ПЛАВАНИЕ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СТУДЕНТОВ
В.М. Паршакова, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10672
Аннотация. В статье рассматривается вид спорта - плавание для всех, являющийся популярным средством оздоровления, разностороннего развития, закаливания, активного отдыха, профессионально-прикладной подготовки, выявлено, что занятия плаванием являются одним из действенных средств физической тренировки студентов, оказывает положительное воздействие на функции нервной, сердечно-сосудистой систем, а так же применяется как средство профилактики и лечения различных патологий в осанке, сколиозов, кифозов. Предложены способы и специальные физические упражнения на воде в целях оздоровления организма в свободное время. Проведено анкетирование, представлены результаты и в заключении даны рекомендации.
Ключевые слова: плавание, физическая культура, физическая активность, закаливание, физическое здоровье.
Здоровье всегда значилось одной из наиболее актуальных базовых ценностей. А физическое здоровье студентов, подрастающего поколения является неотъемлемой частью развития общества, при котором обеспечивается гармоничное развитие личности, определяется способность человека к труду. Занятия плаванием являются одним из действенных средств физической тренировки студентов. В системе физического воспитания плавание считается, с одной стороны, видом спорта для всех, популярным средством оздоровления, разностороннего развития, закаливания, активного отдыха, профессионально-прикладной подготовки к напряженной трудовой деятельности, а с другой - самым массовым в России олимпийским видом спорта, нацеленным на высшие спортивные достижения [1].
Занятия плаванием предоставляют обширный спектр положительных воздействий на организм занимающегося. Занятия плаванием способны восстанавливать и укреплять здоровье, обеспечивать необходимый уровень физического развития человека, благотворно влиять на все функциональные системы организма. Кроме того, умение хорошо плавать является
жизненно-необходимым двигательным навыком [1].
Под плаванием эксперты подразумевают комплекс динамических физических действий, которые обеспечивает определенное положение тела человека в воде и его перемещение в произвольном направлении [2]. Поэтому плавание включается в содержание всех образовательных программ по физической культуре и физическому воспитанию. То есть, плавание как один из массовых видов спорта, способен обеспечить и гармоничное развитие организма, и ярко выраженный оздоровительный эффект, и решение прикладных задач. По психолого-педагогическим характеристикам плавание представляет собой наиболее желанное и доступное средство физической культуры, как для учащихся-студентов, так и для людей различного уровня здоровья, подготовки и возраста [2].
Главной специфической особенностью плавания является то, что физическая активность протекает в водной среде, сама по себе способная оказывать сильное воздействие на организм человека. Из-за этого многие эксперты причисляют его к уникальным средствам физической подготовки.
Необходимо отметить, что физико-химическая характеристика воды существенно различается от характеристики воздуха, и вместе с тем значительно ближе к характеристике тканей человеческого организма, так как человеческий организм, почти на 80% состоит из воды, а мозг на 90%. Все биохимические реакции, обеспечивающие жизнедеятельность организма, протекают в водных растворах организма. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на развитие всех систем организма, усиливая тем самым физическое здоровье студентов [3].
С помощью воды очищается кожа человека, улучшается кожное дыхание и укрепляется сама кожа. Также вода усиливает деятельность различных внутренних органов: учащение дыхания, увеличение частоты сердечных сокращений, изменение тонуса периферических кровеносных сосудов, усиление обмена веществ. Это можно объяснить тем, что вода в сравнении с воздухом имеет повышенную теплопроводность, теплоемкость и высокую плотность, вследствие чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко усиливаются [3].
Во время плавания, человек преодолевает значительное сопротивление воды, которое в несколько раз выше, чем сопротивление воздуха. При этом вода в связи со своими физико-химическими характеристиками (теплоемкость, плотность, и др.) оказывает более значительное воздействие на кожу, мышцы, сухожилия, и опосредовано на другие ткани органы организма [4].
Плавание относится к циклическим ло-комоциям, и характеризуются ритмичностью, динамичностью, а также относительной плавностью, что значительно снижает риск возникновения повреждений мышц, связок и сухожилий у студентов во время занятий. Для студентов, имеющих различные травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, плавание считается наиболее востребованным и результативным средством лечения и возобновления потерянных функций. Поэтому в лечебной физической культуре плавание
применяется как средство профилактики и лечения различных патологий в осанке, сколиозы, кифозы, тугоподвижности суставов разнообразной этиологии [4].
Плавание оказывает положительное воздействие и на функции нервной системы. Занятия плаванием способствуют очищению потовых желез, что активизирует кожное дыхание, усиливает кровотоку в коже и периферических органа, которому способствует и горизонтальное положение тела во время плавания, что снижает действие гравитационных сил притяжения, и как следствие, облегчая работу сердца. Поэтому занятия плаванием эффективны для восстановления и тренировки сердечно-сосудистой системы. Если учитывать, что теплоемкость воды в 28 раз выше теплоемкости воздуха, то потери тепла организмом человека в воде в 30 раз больше тепла, чем в воздухе. Поэтому на занятиях по плаванию механизм терморегуляции совершенствуется намного эффективнее, чем при занятиях на свежем воздухе. Регулярные занятия плаванием закаливают и увеличивают устойчивость организма к простудным заболеваниям [4].
