8. Матузов Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 293 с.
9. Проблемы судебного права / Н. Н. Полянский, М. С. Строгович, В. М. Савицкий, А. А. Мельников. М.: Наука, 1983. 224 с.
10. Стари лов Ю. Н. Институт административного судопроизводства в системе административно-правового регулирования: политико-правовое измерение проблемы / Ю. Н. Старилов // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2003. С. 117 - 146.
11. Туманова Л. В. Проблемы единства судебного процесса: учеб. пособие / Л. В. Туманова, В. В. Харитошкин. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. 96 с.
12. Хаманева Н. Ю. Теоретические проблемы административно-правового спора / Н. Ю. Хамане-ва // Гос-во и право. 1998. № 12. С. 29 - 36.
13. Щеглов В. Н. Иск о судебной защите гражданского права / В. Н. Щеглов; под ред. Г. Л. Осо-киной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 168 с.
Поступила 16.02.04.
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ПРОЦЕСС
Т. В. КУЗЬМЕНКО, кандидат социологических наук
Особенности современной ситуации в России требуют анализа концептуальных подходов к планированию семьи как особому социальному явлению и создания научно обоснованной концепции планирования семьи.
Сам термин «планирование семьи» первоначально использовался для обозначения социального института, призванного удовлетворять потребность общества в сохранении определенной численности населения и поддержании соответствующего уровня рождаемости, т. е. направленного на управление репродуктивными процессами на определенной территории [12, с. 369]. Сейчас под планированием семьи понимают также внутрисемейный процесс — определение времени рождения детей и их количества в семье [12. С. 369]. В любом случае это область особых человеческих, общественных отношений, которые регулируются установленными правилами, моральными нормами, нравственными принципами.
Данный институт сформировался в
конце XIX — начале XX в., когда заговорили о проблеме перенаселенности на Земле. Одним из первых на нее указал Томас Мальтус. На протяжении XX в. многими учеными и исследователями приводились данные об ускоренном росте населения планеты и истощении природных ресурсов. Правительства, прежде всего развивающихся стран, опираясь на призывы неомальтузианцев к отказу от рождения ребенка для повышения благополучия в отдельной семье [23], пытались снизить рождаемость. Однако уже в 80-е гг. начало подвергаться критике отношение к планированию семьи как к средству изменения характера воспроизводства и подъема уровня жизни населения [27]. Мы считаем, что пути естественного уменьшения рождаемости следует искать не в обязательном распространении противозачаточных средств, а в интенсивной индустриализации названных регионов.
Решение проблемы нехватки природных средств существования также возмож-
© Т. В. Кузьменко, 2004
65
ио не только за счет сокращения числа «едоков». Человеку необходимо изменить стратегию отношений с биосферой, отказаться от многих своих потребностей, которые ведут к чрезмерной эксплуатации природного потенциала. В скором времени у людей действительно не будет иного выхода, кроме создания «экологического» общества, «...отказавшегося от антропоцентризма, исповедующего аскетические идеалы, где духовные ценности доминируют над материальными» [15, с. 56].
Кроме того, в 90-е гг. XX в. в ряде научных работ доказывается иная перспектива демографических процессов: прекращение прироста населения Земли. По некоторым данным, за 30 лет человечество в последний раз удвоит свою численность и на этом воспроизводство замедлится [7]. Скоро население станет постоянным, что будет сопровождаться постарением общества. Исследователь А. С. Дриккер на основе собственной гипотезы о связи названного расширенного воспроизводства со значительным темпом информационного ускорения делает заключение, что с появлением современных мощных средств передачи информации, в частности компьютерных сетей, «принципиально меняется система коммуникаций, интенсификация которых уже никак не связана с плотностью населения. Новая культура, возможно, создаст условия, в которых миллиарды граждан постоянно будут сменяться не столь многочисленными, но все более ценными, самостоятельными индивидами» [13, с. 40 — 41]. Действительно, когда человечество перестанет расти, ему понадобятся «более качественные» умы. Люди должны подняться на более высокую ступень интеллекта и совершенным мышлением восполнить количественные потери.
Первыми с этой новой проблемой — снижением рождаемости, депопуляцией — столкнулись развитые страны. Учеными в поисках причин сокращения рождаемости разрабатывались различные концепции. Согласно теории Дж. Колдуэлла изменения типа репродуктивного поведения зависят от преобразований в так называемой культурной суперструктуре семьи и ее окружения под воздействием «вестернизации». Термином «вестерииза-66
ция» оп обозначает процесс перенимания западного образа жизни с присущими ему атрибутами — образованием, средствами информации, ценностями, стереотипами поведения. «Ориентация в воспитании на внесемейную мораль, развитие в подрастающем поколении таких качеств, как способность к конкуренции, самостоятельность, подрывают систему, при которой неразделенная большая семья служит посредником в социально-экономических отношениях личности. Уменьшение экономической отдачи от детей вместе с ростом затрат на них приводит к радикальному изменению потока богатств. Он всецело направляется от родителей к детям, следовательно, исчезают побудительные мотивы к высокой рождаемости. Она начинает падать» [31, с. 27].
Изменения в репродуктивном поведении объясняются также теорией «культурных подпорок». Под ними подразумеваются «различные социальные и политические институты, которые общество или социальные группы могут использовать для влияния на репродуктивное поведение населения» [32, с. 404]. Согласно этой теории «на рождаемость влияют определенные факторы: социальный статус, религиозные, этнические, этические нормы и стандарты, особые власть и полномочия, определенные социальные правила, государственная политика» [32, с. 404]. Позднее появилась концепция институциональной суперструктуры, утверждающая, что причиной снижения уровня рождаемости являются «изменение агрегированного образца, независимый прогресс системы ценностей, направленной на удовлетворение индивидуальных интересов» [33, с. 527]. Таким образом, причины снижения рождаемости кроются в исторической смене роли семьи в обществе и функций детей в семье. Кроме того, этот процесс носит «глобальный, цивилизаци-ониый характер, общий для всех индустриально развитых стран, и неизбежно распространяется во всем мире по мере развития индустриализации» [5, с. 20].
