и производства микроэлектронных, радиоэлектронных устройств и систем.
Концерн будет содействовать техническому оснащению университета современными средствами проектирования, контрольно-измерительным и технологическим оборудованием ведущих производителей, предоставлять возможность использования материальной базы предприятий в период специализации студентов. В свою очередь, КНИТУ - КАИ будет учитывать потребности Концерна в специалистах соответствующего профиля и в необходимых случаях открывать новые направления и специальности. Кроме этого, предприятиям Концерна предоставлено право отбора выпускников университета.
В области повышения квалификации предусмотрено создание соответствующей мировым стандартам системы профессиональной переподготовки, ориентированной на поддержание необходимого уровня квалификации специалистов, способных обеспечить эффективную работу предприятий концерна. Помимо прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, специалисты предприятий будут иметь возможность обучаться в аспирантуре и докторантуре КНИТУ - КАИ. А для преподавателей университета предусмотрена возможность стажировки на предприятиях Концерна.
Развитие научно-технического сотрудничества предполагает совместное оснащение Центра коллективного пользования (ЦКП) по разработке микроволновых, радиоэлектронных технологий, устройств и систем, кабельных сборок. Также на базе КНИТУ - КАИ должны быть созданы центры компетенции, учебно-научные лаборатории и тренинг-центры.
Итак, в качестве результатов следует отметить следующие:
1. Оценка текущего положения Концерна на основе классификации основных направлений деятельности соответствующих холдингов (радиоэлектронной борьбы, госопознавания, измерительной аппаратуры) по таким признакам, как рынки сбыта, конкурентоспособность на мировом и на российском рынке, позволила выявить ключевые возможности для развития (например, ожидаемый рост гособоронзаказа) и угрозы (например, сложности выполнения кратно растущего гособоронзаказа и отмена барьеров на импорт до завершения техпе-ревооружения и НИОКР), а также главные факторы рисков, связанные с реализацией стратегии, такие как: отраслевые, социальные, страновые и региональные, финансовые, правовые и др.
2. Осуществлен выбор целевой бизнес-модели и обоснованы стратегические приоритеты разви-
тия Концерна на период до 2020 года, на основании и с учетом лучшей международной практики, заключающейся в построении сценарных прогнозов его развития по четырем ключевым событиям (выполнение государственной программы вооружений, повторение кризиса, реализация ФЦП и сохранение протекционизма) и отличающейся возможностью гибкого реагирования на изменения внешней среды на любом этапе реализации стратегии (при благоприятных сценариях Концерн диверсифицируется на внешние и гражданские рынки, а при негативных - сфокусируется на наиболее устойчивых). Это позволило определить первоочередные шаги Концерна, независящие от сценариев внешней среды: реализация потенциала традиционных рынков, повышение операционной эффективности и конкурентоспособности.
3. В настоящее время разработана новая организационная модель Концерна. За счет этого новая структура Концерна более сбалансирована.
В результате комплексной и системной реализации задач стратегического развития Концерна будут достигнуты значительные эколого-экономические, социальные, бюджетные и другие результаты на микро-, мезо- и макроуровнях.
До 2020 года на предприятиях Концерна предусмотрено проведение и реализация свыше 50 проектов реконструкции и технического перевооружения в рамках трех Федеральных целевых программ с общим объемом финансирования более 53 млрд. руб.
Концерн сотрудничает со странами ближнего и дальнего зарубежья. Это сотрудничество предполагает трансфер инновационных научно-технических решений и технологий с расширением рынка сбыта производимой продукции. Кроме традиционных рынков сбыта в области радиоэлектронной борьбы и госопознавания, рассматривается возможность освоения рынков в смежных областях, в том числе на базе собственного производства изделий СВЧ-микроэлектроники.
Кроме того, Концерн планирует усилить свое присутствие и на рынке гражданской продукции. Диверсификация и расширение присутствия на данном рынке возможны в области производства разъемных соединителей, корабельной продукции, аппаратуры связи, измерительной аппаратуры, в частности, аппаратно-программных комплексов моделирования, а также бытовой техники.
