Научная статья на тему 'Авионика в современном авиастроении'

Авионика в современном авиастроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4586
666
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИОНИКА / ВОЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА / РАДИОЭЛЕКТРОНИКА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / AVIONICS / MILITARY ELECTRONICS / RADIO ELECTRONICS / RESTRUCTURING / BUSINESS MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболев Л.Б.

Предмет. Проведен анализ тенденций развития мирового рынка авионики. Основной тенденцией является постоянное обновление продукции за счет перехода на интегрированную модульную авионику (ИМА), позволяющую проводить модернизацию на эксплуатируемых летательных аппаратах за умеренные цены и в короткие сроки. Второй тенденцией является оптимизация бизнес-модели компаний по показателю прибыльности. Показано, что мировые лидеры производства систем авионики имеют в основном конгломератную бизнес-модель и диверсифицируют свою деятельность за счет участия в международных военных и гражданских проектах. Оптимизация бизнес-модели обеспечивает устойчивость этих корпораций на высококонкурентном рынке авионики. Цели. Повышение экономической эффективности деятельности российских производителей авионики и авиационного оборудования за счет использования опыта построения бизнес-моделей мировых лидеров и их стратегий в конкурентной борьбе. Методология. Сравнительный анализ деятельности ведущих зарубежных и российских компаний, занимающихся разработкой и производством систем авионики. Подведение итогов и выработка рекомендаций. Результаты. Анализ показал, что российские компании, работающие в области авионики, сделали лишь первый шаг на пути создания конкурентоспособных на мировом уровне организаций, а именно процедуру собирания активов. Следующими шагами должны стать снижение зависимости от гособоронзаказа путем развития гражданских секторов электроники, повышение инновационности продуктов компаний (выход на мировые рынки) и диверсификация для повышения экономической устойчивости компаний. Выводы. В условиях усиления конкуренции на мировом рынке авионики возможны альтернативные варианты бизнес-модели производства авионики в России, увеличение количества фирм-производителей (в том числе за счет создания сегментов авионики в смежных отраслях), развитие внутренней конкуренции в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Avionics in modern aviation industry

Subject The article analyzes the trends in the avionics world market development. Objectives The study aims to increase the economic efficiency of Russian avionics manufacturers and avionic equipment based on experience in creating the business models by global leaders and their competitive activity strategies. Methods The study rests on a comparative analysis of activity of leading foreign and Russian companies engaged in development and production of avionics systems. Results The analysis shows that Russian companies operating in the field of avionics have made only the first step on their way to creating a globally competitive organization structure. Next steps should be decreasing their dependence on Defense Procurement through developing the civil sectors of electronics, increasing innovation and diversification to enhance economic stability. Conclusions Under fiercer competition in the global avionics market, it is possible to use alternative business models of avionics manufacture in Russia, increase the number of manufacturers (including through the creation of avionics segments in allied industries), and develop internal competition in the country.

Текст научной работы на тему «Авионика в современном авиастроении»

Экономический анализ: Economic Analysis:

теория и практика 10 (2016) 155-167 Theory and Practice

ISSN 2311-8725 (Online) Научное обозрение

ISSN 2073-039X (Print)

АВИОНИКА В СОВРЕМЕННОМ АВИАСТРОЕНИИ* Леонид Борисович СОБОЛЕВ

доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами,

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru

История статьи:

Принята 27.04.2016 Принята в доработанном виде 25.05.2016 Одобрена 20.07.2016

УДК 621.314

JEL: G34, L19, L93, 033, 057

Ключевые слова: авионика, военная электроника, радиоэлектроника, реструктуризация, бизнес-модель

Аннотация

Предмет. Проведен анализ тенденций развития мирового рынка авионики. Основной тенденцией является постоянное обновление продукции за счет перехода на интегрированную модульную авионику (ИМА), позволяющую проводить модернизацию на эксплуатируемых летательных аппаратах за умеренные цены и в короткие сроки. Второй тенденцией является оптимизация бизнес-модели компаний по показателю прибыльности. Показано, что мировые лидеры производства систем авионики имеют в основном конгломератную бизнес-модель и диверсифицируют свою деятельность за счет участия в международных военных и гражданских проектах. Оптимизация бизнес-модели обеспечивает устойчивость этих корпораций на высококонкурентном рынке авионики. Цели. Повышение экономической эффективности деятельности российских производителей авионики и авиационного оборудования за счет использования опыта построения бизнес-моделей мировых лидеров и их стратегий в конкурентной борьбе.

Методология. Сравнительный анализ деятельности ведущих зарубежных и российских компаний, занимающихся разработкой и производством систем авионики. Подведение итогов и выработка рекомендаций.

Результаты. Анализ показал, что российские компании, работающие в области авионики, сделали лишь первый шаг на пути создания конкурентоспособных на мировом уровне организаций, а именно - процедуру собирания активов. Следующими шагами должны стать снижение зависимости от гособоронзаказа путем развития гражданских секторов электроники, повышение инновационности продуктов компаний (выход на мировые рынки) и диверсификация для повышения экономической устойчивости компаний. Выводы. В условиях усиления конкуренции на мировом рынке авионики возможны альтернативные варианты бизнес-модели производства авионики в России, увеличение количества фирм-производителей (в том числе за счет создания сегментов авионики в смежных отраслях), развитие внутренней конкуренции в стране.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

В последнее десятилетие отечественная аэрокосмическая отрасль переживает период активной реструктуризации, чтобы ликвидировать отставание от западных конкурентов в таких видах деятельности, как гражданское авиастроение, авиационное двигателестроение и, конечно, производство систем авиационного приборостроения (авионики). В статье используется термин «авионика», который принят во всем мире и включает все электронные авиационные приборы и оборудование, устанавливаемые на летательных аппаратах, включая беспилотники и космические аппараты.

