Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КНР'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КНР Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водородные топливные элементы / рельсовый транспорт / магнитная подушка / монорельсовый поезд пересекающего типа / интеллектуальный подвижной состав / трафик / навигационная система Beidou / литиевые батареи / вертикальный взлет / композитные материалы / самолет пятого поколения / hydrogen fuel cells / rail transport / magnetic cushion / straddle-type monorail / intelligent rolling stock / traffic / Beidou navigation system / lithium batteries / vertical takeoff / composite materials / fifth-generation aircraft
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КНР»

Чэнь Сяо

аспирант ИДВ РАН, КНР xiaoxiao2016@yandex.ru Сазонов С.Л.

к.э.н., в.н.с. Центра социально-экономических исследований Китая ИДВ РАН sazonovch@mail.ru

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КНР

Ключевые слова: водородные топливные элементы, рельсовый транспорт, магнитная подушка, монорельсовый поезд пересекающего типа, интеллектуальный подвижной состав, трафик, навигационная система Beidou, литиевые батареи, вертикальный взлет, композитные материалы, самолет пятого поколения.

Keywords: hydrogen fuel cells, rail transport, magnetic cushion, straddle-type monorail, intelligent rolling stock, traffic, Beidou navigation system, lithium batteries, vertical takeoff, composite materials, fifth-generation aircraft.

Используя передовые технологии, такие как навигационная спутниковая система «Beidou» и технология мобильной связи формата 5G, Китай планирует самостоятельно разработать новую интеллектуальную систему управления высокоскоростными поездами для повышения эффективности их работы и снижения энергопотребления. Раньше вдоль железнодорожных путей устанавливалось большое количество электронного оборудования для позиционирования и управления движения, которое требовало большего обслуживания и влияло на надежность работы электронных систем, а после разработки новой интеллектуальной системы требуется гораздо меньше бортового электронного оборудования и, возможно, вообще его не будет. Это будет более эффективно, поскольку текущие системы сигнализации с фиксированным блоком будут заменены командами динамической сигнализации, в новой системе определение безопасного расстояния будет основано на вычислении скорости поезда в реальном времени, а интервалы между поездами будут сокращены с текущих трех минут до двух, что повысит пропускную способность на 30%. С целью снижения потребности в ручном управлении Китайская железнодорожная корпорация активно разрабатывает такие технологии, как зондирование окружающей среды и автоматическая оценка безопасности движения1. В начале 2021 г. новое поколение высокоскоростных грузовых поездов стало сходить с конвейера завода в г. Таншань (пров. Хэбэй). Новые поезда, разработанные компанией CRRC Tangshan Co Ltd (подразделением корпорации China Railway Rolling Stock Corp, крупнейшего производителя подвижного состава в Китае по объему производства), могут двигаться с максимальной скоростью 350 км/ч и могут работать при температуре от -25° C до 40° C. Состав состоит из восьми вагонов (четырех тяговых и четырех прицепных), в отличие от воздушного и автомобильного транспорта, высокоскоростной грузовой поезд меньше подвержен влиянию погодных факторов, таких как проливной дождь и сильный ветер, и может проехать 1,5 тыс. км за пять часов. Потребление энергии на вес единицы товара данного поезда составляет всего 8% от потребления энергии самолета2 Высокоскоростной грузовой поезд использует такие технологии, как анализ «Больших данных», спутниковую навигационную систему «Beidou», облачные вычисления, сверхширокополосные системы связи для значительного увеличения скорости передачи информации, передовые алгоритмы для обеспечения интеллектуальной укладки товаров, точной идентификации и позиционирования груза и разумного распределения нагрузки на транспортное средство. Высокоскоростные грузовые поезда обеспечат удовлетворение спроса на скоростные грузовые перевозки на средние и дальние расстояния, т.е. на расстояние от 600 км до 1,5 тыс. км. В передней части высокоскоростного грузового поезда используется бионический дизайн «скелета китайского осетра», который обеспечивает увеличение степени гибкости головной части поезда, а результаты испытаний в аэродинамической трубе также подтвердили, что головная часть поезда обеспечивает значительное снижение сопротивления воздуха движению по сравнению с существующими моделями. Состав оборудован загрузочными дверьми шириной 2,9 м, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку, состав вмещает не менее 110 т или более 800 куб. м груза, а коэффициент полезного грузового пространства может достигать 85%3. 6 января 2021 г. в Пекине был представлен экспресс Fuxing с высокоскоростным электроприводом (EMU), способным работать при температурах до -40° С и развивающий скорость 350 км/ч. Ожидается, что он будет работать на ВСЖД Пекин - Харбин. Поскольку при экстремально низких температурах в распределительном шкафу может образовываться конденсат, оказывающий негативное влияние на безопасность при движении поезда, конструкторы экспресса Fuxing использовали метод нанесения на корпус слоя