Среди студентов ПГАТУ было проведено анкетирование «Хотели бы вы посещать занятия плаванием в целях оздоровления организма в свободное время» было опрошено 48 студентов. При обработке исследования были получены результаты: Да - 59%, зависит от финансов и занятости - 22%, я посещаю и вижу результат - 13%, нет - 6%. 13% опрошенных респондентов посещают бассейн в среднем 1 или 2раза в неделю они отмечают, что вода снимает усталость, нервное напряжение и стресс после напряженной умственной работы особенно в период экзаменационной сессии. Некоторые студенты отмечают оздоровительный эффект - легче переносят сезонные простудные заболевания. Отношение современных студентов к плаванию можно охарактеризовать как позитивное, для которых важно оздоровительное значение плавания.
Упражнения оздоровительной направленности в бассейне.
Таблица.
№ упражнения дозировка
1. Встать по грудь в воду, активными движениями рук по поверхности воды стабилизировать положение тела. Затем разбежаться по дну и попробовать подняться только одними ногами, не задействуя руки по стенке бассейна. Встать в исходное положение, повторить упражнение, поменяв ведущую ногу. 5-6 раз
2. И.П.Встать лицом к поручням бассейна, взяться за них руками, чтобы зафиксировать тело в статичном положении. Поднять ногу вверх, удерживать ее прямой в течение 5 секунд, медленно опустить. Потом нужно делать упражнение с другой ногой. 3-4 раза на каждую ногу
3. Из И.П. тела (как в предыдущем упражнении) поднять ногу и сделать ею несколько махов в сторону. Спина во время упражнения всегда должна оставаться прямой. 5-8 раз на каждую ногу .4 подхода
4. Прыжковые упражнения в воде: бег прыжками на двух ногах, на одной ноге. Прыжки через мнимые препятствия, многоскоки, прыжки в «складку» (ноги стараются соединиться с руками), в «группировку» (подтягивание коленей к груди), выпрыгивая из воды. Продвижения по дну можно сочетать с дыхательными упражнениями, проплываниями. По 4-6 раз
5. Держаться руками за поручень бассейна или бортик. Сделав выдох, прямую ногу отвести назад и в бок. Удерживаясь стопой за нудл*, сохранять равновесие. Вернуться в первоначальную позицию. 1-2 мин на каждую ногу
6. Погрузиться в воду до уровня шеи, руки упереть в нудл*. Сделав выдох, ногу отвести в бок и в быстром темпе вернуть ее обратно, преодолевая сопротивление воды. Выполняя это упражнение, нужно держать спину ровно и не совершать движений торсом, иначе все старания будут напрасными. 12-14 раз на каждую ногу
7. Вытянуть прямые руки перед собой, держа в них нудл*. Немного подпрыгнуть, оторвав обе ступни от дна бассейна. В прыжке одну ногу вытянуть вперед, вернуться в исходное положение. В быстром темпе повторить прыжок со сменой ног. 30-60 сек
8. И. П. - стоя по плечи в воде с вытянутыми вперед руками. На вдохе нужно подпрыгнуть вверх и прижать колени к животу, на выдохе вернуться в И. П. 8-10 раз
9. И.П.: лежа на спине, руками держатся за желоб. Опускание и поднимание прямых ног до уровня воды, с уровня воды до касания ногами головы. 8-10 раз
*Нудл - это длинная, гибкая палка, сделанная из пенопласта. Применяется в качестве дополнительной нагрузки, что дает возможность активно прокачивать мышцы.
Таким образом, здоровье является са- стью. А конкретно систематические заня-мой главной и существенной составляю- тия плаванием для студентов оказывают щей жизни человека, которая обуславли- плодотворное влияние на их физическое вает дальнейшее развитие не только от- развитие, повышая при этом профессио-дельного индивида, но и общества в це- нальную работоспособность и здоровье, лом, поэтому основной функцией госу- что является залогом получения высоко-дарства в сфере здравоохранения является классного специалиста, востребованного сохранение здоровья населения и стиму- обществом в будущем. лирование занятий спортивной деятельно-
Библиографический список
1. Багдасарова А.Р., Денисов Е.А. Плавание как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов экономических специальностей. // Физическая культура, спорт и туризм в высшем образовании: сборник материалов XXX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. 19-20 апреля 2019 года. - Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. - С. 13-16.
2. Плавание: учебник для вузов / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. - 2-е изд., стереотип. -М.: Физкультура и спорт, 2011. - 278 с.
3. Степанова М.В. Плавание в системе физического воспитания студентов вузов: учебное пособие // Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский государственный университет. - 2-е, изд., доп. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. - 137 с.
4. Чертов, Н.В. Теория и методика плавания: учебник. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2011. - 452 с.
SWIMMING IS AN EFFECTIVE WAY TO PROMOTE HEALTH AND DEVELOP
STUDENTS ' MOTOR FUNCTION
V.M. Parshakova, Senior Lecturer
Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)
Abstract. The article considers the sport - swimming for all, which is a popular means of health improvement, versatile development, hardening, active recreation, professional and applied training. it is revealed that swimming is one of the most effective means of physical training of students, has a positive effect on the functions of the nervous and cardiovascular systems, and is also used as a means of prevention and treatment of various pathologies in posture, scoliosis, kyphosis. Methods and special physical exercises on water for the purpose of improving the body in free time are suggested. A survey was conducted, the results were presented, and recommendations were made in the conclusion.
Keywords: swimming, physical culture, physical activity, hardening, physical health.