В нашей стране контроль рождаемости долгое время исходил из того, что ограничение ее существует лишь постольку, поскольку есть некие внешние причины, препятствующие удовлетворению по-
требиости в очень большом числе детей. Подобная зависимость рождаемости от внешних неблагоприятных социально-экономических факторов выразилась в концепции «помех». Однако данные факторы (урбанизация, повышение уровня образования, трансформация функций семьи и др.) воздействуют не непосредственно, а преломляясь через сознание родителей.
В отечественной демографии заслуга перехода от изучения «помех» к исследованию объективных и субъективных мотивов репродуктивного поведения принадлежит Л. Е. Дарскому и В. А. Беловой. В дальнейшем это направление развивалось в работах В. А. Борисова, А. И. Антонова и др. Начиная с 1970-х гг., в демографии и социологии складывается теория, основным положением которой стало признание исторически изменяющейся потребности в детях. Соединяя психологический, демографический и социологиче-
и
скии подходы, теория доказывает, что «се
и
мья планирует число детей исходя из внутрисемейных ориентаций и потребности каждого из супругов в детях» [22, с. 232]. Согласно ей наблюдается «разделение между прошлыми условиями жизни, в которых проходила социализация индивида и формировалась его индивидуальная потребность в детях, и текущими, которые могут способствовать реализации имеющейся потребности в детях, а могут тормозить ее удовлетворение» [1, с. 33]. По мнению А. Г. Волкова, снижение рождаемости обусловлено перемещением места потребности в детях в иерархии потребностей личности: она оказалась потесненной иными запросами [9, с. 153].
Анализируя концепцию изменения потребности в детях, В. В. Бойко указывает, что ослабление данной потребности не причина уменьшения рождаемости, а только часть механизма современного репродуктивного поведения. Свою точку зрения он изложил в концепции потребности личности в достижении резонанса между своей внутренней культурой и культурой общества. Она проявляется в том, что «индивид стремится овладеть теми потенциальными возможностями достижений, которые как бы заложены всем ходом развития общества в
различных видах жизнедеятельности (профессиональная работа, пользование жильем, получение образования, культурно-образовательный и развлекательный досуг, общественная работа, приобретение товаров длительного пользования и т. д.)» [4, с. 156]. Способ удовлетворения этой потребности и поддержания ее на определенном уровне — сознательное ограничение размеров семьи. Здесь рождаемость выступает как переменная культуры.
Мы считаем, что снижение рождаемости отчасти стало результатом изменений в ценностях людей, отношениях государства и отдельной семьи, наличия в них приоритета личных интересов. Тенденция к распространению индивидуализма зародилась в развитых странах в начале XX в. с приходом «современного западного общества», которое К. Поппер характеризовал как общество, «высоко ценящее мир и предлагающее значительную свободу выбора», «в котором можно мыс-
о
лить и действовать ответственно», где господствуют «личная свобода и сосуществование без насилия» [18, с. 7, 8]. В нашей стране переход от существовавшего в ней, по мнению К. Поппера, закрытого общества с его «табу, жестко регулирующими все стороны жизни», к открытому обществу с чертами «индивидуальной инициативы и самоутверждения» [18, с. 236] начался лишь в конце XX в. Это привело к появлению нового индивидуализма, который породил такие негативные факторы, как наличие отказных детей, социальных сирот, внебрачная рождаемость, бесплодие, проблемы со здоровьем детей, разводы, конфликты между родителями и детьми, между старшими и младшими детьми и т. д. Распространение этих со-
о
циальных противоречии стало в свою очередь одной из причин депопуляции.
Здесь уместно привести слова немецкого философа А. Шопенгауэра: «То упоительное восхищение, какое объемлет мужчину при виде женщины соответствующей ему красоты, суля ему в соединении с нею высшее счастье, это именно и есть тот дух рода, который, узнавая на челе этой женщины явный отпечаток рода, хотел бы именно с нею продолжать последний» [30, с. 92]. Отталкиваясь от этого высказыва-
67
ния, мы можем предположить, что если дух рода не соединяет мужчину с некой женщиной, то, возможно, она не обладает определенными положительными необходимыми для рода качествами. Аналогично можно сказать и в отношении человечества как социальной общности, которая уменьшается, поскольку характеризуется плохими социальными и психологическими качествами. Поэтому следует задуматься о качестве новых поколений: увеличение количества людей, больных физически и психологически, приведет к деградации пусть даже многочисленного общества.
Для более полного анализа феномена планирования семьи нужно рассмотреть его как внутрисемейный процесс. В литературе оно определяется как процесс принятия супружеской парой решения о величине семьи, в частности о числе детей в ней, и как деятельность, способствующая реализации этих решений [12]. Подобный план семьи имеет свою цель — рождение желанных детей или избежание нежелательной беременности, объем и сроки — определенное количество детей, появление их в тот момент, когда созданы наилучшие условия. Формирование плана происходит в зависимости от репродуктивных мотивов и установок супругов. В демографии репродуктивный мотив трактуется как «психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению личных целей экономического, социального и психологического характера через рождение определенного числа детей» [12, с. 368], а репродуктивная установка — как «предрасположенность личности, определяющая согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей» [12, с. 369].
В реализации плана состоит суть репродуктивного поведения, которое включает действия, «опосредующие рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака, связанные с осуществлением полного репродуктивного цикла, с последовательной сменой репродуктивных событий, либо препятствующие наступлению каждого звена репродуктивного цикла» [12, с. 369]. Кроме того, в плаииро-68
вание семьи входит и генеративное поведение, которое предполагает «уход за детьми, их воспитание и обучение» [12,
с. 369].
Тот факт, что потребность в рождении ребенка начинает формироваться уже в детстве, юности, а не только после заключения брака, позволяет намного шире обозначить границы процесса планирования семьи. Основные ориентиры постепенно утверждаются задолго до создания семьи, когда молодой человек усваивает ценности в родительской семье, выбирает будущего партнера. Этот этап выбора супруга очень важен, поскольку человек решает, что именно с этим партнером он желал бы воспитывать своих детей.
