Научная статья на тему 'Планы и возможности сокращения сроков проведения кадастровых работ и регистрации прав на земельные участки гражданами России'

Планы и возможности сокращения сроков проведения кадастровых работ и регистрации прав на земельные участки гражданами России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
земельный участок / законопроект / договор подряда / кадастровые работы / кадастровая деятельность / кадастровый инженер / сроки выполнения кадастровых работ / государственный кадастровый учет / регистрация недвижимости / Росреестр / land plot / draft law / contract agreement / cadastral works / cadastral activity / cadastral engineer / deadlines for cadastral works / state cadastral registration / real estate registration / Rosreestr

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Георгиевна Кузнецова, Людмила Петровна Подболотова

В статье рассмотрены теоретические и практические положения выполнения кадастровых работ в целях регистрации прав на земельные участки, поднята проблема повышения эффективности и совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с кадастровой деятельностью и регистрацией недвижимости, рассмотрен внесенный в Государственную Думу 25 марта 2022 г. законопроект № 94578-8, предусматривающий в том числе внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в части сокращения сроков проведения кадастровых работ и оформления прав на земельные участки гражданами России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Георгиевна Кузнецова, Людмила Петровна Подболотова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Plans and possibilities of shortening the terms of cadastral works and registration of rights to land plots by Russian citizens

The article discusses the theoretical and practical provisions for the implementation of cadastral works in order to register rights to land plots, the problem of increasing the efficiency and improving the legal regulation of issues related to cadastral activities and real estate registration is raised, the bill No. 9457-8 submitted to the State Duma on March 25, 2022 8, which, among other things, provides for amendments to Federal Law No. 221-FZ of July 24, 2007 “On Cadastral Activities" in terms of reducing the time for carrying out cadastral work and registration of rights to land plots by Russian citizens.

Текст научной работы на тему «Планы и возможности сокращения сроков проведения кадастровых работ и регистрации прав на земельные участки гражданами России»

Экономические науки

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 162—165. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):162—165.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья

УДК 347.214.2 NIION: 2007-0062-2/22-105

doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-162-165 MOSURED: 77/27-004-2022-02-305

Планы и возможности сокращения сроков проведения кадастровых работ и регистрации прав на земельные участки гражданами России

Светлана Георгиевна Кузнецова1, Людмила Петровна Подболотова2

1 2 Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

1 kuznecova.08@mail.ru

2 lyusi90@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и практические положения выполнения кадастровых работ в целях регистрации прав на земельные участки, поднята проблема повышения эффективности и совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с кадастровой деятельностью и регистрацией недвижимости, рассмотрен внесенный в Государственную Думу 25 марта 2022 г. законопроект № 94578-8, предусматривающий в том числе внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в части сокращения сроков проведения кадастровых работ и оформления прав на земельные участки гражданами России.

Ключевые слова: земельный участок, законопроект, договор подряда, кадастровые работы, кадастровая деятельность, кадастровый инженер, сроки выполнения кадастровых работ, государственный кадастровый учет, регистрация недвижимости, Росреестр

Для цитирования: Кузнецова С.Г., Подболотова Л.П. Планы и возможности сокращения сроков проведения кадастровых работ и регистрации прав на земельные участки гражданами России // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 162—165. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-162-165.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Plans and possibilities of shortening the terms of cadastral works and registration of rights to land plots

by Russian citizens

Svetlana G. Kuznetsova1, Lyudmila P. Podbolotova2

12 State University of Land Use Planning, Moscow, Russia

1 kuznecova.08@mail.ru

2 lyusi90@yandex.ru

Abstract. The article discusses the theoretical and practical provisions for the implementation of cadastral works in order to register rights to land plots, the problem of increasing the efficiency and improving the legal regulation of issues related to cadastral activities and real estate registration is raised, the bill No. 94578- submitted to the State Duma on March 25, 2022 8, which, among other things, provides for amendments to Federal Law No. 221-FZ of July 24, 2007 "On Cadastral Activities" in terms of reducing the time for carrying out cadastral work and registration of rights to land plots by Russian citizens.