Авионика, как и все авиастроение, подразделяется на гражданскую (устанавливаемую на коммерческих воздушных судах) и военную (устанавливаемую на военных воздушных судах) авионику. Рынки систем авионики отличают

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Грант № 15-02-00478.

относительно низкие входные барьеры для компаний-производителей по сравнению с финальными производителями летательных аппаратов и авиадвигателей. Поэтому эти рынки более конкурентны и производством авионики занимаются как ведущие мировые аэрокосмические корпорации, так и средние и малые компании, специализирующиеся на отдельных системах авионики (например американская компания Оагтт специализируется на выпуске авионики для бизнес-авиации и авиации общего назначения).

Рынок гражданской авионики

Рынок гражданской авионики (35% мирового рынка авионики) в 2014 г. оценивался в 15,74 млрд долл., в 2015 г. он вырос до 16,73 млрд долл. Ежегодный рост продаж в следующей пятилетке прогнозируется в размере 6,1% с ростом к 2020 г. до 22,49 млрд долл. При этом доля авионики для новых гражданских воздушных судов оценивается в 60% всего рынка гражданской авионики, а доля

авионики, используемой в рамках модернизации и послепродажного обслуживания - 40%1.

В мировой практике гражданская авионика обычно объединяет пять основных систем:

• системы управления полетом (Flight Management Systems);

• системы контроля работы двигателя и других агрегатов (Flight Control Systems);

• системы обеспечения жизнедеятельности экипажа и пассажиров (Health Monitoring Systems);

• системы навигации, коммуникации и наблюдения (Navigation, Communication & Surveillance Systems);

• системы электроснабжения и безопасности полета (Electrical and Emergency Systems).

Это только основные, все системы просто трудно перечислить. Часть систем имеет двойное (военное и гражданское) применение. Некоторые используются не только в авиации, но и в судовождении, космонавтике и ракетостроении. Производители авионики этим пользуются и стараются диверсифицировать свою продукцию. Производителя всех типов систем не существует. По отдельным типам систем и приборов существует обычно 3-5 производителей, так что у финалистов есть выбор. Это можно проследить на примере поставщиков авионики как для мировых производителей самолетов (Boeing, Airbus, LM и др.), так и на примере российского SSJ 100, который имеет более десятка зарубежных поставщиков.

Мировыми лидерами на рынке гражданской авионики считаются Honeywell, Thales, Rockwell Collins, United Technologies и Safran. Эти компании поставляют различные системы авионики и авиационное оборудование для производителей магистральных и региональных самолетов, бизнес-авиации и авиации общего назначения, а также военной авиации, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. В обзор включена также американская компания Garmin, специализирующаяся в основном на поставках современной авионики для самолетов малой и бизнес-авиации. Все эти компании поставляют авионику как для гражданских, так и для военных

1 Commercial Avionics Systems Market 2014-2020. URL: http://www.prnewswire.com/news-releases/commercial-avionics-systems-market-2014-2020.html

летательных аппаратов, однако гражданская продукция превалирует над военной, как это следует из ежегодного отчета шведского института SIPRI2.

Компания Honeywell имеет три основных бизнес-сегмента, причем наибольшую часть общей выручки компании - 15,6 млрд долл. (39%) приносит аэрокосмический сегмент (Aerospace), который в свою очередь разбит на четыре дивизиона. Первый из них -двигателестроительный (Transportation Systems) -поставляет небольшие авиационные двигатели для различных типов летательных аппаратов и вспомогательные двигательные установки, обеспечивая порядка 9% общей выручки компании. Три других дивизиона (Commercial Original Equipment, Commercial Aftermarket и Defence and Space) обеспечивают еще 30% общей выручки компании и поставляют различные системы авионики и авиационное оборудование для новых гражданских воздушных судов (6,5%), оборудование и авионику для модернизации эксплуатируемых воздушных судов (11,5%) и военно-космические системы (12%). Сегмент Aerospace участвует в программах US NextGen program и Europe's SESAR program по разработке

3

перспективных комплексов авионики .

Вспомогательная двигательная установка Honeywell установлена на российском SSJ 100 [1].

Thales - транснациональная компания, выпускающая электронное оборудование для авиакосмического, военного и морского применения. Компания разбита на три сегмента, причем сегмент Aerospace поставляет авионику для гражданских самолетов компании Airbus (дисплеи, интегрированную модульную авионику, системы управления полетом, системы управления воздушным движением, тренажеры и др.). Вклад подразделения составил в 2014 г. 5,014 млрд евро. Соотношение гражданской и военной продукции -50:50. Компания является основным поставщиком авионики для SSJ 100, а также авионики для экспортных поставок российской военной авиационной техники в Индию и Малайзию4.

