Научная статья на тему 'Планирование производства высокотехнологичной продукции радиоэлектронной промышленности'

Планирование производства высокотехнологичной продукции радиоэлектронной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / MANUFACTURING / РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / RADIOELECTRONIC INDUSTRY / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / КОНЦЕРН / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY / CONSOLIDATED GROUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ураев Николай Николаевич

Автором проведена оценка текущего положения концерна на основе классификации основных направлений деятельности соответствующих холдингов, осуществлен выбор целевой бизнес-модели и обоснованы стратегические приоритеты развития на период до 2020 года, разработана новая организационная модель концерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of the manufacturing of high-tech products in the radioelectronic industry

The author performed the assessment of the current position of the consolidated group on the basis of the classification of the main business areas of the respective holdings; the target business model has been selected; strategic development priorities have been substantiated for the period up to 2020; a new organizational model of the consolidated group has been developed.

Текст научной работы на тему «Планирование производства высокотехнологичной продукции радиоэлектронной промышленности»

запчасти для «щита родины»

планирование производства высокотехнологичной

продукции радиоэлектронной промышленности

_Аннотация

Автором проведена оценка текущего положения концерна на основе классификации основных направлений деятельности соответствующих холдингов, осуществлен выбор целевой бизнес-модели и обоснованы стратегические приоритеты развития на период до 2020 года,разработана новая организационная модель концерна. _

Ключевые слова: производство, радиоэлектронная промышленность, стратегия, концерн, диверсификация, инновации, военно-промышленный комплекс, конкурентоспособность, технологии_

Современный научно-технологический уровень отечественных систем и средств государственного опознавания, радиоизмерительной аппаратуры, разъемных электрических соединителей и кабельной продукция в России характеризуется значительным отставанием от мирового уровня [1]. Повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта и увеличение объемов продаж требует взаимоувязанных по целям, задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и мерам государственной поддержки целевых функций принципов и решений, которые должны реали-зовываться в федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, обеспечивающих динамичное развитие отрасли на перспективу.

Оборону крепим ударным трудом!

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (Концерн) учрежден решением Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»» 30 января 2009 г. [2]. Концерн является монополистом на рос-

Ураев

Николай Николаевич

соискатель,

кафедра экономики

и управления на

предприятии,

Казанский

национальный

исследовательский

технический

университет

им. АН. Туполева

[email protected]

Концерн включает _в себя около

_50 организаций и

_сформирован из трех

_холдингов

сийском рынке средств радиоэлектронной борьбы с системами управления оружием. Несмотря на достаточно высокую конкуренцию на мировом рынке, Концерн занимает устойчивые позиции на уровне лидеров (преимущественно из числа компаний США).

Сегодня Концерн включает в себя около 50 организаций и сформирован из трех холдингов. Основным направлением в развитии науки и производства занимается отделение научных организаций Концерна (НИИ). К тому же Концерн является первой управляющей компанией Государственной корпорации «Ростехнологии», которая защитила стратегию своего развития. Миссия Концерна заключается в создании и производстве в необходимом количестве и при соответствующем качестве конкурентоспособной на мировом рынке военной, двойной и гражданской радиоэлектронной продукции на основе научно-технических достижений и современных технологий путем построения промышленной корпорации мирового уровня [3].

Концерн провел ряд организационно-техни-ских и стратегических мероприятий с целью ыявления своих инновационных возможностей оизводстве систем и средств государственного опознавания, измерительной аппаратуры различного назначения, разъемных электрических соединителей и кабельной продукции. 1) Системы и средства государственного опознавания (ГО) служат для автоматического опознавания обнаруженных воздушных, наземных и морских объектов по принципу «свой-чужой». Основными продуктами Концерна в этой области являются запросчики, ответчики и аппаратура для всех типов размещения: авиационного (устанавливается на летательные аппараты), морского (устанавливается на надводные суда), наземного (устанавливается на радиолокационные станции, средства противовоздушной обороны (ПВО), переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) и самостоятельные станции). Основными рынками сбыта, на которых присутствует Концерн, являются Россия и страны СНГ. Концерн является практически монополистом в области ГО на внутреннем рынке. В среднесроч-

креативная экономика, 2014, № 12(96)

ной перспективе на этом рынке возможно серьезное повышение конкуренции со стороны российских производителей.

