т
Транспорт и экология
Планы руководства КНР по созданию нового поколения автомобилей на альтернативных источниках энергии
С.Л. Сазонов,
ст. научный сотрудник Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока РАН, к.э.н.
Стремительное экономическое развитие Китая в течение трех последних десятилетий привело к многократному увеличению потребления энергетических ресурсов и в первую очередь нефти. Значительный рост доходов населения страны стимулировал резкое повышение объемов производства и продаж автомобилей, особенно в крупных городах Китая. Эти факторы обусловили не только сильную зависимость страны от импорта нефтепродуктов, но и обострили экологическую ситуацию в мегаполисах КНР. Осознавая глобальные негативные последствия, правительство страны разработало программу 10-летнего развития автомобилестроения на основе энергосбережения и новой энергетики, направленную на создание транспортного парка и инфраструктуры нового поколения.
Ключевые слова: Китай, энергетическая безопасность, загрязнение окружающей среды, энергосбережение, новая энергетика, альтернативная энергетика, гибридные автомобили, электромобили, совершенствование технологий, налоговые льготы.
Plans of the Chinese Government concerning creation of the vehicles utilizing alternative energy sources
S.L. Sazonov
Chinese rapid economic development during the previous 30 years led to the iterative increase of energy resources' consumption, and first of all crude oil. Considerable growth of population's income stimulated sharp increase both of production' and sales' volume, particularly in the Chinese big cities. These factors stipulated not only for the strong dependence on oil import, but also sharpened the ecological situation in the Chinese megapolises. Realizing global negative consequences the government developed the programme of 10-years' automobile industry development, based on power economy and new power engineering aimed at the creation of motor vehicles' fleet and transport infrastructure of a new generation.
Keywords: China, energy safety, environmental pollution, power economy, new energy, alternative energy, hybrid motor car, electric vehicle, technology perfection, tax remission, transport infrastructure, subsidy, battery-charging station, accumulator.
По предварительным подсчетам, объем производства традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в 2011 г. превысит 20 млн, а в течение 12-й пятилетки 30 крупнейших автомобильных предприятий Китая планируют довести ежегодный объем производства до уровня в 35-40 млн. Директор Пекинского центра исследования транспортных проблем Го Цзифу отмечал, что в 2008 г. Китай потреблял 380 млн т бензина, из которых 100 млн т приходилось на содержание автопарка страны в 65 млн автомобилей [1]. В результате резкого роста объемов производства автомобилей к 2015-2020 гг. их парк вырастет в 5 раз и превысит 200 млн автомобилей, потребляющих ежегодно более 300 млн т бензина [2], что неизбежно создаст угрозу энергетической безопасности страны и приведет к катастрофической зависимости КНР от импорта нефти. Если в 2000 г. Китай импортировал лишь 60 млн т нефтепродуктов, то лишь с января по ноябрь 2010 г. объем импорта взлетел до 218 млн т.
Уже сегодня в Китае около 30 % потребляемого объема нефтепродуктов приходится на автомобильный транспорт [3]. Источником 90 % загрязнения окружающей среды в крупнейших городах также являются антропогенные выбросы в атмосферу автотранспортом (мелкодисперсные частицы, соединения углерода, свинца, фтора, серы и азота размерами 0,1-10 мкм) [4], который в дальнейшем может лишь обострить экологическую ситуацию в стране [5] и воспрепятствовать планам руководства КНР снизить к 2020 г. объем выбросов соединений углерода на 45 % по сравнению с 2005 г. [6].
Ясно осознавая глобальные негативные последствия, связанные с продолжением развития традиционной автомобильной промышленности, основанной на применении ДВС, Государственный Совет КНР одобрил Программу развития автомобилестроения на основе энергосбережения и новой энергетики (2011-2020) [7]. Следует отметить, что за прошедшее десятилетие Китай уже вложил 2 млрд юаней (300 млн долл. США)
НИ ЙЯЯВВР Л Ф® вя# efe^t Щ йь ФЩ
«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (23) октябрь 2011 г.