Существуют различные теории, объясняющие причины предпочтения того или иного партнера и описывающие факторы, которые влияют на желание иметь ребенка. В зависимости от ориентации на те или иные качества поиск может происходить в соответствии с теориями дополняющих потребностей или выбора по сходству. Согласно первой человеку для брака желателен партнер с качествами, которых нет у него самого, но он хотел бы их иметь, т. е. супруг, способный удовлетворять нереализованные потребности. Вторая теория обосновывает тезис, что люди вступают в брак с себе подобными, а не ищут спутников жизни более низкого качества. При этом женщины высокого качества увеличивают производительность мужчин высокого качества, и наоборот. «Выбор по сходству является оптимальным, когда признаки являются взаимоза-меняющими, так как партнеры высокого качества в первом случае усиливают, а во втором — компенсируют друг друга» [3, с. 128]. Иногда молодые люди высказывают чрезмерные требования к достоинствам будущего супруга.
Особенность современного добрачного поведения — резкое возрастание ожиданий и требований молодоженов не только друг к другу, но и к семейной жизни. «Ценностью становится не просто наличие семьи (как у всех), а вступление в брак именно с любимым человеком, с тем, кто выбран самостоятельно и по личным качествам» [19, с. 62]. Однако, столкнувшись с реальной жизнью, молодые люди
могут разочароваться в браке, в любви, в или компромисса потребностей супругов
своем супруге, что может обернуться конфликтами в семье, ее распадом. Подобные процессы особенно тяжело сказываются на состоянии родившихся детей либо вообще препятствуют их появлению, что в итоге снижает рождаемость в стране. Мы считаем, что молодежи при выборе брачного партнера необходимо осознавать
всю важность и серьезность последствии собственного решения, быть готовой взять на себя ответственность друг перед другом, перед обществом и, прежде всего, перед ребенком за создание семьи, своего дома.
Таким образом, планирование семьи начинается на этапе матримониального добрачного поведения, процесс принятия решения о рождении ребенка — с принятия решения о выборе будущего супруга и родителя для своих детей.
Формирование и реализация планов
и
относительно рождения детей происходят на каждом новом этапе жизни семьи. В
и
этой связи следует рассмотреть суще
ствующую градацию стадии ее развития. Согласно мнению исследователя семьи А. И. Антонова, эти стадии определяются «стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака» [17, с. 322]:
«1-я стадия — бездетность, предроди-тельство. Ее рамки определяются заключением брака и рождением первенца.
2-я стадия — репродуктивное роди-тельство. Стадия репродуктивного родительства включает в себя репродуктивный цикл семьи, который может быть полным, если повторяемость репродуктивных событий охватывает последовательность коитус — зачатие — роды, и неполным, если цикл сводится к коитусу с успешным применением контрацепции, не допускающим зачатие либо роды.
3-я стадия — социализациопиое ро-дительство. Эта стадия начинается с рождения ребенка и заканчивается его вступлением в брак, рождением внука. Т. е. в третьей стадии может несколько раз повторяться вторая стадия.
4-я стадия — прародительство» [17,
с. 323].
На стадии предродительства идет поиск средств достижения совместимости
в детях. Каждый из них имеет свои представления относительно числа детей в семье, и при вступлении в брак им приходится адаптировать собственные планы, согласовывать их. Формированию плана рождения ребенка, устраивающего обоих супругов, способствует прежде всего наличие в браке согласия, устойчивых отношений. По мнению А. Н. Волковой, в число переменных, определяющих совместимость и согласие супругов, входят различные по своей природе факторы: «отношение супругов к ценностям общества, материальным и духовным потребностям, к смыслу жизни, отношение к семье и детям, характер, от которого зависит общительность, сотрудничество, уживчи-
и
вость, удовлетворенность иитимнои жизнью с брачным партнером» [10, с. 122]. Согласно теории конфликтности В. А. Сы-сенко «устойчивость брака зависит от согласованности и удовлетворенности потребностей супругов во взаимопомощи, сотрудничестве, кооперации и психической поддержке» [25, с. 28]. Автор указывает, что в дружных семьях наблюдается максимальное слияние потребностей супругов.
По мнению Л. И. Савинова, на совме-
и
стимость, устойчивость семьи заметно воздействуют семейные ценностные ориентации супругов. «Семейные ценности оказывают влияние друг на друга. Чем
и
существеннее взаимосвязь ценностей, тем крепче целостность семьи, тем гармоничней она развивается. И наоборот, чем ниже степень их взаимозависимости, чем больше их автономность, тем сильнее опасность, что семья станет нестабильной, неполной,
и
односторонней в ценностных ориентаци-ях и далекой от гармоничного состояния» [19, с. 13]. С точки зрения совместимости семейных ценностей и ценностных ориентиров Л. И. Савинов выделяет семьи: «1) в которых этим ценностям отдается приоритет; 2) где личные ценностные ориентации имеют для супругов более высокую значимость по сравнению с ценностями семьи; 3) имеющие различные ценностные ориентации, когда один из супругов отдает предпочтение личным, а другой — семейным ценностям; 4) в которых определенное время может сохра-
69
пяться паритет семейных и личных ценностей; 5) с „плавающими" ценностями, то есть с преобладанием в одни периоды ценностей семьи, а в другие личных» [19, с. 14]. Однако исследователь не исключает, что «при благоприятных общих условиях между противостоящими ценностями возможен баланс, устраивающий обе стороны. Иногда стремление супругов достичь одну ценность служит способом достижения и другой ценности (например, в прошлом появление детей означало не только воплощение ценности родства, но нередко и достижение экономических
целей)» [19, с. 22].