1 Plan to build a modern railway network with international competitiveness and influence by 2035. - http://www.bjreview.com/ Business/202008/t20200821_800218381.html

2 Domestic high-speed bullet cargo train rolls off production line. - https://www.globaltimes.cn/content/1210752.shtml (Source: Global Times Published: 2020/12/23).

3 Zhong Nan. High-speed trains buoy freight sector. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202012/24/WS5fe3ee9ba31024ad0ba9dfb1.

html

керамического пористого материала микронного уровня, который может накапливать конденсированную воду в порах, а при повышении температуры в пассажирском салоне конденсат испаряется. Разработчики также использовали новый уникальный переключатель для работы в условиях сильного холода, который автоматически запускает функцию защиты от замерзания тормозной системы, а в резервуарах для воды и в соединительных трубках используется изоляционный материал и система обогрева1. Столкнувшись с глобальными экологическими и энергетическими вызовами, продуцируемыми резким ростом расходов на покупку за рубежом углеводородов и возрастающей зависимостью от их импорта, руководство КНР стимулирует отечественных производителей подвижного состава разрабатывать гибридные технологии, которые крайне необходимы стране для достижения углеродно-нейтральной цели к 2060 г., стремится ускорить разработку и внедрение в производство подвижного состава, работающего на водородном топливе. В конце января 2021 г. на вагоносборочном заводе компании CRRC Datong Co., Ltd. в г. Датун (пров. Шаньси), основанной в 1954 г. и являющейся головной дочерней компанией корпорации China Railway Rolling Stock Corporation Limited (CRRC, «Чжунго Чжунчэ») был изготовлен первый китайский гибридный локомотив на водородных топливных элементах, развивающий скорость до 80 км/час, оборудованный водородной силовой установкой тяговой мощностью 700 кВт, который способен непрерывно работать в течение 24,5 часов с максимальной буксирной нагрузкой (осевой нагрузкой на железнодорожное полотно) более 5 тыс. т.2 Для питания двигателя локомотива используется комбинация системы водородных топливных элементов3 и мощной литий-ионной (Li-ion) аккумуляторной батареи, что позволяет обеспечивать большую безопасность (тяговый привод, система торможения и другие составные части силового двигателя обслуживаются собственными независимыми модулями управления) и экологичность (единственным источником выбросов является вода, что помогает добиться нулевых выбросов С02 и других загрязняющих веществ) гибридных локомотивов, работающих на водородном топливе, кроме того, они проще и дешевле в обслуживании, более конкурентоспособны на международных рынках подвижного состава по сравнению с традиционными локомотивами на тепловозной или электрической тяге. Новые поезда могут работать от нескольких систем электроснабжения, различающихся по роду и частоте тока, величине питающего напряжения, гибридные поезда смогут проходить до 700 км, используя водородную тягу на участках, не оборудованных контактной сетью. Модульная конструкция локомотива обеспечивает большую вариативность при использовании различных уровней мощности и режимов мощности при выполнении требований заказчиков в различных областях применения, таких как работа в туннелях и шахтах4. В конце февраля 2021 г. китайская компания CRRC Dalian Co. Ltd. (дочерняя компания ведущей китайской локомотивостроительной корпорации CRRC, которая разрабатывает, производит и экспортирует дизельные и электрические локомотивы, а также транспортные средства для городских сетей рельсового транспорта) экспортировала партию тепловозов в Объединенные Арабские Эмираты, которые будут использоваться для местных железнодорожных проектов. Эти тепловозы были произведены на основе оптимизации конструкции существующих моделей компании и адаптированы к типичным климатическим условиям ОАЭ, таким как высокая температура воздуха, сильный ветер и присутствие песка в воздухе. Чтобы обеспечить нормальную работу тепловоза с асинхронными тяговыми двигателями внутреннего сгорания, при температуре +50° С применяются алгоритмы интеллектуального управления локомотивом, была проведена технологическая оптимизация режимов работы, позволяющая повысить теплопроводность таких компонентов конструкции локомотива, как микрокомпьютер, систем фильтрации воздуха, кондиционирования и охлаждения и др. По мнению специалистов Китайской железнодорожной корпорации, локомотивы на водородных топливных элементах станут незаменимой альтернативой дизельным локомотивам, курсирующим по неэлек-трифицированным железнодорожным линиям Китая5.