2 The SIPRI top 100 arms-producing and military services companies, 2014.

URL: http://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1512.pdf

3 Annual Report of Honeywell International Inc. 2014. URL: http://www.honeywell.com

4 Annual results Thales 2014.

URL: https://www.thalesgroup.com/sites/default/files/asset/

document/thales_2014_annual_results_-

_consolidated_financial_statement_0.pdf

Еще одним крупным игроком на рынке гражданской авионики является американская компания Rockwell Collins (RC), имеющая в своей структуре три сегмента, один из которых -гражданские системы (Commercial Systems) -является основным поставщиком систем авионики для новых магистральных авиалайнеров компании Boeing (B787, B737MAX, B777X) и Airbus (A350), а также региональных самолетов, бизнес-джетов и вертолетов. Компания специализируется на разработке авионики для кабины пилотов, пассажирского салона, систем связи и управления информацией. Суммарная выручка всех трех сегментов RC в 2014 г. составила 4,98 млрд долл., причем 32% выручки обеспечили экспортные поставки. Глобальная сеть сервисного обслуживания американского производителя охватывает 27 стран. Китайская компания COMAC выбрала авионику RC для проектируемого магистрального самолета С919. Некоторые системы авионики RC предполагается установить на новом российском самолете МС-215.

Конгломерат United Technologies Corporations (UTC) имеет в своем составе два сегмента, из которых один не имеет отношения к авиастроению. Сегмент UTC Aerospace Systems обеспечивает порядка 22% общей выручки компании и поставляет заказчикам системы электрооборудования самолетов и авионику (системы управления полетом, контроля работы двигателей, контроля окружающей среды и др.). Этот сегмент имеет два основных дивизиона: Aircraft Systems and Power, Control & Sensing Systems. Эти подразделения в свою очередь разбиты на несколько бизнес-единиц. Так, Aircraft Systems состоит из Actuation & Propeller Systems, Aerostructures, Air Management Systems, Interiors и Landing Systems. Power, Control & Sensing Systems состоит из Electric Systems, Engine Systems, ISR & Space Systems и Sensors & Integrated Systems. Продукцию UTC Aerospace Systems покупают производители воздушных судов, авиаперевозчики и другие потребители авиационной техники6.

Конгломератная корпорация Safran в 2014 г. с общей выручкой 17,9 млрд долл. является основным конкурентом корпорации Rolls-Royce на европейском рынке авиационных и ракетных

5 Annual Report Rockwell Collins 2014.

URL: http://www3.rockwellcollins.com/annualreport/ 2014/_images/global/RockwellCollins2014.pdf

6 Annual Report UTC 2014.

URL: http://2014ar.utc.com/assets/pdfs/ UTCAR2014_FullReport. pdf

двигателей. За разработку и выпуск авионики в этом французском конгломерате отвечает компания Sangem, гражданский сектор которой поставляет заказчикам следующие виды гражданской продукции: информационные системы (Aircraft Information Systems - AIS для A380, Aircraft Condition Monitoring System -ACMS, Analysis Ground Station - AGS); системы навигации - SkyNatue и автопилот CARNAC7.

Сегмент General Electric - GE Aviation обеспечил в 2014 г. 16% объема продаж (24 млрд долл.) этого конгломерата. Сегмент состоит из трех дивизионов, два из которых проектируют и производят гражданские и военные авиадвигатели, а третий дивизион - Systems (13% продаж сегмента) поставляет системы контроля работы авиадвигателей, а также

электрооборудование и системы управления полетом. В феврале 2013 г. Boeing заключил контракт с GE Aviation на разработку системы управления полетом для авиалайнера Boeing 737 MAX. Первый самолет этой серии планируется к поставке в 2017 г. Boeing имеет заказы на 1 064 таких авиалайнеров от авиакомпаний и лизинговых компаний по всему миру8.

Группа Zodiac Aerospace - транснациональная компания, занимающаяся поставками

авиационного оборудования и некоторых систем авионики мировым авиапроизводителям, включая российскую компанию ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (проект SSJ 100). Компания считается лидером в производстве систем контроля уровня топлива, бортовых кислородных систем для самолетов и вертолетов, контроля

" 9

окружающей среды и противопожарных систем .

В настоящее время большинство интегрированных навигационно-пилотажных комплексов проектируются на основе многофункциональных жидкокристаллических мониторов (стеклянные кабины), которые устанавливаются как на новые авиалайнеры, так и при модернизации авионики более старых. В сегменте бизнес-авиации, а также турбовинтовых и поршневых самолетов лидерами являются компании Garmin и Avidyne, которые предлагают интегрированные решения как для новых, так и для старых типов воздушных судов.

7 Annual Report of SAFRAN 2014. URL: http://www.safran-group.com

8 Annual Report GE 2014.

URL: https://www.ge.com/ar2014/assets/pdf/GE_AR14.pdf

9 Annual Report Zodiac Aerospace 2014-2015.

URL: http://www.zodiacaerospace. com/en/ finance/ annual-reports

Разработкой стеклянных кабин для гражданских авиалайнеров занимаются также небольшие частные компании Universal Avionics, Innovative Solutions & Support (IS&S) и CMC Electronics.

Panasonic Avionics Corporation (PAC) является американским подразделением известной японской корпорации в области бытовой и промышленной электроники Panasonic. Компания предлагает широкий спектр систем связи и развлечений пассажиров в полете (IFEC), решения и системы управления полетом (CMS).

