Научная статья на тему 'ПЛАТФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНОМ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ'

ПЛАТФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНОМ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Платформа обратной связи / теория поколений / каналы коммуникаций / клиентоцентричность / интерактивное взаимодействие / документы стратегического планирования. / Feedback platform / generational theory / communication channels / client-centricity / interactive interaction / strategic planning documents.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Замятной Андрей Сергеевич

В условиях перехода к цифровой экономике происходит процесс видоизменения государственного и муниципального управления. Информационные технологии позволяют осуществлять сбор, хранение, анализ, обмен информации в цифровом формате, а интернет преобразовывать способы социального взаимодействия. Статья посвящена изучению Платформы обратной связи являющейся, как инструментом повышения качества управленческих решений принимаемых органом публичной власти, так и единым окном цифровой обратной связи объединяющей в себе различные каналы коммуникаций. Целью статьи являлось рассмотрение Платформы обратной связи, как инструмента, видоизменяющего управленческие решения. В статье проведен анализ активности представителей различных поколений в Платформе обратной связи, анализ нормативно-правовых актов регламентирующих электронное взаимодействие граждан и органов государственной и муниципальной власти, проведен анализ сообщений поступающих в Платформе обратной связи. В заключении автор приходит к выводу, что Платформа обратной связи является как единым окном цифровой обратной связи объединяющей в себе различные каналы коммуникации так и инструментом повышения качества управленческих решений принимаемых органом публичной власти, который нуждается в дополнении модулями с документами стратегического планирования позволяющими оперативно осуществлять мониторинг социально-экономического развития муниципалитета, субъекта Российской Федерации. А адаптация под потребности граждан позволит осуществлять решение стоящих перед органами публичной власти вопросов в проактивном режиме, повышать качество при решении данных вопросов, снижать издержки на совершение административных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEEDBACK PLATFORM AS A TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF MANAGEMENT DECISIONS MADE BY THE PUBLIC AUTHORITY

In the conditions of transition to the digital economy, the process of modification of state and municipal management is taking place. Information technologies allow the collection, storage, analysis, exchange of information in digital format, and the Internet to transform the ways of social interaction. The article is devoted to the study of the Feedback Platform, which is both a tool for improving the quality of management decisions made by a public authority, and a single window of digital feedback combining various communication channels. The purpose of the article was to review the Feedback Platform, as a tool that modifies management decisions. The article analyzes the activity of representatives of different generations in the Feedback Platform, analyzes the normative legal acts regulating electronic interaction of citizens and state and municipal authorities, analyzes the messages received in the Feedback Platform. In conclusion, the author comes to the conclusion that the Feedback Platform is both a single window of digital feedback combining various communication channels and a tool for improving the quality of management decisions made by a public authority, which needs to be supplemented with modules with strategic planning documents that allow for operational monitoring of the socio-economic development of a municipality, a subject of the Russian Federation. And adaptation to the needs of citizens will allow solving the issues facing public authorities in a proactive mode, improving the quality of solving these issues, reducing the costs of administrative actions.

Текст научной работы на тему «ПЛАТФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНОМ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-111-120 NIION: 2018-0076-10/23-773 MOSURED: 77/27-023-2023-10-773

ЗАМЯТНОЙ Андрей Сергеевич,

аспирант 4 курса кафедры правового обеспечения государственногоуправления и национальной безопасности Уральского института управления - филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС» при Президенте Российский Федерации»

г. Екатеринбург, е-таИ: mail@law-books.ru

ПЛАТФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНОМ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. В условиях перехода к цифровой экономике происходит процесс видоизменения государственного и муниципального управления. Информационные технологии позволяют осуществлять сбор, хранение, анализ, обмен информации в цифровом формате, а интернет преобразовывать способы социального взаимодействия.

Статья посвящена изучению Платформы обратной связи являющейся, как инструментом повышения качества управленческих решений принимаемых органом публичной власти, так и единым окном цифровой обратной связи объединяющей в себе различные каналы коммуникаций.

Целью статьи являлось рассмотрение Платформы обратной связи, как инструмента, видоизменяющего управленческие решения.

