Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КАДЕТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / МЕТОДЫ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИК / МЕТОД СОЦИОМЕТРИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинов Александр Анатольевич

Психологическая подготовка занимающихся различными видами спорта, особенно кадетов военных училищ, должна являться управляемым процессом, направленным на реализацию потенциальных психических возможностей занимающихся с сохранением их физического здоровья. Данное положение можно и нужно использовать при подготовке сборных команд училищ по видам спорта, где межличностные и межгрупповые отношения должны занимать центральное место. Потребность в занятиях спортом и одновременно стремление достичь высоких результатов возлагает на кадетов большую ответственность в психологическом плане. Материал. В статье представлены основные компоненты планирования психической подготовки кадетов, занимающихся полиатлоном. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, нормативных документов по спортивной подготовке кадетов, занимающихся полиатлоном, тестирование психического состояния, опрос, обобщение результатов исследования. Результат. Для проведения социометрического исследования нами был составлен вопросник с выбором ответа. На основе выбора каждого участника опроса составлялась социограмма межличностных отношений кадетов, позволяющая наглядно выделить в группе кадетов отношение друг к другу, определить лидера группы, а также изолированного элемента группы. Учет компонентов социограммы позволяет создать команду, где межличностные и межгрупповые отношения позволяют выбрать адекватные средства самоконтроля и саморегуляции психического состояния кадетов в процессе занятий полиатлоном. Заключение. По итогам исследования выявлены типичные разделы психической подготовки кадетов, которые необходимо учитывать при планировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF CADETS’ MENTAL TRAINING ON THE BASIS OF INTERPERSONAL AND INTERGROUP RELATIONS DIAGNOSTICS

Psychological training of those engaged in various sports, especially cadets of military schools, should be a controlled process aimed at realizing the potential mental capabilities of those engaged in preserving their physical health. This provision can and should be used in the preparation of national teams of schools in sports, where interpersonal and intergroup relations should occupy a central place. The need for sports and at the same time the desire to achieve high results places a great responsibility on the cadets in psychological terms. Material. The article presents the main components of planning mental training of cadets engaged in polyathlon. Research methods: analysis and generalization of scientific and methodological and specialized literature, normative documents on sports training of cadets engaged in polyathlon, testing of mental state, survey, generalization of research results. Result. To conduct a sociometric study, we compiled a questionnaire with a choice of answer. Based on the choice of each participant of the survey, a sociogram of the interpersonal relations of the cadets was compiled, allowing to visually highlight the attitude of the cadets to each other in the group, to determine the leader of the group, as well as the isolated element of the group. Taking into account the components of the sociogram allows you to create a team where interpersonal and intergroup relations allow you to choose adequate means of self-control and self-regulation of the mental state of cadets during polyathlon classes. Conclusion. According to the results of the study, typical sections of mental training of cadets have been identified, which must be taken into account when planning.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-218-222

Планирование психической подготовки кадетов на основе диагностики межличностных и межгрупповых отношений

Логинов АА.*

Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ г. Ульяновск, Россия ORCID:0000-0001-9931-7742, la-1809@bk.ru*

Аннотация: Психологическая подготовка занимающихся различными видами спорта, особенно кадетов военных училищ, должна являться управляемым процессом, направленным на реализацию потенциальных психических возможностей занимающихся с сохранением их физического здоровья. Данное положение можно и нужно использовать при подготовке сборных команд училищ по видам спорта, где межличностные и межгрупповые отношения должны занимать центральное место. Потребность в занятиях спортом и одновременно стремление достичь высоких результатов возлагает на кадетов большую ответственность в психологическом плане. Материал. В статье представлены основные компоненты планирования психической подготовки кадетов, занимающихся полиатлоном. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы, нормативных документов по спортивной подготовке кадетов, занимающихся полиатлоном, тестирование психического состояния, опрос, обобщение результатов исследования. Результат. Для проведения социометрического исследования нами был составлен вопросник с выбором ответа. На основе выбора каждого участника опроса составлялась социограмма межличностных отношений кадетов, позволяющая наглядно выделить в группе кадетов отношение друг к другу, определить лидера группы, а также изолированного элемента группы. Учет компонентов социограммы позволяет создать команду, где межличностные и межгрупповые отношения позволяют выбрать адекватные средства самоконтроля и саморегуляции психического состояния кадетов в процессе занятий полиатлоном. Заключение. По итогам исследования выявлены типичные разделы психической подготовки кадетов, которые необходимо учитывать при планировании.

