Научная статья на тему 'Планировочная и объемно-пространственная структура Суздаля XVII века'

Планировочная и объемно-пространственная структура Суздаля XVII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
429
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / КРЕПОСТЬ / ПОСАД / МОНАСТЫРЬ / ЦЕРКОВЬ / УЛИЦА / ДОРОГА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазур Л.Д.

В статье рассмотрено архитектурно-планировочное развитие Суздаля самого малоизученного периода, предшествовавшего регулярной перепланировке города второй половины XVIII века. Автор анализирует широкий спектр данных письменных источников, в том числе никогда не издававшихся документов Писцового дела XVII века (дозорных, писцовых и переписных книг 1617, 1622, 1628, 1646 и 1678 гг.), а также изобразительных иконографического изображения 1700 г., рукописного чертежа первой четверти XVIII века, планов Генерального межевания середины второй половины XVIII века. Это позволило не только детально рассмотреть весь город с его системой районов (кремль, посад и слободы) и уличной структурой Суздаля XVII века, но и проследить размещение и архитектурный облик его отдельных общественных, церковных, оборонительных и административных зданий и сооружений (постоянно перестраивавшихся на протяжении столетия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планировочная и объемно-пространственная структура Суздаля XVII века»

ПЛАНИРОВОЧНАЯ И ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СУЗДАЛЯ XVII ВЕКА

Л.Д. Мазур

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В статье рассмотрено архитектурно-планировочное развитие Суздаля самого малоизученного периода, предшествовавшего регулярной перепланировке города второй половины XVIII века. Автор анализирует широкий спектр данных письменных источников, в том числе - никогда не издававшихся документов Писцового дела XVII века (дозорных, писцовых и переписных книг 1617, 1622, 1628, 1646 и 1678 гг.), а также изобразительных -иконографического изображения 1700 г., рукописного чертежа первой четверти XVIII века, планов Генерального межевания середины - второй половины XVIII века. Это позволило не только детально рассмотреть весь город с его системой районов (кремль, посад и слободы) и уличной структурой Суздаля XVII века, но и проследить размещение и архитектурный облик его отдельных общественных, церковных, оборонительных и административных зданий и сооружений (постоянно перестраивавшихся на протяжении столетия).

Ключевые слова: город, градостроительство, крепость, посад, монастырь, церковь, улица, дорога

TOWNPLANNING AND ARCHITECTURAL DEVELOPMENT OF SUZDAL OF 17-th CENTURY

L. Mazur

Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow,Russia Abstract

This article is devoted to the research of architectural and townplanning development of Suzdal of the most mysteries period, before it was rebuilt during the epoch of classicism in the second half of 18-th century. Author analyze a lot of facts and statistics of written resources, as well as not published materials of General Land-Survey of the Russian State of XVII century (census books 1617, 1622, 1628, 1646, 1678), graphic resources - icon of 1700, hand-written design of the first half of XVIII century and plans of the middle and second half of the XVIII-th century. That makes possible to describe not only the whole town with the system of urban districts (kremlin and its suburbs iside and outside the ramparts) and street structure, but gives us the detailed picture of the dislocation and arrangement of public, religious, defensive and administrative buildings of Suzdal and also tells us about it transformation, during the whole XVII-th century.

Keywords: town, townplanning, fortress, posad, monastery, cathedral, church, street, road

Принятые сокращения:

КС. 1617 - Дозорная книга Суздаля писцов Галицкой четверти кн. Юрия Шаховского и подьячего Андрея Строева 1617 г. РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Ч.1. Кн.462.

КС. 1622 - Дозорная книга Суздаля писцов Галицкой четверти Севрина Михайловича Уварова и подьячего Грязново Колоднича 22 ноября 1622 г. РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Ч.1. Кн.462.

КС. 1628 - Писцовая книга Суздаля писцов Поместного приказа Михаила Михайловича Трусова и подьячего Федора Витовтова 1627/28 - 1628/29 гг. РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Ч.1. Кн.462.

КС.1646 - Переписная книга Суздаля писцов Поместного приказа ст. Степана Гавриловича Пушкина и подьячего Анисима Михайлова 1646 г. РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Ч.1. Кн. 465.

КС.1678 - Переписная книга Суздаля писцов Поместного приказа кн. Тимофея Ивановича Шаховского и подьячего Ивана Викентьева 1678 г. РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Ч.2. Кн. 11325.

План 1756 г. - План земель возле Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря возле Суздаля. 1756 г. РГАДА Ф.383. Оп.1. Д.66.

План 1773 г. - План провинциального города Суздаля с принадлежащими к нему всеми землями и состоящими внутри окружной межи слободами: Скучиловой, Никольской, Андреевой, Борисоглебской и др., межевания 1773 г. РГАДА Ф. 1356. Оп. 1. Д.293, 294.

План 1779 г. - План города Суздаля селитебной и огородной земли 1779 г. РГАДА Ф. 1356. Оп. 1. Д. 295.

План города Суздаля - План города Суздаля с поселенными при нем слободами. РГАДА Ф. 1356. Оп. 1. Д. 296.

Проектный план - Проектный план города Суздаля. ПСРЛ - Полное Собрание Русских Летописей. РГАДА - Российский Архив Древних Актов. Введение

В начале XVII века Суздаль, как и многие города Российского государства, постигли разрушительные бедствия: он был разорен польско-литовскими войсками в 1608-1610, 1611-1612 и 1617-1618 гг.1 В 1608 г. город сожгли отряды Лисовского; в 1609 г. суздальцы вместе с архиепископом Галактионом присягнули Лжедмитрию Второму и Суздаль стал главным сборным местом его войск2. В 1612 г. Гетман Каменский с польско-литовскими людьми безуспешно держали город в осаде 4 месяца, опустошая пригороды. В 1618 г. его осаждали запорожские казаки под предводительством гетмана П.К.Сагайдачного, посланные польским королевичем Сигизмундом III: «... воинские люди Саандашного полку ходили в Суздалском уезде, и приходили под Суздал под город»3.

После этих несчастий город долго не мог оправиться и достичь той численности населения, которая была до Смуты. По данным дозорных книг в 1617 г. из 641 двора пустовало 413; уже через пять лет число пустых дворов сократилось в 1,5 раза (из 636 - 297). К концу первой трети XVII века жизнь в городе почти реанимировалась: по данным писцовой книги в 16281629 гг. дворов насчитывалось уже 861 (из них пустовало только 147).

Такое большое общее число дворов объясняется включением в городскую черту пригородных подмонастырных слобод, не учтенных прежними переписями. Эта же писцовая книга сообщает все размеры описываемых земель. По нашим подсчетам в это время в Суздале более 78% селитебной земли было занято жилыми дворами, что свидетельствует об активном экономическом и демографическом росте города после Смуты начала века.

1 [3. С. 323-330].

2 [1. С.30; 2. С.41-42].

3 [1. С.31; 2. С. 323-330 - «Сказка Суздалъскаго архиепископа Серапиона и допросныя речи Спасо-Евфимиева монастыря архимандрита 1осифа с братьею о земляном вале в Суздале. 1643 г.»].

Но быстрому восстановлению города мешали государственные налоги и «кабаки»4. Дозорная книга 1617 г. сообщает, что «... а запустели дворы и дворовые места от литовской войны и от хлебной дорогови и от государевых податей и от ямског[о] строеньи»5. О том же свидетельствует опись города, проведенная спустя 11 лет: «Посадцких пустых прибыло пятдесят два двора а люди из них померли а иные от податей и от кобаков розбрелися розно»6. К тому же бедствия продолжались: в 1634 г. на Суздаль совершили набег крымские татары; в 1644 г. пожар уничтожил смежную с крепостью часть посада; в 1654-55 гг. разразилась моровая язва и от населения в 2467 чел. осталось 1390 чел.7

В рассматриваемый период Суздаль, как и большинство городов России XVII века, имел трехчастную функционально-планировочную структуру, состоя из крепости (собственно «города» или кремля, как его стали называть позже), посада и градских земель. Крепость была построена Владимиром Мономахом в 1102 гг.8 в излучине реки Каменки. Древняя часть посада в середине XII века (во время княжения Юрия Долгорукого)9 также получила укрепления - острог10. Вокруг располагались неукрепленные слободы.

Деревянные укрепления центральной части в первой трети XVII века были в крайне ветхом состоянии; но после 1645 г.11 их отстроили заново, а в 1677 г. - еще раз обновили12. Ров получил дубовый «частик» и надолбы, увеличенный подсыпкой вал заключили в дубовый «обруб» до самых стен; острог с обламами, дополненный тарасами, сменили сосновыми городнями с обламами и рядами бойниц. Двенадцать шатровых башен включали четыре воротных13. Но деревянные посадские укрепления не возобновляли: после Смутного времени осталась только земляная часть - высокие валы и заплывшие рвы - острожная осыпь.

Кремль

Главная улица Суздаля связывала дороги на Ростов (на севере) и Владимир (на юге). На территорию центрального укрепленного района она входила сквозь северо-восточные проездные Ильинские ворота и разделялась на три рукава. Они устремлялись к главному общественному пространству города - соборной площади, выходя на нее, соответственно, с северо-запада, с севера (по центру), с северо-востока. Все три улицы не были тупиковыми: северный дублер подходил к Водяным воротам; напротив центрального и южного дублера с южной стороны площади, коротенькая улочка выводила к Дмитриевским воротам крепости.

На самой соборной площади стояло главное сооружение города - древний белокаменный Рождественский собор. Выстроенный в 1222-25 гг. кн. Георгием Всеволодовичем, в 1445 г. он обрушился, в 1528 г. его стены разобрали до половины высоты, а к 1530 г. надстроили из кирпича. Описания собора в дозорных и писцовых книгах Суздаля первой трети XVII века. мало отличаются друг от друга; хотя несколько более полное приведено было в 16281629 гг.: «В городе саборноя церковь каменоя Рожество пречистые богородицы на полатех четыре престола: престол Вознесение Христово, престол усекновение чесные главы Ивана

4 Е.М.Караваева предположила, что процент запустения связан с различным социальным составом жителей [4. С.21].