Наличие согласованности между супругами способствует единению их взглядов на сроки рождения и число детей в семье, на применение контрацепции. В свою очередь обсуждение ими вопроса о ребенке и подготовка к его рождению являются одним из основных факторов стабильности семьи. «Ошибаются те, кто думает, что ребенок всегда приносит счастье, укрепляет брак и сближает супругов. Все это так, если он желанен, если муж и жена готовы к его появлению и если этому соответствуют условия их жизни. Иначе ребенок может окончательно разрушить и без того непрочный брак. Партнеры должны отдавать себе отчет в том, что, став родителями, они берут на себя большую ответственность. С рождением ребенка им придется отказаться от многого: свободы, развлечений, путешествий, поездок, от многих желаний, которые теперь невозможно осуществить, т. к. надо заботиться о новом члене семьи. Если оба родителя хотят ребенка, им будет намного легче выполнять свои обязанности» [26, с. 83]. Неготовность к рождению ребенка может привести в будущем к плохому обращению с ним, к противоречиям в отношениях как между родителями и детьми,
так и между мужем и женой, к их разводу-
Мы считаем, что будущим родителям необходимо ответственно подходить к принятию решения о рождении ребенка. Сознательное, самостоятельное решение будет способствовать их более ответственному подходу к родительским обязанностям. По нашему мнению, любовь и взаимное уважение мужа и жены, ответствен-
70
ное отношение к семейным ценностям определяют, насколько будет сильным желание иметь ребенка, насколько детально и открыто репродуктивные планы будут обговариваться и обсуждаться супругами, а их планы и ценности смогут измениться и сблизиться. Кроме того, будущие родители смогут «сбалансировать» требования каждого из них к условиям и уровню образования и воспитания детей, их представления о будущих качествах ребенка.
Однако иногда рядом с искренним стремлением дать жизнь новому человеку существует множество других, менее оправданных мотивов: желание иметь ребенка часто является всего лишь стремлением испробовать способность к деторождению или быть хозяином такого рода «собственности», достичь самоудовлетворения. Мы полагаем, что рождение ребенка не должно рассматриваться родителями как средство для достижения каких-то целей, даже чисто психологического характера. Супруги, желающие иметь детей, должны учитывать степень готовности к родительству, повышать ее, чтобы использовать свои силы и знания в качестве средства для реализации желания и права ребенка жить в наилучших условиях.
Естественно, решение должно приниматься с учетом интересов ребенка, того, благоприятны ли условия в семье, в обществе для его жизни и развития. Оценивая внешние условия, родители должны, прежде всего, определить, подходят ли они для будущего развития ребенка. Причем именно к окружающей среде должны применяться такие критерии, как желаниость и здоровье, а не к самому ребенку. Это указывается многими общественными организациями, которые цель планирования семьи видят в рождении только желанных и здоровых детей. Возможно, поэтому распространено мнение об аборте как одном из средств для защиты не столько личных интересов женщины, сколько ребенка от той неблагоприятной материальной, социально-бытовой, экологической обстановки, в которой он вынужден был бы расти. На наш взгляд, следует не допускать избавления от ребенка, если условия нежелательны и нездоровы, а стараться исправлять и улучшать сложившиеся
обстоятельства. Новейшие научные исследования в области эмбриологии и перинатальной психологии также позволяют говорить об осуждении аборта и допустимости применения в отношении неродившегося ребенка понятия «человеческое достоинство». Возможно, принятие этой нравственной нормы будет способствовать осуждению и запрету аборта, аналогично тому, юнсзакрепление понятия о самоценности человека, по мнению А. П. Скрип-пика, способствовало в свое время осуждению инфантицида [21, с. 211].
В ходе обсуждения плана о рождении детей супруги осуществляют и выбор средств контрацепции. Современные репродуктивные технологии могут существенно отразиться на трансформации и реализации совместных планов мужа и жены. Например, при бесплодии в прежние времена потребность иметь ребенка была бы не реализована. Кроме того, все большее совершенствование репродуктивных методик, появление искусственного оплодотворения, абортивных таблеток позволяют супругу формировать и осуществлять планы о рождении детей независимо от согласия брачного партнера. Однако наличие желания родить ребенка только у одного из супругов может привести в будущем к неравному участию родителей в его воспитании. Полагаем, что от решения вопроса о выборе контрацептива могут зивисеть будущее отношение родителей к ребенку, психологическая атмосфера в семье.
Отсутствие согласия, конфликтность при обсуждении решения о рождении ребенка сказываются и на его будущем здоровье. «Такие дети чаще и раньше нуждаются в искусственном вскармливании. Истощение или ослабленность здоровья будущей матери приводит к нарушению кровообращения мозга плода. Новорожденные в конфликтных семьях более подвержены различным вредным воздействиям, чаще болеют. Дети из неблагополучных семей нередко отличаются низким уровнем познавательной деятельности и социальной активности» [4, с. 118].
Изучение влияния запланированно-сти и подготовленности к рождению ребенка на его последующее развитие про-
водится психологом и психотерапевтом А. И. Захаровым. Он считает, что «состояние психики ребенка в будущем зависит от того, как были настроены родители на их [детей] появление вообще и как мальчиков, и как девочек в частности; вовремя ли они родились, и легко ли это удалось; ослаблены или здоровы с самого начала; соответствовали ли ожиданиям и требованиям родителей; какая атмосфера была в семье, и насколько нервными были сами родители» [14, с. 9]. Ученый рекомендует родителям реально перестроить неблагоприятно сформировавшиеся установки и отношения и серьезно, с чувством ответственности подготовиться к рождению ребенка. Иначе нежеланность, преждевременность беременности и несоответствие пола ожиданиям родителей порождают эмоциональное неприятие детей. Помимо того, случайные, «вынужденные», лишние и промежуточные дети более уязвимы в своем развитии, и вина здесь полностью лежит на родителях, еще не успевших стать таковыми с общечеловеческой, гуманистической точки зрения.
