Научная статья на тему 'КИТАЙ СТАНОВИТСЯ МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ В ОБЛАСТИ АВТОНОМНОГО (БЕСПИЛОТНОГО) ВОЖДЕНИЯ'

КИТАЙ СТАНОВИТСЯ МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ В ОБЛАСТИ АВТОНОМНОГО (БЕСПИЛОТНОГО) ВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
407
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / автомобильная промышленность / беспилотное (автономное) вождение / искусственный интеллект / облачные вычисления / большие данные / алгоритмы / мобильная связь 5G / драйвер / интерактивная информация / технология передачи данных / «новая инфраструктура» / мультипликативный эффект / China / automotive industry / driverless (autonomous) driving / artificial intelligence / cloud computing / big data / algorithms / 5g mobile communication / driver / interactive information / data transfer technology / «new infrastructure» / multiplier effect
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КИТАЙ СТАНОВИТСЯ МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ В ОБЛАСТИ АВТОНОМНОГО (БЕСПИЛОТНОГО) ВОЖДЕНИЯ»

Ван Цзинвэй аспирант ИДВ РАН, КНР wjw07@yandex.ru Сазонов С.Л.

к.э.н., в.н.с. Центра социально-экономических исследований Китая ИДВ РАН sazonovch@mail.ru

КИТАЙ СТАНОВИТСЯ МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ В ОБЛАСТИ АВТОНОМНОГО (БЕСПИЛОТНОГО) ВОЖДЕНИЯ

Ключевые слова: Китай, автомобильная промышленность, беспилотное (автономное) вождение, искусственный интеллект, облачные вычисления, большие данные, алгоритмы, мобильная связь 5G, драйвер, интерактивная информация, технология передачи данных, «новая инфраструктура», мультипликативный эффект.

Keywords: China, automotive industry, driverless (autonomous) driving, artificial intelligence, cloud computing, big data, algorithms, 5g mobile communication, driver, interactive information, data transfer technology, «new infrastructure», multiplier effect.

В сентябре 2020 г. Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о плане достижения пика выбросов CO2 в стране до 2030 г. и достижения углеродной нейтральности к 2060 г., что ясно дало сигнал о том, что китайское правительство сделало разработку и производство высокотехнологичных автомобилей, использующие альтернативные источники энергии (АИАИЭ)1 приоритетом для страны. Сегодня в Китае практически все крупные автопроизводители стремятся не упустить шанс занять заметное место не только на будущем рынке продаж высокотехнологичных АИАИЭ с высокой добавленной стоимостью, но и на не менее перспективном мировом рынке технологий полуавтоматического и автоматического вождения автомобиля, а также инновационного программного обеспечения с интегрированной возможностью автономного вождения без участия водителя - в стране уже практически разработаны автомобили, оснащенные автопилотом, работающим в полуавтоматическом режиме (в КНР для полуавтоматического режима по степени автономности управления введены 3 уровня или классификатора системы вождения: L-1 - L-3), а сами машины оборудуются разного рода датчиками и камерами видеофиксации и слежения, компьютерными модулями, которые анализируют складывающуюся на дороге обстановку и автоматически управляют автомобилем. Это относится к таким функциям, как обеспечение автономного режима беспилотного управления на небольших скоростях и возможность беспилотного перестроения даже при наличии слепых зон, способность распознавать возникающие перекрестки, разметку автотрассы, траекторию дороги, другие транспортные средства на пути, умение распознавать возникающих перед автомобилем пешеходов, привлечение внимания водителя и осуществление автоматического экстренного торможения в случае опасности, автоматическая парковка автомобиля и т.п. Аналитики Китайской ассоциации автопроизводителей (КААП) уверены, что автономная система вождения наиболее безопасна, поскольку 90% создаваемых аварий на дорогах страны происходит вследствие человеческого фактора, к которым относятся усталость водителя, невнимательность при возникновении препятствий или при дефектах дорожного полотна, либо вследствие вождения в нетрезвом виде. Пекин, как и все мегаполисы мира, переполнен транспортными средствами, а дорожная инфраструктура столицы не всегда справляется с нагрузками: пробки и низкие скорости передвижения по городу - одна из главных проблем столицы Китая. Цифровые технологии позволят эффективнее использовать личный и общественный транспорт, а в долгосрочной перспективе - увеличить мобильность граждан, повысить уровень безопасности и комфорта городских поездок и в целом оптимизировать управление транспортными потоками, а стратегия развития «умного транспорта» в сфере мобильности нацелена на переход столицы Китая от традиционных транспортных систем к системам интеллектуальной мобильности2. В 2020 г. муниципальные власти Пекина заявили, что с 2022 г. они разрешат беспилотное вождение АИАИЭ уровня L-2, который, в частности предусматривает способность осуществления беспилотной парковки за 1,5 минуты (двойной парковки - за 3,5 минуты), а также автоматически определять скорость впереди идущего транспортного средства, способность без участия водителя распознавать знаки дорожного движения и возникающие перед автомобилями препятствия3.

1 В эту категорию входят автомобили, работающие исключительно на электрической тяге (Battery Electric Vehicle, BEV), подзаряжаемые гибриды (Plug-in Hybrid Electric Vehicle, PHEV), а также (пока в меньших объемах производства) автомобили, работающие на водороде, метаноле и газе (компримированном или сжиженном). В будущем появятся разработки, использующие энергию солнца.