В статье проведен анализ активности представителей различных поколений в Платформе обратной связи, анализ нормативно-правовых актов регламентирующих электронное взаимодействие граждан и органов государственной и муниципальной власти, проведен анализ сообщений поступающих в Платформе обратной связи.

В заключении автор приходит к выводу, что Платформа обратной связи является как единым окном цифровой обратной связи объединяющей в себе различные каналы коммуникации так и инструментом повышения качества управленческих решений принимаемых органом публичной власти, который нуждается в дополнении модулями с документами стратегического планирования позволяющими оперативно осуществлять мониторинг социально-экономического развития муниципалитета, субъекта Российской Федерации. А адаптация под потребности граждан позволит осуществлять решение стоящих перед органами публичной власти вопросов в проактивном режиме, повышать качество при решении данных вопросов, снижать издержки на совершение административных действий.

Ключевые слова: Платформа обратной связи, теория поколений, каналы коммуникаций, клиентоцентричность, интерактивное взаимодействие, документы стратегического планирования.

FEEDBACK PLATFORM AS A TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF MANAGEMENT DECISIONS MADE BY THE PUBLIC AUTHORITY

Annotation. In the conditions of transition to the digital economy, the process of modification of state and municipal management is taking place. Information technologies allow the collection, storage, analysis, exchange of information in digital format, and the Internet to transform the ways of social interaction.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

ZAMYATNOY Andrey Sergeevich,

post-graduate student of the 4th year of the Department of Legal Support of Public Administration and National Security of the Ural Institute of Mangment, Branch of Ranepa

The article is devoted to the study of the Feedback Platform, which is both a tool for improving the quality of management decisions made by a public authority, and a single window of digital feedback combining various communication channels.

The purpose of the article was to review the Feedback Platform, as a tool that modifies management decisions.

The article analyzes the activity of representatives of different generations in the Feedback Platform, analyzes the normative legal acts regulating electronic interaction of citizens and state and municipal authorities, analyzes the messages received in the Feedback Platform.

In conclusion, the author comes to the conclusion that the Feedback Platform is both a single window of digital feedback combining various communication channels and a tool for improving the quality of management decisions made by a public authority, which needs to be supplemented with modules with strategic planning documents that allow for operational monitoring of the socio-economic development of a municipality, a subject of the Russian Federation. And adaptation to the needs of citizens will allow solving the issues facing public authorities in a proactive mode, improving the quality of solving these issues, reducing the costs of administrative actions.

Key words: Feedback platform, generational theory, communication channels, client-centrici-ty, interactive interaction, strategic planning documents.

Введение

В условиях перехода к цифровой экономике происходит процесс видоизменения государственного и муниципального управления. Информационные технологии позволяют осуществлять сбор, хранение, анализ, обмен информации в цифровом формате, а интернет преобразовывать способы социального взаимодействия [1, с. 9].

Взаимодействие в информационных системах между органами публичной власти и гражданами позволяет гибко подходить к решению управленческих задач стоящих перед ними, формирует новые модели социального, правового поведения.

Инструментом позволяющим осуществлять эффективное взаимодействие между органами публичной власти и гражданами является Платформа обратной связи, которая является единым окном цифровой обратной связи, дающая возможность: принимать и обрабатывать сообщения и обращения через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), направлять их в другой орган по компетенции, быстро анализировать и вести контроль поступающих сообщений и обращений, следить за сроками их обработки, получать обратную связь от гражданина, насколько он доволен ответом и решением вопроса [2].

Целью статьи является рассмотрение Платформы обратной связи, как инструмента, видоизменяющего управленческие решения.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи провести анализ активности представителей различных поколений в Платформе обратной связи, провести анализ нормативно-правовых актов регламентирующих электронное взаимодействие граждан и органов государственной и муниципальной власти, рассмо-

треть сообщения, поступающие в Платформе обратной связи, как отображение проблемной ситуации.

Материалы и методы исследования

При написании статьи использовались следующие методы исследования: индукция, дедукция, сравнение, анализ, включенное наблюдение при использовании функционала «Платформы обратной связи»

Анализ активности представителей

различных поколений в Платформе обратной связи

В адрес автоматизированного рабочего места специалиста отдела благоустройства и транспорта Администрации Кировского района города Екатеринбурга поступило 61 сообщение от 40 заявителей.