Если попробовать выявить общие черты фирм-лидеров в мировой индустрии гражданской авионики, то можно отметить следующее.

В-первых, из проведенного анализа следует, что мировой рынок авионики развивается в условиях жесткой конкуренции, так что похожие решения и продукты присутствуют почти у всех описанных компаний. Этот факт дает мощный толчок созданию новых технологий и производству новых комплексов, которые не имеют аналогов у конкурентов.

Во-вторых, деятельность всех компаний чрезвычайно диверсифицирована. Каждая из них производит авионику как для гражданских воздушных судов, так и для военных заказчиков, хотя основной продукцией остаются гражданские системы. Авионика для магистральной и региональной авиации может быть сходной, для малой и бизнес авиации предлагаются оригинальные решения. Многие компании производят не только системы авионики, но и системы, относимые традиционно к авиационному оборудованию.

В-третьих, диверсификация осуществляется в рамках структурных подразделений (сегментов), которые отличаются достаточной

самостоятельностью. Управляющая компания осуществляет деятельность по получению масштабных заказов, устранению параллелизма в работе сегментов и управление финансовыми потоками. На уровне дивизионов проводится специализация в виде отдельных типов систем и приборов.

В-четвертых, за покупателем (компанией-авиаперевозчиком) остается право выбрать авионику (авиационное оборудование) того или иного производителя для установки на заказанные им гражданские лайнеры.

В-пятых, большинство компаний участвуют в программах НИОКР по созданию новой техники, в частности, по переходу на интегрированную модульную авионику.

В-шестых, практически все эти компании участвуют в значимых программах модернизации старых типов самолетов (Boeing 737 и Airbus 320 выпуска 1990-х гг.).

Рынок военной авионики

Военная авионика включает большинство типов гражданской авионики и дополнительно системы, связанные с выполнением боевых задач [2-5]. Многие годы развития военной авиации привели к появлению новых видов оружия и модернизации самих летательных аппаратов. Часть ролей, в частности, разведка и наблюдение, сохранились, хотя аппаратура для выполнения этих ролей сильно изменилась за последние годы. Новый характер военных конфликтов может привести к дальнейшим изменениям. В большой степени новые роли и альтернативные решения обусловлены достижениями в технологии датчиков и систем обработки данных. Более чувствительные и эффективные датчики способны обнаруживать цели на большом расстоянии, использование технологии «стелс» повышает малозаметность летательных аппаратов, а бортовые вычислительные комплексы ускоряют обработку данных. Как уже отмечалось, на сегмент военной авионики приходится до 65% мирового рынка авионики, причем рынок поделен следующим образом: 53% - авионика для новых самолетов, 47% - модернизация и послепродажное обслуживание [6]. Финансовые результаты производителей, в продуктовой линейке которых преобладают военные системы авионики, представлены в табл. 2.

Американская корпорация Raytheon помимо основного бизнеса - производства и обслуживания ракетных комплексов - является ведущим производителем военной авионики (радаров, систем наведения, высокоточных датчиков и других электронных систем), входящих в состав этих комплексов. Компания имеет четыре сегмента, из которых только один занимается непосредственно производством ракетных комплексов, а остальные три - производством и техническим обслуживанием военной электроники (75% общей выручки). Эти подразделения поставляют заказчикам РЛС, системы управления, контроля, связи и разведки, наблюдения,

управления огнем, компоненты ПВО, электронику для ВМФ, электронно-оптические приборы, средства связи, тренажеры и информационные системы10.

Компания BAE Systems (BAE) имеет сильные позиции в ракетно-космических и авиационных программах НАТО. Компания разделила свой бизнес на пять сегментов, два из которых -Electronic Systems и Cyber & Intelligenc -занимаются военной электроникой, обеспечивая 22% общей выручки компании; BAE является ведущим производителем дисплеев, органов управления полетом и интегральной модульной авионики. Кроме того, она производит телевизионные системы, системы навигации, модули памяти, системы управления оружием, системы радиоэлектронной борьбы. Одно из подразделений компании находится в США, еще одно - в Австралии. Компания выполняет большой объем работ по модернизации и техническому обслуживанию выпускаемой продукции, является одним из новаторов в области авионики, поставляя ее для истребителя пятого поколения F-35 Lightning и европейского истребителя Typhoon, в частности, систему радиоэлектронной борьбы (РЭБ) следующего поколения N/ASQ-239 и шлем пилота, который позволяет видеть сквозь фюзеляж самолета объекты, находящиеся вне зоны видимости, и принимать решения за считанные доли секунды11.

Компания Thales занимает третье место в мире по производству бортовых РЛС и систем РЭБ, крупнейший в Европе поставщик военных средств связи. Компания производит системы наведения и другую бортовую электронику для ракет, которые она поставляет всем европейским производителям ракетного оружия. В числе заказчиков - фирма MBDA и производители противотанкового ракетного комплекса Trigat. В США поставляются компоненты для противотанковых управляемых ракет и систем залпового огня. Работы в области ПВО среднего и ближнего радиуса действия и систем управления включают участие во франко-итальянской программе FSAF и европейской программе PAAMS. Thales взаимодействует с Raytheon при разработке военной электроники для НАТО. Боевые корабельные системы, поставляемые

10 Annual Report Raytheon 2014.

URL: http://investor.raytheon.com/ phoenix.zhtml?c=84193&p=irol-reports annual

11 Our business at a glance.

URL: http://investors.baesystems.com/~/media/Files/B/Bae-

Systems-Investor-Relations-V3/PDFs/year-in-review/business-at-

a-glance.pdf

отделением Signaal, задействованы в немецкой и голландской программах строительства фрегатов. В области производства РЛС, военных систем управления и интегрирования систем ПВО Thales сотрудничает с DASA. Для подводных лодок Thales производит акустические системы и легкие торпеды.