Таким образом, согласно разработанной и утвержденной стратегии развития к 2020 году Концерн должен стать международным диверсифицированным военно-гражданским холдингом и войти в число крупнейших оборонных компаний России.
Суспицына Г.Г.
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУВПО «Российский торгово-экономический университет», Пятигорский филиал, Россия, г. Пятигорск
УДК 330.322.21-047.44(470.6)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Данная статья затрагивает проблему выбора инвесторами зоны размещения своих производств и осуществления иных прямых инвестиций. В этих обстоятельствах становится бесспорной необходимость использования всего набора способов стимулирования инвестиционной деятельности, а также поиска новых подходов к эффективному управлению инвестиционными процессами на уровне отдельного региона.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, основной капитал, капиталовложения, инвестиционные ресурсы, инвестиционная активность.
COMPARATIVE ANALYSIS OF SECURITY WITH INVESTMENTS INTO FIXED CAPITAL OF SUBJECTS OF NORTH CAUCASUS
FEDERAL DISTRICT
This article touches on a choice issue investors of a zone of placement of the productions and implementation of other direct investments. In these circumstances there is indisputable a need of use of all set of ways of stimulation of investment activity, and also search of new approaches to effective management of investment processes at the level of the certain region.
Key words: investment process, fixed capital, capital investments, investment resources, investment activity.
Северный Кавказ исторически ассоциируется с крупнейшей аграрной житницей страны и богатейшим курортно-оздоровительным комплексом, формирование которого является приоритетным направлением социально-экономической политики не только Северо-Кавказского федерального округа (далее СКФО), но и всей страны в целом. В связи с этим инвестиционные процессы, протекающие в регионах СКФО, выступают предметом пристального внимания ученых и практиков управления, рассматриваются ими с позиции способа их организации и достигнутых результатов.
В настоящее время проблема стоимости основного капитала в экономике СКФО стоит довольно остро. Среди регионов России по стоимости основных фондов в экономике регионы СКФО занимают места от 26-го (Ставропольский край) до 78-го (Карачаево-Черкесская Республика). В составе России
СКФО располагал в 2007 году - 1,9%, в 2008 году -2,1 %, в 2009 году - 2,3 %, в 2010 году - 2,5 % основных фондов.
Наиболее динамичным в составе СКФО по стоимости основного капитала был Ставропольский край, располагавший в 2007 году 45 %, в 2008 году - 38 %, в 2009 году - 37% и 2010 году - 39%. На долю Чеченской Республики по итогам 2010 г. приходилось около 0,2 % основных фондов РФ по полной учетной стоимости, в сопоставлении с СКФО данный показатель равнялся 7 %, что среди субъектов СКФО помещает Чеченскую Республику на 4-е место при существенном отставании от регионов-лидеров: в 5,9 раза от Ставропольского края и в 4,6 раза от Республики Дагестан. С целью формирования эффективной инвестиционной политики в СКФО необходимо отслеживать динамику объема инвестиций в основные фонды (табл. 1).
Таблица 1
Инвестиции в основные фонды по регионам СКФО (в фактически действующих ценах, млн. руб.)
Регионы СКФО 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Республика Дагестан 39584 60713 86938 100935
Республика Ингушетия 3 370 7678 3951 7958
Кабардино-Балкарская Республика 6443 12788 15 889 12054
Карачаево-Черкесская Республика 7 988 9082 11001 10148
Республика Северная Осетия - Алания 6912 14644 17032 16700
Чеченская Республика 22615 41318 50380 34779
Ставропольский край 42038 53 665 75051 78507
Как видим, распределение инвестиций в основной капитал по регионам СКФО осуществляется весьма неравномерно. И, как следствие, неравномерно состояние и развитие технического потенциала регионов, входящих в состав СКФО. Кроме этого, достаточно высок уровень износа основных фондов. В республиках СКФО полностью изношено, по состоянию на 2010 год, от 35,4% (Кабардино-Балкарская Республика) до 50% (в Ставропольском крае) основных средств. Необходимо отметить, что данная проблема характерна для большинства регионов РФ, по отдельным отраслям уровень износа основных средств достигает 100%. Помимо этого в экономике регионов СКФО подавляющая часть основного капитала устарела не только физически, но и морально.