5 (КС.1617. Л.52).

6 (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Ч.1. Кн.462. Писцовая книга Суздаля писцов Поместного приказа Михаила Михайловича Трусова и подьячего Федора Витовтова 1627/28 - 1628/29 гг. (далее - КС.1628) Л.249-249 об.).

7 [5 С. 168-169; 6. С. 142-148; 2. С.42].

8 [7. С.133; 8. С.87].

9 [9. С.60; 10. С.111; 7. С.131, 133; 11. С.82-83]. Данные исследования опровергли теорию Н.Н.Воронина, который относил строительство укреплений посада к началу XIII в. - к деятельности Юрия II [12. С.33].

10 Подробнее об укреплениях кремля и посада в XVII в. см. отдельную статью [13]

11 [14. С.266-267 - Грамота суздальскому воеводе И.М.Бобарыкину об изготовления леса для исправления городских укреплений 1645 г.]

12 [15. С.221 - Отписка стольника и воеводы П.С.Ларионова 1677 г.].

13 [23. С.180-181]

предотечи, престол архангела Гаврила, престол трех святителей Василия великого Григория богослова Иванна златаустого, а в церкве оброзы и книги и ризы и свечи и сосуды церковные и на колоколнице колокола и всякое церковное строен[ь]е прежних великих государей царей и Суздолских архиепискупов...».

А - Город В - Острог С - Торг

У - Посадские слободы Посадские градские выгонные земли 1И- Ямская и Пушкарская слободы

1 - Никольский монастырь (? - 1764 г.)

2 - Дмитриевский монастырь

(конец XI в. - нервам пол. XVIII п.)

3 - Борисоглебский монастырь

(XV в. - начало XVIII в.)

4 - Андреевский монастыри

(XII! в. - начало XVII в.)

5 - Ризположенский .монастырь

(начало XIII в. - XX в.)

6 - Троицкий монастырь

(XIII в. - 1764 г.)

7 - Косьмодемьянский монастырь

(конец XII в. - начало XVII в.)

8 - Введенский монастырь (XIII в.)

9 - Васильевский монастырь

(начало XIII в. - XX в.)

10 - Александровский монастырь

(XIII в. - 1764 г.) Слобода

11 - Покровский монастырь

(1364 г.-XX в.)

12 - Спасо - Евфимиев монастырь

(XIV в.-1767 г.)

Слобода Спасо - Евфнмиеаа

Слобода Покроккого монастыря I

"■г-

Сл обола

С лоб ода Васильевского монастыря

X

Слобода Дмятрнокэсог'

ю ^

•А - земля слободы

Спасо - Евфнмиева монастыря К - земля слободы

Покровского монастыря 3 - земля слободы

Александровского монастыря И. - земля слободы

Андреевского монастыря (с XVII в. -митрополита Суздальского и Юрьевского) Л- земля Ивановской митроличьей слободы 0 - земля слободы Борисоглебского

монастыря (с XVII в. - митрополита Суздальского и Юрьевского) земля Дмитриевской слободы /¡О - земля архиепископа Суздальского - земля слободы Васильевского монастыря Д- земля ружных церквей: Александра Римского, Воскресения Христова, Лазаря Праведного, Успения Богородицы, царя Константина, Никиты мученика

-Д-

ли

О 100 200 300 | ........* I I

СМЕЖНЫЕ ЗЕМЛИ, г: А - Б - земля села Ссльцы

Покровского монастыря Б - В - земля села Иванского митрополита Суздальского и Юрьевского В - Г - земля собора Г - Д - земля села Черного Д - Е - земля Васильевского

монастыря Е - Ж - земля синодального села

Михайловой Стороны Ж - 3 - земля Васильевского

монастыря 3 - 3 - земля села Красного

митрополита Суздальского и Юрьевского 3 - А - земля четырех сел Спасо - Евфимиева монастыря

Рис. 1. Суздаль в XVII в. (Реконструкция автора)

Рис. 2. «Чертеж города Суждаля крепости кремля» [9. Рис.59]

В 1634-53 гг. в соборе был устроен придел Федора и Иоанна14, а в 1635 г. напротив южного фасада была построена каменная шатровая колокольня. В ее нижнем ярусе размещалась небольшая Благовещенская церковь, в которую был вход с галереи, огибающей с запада и с севера колокольню. В конце XVII в. на колокольне установлены «боевые» часы15.

Западную границу площади оформлял живописный комплекс разнообразных каменных и деревянных палат архиепископского подворья с домовыми церквями16. Каменная Благовещенская церковь была сооружена в 1559 г. Как показали археологические исследования, первая деревянная церковь на этом месте была поставлена еще в XII веке. Возникшее при ней кладбище, первоначально небольшое, увеличивалось по площади вплоть до XVII века: при строительстве комплекса архиерейских палат оно постепенно прекратило функционировать17. Напортив собора в 1617 г. упоминалась: «церков[ь] Николы чюдотворца древена клетцки обвалилас[ь] стоит без пения.»18.

14

(РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Ч.1. Кн.462. Дозорная книга Суздаля писцов Галицкой четверти кн. Юрия Шаховского и подьячего Андрея Строева 1617 г. (далее - КС.1617) Л.19 об.; Дозорная книга Суздаля писцов Галицкой четверти Севрина Михайловича Уварова и подьячего Грязново Колоднича 22 ноября 1622 г. (далее - КС.1622) Л.72 об.; КС.1628. Л.137 об.-138); [6. С. 164-165; 16. С.19].

15 [6. С. 164-165; 17. С. 13].

16 Сложный комплекс палат, заполнявших подворье, создавался в XV-XVШ вв. и включал кирпичные епископские палаты (XV в.) и новые архиерейские палаты (конца XVII в.), в которые вошли старые постройки [6. С. 165-168].

17 [6. С. 165-168]; (Архив ИА РАН. Р-1. №22494. Седова М.В. Отчет за 1999 г. о раскопках в кремле г.Суздаля. С.97)

18 (КС.1617. Л.20).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Богословская церковь, прежде стоявшая рядом, к этому времени вообще уже перестала существовать; ее земли заняли осадные дворы: «В городе на церковнои земле Иванна Богослова двор.»19. Через пять лет Никольская исчезла, а Богословская, наоборот появилась: «Против соборные церкви церковь Иванна Б[о]гослова древян клетцки стоит пуста.»20. Еще через шесть лет, вместо них на подворье указаны две новые церкви: «Двор архиепискупа Иосифа Суздал[ь]ского и Торуского, а на дворе церков[ь] древена клетцки во имя Всех Святых да предел государева ангела Михаила малеина да ново соружена церков[ь] Успение пречистые богородицы; а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строен[ь]я прежних архиепискупов и нынешнег[о] архиепискупа Иосифа Суздол[ь]ского и торуского.»21.

Весь северо-западный угол крепости занимало подворье Спасо-Евфимиева монастыря, тесно застроенное бобыльскими дворами. Его территория заметно уступала расположенному рядом архиепископскому подворью, а все постройки были деревянными. Оба эти подворья, хоть и сильно рознились по занимаемой площади, все-таки в десятки раз превосходили остальные дворы на территории крепости, отличавшиеся крайне незначительными размерами.

Рядовая застройка этого района состояла, в основном, из «осадных» дворов светских и церковных феодалов, имевших вотчины и поместья в уезде. Эти дворы использовались владельцами в неспокойное время: сюда они свозили имущество из уездных владений. Все их пространство было тесно застроено предназначенными для хранения «осадными клетями». В мирное время они не использовались. На них жили дворники (холопы феодалов), которые следили за дворовыми постройками.

Кроме осадных дворов, на территории крепости (в основном вблизи соборной площади) размещались жилые дворы людей архиепископа, обслуживавших подворье. На центральной улице, ведущей к городскому собору, стояли дворики звонарей и каменщиков. Недалеко от северной стены укреплений и вблизи северо-восточных ворот проживали беднейшие группы населения - городовые жильцы. По размеру все жилые дворы были крошечными, едва вмещая небольшую избу.

Тут же, на площади в течение всего XVII века находилась приказная съезжая изба с сенями22, рядом - колодец с тесовым шатром и кирпичная зелейная палатка с погребами23. Недалеко от соборной площади и юго-западных Дмитриевских ворот помещался воеводский двор. В первой четверти века он еще функционировал, будучи устроенным на средства тяглого населения города и уезда - «мира»: «Двор воеводцкои куплен посадом.», «Двор мирскои а на нем ставят воевод». В 1629 г. «Двор воеводцкой» государевым указом был передан архиепископу Суздальскому, но в 1678 г. он вновь значится в крепости24.

Несмотря на значение подводивших к соборной площади магистралей, приходскими церковными комплексами были отмечены не они, а улица Ильинская, шедшая от северовосточных к юго-восточным воротам - ближайшая к древней части посада. У Ильинских ворот ее начало отмечала Успенская церковь; южнее на той же Ильинской улице стояла Афанасьевская церковь. Обе церкви первоначально основаны во времена Суздальского княжества на княжеских дворах. В 1495 г. земли Успенской были пожалованы Иваном Васильевичем Спасо-Евфимиеву монастырю, в обмен на некоторые монастырские земли.

19 (КС.1617. Л.24).

20 (КС.1622. Л.72 об.-73)

21 (КС.1628. Л.139-139 об.).