Американская компания Northrop Grumman (NG), специализирующаяся на производстве военной электроники, разделила свой бизнес на четыре сегмента, каждый из которых разбит в свою очередь на несколько дивизионов. Сегмент Aerospace Systems (9,997 млрд долл.) разрабатывает и производит различные системы для пилотируемых летательных аппаратов, беспилотников, космических аппаратов, лазерные системы высоких энергий и другую продукцию. Сегмент Electronic Systems (6,951 млрд долл.) предлагает большое разнообразие систем военной электроники, в частности, радары, системы распознавания объектов, системы РЭБ, навигационные и коммуникационные системы, системы для космических целей и другую продукцию. Сегмент Information Systems (6,222 млрд долл.) сфокусирован на системах кибербезопасности, управления и контроля воздушными и ракетными комплексами. Наконец, сегмент Technical Services, занимается техническим обслуживанием и модернизацией12.

Корпорация L-3 communication была образована в 1997 г. путем приобретения части подразделений электроники у Lockheed Martin. В настоящее время в компании сформированы четыре сегмента: электронные системы (Electronic Systems) (38% общей выручки), аэрокосмические системы (Aerospace Systems) (36%), коммуникационные системы (Communication Systems) (16%) и системы национальной безопасности (National Security Solutions) (10%). Корпорация поставляет системы боевого управления, системы разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR), системы связи и навигации, системы управления вооружением ВМФ, тренажеры, космические системы. Компания продолжает расширяться за счет слияний и поглощений, чтобы стать одним из десяти лучших подрядчиков правительственных ведомств США13.

12 Annual Report Northrop Grumman 2014. URL: http://www.northropgrumman.com/ AboutUs/ AnnualReports/Documents/pdfs/2014_noc_ar.pdf

13 Annual Report L-3 Communication 2014. URL: http://l-

3com.com/sites/default/files/annual-reports/2014-l3-form_10-k.pdf

Несмотря на продажу части «электронных» активов, Lockheed Martin (LM) сохранила позиции в сфере военной электроники. Основной сегмент LM Aeronautics - производство военной авиации (F-35, C-130, F-16, F-22 и C-5M) - обеспечивают только 32% общей выручки, хотя заказы на F-35 рассчитаны на многие годы. Еще 18% доходов обеспечивает сегмент космических систем (Space Systems). Остальные три сегмента LM так или иначе связаны с проектированием и производством военной электроники, включая авионику. Сегмент Information Systems & Global Solutions (IS&GS) удовлетворяет потребности заказчиков в интегрированных системах анализа данных, кибербезопасности, управлении воздушным движением и управлении энергетическими сетями. Сегмент Missiles and Fire Control специализируется на разработках ракет и систем ПРО (22% от объема продаж на этом сегменте рынка), корабельных системах (22%), интеграции систем (15%) и обобщенных системах управления, связи и разведки (28%). Основные программы этого сегмента: высотная ПРО театра военных действий (THAAD),

усовершенствованный зенитно-ракетный комплекс «Пэтриот» (Patriot Advanced Capability - PAC-3), система вооружения вертолета Apache Longbow, ракеты класса «воздух - земля» JASSM и «земля -земля» ATACMS. Сегмент Mission Systems and Training поставляет радары, интегрированные бортовые системы для крейсеров типа Aegis, различного рода тренажеры14.

General Dynamics (GD) осуществляет деятельность в четырех сегментах: морские системы (Marine Systems), боевые системы (Combat Systems), информационные системы и технологии (Information Systems and Technology), аэрокосмические системы (Aerospace). Последние два сегмента непосредственно связаны с производством военной электроники. В число важнейших разработок этих сегментов входят такие, как система управления

межконтинентальными ракетами (МХ), системы телекоммуникационного наблюдения и обработки данных спутниковой разведки (SAPS), модульные комплексы трансляции, распознавания

и обработки сигналов (MASP), системы информационного обеспечения (GDMX) и др. Совместно с NASA GD участвовала в создании, эксплуатации и совершенствовании

автоматизированной системы пуска, контроля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Annual Report Lockheed Martin Corporation 2014. URL: http://www.lockheedmartin.com/ content/dam/lockheed/data/corporate/documents/2014-Annual-Report.pdf

и орбитальной коррекции космических спутников (TDRSS)15.

География производителей военной авионики не ограничивается только США и странами Западной Европы. Одними из ведущих разработчиков в этой сфере являются израильские компании Elbit Systems Ltd и Israel Aerospace Industries (IAI), которые занимаются разработкой и модернизацией различных систем авионики, а также вооружения (систем наведения в артиллерии и ракетной техники, беспилотных летательных аппаратов) [7].