Keywords: land plot, draft law, contract agreement, cadastral works, cadastral activity, cadastral engineer, deadlines for cadastral works, state cadastral registration, real estate registration, Rosreestr

For citation: Kuznetsova S.G., Podbolotova L.P. Plans and possibilities of shortening the terms of cadastral works and registration of rights to land plots by Russian citizens // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):162-165. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-162-165

Кузнецова С.Г., Подболотова Л.П., 2022

Кадастровые работы выполняются при осуществлении кадастровой деятельности в целях регистрации прав на земельные участки и иные объекты недвижимости. Однако все исходные данные для учета и регистрации объекта недвижимости Росреестр получает из документов (межевой план, технический план, акт обследования), которые оформляет и выдает заказчику кадастровый инженер.

Осуществление кадастровой деятельности и оформление ее результатов регулируется федеральными нормативными правовыми актами и должно соответствовать Федеральному закону «О кадастровой деятельности» (далее — Закон № 221-ФЗ) [1] и Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 14 марта 2022 г.) «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ), а также действующим в настоящее время приказам Минэкономразвития России, изданным до 2020 г., и приказам Росрее-стра 2020—2022 гг., поскольку «Росреестр в результате его прямого переподчинения Правитель-

Нормативных сроков для выполнения кадастровых работ законодательством не установлено. Сроки выполнения работ определяются договором подряда в соответствии со ст. 708 Гражданского кодекса РФ (часть вторая). Причем за нарушение сроков, как указано в той же ст. 708, подрядчик несет ответственность.

Сроки выполнения работ зависят от фактического объема кадастровых работ, которые необходимо выполнить в конкретном случае, например в зависимости от местоположения объекта, сезона выполнения работ, уникальных характеристик объекта, времени, которое потребуется для согласования границ, от возможного

ству Российской Федерации в 2020 году значительно расширил свои полномочия» [3] и в настоящее время является органом нормативно-правового регулирования в указанной сфере деятельности.

Основные положения о кадастровой деятельности, а именно: о кадастровом инженере (ст. 29, 29.1, 29.2, 31—33), о саморегулируемых организациях кадастровых инженеров (ст. 30—30.5), основания выполнения кадастровых работ (ст. 35), а также требования к заключаемому для выполнения кадастровых работ договору подряда результату кадастровых работ и порядку согласования местоположения границ земельных участков (ст. 36, 37, 39) с составлением акта согласования местоположения границ (ст. 40), описаны в гл. 4 Закона № 221-ФЗ.

Кадастровые работы могут заказать собственники, арендаторы, государственные учреждения, иные владельцы объектов. Если необходимо оформить права граждан на земельный участок, то работы выполняются по алгоритму, указанному в табл. 1.

наличия в ЕГРН сведений, препятствующих постановке земельного участка на учет. Естественно, чем больше и сложнее объект, тем больше будут сроки выполнения работ.

С 2017 г. по настоящее время в законодательстве о кадастровой деятельности происходят постоянные изменения: принято более 60 федеральных законов, вносящих изменения в Закон № 221-ФЗ. 25 марта 2022 г. Комитетом Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству был внесен в Государственную Думу законопроект № 94578-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законода-

Таблица 1. Алгоритм выполнения кадастровых работ по изготовлению межевого плана для оформления прав граждан на земельные участки

Перечень мероприятий

1. Заключение договора подряда на выполнение кадастровых работ

2. Запрос и получение сведений ЕГРН на обследуемый и смежные земельные участки, изучение исходных данных

3. Полевые работы на земельном участке — обмеры, съемка, определение точек границ с применением высокоточного геодезического оборудования

4. Камеральные работы (описание координат границ и других, подготовка схемы с отображением границ, строений на территории участка)

5. Согласование границ со смежными землепользователями

6. Изготовление межевого плана (продукция) в электронном формате, передача продукции заказчику, подписание акта выполненных работ по договору подряда

2022 / № 2 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

163

Экономические науки

тельные акты Российской Федерации», а 19 апреля 2022 г. этот законопроект уже принят во втором чтении (постановление Государственной Думы № 1141-8 ГД) [2].

