Научная статья на тему 'Планирование производственной деятельности работы портового контейнерного терминала в транспортно-логистической системе'

Планирование производственной деятельности работы портового контейнерного терминала в транспортно-логистической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ / МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PLANNING / WATER TRANSPORT / CONTAINER TERMINAL / METHODS OF PLANNING / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухина А. Г.

В статье рассматриваются методы планирования, применяемые на предприятиях водного транспорта, и вопросы, связанные с повышением экономической эффективности работы терминала в транспортно-логистической системе. В зависимости от позиции терминала на рынке применяются различные принципы определения конечных и промежуточных значений плановых показателей. Эффективное планирование предполагает использование системного подхода, включающего использование внешней и внутренней среды работы портового контейнерного терминала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мухина А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with planning methods used in shipping companies, and issues related to the economic efficiency of the terminal in the transport and logistics system. Depending on the position of the terminal on the market different guidelines for determination the final and intermediate values of the targets are used. Effective planning involves the use of a systematic approach that includes the use of external and internal environment of the container terminal.

Текст научной работы на тему «Планирование производственной деятельности работы портового контейнерного терминала в транспортно-логистической системе»

продукции и оценки эффективности бизнес-процессов.

Функциональный метод учета затрат основывается на представлении об организации как о совокупности управляемых процессов, позволяющих производить продукцию, выполнять работы и услуги и использующих для этого определенные ресурсы. С точки зрения ABC, не продукция является потребителями ресурсов, как это вытекает из традиционных подходов к калькуляции себестоимости, а процессы, направленные на производство данной продукции. Продукция не является причиной возникновения затрат, а причина операций, в результате которых и возникают затраты.

Таким образом, на основании функционального метода учета затрат строится функциональное управление, в его составе разрабатывается стратегический управленческий учет, в рамках которого полученные данные используются для планирования, контроля и принятия решений.

Разработчиками нового подхода к распределению накладных расходов стали американские ученые Р. Купер и Р. Каплан в 1988 г.

Система АВС применяется в небольших предприятиях, выпускающих однород-

II университета

[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации

ную продукцию, имеющих незначительное количество типовых операций и процессов. В больших предприятиях, с номенклатурой в сотни и тысячи видов продукции, со значительным объектом внутрифирменных процессов, применяют, как правило, укрупненные драйверы.

Преимущество системы АВС заключается в том, что она:

— обеспечивает более точную калькуляцию себестоимости единицы продукции в случае значительного удельного веса косвенных расходов и при их неявной связи с объектами калькуляции (виды продукции, работ, услуг);

— обеспечивает расчет себестоимости бизнес-процессов при появлении новых объектов калькуляции;

— позволяет эффективно управлять косвенными затратами, поскольку создается возможность анализа причин возникновения этих затрат;

— повышает объективность оценки деятельности центров ответственности, а следовательно, эффективность мотивации;

— обосновывает эффективные управленческие решения.

А. Г. Мухина,

СПГУВК

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПОРТОВОГО КОНТЕЙНЕРНОГО ТЕРМИНАЛА В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

PLANNING OF PRODUCTION ACTIVITIES OF THE PORT CONTAINER TERMINAL IN THE TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM

В статье рассматриваются методы планирования, применяемые на предприятиях водного транс- щ

порта, и вопросы, связанные с повышением экономической эффективности работы терминала в транс- 3

портно-логистической системе. В зависимости от позиции терминала на рынке применяются различные ж

принципы определения конечных и промежуточных значений плановых показателей. Эффективное планирование предполагает использование системного подхода, включающего использование внешней и внутрен^^^~^ ней среды работы портового контейнерного терминала.

The article deals with planning methods used in shipping companies, and issues related to the economic efficiency of the terminal in the transport and logistics system. Depending on the position of the terminal on the market different guidelines for determination the final and intermediate values of the targets are used. Effective planning involves the use of a systematic approach that includes the use of external and internal environment of the container terminal.

Ii университета 'ЖУРНАЛ водных / I коммуникации

Ключевые слова: планирование, водный транспорт, контейнерный терминал, методы планирования, эффективность.

Key words: planning, water transport, container terminal, methods of planning, effectiveness.

