Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ПОДГОТОВКЕ СБОРНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ УНИВЕРСИТЕТА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ПОДГОТОВКЕ СБОРНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ УНИВЕРСИТЕТА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ (ФУТЗАЛ) / СТУДЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА УНИВЕРСИТЕТА / ПЛАНИРОВАНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плешаков А.А., Жемчуг Ю.С., Шадрин А.С., Харин С.В.

Цель исследования - оценить эффективность планирования тренировочных нагрузок в подготовке сборной студенческой команды университета по мини-футболу (футзалу). Методика и организация исследования. Научный анализ проводился в период с сентября 2021 года по май 2022 года, в котором приняли участие студенты 1-4-го курсов Московского политехнического университета, являющиеся членами сборной команды университета по мини-футболу (футзалу). Планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки в подготовке сборной студенческой команды университета по мини-футболу было направлено на достижение высоких показателей подготовленности; повышение уровня знаний основ тренировки; эффективное применение контрольных испытаний, обеспечивающих оценку подготовленности спортсменов. Результаты исследования и выводы. Подбор физической нагрузки в мини-футболе (футзале) регулируется с учетом возраста, пола, уровня подготовленности, а также индивидуальных особенностей развития организма. Результаты проведенных исследований показали, что эффективность соревновательной деятельности в мини-футболе (футзале) обуславливается умелым планированием объема и интенсивности тренировочной нагрузки при непосредственном соблюдении и контроле ее параметров в подготовительном и соревновательном периоде годичного тренировочного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Плешаков А.А., Жемчуг Ю.С., Шадрин А.С., Харин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING TRAINING LOADS IN THE PREPARATION OF THE UNIVERSITY COMBINED STUDENT TEAM IN MINI-FOOTBALL

Objective of the study was to evaluate the effectiveness of planning training loads in the preparation of the university student team in mini-football (futsal). Methods and structure of the study. The scientific analysis was carried out in the period from September 2021 to May 2022, in which 1st-4th year students of the Moscow Polytechnic University, who are members of the university's mini-football (futsal) team, took part. Planning the volume and intensity of the training load in the preparation of the university student team in mini-football was aimed at achieving high levels of preparedness; increasing the level of knowledge of the basics of training; effective use of control tests that provide an assessment of the preparedness of athletes. Results and conclusions. The selection of physical activity in mini-football (futsal) is regulated taking into account age, gender, level of fitness, as well as individual characteristics of the development of the body. The results of the research showed that the effectiveness of competitive activity in mini-football (futsal) is determined by skillful planning of the volume and intensity of the training load with direct observance and control of its parameters in the preparatory and competitive period of the annual training cycle.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ПОДГОТОВКЕ СБОРНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ УНИВЕРСИТЕТА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ»

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ПОДГОТОВКЕ СБОРНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ УНИВЕРСИТЕТА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 13.09.2022 г.

Информация для связи с автором: a.a.pleshakov@mospolytech .ru

А.А. Плешаков1

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.С. Жемчуг2 А.С. Шадрин3 С.В. Харин1

1Московский политехнический университет, Москва

2Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Нижний Новгород

3Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

PLANNING TRAINING LOADS IN THE PREPARATION OF THE UNIVERSITY COMBINED STUDENT TEAM IN MINI-FOOTBALL

A.A. Pleshakov1

PhD, Associate Professor Yu.S. Zhemchug2 A.S. Shadrin3 S.V. Kharin1

1Moscow Polytechnic University, Moscow

2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod 3Russian university sport (SCOLIPE), Moscow

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - оценить эффективность планирования тренировочных нагрузок в подготовке сборной студенческой команды университета по мини-футболу (футзалу).

Методика и организация исследования. Научный анализ проводился в период с сентября 2021 года по май 2022 года, в котором приняли участие студенты 1-4-го курсов Московского политехнического университета, являющиеся членами сборной команды университета по мини-футболу (фут-залу). Планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки в подготовке сборной студенческой команды университета по мини-футболу было направлено на достижение высоких показателей подготовленности; повышение уровня знаний основ тренировки; эффективное применение контрольных испытаний, обеспечивающих оценку подготовленности спортсменов.