При анализе поступивших сообщений использовалась теория поколений У. Штрауса и Н. Хоува.

В статье к поколению «бэби-бумеров» относятся люди, родившееся в период с 1945 по 1962 годы, к поколению X относятся люди, родившиеся в период с 1963 по 1981 годы, к поколению Y люди родившиеся в период с 1982 по 2000 годы, к поколению Z люди родившиеся в период с 2001 по 2016 годы.

К особенностям медиапотребления поколения бэби-бумеров относятся: невысокий уровень проникновения Интернета, лишь каждый третий россиянин старше 54 лет пользуется Сетью, меди-аактивность поколения находится на невысоком уровне, производить и распространять контент склонны не боле 29% жителей старше 54 лет, в то время как личный обмен информацией, в том

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

числе и новостями, происходит на ежедневной основе [3, с. 151].

К особенностям медиапотребления поколения X относятся: размеренный рост объемов медиапотребления, популярность Интернета среди женской аудитории выше и продолжает сохраняться на более высоком уровне, чем среди мужской аудитории, главный источник новостей становятся официальные сайты Интернет-СМИ [3, с. 151].

К особенностям медиапотребления поколения Y относятся: повсеместное и активное взаимодействие с цифровыми технологиями, главный источник информации социальные сети и блоги в Интернете, мультиплатформенное и мультиэкран-ное медиапотребление, использование мобильного Интернета на ежедневной основе составляет в среднем 90 % [3, с. 151].

К особенностям медиапотребления поколения Z относятся: использование социальных сетей с раннего возраста, восприятие и обработка информации с большой скоростью, прекрасная осведомленность о возможностях, преимуществах, недостатках социальных сетей, склонность

Анализ активности представителей различных поколений в Платформе обратной связи представленный на рисунке 1 показывает, что

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

к реалистичному и скептическому восприятию мира, прямолинейность и свободомыслие, предпочтение личной сегментированной информации, мультиэкранное потребление медиа, большое количество медиаисточников и различных приложений установленных в персональных медиау-стройствах [3, с. 151].

Теория поколений позволяет рассмотреть как общество, так и аудиторию медиа с учетом того, что общие ценностные установки и поведенческие паттерны, формируют схожее отношение к медиа и характеристики медиапотребления: каждое следующее поколение представляет более активный формат медиапотребления, обладает более высоким уровнем медиаграмотности и медиаактивности, выбирает более разнообразные источники информации и проводит с медиа больше времени, чем представители предыдущих поколений [3, с. 151].

Описав характерные особенности медиапотребления различных поколений, представим анализ активности их представителей в Платформе обратной связи на рисунке 1.

наибольшее количество сообщений поступает от поколения X меньше сообщений поступает от поколения X и наименьшее число сообщений

Поколение Поколение X Поколение У Поколение Ъ "Бэби-бумеров"

■ Количество обратившихся Количество сообщений

Рис.1 Анализ активности представителей различных поколений в Платформе обратной связи.

поступает от поколений «бэби-бумеров». Поколение Z является перспективным с точки зрения подготовки и направления сообщений о поступающих в Платформе обратной связи, что необходимо учитывать при работе с ^общениями.

Анализ нормативно-правовых актов

регламентирующих электронное взаимодействие граждан и органов государственной и муниципальной власти

В пунктах 13, 14 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» даются определения понятиям сайт в сети «Интернет» и страница сайта в сети «Интернет».

Под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» [4].

Страницей сайта в сети «Интернет» является часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» [4].

В соответствии с частью 1.3 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальные сайты и официальные страницы взаимодействуют с федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал) в порядке и в соответствии с требованиями, которые утверждаются Правительством Российской Федерации [4].