Ключевые слова: психическая подготовка, кадеты, психологический контроль, методы экспресс-диагностик, метод социометрии.

Для цитирования: Логинов А.А.* Планирование психической подготовки кадетов на основе диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2023; 18(2): 218-222. DOI: 10.14526/20704798-2023-18-2-218-222.

Planning of cadets' mental training on the basis of interpersonal and

intergroup relations diagnostics

Aleksandr A. Loginov*

Ulyanovsk Gvaridan Suvorov Colledge MO of Russia Ulyanovsk, Russia ORCID:0000-0001-9931-7742, la-1809@bk.ru*

Abstract: Psychological training of those engaged in various sports, especially cadets of military schools, should be a controlled process aimed at realizing the potential mental capabilities of those engaged in preserving their physical health. This provision can and should be used in the preparation of national teams of schools in sports, where interpersonal and intergroup relations should occupy a central place. The need for sports and at the same time the desire to achieve high results places a great responsibility on the cadets in psychological terms. Material. The article presents the main components of planning mental training of cadets engaged in polyathlon.

Research methods: analysis and generalization of scientific and methodological and specialized literature, normative documents on sports training of cadets engaged in polyathlon, testing of mental state, survey, generalization of research results. Result. To conduct a sociometric study, we compiled a questionnaire with a choice of answer. Based on the choice of each participant of the survey, a sociogram of the interpersonal relations of the cadets was compiled, allowing to visually highlight the attitude of the cadets to each other in the group, to determine the leader of the group, as well as the isolated element of the group. Taking into account the components of the sociogram allows you to create a team where interpersonal and intergroup relations allow you to choose adequate means of self-control and self-regulation of the mental state of cadets during polyathlon classes. Conclusion. According to the results of the study, typical sections of mental training of cadets have been identified, which must be taken into account when planning. Keywords: mental training, cadets, psychological control, methods of express diagnostics, sociometry method.

For citation: Aleksandr A. Loginov*. Planning of cadets' mental training on the basis of interpersonal and intergroup relations diagnostics. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 218-222. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-218-222.

Введение

Психологическая подготовка занимающихся различными видами спорта, особенно кадетов военных училищ, должна являться управляемым процессом, направленным на реализацию потенциальных психических возможностей занимающихся с сохранением их физического здоровья. Данное положение можно и нужно использовать при подготовке сборных команд училищ по видам спорта, где межличностные и межгрупповые отношения должны занимать центральное место. Потребность в занятиях спортом и одновременно стремление достичь высоких результатов возлагает на кадетов большую ответственность в психологическом плане. Известно, что любая функция организма требует не только функционального и энергетического обеспечения, но и психологического совершенствования.

Мотивация спортивной деятельности тесно взаимосвязана со свойствами личности, такими как положительное отношение к спортивной жизни, волевые качества, уверенность в своих силах, удовлетворенность спортивными результатами, авторитет в коллективе, что необходимо планировать и реализовывать [1].

Проведённый анализ специальной литературы позволяет определить особенности психологической подготовки в спорте, что немаловажно для студентов-спортсменов [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Специалистами отмечены значимость психической подготовки к стартам, оптимизация психологического климата в группе и в команде, условия для адаптации кадетов-абитуриентов к новым условиям, регуляция психического состояния занимающихся на тренировочных занятиях и на соревнованиях [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Известно, что ведущим принципом психической подготовки является его специализирован-ность с учетом специфики вида спорта, так как средства психической подготовки для гимнастов

точно не подходят для занимающихся полиат-лоном, где необходимо выполнять различные по специфике двигательные действия. Сегодня многие тренеры пытаются сами решать психологические задачи, возникающие в процессе подготовки спортсменов, но эти попытки не всегда успешны. Недостаточная информация о типологии и свойствах личности кадетов приводит к неэффективности применяемых психорегули-рующих средств. По мнению специалистов, эффективная психическая подготовка может быть при условии привлечения специалистов или же в ходе исследовательской практики.