Выбор системы ГО странами-импортерами осуществляется в основном под влиянием геополитических факторов (союзнические отношения с США/НАТО или нейтральные/враждебные), а не соотношения цены/качества и технических параметров. Вследствие этого Россия имеет относительно устойчивые позиции на экспортных рынках стран СНГ, однако мало возможностей по расширению рынка присутствия. Доля гражданской продукции в холдинге ГО относительно велика - около 34%, что вызвано успешной диверсификацией военного направления отдельных предприятий в производство газовых, электрических плит и водонагревателей. 2) Измерительная аппаратура используется для количественной и качественной оценки радиотехнических сигналов - амплитудных, временных параметров и других физических величин, которые необходимо осуществлять при настройке, проверке и испытаниях техники военного, гражданского и двойного применения. Основными продуктами Концерна на рынке измерительной аппаратуры являются осциллографы, генераторы сигналов, измерители мощности, анализаторы спектра и линий передач, эталоны частоты и другая номенклатура приборов. Подавляющая часть сбыта измерительной аппаратуры Концерна осуществляется в России. Измерительная аппаратура российского производства практически не присутствует на мировом рынке за редкими исключениями (квантовые водородные генераторы (стандарты частоты)). На российском рынке основными заказчиками Концерна являются Министерство обороны и другие силовые структуры, а также Росатом, Роскомос и предприятия промышленности. Позиции Концерна на российском рынке относительно устойчивы, но обеспечены лишь защитой от импорта со стороны государства. В целом конкурентоспособность продукции крайне низкая как по ценовому соотношению (выше или на уровне импортных аналогов) и качеству, так и по техническому уровню, эксплуатационным характеристикам

Концерн является практически

монополистом

в области ГО_

на внутреннем рынке

и эргономике. В связи с этим Концерн практически не присутствует в сегменте гражданской измерительной аппаратуры на внутреннем рынке. В структуре выручки направления присутствует значительная доля прочей продукции (более 10%), не относящейся к радиоизмерительной аппаратуре, что вызвано упадком отрасли в России в целом из-за вытеснения импортом и переориентацией предприятий на смежную продукцию (счётчики электроэнергии, дозиметры, услуги аренды и пр.). 3) Разъемные электрические соединители и кабельная продукция используются в электронной промышленности как компоненты для производства конечной продукции. Основные продукты Концерна - цилиндрические, прямоугольные соединители и кабели военного, гражданского и двойного назначения, которые используются для производства военной техники и вооружений, а также для специальных отраслей - атомной промышленности (Росатом), космической отрасли (Роскосмос). Часть продукции используется для гражданских отраслей, например, автомобилестроения (АвтоВАЗ, КАМАЗ). В сегменте кабельной продукции на мощностях опытного производства Концерн выпускает бортовой монтажный провод, кабель управления и радиочастотный кабель, которые поставляются, в основном, предприятиям ОПК. В этой сфере деятельности Концерн в основном присутствует только на российском рынке. Доля экспорта незначительна и составляет менее 2%. При этом Концерн занимает устойчивые позиции на рынке продукции военного назначения. Конкурентное положение обеспечивается протекционизмом со стороны государства, которое ограничивает использование импортных соединителей и кабелей для ОПК и специальных отраслей (атомная промышленность, космическая отрасль). Из-за низкой в сравнении с импортными аналогами конкурентоспособности выпускаемой продукции Концерн имеет слабые позиции в гражданском сегменте. Доля гражданской продукции в общей выручке направления составляет всего лишь около 43%.

Время требует действий

Приоритетным направлением деятельности

Концерна является дальнейшее развитие систе-_

креативная экономика, 2014, № 12(96)

позиции Концерна

относительно -устойчивы,

лишь защитой от —импорта со стороны _государства

па

мы качественного корпоративного управления, направленной на содействие всестороннему развитию управляемых предприятий Концерна в целях:

• безусловного выполнения заданий гособоронза-каза (ГОЗ), мероприятий федеральных целевых программ (ФЦП) и контрактов по линии военно-технического сотрудничества (ВТС);

• максимизации чистой прибыли, увеличения оборотов, масштабов бизнеса, рентабельности и прибыльности, доли на рынке аналогичной продукции и услуг;

• обеспечения производства продукции и услуг самого высокого качества;

• роста уровня капитализации и стоимости предприятий;

• создания единого правового пространства для управляемых предприятий.

