наименование нового королевства. Название «Айргиалла» обычно переводят как «восточные заложники», либо как «заложники золота». По легенде, оно отражает обещание верховного короля Ирландии держать заложников из числа наследников трех Колл в золотых кандалах в виду их особого происхождения и положения. Вероятно, однако, оно изначально было дано как раз тем девяти родам, покорение которых отразилось в прозвище Ниалла — «Девяти Заложников», и в дальнейшем обозначало не их особое происхождение, а их давнее подчинение королям Уи Нейллов.
Данный перевод сделан с древнеирландского языка по изданию М. О'Брайана. Имена и прозвища ирландских королей иногда имеют очевидное значение или, по крайней мере, снабжены этимологиями
в ирландских источниках. Автор считает нужным переводить только те прозвища, для которых значение ясно и существует традиция перевода в русской историографии, в остальных случаях имена транскрибируются по возможности с учетом правил чтения в древ-неирландском. За замечания в процессе работы над переводом я благодарю Нину Юрьевну Живлову
Генеалогические связи Аргиаллы, Коннахта и Уи Нейллов (по изданию М. О'Брайана)
Конн Ста Битв (ок. 200 г. н.э.)
Арт Один Муж (Оэнфер) Кормак Ульфота (ок.250 г. н.э.)
Кайпре Лифехарь
Фиаху Сройптене Эоху Домплен
Муредах Тирех Трое Конл (Колл)
Эохайд Мугмедон короли Аргиаллы
Ниалл Бриан Фиахра Айлилль Фергус
Девяти Заложников
Уи Нейллы Уи Бриунь Уи Фиахрах
Кон нахта
ВСЕ, ЧТО ИЗВЕСТНО О ГЕНЕАЛОГИЯХ И О РОДАХ ИРЛАНДЦЕВ
Что касается Коннахта, то из всех высокородных семей Ирландии они ближайшие к Уи Нейлам. Уи Нейлы и Коннахта пересекаются на Эо-хайде Мугмедоне, а именно: Ниалл и Бриан, Фиахра и Айллиль и Фергус -пять сыновей Эхаха (=Эохайда), как мы сказали выше.
А Айргиалла ближе всех к Уи Нейлам после Коннахта. Аргиалла пересекаются с Уи Нейлами и Коннахта на Кайпре Лифехаре, а именно: Фиаху Сройптене, сын Кайпре Лифехаря, сына Кормака Ульфота, сына Арта Одного Мужа, сына Конна Ста Битв был дедом Эхаха Мугмедона, а от него происходят Уи Нейлы и Коннахта. Эоху Домплен, сын Кайпре Лифехаря, правнука Конна Ста Битв, имел трех сыновей, а именно трех Колл, о которых произошли Уи Мекь Куашь и Уи Криммтаньд и Мугдорнай.
Фиаху Сройптене же и Эоху Домплен - два сына Кайпре Лифехаря. Этого Фиаху убили три сына его брата, трое Колл. И именно это пролитие крови родственника лишило потомков Эоху Домплена королевской власти над Ирландией. Вот как случилось это убийство.
Фиаху Сройптене, как мы уже сказали, был королем в Таре. И был у него прославленный сын - Муредах Тирех. Он был «командующий войском короля»8 Фиаху, ведь в то время было так установлено, чтобы в битву шел не сам король, но его «командующий войском короля» вместо него.
Однажды Муредах Тирех вместо своего отца выступил с большим войском. Он одержал победу и забрал с собой заложников Мунстера. А Фиаху в это время был в Дувховаре, к югу от Тальтина. Там же с ним было и войско. Трое сыновей его брата, трое Колл также стояли с армией на холме с другой стороны, но все эти армии принадлежали Фиаху. Когда весть о том, что Муредах Тирех победил, достигла лагеря, где был Фиаху, у всех на губах было одно: этот Муредах - тот, кто должен быть королем Ирландии.
7. В древнеирландском тексте к поступку трех Колл применяет термин т рпдаН -букв. убийство родственника. Именно убийство родственника (а не просто убийство) лишило трех Колл и их потомков верховной власти над Ирландией.
8. В древнеирландском тексте здесь употреблен термин tuaircnid flaith, т. е. буквально главнокомандующий правителя.
Тогда трое Колл сказали: «Что нам делать? Королевская власть начала ускользать от нас. Фиаху - король, и все говорят: "Его сын будет королем после него". Вот как хорошо будет сделать. Давайте сразимся со старым королем, его армия уйдет от него и перейдет к нам до того, как Муредах вернется. А затем мы нападем на него, как только он придет».
С одного холма на другой весть летит к Фиаху, брату их отца. «В твоих руках есть войска, чтобы сражаться с сыновьями твоего брата». У Фиаху был друид по имени Дувховарь. Он обратился к Фиаху так: «Я могу обеспечить тебе победу, но вот что произойдет: если ты победишь, то убьешь сыновей своего брата и после этого будешь королем, но твои потомки не будут королями до конца веков. Если же ты будешь побежден, тебя убьют, но твои потомки будут королями Ирландии до конца веков, и ни один из трех Колл не будет править. Выбирай», - сказал друид.
Фиаху сказал, что лучше он примет поражение, но короли будут из его потомков. «Вместе с тобой паду и я, - сказал друид. - И это сражение будет всегда называться моим именем». Так, эта битва с тех пор называется битва Дувховара. После того Фиаху был убит в сражении.