Итак, стадию предродительства открывает фаза адаптации планов супругов, формирования общего плана. Затем наступает фаза репродуктивного родитель-ства, подготовки к появлению первенца, т. е. к зачатию, вынашиванию беременности, рождению ребенка. Наступает непосредственная реализация планов семьи. Однако эта фаза подготовки может отсутствовать, когда факт беременности уже налицо. Из-за неправильного или нерегулярного применения контрацепции преждевременное наступление беременности не оставляет будущим родителям времени на подготовку. Мы считаем, что она не должна начинаться непосредственно перед зачатием, наступлением беременности. Готовность к воспитанию ребенка должна формироваться постепенно. Уже изначально у супругов должно быть чувство любви друг к другу, в них должна быть заложена любовь к детям, чтобы случайное наступление беременности стало лишь приятной неожиданностью.
Этап подготовки очень важен для будущего ребенка, прежде всего для его здоровья. По мнению ряда врачей, рождение здорового ребенка «связано не
71
столько с осложнениями беременности и родов, сколько непосредственно с периодом зачатия. Следовательно, основная задача современной репродуктивной стратегии состоит в том, чтобы устранить неблагоприятные факторы, препятствующие нормальному созреванию гамет, оплодотворению, раннему (доимплантациоиному) развитию» [16, с. 79]. Целесообразно в связи с этим выделить специальную проблему — гигиены зачатия, или пери-коицептологии. Последняя должна стать частью направления по созданию научно обоснованных рекомендаций, соблюдение которых не только увеличивает вероятность зачатия, ио и максимально гарантирует рождение полноценного ребенка.
Медики советуют будущим родителям грамотно применять контрацепцию, чтобы не допустить вынужденного аборта, отрицательно сказывающегося на здоровье женщины и детей. Кроме того, указывается на необходимость устранения влияния вредных факторов по месту работы и проживания, несбалансированного питания и чрезмерной физической нагрузки уже в период, предшествующий беременности. Ведь именно в первые недели, когда, скорее всего, еще не известно, что беременность наступила, плод особенно подвержен неблагоприятным воздействиям.
Таким образом, ответственное отношение к принятию решения о рождении ребенка требует учета фактора состояния здоровья самих супругов, их образа жизни. Подготовка к рождению должна начинаться с восстановления и укрепления именно его. Причем забота о своем здоровье, прежде всего репродуктивном, важна как для женщин, так и для мужчин, поскольку они в равной мере определяют состояние генофонда нации. Мы считаем, что развитие андрологии наравне с гинекологией нужно рассматривать как национальную стратегию в области репродукции, ибо права мужчин на охрану его репродуктивного здоровья должны быть также защищены.
Обязательность ответственного отношения к этапу репродуктивного родитель-ства, периоду беременности подтверждается и данными перинатальной психологии. Эта научная дисциплина фактиче-
72
ски формирует одну из первых глав общей психологии, «...призвана выявить и научно объяснить тонкие механизмы психической жизни человека в пренатальной фазе и процесс восприятия информации от матери, а через мать и от окружающего мира, закрепления этой информации в памяти неродившегося ребенка» [6, с. 5]. Изучению развития плода в данный период, его взаимосвязи с матерью посвящена работа французского психолога Т. Верни «Скрытая жизнь ребенка до его рождения». Он утверждает, что личность человека формируется задолго до его появления на свет. Мысли, переживания, ощущения матери «передаются» ребенку. Он не только чутко воспринимает, но и навсегда запоминает их. Эти впечатления обусловливают в дальнейшем характер, поведение человека. «Ребенок достаточно точно определяет, что думает и чувствует его мать, остро ощущает ее отношение к себе. Любящие и имеющие хороший эмоциональный контакт со своим ребенком матери рожают более уверенных в себе и более защищенных детей. Матери несчастные, подавленные или неуверенные в своей любви к ребенку рожают детей, более подверженных неврозам, поскольку их личность формировалась в обстановке страха и беспокойства. Привязанность к неродившемуся еще ребенку представляет собой лучший способ охраны его здоровья. Все, что произойдет в дальнейшем, будет накладываться на пережитое в этот период» [8, с. 13]. Поэтому на названном этапе родители могут реализовать свои планы в отношении будущих качеств ребенка. Однако это влияние на внутренний мир нерожденного ребенка должно быть очень осторожным и тактичным.
В период беременности будущие родители должны охранять права и интересы ребенка, обеспечить наилучшие предпосылки для его развития, создать спокойную культурно обогащенную среду вокруг неродившегося малыша.
После рождения первого ребенка происходит трансформация планов о появлении следующего ребенка. Отчасти эти изменения связаны с состоянием первенца. По мнению А. И. Захарова, одним из условий появления следующих детей в семье должно быть наличие благоприят-
ной обстановки для психического развития первенца. Об этом часто забывают, в то время как психологически планируемое рождение второго ребенка — важный фактор безопасности психического развития первенца. В первую очередь это относится к мальчику, достигшему трех-четырехлетнего возраста. «Неизбежное переключение любви и заботы матери на вновь появившегося ребенка в семье все-
и
гда в той или инои степени задевает чувства старшего мальчика. В его детском представлении „измена" матери не может оправдываться чувством долга, обязанности, принципом сострадания или альтруизма, поскольку эти моральные характеристики еще не получили развития в данном возрасте. Несколько меньше опасностей для психического здоровья ребенка представляет ситуация, когда первенец — девочка, поскольку ее чувства и любовь в 3 — 5 лет обращены главным образом на отца. Но и тогда могут возникнуть проблемы. Одна из них — отец конфликтует с дочерью из-за ее похоже-
и
сти на мать, у которой много недостатков, с точки зрения отца» [14, с. 7]. На основе этого А. И. Захаров делает вывод о большей целесообразности рождения второго ребенка, когда старшему исполнилось 5 лет. В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) мальчики начинают ориентироваться преимущественно на отца, отождествляя себя с ним как представителем мужского пола.
Если старшая — девочка, то, отождествляя себя с матерью по признаку пола, она скорее будет воспринимать рождение младшего как естественное для матери событие. По мнению психолога, «менее благоприятным, но своего рода компромиссным вариантом можно считать появление младшего, когда старшему 1,5 — 2 года. Последний еще не успел развить свои чувства любви к матери и не будет так ревностно воспринимать появляющегося эмоционального конкурента в семье» [14, с. 8]. Безусловно, эта схема — обобщение. Тем не менее все изложенное типично, а не представляет исключение в семейной системе взаимоотношений, и лучше родителям учесть это заранее, чтобы потом не думать, как лучше помочь своему эмоционально расстроенному ребенку.