По заявлению президента государственной железнодорожной корпорации China State Railway Group Лу Дунфу, в конце 2021 г. корпорация намерена ввести в эксплуатацию сверхскоростные экспрессы CR 450 семейства Fuxing6 с искусственным интеллектом, которые будут более безопасными и экономичными, чем современные скоростные поезда Fuxing, развивая при этом скорость более 400 км/час на магистралях Пекин - Шанхай, Пекин - Харбин, Пекин -Гуанчжоу и Чунцин - Чэнду. Для повышения эффективности работы и снижения энергопотребления китайские инженеры, используют передовые технологии, такие как навигационная спутниковая система Beidou и технология связи 5G, они самостоятельно разработали новую интеллектуальную систему управления поездами.

15 декабря 2020 г. был представлен новый тип средне- и низкоскоростного поезда на магнитной подушке, выпущенный на заводе в г. Чанчунь (пров. Цзилинь) китайским производителем поездов корпорацией CRRC Changchun Railway Vehicles Co., Ltd. По данным компании, поезд с максимальной рабочей скоростью 120 км/ч будет использо-

1 China debuts high-speed train for extremely low temperatures. - http://www.bjreview.com/Latest_Headlines/202101/t20210107_ 800231975.html

2 China-developed hydrogen fuel-cell hybrid locomotive rolls off assembly line. - https://www.globaltimes.cn/page/202101/ 1214215. shtml

3 Топливные элементы будут работать с аккумуляторной технологией для питания тяговых электродвигателей локомотива. Топливные элементы представляют собой специализированные химические реакторы, предназначенные для прямого преобразования энергии, высвобождающейся в ходе реакции окисления топлива, в электрическую энергию. В качестве топлива в модулях используется чистый водород, а роль окислителя выполняет содержащийся в воздухе кислород.

4 China's 1st hydrogen fuel cell hybrid locomotive rolled out. - http://www.china.org.cn/business/2021-01/28/content_77164040.htm

5 Dalian company raring to export rail products. - https://www.chinadaily.com.cn/a/202102/20/WS5fb716a4a31024ad0ba95521.html

6 В декабре 2019 г. на высокоскоростной железнодорожной магистрали Пекин-Чжанцзякоу были впервые внедрены в серийную эксплуатацию разработанные и произведенные в Китае скоростные экспрессы Fuxing, которые развивали скорость от 160 до 350 км/ч, в начале 2021 г. в Китае насчитывалось 1036 скоростных поездов Fuxing (Faster, safer bullet trains on their way. -http://www.china.org.cn/business/2021-03/10/content_77293427.htm).