2 Auto industry accelerates toward unmanned era. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/15/WS60781631a31024ad0bab5d86.

html

3 Zhou Mo. Going digital key for businesses to stay competitive. - http://www.chinadaily.com.cn/a7202104/15/WS6078111fa31024 ad0bab5d6e.html

В марте 2020 г. Министерство промышленности и информационных технологий КНР утвердило стандарты классификации уровней автономного вождения в стране, что стимулировало развитие отрасли беспилотного вождения. Специалисты Китайской ассоциации автопроизводителей выделяют пять уровней автоматизации автомобиля -нулевой уровень (L-0) присваивается неавтоматизированным автомобилям. Первый уровень (L-1) получают транспортные средства, имеющие определенный набор функций, помогающие водителю в процессе - способность осуществления беспилотной парковки за 1,5 минуты (двойной парковки - за 3,5 минуты), а также автоматически определять скорость впереди идущего транспортного средства, способность автономно распознавать знаки дорожного движения и возникающие перед автомобилями препятствия. Второй уровень (L-2) свидетельствует о том, что автомобиль может самостоятельно управлять своим движением, но водитель должен постоянно контролировать действия автомобильной автоматики. Третий уровень (L-3) получает автомобиль, который может самостоятельно управлять своим движением в хороших погодных условиях на скорости около 60 км/ч, но при этом требуется присутствие водителя (например, для ликвидации внештатных ситуаций). Присвоение четвертого уровня (L-4) позволяет автомобилю полностью управлять своим движением, но только в определенной зоне перемещения, а пятый уровень (L-5) присваивается автомобилю, который может полностью управлять своим движением на любой территории и в любой точке мира1.

Автомобили, которым будут присваивать уровень L-4 и уровень L-5 (или классификатор), еще находятся в стадии доработки и будут запущены в эксплуатацию в 2022-2025 гг. Они будут отличаться полностью автономным вождением при любых скоростях, причем автономная система автомобиля будет способна в процессе эксплуатации к самообучению - компьютер системы будет собирать и обрабатывать данные о дорожной обстановке и отправлять их на центральный сервер автопроизводителя, который будет вырабатывать и посылать обратно обновленные программы им алгоритмы действий для автономной системы вождения автомобиля. Суть работы алгоритмов состоит в комбинировании данных с датчиков автомобиля в режиме реального времени и данных карт в автономном режиме. В результате подобного обмена информацией система автономного (беспилотного) вождения будет постоянно улучшаться и совершенствоваться. Китайские автопроизводители постоянно наращивают усилия по разработке технологии автономного вождения - автомобили компании Chongqing Changan Automobile (являющейся единственным китайским автомобильным производителем, получившим лицензии в США и КНР на испытания беспилотных автомобилей) к началу 2021 г. прошли более 12 млн. км дорожных испытаний в автономном режиме, включая 1 млн. км в режиме испытаний автономного управления уровня L-3. Системы беспилотных автомобилей уровней L-1 - L-3 оборудованы радарами миллиметрового диапазона, которые обеспечивают обнаружение пешеходов и других препятствий с разрешением 25 см на расстоянии до 50 м менее чем за 0,2 секунды и рассчитаны на то, что водитель постоянно следит за обстановкой на дороге и в любой ситуации может взять на себя управление автомобилем, либо в том случае, когда водитель временно отвлекся, система контроля может оповестить водителя о проблеме на пути движения и принудительно возвратит его внимание к дорожной обстановке2. Те системы, которые находятся выше по классификации (L-4 и L-5), автономно от водителя занимаются управлением АИАИЭ и совершенно не требуют при этом его участия и контроля, а отличительная характеристика уровня L-5 заключается в том, что это происходит на любой дороге. Руководство компании заявляет, что в ближайшие 10 лет намерено инвестировать 20 млрд. юаней (2,98 млрд. долл.) в исследования и разработки, а к 2025 г. начать массовое производство автомобилей со степенью автоматизации 4 уровня3. Ведущие китайские автопроизводители FAW Group и Hongqi к 2025 г намерены запустить в эксплуатацию 17 и 14 новых моделей электромобилей соответственно, которые смогут осуществлять пробег до 600 км без дозаправки. Модели, которые будут выпускаться в 2021 г. (примерно по 100 тыс. автомобилей у каждого из указанных производителей), будут оснащены системами беспилотного вождения уровня L-4, в 2025 г. (по 300 тыс. соответственно) системами автономного «умного» вождения уровня L-4 и в 2035 г. (по 500 тыс. единиц) с системами автономного вождения уровня L-54. Китайская компания Baidu (первая в Китае научно-техническая компания по продвижению технологий искусственного интеллекта (ИИ) и беспилотных автомобилей), которая начала исследования систем беспилотного вождения в 2013 г., в последние годы вышла в мировые лидеры в области разработки систем автоматического управления - в 2018 г. на Международной выставке достижений в сфере электронных систем в Лас-Вегасе объявила об обновлении своей платформы Apollo 2.0, призванной в сотрудничестве с китайскими автопроизводителями JAC Motors и BAIC Motor в 2021 г. наладить производство беспилотных автомобилей 3 уровня5. 8 января 2019 г. на автомобильной выставке «CES 2019» в Лас-Вегасе (США) компания Baidu представила свою новую платформу Apollo Enterprise, которая представляла собой набор настраиваемых решений для автономного вождения и системы IoV для серийных АИАИЭ, решающую проблему возможной аварийности, возникающей вследствие человеческих ошибок, и обеспече-

1 Zhang Dandan. Self-driving in China gets investment boosts. - http://www.chinadaily.com.en/a/202003/30/WS5e8164aea 310128217282fa2. html; Auto industry accelerates toward unmanned era. - https://www.ehinadaily.eom.en/a/202104/15/WS60781631a 31024ad0bab5d86.html

2 Tan Yingzi. Auto czar hopes to boost Chinese car brands. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/05/WS60418479a31024a d0baaceca.html

3 Cao Yingying. Country's autonomous driving tech has huge growth potential. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202102/25/ WS5c735ad5a3106c65c34eb39a.html

4 Chen Liubing. China's AI ecosystem is changing real economy, says Li Kaifu. - http://www.chinadaily.com.cn/a/2019 04/04/WS5ca561c3a3104842260b464f.html