Таким образом, на стадии социализа-циоппого родительства формируются планы о рождении последующих детей. Если в течение фертилыюго периода жизни супругам не удалось полностью реализовать потребность в детях, то «по мере взросления собственных детей она может актуализироваться на внуках и племянниках» [4, с. 157].
Во многом стиль воспитания на стадии социализационного родительства зависит от желанности или нежеланное™ ребенка, его запланироваиости, готовности родителей к его рождению. Помимо этих факторов на его социализацию влияет и количество детей в семье. Наличие братьев и сестер способствует более открытому отношению к миру, развитию чувства сопереживания, осознанию взаимных обязанностей. Однако и родители единственного ребенка при определенных усилиях могут воспитать в нем подобные качества. Возможно, покажутся вполне оправданными меры государства по увеличению числа детей в семье. Но необхо-
о
димость нескольких детей для их адекватного воспитания должна быть осозна-
о
на самими родителями, воити в их систему ценностей. Иначе внешнее давление будет малоэффективным.
Итак, рассмотрение планирования се-
о
мьи в качестве внутрисемеииого процесса позволяет понимать его как процесс принятия супружеской парой решений о создании семьи, ее величине, в частности о числе детей, и как деятельность, способствующую реализации этих решений. Формирование планов супругов относи-
и
телыю детей и их осуществление начинаются еще на этапе выбора брачного партнера и могут изменяться или закончиться на каждой из стадий жизни семьи.
На всех этапах могут возникнуть те или иные проблемы — социальное сиротство, аборты, конфликтность в семье, снижение рождаемости и др. Результаты
и
внутрисемейного планирования, личного решения супругов проявляются в виде негативных тенденций в обществе. Изучение их с целью устранения происходит в теории социальной работы. При рассмотрении поведения человека в репродуктивной сфере вполне применим один из теоретических подходов социальной ра-
73
боты — психолого-ориентироваииый подход. Он признает «огромную роль прошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми» [24, с. 55]. Основная идея другого
подхода — бихевиоралыю-когнитивиого заключается в утверждении, что «поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его посредством различного рода стимулов. Большинство приобретают опыт, воспринимая и осмысливая получаемые впечатления, копируя поведение друг друга» [24, с. 56]. Гуманистический подход исходит из «необходимости для нормального существования человека самостоятельно думать и действовать, возможности свободы, обеспечения гуманитарных отношений, выбора конструктивного сотрудничества» [24, с. 57]. Планирование семьи — очень ответственная работа, требующая согласия, взаимного уважения и терпимости в отношениях между членами семьи, чтобы вовремя избежать ошибок и конфликтов.
Планирование семьи представляет последовательную смену этапов в процессе становления супругов как ответственных родителей. Но многие родители просто не осознают обязанность выполнять свой долг по отношению к ребенку либо стремятся переложить ее на общество, коллектив, государство, социальные институты. Однако непонимание того, что истинная свобода достигается только при признании максимальной ответственности, как раз и приводит к различным семейным проблемам и отрицательным факторам, потрясающим общество.
Супруги, понимающие свою ответственность, стараются лучше подготовиться к родительству, получить дополнительную информацию. Многие из них уже выбирают не «свободу от», а «свободу для» и используют все имеющиеся средства и методики для реализации родительских способностей. Именно раскрытие человеческих сущностных сил, согласно Э. Фромму, и есть добро, а ответственность за стремление к этому — добродетель. По мнению Э. Фромма, забота о самих себе не исключает, а предполагает
74
заботу о других, человеческую коммуникацию. Забота родителей о реализации собственных человеческих качеств и способностей и выражается в полноценной заботе об удовлетворении потребностей ребенка, его развитии. Причем реализация супругами своих воспитательных и экономических потенциалов должна ставить целью не демонстрирование, какие они хорошие родители, а оказание ребенку психологической и материальной помощи. Будущие родители должны обладать достаточной духовной и эмоциональной зрелостью, быть готовыми отказаться от личных интересов, чтобы посвятить себя заботе о детях — этих всецело зависящих от них существах. Именно психологическая совместимость и взаимная любовь супругов позволят им справиться с этим [28].
«Любовь — это единственная сила, способная подорвать эгоизм изнутри» [2, с. 25]. Любовь к ребенку помогает человеку преодолевать многие трудности, так как она носит активный характер [28, с. 124]. По мнению Э. Фромма, «любовь — это деятельность, активность, а не пассивный аффект» [28, с. 121]. Для того чтобы стать настоящими родителями, недостаточно просто иметь детей. Нужно заботиться о них, постоянно уделять им максимум своего внимания, проявлять к ним уважение. Поэтому надо различать два состояния: иметь детей и быть родителями. «Любить — значит, прежде всего, давать, а не получать» [28, с. 122]. Настоящая любовь к детям всегда значит «заботиться, нести ответственность, уважать и знать» [28, с. 124]. В свою очередь общение с детьми, ответственность за их судьбу делают людей духовно богатыми, зрелыми, способствуют их наиболее гармоничному развитию.
При этом мы считаем, что самореализация в родительстве возможна и необходима как для женщины, так и для мужчины. Родительство может быть одинаково ценно для них, а иногда ценности ро-дительства для мужчины могут быть более значимыми, чем для женщины.
Как указывает психолог А. И. Захаров, инстинкт родительства развивается под влиянием стимулов и сигналов, поступающих от ребенка. Он выделяет ве-
дущие факторы, способствующие созреванию и проявлению инстинкта материнства в виде последующей заботы о детях и любви к ним: «выраженность инстинкта материнства и отцовства у прародителей и родителей, соответствующее генетическое влияние в сочетании со средовым воздействием в виде положительного опыта семейных отношений в детстве; чадолюбие, опосредованное конкретным желанием иметь детей; заранее планируемый день зачатия; первое шевеление плода; первый крик новорожденного; первое прикладывание к груди; первая улыбка ребенка в ответ на симпатию, доброжелательное, любящее отношение взрослых» [14,
с. 19 - 20].