ваться на туристическом маршруте в г. Цинюань (пров. Гуандун). Поезд, работающий на магнитной подвеске, отличается высокой проходимостью, коротким радиусом поворота и низким уровнем шума, состоит из трех вагонов и может перевозить до 500 пассажиров за одну поездку. Благодаря относительно невысокой стоимости и короткому периоду строительства, система магнитного подвеса со средней и низкой скоростью подходит для городских поездок, а также для поездок в близлежащие города и туристические дестинации1. В целях моделирования аварийных столкновений и разработки систем пассивной безопасности в марте 2021 г. корпорация CRRC Changchun Railway Vehicles Co Ltd завершила первое в стране испытание функционирования аварийных крэш-систем высокоскоростных поездов. В ходе тестирования конструкций устройств подвижного состава, поглощающих энергию столкновения, было смоделировано и проведено столкновение двух поездов, состоящих из восьми вагонов, весом 462 т каждый, причем один состав в режиме движения врезался в неподвижно стоящий поезд со скоростью 36 км/час. Представители корпорации отметили, что эти испытания систем пассивной безопасности позволяют подтвердить соответствия результатов моделирования данным, аккумулированным в ходе эксперимента, и рассчитать возможное уменьшение масштаба остаточной деформации, сокращение общего ущерба, повышение уровня безопасности пассажиров2.

Компания CRRC Qingdao Sifang (китайский производитель железнодорожных вагонов) в конце декабря 2020 г. представила новое поколение монорельсового поезда пересекающего типа (Straddle-type monorail), который по сравнению с метрополитеном обладает явными преимуществами в отношении стоимости строительства и занимаемого пространства. По заявлению руководства компании, этот поезд с проектной максимальной скоростью 100 км/ч, работающий на основе передовой технологии тяги с постоянными магнитами, отличается высокой способностью преодолевать подъемы, большой пассажировместимостью, низким уровнем шума, низким энергопотреблением и отличной адаптируемостью к сложной местности. Поезд может перевозить до 1,4 тыс. пассажиров в шести вагонах и по сравнению с существующими моделями монорельсовых поездов он может сэкономить более 20% энергии. Новое поколение монорельсовой дороги представляет собой инновационное транспортное средство, требующее незначительного объема инвестиций в строительство и обеспечивающее полноценную защиту окружающей среды. Оно требует малых площадей. По сравнению с метрополитеном период строительства монорельсовой дороги пересекающего типа вдвое меньше, а стоимость строительства составляет лишь 30%3. Компания CRRC Qingdao Sifang, базирующаяся в г. Циндао (пров. Шаньдун), также разрабатывает прототип поезда на магнитной подушке (проект HTS maglev) с проектной максимальной скоростью 620 км/ч, который планируется запустить в производство к концу 2021 г.4 Проект был разработан совместно с Юго-западным университетом Цзяотун, China Railway Group Limited и CRRC Corporation Limited с объемом инвестиций в размере 60 млн. юаней (9,3 млн. долл.), причем китайские инженеры утверждают, что стоимость прокладки полотна и производства подвижного состава проекта HTS maglev пока еще больше, чем у ВСЖД, но ожидается, что стоимость в будущем будет снижаться по мере развития технологий и организации массового производства основных компонентов5. Прототип высокоскоростного поезда на магнитной подушке (проект HTS maglev) в июне 2020 г. успешно прошел испытания на испытательном полигоне университета Тунцзи в Шанхае. Руководство провинции Аньхой заявило, что построит экспериментальный участок между городами Хэфэй и Уху, протяженностью 150 км, а позднее - высокоскоростную магистраль по этой технологии, которая позволит пассажирам добираться из столицы провинции г. Хэфэй до Шанхая (480 км) за 1 час, проезжая 9 городов, например, Сучжоу и Нанкин в пров. Цзянсу. В 2020 г. провинция Аньхой превзошла все другие китайские провинции по показателю протяженности ВСЖД - 2329 км.6 КЖК планирует создать еще два железнодорожных маршрута высокоскоростного поезда на магнитной подушке (проект HTS maglev) - Шанхай-Ханчжоу (районе дельты р. Янцзы), Гуанчжоу-Шэньчжэнь (пров. Гуандун).7 В конце февраля 2021 г. в депо района Наньша г. Гуанчжоу (пров. Гуандун) был доставлен первый в Китае скоростной состав метрополитена (произведенный компанией CRRC Zhuzhou Locomotive, базирующейся в Чжучжоу (пров. Хунань), который будет развивать скорость более 160 км/час. После проведения окончательных испытаний на безопасность, в июле 2021 г. состав начнет курсировать по городским линиям метрополитена 18 и 22 между Наньша и центром Гуанчжоу8.