в разработку энергосберегающих автомобилей, было получено более 500 патентов на новейшие изобретения [8]. Согласно новой программе, руководство страны приняло решение об инвестировании более 100 млрд юаней (15 млрд долл. США) в развитие производства автомобилей, использующих новые виды энергии [9], из которых 50 млрд юаней будет направлено на научно-технические разработки, 20 млрд - на совершенствование технологий и 30 млрд - на рекламу и продвижение новинок. Кроме этого, более 15 млрд юаней будет инвестировано в создание соответствующей инфраструктуры по всей стране для подзарядки аккумуляторов (автозарядные станции) [10]. В первую очередь это касается производства автомобилей со смешанным источником питания: гибридных автомобилей (ГА)1, транспортных средств с «нулевым выбросом» -электромобилей (ЭМ), а также в перспективе автомобилей, использующих альтернативные виды энергии (солнечную, водород, этанол и метанол).
Программа нацелена на превращение Китая в мирового лидера по производству «зеленых автомобилей», увеличение его доли в мировом объеме производства этих автомобилей с 2,7 % в 2010 г. до 35 % в 2020 г. [11]. Для достижения этих целей в стране к 2020 г. будет создано два автогиганта с ежегодным объемом производства в 1 млн новых автомобилей и от 3 до 5 автозаводов, производящих по 500 тыс. [12]. Планами предусматривается к концу 2013 г. произвести 500 тыс. автомобилей, использующих новые источники энергии [13], в 2015 г. - 1 млн, а к 2020 г. увеличить автопарк экологичных автомобилей до 5 млн [14] и довести их ежегодное производство до 15 млн, большинство из которых будут составлять мини-гибриды [15].
С 2003 г. в реализации проектов в области производства электромобилей в Китае были задействованы иностранные компании, создававшие СП с китайскими предприятиями. 16 августа 2009 г. под руководством Госсовета КНР была учреждена Ассоциация производителей электромобилей, куда вошли ведущие китайские автопроизводители
BYD Automobile, Chery FAW Corp., Dongfeng Motor Corp., China Changan Automobile Group, а также крупнейшие производители аккумуляторных батарей и государственная энергетическая компания State Grid Corp. [16]. Таким образом, создание Ассоциации усилило государственный контроль над отраслью и позволило добиться большого прогресса.
В начале 2010 г. в Китае было выбрано 13 городов2, где в экспериментальном порядке начали эксплуатироваться собранные на автозаводах Ассоциации около 70 типов гибридных автомобилей и электромобилей [17], предназначенные преимущественно для общественного транспорта, такси, служебных машин, муниципальных и почтовых служб - всего около 4 тыс. [18]. В 2010 г. Государственная электросетевая корпорация Китая (ГЭКК) установила в этих городах более 6 тыс. ед. оборудования на 75 зарядных станциях [19], а в 2011 г. планирует только в Пекине построить 120 новых подобных станций [20]. Сегодня в столице используется более 300 новых автобусов на электротяге [21]. В Шанхае, где проводилась выставка ЭКСП0-2010, было построено 10 заправочных станций, а в городе туристы передвигались на 100 электроавтобусах и более 1 тыс. электромобилей. Первые итоги эксперимента показали, что обычный городской автомобиль с двигателем внутреннего сгорания потребляет на 100 км пробега около 10 л бензина, который обходится в 60 юаней. Электромобиль на 100 км потребляет около 14 кВт электроэнергии стоимостью лишь 12 юаней [22]. Тот факт, что объем производства литий-ионных аккумуляторных батарей в Китае составляет более 20 % общемирового, а технологии их изготовления и качество не уступают и даже иногда превосходят западные (а именно эти
батареи наиболее легкие и компактные3), становится благоприятным фактором для страны в стремлении переориентировать свой автомобильный рынок с традиционных машин на энергосберегающие [23].
Китайские власти отчетливо понимают, что существенной преградой к развитию рынка нового поколения автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, могут стать высокая стоимость нового автомобиля, недостаточный уровень технологических разработок и неразвитая инфраструктура заправочных станций. Следует заметить, что разработчики новой Программы 2011-2020 осознают, что без решения этих проблем невозможно добиться серьезных достижений в завоевании как внутреннего, так и международного рынков. Например, объем продаж самого популярного в мире японского гибридного автомобиля Toyota Prius в 2009 г. превысил 100 тыс., тогда как даже в Китае объем продаж самого известного отечественного брэнда компании BYD F3DM едва превысил сотню, да и раскуплены они были, в основном, государственными структурами [24].