В полиатлоне психическую подготовку необходимо рассматривать в различных аспектах, так как по направленности средства психической подготовки могут быть индивидуальными и групповыми. В условиях военного училища большое внимание требует социально-психологический климат в группе кадетов. Это связано прежде всего с тем, что кадеты являются выпускниками различных школ подготовки, где могли использовать разнонаправленные средства психологического воздействия на личность.

Полиатлон как вид спорта требует формирования у занимающихся высокого уровня психической подготовленности [1, 2, 3, 4]. В полиатлоне требования к совершенствованию физических качеств завышенные. От занимающихся требуется устойчивость, дисциплинированность, выдержка и самообладание. Поэтому на занятиях не только осуществляется физическая, функциональная и техническая подготовка, но и идёт процесс формирования состояния психической готовности через систему командной подготовки. Таким образом могут решаться не только задачи по физическому совершенствованию, но и задачи, направленные на формирование волевых, интеллектуальных качеств кадетов [1, 2, 3, 4, 5].

Цель исследования: выявить особенности

планирования психической подготовки кадетов на основе диагностики межличностных и межгрупповых отношений.

Материал и методы

Был проведен анализ научно-методической и специальной литературы, нормативных документов по спортивной подготовке кадетов, занимающихся полиатлоном, тестирование психического состояния, опрос, обобщение результатов исследования. Исследовательская работа проводилась в период с 2021 по 2022 гг. в Тюменском президентском кадетском училище МО РФ. В эксперименте приняли участие кадеты, вошедшие в возрастные группы обучения 14-15 лет, 1617 лет, 18-19 лет, занимающиеся полиатлоном.

Результаты и обсуждение

Любое планирование при подготовке команды или спортсмена включает в себя различные средства для реализации задач подготовки. В нашем примере психическая подготовка кадетов осуществлялась с учетом типичных разделов психической подготовки.

Основные разделы психической подготовки кадетов:

- формирование среди кадетов созидательной микросреды для стимуляции психологического климата в группе занимающихся;

- реализация воспитательных средств, направленных на формирование личности каждого кадета с учётом индивидуально-типологических особенностей типов темперамента;

- социально-психологическая адаптация в режим училища, группы;

- формирование способностей использования средств самоконтроля и саморегуляции своего психического состояния в различных условиях жизнедеятельности;

- профилактика психического состояния после физических нагрузок и спортивной деятельности;

- обучение приемам управления своим психическим состоянием с использованием психо-регулирующих средств;

- формирование потребности в определении вероятных факторов успеха или неудачи, а также источников напряжения и их устранения.

В течение учебного года и в процессе спортивной подготовки кадетов, занимающихся полиатлоном, основная направленность психической подготовки может изменяться или корректироваться.

В начале учебного года необходимо планировать средства и методы психолого-педагогического воздействия, связанного с моральной подготовкой к учебе в военном училище. Важно разъяснение кадетам цели и задач спортивной

подготовки, участия в составе сборной команды училища на соревнованиях различного уровня. Важно в период основных стартов и в зачетно-экзаменационный период воспитать эмоциональную устойчивость, свойства внимания, свойства мобилизационной готовности. В конце учебного года важна реализация мероприятий и методов нервно-психического восстановления с использованием активного отдыха.

Реализация средств и методов психической подготовки кадетов невозможна без психологического контроля и диагностики психического состояния.