Если попробовать выявить общие черты фирм, лидирующих в мировой индустрии военной авионики, то можно отметить следующее:

• на мировом рынке военной электроники (авионики) конкурируют американские, европейские и израильские производители. Фирмы производят в основном военную продукцию, но не отказываются от гражданских заказов. Каждая из них производит электронные системы для нескольких родов войск;

• многие компании разрабатывают и выпускают системы вооружения в целом (например, Raytheon и LM), причем все поставщики правительственных ведомств находятся под жестким государственным контролем;

• основными заказчиками компаний являются министерства обороны и энергетики США, разведывательные организации, страны-союзники;

• важным элементом формирования имиджа для инвесторов и потенциальных покупателей является проведение политики открытости. Всю экономическую информацию о фирмах-производителях можно найти в годовых отчетах или на сайтах компаний. Все компании давно прошли IPO на крупных международных биржах, и каждый потенциальный инвестор может получить информацию о текущей стоимости акций интересующей его компании и тренде за месяц, год или более;

• несмотря на жесткую конкуренцию многие фирмы тесно сотрудничают в рамках проектов НАТО. Это позволяет экономить средства: каждый участник проекта обеспечивает деятельность по направлению, в котором он имеет научно-технический задел. Большинство

15 Annual Report General Dynamics 2014. URL: http://www.annualreports.com/Company/ general-

dynamics-corporation

компаний участвуют в интеграционных проектах высокого уровня: ПВО, ПРО, управление широкомасштабными военными операциями, боевое взаимодействие между родами войск;

• практически все эти компании участвуют в значимых программах модернизации систем вооружений;

• техническое обслуживание считается перспективным и обычно выделено в отдельный дивизион. Многие из рассмотренных компаний предоставляют информационные услуги, а также услуги по обучению военного и гражданского персонала.

Российский рынок авионики

В государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной

промышленности на 2013-2025 годы» есть раздел, посвященный системам авионики16. Доля российских производителей на рынке авионики по состоянию на 2011 г. для всех типов летательных аппаратов была оценена в 11,2%, преимущественно за счет военных поставок (примерно 2% от мирового). Соотношение военной и гражданской авионики (80:20) отвечает производству военной и гражданской авиатехники. Импортные компоненты составляют до 60% от всей электронной компонентной базы (ЭКБ), используемой в производстве российского вооружения и оборудования для космоса, причем зарубежные производители предлагают широкий спектр компонентов и изделий с требуемыми характеристиками. В последние годы США и страны Евросоюза вводят все новые ограничения на поставку в Россию необходимых ЭКБ, поэтому получать компоненты для авиакосмического или военного применения становится все более затруднительно [8, 9].

Следует иметь в виду, что экономические возможности России ограничены. Валовой внутренний продукт находится на уровне таких стран, как Индия, Канада и Бразилия и значительно уступает США, странам Евросоюза и Китаю. Тем не менее, имея весьма ограниченные ресурсы, страна не может потерять свои позиции в электронном приборостроении в воздухе, на море и в космосе. Провал конверсии части предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в 1990-х гг. можно объяснить наличием

16 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 303.

нескольких обстоятельств. Это - отсутствие конкурентоспособных научно-технических заделов, слабость менеджмента и маркетинга предприятий ОПК, технологическая отсталость предприятий. На эти проблемы накладывается социальный фактор, препятствующий закрытию

нерентабельных производств и увольнению избыточного персонала. Все это ставит перед производителями отечественной авионики трудновыполнимые задачи создания

конкурентоспособной техники в небольших объемах и высокого качества. Известно, что авионика даже отечественных военных самолетов имеет иностранные комплектующие, не говоря о гражданской авиатехнике. Проекты SSJ 100 и МС-21 имеют большую часть авионики западных компаний.

В последние годы предприятия отечественного ОПК переживали бум военных заказов, связанный с перевооружением всех родов войск. Однако падение цен на нефть в последние два года сильно уменьшило доходы бюджета и возможности продолжения перевооружения теми же темпами без урезания социальных статей бюджета. На это обстоятельство наложились западные санкции, препятствующие получению кредитов, и запрет на поставку комплектующих двойного назначения. Основные производители военной авионики России и их экономические показатели представлены в табл. 3.

Корпорация ВКО «Алмаз-Антей», созданная в 2002 г., в ее нынешнем виде -диверсифицированная компания, имеющая те же направления бизнеса, что и западные конкуренты: ракетные комплексы и военная электроника. В состав корпорации входят более 50 ПАО, АО и ООО. Основная продукция корпорации -противовоздушные системы и комплексы наземного и морского базирования. Вместе с тем компания производит РЛС, автоматизированные системы управления комплексами ПВО, системы наблюдения и разведки. Однако в отличие от западных корпораций эти направления не оформлены в 3-4 бизнес-структуры, что позволило бы сократить управленческий аппарат и повысить зарплаты работникам, занятым проектированием и производством продукции, обеспечивающей национальную безопасность17.

Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК) создана в 2014 г. в рамках конгломерата «Ростех». Основу холдинга составляют

17 «Алмаз-Антей» улучшил показатели.

