stage of training in a medical University", Smolensk Medical Almanac, No. 2, pp. 15-21
2. Military doctrine of the Russian Federation (2014), available at: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf.
3. Golkina, G. E. (2014), "Improving the educational environment in the conditions of using active teaching methods in higher education", National interests: priorities and security, Volume 10, No. 28 (265), pp. 47-65.
4. Kozlov, O. A. (2016), "Basic requirements and directions for improving the quality of the educational process when using information technologies in higher education institutions of the internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia", News of the Saratov University. New series. Series: Psychology. Philosophy. Pedagogy, Vol. 16, No. 1, pp. 108-112. 2016 .-- T. 16, no. 1. - S. 108-112
5. Kuular L.L. (2015), "Role-playing games as an interactive method of forming professional competences of pedagogical activity", Bulletin of Tuva State University, No. 4 (27), pp. 174-179.
6. Mustafayeva, D. Sh. (2015), "The use of role-playing games in the preparation of bachelors of pedagogical education", Uchenye zapiski universiteta im. Р.Е Lesgafta, No. 6 (124), рp. 144-148.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.06.2020
УДК 373.24
ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО, ЯСЕЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОФИЛАКТИКА
ЗАБОЛЕВАНИЙ
Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный
сотрудник, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Москва; Николай Сергеевич Федюк, преподаватель, Дмитрий Евгеньевич Иващенко, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Павел Владимирович Шилов, клинический ординатор, Военно-медицинская академия, г. Санкт-Петербург; Денис Викторович Саенко, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье поднимаются актуальные вопросы влияния плавания на физическое развитие и здоровье детей грудного, ясельного, дошкольного возраста. Рассматривается польза раннего плавания для детей. Цель исследования заключается в определении влияния плавания на оздоровление и профилактику заболеваний детского организма. Рассмотрены дефиниции «физическое развитие», «здоровье», «возраст», «ясельный возраст», «дошкольный возраст». Установлено, что занятия плаванием и выполнение комплекса закаливающих процедур укрепляет здоровье детей и соответственно снижает частоту их заболеваний на 27%.
Ключевые слова: плавание, закаливание, физическое развитие, дети грудного, ясельного и дошкольного возраста.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p346-350
SWIMMING AS A MEANS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF INFANTS, TODDLERS AND PRESCHOOL CHILDREN AND DISEASE PREVENTION
Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, leading research associate, Research Institute of the Federal Service of Execution of Punishments of Russia, Moscow; Nikolay Sergeevich Fedyuk, the teacher, Dmitry Evgenievich Ivashchenko, the candidate ofpedagogical sciences, deputy head of the department, Military Communication Academy, St. Petersburg; Pavel Vladimirovich Shilov, the clinical resident, Military Medical Academy, St. Petersburg; Denis Viktorovich Saenko, the teacher, Military Communication
Academy, St. Petersburg
Abstract
The article raises the topical issues of the influence of swimming on the physical development and health of infants, toddlers, and preschoolers. The benefits of early swimming for children are considered. The purpose of the study is to determine the impact of swimming on the health and prevention of diseases of the child's body. The definitions "physical development", "health", "age", "nursery age", "preschool age" are considered. It was found that swimming and performing the complex of hardening procedures improves the health of children and, accordingly, reduces the frequency of their diseases by 27%.
Keywords: swimming, hardening, physical development, infants, toddlers and preschool children.
ВВЕДЕНИЕ
Со времен своего появления на земле человек всегда был связан с водой. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, она всегда внушала человеку чувство преклонения и страха. «Он не умеет ни читать, ни плавать» - так в Древней Греции говорили о человеке, недостойным называться гражданином. С тех пор умение плавать рассматривается как один из основных аспектов разностороннего развития человека [2].
В.Н. Платонов подчёркивает, что плавание - один из наиболее массовых и популярных видов спорта. Плавание является вторым после лёгкой атлетики видом спорта по количеству разыгрываемых медалей [5]. Уникальность плавания заключается не только в том, что оно относится к наиболее массовым видам спорта, но и в том, что плавание сопряжено с двигательной активностью в водной среде, которая обеспечивает гигиенически-оздоровительную, прикладную и спортивную ценность. Само пребывание в воде стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания, положительно влияет на иммунную систему и способствует формированию правильной осанки. Не случайно именно в водной среде начинается развитие человека. Его жизнь в первые девять месяцев обусловлена жидкой средой, обеспечивающей не только питание, но и его правильное формирование в условиях антигравитации. Доказано, что все дети рождаются с плавательными рефлексами, которые угасают без закрепления в возрасте 3 - 3,5 месяцев. Именно поэтому, попадая в водную среду, младенец инстинктивно затаивает дыхание, а по достижению разгибательной позы в 2-4 месяца - плывёт без обучения. Грудной ребёнок уже с первого погружения становиться другим, он освобождается от сковывающей его гравитации и начинает активнее развиваться. В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру и стимулируются её динамические компоненты.