Первоначальный вариант указанного законопроекта (ст. 8, 9) вносили изменения в ст. 36 Закона № 221-ФЗ [1; 2] в части уточнения срока выполнения кадастровых работ, а именно «в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке» [2], предложено установить срок, «не превышающий трех рабочих дней», а также в Закон № 218-ФЗ в части сокращения сроков осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка до трех дней (при приеме заявления органом регистрации прав) и до пяти дней (при приеме заявления через МФЦ) [2]. После бурных дебатов по данному поводу некоторые депутаты Государственной Думы предложили внести уточнения в части исключения из указанного срока «сроков проведения согласования границ земельных участков со смежными землепользователями, получения исходных сведений и документов для проведения кадастровых работ, исправления реестровых ошибок в местоположении границ смежных земельных участков» [2]. Однако данное предложение было принято лишь частично. Третья редакция законопроекта, уже внесенная на рассмотрение, содержит уточнение, касающееся только уточнения в части исключения из указанного срока «сроков проведения согласования границ земельных участков» [2].

Давая краткую характеристику законопроекта в части Закона № 221-ФЗ, необходимо отметить следующее.

1. Подход, предусматривающий сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости, правилен, поскольку в мировой практике минимальный срок государственной регистрации недвижимости составляет один день (например, в Турецкой Республике).

2. Законодательное сокращение срока выполнения кадастровых работ, которые выполняются исключительно на основании договора подряда (ст. 36 Закона № 221-ФЗ и ст. 708 Гражданского кодекса РФ) вызывает сомнение, посколь-

ку выполнение указанных работ зависит от множества факторов.

3. Предложенная третья редакция законопроекта имеет недостаток, связанный лишь с частичным принятием предложений депутатов Государственной Думы (предложение депутата-землеустроителя Н.Н. Алексеенко, поддержанное президентом Ассоциации «Национальная палата кадастровых инженеров» B.C. Кисловым, не принято).

Таким образом, совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с кадастровой деятельностью и регистрацией недвижимости, назрело и разработка законопроекта № 94578-8 своевременна. Однако для того, чтобы данный законопроект позволил повысить эффективность осуществления кадастровой деятельности и государственной регистрации недвижимости, позволил сократить сроки проведения кадастровых работ и оформления земельных участков гражданами России, над ним следует поработать при прохождении этой законодательной инициативы в Совете Федерации.

Список источников

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (по состоянию на 11 июня 2021 г.) // Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. Постановление ГД ФС РФ от 19 апреля 2022 г. № 1141-8 ГД «О проекте федерального закона № 94578-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: http://pravo.gov.ru

3. Подболотова Л.П. Изменение полномочий Росреестра в 2020 году с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2020 № 1369 // Цифровизация землепользования и кадастров: тенденции и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. 25 сентября 2020 г. М., 2020. С. 332—339. eLIBRARY ID: 44673731.

References

1. Federal Law of July 24, 2007 No. 221-FZ "On Cadastral Activities" (as of June 11, 2021) // Access from Consultant Plus SPS.

2. Decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of April 19, 2022 No. 1141-8 GD "On the draft federal law No. 94578-8 "On amendments to the Town Planning Code of the Russian Federation and certain

legislative acts of the Russian Federation" // URL: http:// pravo.gov.ru

3. Podbolotova L.P. Changing the powers of Rosreestr in 2020, taking into account the Decree of the Government of the Russian Federation of

07.09.2020 No. 1369 // Digitalization of land use and cadastres: trends and prospects: materials of the international. scientific-practical. conf. September 25, 2020. M., 2020. S. 332-339. eLIBRARY ID: 44673731.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Гражданский процесс

Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 687 с.

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

Информация об авторах

С.Г. Кузнецова — доцент кафедры землеустройства и кадастров Государственного университета землеустройства, кандидат экономических наук;

Л.П. Подболотова — доцент кафедры землеустройства и кадастров Государственного университета землеустройства, кандидат экономических наук.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

S.G. Kuznetsova — Associate Professor of the Department of Land Management and Cadastres of the State University of Land Use Planning, Candidate of Economic Sciences;

L.P. Podbolotova — Associate Professor of the Department of Land Management and Cadastres of the State University of Land Use Planning, Candidate of Economic Sciences.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.04.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022; принята к публикации 10.06.2022.

The article was submitted 22.04.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 10.06.2022.

2022 / № 2 Education. Science. Scientific personnel

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.