В Программе 2011-2020 ясно определены основные приоритетные направления развития рынка автомобилей, использующих альтернативные источники энергии. Программа беспрецедентна по своим рыночным перспективам и амбициозности - разработать и внедрить в массовое производство линейку китайских автомобилей, конкурирующих с обычными автомобилями по цене. Совершенствование технологий и налоговые льготы производителям гибридов и электромобилей смогут сделать эти автомобили даже дешевле обычных с бензиновыми двигателями.
1 Гибридный автомобиль - высокоэкономичный автомобиль, использующий двигатель внутреннего сгорания для подзарядки основного аккумулятора во время движения. Двигатель для ГА имеет меньшую на 30-50 % мощность по сравнению со стандартными автомобилями, но имеет высокие КПД и экономичность, а также минимальный вред окружающей среде.
2 Пекин, Шанхай, Чунцин, Чанчунь, Далянь, Ханчжоу, Цзинань, Ухань, Шэньчжэнь, Хэфэй, Чанша, Куньмин и Наньчан.
3 Они на порядок эффективнее свинцово-кислотных. Преодолеть расстояние в 220 км не проблема при использовании литиевой батареи - такое расстояние проедет традиционная автомашина с полным баком бензина. Они долговечны и экологичны, а всего за 2 часа литиевый аккумулятор заряжается до полной емкости.
m
Транспорт и экология
С начала 2011 г. правительство КНР в экспериментальном порядке приступило к льготному финансированию производства новых экологичных автомобилей. Финансовые дотации предоставляются не покупателям, а непосредственно национальным автомобильным производителям, которые затем продадут новые энергосберегающие автомобили населению и организациям (общественный транспорт) по льготным ценам. Программа определяет следующие размеры дотаций:
Легковые автомобили и мини-фургоны - по 3 тыс. юаней (439 долл. США) на каждый кВт-ч аккумуляторной батареи, но не более 50 тыс. юаней (7,32 тыс. долл. США) на каждый гибридный автомобиль; не более 60 тыс. юаней (8,78 тыс. долл. США) - на электромобиль.
Городские автобусы длиной от 10 м и больше - максимум 80 тыс. юаней (11,715 тыс. долл. США) на каждый гибридный автобус со свинцово-кис-лотными аккумуляторами; максимум 420 тыс. юаней (61,5 тыс. долл. США) - на гибридный автобус с никель-металлогидридными (NiMH) и литий-ионными (Li-ion) аккумуляторными батареями; максимум 500 тыс. юаней (73,2 тыс. долл. США) - на автобус с полной электрической тягой [25].
Дополнительные дотации могут поступать и от местных властей, а их размеры могут варьироваться от 10 до 60 тыс. юаней [26]. Таким образом, стоимость автомобиля-такси на электрической тяге может быть на 25 % ниже стоимости традиционного бензинового такси. Например, в г. Шэ-ньчжэнь электромобили компании BYD E6 с дальностью поездки на одной зарядке в 220 км постепенно вытесняют обычные такси, проезжающие в среднем около 250 км/сут. При себестоимости Е6, составляющей 179,8 тыс. юаней (27,038 тыс. долл. США), совокупные дотации государства и местных властей, вычитаемые из стоимости электромобиля, составляют 120 тыс. юаней (18,045 тыс. долл. США). Стоимость же обычного бензинового автомобиля, используемого в качестве городского такси, составляет около 80 тыс. юаней (12,03 тыс. долл. США). Муниципалитет
г. Шэньчжэнь планирует к 2012 г. расширить парк городских электромобилей до 24 тыс. и построить 200 зарядных станций [27].
Правительство оставляет за собой право снижать размеры дотаций автопроизводителям после того, как объем их продаж конкретных новых моделей превысит 50 тыс. [28]. Определено также, что покупатели электромобилей будут полностью освобождаться от налога с продаж, а покупатели гибридных автомобилей
- платить лишь половину [29]. И те и другие не будут платить дорожные сборы и освобождаются от оплаты муниципальных парковок [30].
Программа предусматривает также предоставление финансовой помощи непосредственно и гражданам: каждый покупатель традиционного автомобиля с ДВС рабочим объемом от 1,6 л и меньше, потребляющего на 20 % бензина меньше, чем обычный автомобиль, получает скидку в размере 3 тыс. юаней (439 долл. США) [31]. Планируется, что к 2015 г. потребление бензина обычным легковым автомобилем на 100 км пробега уменьшится до 5,9 л, а к 2020 г. - до 4,5 л [32].