Психологический контроль может проводиться в различных вариациях, как в психолого-педагогическом, в психологическом, так и в психофизиологическом аспекте. Все три варианта необходимы для комплексного контроля психической подготовки кадетов. Выявление доминирующих качеств кадетов позволяет своевременно оценить психо-энергетические изменения в их организме. Диагностика психических качеств, таких как быстрота, точность реакции, мышление и внимание, различные изменения до и после нагрузки позволяют изменить нежелательные воздействия. В связи с этим в тренировочном процессе можно уделить внимание простейшим тестам и опросникам, которые позволяют получить быструю информацию, что не требует длительного времени на ее обработку. Общеизвестный экспресс-тест «Теппинг-тест» позволяет быстро определить свойства нервной системы кадетов с построением графика физической работоспособности. Выявление силы и слабости нервной системы и визуализация показателей воспринимается быстро, эффективно и обосновывает коррекцию тренировочных заданий. Экспресс-диагностика психического состояния кадетов позволяет провести регулирующие воздействия на психическое состояние и саморегуляцию. Использование такой информации будет влиять на мышление кадетов. Использование простейших диагностических методов воспитывает у кадетов интерес к определению, оценке своего психического состояния. При этом отпадает много вопросов со стороны кадетов к проявлению различных межличностных конфликтов и их быстрому устранению.

Метод социометрии применяется для выявления межличностных и межгрупповых отношений, реализуется с целью совершенствования психической подготовки. Изучение типологии поведения кадетов в процессе спортивной подготовки и на соревнованиях позволяет улучшить социально-психологическую атмосферу в группе, что может повлиять на результативность соревновательной деятельности.

Для проведения социометрического исследо-

вания нами был составлен вопросник с выбором ответа. Вопросы были представлены кадетам на выбор с учетом их интересов. Например, варианты вопросов:

- «Кого бы Вы хотели выбрать себе партнёром?»;

- «Кого бы Вы включили в команду для участия в соревнованиях?» и т.д.

Варианты вопросов по выяснению межличностных отношений:

- «С кем бы Вы советовались по вопросам подготовки к соревнованиям?»;

- «С кем бы Вы хотели проводить свободное время?» и т.д.

Отдельно предлагаются варианты анкеты, где каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы (закрытое анкетирование). Варианты выбора предлагаются преподавателем или проводящим анкетирование. На основе выбора каждого участника опроса составляется социограмма межличностных отношений кадетов. Социограмма позволяет наглядно выделить в группе кадетов положитель-

ное или отрицательное отношение друг к другу. Односторонние и многосторонние выборы. Данное положение позволяет определить лидера группы, а также изолированного элемента группы. Проявление взаимного отрицательного выбора позволяет планировать мероприятия, направленные на исключение данного положения.

Социометрические индексы позволяют определить статус каждого участника опроса.

Ниже приведём социометрические индексы, которые определяются с учетом количества сделанных положительных и отрицательных выборов с делением на число участников опроса. Психологическая совместимость и психологическая сплоченность в группе являются условием эффективного планирования психической подготовки кадетов, занимающихся полиатлоном.

На рисунке представлены социометрические индексы, полученные расчетным путем после анкетного опроса кадетов в возрастных группах обучения 14-15 лет, 16-17 лет, 18-19 лет.

4 2 О

1.672

-Т^-5-2-Е-

_-.2 .«14

,ц,а ж

исс

ипво

ипс

ИПСп

14-15 лет 16-17 лет 18-19 лет

Условные обозначения: ИСС - индекс социометрического статуса; ИПО - индекс потребности общении; ИПС - индекс психологической совместимости; ИПСп - индекс психологической сплоченности

Рис. Показатели социометрических индексов кадетов различных возрастных групп, (ус. ед.)

Расчет индексов производили с помощью формул, использованных в работе Е.В. Федотовой (2007) при психической подготовке сборной команды по хоккею на траве [6, с. 302-307].

Представленные на рисунке социометрические индексы представляют количественную оценку кадетов, как в групповом, так и в индивидуальном выражении. Индекс социометрического статуса определяет положение каждого кадета в группе с учетом его личностного влияния на коллектив. Для этого важна реализация в большей степени групповых занятий с использованием игрового метода.

Индекс потребности в общении характеризует потребность как в общении, так и во влиянии друг на друга, что развивается в процессе реализации комплексных и групповых занятий, особенно со страховкой в упражнениях.