22 Упоминалась в описях города 1620-х гг.: «да на площади изба розрядная с сенми», «против соборные церкви на площади сьезжея изба с сенми.». В 1678 г. также указана в крепости: «В Суздале в кремле городе Приказная сьезжая изба.» (КС.1622. Л.73; КС.1628. Л.139 об.; РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Ч.2. Кн. 11325. Переписная книга Суздаля писцов Поместного приказа кн. Тимофея Ивановича Шаховского и подьячего Ивана Викентьева 1678 г. (далее - КС.1678) Л.40).

23 [15. С.221].

24 (КС.1617. Л.24 об.; КС.1622. Л.81 об.; КС.1628. Л.158; КС.1678. Л.40)

Первое историческое известие об Афанасьевской относится к 1458 г.: «двор княжий близ церкви святых Афанасия и Кирилла.». В рассматриваемый период они обе были на руге (жаловании из государевой казны), хотя и устраивалась на средства прихожан. Если судить по приведенным данным описей XVII века, Афанасьевская церковь была клетской, а Успенская дважды перестраивалась: между 1617 и 1622 гг. - из клетской в шатровую, и между 1622 и 1628 гг. - снова в клетскую. В 1650 г. Успенская церковь выстроена каменной с теплым приделом Сергия Радонежского и с каменной колокольней25

Рис. 3. Икона Святой Евфросиньи Суздальской. 1700 г. Фрагмент с изображением Рождественского собора и башни кремля [Государственный владимиро-суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. СМ-250]

Южнее по Ильинской улице на подворье Покровского монастыря стояла шатровая деревянная Иоакимо-Анненская церковь, пустовавшая в первой трети XVII века26

Замыкал эту цепь древний Никольский монастырь, стоявший на южном конце Ильинской улицы (его основание Е.М. Караваева относила к домонгольскому периоду). Наиболее вероятно, что раньше здесь у Никольских ворот крепости была городская пристань, поскольку святой Николай считался покровителем плавающих на водах. В Смутное время монастырь был разорен и его церкви стали приходскими: «У Никол[ь]ских ворот церкви

25 «У Ил[ь]инских ворот ружные церкви Успение пречистой богородицы, другая церков[ь] Афонас[ь]я Александрийского древяны обе клетцки строение приходных людей .»; «Церков[ь] Успение Пресв[я]тей Б[огороди]цы верх шатровой да другой Афонасия Александрейского клецки ружные строен[ь]е приходцких людей.»; «у Ил[ь]инских ворот ружные церкви церков[ь] Успения пречистые богородицы другая церков[ь] Афонасия Александреиского древяны клетцки строен[ь]я мирское приходных людей.». Афанасьевская церковь сгорела в 1719 г. и вскоре была заново отстроена из камня. Успенская церковь перестраивалась в 1713 г., а в 1868 г. приписана к Афанасьевской (КС.1617. Л.20-20 об.; КС.1622. Л.75; КС.1628. Л.138-138 об.); [1. С.53-54; 6. С. 151; 18. № 486). 6 «У Никол[ь]ских же ворот на Покровском дворе церков[ь] Якима и Анны ветх, службы нет.»; «ДворПокровского д[е]в[и]ча монастыря . . на том же дворе церков[ь] во имя Иоакима и Анны пуст.»; «У Никол[ь]ских ворот на покровском дворе церков[ь] Акима и Анны древена вверх службы нет.».

Деревянная церковь еще стояла в 1760 г., больше не упоминалась (КС.1617. Л.20 об.; КС.1622. Л.80; КС.1628. Л.139); [6. С. 140; 19. С. 155; 20. С.71).

Николы чюдотворца древяна вверх, церков[ь] с трапезою клецки Петра и Павла строение приходных людей.». К 1622 г. его возобновили: «Монастырь а на нем церков[ь] во имя Николы Чюдотворца вверх да другая церков[ь] во имя св[я]тых ап[о]ст[о]л[ов] Петра и Павла теплой на м[о]н[а]стыре десят[ь] келеи живут в них старицы питаютца Христовым имянем.». К 1628 г. церкви вновь стали приходскими, а монастырь существовал при них: «Да у Никол[ь]ских ворот церков[ь] Николы чюдотворца древена вверх да трапеза теплоя Петра и Павла верховных апостал древена клетцки строен[ь]я мирское приходных людей. А у церкви на монастыре адиннатцет[ь] келей, а в них живут шестьнатцет[ь] стариц.»27.

На площади у Ильинских ворот упомянута описью 1622 г. тюрьма, более подробно описанная в 1628 г.: «У Ил[ь]инских ворот тюр[ь]ма около ее тын а в тыну две избы да за тюр[ь]мою сторожня с пристенком.»28. Рядом в 1495 г. упоминался княжеский двор, успевший запустеть к началу XVII века: «У Успения пречистые богородицы место, что был Двор государев, живут бобылишка в дву избенках.»29.

Южнее между Ильинской улицей и крепостной стеной вытянулся от ворот осадный торг, застроенный пустовавшими в мирное время лавками и амбарами: в неспокойное время здесь же помещались кабак и таможня30. Рядом с осадным торгом находился двор для проживания присылавшихся из правительства чиновников - приказных людей, который был устроен силами тяглых горожан31.

Острог

В северной части Суздальского посада главная улица носила название Большой. Его укрепленную территорию она пересекала в северном направлении от Ильинских ворот крепости до Ризположенских ворот острога. По ее следованию от стен крепости в XVII веке вытянулась торговая площадь с рядами торговых лавок, среди которых упоминались Большой ряд, Соляный, Рыбный, Мясной, Дегтярный32. В начале торговой площади помещались гостиный двор с избами и амбарами33, а также таможня34. Здесь же были сосредоточены и казенные общественно-административные учреждения - избы: губная35 (у Ильинских ворот крепости, на южной границе торга) и мирская36 (у северной оконечности торга - на важном узле, где сходились улицы Большая, выводившая к дороге на Ростов, и Цареконстантиновская, к дороге на Нижний Новгород).

Группы парных деревянных приходских церквей фланкировали с двух сторон торговую площадь, выявляя главную композиционную ось. На южной границе торга стояли клетская трапезная теплая Предтеченская церковь и Спасская, между 1617 и 1622 гг. перестроенная

27 Обе церкви сгорели в 1719 г. и в 1720 - 1739 гг. выстроен каменный Никольский храм с трапезной и колокольней; тогда как сам монастырь был упразднен епископом Иоакимом в период между 17261731 гг. В 1775 (1771?) г. при холодном Никольском храме была выстроена теплая Христорождественская церковь (КС.1617. Л.20 об.; КС.1622. Л.80 об.; КС.1628. Л.138 об.); [1. С.73; 6. С. 171-173; 4. С.8; 21. С.448].

28 (КС.1622. Л.78 об.; КС.1628. Л.144).

29 (КС.1617. Л.22; 22. С.172; 18. № 486).

30 (КС.1622. Л.77; КС.1628. Л.157 об.).

31 В первой четверти XVII в. упоминался в описях города: «Двор купленой всех посадцких людей для приезжих и приказных людей.», «Двор мирской посадцких людей а ставятца на нем приказные люди.» (КС.1617. Л.26; КС.1622. Л.80).

32 (КС.1617. Л.53 об.; КС.1622. Л.131-133; КС.1628. Л.287 об., 291, 293, 299 об.).

33 (КС.1617. Л.53, 66; КС.1622. Л.91; КС.1628. Л.119).

34 Упоминалась в описях города первой трети XVII в.: «против таможенной избы.», «от таможенные избы.», «В Суздоле ж в острожной осыпи на посаде против города государева таможняя изба.» (КС.1617. Л.28 об.; КС.1622. Л.119 об.; КС.1628. Л.162 об.).

5 «В Суздоле ж в острожной осыпи на посаде против города. губноя изба» (КС.1628. Л.162 об.).

36 «На площади изба посацских людей где сходятца для мирсково дела»; «На Болшой улице идучи к Воскресен[ь]ю Христову от Царякостентиновской улицы Двор земских людей а на нем стоит одна изба.» (КС.1622. Л.86 об.; КС.1628. Л.171).

из шатровой в клетскую. По указанию митрополита Иллариона в конце XVII века Предтеченская церковь была выстроена из камня37.

На западной границе площади, у ворот крепости, располагались клетские Ильинская, теплая трапезная Всехсвятская и шатровая Пятницкая. В 1617 г. у Ильинской существовал придел Федора Стратилата, исчезнувший к 1622 г. В этом году у церквей появляются богадельни, указанные при церквях, и через 6 лет: «Против острогу по заряд[ь]ю церквей церков[ь] во имя Ил[ь]я пророк древен клетцки, подле того другая церков[ь] во имя христовы мученицы Поросковгеи нарицаемые Пятницы древян вверх, трет[ь]я церков[ь] теплоя во имя Всех Святых, а в церквах оброзы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строен[ь]я мирское посадцких людей, а подле тех церквей две богадел[ь]ни одна богадельна государева, а другая архиепискупля а в них живут нищие. Во дворе поп никол[ь]ской Елизарей Яковлев, да на ево ж дворовой земъле живут четыре бобыля питаютца о церкви божий.». В 1694 г. митрополитом Илларионом Всехсвятская была перенесена на кладбище, Ильинская - в Ивановскую слободу архиепископа Суздальского (см. ниже), а Пятницкая - упразднена за ветхостью38.