Цель исследования - выявить влияние занятий плаванием на оздоровление и профилактику заболеваний у детей младших, средних, старших и подготовительных групп детского сада.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Плавание - средство физического развития и укрепления здоровья [3].
Для более полного понимания разберем понятия «физическое развитие», «здоровье», «возраст», «грудной возраст», «ясельный возраст» (ранее детство), «дошкольный возраст» (первое детство).
Физическое развитие - совокупность морфологических и функциональных признаков, приобретённых в течение жизни человека на основе наследственной программы
[4].
Состояние здоровья представляет собою нормальный психосоматический статус человека, способного реализовать собственные физические возможности, также внутреннюю мощь в рамках концепции вещественных, духовных, общественных нужд и потребностей.
Возраст - это период времени от момента рождения организма до настоящего или любого другого момента, характеристика жизни организма, отражающая рост, развитие,
созревание и старение, иными словами, его биологическая эволюция [1].
Возрастные периоды онтогенетического развития детей до дошкольного возраста представлены на рисунке 1 [1].
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
Ряд1
Ряд2
Новорождённый
1
28
Грудной возраст
29
364
Рисунок 1 - Возрастные периоды онтогенетического развития детей до дошкольного возраста
Длительность периода новорожденности имеет индивидуально различные сроки, отражает период адаптации к внеутробным условиям жизни и, как правило, составляет до 4 недель. Длительность грудного возраста определяется сроком грудного вскармливания. К концу первого года жизни организм доношенного и нормально развивающегося ребёнка достигает определённой функциональной зрелости, позволяющей перейти на общую диету. Длительность ясельного возраста или раннего детства составляет от 1 года до 3 лет. К концу этого периода должны прорезаться все 20 молочных зубов, что позволяет ребёнку перейти на взрослый рацион питания. Длительность первого детства или дошкольного возраста составляет от 4 до 7 лет [1].
В проведенном нами экспериментальном исследовании, в котором учувствовали 49 воспитанников детского сада, расположенного в Калининском районе и 53 воспитанника детского сада расположенного в Приморском районе г. Санкт-Петербурга. Возраст наблюдаемых составлял от 2 до 7 лет. Средние показатели возраста и физического развития детей не имели достоверных различий. При этом необходимо отметить, что в детском саду Приморского района с детьми проводились два раза в неделю занятия по плаванию с выполнением комплекса закаливающих процедур и игр, в остальное время занятия проводились на детских игровых площадках в виде подвижных игр и общеразвивающих, оздоровительных гимнастических упражнений. В детском саду Калининского района занятия по плаванию не проводились в связи отсутствием плавательного бассейна, физическая культура организовывалась и проводилась в виде выполнения общеразвивающих упражнений, настольных и подвижных игр.
По истечении 5 учебных месяцев, как подтверждает проведенный нами опрос воспитателей детских садов, тренеров по физической культуре, было выявлено положительное влияние плавания на детский организм. Вода способствовала закаливанию и укреплению здоровья детей, о чем свидетельствует график посещаемости детьми детского сада в период с сентября по январь (рисунок 2).
%
94
89
100 80 60 40 20 0
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь
% посещения детского сада с бассейном ■ % посещения деского сада без бассейна Рисунок 2 - Динамика посещаемости детей детского сада в период с сентября 2019 г. по январь 2020 г.
График посещения детского сада демонстрирует тенденцию стабильного снижения к ноябрю, что связано с естественным ростом заболеваемости детей в осенний период. Самые характерные болезни у детей - это заболевания ЛОР-органов протекающие, как правило, в форме вирусной и бактериальной этиологии. Течение, которых в среднем составляла от 2 до 3 недель.
Динамика посещаемости детей детского сада по возрастным группам за отчетный в период сентября по январь (рисунок 3).
кратковременного младшая средняя старшая подготовительная
пребывания
% посещения детского сада с бассейном ■ % посещения деского сада без бассейна Рисунок 3 - Динамика посещаемости детей детского сада по возрастным группам в период с сентября 2019 г.
по январь 2020 г.
