Научная статья на тему 'ПЛАНЫ РУКОВОДСТВА КИТАЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ К 2060 г.'

ПЛАНЫ РУКОВОДСТВА КИТАЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ К 2060 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / экология / энергетическая безопасность / загрязнение окружающей среды / энергосбережение / новая энергетика / электромобили / гибридные автомобили / городской пассажирский транспорт / China / ecology / energy security / environmental pollution / energy saving / new energy / electric vehicles / hybrid cars / urban passenger transport
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЛАНЫ РУКОВОДСТВА КИТАЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ К 2060 г.»

Маслов А. А.

д.и.н., профессор, и.о. директора ИДВ РАН

maslov@ifes-ras.ru

Сазонов С.Л.

к.э.н., в.н.с. Центра социально-экономических исследований Китая ИДВ РАН sazonovch@mail.ru

ПЛАНЫ РУКОВОДСТВА КИТАЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ УГЛЕРОДНОЙ

НЕЙТРАЛЬНОСТИ К 2060 г.

Ключевые слова: Китай, экология, энергетическая безопасность, загрязнение окружающей среды, энергосбережение, новая энергетика, электромобили, гибридные автомобили, городской пассажирский транспорт.

Keywords: China, ecology, energy security, environmental pollution, energy saving, new energy, electric vehicles, hybrid cars, urban passenger transport.

Согласно оценкам Министерства промышленности и информационных технологий (МПИТ) КНР, в 2020 г. около 65% всего объема производимого в стране бензина и дизельного топлива использовалось в сфере автомобильного транспорта, постоянный рост количества производимых в Китае автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) приводит к усилению зависимости КНР от импорта сырой нефти. Эта зависимость от импорта углеводородов, которая начале XXI в. составляла лишь 10% от всего объема добываемой в Китае нефти стремительно возросла с 67% в 2017 г. до 68% в 2019 г. и до 70% в 2020 г. (по зависимости от иностранных поставок нефтепродуктов КНР уже сегодня является бесспорным лидером)1. В 2020 г. атмосфера в 200 крупнейших городах КНР не соответствовала экологическим нормам, а основным источником (до 85%) загрязнения воздушной среды явились автомобили с ДВС, чьи выбросы в атмосферу соединений углерода, свинца, фтора, серы и азота вдвое превышали объемы подобных выбросов промышленных предприятий мегаполисов - все это негативно сказывается на окружающей среде и, в первую очередь, на людях. Согласно данным Управления метеорологии Пекина, в конце февраля 2021 г. уровень концентрации мелких твердых частиц PM 10 в некоторых районах столицы превышал 250-300 мкг на куб. м при максимально допустимой среднесуточной норме, определяемой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в 50 микрограмм на куб. м.2 Например, 17 марта 2021 г. концентрация pm10 в Пекине составила 285 мкг на куб. м.3 Ежедневно жители Пекина и других крупных мегаполисов страны проводят целые дни в респираторных масках, если им приходится находиться на улицах, а бывают дни, когда ничего не видно на расстоянии вытянутой руки.

В конце марта 2021 г. МПИТ КНР опубликовало данные, согласно которым с января по май 2021 г. степень зависимости КНР от внешних поставок сырой нефти достигла 55,2%4. Как следует из доклада Международного энергетического агентства (International Energy Agency), в 2025 г. потребности Китая в нефти составят около 700 млн. т, тогда как добыча этого углеводорода в стране составит 200 млн. т., что приведет к необходимости импортировать 500 млн. т нефти и еще более усугубит зависимость КНР от внешних поставок5. По мнению специалистов Академии инженерных наук КНР, зависимость от внешних поставок нефти не должна превышать 60%. Даже при низких потребностях спрос на нефть в Китае к 2030 г. вырастет до 644 млн. т, а если не взять ситуацию под контроль, то «после 2030 г. этот показатель, возможно, превысит 70%, и энергетическая безопасность страны подвергнется большому риску»6.