URL: http://www.ato.ru/content/almaz-antey-uluchshil-pokazateli

акционированные предприятия «Созвездие», «Вега», «Системы управления», ЦНИИ экономики, информатики и систем управления и 53 профильные организации, акции которых переданы «Ростеху» в качестве имущественного взноса РФ. Акционерное общество «Созвездие» разрабатывает и производит автоматизированные системы управления и связи тактического звена, системы вычисления, принятия решений, радиоэлектронной борьбы и другую специальную технику. Компания «Вега» разработала радиолокационный комплекс дальнего

радиолокационного обнаружения и управления. Акционерное общество «Системы управления» занимается созданием систем и комплексов управления. Основными направлениями деятельности других предприятий являются разработка и серийное производство автоматизированных систем управления для Вооруженных сил РФ, систем и средств связи, систем и средств РЭБ, управления войсками, средств радиолокации и радиоэлектронной разведки, аппаратуры криптозащиты

и шифротехники, авиационных комплексов наблюдения и наведения, комплексов с беспилотниками различного назначения18.

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) также входит в состав конгломерата «Ростех». Сегодня КРЭТ объединяет 97 предприятий, занимающихся разработкой и производством радиоэлектронной продукции военного

и гражданского назначения. Предприятия концерна расположены по всей территории России - от Санкт-Петербурга до Владивостока, а общая численность их сотрудников составляет около 50 тыс. чел. В настоящее время КРЭТ выпускает широкую линейку продуктов, которые можно разделить на следующие сегменты: системы и комплексы бортового

радиоэлектронного оборудования; средства радиоэлектронной борьбы и разведки; радиолокационные станции; системы и средства государственного опознавания; измерительная аппаратура различного назначения; разъемы, электрические соединители и кабельная продукция. Продукция КРЭТ занимает около 40% рынка военной авионики и порядка 60% в сегменте военных и транспортных вертолетов. Концерн разрабатывает авионику для ведущих образцов российской авиации, в том числе для Су-35С, Ка-52, Ми-171А2, Як-130, Ил-476,

18 В госкорпорации Ростех создан новый холдинг «Объединенная приборостроительная корпорация». URL: http://www.aviaport.ru/digest/2014/04/29/285741.html

авиалайнера Ту-204СМ, а также для космического корабля «Союз-ТМА». Таким образом, КРЭТ является поставщиком крупнейших российских авиапроизводителей, таких как ОАК и холдинг «Вертолеты России». В 2014 г. КРЭТ подготовил первую отчетность по МСФО. Показатель валовой прибыли в 2014 г. составил 827 562 тыс. руб., что на 50% больше аналогичного показателя 2013 г.19

Холдинг «Росэлектроника» (Росэл/Rosel), создан в 2008 г. для консолидации предприятий радиоэлектронной промышленности в рамках корпорации «Ростех». К 2014 г. количество предприятий в холдинге возросло до 126, а количество работников составило 38 500 чел. Общая доля производимой холдингом электронно-компонентной базы возросла примерно до 80% от всех произведенных в России компонентов. По итогам 2014 г. выручка составила 48,3 млрд руб. Учитывая то обстоятельство, что по состоянию на начало 2014 г. более 60% выручки «Росэлектроники» формировалось за счет выполнения гособоронзаказа, рост прибыльности обеспечило техническое перевооружение предприятий холдинга. В 2014 г. начат переход холдинга на международные стандарты финансовой отчетности в рамках подготовки к проведению IPO, которое планируется осуществить до 2020 г. С учетом предусмотренной стратегией «Росэлектроника» реструктуризации активов до 2016 г. количество предприятий планируется снизить с нынешних 126 до 70. При этом планируется создание 10 кластеров в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде и в других городах20.

Холдинг «Технодинамика» («Авиационное оборудование») также является одной из 14 интегрированных структур, входящих в госкорпорацию «Ростех». Холдинг включает 35 предприятий, находящихся в Москве, Уфе, Самаре, Архангельской области и других регионах, на которых работают более 30 тыс. чел. Продукция «Технодинамики» включает системы электроснабжения, кислородные системы, вспомогательные двигательные установки, топливные системы, системы контроля работы двигателей и др. Компания планирует к 2020 г. выйти на пятую позицию в своем производственном сегменте после таких компаний, как Honneywell, UTC, Safran и Zodiac за

19 Годовой отчет АО «Российская электроника» за 2014 год. URL:

http://www.ruselectronics.ru/shareholder/reporting/annual_report_ 2014.pdf

20 Из годового отчета КРЭТ за 2014 г. URL: http://bmpd.livejournal.com/1331337.html

счет усиления гражданской составляющей своего бизнеса21.

Второе (после «МТС Системы») по величине выручки подразделение российского конгломерата «АФК Системы» - АО «РТИ Системы», созданное в 2000 г. на базе двух ведущих российских радиотехнических институтов РТИ и НИИДАР.

В отличие от остальных компаний (табл. 3) АО «РТИ Системы» является частной компанией с преобладанием гражданской продукции (55%).

Второе принципиальное отличие - она является вертикально интегрированной компанией, то есть производит не только конечную продукцию (радиоэлектронные системы, включая авионику), но и собственные электронные компоненты, что делает компанию не зависящей от поставок западных производителей электронных

компонентов (особенно в условиях санкций со стороны западных стран).

Третье принципиальное отличие - компания разбита на четыре дивизиона: оборонные решения, комплексные системы безопасности,

микроэлектроника и системная интеграция со своими компетенциями, хотя в нее входят порядка 20 предприятий, расположенных

в различных регионах России22.