5 Zhou Zheng. China supports development of new energy intelligent cars. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202001/15/ WS5a5c41faa3102c394518f46a.html

ния совместимости при обмене цифровыми активами между «интеллектуальными» автомобилями1. К концу 2020 г. платформе Apollo Enterprise было предоставлено более 140 лицензий на общедоступные дорожные испытания автономных транспортных средств в таких городах, как Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Последнее обновление Apollo Enterprise включает возможность управления в условиях сложных городских и пригородных сред, включая автономное определение наличия незащищенных поворотов, лежачих полицейских, «слепых зон», пересечений с боковыми улицами, сужение полос движения и обеспечение автономной парковки. В декабре 2020 г. онлайн-поисковик Baidu Inc получил разрешение от транспортных властей Пекина на проведение дорожных испытаний пяти полностью беспилотных автомобилей, что стало значительным шагом на пути коммерциализации технологий автономного вождения и сделало Baidu первой и единственной компанией, получившей разрешение на проведение испытаний автономных автомобилей на улицах столицы. Муниципалитет столицы Китая предъявляет самые строгие требования безопасности для получения разрешения на беспилотные испытания в Китае - транспортные средства должны были получить тестовую способность L-3 или выше, пройти более 30 тыс. км безопасного вождения по городским магистралям и пройти оценку на закрытой трассе в соответствии с требованиями, объявленными правительством Пекина в ноябре 2020 г. (испытательные машины Baidu выполнили все эти требования). Номерные знаки, используемые в автономных дорожных тестах вождения в Пекине, имеют пять обозначений - от L-1 до L-5, а обозначение L-3 свидетельствует, что транспортное средство обладает такими возможностями, как распознавание состояния дорог, соблюдение правил дорожного движения и аварийная эвакуация2. В 2020 г. 24 автомобиля, оборудованных автономной системой вождения, прошли тестирование в г. Янцюань (пров. Шаньси) - автомобили самостоятельно пересекли пункты взимания платы, прошли по туннелю протяженностью 10 км и специально оборудованному мосту, совершили повороты и развороты, перестроения и т.п., а испытания показали, что уже сегодня АИАИЭ, оборудованные автономной системой вождения, способны самостоятельно участвовать в городском движении без нарушений правил и без ДТП3. В 2019 г. Baidu приняла решение о создании центра облачных вычислений с применением технологий ИИ в г. Баодин (пров. Хэбэй), который, благодаря своей гигантской базе данных и высокопроизводительным вычислительным мощностям, обещает стать самым крупным по масштабам в Китае и будет обслуживать пользователей в новом районе Сюнъань и других районах на севере Китая. Этот центр станет вторым по счету мегацентром облачных вычислений корпорации Baidu после первого подобного центра, созданного в г. Янцюань (пров. Шаньси), и оба центра займутся разработкой искусственной нейронной сети «Baidu Brain», основанной на технологиях создания алгоритмов для использования ИИ и облачных вычислений в области беспилотного вождения, мониторинга дорожной обстановки, для контроля и управления городским трафиком - в целом эта работа будет направлена на превращение китайских мегаполисов в «умные города» с удобной транспортной инфраструктурой и интеллектуальным автомобильным транспортом»4. В начале 2021 г. корпорация Baidu Inc объявила о намерении совместно с автопроизводителем Zhejiang Geely Holding Group создать совместное предприятие (СП) по производству интеллектуальных АИАИЭ - создаваемая компания, которая будет работать как независимая дочерняя компания Baidu, будет контролировать всю производственную цепочку - от проектирования автомобилей до проведения НИОКР, а также производства, продаж и обслуживания. Baidu предоставит программы, обеспечивающие беспилотное вождение для АИАИЭ, производимых на СП, а Geely внесет свой вклад в разработку и производство «зеленых автомобилей». Кроме того, Baidu будет поддерживать быстрый рост компании с помощью своего портфеля основных технологий, включая автономное вождение Apollo, голосовой помощник DuerOS для Apollo и Baidu Maps5. Вице-президент Baidu Ли Чжэньюй отмечал, что искусственный интеллект преобразует автомобильную промышленность, а сотрудничество с такими ведущими производителями АИАИЭ, как Hongqi, Great Wall Motors и Chery, Baidu создает новую платформу для разработки решений для подключенных транспортных средств и интеллектуального транспорта, а также ускоряет переход автомобилей к чему-то большему, чем транспортные средства6.

В конце марта 2021 г. автопроизводитель Geely Auto объявил о создании компании Zeekr с уставным капиталом в 2 млрд. юаней (307 млн. долл.), которая является совместным предприятием Geely Auto и ее материнской компании Geely Holding Group и одновременно представил новый бренд электромобиля Zeekr, который будет представлен в конце года. По сообщению руководства Geely Auto, компания Zeekr сосредоточится на китайском рынке, однако также будет изучать потенциал зарубежных рынков с целью «завоевания» определенной доли мирового рынка премиальных ЭМ7. Компания Zeekr будет использовать результаты исследований и разработок Geely Holding, включая изменение электронной архитектуры электромобиля, которая была представлена в 2020 г. и позволяет обновлять программное обеспечение «по воздуху» (метод обновления программного обеспечения, обеспечивающий отправку последних версий через Wi-Fi или мобильную сеть передачи данных). Также компания будет разрабатывать и внедрять собст-

1 Huang Ge. China's autonomous driving gets boost from 5G. - https://www.globaltimes. cn/content/1165295.shtml (Source: Global Times Published: 2020/12/23).