16 апреля 2021 г. разработанные компанией BYD беспилотные поезда на электрическом ходу и футуристическим дизайном SkyShuttle были введены в эксплуатацию в районе Бишань г. Чунцин и стали курсировать по эстакаде протяженностью 15,4 км, на которой расположены 15 станций. С целью решения основных городских проблем трафика, включая загрязнение воздуха и заторы на дорогах, с 2014 г. компания BYD инвестировала более 1,5 млрд. долл. в развитие технологий производства «интеллектуального» городского подвижного состава9. Эстакадный вариант железной дороги SkyShuttle имеет преимущество перед традиционными решениями для городского транспорта, по-

1 China develops new middle-to-low-speed maglev train. - http://www.china.org.cn/business/2020-12/16/content_77017735.htm

2 China's first crashworthiness test for high-speed trains completed. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/05/WS604183e1a 31024ad0baaceaf.html

3 New Chinese straddle monorail train completes test run. - https://www.globaltimes.cn/content/1208955.shtml

4 China rolls out new generation of monorail train. - http://www.china.org.cn/business/2020-12/06/content_76983499.htm

5 China unveils prototype superfast maglev train. - http://www.china.org.cn/business/2021-01/13/content_77111045.htm

6 Xie Jun. China plans to be transport powerhouse, fueling GDP growth. - https://www.globaltimes.cn/page/202103/1219328.shtml

7 Anhui eyes ultrafast maglev line running at 600 km per hour. - https://www.globaltimes.cn/page/202101/1211976.shtml

8 Zheng Caixiong. Fast underground train rolls into Guangzhou. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202102/22/WS6032ff54a 31024ad0baaa0fc.html

9 Chongqing welcomes its first driverless rail transit system. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/16/WS60799e9ba 31024ad0bab6257.html

скольку имеет более низкие затраты на строительство и короткий срок возведения пути, а также хорошо интегрируется в окружающую среду, что обеспечивает горожанам более безопасное передвижение при низком уровне шума. Беспилотные поезда могут совершать повороты с радиусом не менее 15 м и способны перевозить от 6 до 10 тыс. человек в час с максимальной скоростью 80 км/час, а пассажиры могут воспользоваться услугами SkyShuttle при помощи проездной карты, либо отсканировав QR-код или используя систему распознавания лиц1.

В 2020 г. продолжались работы по разработке «умного» оборудования в пекинском метрополитене для проверки безопасности и облегчения проверки билетов таким образом, чтобы пассажиры могли использовать свои карты для проезда в метро, либо сканировать коды билетов при прохождении проверки безопасности без необходимости проходить через турникеты2. Пекинский метрополитен использует также интеллектуальные технологии для трехмерных карт на станциях метро, позволяющие пассажирам, используя свои портативные устройства, находить нужные станции и прокладывать оптимальный маршрут, на некоторых станциях в Пекине начали экспериментальное использование спутниковой навигационной системы Beidou. К 2025 г. на важнейших станциях пекинского метрополитена будут применяться интеллектуальные технологии, включая Beidou, 5G, облачные вычисления и Большие данные, а к 2035 г. эти технологии будут внедрены на всех станциях пекинского метрополитена3.