В пунктах 8, 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2020 № 1802 «О проведении эксперимента по использованию федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления» выделяются: электронные формы Единого портала, размещенные на официальных сайтах

органов и организаций, личные кабинеты гражданина и юридического лица на Едином портале, мобильное приложение Единого портала при условии авторизации гражданина и юридического лица с использованием единой системы идентификации и аутентификации [5].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 № 2523-р «Об определении ВКонтакте и Одноклассники в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц» социальные сети «Вконтакте» и «Одноклассники» определены в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами власти, органами местного самоуправления, для создания официальных страниц [6].

Проведя анализ нормативно правовых актов, выделяются следующие каналы коммуникаций, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами:

- сайт в сети «Интернет» и страница сайта, как его составная часть;

- электронные формы Единого портала, размещенные на официальных сайтах органов и организаций;

- личные кабинеты гражданина и юридического лица на Едином портале;

- мобильное приложение Единого портала;

- личные кабинеты органов и организаций на Едином портале;

- социальные сети «Вконтакте» и «Одноклассники.

Анализ каналов коммуникаций, через которые поступают сообщения в Платформу обратной связи обобщен и представлен в таблице 1. Наиболее распространенными каналами коммуникации являются мобильное приложение «Госуслуги. Решаем вместе» и ЕПГУ. Наименее распространенными каналами связи являются официальные сайты органов публичной власти.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Таблица 1. Анализ каналов коммуникаций обеспечивающих взаимодействие граждан и органов государственной и муниципальной власти

Анализ каналов коммуникаций обеспечивающих взаимодействие граждан и органов государственной и муниципальной власти

Канал коммуникаций, через которые поступили сообщений Количество граждан направивших сообщений % граждан взаимодействующих с органами государственной власти через платформы

Официальный сайт органов публичной власти 1 0,4

ЕПГУ 17 0,68

Мобильное приложение «Госуслуги. Решаем вместе» 22 0,88

Использование мобильного приложение в качестве канала коммуникаций, который преимущественно используют граждане для взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти с целью решения возникающих проблем обусловлено активным развитием мобильного интернета. Для входа в интернет граждане используют на смартфоне мобильные приложения, с помощью которых пользователям предоставляется персонализированный подход к решению возникающих проблем, а удобный интерфейс в отличии от приложений-браузеров делает их удобными [7, с. 192].

Сообщения поступающие в Платформе обратной связи, как отображение проблемной ситуации.

В своей повседневной деятельности государственные и муниципальные служащие сталкиваются с необходимостью решения управленческих задач.

Для определения проблемной ситуации государственными и муниципальными служащими используются различные инструменты, одним из которых является Платформа обратной связи. Для правильного определения проблемной ситуации государственным и муниципальным служащим необходимо извлечь смысл из текста сообщений, поступивших в Платформе обратной связи.

В государственных сервисах по обработке обращений граждан четко не описываются критерии, по которым модератору или самому гражданину можно однозначно отнести запрос к конкрет-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

ной категории. Решить такую проблему можно с помощью обработки содержимого обращения с целью автоматического определения категории, что благоприятно скажется на скорости обработки обращения [8]. При обработке запроса в контексте форм ввода данных целью является по смыслу запроса определить его категорию, выявив его смысловые части «действие», «место», «причина» [8].

Дополнительной смысловой частью, на которую необходимо обращать внимание является эмоциональная составляющая запроса позволяющая выявить наиболее проблемные места в работе по удовлетворению потребностей, ценностей клиента. Пример анализа смысла текста сообщений, поступающих в Платформе обратной связи представлен в Таблице 2.

Выявление проблемных мест позволяет гибко подходить к определению клиентского сценария, то есть набора услуг и сервисов, предоставляемых клиенту в рамках жизненной ситуации для удовлетворения его потребностей [9].

Решив задачи или вопросы, указанные в обращении и исполнив их необходимо провести анализ: клиентского опыта, клиентского пути, удовлетворенности клиента, уровня клиентоцен-тричности, что позволит органам публичной власти адаптироваться под потребности граждан, осуществлять решение стоящих перед ними вопросов в проактивном режиме, повышать качество при решении данных вопросов, снижать издержки на совершение административных действий, что отражено на рисунке 2 в виде схемы.