2 Automotive High-precision Positioning Research Report, 2020-2021. - http://www.researchinchina.com/Htmls/Report/2021/ 70667.html

3 Baidu tests driverless cars on expressway in Shanxi. - http://www.chinadaily.com.cn/a/ 201909/23/WS5c483a32a3106c65c34e 61f3. html

4 Xu Keyue. Smart cars put China's auto industry on fast track. - http://www.chinadaily. com.cn/a/201904/05/WS5ca6d507a 3104842260b493f.html

5 Baidu, Geely team up to make smart electric cars. - http://www.china.org.cn/business/2021-01/11/content_77102536.htm

6 Fan Feifei. Large-scale commercial use could become reality sooner than expected. - https://www.chinadaily.com.cn/a/202001/15/ WS5e1e6d6ba31012821727117a.html

7 Li Fusheng. Growth engine for auto world. - https://www.chinadaily.com.cn/a/202106/05/WS60bab76fa31024ad0bac3c46.html

венные технологии производства аккумуляторных батарей, создавать новые электродвигатели и приводы для ЭМ, расширять глобальные цепочки поставок1.

Китайские автопроизводители постоянно наращивают усилия по разработке технологии автономного вождения -автомобили компании Chongqing Changan Automobile (являющейся единственным китайским автомобильным производителем, получившим лицензии в США и КНР на испытания беспилотных автомобилей) прошли более 12 млн. км дорожных испытаний, включая 1 млн. км в режиме испытаний автономного управления уровня L-3. Системы уровней с L-1 по L-3 оборудованы радарами миллиметрового диапазона, которые обеспечивают обнаружение пешеходов и других препятствий с разрешением 25 см даже на расстоянии до 50 м менее чем за 0,2 секунды и рассчитаны на то, что водитель постоянно следит за обстановкой на дороге и в любой ситуации может взять на себя управление автомобилем, либо в случае того, что водитель временно отвлекся, система контроля может оповестить водителя о проблеме на пути движения и принудительно возвратит его внимание к дорожной обстановке2. Системы, которые находятся на самой вершине классификации (L-4 и L-5), автономно от водителя занимаются управлением АИАИЭ и совершенно не требуют при этом его участия и контроля, а отличительная характеристика 5 уровня заключается в том, что это происходит на любой дороге3. Руководство компании заявляет, что в ближайшие 10 лет намерено инвестировать 20 млрд. юаней (2,98 млрд. долл.) в исследования и разработки, а к 2025 г. начать массовое производство автомобилей со степенью автоматизации уровня L-4 .

В декабре 2020 г. китайский автопроизводитель Dongfeng Motor стал первой китайской компанией, которая получила разрешение на тестирование беспилотных автомобилей на общественных дорогах в Европе (Швеция). Модель беспилотного автомобиля, которая предназначена для испытаний на общественных дорогах была разработана конструкторами Dongfeng Motor, а благодаря камере с высоким разрешением, радару и системе управления автономным вождением удалось достичь наивысшего в настоящее время уровня автономного вождения L-4, который уступает лишь технологии полностью автономного движения - уровню L-5. Компания T Engineering AB является одним из пяти предприятий в Швеции, обладающих разрешением на дорожные испытания беспилотных ЭМ, и намерена проводить тестирование автономных автомобилей уровня L-4 на дороге между научно-техническим парком Тролльхетана и вокзалом, которая является самой загруженной и сложной магистралью в городе5.

В январе 2021 г. компания IM Motors, совместное предприятие (СП) китайской SAIC Motor, гиганта электронной коммерции Alibaba и шанхайской Zhangjiang Group, представила свои первые две ЭМ, которые можно заряжать по беспроводной сети (СП с объемом инвестиций около 10 млрд. юаней было создано в конце 2020 г., SAIC является крупнейшим акционером, обладая 54% акций СП, а Alibaba и Shanghai Zhangjiang владеют по 18% акций каждая). Электромобили имеют максимальную мощность 400 кВт и максимальный крутящий момент 700 Нм, разгоняются от нуля до 100 км/ч за 3,9 сек., а запас хода этих автомобилей может быть увеличен на 150 км с помощью беспроводной зарядки. В моделях используются аккумуляторные батареи, разработанные в сотрудничестве с ведущим китайским производителем электроаккумуляторов компанией CATL, а удельная энергия аккумуляторов будет на 30-40% больше, чем у существующих на китайском рынке ЭМ, и они смогут проехать до 1 тыс. км на одной зарядке. Электромобили оборудованы четырьмя контроллерами для беспроводной зарядки, оснащены 39-дюймовым дисплеем и могут парковаться автоматически, причем специалисты IM Motors заявили, что эти функции будут доступны в Шанхае в конце 2021 г., а в других городах - с 2022 г. Руководители СП утверждают, что опыт компании SAIC в производстве ЭМ и преимущества Alibaba в области разработки «Больших данных», облачных вычислений и ИИ сделают ее модели более конкурентоспособными на автомобильном рынке Китая6.

Согласно ежегодному отчету Департамента транспорта Пекина о проведении испытаний беспилотных ЭМ, в

2020 г. на специально оборудованных дорогах Пекина было протестировано 87 беспилотных ЭМ, произведенных 14 китайскими компаниями, причем 55 ЭМ были произведены при помощи технологий компании Baidu, а к началу

2021 г. в Пекине уже было оборудовано 200 участков городских дорог в четырех районах - их общая протяженность достигла более 700 км.7 В 2021 г. компания Baidu также возглавила список компаний по показателю суммарного тестового пробега - ее ЭМ преодолели более 1,1 млн. км, что составило почти 96% от общего пройденного расстояния электромобилями всех китайских компаний, участвующих в тестировании автономного вождения8. За последние три года совокупный пробег электромобилей, оснащенных технологией компании Baidu, превысил 2 млн. км, компания

1 Li Fusheng. Geely establishes new premium electric car brand. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/23/ WS60599b23a31024ad0bab10d9.html

2 Tan Yingzi. Auto czar hopes to boost Chinese car brands. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/05/WS60418479a 31024ad0baaceca.html

3 Smart cars put China's auto industry on fast track. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202004/05/WS5ca6d507a 3104842260b 493f.html