В целях улучшения экологической обстановки в стране и снижения зависимости Китая от внешних поставок нефтепродуктов в 2016 г. Государственный совет КНР принял Программу по развитию энергетики и сокращению выбросов соединений углерода на период 2016-2020 гг., которая ставила главной целью достижение доли использования возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе страны в 2020 г. до 20%7, и до 35-40% в 2050 г., а объем

1 China's imports of crude oil, natural gas surge in 2020. - http://www.china.org.cn/china/Off_the_Wire/2020-12/21/content_ 74393891.htm; China's crude oil output slightly up in first two months. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/22/WS60585a8ba31024a d0bab0c7d.html

2 China issues circular on establishment of green, low-carbon economic system. - https://www.globaltimes.cn/page/202102/1 216217.shtml

3 Dust blown back to Beijing, causing lingering pollution. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/17/WS6051be77a31024a d0baafcc8.html

4 Китай обогнал США по степени зависимости от внешних поставок нефти. - http://russian.people.com.cn/95181/7560445.html

5 May Zhou. China has big appetite for natural gas. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202001/09/WS5aa2a6d4a3106e7dcc 140bc8.html

6 Energy in China's New Era. - https://epaper.chinadaily.com.cn/a/202012/22/WS5fe13de1a31099a234352b71.html

7 На Конференции ООН по изменению климата в 2009 г. в Копенгагене Китай взял на себя обязательство к 2020 г. сократить выбросы CO2 на единицу ВВП на 40-45% по сравнению с 2005 г. и одновременно увеличить долю потребления неископаемых

выбросов углекислого газа на единицу ВВП в 2030 г. должен уменьшиться на 60-65% по сравнению с 2005 г.1 Руководство КНР включило снижение углеродоемкости национальной экономики в качестве обязательной цели в свои последние пятилетние планы - углеродоемкость экономики Китая в 12 пятилетке (2011-2015 гг.) снизилась на 16,3% и в 13 пятилетке (2016-2020 гг.) - на 18,8%.2 Как было отмечено во время работы Центральной экономической рабочей конференции в Пекине (16-18 декабря 2020 г.), в 2020 г. объемы выброса углерода на 10 тыс. юаней (1530 долл.) ВВП снизились на 48,1% по сравнению с 2005 г., что превысило целевой показатель в 45% в период 2000-2020 г., а «2021 год является ключевым в стремлении к достижению пика выбросов углекислого газа к 2030 г.3 и достижению углеродной нейтральности к 2060 г.4 или «цели 30/60»5. Согласно 14 пятилетнему плану страны (2021-2025 гг.), в течение этого периода объем потребления энергии на единицу ВВП и объем выбросов углекислого газа на единицу ВВП будут сокращены на 13,5 и 18% соответственно6. На «Саммите климатических амбиций 2020» (Climate Ambition Summit), проведенном под эгидой ООН в декабре 2020 г., Китай, стремясь внести больший вклад в решение глобальной климатической проблемы, объявил о своих дальнейших обязательствах на 2030 г. - снизить выбросы углекислого газа на единицу ВВП более чем на 65% по сравнению с уровнем 2005 г., увеличить долю неископаемого топлива в потреблении первичной энергии примерно до 25%7. Выступая на церемонии открытия Ежегодной конференции Азиатского экономического форума в Боао в конце апреля 2021 г., управляющий директор Международного валютного фонда (МВФ) К. Георгиева приветствовала обязательство Китая достичь нулевого уровня выбросов к 2060 г. и отметила, что «скоординированные меры по стимулированию развития «зеленой» инфраструктуры в сочетании с массовым внедрением механизма ценообразования на выбросы углерода в течение следующих 15 лет позволит ежегодно увеличивать объем мирового ВВП на 0,7% и создавать миллионы рабочих мест»8.