В январе 2021 г. магистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет C919 собственной разработки Китая успешно выполнил испытательные полеты в холодную погоду в г. Хулунбуир (АРВМ) (город известен своей холодной погодой со средней температурой -25° С зимой) - тестовые испытания, предназначенное для проверки работоспособности системы и оборудования самолета в чрезвычайно холодную погоду длились 20 дней, при этом самая низкая температура испытаний достигла почти -40° С4. 1 марта 2021 г. авиакомпания China Eastern Airlines и Китайская коммерческая авиастроительная корпорация (COMAC) подписали контракт на покупку пяти авиалайнеров, что ознаменовало официальный выход на рынок реактивного лайнера, самостоятельно разработанного и произведенного в КНР5. В 2016 г. China Eastern Airlines подписала рамочное соглашение с COMAC о сотрудничестве в разработке магистрального самолета, вмещающего от 175 до 190 пассажиров, и способного пролететь 5,5 тыс. км при крейсерской скорости в 850 км/час. Авиалайнеры C919, которые по основным параметрам идентичны самолетам Boeing 737 и Airbus A320, будут использоваться на маршрутах из Шанхая в Пекин, Гуанчжоу, Чэнду и Шэньчжэнь6.

В начале 2021 г. сошел с конвейера полномасштабный прототип самолета ET480, использующий альтернативные источники энергии и разработанный исследовательским центром Китайской коммерческой авиастроительной корпорации (COMAC). Самолет имеет составную конфигурацию крыла, обладает функцией вертикального взлета и посадки, может летать на большие расстояния и использоваться в городских условиях. Самолет использует гибридную комбинированную электрическую систему питания (топливный элемент и литий-ионную аккумуляторную батарею), и, по словам разработчиков, дальность его полета может быть примерно вдвое больше, чем у традиционных самолетов с литиевыми батареями. Композитные материалы из углеродного волокна, используемые в конструкции, составляют более 90%, в самолете используется интеллектуальная технология беспилотного вождения на основе формата связи 5G7. Всепогодный двухмоторный универсальный вертолет китайского производства AC352, разработанный компанией Harbin Aircraft Industry, в конце февраля 2021 г. в аэропорту Цзяньсаньцзян (пров. Хэйлунцзян) завершил тестовые испытания характеристик авиационного двигателя в условиях низких температур, связанных с воздушным движением - а именно критических условий, влияющих на взлётные характеристики: предельной взлётной массы, окружающей температуры, обледенения карбюратора и т. п. В ходе летных испытаний, которые продолжались в течение месяца, налет часов AC352 составил 33 часа, в ходе которых вертолет совершил 54 сложных маневра с учетом рельефа в условиях низкой температуры (-30° С). По заявлению Китайской авиационной промышленной корпорации (AVIC), успешные результаты тестирования вертолета AC352, способного перевозить до 16 пассажиров с максимальной взлетной массой 7,5 т и максимальной дальностью полета до 1 тыс. км, стали важным этапом в развитии китайского инновационного гражданского вертолета, который прошел необходимые сертификационные испытания для подтверждения соответствия нормам летной годности8.

17 февраля 2021 г. самостоятельно разработанный китайскими специалистами (участие принимали более 30 тыс. исследователей и инженеров из более чем 160 китайских институтов, предприятий и университетов) прототип самолета-амфибии (гидросамолета) AG600, управляемый четырьмя членами экипажа, взлетел из аэропорта Шаньцзы-хэ в г. Жичжао (пров. Шаньдун) и после 50-минутного полета приземлился в специально отведенном районе Желтого моря у соседнего г. Циндао. Гидросамолет, произведенный китайской авиастроительной корпорацией China Aviation Industry General Aircraft Co, совершил свой первый полет в декабре 2017 г. в Чжухае (пров. Гуандун), взлетев и приземлившись в местном аэропорту, а в 2019 г. он совершил свой первый взлет и посадку на воду на водохранилище Чжанхэ в г. Цзинмэне (пров. Хубэй). AG600 - это второй китайский самолет-амфибия после SH-5, который был разработан в 1970-х гг. для военных целей и уже давно вышел на пенсию. Длиной 37 метров и с размахом крыльев в