А трое Колл бежали от Муредаха в Шотландию с тремя сотнями людей. Муредах получил власть над Ирландией. Король Шотландии выказал Кол-лам большое расположение ради их мужества, и они оставались в Шотландии три года. Они думали о возвращении в Ирландию с тем, чтобы Муредах убил их и снял с них тяжелое бремя, а именно убийство, которое они совершили.
Трое Колл пришли в Тару без собаки или слуги. Привратник сказал Муредаху: «Трое Колл на лугу; что с ними делать?». «Откройте им, - сказал Муредах, - чтобы посмотреть, что они будут делать дальше». Они шли втроем, пока не пришли в середину дворца в Таре. «Есть ли у вас какие-то новости?», - сказал Муредах. Один из них ответил: «У нас нет вестей, которые были бы тяжелее для тебя, чем то, что мы сделали, а именно убийство твоего отца». «Мы уже знаем эту новость», - сказал Муредах. «Мы пришли
не для того, чтобы просить у тебя прощения», - сказал тот же человек. «То же самое касается вас, - сказал Муредах. - Я не буду мстить вам. Если вы пришли, чтобы быть убитыми, я не стану снимать с вас бремя, которое вы на себя взяли». «Это хороший ответ для плохого воина», - сказал тот Колла, который говорил до этого. Муредах ответил: «Не будь груб, ты будешь радушно принят, и с тобой хорошо обойдутся здесь».
После того трое Колл долго жили в братской дружбе с Муредахом и были его «командующими армией короля». И взаимная привязанность между ними и королем была велика.
После этого Муредах сказал Коллам: «Я вижу, что наши дети начали расти, быть может, они не будут жить в мире после нас. Давайте покинем друг друга, и вы возьмите себе одну из земель». Коллы сказали: «Какую землю из всех, находящихся в твоей власти, ты считаешь наиболее удобной, чтобы мы вошли в нее и сделали ее землей меча?». Ведь не было тогда лучших воинов, чем Коллы.
Муредах сказал: «Выступайте на север против Уладов, это королевство непокорно». В то время у Колл был огромный отряд воинов. Тогда Коллы пришли к людям Коннахта и были для них как воспитанники, и их приняли с любовью и почетом. После этого люди Коннахта пошли вместе с Кол-лами и сражались за них в семи битвах у Карн Ахад Лехдерга в Фарни против Уладов, вернее в шести битвах люди Ульстера (т. е. Улады. - К. Б.) сражались с людьми Коннахта и в седьмой - с самими Коллами. Каждый день Улады терпели поражение. Битва против Колл случилась в последний день. Это было великое сражение. Битва продолжалась весь летний день и летнюю ночь, пока крови не стало по пояс. В том месте, где курган - лес раненых. В начале следующего дня Улады терпят поражение от Колл и открывается путь до самого Глен Риг. После того они целую неделю убивали Уладов и сделали землю меча из той области, где сейчас Мугдорна, и Уи Кремтаньд, и Айтера, и Уи Мик Уашь, и другие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Byrne F. J. Irish Kings and High Kings. Dublin: Four Courts Press, 2001.
2. Charles-Edwards T. M. Early Christian Ireland. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
3. Meyer K. The Laud genealogies and tribal histories // Zeitschrift für celtische Philologie. 1912. Vol. 8. P. 291-338.
4. O'Brien M. A. The oldest account of the Raid of the Collas // Ulster Journal of Archaeology. Series 3. 1939. Vol. 2. P. 170-177.
5. ORahilly T. F. Early Irish History and Mythology. Dublin: Dublin Institute of Advanced Studies, 1946.
Борисова Ксения Михайловна
Магистрантка, Институт восточных культур и Античности, Российский
государственный гуманитарный университет
«Поход трех Колл» (перевод и комментарии)
В данной статье предлагается перевод одного из ирландских генеалогических трактатов, сохранившихся в большинстве ирландских генеалогических сборников, наиболее ранний из которых датируется XII в. Текст рассказывает о возникновении королевства Айргиалла на севере Ирландии и объясняет его связи с крупнейшими ирландскими династиями. Составление генеалогий было широко распространено в средневековой Ирландии, и генеалогические трактаты, несмотря на свою легендарность, являются важнейшими источниками по интеллектуальной и политической истории средневековой Ирландии.
Ключевые слова: «Поход трех Колл»; Ирландия; Уи Нейллы; генеалогии; Айрги-алла; Коллы.
Ksenia Borisova
Master student, Institute for Oriental and Classical Studies, Russian State University for the Humanities
«The Raid of Three Collas» (translation and commentaries)
The article offers a translation of a genealogical treatise preserved in most of the Irish genealogical manuscripts the earliest of which dates back to the 12th century. The text deals with the emergence of the Airgialla — a medieval kingdom in the borders of the modern counties of Armagh, Monaghan, Louth, Tyrone. Composing genealogies was wide-spread in medieval Ireland and played a significant role in the political life, that is why despite their fictional genealogies character are considered to be important sources for the intellectual and political history of medieval Ireland.
Key words: The Raid of Three Collas; Ui Neill; Ireland; genealogies; Airgialla; Oriel; Collas.