С целью абсорбции большего объема инвестиций, направляемых на экологическое развитие, правительство КНР поощряет создание «зеленой» финансовой инфраструктуры, привлекая специфические средства отечественных коммерческих банков, китайских и зарубежных компаний и различных фондов в виде «зеленых» облигаций и кредитов, которые становятся существенным финансовым ресурсом для развития альтернативной энергетики. Согласно данным Национальной ассоциации институциональных инвесторов финансового рынка КНР, 7-8 февраля 2021 г. на межбанковском рынке облигаций Китая была выпущена первая партия «углеродно-нейтральных» облигаций на общую сумму 6,4 млрд. юаней (около 991,74 млн. долл.), которые будут использованы для финансирования проектов по сокращению выбросов СО2, в первую очередь в промышленности производства автомобилей и инфраструктурном строительстве. Среди основных эмитентов облигаций - шесть ведущих коммерческих банков КНР и корпорации China Three Gorges Corporation, State Grid Corporation of China, China Huaneng Group, State Power Investment Corporation Limited, China Southern Power Grid Company, Contemporary Amperex Technology Co Ltd, Yalong River Hydropower Development Company и Sichuan Province Airport Group9. «Углеродно-нейтральные» облигации - это категория инструментов рынка «зеленого финансирования», обращающихся на рынке межбанковских облигаций Китая (на Шанхайской (SSE) и Шэньчжэньской (SZSE) фондовых биржах), а средства, собранные с помощью этого типа облигаций, будут использоваться для реализации зеленых проектов, которые позволят сократить выбросы углерода, которые в основном касаются экологически чистого транспорта, гидроэнергетики и ветроэнергетики10. Например, облигации «с нулевым выбросом углерода», эмитированные Банком Китая, представляют собой трехлетние облигации на сумму 2 млрд. юаней со ставкой купона 3,35%, выпущенные China Three Gorges Corporation со ставкой купона 3,45%, двухлетние облигации на 600 млн. юаней, эмитированные State Grid Corporation of China, со ставкой купона 3,4%; и трехлетняя облигация на сумму 1 млрд. юаней, выпущенные China Huaneng Group со ставкой купона 3,45%11. Хотя купон-

энергоресурсов до 15% процентов в общей структуре энергопотребления. Это обязательство было выполнено досрочно - к 2019 г. выбросы CO2 в Китае на единицу ВВП упали на 48%, а доля использования возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе страны выросла до 15,3% (He Jiankun. The road to low-carbon transformation. - http://www.bjreview.com/China/202101/ t20210108_800232182.html).

1 State Council releases guideline to boost green, low-carbon economy. - http://www.china.org.cn/business/2021-02/23/ content_77239599.htm

2 China to take further steps to tackle climate change. - http://www.china.org.cn/business/2021-04/28/content_77447179.htm

3 По оценкам НБК, к 2030 г. Китай будет ежегодно инвестировать 2,2 трлн. юаней в сокращение выбросов углекислого газа (Shi Jing. Clarity on green bond issuers underlined. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/23/WS60821f0aa31024ad0bab9c58.html).

4 22 сентября 2020 г. Председатель КНР Си Цзиньпин в ходе общих прений на 75 сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что Китай будет стремиться достичь пика выбросов CO2 до 2030 г. и достичь углеродной нейтральности до 2060 г. (Xi stresses healthy growth of platform economy, efforts for carbon peak and neutrality. - http://www.bjreview.com/China/202103/t20210316_ 800240408.html).

5 Zhang Shasha. Key economic conference sets tone for 2021. - http://www.bjreview.com/Business/202012/t20201231_ 800231499.html

6 Zhong Nan. Energizing carbon emission goals creatively. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/29/WS60611457a31024ad 0bab2189_2.html; China's new five-year blueprint paves way for 2060 carbon-neutrality. - http://www.china.org.cn/business/2021-03/09/content_77289537.htm

7 China releases pilot rules for carbon emission trading. - https://www.globaltimes.cn/page/202101/1211937.shtml

8 China has made great strides in digital economy: IMF chief. - http://www.china.org.cn/business/2021-04/20/content_77423737.htm

9 China issues first batch of carbon-neutral bonds. - http://www.china.org.cn/business/2021-02/10/content_77207172.htm

10 Cheng Jia. Financial support urged to attain carbon targets. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/21/WS607f631aa31024ad 0bab92ef.html

11 Lan Xinzhen. More Chinese seek methods like investing in funds to avoid devaluing their assets. - https://www.bjreview. com/China/202104/t20210401_800242170.html

ные ставки являются относительно низкими, инвесторы (включая страховые компании, банки, компании по управлению активами и брокерские компании по ценным бумагам) готовы довольствоваться меньшей доходностью по облигациям с «нулевым выбросом углерода», что свидетельствует о значительном интересе с их стороны к данному виду актива, о понимании серьезности рисков ухудшения экологической обстановки в Китае и твердого намерения руководства страны ускорить процесс перехода к углеродной нейтральности, а также о недостаточном объеме инвестиций в развитие «зеленой» инфраструктуры, необходимых для перехода к низкоуглеродной экономике.