1 Chongqing welcomes its first driverless rail transit system. - http://www.china.org.cn/business/2021-04/17/content_77414694.htm

2 New automatic-driving metro line starts trial operations. - https://www.globaltimes.cn/page/202101/1213683.shtml

3 Beijing tops worldwide ranking in rail passenger volume. - http://www.china.org.cn/china/2020-12/25/content_76908140.htm

4 China's C919 jet conducts successful cold-weather tests. - http://www.china.org.cn/business/2021-01/21/content_77140668.htm

5 C919 gets first global contract. - http://en.people.cn/n3/2021/0301/c90000-9823398.html

6 1st C919 jet to be delivered to China Eastern Airlines. - http://www.china.org.cn/business/2021-03/02/content_77262044.htm

7 Full-scale prototype of new-energy aircraft ET480 rolls off production line. - https://www.globaltimes.cn/page/202102/ 1212596.shtml

8 AC352 helicopter completes low-temperature flight test. - http://www.china.org.cn/business/2021-02/06/content_77194787.htm

38,8 м AG600 по размерам сопоставим с американским Боингом-737. Приводимый в действие четырьмя отечественными турбовинтовыми двигателями WJ-6, он имеет максимальную взлетную массу 53,5 т, что сделало его самым большим в мире самолетом-амфибией, превосходящим японский ShinMaywa US-2 и российский Beriev Be-2001. AG600 будет в основном заниматься пожаротушением с воздуха, морским поиском и спасением. По данным AVIC, он также может быть переоборудован для проведения морских экологических инспекций и обследований морских ресурсов, а также для транспортировки персонала и снабжения. Самолет также предназначен для наземных и водных взлетов и посадок, дальность его полета составляет более 4 тыс. км, он может одновременно обеспечить спасение 50 человек во время морской поисково-спасательной операции2. Для тушения лесных пожаров он способен набирать 12 т воды из озера или моря за 20 секунд и использовать ее для тушения пожаров на площади около 4 тыс. кв. м. Самолет-амфибия AG600 (наравне со стратегическим транспортным самолетом Y-20 для китайских ВВС и узкофюзеляжным реактивным лайнером C919) стал одним из трех крупногабаритных самолетов, появившихся в результате инновационных разработок китайских инженеров, обеспечивающих возможность для КНР стать ведущим игроком на мировом авиационном рынке и занять на нем значительную долю продаж авиатехники с высокой добавленной стоимостью.3

В марте 2021 г. инженеры AVIC объявили, что разработанный в КНР дирижабль AS700, во второй половине 2021 г. приступит к тестовым испытаниям. Дирижабль способен перевозить 9 человек в течение 10 часов при максимальной дальности полета в 700 км, может самостоятельно взлетать без наличия взлетно-посадочной полосы, а материалы, используемые в производстве летательного аппарата устойчивы к негативным воздействиям дождливой, снежной, ветреной погоды, причем срок службы будет составлять не менее 10 лет4. В конструкции дирижабля используются полимерные материалы, а гелиевый предохранительный клапан гарантирует безопасное приземление даже в условиях отказа двигателей и операционных систем. Дирижабль будет применятся в туристической отрасли, его также можно использовать для геологоразведки, патрулирования и аэрокосмической фотографии, т.к. он может зависать в определенной позиции в течение длительного времени. После доработки китайский дирижабль может стать неотъемлемой частью мировой логистической отрасли, обеспечивая международную транспортировку грузов в автономном режиме, что намного дешевле, чем использование грузовых самолетов и судов5.