Индекс психологической совместимости (ИПС) определяется наличием взаимных как положительных, так и отрицательных выборов. Для улучшения ИПС реализуются подвижные

игры, направленные на решение коммуникативных задач с явным правом выбора партнёра.

Индекс психологической сплоченности характеризуется управлением единства в группе или команде, где каждый участник решает задачи, которые приводят к общему положительному результату.

Определение и учет вышепредставленных компонентов социограммы позволяет создать команду, где межличностные и межгрупповые отношения позволяют выбрать адекватные средства самоконтроля и саморегуляции психического состояния кадетов в процессе занятий полиатлоном.

Заключение

Диагностика межличностных и межгрупповых отношений в группе кадетов, занимающихся полиатлоном, позволила пересмотреть планирование психической подготовки. Для повышения эффективности психической подготовки кадетов, занимающихся полиатлоном,

необходимо: формирование мотивации к эффективным двигательным действиям, которая будет приводить к росту результативности в ходе выступления на соревнованиях разного уровня; выявление социометрических позиций кадетов с учетом симпатии и антипатии к членам группы (команды); проведение индивидуальных и групповых (командных) мероприятий, направленных на формирование взаимопомощи, дружественных отношений, коммуникаций различного уровня; формирование мотивационного состояния по отношению к спортивным тренировкам и оценке своего состояния; формирование навыков использования самоконтроля и саморегуляции психического состояния в течение спортивного сезона.

Список литературы

1. Андреев, В. В. Психологические особенности преодоления критических ситуаций в спортивной деятельности : дис. д-ра пед. наук. СПб. 2019: 304.

2. Бочкарев В.И. Педагогическая модель физической подготовки кадет образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России с использованием полиатлона. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016; 3(133):

44-47.

3. Кузнецова З.М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм»). Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011; 1(18): 143-149. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/378.html

4. Кузнецова З.М. Теоретические и практические аспекты индивидуализации воздушно-десантной подготовки курсантов инженерного профиля. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 198-206. DOI: 10.14526/02_2018_326

5. Уейнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев: Олимпийская литература. 2001: 336.

6. Федотова Е.В. Соревновательная деятельность подготовки спортсменов высокой квалификации в хоккее на траве. Казань: «Логос-Центр». 2007: 302-307.

References

1. Andreev V.V. Psychological features of overcoming critical situations in sports activities. Candidate's thesis. St. Petersburg. 2019: 304.

2. Bochkarev V.I. Bochkarev V.I., Chelyadinov V.V. Pedagogical model of physical training of educational institutions' cadets of the Russian Federal Security Service border agencies with the use of polyathlon. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. 2016; 3(133): 44-47 [in Russ.].

3. Kuznetsova Z. M., Chernova N.A. Implementation of the program for the formation of students' personal qualities in educational activities as one of the real prerequisites for updating the content of training specialists in the system of higher education (on the example of students of PovGAFKSiT in the specialty "Service and Tourism") [electronic resource]. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury Isporta. 2011; 1(18): 143-149. URL: http:// www.journal-science.org/ru/article/378.html [In Russ.]

4. Kuznetsova Z.M. Theoretical and practical aspects of engineering cadets'airborne training individualization. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13(2): 198-206. DOI: 10.14526/02_2018_326

5. Weinberg R.S., Gould D. Osnovy psihologii sporta I fizicheskoj kul'tury [Fundamentals of the psychology of sports and physical culture]. Kyiv: Olympic Literature. 2001: 336 [In Russ.]

6. Fedotova, E.V. Sorevnovatel'naya deyatel'nost' podgotovki sportsmenov vysokoj kvalifikacii v hokee na trave [Competitive activity of training highly qualified athletes in field hockey]. Kazan: LogosCentre. 2007: 302-307 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.05.2023

Логинов Александр Анатольевич - начальник физической подготовки, Ульяновское гвардейское суворовское училище МО РФ, Россия, 432001, Россия, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39а, e-mail: La-1809@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.