Необходимость разработки методических приемов оценки приоритетных регионов по динамичности и уровню эффективности инвестиционного процесса, способных привлечь внимание потенциального инвестора, основана на ограниченности ресурсов, выделяемых на цели инвестирования. И в данном случае на первое место выходит финансово-экономическая оценка инвестиционной привлекательности субъектов СКФО для максимального снижения риска потери инвестиционных ресурсов. Комплексная методика сравнительного анализа и отбора регионов по обеспечению инвестициями в основные фонды бази-
Значения показателей, характеризующих с<
руется на применении в определенном порядке и использовании возможностей ряда методов. Предлагаемый нами метод сравнительного анализа состояния основных фондов субъектов СКФО основан на методе выбора Парето.
Метод выбора Парето. Согласно правилу Паре-то лучшим является тот вариант, который по всем показателям был бы не хуже первого, и хотя бы по одному показателю лучше него [1]. Общеизвестно, что к факторам, определяющим динамизм развития любого региона, относятся инвестиции в его основные фонды. Разумеется, что на распределение регионов СКФО по состоянию основного капитала (уровень износа, структура, рентабельность и др.) и воздействию на объемы инвестиций оказывает многообразие исторических, территориально-климатических, демографических и иных условий. Используя метод Парето, сравним регионы СКФО по показателям, характеризующим состояние их основных фондов: коэффициент годности основных средств; коэффициент инвестирования в основные средства; коэффициент обновления основных средств; коэффициент основных средств в экономике на одного занятого в экономике; коэффициент ВРП (поскольку состояние основных фондов оказывает непосредственное влияние на размер ВРП региона). Значения указанных показателей по каждому региону представлены в таблице 2.
Таблица 2
тояние основных фондов СКФО в 2010 году
Регионы Коэффициент годности ОС Коэффициент ВРП Коэффициент инвестирования в ОС Коэффициент обновления ОС Коэффициент ОС в экономике на одного занятого в экономике
Республика Дагестан 0,628 1,076 1,126 0,101 0,741
Республика Ингушетия 0,405 1,155 0,989 0,151 0,667
Кабардино -Балкарская Республика 0,396 1,127 0,804 0,142 0,512
Карачаево -Черкесская Республика 0,649 1,123 0,881 0,047 0,684
Регионы Коэффициент годности ОС Коэффициент ВРП Коэффициент инвестирования в ОС Коэффициент обновления ОС Коэффициент ОС в экономике на одного занятого в экономике
Республика Северная Осетия - Алания 0,683 1,070 1,006 0,078 0,572
Чеченская Республика 0,6 1,187 0,949 0,114 0,823
Ставропольский край 0,503 1,142 1,185 0,069 0,721
Проведем ранжирование регионов СКФО (табл. 3).
Таблица 3
Ранжирование регионов СКФО по состоянию основных фондов
Ранги Коэффициент годности ОС т Коэффициент ВРП (F2) Коэффициент инвестирования в ОС (F3) Коэффициент обновления ОС (F4) Коэффициент ОС в экономике на одного занятого в экономике (Р5)
1 РСОА 4P CK РИ ЧР
2 КЧР РИ РД КБР РД
3 РД CK РСОА 4P СК
4 ЧР КБР РИ РД КЧР
5 СК КЧР 4P РСОА РИ
6 РИ РД КЧР CK РСОА
7 КБР РСОА КБР КЧР КБР
Для удобства составим таблицы предпочтений по правилу Парето, в которых попарно сравним все регионы СКФО.