Согласно заявлению генерального директора XPeng Motors Хэ Сяопэна, китайский стартап по выпуску ЭМ планирует в конце 2021 г. - начале 2022 г. запустить в производство новое поколение летательных аппаратов с большим количеством функций - электрический пассажирский квадрокоптер Traveler X16. Образец Traveler X1 массой 240 кг и с максимальной грузоподъёмностью в 200 кг (может перевозить двух пассажиров) был представлен на Шанхайской международной выставке Automotive (Auto Shanghai 2021) в апреле 2021 г.7 Квадрокоптер способен выполнять полёты на высоте до 1 км при скорости до 110 км/ч и максимальной силе ветра до 6 баллов по шкале Бофорта и предназначен для авиаперелетов, аварийно-спасательных работ и осмотра достопримечательностей. По габаритам подобное средство малой авиации, сочетающее в себе ЭМ и летательный аппарат, по размеру сопоставимо с размерами среднего автомобиля, а к его плюсам относится вертикальный взлёт и посадка, он может быть припаркован в гараже и заряжен как обычный электромобиль. В 2021 г. еще несколько китайских автопроизводителей занимались разработкой и производством летательных аппаратов. Например, китайская автомобильная компания Geely в 2017 г. приобрела авиастроительную корпорацию Terrafugia, а в январе 2021 г. получила лицензию на свою последнюю разработку мини-самолета от Федерального авиационного управления США (FAA)8. В начале 2021 г. дочерняя компания Zhejiang Geely Holding Group - Geely Technology Group заявила, что создает СП с немецкой компанией Volocopter для производства автономных городских летательных аппаратов и предоставления услуг «летающее электротакси». Компания Volocopter, основанная в 2011 г., в развитие городской авиации привлекла в общей сложности 322 млн. евро (388,62 млн. долл.) в виде капитала, а в число инвесторов Volocopter входят Zhejiang Geely Holding Group, Daimler, DB Schenker, BlackRock и Intel Capital. Двухместный Volocopter 2X, который может летать 27 минут со скоростью 100 км/ч на высоте до 2 км и с нагрузкой в 160 кг, впервые был показан в апреле 2021 г. на международном автосалоне в Шанхае9. Будущие модели Volocopter и Geely Technology Group включают самолет пятого поколения VoloCity, который в настоящее время проходит процесс сертификации Европейским агентством по авиационной безопасности и будет развивать скорость в 110 км/час при продолжительности полета в 35 минут10.

1 China advances development of AG600 large amphibious aircraft. - http://www.chinadaily.com.cn/a7202102/18/WS602dfa16a 31024ad0baa968e.html

2 Zhao Lei. Sea-based test flights set for new AG600 seaplane. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202005/23/WS5ec8e957a 310a8b241157d78.html

3 Zhao Lei, Hu Chuanjiao. AG600 seaplane's test flight marks milestone. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202007/27/WS5f1e 1143a31083481725c19d.html

4 Zhao Lei. AVIC floats idea of airships for tourists. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/12/WS604aabd8a 31024ad0baaea64.html

5 Tao Mingyang. Chinese home-made airship AS700 to take off within 2021: AVIC. - https://www.globaltimes.cn/page/ 202103/1217281.shtml

6 Global and China Flying Car Industry Report, 2020-2026. - http://www.researchinchina.com/Htmls/Report/2021/70679.html

7 Int'l carmakers unveil new models at Shanghai auto show. - http://www.china.org.cn/business/2021-04/29/content_77450642.htm

8 Chinese NEV start-up XPeng to launch the latest version of flight vehicle by the end of 2021, carrying more passengers. -https://www.globaltimes.cn/page/202104/1221428.shtml

9 China's unrivaled offline strength gets double-click as Auto Shanghai 2021 kicks off after Boao Forum. - https://www.globaltimes. cn/page/202104/1221486.shtml

10 Geely to introduce flying electric taxis into China. - http://www.china.org.cn/business/2021-04/29/content_77451716.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.