Научная статья на тему 'Планирование расследования насильственных преступлений против малолетних'

Планирование расследования насильственных преступлений против малолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
462
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федотов Игорь Славович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование расследования насильственных преступлений против малолетних»

И.С. Федотов,

кандидат юридических наук, доцент

ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МАЛОЛЕТНИХ

Учитывая, что сущность и содержание планирования расследования преступлений включает различные составляющие: цели, принципы, формы, этапы и т.д., в контексте данной статьи автор остановится только лишь на рассмотрении общих условий планирования расследования насильственных преступлениях, совершенных в отношении малолетних.

Исходя из общепринятого понимания условий планирования расследования преступлений, под условиями планирования расследования насильственных преступлениях, совершенных в отношении малолетних, следует понимать совокупность определенных обстоятельств, факторов, знаний и умений, делающую планирование возможным. Так, по мнению Н.П. Яблокова, «планирование любой криминалистической деятельности реально возможно лишь при ряде необходимых условий:

- наличии соответствующей исходной информации;

- должной оценке сложившейся криминалистической ситуации и реальных возможностях достижения планируемых целей;

- обеспечении четкой взаимосвязи и согласованности между отдельными планами (по каждому делу, материалу, экспертизе) и видами планирования (всего расследования, криминалистической операции, отдельного следственного и иного действия);

- строгом учете установленного законом и иными актами времени, отводимого на данный вид криминалистической деятельности» [1].

Применительно к планированию расследования насильственных преступлений, совершенных в отношении малолетних, с этим можно согласиться, если принять во внимание следующие обстоятельства. Во-первых, следственная ситуация определяется информацией как о расследуемом детонасильственном деянии (внешняя), так и об условиях, в которых производится расследование (внутренняя). К последней, без сомнения, относится информация о наличии у следователя или дознавателя в производстве других уголовных дел. Во-вторых, обеспечение взаимосвязи видов планирования в рамках одного уголовного дела скорее относится к принципам планирования (принцип системности), нежели к условиям. В-третьих, обращает на себя внимание отсутствие в приведенном перечне указаний на ресурсы, которыми располагает следователь или

дознаватель по каждому делу (за исключением ресурса времени). Именно наличие определенных ресурсов у следователя или дознавателя предопределяет планирование тактики производства процессуальных и иных действий и/или их комплексов, а в итоге и всего расследования.

Р. С. Белкин выделял следующие условия:

- наличие исходной, хотя бы минимальной, информации;

- оценка сложившейся в момент планирования следственной ситуации и прогноз ее будущих изменений в результате реализации планируемых действий;

- учет реальных возможностей, средств и методов достижения планируемых целей [2].

Думается, что еще одним элементом общих условий планирования расследования преступлений должно стать сопоставление информации, имеющейся в распоряжении следователя или дознавателя, с типичными моделями механизмов совершения предполагаемого преступления.

Поддерживая в целом позицию Р. С. Белкина, уточним, что, очевидно, без наличия информации о детонасильственном преступлении ни о каком расследовании, а тем более о планировании, говорить не приходится. От объема и качества информации о детонасильственном деянии зависит индивидуальность планирования рассматриваемых в данной статье преступлений. С другой стороны, эту ситуацию определяет и наличие ресурсов (людских, материально-технических, информационных, временных и т.п.). Если следователь или дознаватель преувеличил возможности наличных ресурсов, то план, как правило, становится нереальным для исполнения. Если же приуменьшил, то план будет неоптимальным и неэффективным, что может повлечь необоснованное затягивание предварительного расследования или отвлечение ресурсов, необходимых для иных целей (использования в рамках иных уголовных дел).

Таким образом, общими условиями планирования расследования насильственных преступлений, совершенных в отношении малолетних, являются наличие и адекватная оценка следователем или дознавателем исходной информации (внешней и внутренней) и ресурсов, которые в своей совокупности определяют следственную ситуацию, формирующую мысленную модель совершения изучаемого детонасильственного преступного деяния.

Особую роль в процессе планирования расследования насильственного преступления, совершенного в отношении малолетнего, играет умение правильно оценить следственную ситуацию, на основе которой следователь или дознаватель формирует мысленную модель совершения изучаемого детонасильственного преступного деяния. Однако при этом необходимо помнить, что типичная модель механизма совершения преступления во многом предопределяет следственную ситуацию, с которой сталкивается следователь или дознаватель.

Учитывая сказанное, отметим, что типичная модель механизма совершения детонасильст-венного преступления определяет следственную ситуацию, установив которую, следователь или дознаватель должны построить алгоритм действий, направленных на эффективную работу по доказыванию факта совершенного насильственного деяния. Каждой типичной модели совершения преступления характерна определенная следственная ситуация, которой при любых обстоятельствах свойственно то, что следователю или дознавателю приходится столкнуться с фактом насильственного преступного деяния, где непосредственным объектом является малолетний ребенок. И именно данное обстоятельство в условиях демографического кризиса у нас в стране, как представляется, должно заставлять лиц, осуществляющих раскрытие и расследование рассматриваемых преступлений, подходить к таким фактам с особым вниманием.