Рисунок 2. Схема анализа обращений, поступающих в органы публичной власти

Таблица 2. Анализ смысла текста сообщений, поступающих в Платформе обратной связи

Действие Место Причина сообщения Эмоциональная окраска Дополнительные сервисы

Пример 1: Люк выше уровня асфальтового покрытия, никому нет дела. Ущерб машинам.

Не указано Не указано (фактически) Люк выше уровня асфальтового покрытия. Ущерб машинам Никому нет дела (Обозначает повторность обращения) Место инцидента обозначено на картографическом сервисе «Яндекс» интегрированном в информационную систему «Платформа обратной связи».

Пример 2: Добрый день. Хотел бы предложить сделать огороженную собачью площадку на пустующем, заросшем месте рядом с домами по адресу < №-ский >. Сейчас на этом месте уже осуществляется выгул собак, но хотелось бы чтоб было ограждение что бы не мешать прохожим.

Строительство собачьей площадка Указан адрес пустующее заросшее место рядом с домами по адресу №-ский. Строительство собачьей площадки за счет средств органа публичной власти. Место инцидента обозначено на картографическом сервисе «Яндекс» интегрированном в информационную систему «Платформа обратной связи».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Пример 3: Большая яма вокруг люка

Не указано Не указано (фактически) Большая яма вокруг люка Место инцидента обозначено на картографическом сервисе «Яндекс» интегрированном в информационную систему «Платформа обратной связи» и прикреплены фотоматериалы.

Пример 4. Прошу восстановить провалившуюся тротуарную плитку на пересечении улииы <№-ской> и улииы <№-ской>

Восстановить тротуарную плитку пересечение улицы <№-ской> и улицы <№-ской> Провалилась тротуарная плитка Место инцидента обозначено на картографическом сервисе «Яндекс» интегрированном в информационную систему «Платформа обратной связи»

В условиях интерактивного взаимодействия органов публичной власти с гражданами Платформа обратной связи выступает единым окном обратной связи через которое осуществляется передача информации через различные каналы коммуникации. В процессе развития платформа обратной связи проходит процесс видоизменения и приобретения новых свойств.

В условиях неопределенности к государственным и муниципальным служащим выдвигаются требования по применению гибких систем управления направленных на сохранение устойчивости социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, что осложняется тем, что в условиях цифровой экономикой происходит преобразование хозяйственной деятельности так как ключевым фактором производства становятся данные в цифровом виде, обработка и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяет существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [10].

Камолов С.Г. выделяет три столпа устойчивости к которым стремятся города в условиях цифровой экономики:

экономическая устойчивость то есть генерирование благосостояния;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальная устойчивость гарантирующая доступ всех граждан к базовым услугам и исключающая социальную изоляцию;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

экологическая устойчивость и здоровая среда обитания [11, с. 200].

В пункте 26 статьи 3 Федерального закона о стратегическом планировании под стратегией пространственного развития Российской Федерации понимается документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации.

В Распоряжении Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г» под пространственным развитием понимается совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития [12].

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

5) муниципальные программы [13].

Дополнение платформы обратной модулями с документами стратегического планирования позволит оперативно осуществлять мониторинг социально-экономического развития муниципалитета, субъекта Российской Федерации и позволит принимать управленческие решения в проактив-ном решении.

Заключение

Проведя анализ активности представителей различных поколений в Платформе обратной связи выявлено, что наибольшее количество сообщений поступает от поколения X меньше сообщений поступает от поколения X и наименьшее число сообщений поступает от поколений «бэби-бумеров». Поколение Z является перспективным с точки зрения подготовки и направления сообщений о поступающих в Платформе обратной связи так как является первым цифровым поколением, которое потребляет информацию и взаимодействует в сети «Интернет» иным образом, чем представители предыдущих поколений.

Анализ нормативно-правовых-актов регламентирующих электронное взаимодействие граждан и органов государственной и муниципальной власти показал, что выделяются следующие каналы коммуникаций:

- сайт в сети «Интернет» и страница сайта, как его составная часть;

- электронные формы Единого портала, размещенные на официальных сайтах органов и организаций;

- личные кабинеты гражданина и юридического лица на Едином портале;

- мобильное приложение Единого портала;

- личные кабинеты органов и организаций на Едином портале;

- социальные сети «Вконтакте» и «Одноклассники.