9 февраля 2021 г. руководство Народного банка Китая (НБК) заявило, что будет способствовать развитию рынка «зеленых» кредитов, облигаций и страхования, а также деривативов в рамках усилий по достижению пикового уровня выбросов углекислого газа и углеродной нейтральности. Было отмечено, что «зеленые» облигации впервые были выпущены в Китае в 2016 г., и, к началу 2021 г. объем их рынка превысил 11 трлн. юаней, что является лучшим показателем в мире, а доля плохих долгов НБК по «зеленым» ссудам была намного ниже среднего показателя по ссудам, выданным коммерческими банками1. В феврале 2021 г. на Шанхайской фондовой бирже было зарегистрировано в общей сложности 186 видов «зеленых» облигаций и 256 ценных бумаг, обеспеченных экологическими активами, на общую сумму 247 млрд. юаней2. В апреле 2021 г. общий объем предоставленных «зеленых» кредитов и общий объем рынка «зеленых» облигации в Китае составили 1,8 трлн. долл. и 125 млрд. долл. соответственно. Кроме того, было выпущено более 40 видов углеродно-нейтральных облигаций на общую сумму более 10 млрд. долл.3

Что касается денежно-кредитной политики, центральный банк будет стимулировать финансовые учреждения к расширению кредитной поддержки для контроля выбросов углерода путем принятия преференциальных процентных ставок и специального механизма повторного кредитования зеленого финансирования. Действия НБК ориентировали китайские коммерческие банки на развитие зеленого финансирования - с января 2021 г. «зеленое финансирование» было включено в ежегодную оценку результатов деятельности коммерческих банков, а «зеленые» облигации с рейтингом «AA» и выше стали приниматься в качестве квалифицированного обеспечения для различных кредитных механизмов центрального банка4. С помощью этих инструментов денежно-кредитной политики коммерческие банки могут получать средства по выгодным процентным ставкам, что означает более низкие затраты на финансирование5. Некоторые провинциальные или муниципальные органы власти также предоставляют субсидии эмитентам зеленых облигаций для покрытия части или всей выплаты процентных ставок. В феврале 2021 г. с целью привлечения средств на развитие «зеленых» проектов был создан Национальный фонд зеленого развития с общим уставным капиталом 88,5 млрд. юаней6.

По данным Национальной ассоциации институциональных инвесторов финансового рынка, в 2020 г. Industrial Bank Co Ltd, Agricultural Bank of China Ltd, Bank of China Ltd, Shanghai Pudong Development Bank Co Ltd и China CITIC Bank Corp Ltd входили в пятерку крупнейших инвесторов в зеленые облигации. Выступая в качестве ведущего андеррайтера, Industrial Bank помог Zhuhai Port Holdings выпустить в начале февраля 2021 г. семилетний инструмент финансирования зеленого долга на 200 млн. юаней, который будет поддерживать строительство ветроэнергетических проектов7. Банк также выступил в качестве ведущего андеррайтера трехлетних «облигаций с нулевым выбросом углерода» на сумму 2 млрд. юаней, которые были выпущены China Southern Power Grid в феврале 2021 г. Привлеченные средства будут инвестированы в проекты гидроаккумулирующих электростанций Янцзян и Мэйчжоу в провинции Гуандун и предполагается, что реализация этих проектов позволит сократить выбросы углекислого газа на 743,5 тыс. т в год8.

Прошло менее пяти лет с тех пор, как было выдвинуто предложение о развитии института «зеленого» кредитования, рынка зеленых ценных бумаг, фондов «зеленого» развития и «зеленого» страхования. Сегодня «зеленые» облигации Китая уже популярны в остальном мире, демонстрируя динамизм китайского рынка в отношении «зеленого» развития. Тем не менее, ряд ключевых показателей свидетельствует о том, что зеленое финансирование в Китае все еще находится на начальной стадии с большим потенциалом для дальнейшего развития в этой области. Во-первых, в начале 2021 г. объем «зеленых» ссуд составлял лишь 6,9% рынка ссудного капитала Китая; во-вторых, по данным Китайской ассоциации управления активами, в 2021 г. Китае насчитывалось 580 «зеленых» фондов, которые являются основными эмитентами «зеленых» облигаций, однако эти фонды составляют менее 2% от общего числа зарегистрированных фондов Китая; в-третьих, прогнозы экспертов НБК и ГКРР свидетельствуют, что «к 2030 г. спрос на углеродную нейтральность приведет к тому, что объем «зеленых и низкоуглеродных» инвестиций и спрос на них достигнет сотен трлн. юаней, однако в настоящее время совокупная финансовая поддержка со стороны «зеленых» кредитов и