Ш

124J

О ВСЕХ ОТРАСЛЯХ народного хозяйства и, в частности, на транспорте определяющая роль принадлежит планированию, поскольку именно на стадии планирования создается основа для выработки сбалансированных управляющих решений, выявляются факторы, влияющие на структуру транспортных систем и систем управления ими, вырабатываются экономические показатели, способные стимулировать все звенья транспортной системы.

Основной целью логистической системы управления портовым контейнерным терминалом является повышение экономической эффективности его функционирования. Подцелями дерева целей является разработка планов работы терминала, организация, контроль, учет, анализ выполнения намеченных планов. Разработка планов работы портового контейнерного терминала включает обоснование его оптимальной пропускной способности, обоснование потребности в персонале, а также обоснование планового грузооборота. Дерево целей транспортно-логистической системы управления работой портового контейнерного терминала представлено на рис. 1.

Одной из задач системного анализа работы портового контейнерного терминала является разработка комплекса транспорт-но-логистических мероприятий, требуемых для достижения поставленных целей. Параллельно выявляются узкие места, требующие первоочередного внимания и концентрации ресурсов. Главной задачей транспортно-ло-гистической системы управления портовым контейнерным терминалом является удовлетворение максимально возможного при имеющихся мощностях количества заявок на все виды терминального обслуживания. При этом должно быть обеспечено надлежащее качество обслуживания и строгое соблюдение сроков, которые невозможно четко соблюсти, не имея системы планирования.

По нашему мнению, планирование на предприятиях водного транспорта отражает процесс определения целей, которых терми-

нал намеревается достичь за определенный период в соответствующих условиях функционирования, а также способов достижения таких целей. Планирование объединяет структурные подразделения терминала общей целью, придает всем процессам черты однонаправленности и скоординированности, позволяющие наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, качественно и своевременно решать разнообразные задачи управления.

Автором выявлены объективные и субъективные факторы, препятствующие применению планирования на предприятиях водного транспорта. К объективным факторам относятся: высокая нестабильность внешней среды, низкий уровень общей финансовой культуры предприятий и высокая зависимость от состояния мировой экономики. Среди субъективных факторов преобладает дефицит времени, недостаточная квалификация управляющих и служащих, негативное отношение к планированию и теоретический подход к планированию.

Планирование деятельности терминалов осуществляется с помощью различных методов. Классификация наиболее известных методов планирования, применяемых на предприятиях водного транспорта, представлена на рис. 2.

Ресурсный метод планирования на предприятиях водного транспорта, выделенный по признаку «Исходная позиция для разработки плана», с учетом рыночных условий хозяйствования и наличных ресурсов, может применяться при монопольном положении терминала или при слабой конкуренции. Задания того или иного плана устанавливаются в зависимости от имеющихся ресурсов терминалов (площадь акватории и складов, количество причалов, проектная пропускная способность), то есть исходя из его (ее) возможностей. С усилением конкуренции исходной позицией, начальным моментом планирования становятся потребности рынка, спрос на погрузочно-разгрузочные работы. Терминал

самостоятельно определяет свои цели и для их достижения формирует соответствующие планы.

В зависимости от позиции терминала на рынке применяются и различные принципы определений конечного и промежуточного значений плановых показателей. При монопольном положении, отсутствии угрозы со стороны конкурентов терминал может надеяться, что развитие в будущем будет происходить с сохранением тех самых тенденций. В этом случае возможно определение промежуточных и конечных значений показателей с помощью метода экстраполяции, то есть допущения, что темпы и пропорции, достигнутые на момент разработки плана, сохранятся и в будущем.

Принципиально противоположным является интерполятивный метод, в соответствии с которым портовый терминал устанавливает цель для ее достижения в будущем и на этой основе определяет продолжительность

// университета

[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации

планового периода и промежуточные плановые показатели. Таким образом, в противовес поступательному движению при экстраполяции интерполятивный метод предусматривает обратное движение — от установленной цели и соответствующего конечного значения планового показателя до исчисления его промежуточных значений.