Наиболее распространенными каналами коммуникации являются мобильное приложение «Госуслуги. Решаем вместе» и ЕПГУ. Наименее распространенными каналами связи являются официальные сайты органов публичной власти, что объясняется активным развитием мобильного интернета и удобством использования на смартфоне мобильных приложений, с помощью которых пользователям предоставляется персонализированный подход к решению возникающих проблем, а удобный интерфейс в отличии от приложений-браузеров делает их удобными.

Проведен анализ сообщений поступающих в Платформу обратной связи. При анализе выявлено, что сообщение является отображением проблемной ситуации. Решить такую проблему можно с помощью обработки содержимого обращения с целью автоматического определения категории,

что благоприятно скажется на скорости обработки обращения [8].

Определение категории запроса, с выявление его смысловых частей «действие», «место», «причина» [8] позволяет улучшить принятие управленческих решений при решении проблемных ситуаций.

Дополнительно государственным и муниципальным служащим необходимо проводить анализ: клиентского опыта, клиентского пути, удовлетворенности клиента, уровня клиентоцентрич-ности, что позволит органам публичной власти адаптироваться под потребности граждан, осуществлять решение стоящих перед ними вопросов в проактивном режиме, повышать качество при решении данных вопросов, снижать издержки на совершение административных действий.

Дополнение платформы обратной модулями с документами стратегического планирования позволит оперативно осуществлять мониторинг социально-экономического развития муниципалитета, субъекта Российской Федерации и позволит принимать управленческие решения в проактивном решении.

Исходя из вышеизложенного платформа обратной связи является, как единым окном цифровой обратной связи объединяющей в себе различные каналы коммуникации, так и инструментом повышения качества управленческих решений принимаемых органом публичной власти.

^исок литературы:

[1] Попов Е.В. Умные города: монография / Е.В. Попов, К.А. Семячков - Москва: Издательство Юрайт, 2023 - С - 9.

[2] Регламент процесса рассмотрения сообщений и обращений, направляемых гражданами и юридическими лицами посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с использованием функционала «Платформы обратной связи». Режим доступа: Платформа обратной связи (ПОС), единое окно цифровой обратной связи (culture.gov.ru) (дата обращения 27.09.2023).

[3] Вьюгина Д.М. Особенности медиапотре-бления современной российской молодежи (на примере Москвы и Московской области): дис. канд. филолог. наук: 10.01.10 / Вьюгина Дарья Михайловна - М., 2019 - 151 с.

[4] «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальные сайты и официальные страницы взаимодействуют с федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

муниципальных услуг (функций)» Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ,

[5] О проведении эксперимента по использованию федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные сообщения и обращения» Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2020 № 1802 .

[6] «Об определении ВКонтакте и Одноклассники в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц» Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2022 № 2523-р.

[7] Азбука интернет. Учебное пособие для пользователей старшего поколения: работа на компьютере и в Сети интернет. - М.: 2023 - 192 с.:

[8] Тюменцев Е.А., Мелешенко Т.В. Использование алгоритма извлечения смысла из текста в категории обращений граждан // МСиМ. 2021. №2 (58). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-algoritma-izvlecheniyasmysla-iz-teksta-v-kategorizatsiiobrascheniy-grazhdan (дата обращения: 27.09.2023).

[9] Стандарт «Государство для людей» Требования по внедрению клиентоцентричного подхода в государственном и муниципальном управлении при взаимодействии с людьми. Режим доступа: https://hspa.ranepa.ru/video/rise2022/ КС2022/КС_М1/Стандарт%20Государство%20 для%20людей.pdf (дата обращения 27.09.2023).

[10] «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы» Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203

[11] Камолов С.Г. Цифровое государственное управление: учебник для вузов - Москва: Издательство Юрайт, 2023 - С - 200.

[12] «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г» Рас-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

поряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р

[13] «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023)

Spisok literatury:

[1] Popov E.V. Umnye goroda: monografiya / E.V. Popov, K.A. Semyachkov - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2023 - S - 9.