1 dimate action 'a must' to ensure sustainable living: Boao Forum chairman. - http://www.china.org.cn/business/2021-04/21/ content_77426358.htm

2 Chinese companies issue first batch of carbon neutrality bonds for green growth. - https://www.globaltimes.cn/page/202102/ 1216581.shtml

3 China's central bank to double down on green finance. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/16/WS607997d3a31024ad 0bab6245.html

4 Lan Xinzhen. China's green financial development is expected to be a huge magnet for foreign investors. - https://www. bjreview.com/0pinion/Fact_Check/202103/t20210301_800237550.html

5 CDB looks to raise $3b from green bond sale. - http://en.people.cn/n3/2021/0314/c90000-9828621.html

6 China has world's greenest central bank. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/31/WS606440e7a31024ad0bab2d73.html

7 Hou Liqiang. China will aid nations in carbon effort, official says. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/28/WS6087c878a 31024ad0babac90.html

8 Jiang Xueqing. Green bond sector sprouting up nationwide. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/16/WS60500e17a 31024ad0baaf6cb_2.html

облигации все еще недостаточна - именно поэтому дефицит внутреннего «зеленого» финансирования Китая открывает огромные возможности для международных инвесторов, которые должны играть большую роль в инициативах «зеленого» финансирования Китая».

Для увеличения поддержки перехода к «зеленому» развитию Центральный банк Китая оптимизирует оценку участия финансовых институтов в области «зеленого» кредитования, что позволит более эффективно использовать цифровые технологии и финансовые рычаги для раскрытия и обмена экологической информацией. Центральный банк назвал совершенствование политики в области «зеленого» финансирования одной из своих основных задач на 2021 г., причем он будет направлять больше финансовых ресурсов на «зеленое» развитие и стимулировать развитие рынка торговли выбросами углерода по разумным ценам. С 2021 г. в Китае начала внедряться система торговли выбросами СО2, призванная снизить объемы выбросов крупных энергопотребителей, согласно которой компании, превышающие предельные уровни выбросов, могут покупать квоты на выбросы у других компаний с более низким углеродным следом. Всего в проект включено 2225 компаний, большинство которых работают в таких отраслях, как производство стали и алюминия, автомобилестроение, угольная промышленность1. На национальном рынке торговли выбросами углерода в Китае, который должен быть запущен до конца июня 2021 г., будет создано два центра - центр торговли выбросами углерода будет расположен в Шанхае, а центр регистрации квот на выбросы углерода - в Ухане (пров. Ху-бэй). Шанхайская экологическая и энергетическая биржа будет преобразована в центр торговли выбросами углерода, а регистрационный центр в Ухане будет отвечать за сбор данных и регистрацию2. В конце апреля 2021 г. НБК, ЦБ и Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг Китая опубликовали последний каталог правил эмиссии «зеленых» облигаций (были внесены изменения в версию 2015 г.), и заявили, что «проектам, использующим ископаемое топливо, такое как уголь, не будет разрешено выпускать «зеленые» облигации, что позволит сделать выпуск «зеленых» облигаций в Китае более регулируемым и строгим, что также соответствует мировой практике»3. В отчете ведущего международного рейтингового агентства Moody's, опубликованного в январе 2021 г., отмечено, что Китай, наряду с наиболее развитыми странами мира, стал лидером в области «зеленого» восстановления в АТР и превратился в крупнейшего производителя и потребителя возобновляемых источников энергии4.