• завершения мероприятий по акционированию федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в состав холдинговых компаний (интегрированных структур), управляемых Концерном.

Концерн - первая из холдинговых компаний (интегрированных структур), созданных Государственной корпорацией «Ростехнологии», сотрудники которого в сотрудничестве с ведущим российским стратегическим консультантом Strategy Partners Group разработали и защитили долгосрочную стратегию развития Концерна. Стратегия должна позволить достичь уровня конкурентоспособности мировых лидеров, обеспечить гибкость и устойчивость за счет сбалансированного развития как военной, так и гражданской продукции на базе технологий двойного применения.

Целью стратегии является производство высококачественного вооружения и военной техники, соответствующих или превосходящих по своим характеристикам мировые аналоги. В основе стратегии Концерна лежат обеспечение госзаказа по направлениям средств радиоэлектронной борьбы и государственного опознавания в рамках его кратного роста; повышение его операционной эффективности с целью постоянного снижения себестоимости и повышения конкурентоспособнос-

целью стратегии является

производство_

высококачественного

вооружения_

и военной техники, соответствующих или превосходящих по своим

характеристикам мировые аналоги_

ти; диверсификация и расширение присутствия на новых рынках (смежные военные рынки и гражданские рынки разъемных соединителей и кабельной продукции, бытовые плиты, автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии, различная аппаратура связи). При поддержке государства Концерн намерен значительно увеличить производство электрических соединителей и кабельной продукции военного назначения и повысить гражданскую диверсификацию, в том числе выйти на мировой рынок поставщиков разъемных соединителей, используемых в Airbus.

Руководство Концерна осуществляет первоочередные шаги по реализации стратегии - здесь первым из всех холдинговых компаний корпорации создано и действует единое казначейство, имеются лицензии на разработку, производство и ремонт военно-воздушной техники по государственному оборонному заказу; в ближайшие месяцы будет получено свидетельство на право военно-технического сотрудничества, что позволит Концерну существенно повысить эффективность взаимодействия с иностранными заказчиками. Выстраиваются тесные кооперационные связи между предприятиями Концерна на базе их специализации - создаются центры компетенций как по конечной продукции, так и по промежуточным переделам (механообработка, производство печатных плат), организуется специализированная дочерняя компания ОАО «Реконструкция», которая обеспечит совместно с проектным институтом централизованную разработку проектно-сметной документации по техническому перевооружению предприятий концерна.

Подписано соглашение о стратегическом партнерстве между Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) и Концерном, которое предусматривает формирование требований к компетенциям выпускников университета, совместную разработку образовательных программ для обеспечения учебного процесса; проведение совместных научно-исследовательских работ, переподготовки и повышения квалификации кадров, организацию производственных практик студентов КНИТУ-КАИ на предприятиях Концерна;

-

креативная экономика, 2014, № 12(96)

подписано соглашение

_о стратегическом

_партнерстве

_между Казанским

_национальным

_исследовательским

_техническим

им. А.Н. Туполева

_(КНИТУ-КАИ)

_и Концерном

освоение и разработку новых технологий проектирования и производства микроэлектронных, радиоэлектронных устройств и систем. Концерн будет содействовать техническому оснащению университета современными средствами проектирования, контрольно-измерительным и технологическим оборудованием ведущих производителей, предоставлять возможность использования материальной базы предприятий в период специализации студентов. В свою очередь, КНИТУ-КАИ будет учитывать потребности Концерна в специалистах соответствующего профиля и в необходимых случаях открывать новые направления и специальности. Кроме этого, предприятиям Концерна предоставлено право отбора выпускников университета. В области повышения квалификации предусмотрено создание соответствующей мировым стандартам системы профессиональной переподготовки, ориентированной на поддержание необходимого уровня квалификации специалистов, способных обеспечить эффективную работу предприятий Концерна. Помимо прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, специалисты предприятий будут иметь возможность обучаться в аспирантуре и докторантуре КНИТУ-КАИ. Для преподавателей университета предусмотрена возможность стажировки на предприятиях Концерна.

Развитие научно-технического сотрудничества предполагает совместное оснащение центра коллективного пользования (ЦКП) по разработке микроволновых, радиоэлектронных технологий, устройств и систем, кабельных сборок. Также на базе КНИТУ-КАИ должны быть созданы центры компетенции, учебно-научные лаборатории и тренинг-центры.

Выводы

Итак, в качестве результатов следует отметить следующие.