[2] Reglament processa rassmotreniya soobsh-chenij i obrashchenij, napravlyaemyh grazhdanami i yuridicheskimi licami posredstvom federal'noj gosu-darstvennoj informacionnoj sistemy «Edinyj portal gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (funkcij)» s ispol'zovaniem funkcionala «Platformy obratnoj svy-azi». Rezhim dostupa: Platforma obratnoj svyazi (POS), edinoe okno cifrovoj obratnoj svyazi (culture. gov.ru) (data obrashcheniya 27.09.2023).

[3] V'yugina D.M. Osobennosti mediapotre-bleniya sovremennoj rossijskoj molodezhi (na prim-ere Moskvy i Moskovskoj oblasti): dis. kand. filolog. nauk: 10.01.10 / V'yugina Dar'ya Mihajlovna - M., 2019 - 151 s.

[4] «Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya» oficial'nye sajty i ofi-cial'nye stranicy vzaimodejstvuyut s federal'noj gosu-darstvennoj informacionnoj sistemoj «Edinyj portal gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (funkcij)» Federal'nyj zakon ot 09.02.2009 № 8-FZ,

[5] O provedenii eksperimenta po ispol'zovaniyu federal'noj gosudarstvennoj informacionnoj sistemy «Edinyj portal gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (funkcij)» dlya napravleniya grazhdanami i yuridicheskimi licami v gosudarstvennye organy, organy mestnogo samoupravleniya, gosudarstvennye i municipal'nye uchrezhdeniya, inye organizacii, osu-shchestvlyayushchie publichno znachimye funkcii, i ih dolzhnostnym licam soobshchenij i obrashchenij, a takzhe dlya napravleniya takimi organami i organ-izaciyami otvetov na ukazannye soobshcheniya i obrashcheniya» Postanovlenie Pravitel'stva Rossi-jskoj Federacii ot 10.11.2020 № 1802 .

[6] «Ob opredelenii VKontakte i Odnoklassniki v kachestve informacionnyh sistem i (ili) programm dlya elektronnyh vychislitel'nyh mashin, ispol'zuemyh gosudarstvennymi organami, v tom chisle sudami, Sudebnym departamentom pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii, vklyuchaya upravleniya Sudeb-nogo departamenta pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii v sub»ektah Rossijskoj Federacii, a takzhe organami mestnogo samoupravleniya, organizaci-yami, podvedomstvennymi gosudarstvennym organam i organam mestnogo samoupravleniya, dlya sozdaniya oficial'nyh stranic» Rasporyazhenie Pravi-tel'stva RF ot 02.09.2022 № 2523-r.

[7] Azbuka internet. Uchebnoe posobie dlya pol'zovatelej starshego pokoleniya: rabota na komp'yutere i v Seti internet. - M.: 2023 - 192 s.:

[8] Tyumencev E.A., Meleshenko T.V. Ispol'zovanie algoritma izvlecheniya smysla iz teksta v kategorii obrashchenij grazhdan // MSiM. 2021. №2 (58). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/ispolzovanie-algoritma-izvlecheniyasmys-la-iz-teksta-v-kategorizatsiiobrascheniy-grazhdan (data obrashcheniya: 27.09.2023).

[9] Standart «Gosudarstvo dlya lyudej» Tre-bovaniya po vnedreniyu klientocentrichnogo podhoda v gosudarstvennom i municipal'nom upravlenii pri vzaimodejstvii s lyud'mi. Rezhim dostupa: https:// hspa.ranepa.ru/video/rise2022/KC2022/KC_M1/

Standart%20Gosudarstvo%20dlya%20lyudej.pdf (data obrashcheniya 27.09.2023).

[10] «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203

[11] Kamolov S.G. Cifrovoe gosudarstvennoe upravlenie: uchebnik dlya vuzov - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2023 - S - 200.

[12] «Ob utverzhdenii Strategii prostranstven-nogo razvitiya RF na period do 2025 g» Raspo-ryazhenie Pravitel'stva RF ot 13.02.2019 № 207-r

[13] «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» Federal'nyj zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ (red. ot 17.02.2023)

J

fr

V,

- '..г щШшшг

ЮРКОМПАНИ

www.law-books.ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ОЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.