Во время проведения Международного климатического саммита 22-23 апреля 2021 г., Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «перед лицом беспрецедентных трудностей в глобальном управлении окружающей средой международное сообщество должно предпринять беспрецедентные действия, смело взять на себя ответственность и работать вместе, чтобы построить сообщество человека и природы». Он также отметил, что «Китай намерен ускорить «зеленую» модернизацию своих инфраструктурных и энергетических отраслей, что предполагает резкое увеличение доли использования возобновляемых источников энергии, дальнейшее развитие ветряной и солнечной энергетики5. Согласно заявлению главы Национального управления энергетики Чжан Цзяньхуа на брифинге для прессы в конце марта 2021 г., к началу 2021 г. Китай удерживал лидирующее положение в области разведки и использования возобновляемых источников энергии, обеспечивая прочную основу для перехода страны на экологически чистые и низкоуглеродные источники энергии - установленная мощность возобновляемых источников энергии достигла 930 млн/кВт, что составляло 42,4% от общей установленной мощности китайской электроэнергетики6. В частности, в 2020 г. совокупная установленная мощность электростанций разных типов достигла почти 273 млн. кВт, совокупная мощность ветроэнергетических установок - 280 млн. кВт, общая мощность фотоэлектрических установок (PV) - 250 млн. кВт (заняв первое место в мире за 16, 11 и 6 лет подряд соответственно). Общее количество энергии, произведенной с помощью возобновляемых источников энергии в Китае, достигло 2,2 трлн. кВт, что составляло 29,5% от общего объема потребления электроэнергии в стране (на 1,1% и 9,5% больше показателей 2019 г. и 2012 г.)7. Руководство КНР поставило цель - к концу 14 пятилетки (2021-2025 гг.) увеличить установленную мощность возобновляемых источников энергии до более 50% от общей установленной мощности китайской электроэнергетики8. Китай также постоянно расширяет международное сотрудничество в этом секторе, обеспечивая значительный вклад в борьбу с глобальным изменением климата - гидроэнергетические проекты Китая широко распространены во многих странах, а доля страны на мировом рынке фотоэлектрического оборудования превышает 70%.

Согласно прогнозу аналитиков Deutsche Bank, к 2030 г. производство солнечной энергии в КНР увеличится в десять раз, в то время как производство энергии за счет ветра будет в три-четыре раза выше уровня 2020 г.9 «Зеленая энергетика» в Китае демонстрирует большой рыночный потенциал, и страна планирует к 2030 г. довести общую уста-

1 Wen Sheng. China's speedy clean energy penetration backed by huge market. - https://www.globaltimes.cn/page/202104/ 1220243.shtml

2 China's national carbon trading market features two centers: trading in Shanghai, registration in Wuhan. - https://www.globaltimes. cn/page/202103/1218742.shtml

3 Shi Jing. Clarity on green bond issuers underlined. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/23/WS60821f0aa31024ad0bab9c

58.html

4 Shan Jie. Environment minister urges trading in national carbon market to start by the end of June. - https://www. globaltimes.cn/page/202103/1216970.shtml

5 China leads global fight against climate change; US should join. - https://www.globaltimes.cn/page/202104/1221854.shtml

6 China's renewable energy generation maintains growth in 2020. - https://www.globaltimes.cn/page/202101/1214447.shtml

7 China's new five-year blueprint paves way for 2060 carbon-neutrality. - http://www.china.org.cn/business/2021-03/09/content_7 7289537.htm

8 Zheng Xin. Clean energy efforts to get fresh impetus. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/31/WS6063c765a31024ad0bab 2a52.html.

9 China to curb coal consumption below 56% of energy use in 2021. - https://www.globaltimes.cn/page/202104/1221839.shtml

новленную мощность ветровой и солнечной энергетики до более чем 1,2 млрд. кВт.1 Эксперты Организации по развитию и сотрудничеству в области глобального объединения энергосистем вЕГОСО прогнозирует, что общая установленная мощность солнечной и ветровой энергетики в Китае к 2035 г. достигнет 1107 ГВт и 1270 ГВт, а к 2050 г. увеличится до 1967 ГВт и 2248 ГВт соответственно2. Согласно заявлению Председателя Государственной энергетической инвестиционной корпорации Китая Цянь Чжиминя, к 2030 г. общий объем инвестиций, требующихся для создания новых установленных мощностей для этих двух видов «зеленой» энергетики, составит более 12 трлн. юаней (1,85 трлн. долл.), а, согласно оценке экономистов Университета Цинхуа (Пекин), для достижения углеродной нейтральности к 2060 г., в течение следующих 40 лет Китаю необходимо инвестировать около 100 трлн. юаней в развитие

3

зеленых проектов .