Таблицы предпочтений (правило Парето)
Таблица 4.1 Таблица 4.2
РД РИ КБР КЧР РСОА 4P СК
Fl + + - - + +
F2 - - - + - -
F3 + + + + + +
F4 - - + + - +
F5 + + + + - +
Таблица 4.3
КБР РД РИ КЧР РСОА 4P СК
Fl - - - - - -
F2 + - + + - -
F3 - - - - - -
F4 + - + + + +
F5 - - - - - -
Таблица 4.5
РСОА РД РИ КБР КЧР 4P СК
Fl + + + + + +
F2 - - - - - -
F3 - + + + + -
F4 - - - + - +
F5 - - + - - -
РИ РД КБР К4Р РСОА 4P СК
Fl - + - - - -
F2 + + + + - +
F3 - + + - + -
F4 + + + + + +
F5 - + - + - -
Таблица 4.4
КЧР РД РИ КБР РСОА 4P СК
Fl + + + - + +
F2 + - - + - -
F3 - - + - - -
F4 - - - - - -
F5 - + + + - -
Таблица 4.6
4P РД РИ КБР К4Р РСОА СК
Fl - + + - - +
F2 + + + + + +
F3 - - + + - -
F4 + - - + + +
F5 + + + + + +
Таблица 4.7
CK рд РИ КБР КЧР РСОА 4P
Fl - + + - - -
F2 + - + + + +
F3 + + + + + +
F4 - - - + - -
F5 - + + + + -
Таким образом, используя определение правила выбора по Парето, получим, что по рассматриваемым показателям лучшим будет считаться тот регион, если в таблице, составленной для него, не будет ни одного столбца, в котором присутствовал бы символ «-». Наличие в таблице 4.2, составленной для Республики Ингушетия, столбца с показателями для КБР, не обладающего знаком «-», означает, что Республика Ингушетия по представленным показателям превосходит Кабардино-Балкарскую Республику. В данном случае только по отношению к КБР есть регион, имеющий преимущество по состоянию и инвестированию основных фондов. В связи с этим для дальнейшего исследования, с использованием правила Парето, могут быть выбраны все оставшиеся регионы, кроме Кабардино-Балкарской Республики.
Ранжирование регионов СКФО
Правило выбора по методу Борда. Согласно этому правилу варианты ранжируются по каждому показателю в порядке убывания с присвоением им соответствующих значений ранга, затем под-считывается суммарный ранг по каждому проекту. Победителями процедуры выбора становятся проекты с максимальным значением суммарного ранга [1].
Для применения правила Борда в целях сравнительного анализа экономического потенциала субъектов СКФО проранжируем регионы, входящие в состав СКФО. Региону, имеющему наилучшее значение по рассматриваемым показателям, присваиваем ранг «5», наихудшему значению будет соответствовать ранг «1» (табл. 5).
Таблица 5
по состоянию основных фондов
Ранги Коэффициент годности ОС (Fl) Коэффициент ВРП (F2) Коэффициент инвестирования в ОС (F3) Коэффициент обновления ОС (F4) Коэффициент ОС в экономике на одного занятого в экономике (F5)
7 РСОА 4P CK РИ 4P
6 КЧР РИ рд КБР рд
5 РД CK РСОА 4P CK
4 4P КБР РИ РД КЧР
3 CK КЧР 4P РСОА РИ
2 РИ РД КЧР CK РСОА
1 КБР РСОА КБР КЧР КБР
Составим таблицу рангов по регионам СКФО (табл. 6).
Таблица 6
Ранги регионов СКФО по состоянию основных фондов
Регионы Коэффициент годности ОС Коэффициент ВРП Коэффициент инвести р ов ания в ОС Коэффициент обновления ОС Коэффициент ОС в экономике на одного занятого в экономике Сумма
рд 5 2 6 4 6 23
РИ 2 6 4 7 3 22
КБР 1 4 1 6 1 13
КЧР 6 3 2 1 4 16
РСОА 7 1 5 3 2 18
4P 4 7 3 5 7 26
CK 3 5 7 2 5 22
Согласно правилу Борда наилучшими по состоянию основных фондов и протеканию инвестиционных процессов являются регионы, набравшие наибольшее число баллов. Из таблицы 6 следует, что наибольшую сумму баллов имеет Чеченская Республика, которая в данном случае является победителем выбора.
Метод БОФа. При помощи метода БОФа дадим сравнительную оценку альтернатив возможных капиталовложений в регионы СКФО по показателям состояния основных фондов и ВРП. Значения аналитических показателей регионов представлены в таблице 7.
1. Проранжируем показатели по важности.
Таблица 7
Ранжирование показателей
Показатели (W.)