Низкая посещаемость детьми двух-трехлетнего возраста кратковременного пребывания и младших групп обусловлена в первую очередь адаптационными особенностями детского организма. Как правило, первые полтора-два года в детском саду иммунная система испытывает максимальную нагрузку, так как первоначальный пассивный иммунитет ослабевает, учащаются заболевания так называемыми детскими инфекциями. Казалось бы, водные процедуры могут рассматриваться как дополнительная нагрузка на организм человека. Однако оптимально подобранная температура (1 = 31-33° С), а также время (15-30 минут) и частота занятий в бассейне (2 раза в неделю) положительным образом влияют на укрепление защитных сил детского организма. Таким образом, дети, посещающие бассейн более закаленные, по сравнению с детьми, лишенными такой возможности, и статистика посещаемости первой категории выше, начиная с самых младших групп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе педагогического эксперимента и анализа полученных данных был отмечен высокий процент заболеваемости детей (по итогам динамики посещаемости занятий). При этом необходимо отметить, что % посещения детей детского сада, занимавшихся плаванием, был на 27% выше, и они соответственно болели намного меньше, чем их, не плавающие сверстники. Тренировочные занятия в условиях водной среды, повышают сопротивляемость детского организма к воздействию внешней среды, являются отличным средством закаливания, профилактикой заболеваний и одним из ключевых аспектов их гармоничного, разностороннего физического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая медицинская энциклопедия : в 30 т. Т. 6 : ГИПОТИРЕОЗ - ДЕГЕНЕРАЦИЯ / гл. ред. Б.В. Петровский. - Москва : Советская энциклопедия, 1977. - 632 с.
2. Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь - плавание / Н.Ж. Булгакова. - Москва : ООО АСТ, 2002. - 160 с.
3. Велитченко, В.К. Как научиться плавать / В.К. Велитченко. - Москва : Терра-Спорт, 2000. - 96 с.
4. Караулова, Л.К. Физиология физического воспитания и спорта : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.К. Караулова, Н.А. Краснопёрова, М.М. Расулов. -Москва : Академия, 2013. - 304 с.
5. Платонов, В.Н. Плавание : учебник для студ. и препод. вузов / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 418 с.
REFERENCES
1. Petrovsky, B. (1977), Big medical encyclopedia, publishing house "Soviet encyclopedia", Moscow.
2. Bulgakova, N.Zh, (2002), Get acquainted - swimming, publishing house AST, Moscow.
3. Velitchenko, V.K. (2000), How to learn to swim, Terra-sport, Moscow.
4. Karaulova, L.K., Kraasnoperova, N.A. and Rasulov, M.M. (2013), Physiology of Physical Education and Sport, Academia, Moscow.
5. Platonov, V.N. (2000), Swimming, Olympic Literature, Kiev. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.06.2020
УДК 796.894
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ СИЛОВЫХ ВИДОВ СПОРТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ
ПЕРИОДЕ
Марина Халибиллаевна Спатаева, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский автомобильно-дорожный университет, Омск; Татьяна Петровна Ефимова, кандидат биологических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической
культуры и спорта, Омск
Аннотация
Целью исследования явилось изучение особенностей свойств нервной системы и психофункционального состояния атлетов силовых видов спорта в подготовительный период. Результаты проведенных исследований установили, что различие специализаций в силовых видах спорта сопряжено с различием в показателях свойств нервной системы. Все проявления свойств нервной системы привязаны к специфике деятельности штангистов, пауэрлифтеров и гиревиков. Установленные факторы могут применяться в качестве средств коррекции психофункционального состояния спортсменов в подготовительный период и нивелирования негативных феноменов подготовки.
Ключевые слова: тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, гиревой спорт, психофункциональное состояние, нервная система.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p350-354
PEDAGOGICAL ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF ATHLETES FOR POWER SPORTS OF SPORTS IN THE PREPARATORY PERIOD
Marina Halibillaevna Spataeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Automobile and Highway University, Omsk; Tatyana Petrovna Efimova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sports,
Omsk
Abstract
The aim of the study was to study the characteristics of the properties of the nervous system and the psycho-functional state of power athletes in the preparatory period. The results of the studies found that the difference in specializations in power sports is associated with a difference in the properties of the nervous system. All manifestations of the properties of the nervous system are tied to the specific activities of weightlifters, powerlifters and weight lifters. The established factors can be used as a means of correcting the psycho-functional state of athletes in the preparatory period and leveling the negative phenomena of training.
Keywords: weightlifting, powerlifting, kettlebell sport, psycho-functional state, nervous system.