На восточной границе торговой площади в 1617 г. стоял комплекс из двух деревянных церквей: «Позади рядов церков[ь] приходная Воскресения Христово древена вверх, да церков[ь] с трапезою Леонтия Ростовского чюдотворца клетцки, строен[ь]е приходных людеи». К 1622 г. рядом поставлена третья шатровая церковь: «Церков[ь] во имя Воскресение Христово вверх да дрогая с трапезою во имя Леонтия Ростовскаг[о] Чюдотворца клецские строение прихоцских людей. Церков[ь] во имя Иванна Златауста вверх строен[ь]е прихоцских людей.». К 1628 г. Воскресенской была перестроена из шатровой - в клетскую и получила два придела, а Златоустовская исчезла: «На Болшой улице церков[ь] во имя Воскресения Христово с трапезою древяны клетцки да предел Рожество Христово третей предел пречистые богородицы Казанские ружные а строен[ь]я в церквах оброзы и книги и ризы и колокола и всякоя церковное строен[ь]я мирское приходных людей, у тех же церквей трапеза теплоя во имя Левонтей ростовски чюдотворец.». 39

На северной границе торговой площади, у Ризположенских ворот посадских укреплений стояли парные клетские Лазаревская и Сретенская церкви. Первая существовала здесь с XV века и уже тогда была ружной, государевой. Ружными они указаны в 1617 г.: «В остроге ж от Ризположенского монастыря на левой стороне церков[ь] Лазаря Праведнаго древена вверх, да церков[ь] с трапезою Сретен[ь]е Христово строение приходных людей служит поп Яков Павлов, а идет ему государева руга.». Судя по данным описей, Лазаревская церковь

37 «Да на другой стороне против таможенной избы церков[ь] всемилостиваго Спаса нерукотворенного образа древена вверх, церков[ь] Усекновение честные главы Иванна Предтечи клетцкой, а в церквах образы и свечи и книги и всякое строен[ь]е приходнык людей.». «Церков[ь] во имя Спаса Нерукотворенново Образа клетцки а другая церков с трапезою во имя Усекновение Главы Иванна Предотечи.». «От таможенные и от губные избы площадь против города а на площеди две церкви во имя Иванна предтечи другая теплая Нерукотвореннаго образа а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строен[ь]е мирское приходных людей.». Предтеченская церковь была уничтожена пожаром 1719 г., хотя уже заново отстроена в 1720 г. с притвором-трапезной и колокольней. Теплая каменная Спасская церковь сооружена в 1734 г. (КС.1617. Л.28-28 об.; КС.1622. Л.91; КС.1628. Л.177 об.); [6. С. 175-176; 19. С.76).

38 По сведениям, приведенным В.Г.Добронравовым и В.Д.Березиным; по другим сведениям перенесли на кладбище не Всехсвятскую, а Пятницкую церковь. В 1860 г. на средства купца Романа Назарова при Всехсвятской была выстроена каменная колокольня. В 1772 (1763?*) г. на площади рядом с Входо-Иерусалимской церковью поставлена теплая каменная церковь Николая Мирликийского; в том же столетии поставлена невысокая кирпичная ограда с воротами. (КС.1617. Л.28; КС.1622. Л.85 об.-86; КС.1628. Л.163); [6. С. 177; 19. С.68-70, 81-84; 21. С. 446].

39 Воскресенская и Леонтьевская церкви сгорели в 1719 г.; к 1732 г. была выстроена каменная Воскресенская церковь с колокольней, а к 1739 г. - теплая Казанская церковь с приделом Архистратига Михаила и трапезной. Деревянная Златоустовская церковь существовала при Воскресенской церкви до XVIII в. (упоминалась в описи 1617 г. ); митрополит Илларион перенес ее на ополье, где не было церквей (КС.1617. Л.32 об.; КС.1622. Л.89 об., 90 об.-91; КС.1628. Л.171 об.-172); [19. С.59, 60, 66; 6. С. 178].

между 1617 и 1622 гг. перестраивалась из шатровой - в клетскую, и, возможно, была снята с руги, но к 1628 г. церкви снова были поставлены на ругу: «церков[ь] ружная во имя Лазорево Воскресения другая церков[ь] Стретен[ь]е господне ружное ж оба древяные клетцки а в церквах оброзы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строен[ь]я государево и мирское приходных людей.». В 1667 г. Лазаревская церковь отстроена в камне40.

От торга и Большой улицы в восточном направлении отходили три улицы к Васильевским (Нижегородским) воротам острога. Иевлева (значившаяся в первой трети XVII века переулком)41 шла от южной оконечности торга, отмеченного Златоустовской церковью; Кнежая (Воскресенская) - от центра торга, от Воскресенской и Леонтьевской церквей. Цареконстантиновская, начиналась у северной оконечности торга у мирской избы (см. выше) и деревянной часовни42. В 1655 г. она была поставлена на месте молебнов в честь прекращения эпидемии моровой язвы, когда из 2467 чел. жителей Суздаля осталось 1390 чел. Посередине улицу фланкировали парные клетские церкви: «Церков[ь] благовернаго царя Костянтина древяна клетцки, да церков[ь] с трапезою Здвижен[ь]я Честнаго и Животворящаго Креста; строен[ь]е приходных людей». К 1622 г. они были поставленны на ругу: «Церков[ь] ружноя во имя Царя Констентина древяна клетцки другая церков[ь] теплоя во имя Здвижение чеснаг[о] Креста, а в церквах оброзы и книги и ризы и

43

колокола и всякое церковное строенея приходных людей.»43.

Рядовая ткань укрепленной части посада была достаточно плотной, однако не такой, как внутри центральной крепости. Дворы занимали куда большую площадь и все имели расположенные с тыльной стороны огороды. Кроме того, между линией участков и укреплениями оставались большие незастроенные территории.

Проживали в этом районе, в основном, посадские люди - тяглое сословие горожан -ремесленники и торговцы, сбывавшие свой товар на городском торге. Рядом с приходскими церквями стояли дворы причта, на которых, кроме непосредственно владельцев, селились церковные бобыли и нищие. Застройка дворов тяготела к передней границе участка, выявляя на объемном уровне трассы улиц и границы торговой площади.

Слободы

Слободы сформировались вокруг укрепленного ядра - крепости и Старого города. По своей принадлежности и по социальному составу жителей они были весьма неоднородны, что отразилось на их планировочной структуре.

Северные и восточные слободы, занятые в основном дворами посадских людей, планировочно тяготели к Старому городу. Основой уличной сети этого района служили пучки улиц, сходившиеся к воротам острога. Северная часть, развившаяся по направлению Ростовской дороги (вдоль Большой улицы), судя по большому числу расположенных здесь монастырей, была самая древняя. У Ризположенских ворот острога Большую улицу встречали два женских монастыря.

Ризположенский возник, видимо, в XII веке, а в 1238 году единственный уцелел во время взятия города татарами. По преданию, в нем постриглась святая Евфросинья (в миру Феодулия, дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича). Почитание этой местной

40 В 1745 г. рядом сооружена каменная теплая церковь Антипия с колокольней (КС.1617. Л.28 об.-29; КС.1622. Л.83-83 об.; КС.1628. Л.165); [6. С. 182-185; 1. С.59-60; 21. С. 455].

41 «В Иевлеве ж переулке по левой стороне.» (КС.1628. Л.176).

42 В 1770 г. на ее месте была выстроена каменная Кресто-Николаевская церковь с колокольней и часовней (XIX в.) [18. С.32-33; 21. С.455; 23. С.187].

43 В 1707 г. Цареконстантиновская церковь стала каменной, в конце XVIII в. была перестроена ее алтарная часть, а в XIX в. к ней был пристроен классический притвор с двухколонным портиком. Крестовоздвиженская была разобрана в 1750 г., а в 1752 г. рядом была сооружена теплая каменная Скорбященская церковь (в 1787 г. к ней пристроен придел Святых Мучеников) с колокольней (КС.1617. Л.31; КС.1622. Л.87 об.; КС.1628. Л.167 об.-168); [6. С. 181-182; 1. С.80-81].

святой было так велико, что в 1628 г. Ризположенский монастырь назван «монастырь преподобные княжны Еуфросинии Суздалские». В первой половине XVI века в нем был сооружен Ризположенский собор, к которому в 1586 г. был пристроен северный придел. Остальные сооружения оставались деревянными. Монастырские строения зафиксировала опись города 1628-1629 гг.: «В Суздале ж на посаде идучи от острожной осыпи к Спаскому монастырю Болшою улицею на леве монастырь преподобные княжны Еуфросинии Суздалские ружной на монастыре церков[ь] камена Ризположен[ь]я пречистые богородицы да предел благоверные княжны Еуфросинии суждалские да теплая церков[ь] древяна клецки Знамение пречистые богородицы да предел князя Михаила Черниговсково и болярина его Феодора ограда древяная двои ворота Святые строен[ь]е прежних государей царей и нынешняго государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии на монастыре 34 кел[ь]и а в них игумен[ь]я Ливеяда 51 старица а денежную ругу емлют они из болшово приходу а хлебную из дворца.». В 1688 г. к собору с юга и с запада были пристроены галереи, в том же столетии и возведены Святые ворота с двумя ассиметричными проездами. Строительство часовни с привратницкой избой и стен с пятью башнями было также начато в XVII веке.44

Основание Троицкого монастыря относится к XIII веку. В 1628 г. все его строения еще оставались деревянными: «На той же стороне тое ж Болшие улицы монастырь ружной живоначалной Троицы а на монастыре церков[ь] холодная живоначалной Троицы древян клецки да другая церков[ь] теплая Успение пречистые богородицы да предел Иванна предотечи древяны клецки ограда древяная, ворота Святые, на монастыре ж 28 келей а в них игумен[ь]я Солоникея да 50 сестр, манастырское церковное строен[ь]е государево.». В XVII веке выстроены из камня Святые ворота, а в 1700 г., на средства суздальских купцов Лихониных, стал каменным и главный монастырский собор.45

Севернее, несколько в глубине от Большой улицы, на берегу Каменки в 1240 г. Александром Невским был основан Александровский монастырь и пострена здесь деревянная церковь Александра Римского. В 1262 г. здесь была похоронена великая княгиня Мария (в иночестве - Марина Суждальская); в 1293 г. - великая княгиня Агриппина Суждальская. В 1628 г. все строения еще оставались деревянными: «В Суздале ж на посаде Александровской девичь монастырь ружной на монастыре церковь Александра мученика древяна вверх да теплая церков[ь] Покров пресвятей богородицы древян клецки церковное строен[ь]е государево на монастыре ж 38 келей а в них игумен[ь]я Ол[ь]га да 44 старицы, ограда древяная, ворота Святые, другие Водяные; а денежную ругу емлют из Болшово приходу, а хлебную из дворца.». С середины XVII века монастырь стал обстраиваться каменными зданиями. В 1650 г. сооружены собор и церковь святителей Федора и Иоанна, разрушенные вскоре пожаром и возобновленные в 1675 г. Но уже в 1695 г. на их месте, на средства Петра I и Наталии Кирилловны, был выстроен каменный Вознесенский храм с отдельно стоящей колокольней46.