4 A more innovative China plays «leading» role in developing AI, big data, says scholar. - http://en.ce.cn/Business/opinion/ 201902/28/t20190228_31588364.shtml

5 Liu Kunin, Zhao Ruixue. Sweden OK's Chinese firm to test self-driving cars on roads. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202012/ 13/WS5df33de8a310cf3e3557e050.html

6 SAIC and Alibaba JV unveils wireless-charging vehicles. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202101/14/WS6000088da31024a d0baa2ac6.html

7 Li Xiaoyang. China's new-energy car market continues to expand. - http://www.bjreview.com/Business/202101/t20210125_8002 33515. html

8 Chinese corporate giants flock to self-driving technologies. - https://www.globaltimes.cn/page/202108/1198155.shtml

занимала первое место по количеству тестовых автомобилей и пройденному пробегу на полигонах столицы1. В конце 2020 г. компания Baidu получила разрешение проводить беспилотные испытания электромобилей, оборудованных платформой Apollo Enterprise, на общественных улицах в городах Пекин и Чанша (пров. Хунань), запустила сервис «robotaxi» в рамках пилотного проекта по пробному обслуживанию пассажиров беспилотными электромобилями2.

С 2021 г. правительство Китая приняло решение разрешить массово тестировать автономные транспортные средства на скоростных автомагистралях, поскольку автомобильные компании разработали технологии самостоятельного вождения на скоростных автомагистралях, и у них есть большой спрос на тестирование своих беспилотных транспортных средств в более широком диапазоне сценариев. 11 января 2021 г. МПИТ на своем официальном сайте опубликовало проект национального руководства для общественного обсуждения, который предназначен для обновления руководства, выпущенного в 2018 г. До начала 2021 г. никакие национальные правила не позволяли проводить испытания автономных транспортных средств на скоростных автомагистралях в Китае, что затрудняло компаниям накапливать и обобщать соответствующие данные для совершенствования своих технологий. По сообщению МПИТ, к началу 2021 г. в Китае было открыто 2 тыс. км дорог общего пользования для тестирования интеллектуальных подключенных транспортных средств, и было выдано более 400 лицензий компаниям на проведение тестов беспилотного вождения, при этом общий пробег дорожных испытаний превысил 2 млн. км.3

В феврале 2021 г. Baidu Inc получил разрешение Департаментом автотранспорта Калифорнии (США) на проведении тестирования беспилотных автомобилей на специально отведенных улицах в г. Саннивейл в округе Санта-Клара. Вслед за американскими компаниями Waymo, Nuro, Zoox, Cruise и китайской AutoX со штаб-квартирой в Шэньчжэне, Baidu-стала шестой компанией, получившей лицензию такого рода в Калифорнии.

В январе 2021 г. Минтранс КНР наметил новый комплекс мер по координации развития и применения технологий автономного вождения с мерами по поддержке исследований и разработок ключевых технологий в области развития интеллектуальной дорожной инфраструктуры, таких как интегрированные системы датчиков, интеллектуальные системы придорожного досмотра, сенсорные сети, системы связи и облачных вычислений4.

Массовое внедрение беспилотных автомобилей в Китае связывают с резким ростом объема инвестиций в НИОКР, ускоряющих разработку инновационных технологий для беспилотного вождения и мобильной связи формата 5G - инновационного стандарта связи, многократно увеличивающего скорость обмена информацией в системе подключенного транспорта и позволяющего обеспечивать эффективную и безопасную эксплуатацию автономных автомобилей в условиях реального трафика5. В 2019 г. в КНР было построено более 100 тыс. базовых станций мобильной связи 5G (что на 50% выше, чем ожидалось в начале года) и в начале 2020 г., по данным МПИТ, в стране насчитывалось 126 тыс. базовых станций связи пятого поколения (сеть мобильной связи формата 4G охватывала все города и более 98% деревень по всей стране)6. В 2020 г. в стране было построено 580 базовых станций 5G и, согласно заявлению руководства МПИТ, в начале 2021 г. количество базовых станций 5G составило 718 тыс. ед. (что составляет 70% от общемирового количества7) с более чем 200 млн. терминальных соединений8, постоянным наружным подключением к сети 5G были обеспечены более 300 городов окружного уровня Китая, ключевые районы в уездах, волостях и поселках страны, а объем прибыли, полученный в результате использования этих инновационных технологий составил 840 млрд. юаней (130 млрд. долл.)9. К 2022 г. в КНР будет построено более 600 тыс. новых базовых станций мо-

1 Baidu tops list of autonomous vehicle road tests in Beijing. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202102/05/WS601d0db8a 31024ad0baa797c.html

2 Li Fusheng. Carmakers aver core tech R&D can drive EVs. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/10/WS60482a9aa 31024ad0baae290.html

3 Ma Si. China to let self-driving cars be tested on highways. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202101/12/WS5ffd3657a31024ad0 baa209c.html

4 Xu Wei. Policy to promote autonomous driving. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202101/05/WS5ff3b702a31024ad0baa06d0.

html.

5 По заявлению министра науки и технологий Ван Чжигана, в КНР общие расходы на НИОКР в 2020 г. составили 2,4 трлн. юаней (около 372 млрд. долл.), а после создания 13 центров фундаментальной и прикладной математики объем финансирования фундаментальных исследований впервые превысил 6% от общих расходов на НИОКР.

Для статистического сравнения: Если в 2019 г. расходы США на НИОКР составили 583,5 млрд. долл., то в КНР - 327 млрд. долл. Объем расходов КНР на НИОКР в 2019 г., объем ВВП которого составлял 67% объема ВВП США, равнялся лишь 56% объема расходов США на НИОКР. Что касается расходов на фундаментальные исследования, то Китай инвестировал всего 19,7 млрд. долл. по сравнению со 105 млрд. долл. в США. Расходы Китая на НИОКР в 2019 г. составляли 2,23% объема ВВП, тогда как в США - 2,8% объема ВВП (China's beefed up R&D spending to narrow tech gap with US, ease 'stranglehold problems'. -https://www.globaltimes.cn/page/202103/1217469.shtml).