Существует мнение о невозможности влияния некоторых из этих факторов на мужчин, и этим объясняется неодинаковое распределение между матерью и отцом обязанностей по уходу за ребенком. Действительно, опыт дородового девятимесячного сопереживания матери и ребенка может заложить основу более глубоких и тесных отношений между ними после его рождения, повышает у нее чувство ответственности за свое дитя, свое творение. Однако как объяснить случаи отказа женщин от ребенка после родов?
Мы считаем, и это подтверждается исследованиями в области перинатальной психологии, что участие отца во внутриутробной жизни ребенка может быть весьма существенным. Активное общение отца, ребенка и матери, обмен между ними определенными сигналами, знаками внимания, присутствие отца при родах могут стать базой одинаково крепких и глубоких отношений ребенка как с матерью, так и с отцом. Исходя из этого можно признать верным предположение, что «материнство — это потенциальная работа для мужчин в не меньшей степени, чем для женщин» [И, с. 174]. В то же время абсурдно ожидать «сглаживания» и одинаковости материнской и отцовской любви. Важно, чтобы та и другая были в одинаковой степени представлены в отношениях ребенка и родителей, т. е. чтобы каждый супруг самореализовал себя в роди-тельстве. Тогда можно ожидать изменений в нормах родительского поведения, со-
отношения значимости материнства и отцовства.
Отметим, что произошли изменения и в нормах контрацептивного, добрачного поведения. Достигнутые свобода в употреблении средств контрацепции и доступность аборта привели к снятию ограничений на внебрачные связи, поскольку они позволяют избежать рождения ребенка вне брака, вне семьи. В обществе стали считаться вполне допустимыми интимные отношения до и вне брака, если партнеры, используя контрацепцию, не допускают зачатия. Нормы добрачных отношений стали активно усваиваться молодежью, в том числе и подростками. Однако они недостаточно владеют правилами контрацептивного поведения. Им очень трудно принять то, что наряду с новыми правами у них появляются и новые обязанности. Неподготовленность современной молодежи к взрослой семейной жизни, неумение взять на себя ответственность приводят к множеству проблем.
Изложенное доказывает важность ответственного отношения к родительству и распространения подобной идеи среди населения. Но ответственность — это один из элементов свободы: наличие свободы выбора становится условием возникновения ответственности. Сам же свободный выбор реален при наличии альтернатив, доступных познанию. Поэтому степень ответственности повышается по мере развития общественных отношений, обеспечивающих личности возможность нравственного положительного выбора. Как указывает С. И. Голод, нравственность предстает «такой формой регуляции активности человека, которая учитывает всю сложность и многоплановость способов поведения... наряду с общими нормами поведения выделяет ситуативно-личност-ные предписания, выступающие как конкретный долг данного субъекта деятельности. Но эти предписания в реальной ситуации должны быть решены им самим, им же лично мотивированы, внутренне обоснованы для себя» [11, с. 131]. Другими словами, степень свободы и ответственности человека зависит от его морального уровня, способности к сознательной моральной ориентации и мотивации, что требует от него предвиденья результатов соб-
ствеииых решений и действий и знания объективных законов общественного развития.
Таким образом, чтобы усилить ответственное отношение к родительству, нужно предоставить супругам свободу в выборе семейной стратегии и принятии решения о количестве детей. Во-первых, необходимо, чтобы общество и государство признали одинаковую ценность достижения успеха как в профессии, так и в родите льстве. Соответственно этому следует создать и развить такую же социальную инфраструктуру для семьи в целом, которая существует для отдельного человека, работника, служащего, т. е. адаптировать к потребностям и возможностям родителей с детьми внешние условия отдыха, обслуживания на транспорте и в торговой сети, жилые и общественные здания и т. п.
Во-вторых, должны быть созданы условия для равного участия и реализации в родительстве как женщин, так и мужчин, т. е. приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие совмещение трудовых и семейных обязанностей для каждого из родителей. Кроме того, надо организовать систему родительского всеобуча для супругов, чтобы они смогли в будущем развить способности и таланты своих детей в соответствии с возрастающими требованиями со стороны общества, системы образования, производства, т. е. распространять идеи подготовленного и информированного родительства.
В-третьих, важно активизировать работу с подрастающим поколением, не просто предоставляя ему информацию и знания, а формируя ответственность. Большее значение должно придаваться воспитанию свободы, воли, сострадания, ответственности, чем познанию законов, что как раз характерно для русской нравственной философии [2]. Условием моральной свободы личности становится «постижение человеком смысла абсолютных ценностей, к числу которых русская этическая мысль относила, прежде всего, любовь, творчество, свободу и способность личности к моральному самоопределению наряду с пониманием своей ответственности» [2, с. 27]. Молодые люди, как будущие супруги и родители, должны принять
76
на себя ответственность за добрачные связи, создание семьи, рождение ребенка. Причем им необходимо осознать и обязанности друг перед другом, перед будущими детьми и обществом. Общество же должно помогать им делать свой выбор свободно и сознательно, утверждать установки на оптимальное репродуктивное поведение, воспитывать ответственность у каждого взрослого и молодого человека за собственное здоровье и здоровье будущих поколений.
При определении степени государственного влияния на репродуктивное поведение семьи надо учитывать, что все попытки добиться абсолютизации одной из сторон непродуктивны. Они ведут либо к полной потере контроля общества над поведением, либо, в конечном счете, к унификации мыслей и поступков, ущемлению личности. Определенный выход содержится в словах О. Конта: «Если естественный эгоизм многих индивидов соединен с уступками ради общества, то из этого разумного взаимодействия рождается общество, постоянно совершенствующееся экономически и морально» [29, с. 170].