По обе стороны от монастыря сформировалась подмонастырная слобода, улицы которой начинались от монастырских ворот. От южных Святых ворот они вели к расположенному на территории Старого города общегородскому торгу, а также к броду через р. Каменку и дороге на Москву; от северных Водяных - к Большой улице и дороге на Ростов. В слободе проживало зависимое население, обслуживавшее монастырь. Она отличалась тесной и

44 Комплекс часовни и стены окончательно сформировались в XVIII и XIX вв. (соответственно). Все прежние деревянные постройки монастыря были уничтожены городским пожаром 1769 г. В 18131819 гг. построена каменная колокольня, в 1882 г. - Сретенская церковь, в 1880-1884 гг. - трапезная палата, в начале XX в. - здания церковно-приходской школы, настоятельского корпуса, кельи, сторожка. (КС.1628. Л.217 об.-219); [5. С. 167; 6. С. 185-190; 21. С.456].

45 Упразднен монастырь в начале XVIII в. (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Ч.1. Кн.462. КС.1628. Л.218-218 об.); [6. С. 186-190].

6 В первой половине XVIII в. появилась невысокая каменная ограда со Святыми воротами и декоративными башенками. В 1764 г. монастырь упразднен, а его храм стал приходским (КС.1628. Л.220-220 об.); [1. С.57-58; 6. С. 190-191; 24. С. 44].

плотной застройкой: дворы, сходной с посадскими длины, были в несколько раз уже, заполняя без разрывов весь уличный фронт.

I

Рис. 4. Икона Святой Евфросиньи Суздальской. 1700 г. (Фрагмент с изображением северных слобод, Ризположенского, Александровского и Покровского монастырей [Государственный владимиро-суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. СМ-250])

Замыкал Большую улицу стоявший на северной границе посада Спасо-Евфимиев монастырь. Основанный в середине XIV в. суздальскими и нижегородскими князьями, он долгое время оставался деревянным. После того, как в 1507 г. были обретены мощи основателя Евфимия, в монастыре развернулось каменное строительство. В 1507-1511 гг. сооружен первый каменный храм, ставший придельным к законченному лишь к 1594 г. Преображенскому собору. Также к XVI в. относится появление Успенской трапезной церкви (1525 г.) и звонницы (1531 -1691 гг.). Судя по описанию, приведенному в описи 1628-1629 гг., в монастыре в это время была еще одна каменная церковь, Похвалынская, а у собора -появился второй придел.

«В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимъев монастыр[ь] на монастыре соборная церьков Преображение господа бога и Спаса нашего Исуса Христа да в пределе чюдотворец Никола да другой предел во имя преподобного Еуфимья суздалского да другая церьков[ь] Похвала пресвятые богородицы церькви каменные трапеза каменная ж а в ней престол Успение пресвятые богородицы да в пределе мученик Деомид колоколница каменная а на колоколнице церков[ь] Рожество Иванна предотечи, ворота каменные Святые, на воротех церьков[ь] Благовещение пресвятые богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы; на монастыре 20 келей, а в них архиморит Порфирей да келарь старец Иосиф Трусов да 75 братов, на монастыре жь кел[ь]я болнишная а в ней 15 братов; около монастыря острог деревяной, на остроге двои ворота одни против Святых ворот, другия Водяные к реке х Каменке; в остроге же двор житной, двор конюшенной, да за острогом у Воденых ворот на берягу у реки Каменки монастырская пивоварня.»..

Часть келий были каменными уже в первой половине XVII века; часть, вместе с больничным корпусом при Никольской церкви, - в 1669 г. Архимандритские палаты и братский корпус

также относятся к XVII веку. В 1660 г. были поставлены новые тыновые стены с девятью башнями, а уже в 1664 г. они выстроены из камня с двенадцатью башнями. Тогда же у собора были выстроены западный и южный притворы. Надвратная Благовещенская церковь сооружалась в XVII-XVIII веках.47

Монастырь окружали слободы зависимого населения, характеризовавшиеся крайне плотной застройкой: при весьма протяженных и чрезвычайно узких участках, дворы шли сплошной линией вдоль уличного фронта. Уличная структура слободы связывала монастырь с важными направлениями. Единственная улица Скучиловой слободы начиналась от Большой улицы, напротив восточной монастырской стены (скорее всего, в более ранних монастырских укреплениях в этом месте существовали ворота) и выводила к дороге в Шую48. Вторая слобода - Новоселка49 выросла у северной монастырской стены, вдоль улицы, шедшей от р. Мжары до Большой, к дорогам на Ростов и Ярославль.

Самой ранней, вероятно, была слободская застройка, сложившаяся у южной монастырской стены, вдоль улицы от Святых ворот к Большой50. В 1655 г. по просьбе жителей и по благословению патриархи Никона у южной границы слободы на Большой улице были поставлены парные церкви - холодная Смоленской иконы Божьей матери и теплая Симеона Столпника. В 1696-1707 гг. стараниями архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря Исайи, келаря старца Нифонта с братию Смоленская церковь стала каменной51.

У Ризположенских ворот острога Большая улица образовывала небольшую площадь, от которой отходили еще две улицы. Первая устремлялась на северо-запад к переправе через Каменку и, через слободу Покровского монастыря, - к дороге на Москву. Этот район был облюбован зажиточными посадскими людьми, занимавшимися отъезжей торговлей. Их дворы, выделялись среди прочих не только своими размерами, но и обилием и разнообразием внутренних построек. Они группировались в центре улицы, у небольшой площади, где располагались две парные приходские клетские церкви: Варварская и теплая трапезная.

Обе церкви упомянуты в описях города первой четверти XVII века: «На Варварской стороне церковь приходная святые мученицы Варвары, древяна клецки да с трапезою Изосимы и Саватея Соловецких чюдотворцов строенье приходных людей.». К 1628 г. церковь Соловецких чудотворцев была перенесена в слободу Покровского монастыря, а на ее месте была выстроена новая теплая церковь с другим посвящением, у которой, в память о прежней, был устроен одноименный придел: «На Варварской стороне улица Варварская В той же улице церков[ь] святые мученицы Варвары другой храм теплой христовы мученицы

47 В 1865 г. к Преображенскому собору были пристроены паперть с северным приделом (КС.1628. Л.303-304); [6. С. 207-223; 21. С.458].

48 (РГАДА Ф. 1356. Оп. 1. Д.293, 294. План провинциального города Суздаля с принадлежащими к нему всеми землями и состоящими внутри окружной межи слободами: Скучиловой, Никольской, Андреевой, Борисоглебской и др., межевания 1773 г. (далее - План 1773 г.); Д. 296. План города Суздаля с поселенными при нем слободами (далее - План города Суздаля); Ф.383. Оп.1. Д.66. План земель возле Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря возле Суздаля. 1756 г. (далее - План 1756

г.)).

Было еще и одноименное село - Новоселки, располагавшееся у впадения р.Каменки в Нерль [23. С.185].

50 Эта территория показана на плане середины XVIII в. как монастырская, а на планах второй половины века - как посадская (План 1773 г.; РГАДА Ф. 1356. Оп. 1. Д. 295 План города Суздаля селитебной и огородной земли 1779 г. (далее - План 1779 г.); План города Суздаля; План 1756 г.).

51 В 1749 г. ветхая Симеоновская церковь была разобрана и выстроена из камня; в XVШ-XIX вв. поставлена колокольня. На планах 1750-х - 1760-х гг. Симеоновская (?) изображена напротив Святых ворот монастыря; а на проекте перепланировки 1788 г. - рядом со Смоленской церковью (План города Суздаля; РГАДА Ф. 1356. Оп. 1. Д. 297. Проектный план города Суздаля (далее - Проектный план); План 1756 г.); [25. №42; 21. С. 457; 1. С.77-79].

Екатерины да престол Изосимы и Саватия Соловецких чюдотворцов древяны клецки, а в церквах церковное строен[ь]е мирское.»52.

Другая улица от Ризположенских ворот вела на северо-восток, в район всполья у Симеона Летопроводца. В конце улицы в XVI веке стояла Симеоновская церковь, но после Смутного времени она запустела и уже недействующей упомянута в описях города первой четверти века: «Церков[ь] Семиона Столпника древяная вверх стоит бес пенья.»; «Да на вспол[ь]е церков[ь] Семиона Столпника клецки пуст.». К 1628 г. церковь исчезла. Митрополит Илларион перенес сюда с торговой площади деревянную Златоустовскую церковь с приделом Григория Богослова53. От церкви в северном направлении сложился дублер Большой улицы, который до Смуты был плотно застроен, однако в XVII в. совершенно опустел.

Восточный район посадских слобод также имел в своей основе веерную систему улиц, начинавшуюся от ворот острога. Участки посадских людей в этом районе подчас достигали колоссальных размеров - за счет огромных огородов и садов, выходивших на уличный фронт.