Принимая во внимание, что профессор Р. С. Белкин среди условий планирования одним из его элементов считал учет реальных возможностей, средств и методов достижения планируемых целей, в контексте данной статьи сделаем акцент на следующих обстоятельствах, которые в большей степени отражают нерешенные вопросы планирования действий, направленных на раскрытие и расследование де-тонасильственных преступных деяний. Так, необходимо сказать, что на период до 2006 года ни в одном субъекте Российской Федерации не велось специального учета, где бы отражались данные о потерпевшем, а уж тем более сведения о малолетнем потерпевшем. Например, на обращение автора данной статьи в штаб ГУВД Воронежской области для получения каких-либо статистических данных о насильственных преступлениях, совершенных в отношении малолетних, был получен отказ, так как таких сведений в распоряжении штаба ГУВД не имелось. Однако необходимо признать, что данное обращение было воспринято с внимание и совместным приказом прокуратуры и ГУВД по Воронежской области от 29.12.2006 г № 159/ 585 была утверждена статистическая карточка о потерпевшем — форма

№5. Несмотря на то, что совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.05 г. № 39 / 1070 / 1021 / 253 / 780 / 353 / 399 и указанным приказом по Воронежской области на сегодняшний день утверждена форма №5, она не передает сколь значимых сведений о потерпевшем, которые можно было бы учитывать при исполнении мероприятий по планам расследования.

На недостаток в регистрационной политике по делам, где потерпевшими являются малолетние, пострадавшие от насилия, обращалось внимание в средствах массовой информации еще в 2000 году. Так, в одной из заметок в газете «Сегодня» указывалось, что, несмотря на то, что случаев расправы родителей над собственными детьми все больше, ни у правоохранительных органов Свердловской области, ни у служб социальной защиты нет практики их отдельной регистрации. Как сообщила секретарь отделения по правонарушениям среди несовершеннолетних администрации Екатеринбурга Лидия Седова, преступления подобного рода уходят в суды наряду с другими правонарушениями и «вычленить их из потока судейских разбирательств весьма затруднительно» [3].

Как представляется, такое объяснение причин отсутствия регистрации детонасильствен-ных деяний заслуживает только критических замечаний и показывает абсолютную незаинтересованность власти в противодействии насилию над детьми.

Другим актуальным вопросом в сфере создания условий, способствующих эффективному противодействию детонасильственным преступным деяниям, является выделение сотрудников уголовного розыска, работающих по линейному принципу, обеспечивающему раскрытие детонасильственных преступлений. Как показывает опыт и анализ мнения 1530 сотрудников правоохранительных органов, актуальной является проблема выделения дознавателей и следователей, расследующих преступления, где пострадавшим является ребенок в возрасте до 18 лет.

Надо сказать, что в настоящее время, следуя общепринятой правоохранительной практике и уголовно-процессуальному законодательству

(глава 50 УПК РФ), хотя и далеко не везде, но имеются сотрудники уголовного розыска, работающие по линии раскрытия преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также дознаватели и следователи, расследующие преступления, совершенные несовершеннолетними. В этой связи, думается, что уместным было бы внедрить опыт, который бы позволил в каждом отделе внутренних дел в таких подразделениях как уголовный розыск, дознание и следствие,

выделить штатную единицу, в рамках которой специально уполномоченный субъект занимался бы раскрытием или расследованием преступлений, которые совершены как несовершеннолетними, так и в отношении них.

В контексте вопроса, касающегося подготовки или повышения квалификации сотрудников указанных подразделений, особо следует обратить внимание на базу, которая накоплена на сегодняшний день в Воронежском институте МВД России. Так, на очной форме обучения по специальности 03050165 — Юриспруденция — срок обучения пять лет, в одной из групп проходят обучение курсанты, специализация которых включает предварительное следствие в органах внутренних дел, но при этом их профиль подготовки включает углубленное изучение дисциплин ювенального цикла, то есть будущие следователи по делам несовершеннолетних. Так же по одной группе в рамках ювенального профиля подготовки проходят обучение курсанты по специальности 03050565 — Правоохранительная деятельность — срок обучения 4,6 лет, специализацией которых является оперативно-розыскная деятельность (по линии уголовного розыска) и административная деятельность (по линии участковых уполномоченных милиции). Помимо этого в 2007 году ДКО МВД России утвердил программу повышения квалификации сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на базе Воронежского института МВД России.

Таким образом, основываясь на положениях данной статьи, следует отметить, что в числе общих условий планирования расследования насильственных преступлений, совершенных в отношении малолетних, необходимо актуализировать адекватную оценку следователем или дознавателем исходной информации (внешней и внутренней) о детонасильственном преступном деянии и имеющихся в распоряжении ОВД или прокуратуры ресурсов, которые в своей совокупности определяют следственную ситуацию, формирующую мысленную модель совершения расследуемого детонасильственно-го преступления.

При этом типичная модель совершения де-тонасильственного преступления способствует эффективному планированию процесса раскрытия и расследования совершенного преступления по «горячим следам» и достижению всесторонности и объективности в осуществлении действий по доказыванию через описание объективных и субъективных признаков противоправного деяния.

Важной составляющей в достижении положительных результатов в сфере борьбы с детона-

сильственной преступностью является внедрение позитивного опыта, который бы позволил в каждом отделе внутренних дел, в таких подразделениях как уголовный розыск, дознание и следствие, выделить штатную единицу, где специально уполномоченный субъект занимался бы раскрытием или расследованием преступлений, которые совершены как несовершеннолетними, так и в отношении них. При этом учитывался бы профиль подготовки указанных сотрудников, в рамках которого они проходили обучение (на примере Воронежского института МВД России).

ЛИТЕРАТУРА

1. Яблоков Н.П. Планово-организационное обеспечение криминалистической деятельности / Н.П. Яблоков // Криминалистика: учебник для вузов. — М., 1996.

2. Аверьянова Т.В. Криминалистика: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская; под ред. Р.С. Белкина

— М., 1999.

3. Время детоубийц (на Урале родители все чаще чинят расправы над своими чадами) // Сегодня. — 2000. —27 декабря. — С.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.