В Программе 2011-2020 определена «дорожная карта» будущего технологического совершенствования автомобилей, использующих альтернативные источники энергии, с тем, чтобы их параметры превосходили лучшие мировые образцы. Правительство Китая ориентирует ведущие отечественные электротехнические компании довести к 2015 г. энергоемкость аккумуляторных батарей до 120 Вт-ч/кг, себестоимость
- до 2 юаней за 1 Вт-ч, а к 2020 г. повысить энергоемкость до 200 Вт-ч/кг, себестоимость же снизить до 1,5 юаня за 1 Вт-ч [33].
Разработанный китайской автомобильной компанией BYD пятиместный электромобиль Е6 может проезжать без дозарядки 220 км со скоростью 120 км/ч, что считается революционным прорывом, поскольку лишь недавно пробег в 100 км рассматривался в мире как предельный для электромобилей [34]. Будущее электромобилей связывают с производством новых моделей с
литий-полимерными (Li-pol) и цинко-воздушными (Zinc-Air) аккумуляторными батареями, которые все еще находятся в стадии разработки и для массового внедрения пока остаются довольно дорогими. Одна из таких моделей - электромобиль А380 (совместная разработка американской компании ZAP и китайской Zhejiang Jonway Automobile Co.), который может появиться на китайском рынке, - представляет собой пятиместный седан, способный проехать без до-зарядки 300 км со скоростью более 110 км/ч. Ориентировочная стоимость электромобиля составит около 25 тыс. долл. США [35].
Ясно осознавая, что неразвитость инфраструктуры зарядных станций является главным препятствием массового распространения электромобилей, Правительство КНР планирует ускорить создание общенациональной сети зарядных станций для электротранспорта. Программой 20112020 определено к 2015 г. построить в стране 4 тыс. зарядных станций и еще 6 тыс. к 2020 г. [36]. Лаборатории автомобильной компании BYD разрабатывают технологию «быстрая заправка», которая за счет внедрения самого современного оборудования и более мощных электрических кабелей сможет обеспечить 50%-ю зарядку электромобиля за 10 мин, 80%-ю - за 20 мин, а полную - за 1 ч [37]. Крупнейшая китайская нефтяная компания China National Offshore Oil и автомобильная компания Chery, участники государственной программы развития промышленности на альтернативной энергетике, планируют создать в стране сеть гибридных заправочных станций, где клиенты смогут не только заряжать аккумуляторные батареи своих электромобилей, но менять разряженные на заряженные - своего рода мгновенная зарядка [38].
Реализация одобренной Госсоветом КНР Программы развития автомобилестроения на основе энергосбережения и новой энергетики (2011-2020) позволит отрасли перейти от стадии лабораторных исследований и разработок к полномасштабному производству новых экологичных автомобилей,обеспечить стране
HPi ÜÜÜSSP UffiQ ä .¡¿¡^^¡ь. в ^kjC «Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (23) октябрь 2011 г.
стабильный экономический рост, стимулировать инновационный прорыв в смежных отраслях, решение проблем занятости и снижения загрязнения окружающей среды. Стремительный рост традиционного автомобильного рынка в Китае приводит к увеличению спроса на энергоносители. И, несомненно, именно гибридные автомобили и электромобили позволят стране удовлетворить внутренний спрос, не попадая в зависимость от импорта нефти.
За последние годы в китайских мегаполисах, как и в других городах мира, защита окружающей среды от вредных выбросов превратилась в первостепенную задачу. В 2009 г. было опубликовано постановление, подготовленное совместно Министерством финансов и Министерством науки и технологии КНР «О внедрении в тестовом режиме в 13 городах Китая, включая Пекин, Шанхай, Ухань и Шэньчжэнь, транспортных средств, использующих альтернативные источники энергии». Согласно постановлению правительство страны выделило местным муниципалитетам инвестиции для выдачи субсидий владельцам автобусов и такси, использующих в качестве топлива электроэнергию.