От Васильевских три улицы шли в восточном направлении: северная - к селу Красному, центральная и южная - к Васильевскому монастырю, а далее - к дороге на Нижний Новгород54. Монастырь здесь уже существовал в 1253 г.; но до середины XVII века все его строения оставались деревянными: «В Суздоле ж на посаде монастырь Васил[ь]я Кисарейского ограда древеная, а на монастыре церковь Василия Кисарийского древян вверх да другой храм теплой трех святителей Василия Великаго Григория Богослова Ивана Златоустого древян клетцки, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строен[ье] мирское, в келье игумен Исаия да пят[ь] келей братцких.». В 16621669 гг. на месте деревянной шатровой церкви был выстроен каменный собор Василия Великого, а рядом в конце XVII века - каменная трапезная Сретенская церковь; тогда же

55

стала сооружаться каменная ограда .

Непосредственно у стен монастыря выросла небольшая слобода, чья единственная улица проходила от Нижегородской дороги до моста через р. Каменку.

От юго-восточных Красных ворот острога две улицы выводили на берег Каменки. Южная -Козьмодемьянская (или Ярунова) - к ямской слободе, восточная - к мосту и дороге на Нижний Новгород. Единственный ансамбль приходских церквей этого района стоял у самой острожной осыпи, у устья р. Гремячки на месте древнего Козьмодемьянского монастыря. Основанный Иоанном I, епископом Ростовским и Суздальским в конце XII века, и впервые упомянутый незадолго до татарского нашествия, в 1213 г., монастырь был снова разорен в Смутное время. Парные клетские церкви Козьмодемьянская и Жен Мирроносиц упоминаются всеми описями первой трети XVII века. Наиболее подробное описание приведено в 1628 г.: «В Ярунове улице церков[ь] Козмы и Дам[ь]яна да другой храм теплой

52

Варварская церковь упразднена за ветхостью в 1737 г. В период между 1725-31 гг. епископ Иоаким построил при Варварской церкви каменную Похвалынскую церковь, в которой после 1737 г. устроены приделы - Варварский и Соловецких чудотворцев (КС.1617. Л.41 об.; КС.1622. Л.101 об.; КС.1628. Л.212 об.-213); [1. С.74-75].

53 В 1729 г. церковь была выстроена из камня; рядом в 1733 г. поставлена теплая каменная Введенская церковь, в 1799 г. ее разобрали и вместо нее надстроили второй этаж с Введенским престолом в Златоустовской церкви (несмотря на то, что по данным В.Д.Березина и В.Г.Добронравова теплая церковь существовала с 30-х гг. XVIII в., но на планах 50-х и 60-х гг., а также 1788 г. изображена только одна Златоустовская церковь) (КС.1617. Л.45; КС.1622. Л.107 об.; 1. С.66; План 1779 г.; План города Суздаля; Проектный план; План 1756 г.); [25. №42].

54 (План 1779 г.).

55 В XVIII в. построен братский корпус, в XIX в. - дом архимандрита (КС.1628. Л.355); [6. С. 225-226; 21. С.444].

жен мироносиц древяны клецки а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строен[ь]е мирское посацких людей.». 56

Напротив, на другом берегу Каменки, на Михайловой стороне57 располагалась ямская слобода. Ее единственная улица с ямским двором, дворами ямского приказчика и ямщиков шла по берегу реки в направлении Владимирской дороги. После Смутного времени слобода запустела. В 1628 г. здесь еще стояли парные клетские приходские церкви: «В Суздале ямская слобода на реке на Каменке а в неи церковь Михаила Архангила да другая церковь Фрола и Лавра древян клецки а в церквах образы и книги и свечи и риз[ы] и сосуды церковные и колокола и всякие церковное строенье мирское Михаиловы староны крестьяня ямщиков.».

Святые Фрол (Флор) и Лавр издавна считались покровителями домашних животных, в особенности - коней. Рядом был двор священника и бобыльские дворы на церковной и ямской землях. К 1642 г. церкви исчезли, а слобода запустела: «Володимерские ж ямские слободы придаточной отставленой ям в Суздоле блиско посаду за речкою за Каменкою.»

58

К югу от крепости через р. Каменку располагалось Введенское всполье59 (или Введенская сторона)60. До Смутного времени этот район был густо заселен, однако после Разорения застройка здесь возобновлялась медленно. Дворы по своим размерам значительно уступали дворам северных и восточных слобод.

Главная улица - Введенская, начиналась от переправы у Никольских ворот и выводила к дороге на Владимир. В центре, у устья р. Мжары стояли церкви Введенского монастыря. Он был основан в начале XIII века, в 1237 г. был разорен татарами, затем возобновлен. В XVI веке в нем были две деревянные клетские церкви: Введенская и трапезная Рождества Христова. После разорения монастыря в 1611 г., обе церкви и дворы причта запустели: «Церков[ь] Введение святые богородицы, да с трапезою церков[ь] Рожество Христово обе древяны клетцки стоят без пения, а у церкви Место поповское.». К 1628 г. исчезла трапезная церковь: «Введенской девичь монастырь пуст а на монастыре церковь Введения пречистые богородицы стоит без пения.». В память о монастыре митрополит Илларион перенес сюда с торговой площади деревянную Знаменскую церковь61.

Вторая улица этого района шла от переправы по берегу Каменки на запад, соединяя его с другим районом - «Дмитриевской стороной»62. Дмитриевский монастырь основан здесь в XI веке епископом Ростовским Исайей, устроившим подворье Киевского Печерского

56 В 1725 г. выстроена каменная церковь Козьмы и Дамиана с колокольней и с придельной церковью Жен Мирронисиц, вокруг устроена каменная ограда (КС.1617. Л.49 об.; КС.1622. Л.114 об.; КС.1628. Л.238 об.); [1. С.71; 12. С. 353; 26. С.119; 27. С.86].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 Местность названа по одноименному селу, где в XV в. существовал Михаило-Архангельский патриарший домовый монастырь [29. С.374].

58 Вновь активно заселяться этот район стал в XVIII в. Первой появилась Михаило-Архангельская церковь - сначала деревянная (изображена на плане 1756 г.), а в 1769 г. - каменная). Рядом в 1804 г. были построены каменные колокольня и теплая церковь Флора и Лавра, а в конце XIX в. -Александра Невского (РГАДА. Ф.1209. Оп.1.Ч.1. Кн.608. Писцовая книга Владимирской ямской слободы, составленная по наказу из Ямского приказа писцами кн. Василием Петровичем Кропоткиным и дьяком Игнатием Лукиным 1642 г.; Кн.265. Писцовая и межевая книга писцов Суздальской ямской слободы, составленная по грамоте из Ямского приказа писцами Михаилом Михайловичем Трусовым и подьячим Федором Витовтовым 1628 г. Л.326; План города Суздаля; Проектный план; План 1756 г.); [26. С.137; 1. С.90-91; 21. С.458-459].

59 «За рекою за Каменкою на вспол[ь]е Введенском сороку.» (КС.1622. Л. 92 об.).

60 (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Ч.1. Кн. 465. Переписная книга Суздаля писцов Поместного приказа ст. Степана Гавриловича Пушкина и подьячего Анисима Михайлова 1646 г. (далее - КС.1646) Л.52).

61 Знаменскую церковь в 1749 г. выстроена в камне, а в 1777 г. на средства купцов Зубковых рядом поставлены холодная каменная Ризположенская церковь с колокольней (КС.1617. Л.34 об.-35; КС.1622. Л.92 об.; КС.1628. Л.188); [1. С.67-68; 6. С. 174).

62 (КС.1617. Л.37 об.; КС.1628. Л. 189; КС.1646. Л.51).

монастыря с деревянной церковью Дмитрия (по другим сведениям, монастырь основан Ефремом, митрополитом Киевским). В 1238 г. монастырь был сожжен татарами, а затем восстановлен. В 1551 г. митрополитом Московским Макарием ему была пожалована деревня Мжара с угодьями.

После Смутного времени храмы монастыря некоторое время были приходскими: «На Дмитрееве стороне церков[ь] Димитрея Селунскова древена верх да с трапезою страстотерпца христова Егория, строение приходных людей.». К 1622 г. монастырь возобновлен и указан во владении Патриаршего дома: «Монастырь великог[о] государя святейшаго патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии ружной, а в нем церковь Дмитрея Селунского древян вверх, другой храм теплой страстотерпца христова Георгия, в келье игумен Федосей, две кельи братцких.». В 1690 г. выстроена новая просторная деревянная церковь Дмитрия Солунского с теплой Воздвиженской церковью и деревянной оградой с башенками и воротами.63

Монастырь контролировал западный отвилок Владимирской дороги, шедший к мосту через Каменку к Дмитриевским воротам крепости. По обе стороны Дмитриевского монастыря, по направлению дороги, сформировалась жилая застройка. Благодаря мосту весь район оказался в более выигрышном положении, нежели Введенский: дорога действовала как зимой, так и летом. Поэтому после Разорения застройка быстро возобновилась, а вся уличная система получила большее развитие, состоя из трех улиц-рукавов Владимирской дороги. Две из них, Дмитриевские,64 имели второстепенное значение, поскольку устремлялись к его слободе, уничтоженной в период Смуты. Третья улица - Щипачева65, подводила к мосту; где ее фланкировали 2 монастыря - Дмитриевский и Борисоглебский. На эту торную улицу в начале XVII века переместилась пушкарская слобода, заняв исконные посадские земли: «. а по скаске каменщыка Лучки Слугина под пушкари земля посадсцкая, а пушкарская слобода исстари бывала позади тое нынешние слободы»66.

От той же Владимирской трассы, на правом берегу р. Каменки сложился дублер Большой улицы. В северном направлении от моста отходила дорога, служа основой уличной структуры всех правобережных слобод. Она начиналась у Щипачевой улицы и сначала проходила через земли Борисоглебского монастыря, занятыми подмонастырной слободой с крошечными двориками зависимого населения. Монастырь уже в XVI веке принадлежал Суздальскому Архиерейскому дому, а возник, возможно, ранее. В 1628 г. все его строения были деревянными: «За рекою за Каменкою монастырь Борисоглебской архиепископа Иосифа Суждалского и Торусского, на монастыре церковь во имя Благовещение пресвятые богородицы, другой храм теплой Николы чюдотворца древяны клецки в церквах строенье прежних архиепископов.»67. Из двух улиц монастырской слободы, одна являлась частью дороги-дублера, а другая шла в перпендикулярном направлении - от монастыря к берегу Каменки.