Для определения степени обоснованности показателей важной является классификация методов планирования по способу расчета плановых заданий. Опытно-статистический (средних показателей) метод предусматривает для установления плановых показателей использование фактических и статистических данных за предыдущие годы, а также средних величин. Более обоснованным является факторный метод планирования, в соответствии с которым плановые значения показателей определяются на основе расчетов влияния важнейших факторов, вызывающих изменение этих показателей. Факторные расчеты при-

Повышение экономической эффективности работы терминала

Организация работы терминала

Обоснование планов работы терминалов

Ж

Регулирование работы терминала

Обоснование оптимальной Обоснование объема грузооборота

пропускной способности

Контроль, учет, анализ работы терминала

Обоснование

соотношения

грузооборота и

пропускной

способности

Обоснование потребности в персонале

Обоснование потребности в подвижном составе

Обоснование потребности в подъездных путях и складах

Рис. 1. Дерево целей транспортно-логистической системы управления работой портового контейнерного терминала

университета водных коммуникаций

меняются, прежде всего, при планировании эффективности производства (определение возможных темпов роста производительности труда, снижение себестоимости и т. п.).

Наиболее точным является нормативный метод, сущность которого состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменения в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом порядке. Естественно, что применение этого метода на терминале требует создания соответствующей нормативной базы.

Увязка потребностей с необходимыми для их удовлетворения ресурсами обеспечива-

ется наилучшим образом с помощью применения балансового метода. Его сущность состоит в разработке специальных таблиц-балансов, в одной части которых с разной степенью детализации показывают все направления расходования в соответствии с потребностями, а в другой — источники поступления этих ресурсов. Во время разработки баланса необходимо добиться равенства обеих этих частей. Балансы на терминалах разрабатываются для различных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Матричный метод планирования является дальнейшим развитием балансового метода и состоит в построении моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями.

Рис. 2. Классификация методов планирования деятельности на предприятиях водного транспорта

В современных условиях хозяйствования на портовых контейнерных терминалах желательно разработать не один, а несколько вариантов плана. Показатели отдельных разделов (наиболее важных) должны быть оптимизированы с помощью экономико-математического метода моделирования.

Необходимо отметить, что форма подачи плановых показателей (в виде таблиц, рисунков, схем, сетевых графиков и т. п.) отражает культуру плановой деятельности терминала, повышает точность расчетов и наглядность плановых документов.

Важнейшими в системе планов, разрабатываемых портовыми контейнерными терминалами, являются планы выполнения пог-рузочно-разгрузочных работ.

Очевидно, что разработку планов производства погрузочно-разгрузочных работ должны предварять исследования внешней и

// университета

[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации

внутренней среды терминала. Производственная программа является, по сути дела, реализацией стратегии терминала, выработанной в результате анализа данных, полученных по результатам исследования внутренней и внешней среды. С одной стороны, она должна опираться на результаты изучения внешней среды терминала, то есть на результаты маркетингового анализа. С другой — на результаты исследования внутренней среды, то есть на результаты анализа производственной мощности терминала, его материально-технической базы, анализа затрат терминала и т. п. Следовательно, эффективное планирование возможно лишь при системном подходе, то есть таком подходе, который учитывал бы все стороны этого процесса, то есть должно быть проведено исследование внешней и внутренней среды работы портового контейнерного терминала.

Н. Н. Селезнева,

д-р экон. наук, проф., СПГУВК;

О. С. Луженкова,

аспирант, СПГУВК

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ЗАТРАТАМИ В ГБУ «ВОЛГО-БАЛТ» ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

IMPROVEMENT OF CONTROL OF THE NON-BUDGETARY EXPENDITURES OF SBA «VOLGO-BALT» BY INTRODUCING THE BALANCED SYSTEM OF INDICES INTO THE SYSTEM OF BUDGETING

В статье рассматриваются проблемы совершенствования управления внебюджетными затратами федерального государственного учреждения «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ГБУ «Волго-Балт») с целью координации стратегических целей управления с оперативными задачами отдельных подразделений на основе использования сбалансированной системы показателей и ее интеграции с системой бюджетирования затрат.

The article examines the problems of the improvement of control of the non-budgetary expenditures of state basin administration of "Volgо-Balt" for the purpose of coordination of the strategic purposes of control with the operational tasks of separate subdivisions on the basis of the use of the balanced system of indices and its integration with the system of the budgeting of expenditures.

Ключевые слова: внутренние водные пути, управление внебюджетными затратами, сбалансированная система показателей, центры ответственности, бюджетирование.

Key words: inland waterways, control of non-budgetary expenditures, the balanced system of indices, the centers of responsibility, the budgeting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.