В начале 2011 г. муниципальные власти Пекина приступили к опытному внедрению в практику самой современной технологии в области нового поколения подвижного состава городского общественного транспорта. Китайская корпорация China South Locomotive & Rolling Stock Corp Ltd (CSR) разработала на основе технологий, применяемых в создании мостовых кранов и самолетов Airbus A380, городской тоннельный автобус 3D Express Coach, передвигающийся на рельсах со скоростью 60 км/ч и занимающий две полосы движения городских магистралей. Впечатляют масштабы нового гиганта: ширина - 6, длина - 10, а высота - от 4 до 4,5 м. Нижний уровень тоннельного автобуса полый и позволяет автомобилям до 2 м высотой свободно проезжать под его верхней палубой, где в четырех отсеках могут разместиться более 1 тыс. пассажиров [39]. Новый суперэкспресс позволит на 20-30 %
сократить объем городского транспортного потока и улучшить экологическую обстановку в столице, поскольку работает либо на электричестве, либо на солнечных батареях.
Строительство первого отрезка полотна для нового суперавтобуса началось в конце 2010 г. в пекинском районе Мэньтоугоу, а по планам в 2011 г. он будет запущен в эксплуатацию. Стоимость строительства 1 км полотна для 3D Express Coach составляет 50 млн юаней, что в 10 раз
дешевле прокладки 1 км линии метро, причем требуется всего год для строительства 40-километрового участка полотна для нового автобуса, тогда как прокладка такой же по протяженности линии метрополитена займет три года [40]. Тестовые испытания суперэкспресса продлятся в Пекине в течение года, после чего столичные власти примут окончательное решение о строительстве новых линий, включая участок до столичного международного аэропорта.
Литература
1. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2011-02/14/content_331522.htm.
2. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2009-10/26/content_225658.htm.
3. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2011-02/14/content_331522.htm.
4. Федорова В. Билет на экобус. Электромобиль - не роскошь, а средство передвижения/Аргументы и факты.2011. № 21.
5. http://news.xinhuanet.com/english2010/china/2010-04/12/c_13246996.htm.
6. http://news.xinhuanet.com/english2010/indepth/2010-07/08/c_1389839.htm.
7. http://russian.people.com.cn/31518/7351439.html.
8. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2010-10/11/content_302976.htm.
9. http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2010-12/06/content_317297.htm.
10. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2011-02/14/content_331522.htm.
11. http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2010-06/11/content_278837.htm.
12. http://news.xinhuanet.com/english2010/china/2010-12/10/c_13643626_2.htm.
13. http://news.xinhuanet.com/english2010/indepth/2010-07/18/c_13403512.htm.
14. http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2010-12/06/content_317297.htm.
15. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2009-10/26/content_225658_3.htm.
16. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2010-10/11/content_302976.htm.
17. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2009-10/26/content_225658.htm.
18. http://russian.people.com.cn/31518/6658734.html.
19. http://russian.china.org.cn/news/txt/2011-01/10/content_21706250.htm.
20. http://russian.china.org.cn/news/txt/2011-01/04/content_21669284_2.htm.
21. http://news.xinhuanet.com/english2010/china/2010-05/13/c_13291918.htm.
22. http://news.xinhuanet.com/english2010/china/2010-12/10/c_13643626.htm.
23. http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2010-06/11/content_278837.htm.
24. http://www.bjreview.com.cn/print/txt/2011-02/05/content_245688_2.htm.
25. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2009-10/26/content_225658_3.htm.
26. http://news.xinhuanet.com/english2010/china/2010-12/10/c_13643626.htm.
27. http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2010-12/06/content_317297_2.htm.
28. http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2010-12/06/content_317297.htm.
29. http://russian.people.com.cn/31518/7351439.html.
30. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2010-10/11/content_302976.htm.
31. http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2010-06/11/content_278837_2.htm.
32. http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2010-12/06/content_317297.htm.
33. http://russian.people.com.cn/31518/7351439.html.
34. http://www.bjreview.com.cn/print/txt/2011-02/05/content_245688.htm.
35. http://www.bjreview.com.cn/quotes/txt/2010-10/11/content_302976_2.htm.
36. http://news.xinhuanet.com/english2010/china/2011-01/21/c_13700906.htm.
37. http://www.bjreview.com.cn/print/txt/2011-02/05/content_245688.htm.
38. http://www.bjreview.com.cn/business/txt/2010-06/11/content_278837_2.htm.
39. http://www.chinadaily.com.cn/cndy/2010-08/26/content_11205250.htm.
40. http://www.chinadaily.com.cn/business/2011-01/12/content_11840834.htm.