Севернее, на той же дороге-дублере стояла церковь: «Слобода архиепискупля на реке на Каменке на Иванове горе а в ней церковь архангела Гавриила да Иванна Богослова древян верх стоит без пения.». В 1694 г. митрополит Илларион на свои средства перенес на ее место с другого берега Ильинскую церковь. Рядом в 1700 г. (на средства митрополита) была

63 Дмитриевская церковь выстроена в камне в 1751 г. (в 1803 г. был устроен придел царевича Дмитрия). Рядом в 1764-1773 гг. выстроена каменная теплая церковь Георгия Победоносца с приделом Тихвинской Богоматери. В 1809-1813 гг. на средства купца Титова выстроены каменная колокольня и ограда. Монастырь упразднен в первой половине XVIII в. (КС.1617. Л.37 об.; КС.1622. Л.96; КС.1628. Л.191 об.-192); [1. С.60-65; 6. С. 170; 12. С.22].

64 «Улица Димитреевъская. В другой Дмитровской улице.» (КС.1628. Л.191, 192 об.).

65 (КС.1628. Л.193 об.).

66 (КС.1622. Л.97 об.-98).

67 В начале XVIII в. он был упразднен. В 1747 (49?*) г. выстроена каменная Борисоглебская церковь при более ранней теплой церкви Святителя и Чудотворца Николая, рядом поставлена колокольня (КС.1628. Л.201 об.-202); [1. С.55-56; 6. С. 169-170; 21. С.444].

выстроена новая деревянная Богословская церковь68. На них была ориентирована единственная улица разросшейся вокруг домовой слободы, отличавшейся такой же тесной застройкой крошечными двориками, что и предыдущая Борисоглебская. Севернее начинался запустевший после Смутного времени район «от Андреевского лугу»69; чья единственная улица совпадала с трассой дублера.

Далее дорога-дублер проходила между Андреевской слободой архиепископа Суздальского (на западе) и Кожевной слободой (на востоке), притягивая улицы обеих слобод. Кожевная слобода располагалась по обоим берегам реки, обе ее улицы имели одностороннюю застройку, проходя у самой воды. Правобережный центр слободы отмечали парные церкви: «В Кожевной слободе храм во имя Богоявление господа нашего Исуса Христа, другой храм теплой во имя Иванна предотечи древяны клецки, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье приходных людей.».70

Центр слободы архиепископа был отмечен церквями, оставшимися от Андреевского монастыря, основанного в XIII веке и разграбленного в 1611 г. В 1628-1629 гг. церкви значатся приходскими: «Слобода архиепискупля на Андрееве стороне за рекою за Каменкою, а в ней церковь во имя Андрея первозваннаго древян клецки, другой храм теплой Петра и Павла верховных апостал древена клетцки строен[ь]я мирское приходных людей.». В конце XVII века на их месте сооружены каменные Тихвинская церковь с теплым приделом Андрея Первозванного, а рядом - шатровая колокольня71.

Обе слободы были чрезвычайно плотно застроены, но по занимаемой площади дворы Кожевной, принадлежавшие посадским людям, были в несколько раз больше дворов домовой слободы. Застройка посадской слободы тяготела к берегу реки, а домовой - к уличному фронту.

Дальше дорога-дублер входила во владения Покровского монастыря, основанного в 1364 г. князем Андреем Константиновичем, который выстроил деревянную церковь с тем же посвящением. Главные каменные здания появились при Василии III: Покровский собор (1510-1514 гг.), колокольня (нижняя часть сооружена в 1515 г., а верхняя в XVII веке), каменные кельи (первая четверть XVI века), Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518). В 1551 г. на месте деревянной поставлена Зачатьевская трапезная церковь на высоком подклете со звонницей. Состояние монастыря в 1628 г. зафиксировала опись города: «В Суздале ж на посаде Покровскои девич[ь] монастырь, на монастыре церков Покров пречистые богородицы да в пределе Василей Париискии да теплая церков[ь] Зачат[ь]е святые Анны да под колоколы Произхождение чеснаг[о] креста да на Святых воротех церков[ь] Благовещен[ь]е пречистые богородицы да в пределе собор архангила Михаила да Живоначалные тройцы церкви каменые половина ограды монастыря каменая а другая половина деревяная. В монастыре же тритцат[ь] сем[ь] келеи а в них игумен[ь]я Елена да келарь старица Еупраксея да сто дватцат[ь] девят[ь] стариц.». В течение столетия каменное строительство продолжилось: приказная изба и поварня стали каменными в конце XVII века, житный двор - в 1651-90 гг., тогда же начали сооружать каменную ограду72.

По ходу дороги-дублера вытянулась подмонастырная слобода Никольская на Морковке73, на территории которой трасса, как и в северной части суздальского посада, носила название

68 В 1744 г. на средства прихожан сооружена каменной Ильинская церковь, а в 1771 г. -Богословская. (КС.1628. Л.207 об.-208); [1. С.68-70].

69 «По другую сторону за рекою за Каменкою города от Ондреевского луга дворы.»; «По другую сторону города от Андреевског[о] лугу дворы.» (КС.1617. Л.39; КС.1622. Л.98).

70 В 1703 (1739?*) г. стала каменной Предтеченская, а в 1775 (1781?*) - Богоявленская церковь (КС.1617. Л.40 об.; КС.1622. Л.100; КС.1628. Л.198 об.); [1. С.55; 21. С.466-467].

71 (КС.1628. Л.138 об.); [6. С. 194-195; 21. С.466; 1. С.79-80].

72 В XIX в. стали каменными богадельня и монашеские кельи (КС.1628. Л.320 об.-321); [6. С. 195-206; 21. С. 460-461].

73 (КС.1628. Л.321).

Большой улицы74. Она пересекала слободу насквозь с юга на север, проходя мимо важнейших объектов. В центре слободы на ней стояли слободских клетские церкви -Никольская и теплая Соловецких чудотворцев (в 1694 г. вместо них на средства Покровского монастыря была сооружена каменная Петропавловская церковь)75. Далее Большая улица проходила под стенами самого Покровского монастыря и выводила к броду через р. Каменку на Ростовскую дорогу.

С юга и севера слободу ограничивали две поперечные улицы: участок дороги из Суздаля на Москву и улица Засорина76 (которая вела из монастырского села Сельцы к броду на Ростовскую дорогу). Параллельно Большой на территории слободы сложилось еще две улицы. Одна шла по западной границе слободы; вторая - Проезжая77, ближайшая к Каменке, начиналась у площади с парными приходскими храмами перед монастырскими Святыми воротами и выводила к дороге из Суздаля на Москву.

Вся территория слободы отличалась самой плотной застройкой, сравнимой лишь с районом центральной крепости. Крошечные по размерам дворы с небольшими, чрезвычайно узкими огородами (а часто - и без них) примыкали друг к другу, выделяя уличный фронт. На их фоне размерами и застройкой выделялись дворы монастырского причта, расположенные по фронту Большой улицы у стен монастыря.

Заключение

Детальное рассмотрение объемно-пространственного состояния Суздаля в XVII веке позволяет сделать заключения общего характера.

В XVII веке прежняя объемно-пространственная моноцентричная композиция Суздаля сменилась полицентичной. Оборонительные сооружения города еще подчеркивали его изначальный центр - кремль. Высокие валы посадской линии были подчинены центральной крепости, чья деревянная часть в середине века была еще дополнительно усилена. Но с городскими укреплениями визуально активно соперничали стены многочисленных монастырей, расположенных вокруг земель посада.

Внутри кремля, у стен белокаменного собора, все еще размещались главные административные сооружения не только города, но и уезда. Скопление церковных ансамблей отмечало новый центр города - торговую площадь, которая повлияла даже на расположение церквей на территории крепости (вдоль обращенной к торгу стороне). Кроме основной своей функции - центра экономической жизни города, торг являлся административным центром тяглой части города и уезда.

Основное направление для формирования Суздаля задавала Владимирско-Ростовская дорога, носившая название Большой улицы. На неукрепленной территории у нее сложилось два дублера - по тяглым и обеленным землям, связывавшие отдельные районы крупного, рассредоточенного города в единое целое.

Рядовая затройка каждого района отличалась своеобразием. В крепости она была очень плотной: хотя большое число дворов пустовало, но их крошечные участки, не имея свободных пространств, были тесно застроены осадными клетями. Напротив, застройка неукрепленных посадских слобод была экстенсивной и рассредоточенной. В этих районах по уличному фронту постройки встречались лишь изредка. В основном трассу улицы ограничивали заборы, окружавшие гигантские по размеру участки, практически полностью занятые садами и огородами. Район острога по плотности застройки занимал

74 «В той же слоботке в Болшой улице от манастыря идучи по правую сторону.» (КС.1628. Л.322 об.).

75 В Петропавловской церкви в 1845 был устроен придел св. Митрофана; в 1712 г. была сооружена каменная теплая Никольская церковь с приделом св. Алексея (устроен супругой Петра I, Евдокией Лопухиной). (КС.1628. Л.321); [1. С.74, 6. С. 185].

76 (КС.1628. Л.329 об.).

77 (КС.1628. Л.345).

промежуточное положение: в глубине кварталов еще оставались свободные территории, но сами дворы были небольшой площади, образуя сплошной фронт строений вдоль улиц, сгущавшийся к торговой площади.