В течение 13 пятилетки (2016-2020 гг.) среднегодовые темпы роста расходов на фундаментальные исследования составляли 16,9%, а в 2020 г. расходы Китая на фундаментальные исследования почти удвоились по сравнению с 2015 г. и превысили 150 млрд. юаней. В течение 14 пятилетнего плана (2021-2025 гг.) в Китае продолжатся меры по увеличению объема расходов на фундаментальные исследования, при этом как со стороны центрального правительства, так и за счет инвестиций китайских компаний и корпораций, а в 2021 г. темпы роста расходов на НИОКР в КНР планируется увеличить на 10,6%. По данным Министерства науки и техники КНР, объем расходов Китая на фундаментальные исследования в период 14 пятилетки (2021-2025 гг.), достигнет рекордного уровня - 8% от объема общих расходов страны на НИОКР (China's new «dual circulation» development paradigm. -http://en.people.cn/n3/2021/0329/c90000-9833418.html).

6 Nation leads effective rollout of 5G network. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202012/25/WS5fe53cb4a31024ad0ba9e6fe.html

7 Ma Si. China invests in 5G rollout. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202102/23/WS60349769a31024ad0baaa760.html

8 China's 5G solutions. - http://www.bjreview.com/0pinion/Voice/202102/t20210209_800235617.html

9 5G to fuel traditional sector upgrade. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202101/21/WS6008d4b3a31024ad0baa40c3.html

бильной связи формата 5G1. Хотя 4G в настоящее время является ведущей мобильной технологией в Китае, она уже достигла своего пика развития, в то время как развитие связи формата 5G продолжается быстрыми темпами - и, ожидается, что к 2025 г. формат связи 4G будет составлять 53% общего числа подключений в Китае, тогда как формат связи 5G - 47%2. По мнению китайских экспертов, в будущем стране может потребоваться в общей сложности 7 млн. базовых станций нового формата связи для достижения полного покрытия территории Китая сетью станций мобильной связи 5G, а система 5G будет стимулировать развитие Интернета вещей, поддерживая взаимодействие и функционирование беспилотных автомобилей с минимальным вмешательством человека или вообще без его участия3.

Стоимость строительства базовой станции 5G весьма велика, а радиус охвата базовой станции 5G составляет около 100-300 м, что меньше радиуса покрытия базовой станции 4G. Более того, объем инвестиций в строительство базовой станции 5G примерно в 1,5-3 раза превышают стоимость строительства базовой станции 4G и, поэтому, основные инвесторы проекта развития технологий 5G готовы привлечь значительные суммы для его имплементации4. China Mobile в 2021 г. планирует инвестировать 20 млрд. юаней в строительство и эксплуатацию более 80 тыс. базовых станций 5G, с целью реализовать коммерческое использование 5G более чем в 50 городах Китая5. Также руководство компании China Mobile заявило, что оператор начал испытания сетей 5G в 16 городах Китая, и ожидается, что подключение к сети устройств в этих городах будет запущено в период 2021-2023 гг.6, а всего по данным аналитиков компании за этот период внедрение беспроводной сети 5G, как ожидается, потребует создания 170 тыс. базовых станций по всей стране7. Также отмечено, что требуемый объем инвестиций в развитие сетей 5G на 50% превышают объем инвестиции в развитие сетей 4G, а срок окупаемости инвестиции в расширение сети 5-го поколения составляет около 6-7 лет. Для достижения того же масштаба покрытия, который обеспечивала сеть 4G, общий объем инвестиций в строительство сетей 5G в Китае составит 4 трлн. юаней, а стоимость потребление электроэнергии сетью 5G составит более 40% эксплуатационных расходов сети8.

По мнению китайских аналитиков, в процессе внедрения базовых станций 5G возникают проблемы, связанные с высоким уровнем потреблением электроэнергии и необходимостью обновления программного обеспечения, однако в Китае эти проблемы решаются при помощи государственной поддержки. Местные операторы, включая China Mobile, China Telecom и China Unicom, уже потратили более 4 млрд. юаней (5,9 млрд. долл.) на развитие технологий 5G, а центральные и местные органы власти ввели политику поддержки 5G, включая меры по дотированию затрат на электроэнергию для базовых станций связи, использующих технологию 5G, и увеличения инвестиций в обновление программного обеспечения.9 В 2014-2020 гг. правительство Китая инвестировало более 0,8 трлн. юаней в разработку технологий 4G, в 2021-2025 гг. рассчитывает вложить более 1,2 трлн. юаней в развитие технологий 5G, что позволит к 2025 г. создать более 3,2 млн. новых рабочих мест в стране, и к концу 14 пятилетки Китай построит самую обширную по масштабу охвата в мире автономную сеть 5G и в основном достигнет полного покрытия сетью 5G городских и сельских районов страны10. Китайские специалисты утверждают, что мобильная связь пятого поколения увеличит инвестиционный спрос на «новую инфраструктуру» - например, сверхбыстрая беспроводная технология способствовала взрывному росту трафика данных, стимулировала спрос на хранение, обработку, вычисления и анализ данных и вызвала бум инвестиций в развитие «новой инфраструктуры», а именно, центры обработки данных и облачные вычисле-

ния11 .