Мы считаем, что в регулировании общественных отношений в сфере планирования семьи должно существовать признание взаимных требований, которое включает ответственность личности перед обществом и общества перед личностью. Современные специалисты по планированию семьи должны решить проблему противостояния эгоистического индивидуализма и супружеской любви, семейных и общественных ценностей в ситуации расширения возможностей выбора у молодежи. Конструктивно устранить этический конфликт в планировании семьи невозможно, если общество не будет культивировать чувство долга, ответственности за поведение, за судьбу близкого человека, будущее детей.
Таким образом, планирование семьи является социальным институтом, который содержит системы норм добрачного, репродуктивного, генеративного и контрацептивного поведения. В последние годы он начинает удовлетворять новую потребность общества в формировании и распространении идей ответственного роди-
тельства. Поэтому все меры государственной политики должны быть направлены на усвоение этих идей каждой семьей. Совместные усилия общества, государства и отдельной семьи позволят противостоять негативным явлениям в нашей стране (аборты, раннее начало половой жизни, подростковая беременность, юное материн-
ство, социальное сиротство, ухудшение состояния репродуктивного здоровья, заболеваемость болезнями, передающимися половым путем, бесплодие и т. д.). Подобные качественные изменения в обществе могут стать основой и для положительных количественных изменений в численности населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдеев А. А. Планирование семьи: теория и практика / А. А. Авдеев // Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. М., 1990. С. 28 — 57.
2. Александрова Р. И. Основы этики: учеб. пособие / Р. И. Александрова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. 92 с.
3. Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках / Г. Беккер // Женщина, мужчина, семья. М., 1994. С. 124 - 152.
4. Бойко В. В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. 2-е изд., перераб. и доп. /
B. В. Бойко. М.: Мысль, 1988. 237 с.
5. Борисов В. А. Депопуляция в России: причины и следствия, пути преодоления / В. А. Борисов // Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы: материалы к Рос. науч.-практ. конф. М., 1999. С. 15 — 24.
6. Брехман Г. И. Перинатальная психология: открывающиеся возможности / Г. И. Брехман // Сборник материалов Международной конференции «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997. С. 5 - 7.
7. Валентинов А. Кто на очереди — после «гомо сапиенс» / А. Валентинов // Рос. газ. 1998. 19 июня.
8. Верни Т. Уже личность! / Т. Верни // Лит. газ. 1982. 2 июня.
9. Волков А. Г. Семья — объект демографии / А. Г. Волков. М.: Мысль, 1986. 268 с.
10. Волкова А. Н. На пороге семьи / А. Н. Волкова. М.: Наука, 1989. 213 с.
11. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. СПб.: Петрополис, 1998. 272 с.
12. Демографический энциклопедический словарь / редкол.: Д. И. Валентей (гл. ред.) и др. М.: Сов. энцикл., 1985. 608 с.
13. Дриккер А. С. Человечество: информационный идеал / А. С. Дриккер // Человек. 2000. Хо 1. С. 37 - 45.
14. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А. И. Захаров. СПб.: Союз, 1998. 144 с.
15. Козлова М. С. Эволюционная судьба Homo sapiens / М. С. Козлова // Человек. 2000. Ко 1. С. 46 - 56.
16. Никитин А. И. Новая репродуктивная технология / А. И. Никитин // Природа. 1993. N° 7.
C. 79 - 85.
17. Основы социологии: курс лекций / отв. ред. А. Г. Эффендиев. М.: Знание, 1993. 384 с.
18. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. / К. Р. Поппер. М.: Феникс, 1992. Т. 1. 448 с.
19. Савинов Л. И. Семьеведсние: учеб. пособие / Л. И. Савинов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196 с.
20. Синельников А. В. Кто заинтересован в повышении рождаемости — государство или семья? / А. В. Синельников // Семья в России. 1995. X? 3 — 4. С. 58 — 70.
21. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. М.: Политиздат,
1992. 351 с.
22. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юрист, 1997. 424 с.
23. Современные проблемы контрацепции в России // Планирование семьи. 1994. j4? 3. С. 13 —
24. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. 427 с.
25. Сысенко В. А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: науч.-метод, пособие в помощь работникам соц. служб / В. А. Сысенко. М.: НИИ семьи, 1998. 112 с.
26. Текавич Б. Что женщина должна знать о себе: пер. со слов. / Б. Текавич. М.: Наука, 1990.
248 с.
27. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет / И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989. 559 с.
28. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. 432 с.
29. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер. с нем. / А. Швейцер; сост. и поел. А. А. Гусейнов; общ. ред. А. А. Гусейнова, М. Г. Селезнева. М.: Прогресс, 1992. 576 с.
30. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви / А. Шопенгауэр // Избр. произв. М., 1992. С. 83 - 104.
31. Caldwell J. The Mechanisms of Demographie Change in Historical Perspective / J. Caldwell // Population Studies. 1981. Vol. 35, № 1. P. 27.
32. Hull Т. H. Culture Influances on Fertility Decisions Styles / Т. H. Hull // Determinants of Fertility in Developing Countries / ed. by R. A. Bulatno, P. Lee. N. Y., 1982. Vol. 2. P. 404.
33. Lesthaegne R. On the Social Control of Human Reproduction / R. Lesthaegne // Population and Development Review. 1983. Vol. 9, JNb 3. P. 527 - 528.
Поступила 22.12.03.
Система образования, психология
СОВРЕМЕННАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Л. И. САВИНОВ, доктор социологических наук, И. Н. СЛАВКИНА, аспирант
Система образования — важнейший социальный институт, обеспечивающий воспитание, образование и обучение молодежи. Она служит основой социально-экономического развития любого государства, и без ее успешного функционирования, которое предполагает постоянное усовершенствование , невозможен прогресс социума. Сегодня, в условиях затянувшегося комплексного кризиса жизнедеятель-
ности российского общества, затронувшего самым серьезным образом сферу образования, существует острая необходимость активизации деятельности различных инстанций по интенсивному поиску путей преодоления ситуации «выживания».
Принципиально значимой органической частью системы образования является высшая школа. Вопросы реформиро-
© Л. И. Савинов, И. Н. Славкина, 2004