Согласно официальной статистике, на средние и тяжелые коммерческие автомобили приходится около 5% владельцев транспортных средств в Китае, но их объем выброса твердых частиц и оксида азота составляют 68 и 90% соответственно в стране. Руководство КНР ясно отдает отчет, что для достижения пика выбросов углекислого газа к 2030 г. и достижению углеродной нейтральности к 2060 г., очень важно продвигать увеличение доли электромобилей (ЭМ), гибридных автомобилей, автомобилей, использующих СПГ, водородных топливных элементов в коммерческих транспортных средствах4. Согласно прогнозу экспертов Китайской ассоциации автопроизводителей (КААП), в течение 14 пятилетки (2021-2025 гг.) среднегодовые темпы роста производства автомобилей, использующие альтернативные источники энергии (АИАИЭ), составят 36,1%, объем производства и продаж АИАИЭ в Китае достигнет более 10 млн. ед. (в 2025 г. объем продаж АИАИЭ вырастет до 5,42 млн. ед., причем доля ЭМ на рынке АИАИЭ увеличится до 90%)5. Ожидается, что к 2030 г. ежегодный объем продаж АИАИЭ в Китае превысит 15 млн. ед., а с точки зрения цены и дальности пробега АИАИЭ превзойдут автомобили с ДВС. По утверждению экспертов КААП, стоимость заправки ЭМ в 2021 г. будет снижена до 0,8 юаня за 1 Вт/ч (0,11 долл.), в 2025 г. составит 0,45 юаня за 1 Вт/ч, а в 2030 г. доля ЭМ в парке новых автомобилей КНР составит 58%, в странах Евросоюза - 49 и 26% в США6. В 2040 г. объем продаж автономных АИАИЭ составит более 50% объема продаж новых автомобилей и составит около 20% общего автомобильного парка КНР, доля беспилотных АИАИЭ в общем объеме пассажирских перевозок может возрасти до 75% п/км. Специалисты КААП полагают, что по мере активного развития рынка АИАИЭ а стране, в течение ближайших 10 лет Китай может сэкономить более 80 млрд. долл. на ежегодных затратах на импорт нефти, поскольку стоимость импорта нефтепродуктов, необходимых для заправки среднего автомобиля, в 10 раз выше, чем стоимость солнечного оборудования, необходимого для обеспечения питания ЭМ7. В декабре 2020 г. Государственный Совет и Кабинет министров Китая, утвердили новый план развития отрасли АИАИЭ на период 2021-2035 гг., согласно которому к 2025 г. объем продаж АИАИЭ составит 20% от общего объема продаж новых автомобилей (согласно прогнозам аналитиков КААП, в период с 2020 по 2025 г. китайский рынок АИАИЭ будет расти в среднем на 36,1% в год), к 2035 г. большинство производимых новых автомобилей будут состоять исключительно из АИАИЭ, а весь общественный транспорт в стране будет полностью переведен на электрическую тягу8.

С начала 1990-х гг. автомобильная промышленность КНР развивалась стремительными темпами, и с 2009 г. страна превратилась в крупнейшего автомобильного производителя в мире, на долю которого сегодня приходится более 40% мирового объема производства. Целенаправленная государственная финансовая и экономическая политика в отношении развития производства АИАИЭ позволила стране выйти в мировые лидеры в разработке передовых технологий в «зеленом» автомобилестроении, что гарантирует получение значительной доли мирового рынка продаж конкурентоспособных АИАИЭ с высокой добавленной стоимостью. Рост объемов продаж «зеленых автомобилей» в КНР позволит также решить две глобальные проблемы, с которыми сталкивается современный Китай, а именно - значительно сократить зависимость страны от импорта углеводородов и кардинально решить проблему загрязнения воздушного пространства в крупнейших мегаполисах страны.

1 Low-carbon transformation. - https://www.globaltimes.cn/page/202104/1220875.shtml

2 Zheng Xin. Clean energy to pivot on new green plans of distributors. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/06/WS606bb6a9a 31024ad0bab3a81.html

3 China's pursuit of sustainable development paves way for its carbon-neutral pledge. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202102/09/ WS6021e4dba31024ad0baa8371.html

4 Cao Yingying. Green energy key to speeding up China's emissions reduction. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202101/25/WS600 e28fca31024ad0baa4ce3.html

5 China to produce, sell over 10 million NEVs during 2021-2025. - https://www.globaltimes.cn/content/1207214.shtml (published: 2021/03/18).

6 Stellantis works on strategy to revitalize China business. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202101/21/WS6009110aa31024a d0baa42c9.html

7 Li Hong. Electric car market contest will be fierce, but clean. - https://www.globaltimes.cn/content/1172676.shtml (published: 2019/12/8).

8 Zhao Shiyue. NEVs drive China's auto industry growth. URL: http://www.globaltimes. - cn/content/1145576.shtml (published: 2021/2/11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.