В 2020 г. объем мирового рынка технологий 5G оценивался в 30 млрд. долл., а глобальная доля Китая составляла 10,3%. Китайские аналитики утверждают, что развитие технологии передачи данных 5G будет стимулировать увеличение темпов роста ВВП КНР на 0,1 п.п. в 2021 г. и на 5,8 п.п. в 2030 г.12 Согласно прогнозу аналитиков КААП, в 2025 г. объем мирового рынка автомобилей, оборудованных системами автономного вождения и 1оУ, составит 72,5 млн ед. общей стоимостью 1,48 трлн. юаней (221 млрд. долл.), ежегодные темпы роста этого рынка составят 10%,

1 China to add 600,000 5G base stations in 2021. - https://www.globaltimes.cn/page/202012/1211307.shtml

2 Zhao Shiyue. China set to dominate the global 5G landscape: report. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/09/WS60471b2fa 31024ad0baadf5d.html

3 Auto industry accelerates toward unmanned era. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/15/WS60781631a31024ad0bab5d86.

html

4 AI use set to grow in government offices nationwide. - http://www.china.org.cn/business/2020-01/02/content_75570880.htm

5 Yang Yang. China to invest over 1t yuan in 5G tech by 2025. - http://www.chinadaily.com.cn/a/201907/31/WS5d413bcca 310d83056402035.html

6 China's 5G technology is for common good of the mankind: FM. - https://www.globaltimes.cn/page/202101/1212678.shtml

7 Xu Keyue. China takes step forward in 5G deployment. - http://www.globaltimes.cn/content/1139553.shtml (Source: Global Times Published: 2020/2/20).

8 Around 20,000 5G base stations constructed across the country. - http://www.china.org.cn/business/2019-08/09/content_75083986.

htm

9 Yin Yeping. Govt support can resolve 5G base stations' cost challenges: analyst. - https://www.globaltimes.cn/content/1174666. shtml (Global Times: Published: 2019/12/24).

10 Ma Si. Coming up next: 5G, digital 'breakthroughs'. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/22/WS6057eae8a31024ad0ba b0938_1.html

11 Wang Zhiqin. Smart rollout of 5G tech key to promoting economic growth. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/22/WS6057 d3faa31024ad0bab087a.html

12 5G development to empower more diverse industries. - http://www.china.org.cn/business/2021-01/27/content_77158393.htm

а на Китай придется около 45% объема этого рынка1. По оценкам China Mobile, к 2030 г. количество автомобилей, оснащенных 5G, достигнет 50 млн. ед. в Китае, что предполагает большой потенциал развития беспилотного вождения2. Аналитики Китайской академии информационных и коммуникационных технологий (CAICT) полагают, что к 2025 г. объем инвестиций в строительство сети 5G достигнет 1,2 трлн. юаней (172,66 млрд. долл.), что обеспечит генерирование мультипликативного эффекта в сопряженных отраслях промышленности в размере 3,5 трлн. юаней (504 млрд. долл.), в последующие пять лет экономический рост, косвенно обусловленный развитием технологии связи 5G в Китае, составит 24,8 трлн. юаней (3,5 трлн. долл.)3. Согласно прогнозу аналитиков КААП, в 2025 г. объем мирового рынка автомобилей, оборудованных технологиями связи формата 5G и 6G, системами автономного вождения и IoV, составит 72,5 млн. ед. общей стоимостью 1,48 трлн. юаней (221 млрд. долл.), ежегодные темпы роста этого рынка составят 10%, а на долю КНР будет приходиться около 45% объема этого рынка (на втором месте будут США (30%), а на третьем - страны Евросоюза (23%). Согласно сценарию, разработанному аналитиками КААП, Китай уже сегодня становится крупнейшим мировым рынком беспилотных АИАИЭ с встроенными технологиями ИИ и 5G, что обеспечит к 2030 г. рост ежегодного дохода бюджета КНР только от продаж этих технологий до 280-300 млрд. долл.4

Система связи формата 5G является важным условием для реализации автономного вождения - чем короче время, которое требуется датчику от отслеживания дорожных условий до команды «мозгу» транспортного средства на реакцию, тем выше безопасность автономного вождения - следовательно, это предъявляет требования к высокой надежности и малой задержке в сети связи. Приложения для беспилотных автомобилей обеспечивают связь автотранспортных средств с окружающей средой посредством их подключения к информационной сети, которая применяет систему управления движением, а одно из основных преимуществ этих систем заключается в уменьшении возможных рисков ошибки водителей во время движения на высоких скоростях, а главным фактором безопасности автономной езды является отсутствие проблем с передачей данных, а также время отклика, которое должно стремиться к нулю (в сетях системы 4G даже при оптимальных условиях автомобилю нужно около 20 миллисекунд для взаимодействия с другими автотранспортными средствами - поэтому, для обеспечения нужного уровня дорожной безопасности такие значения должны быть сокращены до нескольких миллисекунд)5. Помимо решения проблемы временного отклика (т.е. сетевых задержек), эти приложения будут иметь самую высокую степень надежности для адекватного решения задачи по автоматизации автотранспортных средств - эти требования могут быть выполнены только путем обеспечения 100% сетевого покрытия с охватом всей имеющейся дорожной инфраструктуры6. Эксперты КААП отмечают, что по сравнению со сложными дорожными условиями в городских районах транспортная среда на скоростных автомагистралях относительно замкнута и проста, что стимулирует применение интеллектуальных технологий и решений в области 5G. Они полагают, что «умные» скоростные автомагистрали постепенно создадут полную систему мониторинга инфраструктуры и интеллектуальную систему восприятия работы дорожной сети с помощью интеллектуальных сетей 5G, Beidou, Интернета вещей, облачных вычислений, больших данных и других технологий, а строительство интеллектуальных скоростных автомагистралей с поддержкой 5G в Китае станет ключевой частью новой автодорожной инфраструктуры7.