Крупные монастыри, окруженные развитыми слободами, сами представляли как-бы город в миниатюре. Их слободы по плотности застройки соперничали с территорией крепости: хотя дворы имели расположенные в глубине огороды, но неимоверно узкий поперечник участков делал застройку по уличному фронту чрезвычайно плотной. Линию улиц также подчеркивали сосредоточенные в передней части двора жилые строения, образуюшие фронт построек практически без разрывов. Сами монастыри, изобиловавшие каменными и деревянными сооружениями - соборами, теплыми церквями, колокольнями и многочисленными жилыми и хозяйственными строениями, окруженные оградами с башнями и святыми воротами, не уступали городскому центру по силуэтности, разнообразию и плотности застройки, подчеркивали пульсацию полицентричного ансамля.

В целом можно заключить, что сложная планировочная и объемно-пространственная структура Суздаля XVII века была детерминирована феодальной системой земельных владений. Последняя обуславливала полицентричность городского плана, которую выявляли вертикали оборонительных сооружений, церковно-монастырских ансамблей и административных комплексов, пульсация рядовой застройки, а также уличная структура Суздаля.

Литература

1. Добронравов В.Г., Березин Е.Д. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып.3. - Владимир, 1896.

2. Историко-статистические сведения о некоторых местностях Владимирской губернии. -Владимир, 1901.

3. Смирнов А.В. Материалы для истории Владимирской губернии. - Вып. 2. - Владимир, 1903.

4. Караваева Е.М. Градостроительное развитие Суздаля: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. - МАРХИ, 1966.

5. Ушаков Н.Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. -Владимир, 1913.

6. Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев Польской. - М., 1983.

7. Седов В.В., Седова М.В. Древний Суздаль. Археологическое исследование. // Вестник АН СССР. - 1983. - №1 - С.130-138.

8. Седов В.В. Исследования в Суздале // Археологические открытия 1970. - М., 1971 - С.87.

9. Седова М.В. Суздаль в X-XV веках. - М., 1997.

10. Седова М.В., Беленькая Д.А. Окольный город Суздаля. В кн.: Древнерусские города. - М., 1981. - С.95-115.

11. Седова М.В., Беленькая Д.А., Громова Н.И., Сабурова М.А., Яковлева Т.Ф. Раскопки в Суздале. // Археологические открытия 1977. - М., 1978. - С.82-83.

12. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. Т. I. - М, 1961.

АМ!Т 1 (18) 2012

13. Мазур Л.Д. Городские укрепления Суздаля в XVII в. // Архитектурное наследство. - М., Ц^Бв, 2011. - №55.

14. Смирнов А.В. Материалы для истории Владимирской губернии. - Вып.3. - Владимир, 1904.

15. Опись городов, которые ведомы в Розряде 1678 г. В кн.: Акты Исторические собранные и изданные археографической комиссией. Дополнения. Т.^. Прибавления. - СПб., 1875 -С. 219-342.

16. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. Т. II. - М., 1962.

17. Вагнер Г.К. Суздаль. - М., 1969.

18. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV- начала XVI в. Т. I. - М., 1952.

19. Караваева Е.М. Градостроительное развитие Суздаля. // Сборник исследований по истории архитектуры и градостроительства. Под. ред. А. В. Бунина и Н. И. Брунова. Вып.1. - М., 1964. - С.147-182.

20. Топографическое описание Володимирской, Суздальской, Переславской-Залесской и Юрьевской-Польской провинции городов в 1760 годах. // Ежегодник Владимирского Губернского Статистического Комитета. Т.Ш. - Владимир, 1880. - С.59-93.

21. Памятники истории и культуры Владимирской области. - Владимир, 1996.

22. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. - М., 2002.

23. Федоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале. В. кн.: Сокровища Суздаля. - М., 1970. - С.176-189.

24. Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - М., 1857.

25. Полное собрание законов Российской империи. Книга чертежей и рисунков. (Планы городов). Собрание первое. - СПб, 1839.

26. Воскресенская летопись. ПСРЛ. Кн^И. - СПб., 1856.

27. Типографская летопись. ПСРЛ. Кн. XXIV. - СПб., 1921.

28. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и домашний быт. - М., 1978.

29. Веселовский С.Б. Феодальное землевладение Северо-Восточной Руси. Т.1. Ч.1-2. - М.-Л, 1947.

References

1. Dobronravov V.G., Berezin Е.D. Istoriko-statisticheskoe opisanie cerkvej i prihodov

Vladimirskoj eparhii [Historical and statistic description of churchs and parishes of Vladimir Eparchy]. Issue 3, Vladimir, 1896.

2. Istoriko-statisticheskie svedenija o nekotoryh mestnostjah Vladimirskoj gubemii [Historical and statistic information about some plases of Vladimir province]. Vladimir, 1901.

3. Smirnov A.V. Materialy dlja istorii Vladimirskoj gubernii [Materials for the history of Vladimir province]. Issue 2, Vladimir, 1903.

4. Karavaeva E.M. Gradostroitel'noe razvitie Suzdalja. (Kand. dis.) [The townplanning development of Suzdal. (Cand. Dis.)]. Moscow, 1966.

5. Ushakov N.N. Sputnik po drevnemu Vladimiru i gorodam Vladimirskoj gubernii [The fellow-traveller about ancient Vladimir and the towns of Vladimir province]. Vladimir, 1913.

6. Voronin N.N. Vladimir, Bogoljubovo, Suzdal', Jur'ev Pol'skoj [Vladimir, Bogolyubovo, Suzdal, Juriev Polskoy]. Moscow, 1983.

7. Sedov V.V., Sedova M.V. Vestnik AN SSSR [The bulletin AS USSR]. Moscow, 1998, no. 1, pp. 130-138.

8. Sedov V.V. Arheologicheskie otkrytija 1970 [The archeological discoveries 1970]. Moscow, 1971, p.87.

9. Sedova M.V. Suzdal' vX-XV vekah [Suzdal in X-XV-th centuries]. Moscow, 1997.

10. Sedova M.V., Belenkaia D.A. Drevnerusskie goroda [Ancient Russian towns]. Moscow, 1981, pp.95-115.

11. Sedova M.V., Belenkaia D.A., Gromova N.I., Saburova M.A., Yakovleva T.F. Arheologicheskie otkrytija 1977 [The archeological discoveries 1977]. Moscow, 1978, pp.82-83.

12. Voronin N.N. Zodchestvo Severo-Vostochnoj RusiXII-XV vv [Architecture of the North-Eastern Russia XII-XV centuries]. Vol. I, Moscow, 1961.

13. Mazur L.D. Architecturnoe nasledstvo [Architectural inheritance]. Moscow, 2011, no. 55.

14. Smirnov A.V. Materialy dlja istorii Vladimirskoj gubernii [Materials for the History of the Vladimir province]. Issue 3, Vladimir, 1904.

15. Akty Istoricheskie sobrannye i izdannye arheograficheskoj komissiej [The historical acts, which were collected and published by the archeographic commission]. Additions. Vol.IX,

St. Petersburg, 1875, pp. 219-342.

16. Voronin N.N. Zodchestvo Severo-Vostochnoj Rusi XII-XV vv [Architecture of the North-Eastern Russia XII-XV centuries]. Vol. II, Moscow, 1962.

17. Vagner G.K. Suzdal' [Suzdal]. Moscow, 1969.

18. Akty social'no-jekonomicheskoj istorii Severo-Vostochnoj Rusi konca XIV- nachala XVI v. [Acts of social-economical history of the North-Eastern Russia of the end XII - the beginning XV centuries]. Vol. I, Moscow, 1952.

19. Karavaeva E.M. Sbornik issledovanijpo istorii arhitektury i gradostroitel'stva [The collection of researches in the history of architecture and townplanning]. Iss. 1, Moscow, 1964, pp.147-182.

20. Ezhegodnik Vladimirskogo Gubernskogo Statisticheskogo Komiteta [Annual of Vladimir government statistic committee]. Vol. III, Vladimir, 1880, pp.59-93.

21. Pamjatniki istorii i kui'tury Vladimirskoj oblasti [The monuments of history and culture of Vladimir district]. Vladimir, 1996.

22. Stefanovich P.S. Prihod i prihodskoe duhovenstvo v Rossii vXVI-XVII vekah [Parish and parish clergy in Russia in X-XV-th centuries]. Moscow, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Fedorov A. Sokrovishha Suzdalja [The treasures of Suzdal]. Moscow, 1970, pp.176-189.

24. Tihonravov K. Vladimirskij sbornik. Materialy dlja statistiki, jetnografii, istorii i arheologii Vladimirskoj gubernii [Vladimir's collection. The materials for statistic, ethnography, history and archeology]. Moscow, 1857.

25. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Kniga chertezhej i risunkov. (Plany gorodov). Sobranie pervoe [Complete Collection of Laws of the Russian Empire. The book of drawings and paintings. (Plans of cities). The Collection first]. St. Petersburg, 1839.

26. Polnoe sobranie Russkih Letopisey [Complete Collection of Russian chronicles]. Book VII, St. Petersburg, 1856.

27. Polnoe sobranie Russkih Letopisey [Complete Collection of Russian chronicles]. Book XXIV, St. Petersburg, 1921.

28. Rabinovich M.G. Ocherki jetnografii russkogo feodal'nogo goroda. Gorozhane, ih obshhestvennyj i domashnij byt [Essays on the Ethnography of the Russian feudal city. Citizens, their social and family life]. Moscow, 1978.

29. Veselovskiy S.B. Feodal'noe zemlevladenie Severo-Vostochnoj Rusi [The feudal landpossessioin of the North-Eastern Russia]. V. I, Part.1-2, Moscow-Leningrad, 1947.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Л.Д. Мазур

Канд. арх., доц. каф. «Основы архитектурного проектирования», Московский архитектурный институт (государственная академия) e-mail: lyudmila mazur@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR L. Mazur

PhD in Architecture, ass. prof., chair "Bases of Architectural Planning", Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia e-mail: lyudmila mazur@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.