Ранг (R) Коэффициент годности ОС Коэффициент ВРП Коэффициент инвестирования в ОС Коэффициент обновления ОС Коэффициент ОС в экономике на одного занятого в экономике
W, w2 W, w4 w5
3 1 2 5 4
2. Определим весовые коэффициенты показателей и пронумеруем их значение. Весовой коэффициент С. для каждого /-го показателя определяем по формуле:
(л - 1) _
(1)
(Я-1) _
С = 1--J——,j = 1,М,
м
где М - количество показателей.
По результатам решения задачи получим расчетные значения весовых коэффициентов: С1 = 1-(3-1)/5 = 3/5; С2 = 1 - (1 - 1)/5 = 1;
С3 = 1 - (2 - 1)/5 = 4/5; С4 = 1 - (5 - 1)/5 = 1/5; С, = 1 - (4 - 1)/5 = 2/5. Нормирование коэффициентов осуществим по формуле:
С,
Cj м
(2)
I.C.
т=1
Результаты, полученные в ходе подстановки числовых значений весовых коэффициентов, представлены в таблице 8.
Таблица 8
Нормирование весовых коэффициентов
W. j wl w2 W, w4 w5
С. j 3/15 5/15 4/15 1/15 2/15
3. Ранжирование регионов СКФО по каждому Заполним таблицу, в которой Я.. - ранг региона
показателю. с I номером по показателю с] номером.
Показатели Регионы
рд РИ КБР КЧР PCOA ЧР CK
W, Ru = 5 6 7 2 1 4 5
w2 6 2 4 5 7 1 3
w, 2 4 7 6 3 5 1
W4 4 1 2 7 5 3 6
w5 2 5 7 4 6 1 3
4. Определим весовые коэффициенты регионов (Я.. — 1)
по каждому отдельному показателю, с этой целью ' ^ ' ^
используем зависимость: где К - количество сравниваемых вариантов.
Итоги произведенных расчетов сведем в таблицу 9.
Таблица 9
Весовые коэффициенты показателей
Сп = 1-(з-с12=1-(6-С13=1-(7-С14=1-(2-
c15 = i-(i-
С16=1-(4-
С17=1-(5-
1)11 = 511 1)/7 = 2/7 1)/7= 1/7 1) / 7 = 6/7 1) / 7 = 1 1)/7 = 4/7 1) / 7 = 3/7
С„ = -(2- 1) / 7 = 6/7 -(2- 1) / 7 = 6/7
С,2 = -(4- 1)/7 = 4/7 -(5- 1) / 7 = 3/7
С„ = -(7- 1)/7= 1/7 -(7- 1) / 7 = 1/7
С,4 = -(6- 1)/7 = 2/7 С,4 = -(4- 1) / 7 = 4/7
С„ = -(з- г- II г- С„ = -(6- 1) / 7 = 2/7
С,6 = -(5- 1) / 7 = 3/7 CS6 = -(1- 1) / 7 = 1
С37 = -(1- 1) / 7 = 1 С57 = -(з- 1) / 7 = 5/7
С41 = -(4- 1)/7 = 4/7
с42= -(1- 1) / 7 = 1
С4,= -(2- 1) / 7 = 6/7
с44= -(7- 1)/7 = 1/7
-(5- 1) / 7 = 3/7
-(з- г- II г--
с47= -(6- 1)/7 = 2/7
С21 = 1-(6-С22=1-(2-
Си=1-(4-
c26 = i-(i-
с27 = 1-(з-
1)/7 = 2/7 1) / 7 = 6/7 1)/7 = 4/7 1) / 7 = 3/7 ■ 1)/7= 1/7 1)/7 = 1 1)/7 = 5/7
По формуле 4 проведем нормирование получен- „ С•/7
ных результатов и полученные данные сведем в та- ^ 7< ~~ а: ^
блицу 10.