Поскольку технологии 5G обеспечивают широкую поддержку беспилотного вождения и интеллектуальной логистики, многие города и провинции Китая стремительно запускают сети 5G также и на других видах транспорта. Например, администрация международного аэропорта Гуанчжоу Байюнь в 2019 г. запустила в эксплуатацию базовую станцию 5G, превратив воздушную гавань провинции Гуандун в первый аэропорт с полным покрытием 5G в Китае, а с мая 2019 г. 16 линий пекинского метрополитена также полностью покрываются сетью 5G8. В июне 2017 г. на столичной линии метрополитена Яньфан (Яньшань-Фаншань) в пробном порядке начали эксплуатироваться полностью автоматические поезда подземки без машиниста. Отправление поездов от станции на перегон и их движение до следующей станции происходило в автоматическом режиме под контролем системы автоматизированного вождения поезда. Система следила за показаниями светофоров, за антиблокировочной системой торможения, подающей сигналы на движение, могла, при необходимости, остановить состав в перегоне и отправить его далее по маршруту. Система также была способна самостоятельно остановить поезд у платформы с точностью до 3 см, контролировала, чтобы двери открывались только после полной остановки поезда точно перед платформой, не позволяла открыть двери с непра-

1 'Full 5G coverage by 2025' to breathe vitality into digital economy. - http://www.china.org.cn/business/2021-01/28/content_77163 704. htm

2 Auto industry gets smart, adapts to market changes. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/14/WS60764414a31024ad0bab 55d7.html

3 New Infrastructure Construction to Push Economic Growth. China's construction of new infrastructure is expected to create new drivers for economic growth. - http://www.bjreview.com/Business/202003/t20200315_800197102.html

4 How will 5G change the world? - http://www.china.org.cn/opinion/2019-08/14/content_75098265.htm

5 Innovative application of 5G network will be expanded in China. - http://www.bjreview.com/China/202010/t20201022_ 800224309.html

6 Zhou Mo. 5G will drive China's digital economy: Consultant. - http://www.chinadaily.com.cn/a/2012004/23/WS5cbeff71a 3104842260b7db7.html

7 Automotive and 5G Industry Integration Development Report, 2020. - http://www.researchinchina.com/Htmls/Report/2021/ 70663.html

8 Li Xiaoyang. Connecting Generations.Cities and provinces in China race to cash in on 5G. - http://www.bjreview.com/ Business/201907/t20190729_800174392.html

вильной стороны и препятствовала проезду станций1. В будущем подобные составы будут применяться на линиях 3, 12, 17, 19 и на новой линии к столичному аэропорту Дасин, и ожидается, что в конце 2021 г. общая протяженность линий пекинского метрополитена, оснащенных полностью автоматическими поездами без машиниста и обеспеченных покрытием сети 5в, в Пекине составит более 400 км2.

В конце 2020 г. в КНР были созданы два научных центра для разработки системы сотовой передачи данных следующего поколения в формате бв, которая появится после сверхбыстрого 5в - один из центров состоит из правительственных учреждений, отвечающих за соответствующую политику, а другой состоит из 37 экспертов из колледжей, исследовательских академий и предприятий, которые, как ожидается, будут консультировать политиков3. По информации МПИТ, в 2021 г. китайские ученые приступили к масштабным исследованиям в области применения технологии бв в автомобильном комплексе, причем, по мнению китайских специалистов, исследования стандарта связи следующего поколения требуют значительного периода времени, поскольку для перехода от разработок к коммерческому использованию требуется около 10 лет4. Благодаря внедрению технологии стандарта связи бв скорость скачивания может достичь 1 терабайта в секунду, а скорость передачи данных увеличится в 1 тыс. раз по сравнению с технологиями 5в. Одним из основных изменений станет использование ИИ - в будущем он сможет справиться с обработкой большего объема передаваемой информации, а также будет обеспечивать гораздо более быстрый доступ к сети для множества водителей АИАИЭ одновременно, уменьшая помехи, улучшая качество и повышая скорость передачи данных и емкость сети5. По заявлению руководителей Администрации киберпространства Китая, в рамках 14 пятилетки (2021-2025 гг.) Китай будет активно стимулировать развитие информационных технологий и, поскольку страна определяет цифровизацию экономики в качестве основного нового экономического драйвера, то разработка и внедрение технологий мобильной связи формата бв и масштабное внедрение новой версии Интернет-протокола 1Руб, которая призвана прийти на смену устаревшему и исчерпавшему свой потенциал Интернет-протоколу 1Ру4 и «сделать Интернет больше, быстрее и безопаснее», станут главным приоритетом инновационного развития экономики5. Развитие цифровой экономики страны станет ключевым направлением 14 пятилетки. Правительство Китая стремится к 2025 г. увеличить долю продукции основных отраслей цифровой экономики в ВВП страны до 10%7.

1 Первая в Китае беспилотная линия метро введена в пробную эксплуатацию. - http://russian.china.org.cn/business/txt/2017-06/12/content_41012561.htm

2 Each district in Beijing to have rail access by 2021. - http://www.china.org.cn/china/2018-11/28/content_40509000.htm

3 Ma Si. 6G, industrial internet changing production. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202012/03/WS5fc84738a31024ad0ba 9986d_2.html; Ma Si. Experts: Concerted efforts can make industry embrace 5G. - http://www.chinadaily.com.cn/a/202104/01/WS606 520b0a31024ad0bab2ec2.html

4 Song Lin. China officially activates 6G tech development as rivalry with the US intensifies. - https://www.globaltimes.cn/content/ 1169258.shtml (Source: Global Times Published: 2021/03/7).

5 Zhang Hui. Nation plans to extend lead over US in 6G race: experts. - https://www.globaltimes.cn/content/1169363.shtml (Source: Global Times Published: 2020/11/8).

6 Cheng Yu, Zheng Yiran. China eyes 6G as next tech frontier. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202103/20/WS60554052a 31024ad0bab0636.html.

7 Chinese stated-owned enterprises accelerate new digital infrastructure construction. URL: https://www.globaltimes.cn/page/ 202103/1218877.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.