Результаты исследования и выводы. Подбор физической нагрузки в мини-футболе (футзале) регулируется с учетом возраста, пола, уровня подготовленности, а также индивидуальных особенностей развития организма. Результаты проведенных исследований показали, что эффективность соревновательной деятельности в мини-футболе (футзале) обуславливается умелым планированием объема и интенсивности тренировочной нагрузки при непосредственном соблюдении и контроле ее параметров в подготовительном и соревновательном периоде годичного тренировочного цикла.

Ключевые слова: мини-футбол (футзал), студенческая команда университета, планирование, тренировочная нагрузка.

Abstract

Objective of the study was to evaluate the effectiveness of planning training loads in the preparation of the university student team in mini-football (futsal). Methods and structure of the study. The scientific analysis was carried out in the period from September 2021 to May 2022, in which 1st-4th year students of the Moscow Polytechnic University, who are members of the university's minifootball (futsal) team, took part. Planning the volume and intensity of the training load in the preparation of the university student team in mini-football was aimed at achieving high levels of preparedness; increasing the level of knowledge of the basics of training; effective use of control tests that provide an assessment of the preparedness of athletes.

Results and conclusions. The selection of physical activity in mini-football (fut-sal) is regulated taking into account age, gender, level of fitness, as well as individual characteristics of the development of the body. The results of the research showed that the effectiveness of competitive activity in mini-football (futsal) is determined by skillful planning of the volume and intensity of the training load with direct observance and control of its parameters in the preparatory and competitive period of the annual training cycle.

Keywords: mini-football (futsal), university student team, planning, training load.

Введение. В игровых видах спорта, в том числе и мини-футболе (футзале) тренеру студенческой сборной команды достаточно трудно регламентировать тренировочную нагрузку в процессе выполнения игровых упражнений [2]. Наиболее рациональным подходом является структурирование параметров нагрузки на протяжении всего периода обучения в вузе,

обеспечивающей постепенное улучшение спортивной формы игрока и команды в целом [5].

Проблеме планирования тренировочной нагрузки посвящено достаточно большое количество работ специалистов [1, 3, 4], однако существуют значительные противоречия в трактовке подбора и варьирования основных ее параметров.

26

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

Быстрота, сила нервных процессов (бег на 30 м) 130-

Теппинг-тест за 10 с 114,2

Прыжок в длину

Взрывная сила (прыжок вверх)

110

Скоростная выносливость (теппинг-тест за 60 сек)

113,8

Максимальная сила (динамометрия)

Общая выносливость (Гарвардский степ-тест)

Силовая выносливость (разгибание рук в упоре лежа за 30 сек)

—♦— Исходный уровень Я Конечный уровень Динамика показателей физической подготовленности игроков сборной студенческой команды университета по мини-футболу (футзалу) (%)

В этой связи представленное противоречие актуализирует проблему рационализации системы планирования тренировочной нагрузки в подготовке сборной студенческой команды университета по мини-футболу (футзалу).

Цель исследования - оценить эффективность планирования тренировочных нагрузок в подготовке сборной студенческой команды университета по мини-футболу (футзалу).

Методика и организация исследования. Научный анализ проводился в период с сентября 2021 года по май 2022 года. В исследовании приняли участие студенты 1-4-го курсов Московского политехнического университета, являющиеся членами сборной команды университета по мини-футболу (футзалу). Планирование объема и интенсивности тренировочной нагрузки в подготовке сборной студенческой команды университета по мини-футболу было направлено на достижение высоких показателей подготовленности; повышение уровня знаний основ тренировки; эффективное применение контрольных испытаний, обеспечивающих оценку подготовленности спортсменов.

Результаты исследования и их обсуждение. За время проведения обследования были выявлены положительные изменения показателей физической подготовленности (см. рисунок).