Таблица 10
Нормирование полученных данных
•сп = (5 / 7) / (28 / 7) = 5 / 28 *с31 = (6/7)/ (28/7) = 6/28 •с51 = (6/7)/ (28/7) = 6/28
*с12 = (2/7)/(28/7) = 2/28 *с32 = (4/7)/(28/7) = 4/28 •с52 = (3/7)/ (28/7) = 3/28
•с13 = {111)1 (28 / 7) = 1/28 *с33 = {111)1 (28 /7) = 1/28 *с53 = (1/7)/(28/7) = 1/28
= (6 / 7) / (28/7) = 6/28 *с34 = (2/7)/(28/7) = 2/28 = (4/7)/(28/7) = 4/28
•с15 = 1/(28/7) = 7/28 •с35 = (5 / 7) / (28 / 7) = 5 / 28 •с55 = (2/7)/ (28/7) = 2/28
= (4/7)/(28/7) = 4/28 *с36 = (3/7)/(28/7) = 3/28 = 1/(28/7) = 7/28
*с17 = (3/7)/(28/7) = 3/28 *с37 = 1/(28/7) = 7/28 •С57 = (5/7)/ (28/7) = 5/28
*с21 = (2/7)/(28/7) = 2/28 = (4/7)/(28/7) = 4/28
*с22 = {611)1 (28/7) = 6/ 28 *с42 = 1/(28/7) = 7/28
•С23 = (4/7)/(28/7) = 4/28 •с« = {611)1 (28/7) = 6/ 28
*с24 = (3/7)/(28/7) = 3/28 = {111)1 (28/7) =1/28
•С25 = {111)1 (28/7) =1/28 •с« = (3/7)/(28/7) = 3/28
*с26 = 1/(28/7) = 7/28 = (5/7)/(28/7) = 5/28
*с27 = {511)1 (28 / 7) = 5 / 28 *с47 = (2/7)/(28/7) = 2/28
Полученные расчетные данные сведем в таблицу 11.
Таблица 11
Рассчитанные результаты
Показатели Регионы
рд РИ КБР КЧР РСОА ЧР СК
W, *Сп = 5/28 2/28 1/28 6/28 7/28 4/28 3/28
w2 2/28 6/28 4/28 3/28 1/28 7/28 5/28
w3 6/28 4/28 1/28 2/28 5/28 3/28 7/28
W4 4/28 7/28 6/28 1/28 3/28 5/28 2/28
w5 6/28 3/28 1/28 4/28 2/28 7/28 5/28
5. По каждому региону вычислим значение Результаты расчета сведем в итоговую таблицу обобщенного показателя W по зависимости: 12. _ м
II] 1С. (5)
]=1
Таблица 12
Результаты расчета значений обобщенного показателя по регионам
Регион РД РИ КБР КЧР PCOA 4P CK
W. j 0,155 0,155 0,083 0,119 0,126 0,186 0,176
Как показывают расчеты, данная методика позволяет инвестору по критерию наибольшего результата (инвестиционной активности) сделать выбор опять же в пользу Чеченской Республики, поскольку по обобщенному показателю он превосходит значения показателей остальных регионов.
Предлагаемая методика сравнительного анализа и отбора регионов по обеспечению инвестициями в основные фонды и их эффективному использованию позволит более точно в сравнении с существующими методиками оценивать инвестиционную привлекательность регионов с целью возможно максимального снижения риска потери инвестиционных ресурсов. Достоинством предлагаемой методики является простота и комплексный характер расчетов.
Список литературы: 1. Балдин КВ.. Быстрое О.Ф. Математические методы в экономике. Теория, примеры, варианты кон-
трольных работ: Учебн. пособие. Москва - Воронеж, 2003. - С. 49-53.
2. Бережного В.И., Сустщына Г.Г. Управление инвестированием воспроизводства основного капитала (на материалах Северо-Кавказского федерального округа). Моногр. - Deutschland, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. 2013.
3. Ma слова Т.Н. Разработка антикризисной стратегии сельскохозяйственных предприятий (статья) // Математическое моделирование и информационные технологии: сб-к науч. ст. IV Региональной научно-практ. конф. (г. Георгиевск). - Ставрополь, 2004.
4. Сустщына Г.Г. Учетно-аналитическое обеспечение процесса воспроизводства основных средств // Вестник РГГУ. - № 12. - Серия «Экономические науки». - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2012.
5. Электронный ресурс: http://www.gks.ru.