1. Оценка текущего положения Концерна на основе классификации основных направлений деятельности соответствующих холдингов (радиоэлектронной борьбы, госопознавания, измерительной аппаратуры) по таким признакам, как рынки сбыта, конкурентоспособность на мировом и на российском рынке, позволила выявить ключевые

развитие научно-

технического _

сотрудничества_

предполагает_

совместное_

оснащение центра коллективного пользования (ЦКП)

по разработке_

микроволновых,_

радиоэлектронных

технологий,_

устройств и систем, кабельных сборок

_при благоприятных

_сценариях Концерн

_диверсифицируется

_на внешние

_и гражданские рынки,

_а при негативных -

_сфокусируется

_на наиболее

_устойчивых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

паро

возможности для развития (например, ожидаемый рост гособоронзаказа) и угрозы (например, сложности выполнения кратно растущего гособоронза-каза и отмена барьеров на импорт до завершения техперевооружения и НИОКР), а также главные факторы рисков, связанные с реализацией стратегии: отраслевые, социальные, страновые и региональные, финансовые, правовые и др.

2. Осуществлен выбор целевой бизнес-модели и обоснованы стратегические приоритеты развития Концерна на период до 2020 г. на основании и с учетом лучшей международной практики, заключающейся в построении сценарных прогнозов его развития по четырем ключевым событиям (выполнение государственной программы вооружений, повторение кризиса, реализация ФЦП и сохранение протекционизма) с гибким реагированием на изменения внешней среды на любом этапе реализации стратегии. При благоприятных сценариях Концерн диверсифицируется на внешние и гражданские рынки, а при негативных - сфокусируется на наиболее устойчивых. Это позволило определить первоочередные шаги Концерна, не зависящие от сценариев внешней среды: реализация потенциала традиционных рынков; повышение операционной эффективности и конкурентоспособности.

3. В настоящее время разработана новая организационная модель Концерна. За счет ее апробации новая структура постепенно сбалансировалась.

В результате комплексной и системной реализации задач стратегического развития Концерна будут достигнуты значительные эколого-экономи-ческие, социальные, бюджетные и др. результаты на микро-, мезо- и макроуровнях. До 2020 г. на предприятиях Концерна предусмотрены проведение и реализация свыше 50 проектов реконструкции и технического перевооружения в рамках трех федеральных целевых программ с общим объемом финансирования более 53 млрд рублей. Концерн сотрудничает со странами ближнего и дальнего зарубежья. Это сотрудничество предполагает трансфер инновационных научно-технических решений и технологий с расширением рынка сбыта производимой продукции. Кроме традиционных рынков сбыта в области радиоэлектронной борьбы и госопознования рассматрива-

Ь - и -_

креативная экономика, 2014, № 12(96)

ется возможность освоения рынков в смежных областях, в том числе на базе собственного производства изделий СВЧ-микроэлектроники. Кроме того, Концерн планирует усилить свое присутствие и на рынке гражданской продукции. Диверсификация и расширение присутствия на данном рынке возможны в области производства разъемных соединителей, корабельной продукции, аппаратуры связи, измерительной аппаратуры, в частности, аппаратно-программных комплексов моделирования, а также бытовой техники. Таким образом, согласно разработанной и утвержденной стратегии развития, к 2020 г. Концерн должен стать международным диверсифицированным военно-гражданским холдингом и войти в число крупнейших оборонных компаний России.

Источники

1. Колесов Н.А., Ураев Н.Н. Проблемы и ограничения развития производственных систем отечественных предприятий // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева, 2012. - № 4.

2. Официальный сайт Госкорпорации Ростех [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rostec.ru.

3. Официальный сайт Концерна «Радиоэлектронные технологии» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kret.com.

Nikolay N. Uraev

Degree-Seeking Student,

Chair of Economics and Enterprise Management, Kazan State Technical University named after A. N. Tupolev

Planning of the manufacturing of high-tech products in the radioelectronic industry

_Abstract

The author performed the assessment of the current position of the consolidated group on the basis of the classification of the main business areas of the respective holdings; the target business model has been selected; strategic development priorities have been substantiated for the period up to 2020; a new organizational model of the consolidated group has been developed.

Keywords: manufacturing, radioelectronic industry, strategy, consolidated group, diversification, innovation, military industrial complex, competitiveness, technology

QQ

управление предприятием _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.