Показатели быстроты снизились на 1,8%, это объясняется тем, что обследование проводилось после соревнований. Изменения в показателях скоростной выносливости не наблюдается. Далее показатели имеют положительный прирост. Величина прироста общей выносливости увеличилась на 10%. Несколько больше увеличился показатель взрывной силы и составил 13%. Показатель максимальной силы увеличился на 13,8%. Наибольший прирост имеет показатель развития силовой выносливости, он увеличился на 26%.

Анализ технико-тактических показателей соревновательной деятельности игроков сборной студенческой команды университета по мини-футболу (футзалу) позволил установить, что наименьший прирост наблюдаемых нами показателей был обнаружен в количестве результативных передач. Этот показатель увеличился на 11,7%. Несколько более значимое улучшение было обнаружено в изменении показателей игры в защите. Здесь улучшение составило 20,7%. Также положительные изменения были обнаружены в показателях эффективной остановки мяча и нападения, что составляет соответственно 40,4% и 36%. Наиболее положительный результат был получен в показателе полезности действий, улучшения которого составили более 50%.

Высокий прирост технико-тактических показателей, по нашему мнению, говорит о положительном влиянии применяе-

мых тренировочных нагрузок в практике подготовки игроков сборной студенческой команды университета по мини-футболу (футзалу).

Обобщая полученный материал, необходимо констатировать, что объем и интенсивность тренировочных средств подготовки игроков сборной студенческой команды университета по мини-футболу (футзалу) в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла должен постоянно увеличиваться. При этом характерно, что весьма целесообразным считается дозировать тренировочную нагрузку в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла с учетом индивидуальных особенностей спортсменов и их игрового амплуа.

Вывод. В результате анализа исследуемых данных мы пришли к выводу, что оптимизация структуры и содержания тренировочных нагрузок позволяет игрокам сборной студенческой команды университета по мини-футболу (футзалу) выйти на высокий уровень подготовленности, который соответствует требованиям современной игры.

Литература

1. Алиев Э. Г. Мини-футбол (футзал): учебник / Э. Г. Алиев, С. Н. Андреев, В. П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 549 с.

2. Губа В. П. Оценка сформированности компетенций в базовых игровых видах спорта при изучении студентами программного материала / Д. В. Губа, М. В. Зайнетдинов, А. В. Родин и др. // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 3. - С. 107-109.

3. Губа В. П. Теория и методика мини-футбола (футзала) / В. П. Губа. -М.: Спорт, 2016. - 199 с.

4. Плешаков А. А. Анализ эффективности тренировочных нагрузок на учебно-тренировочных сборах футболистов 12-13 лет / А. А. Плешаков, А. В. Орлов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 215-218.

5. Полозов А. А. Мини-футбол: новые технологии в подготовки команд / А. А. Полозов. - М.: Библиотека индустрии футбола, 2007. -186 с.

References

1. Aliev E.G., Andreev S.N., Guba V.P. Mini-futbol (futzal) [Mini-football (futsal)]. Textbook. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2012. 549 p.

2. Guba D.V., Zainetdinov M.V., Rodin A.V. et al. Otsenka sformirovan-nosti kompetentsiy v bazovykh igrovykh vidakh sporta pri izuchenii studentami programmnogo materiala [Evaluation of the formation of competencies in basic game sports in the study of program material by students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 3. pp. 107-109.

3. Guba V.P. Teoriya i metodika mini-futbola (futzala) [Theory and methodology of Mini-futbol (futsal)]. Moscow: Sport publ., 2016. 199 p.

4. Pleshakov A.A., Orlov A.V. Analiz effektivnosti trenirovochnykh nagru-zok na uchebno-trenirovochnykh sborakh futbolistov 12-13 let [Analysis of the effectiveness of training loads at the training camps of football players aged 12-13 years old]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 5 (159). pp. 215-218.

5. Polozov A.A. Mini-futbol: novyye tekhnologii v podgotovki komand [Futsal: new technologies in team training]. Moscow: Biblioteka industrii futbola publ., 2007. 186 p.

№12 • 2022 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.