Еще одна особенность состоит в том, что «РТИ» рассматривает «Алмаз-Антей» и «ОПК» своими прямыми конкурентами на внутрироссийском рынке, а Raytheon, BAE Systems и Thales - на международных рынках. Это вселяет оптимизм по поводу создания в России конкурентной среды в области производства систем авионики, а затем и, может быть, в гражданской электронике, где отставание носит более заметный характер. В сентябре 2015 г. «АФК Системы» за 4,8 млрд руб. приобрела у частной компании «Транзас» ее авиационное подразделение «Кронштадт», имеющее в своем активе системы навигации «Абрис» и «Кабрис», используемые на вертолетах Казанского вертолетного завода, Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, на самолете АН-124 и др. Компетенции «Кронштадта» комплементарны бизнесу ОАО «РТИ» и за счет реализации этих синергий «РТИ Системы» может

21 Финансовые результаты холдинга Технодинамика за 2014 год. URL:

http://www.technodinamika.ru/upload/iblock/270/270ee3b5f755db 38696e8a1e92a012c3.pdf

22 Годовой отчет ОАО «РТИ» за 2014 год. URL: http://www.oaorti.ru/upload/iblock/e73/go-oao-rti-za-2014g..pdf

стать сильным игроком в производстве систем авионики.

Выводы

В настоящее время госкорпорации «Алмаз-Антей», «ОПК», «КРЭТ», «Росэл» и «Технодинамика» по российским меркам являются достаточно успешными организациями. Однако их конкурентоспособность на международных рынках авионики и авиационного оборудования пока невелика не только по технологическому и качественному уровню производимой продукции, но и по общим экономическим показателям. Об этом говорит небольшой сегмент международного рынка авионики (порядка 1%), низкая

производительность труда, большой процент иностранных комплектующих в SSJ 100 и проектируемом МС-21.

Следует отметить также низкую долю гражданской продукции в общем объеме выручки и слабую диверсификацию компаний, которые в условиях уменьшения гособоронзаказа могут привести к падению выручки. Большинство аэрокосмических корпораций США и Евросоюза являются, по сути дела, конгломератами с одним или несколькими электронными бизнесами. Кроме того, в составе государственных холдингов много низкодоходных и убыточных предприятий, которые снижают и без того невысокие экономические показатели компаний. Так, выработка на одного работника в госкомпаниях составляет 1-2 млн руб. в год, что более чем на порядок ниже этого показателя в зарубежных компаниях (300-350 тыс. долл./чел.).

Предприятия ОПК России, как правило, обладают уникальными компетенциями, но редко используют их при диверсификации (это замечание относится не только к производителям авионики). Эти предприятия часто пытаются освоить производство товаров народного потребления, но при этом не учитывают, что им придется конкурировать со специализированными западными компаниями, долгое время работающими на данных рынках. Кроме того, для потребителей товаров народного потребления основным фактором является цена, а по цене компании ОПК могут конкурировать только при создании высокотехнологичных дивизионов, конкурентоспособных на мировых рынках.

Безусловно, создание специализированных корпораций в области систем авионики и авиационного оборудования является

положительным фактором, положившим конец анархии в этой отрасли. Однако не следует забывать, что монополизм и отсутствие внутренней конкуренции может привести к ошибочному выбору еще на проектной стадии и созданию неконкурентоспособного продукта. Необходимо, на наш взгляд, иметь 2-3 конкурирующие диверсифицированные компании на внутреннем рынке для выявления лидеров, способных конкурировать на внешних рынках [10-15]. Следует искать возможности производства отдельных систем авионики в рамках

корпораций ОАК, ОДК и создаваемых технологических кластеров и технопарков. Для работы в таких подразделениях или небольших компаниях следует шире привлекать выпускников многочисленных технических вузов, которые в настоящее время часто ищут работу за рубежом из-за недостатка высокотехнологичных рабочих мест на Родине. Выполнив функцию собирателей активов, российские госкорпорации должны сделать следующие шаги в направлении диверсификации продукции, структуризации активов и повышения производительности труда.

Таблица 1

Ведущие мировые производители гражданской авионики в 2014 г. Table 1

The world's leading manufacturers of civil aircraft electronics in 2014

Компания Общая выручка, Количество Вклад дивизионов Гражданская

млрд долл. бизнес-сегментов авионики, млрд долл. продукция, %

Honneywell 40,3 3 7,25 88

Thales 15,5 3 5,91 50

Rockwell Collins 4,98 3 4,98 55

UTC Aerospace Systems 33,1 5 7,28 80

Safran 17,9 4 5,01 75

GE Aviation 23,99 3 3,12 98

Zodiac Aerospace 5,17 5 1,98 > 90

Garmin 2,271 5 0,386 > 90

Источник: данные годовых отчетов компаний и доклада SIPRI за 2014 г.

Source: Annual reports of companies and SIPRI report for 2014 Таблица 2

Ведущие мировые производители военной авионики в 2014 г.

Table 2

The world's leading manufacturers of military aircraft electronics in 2014

Компания Общая выручка, млрд долл. Вклад военной электроники, млрд долл. Военная продукция, % Количество сотрудников, чел.

Raytheon 22,83 18 94 61 000

BAE Systems 27,39 6 94 84 600

Thales 15,5 6,75 50 65 000

Northrop Grumman 23,98 23,17 82 64 300

L-3 communication 12,12 7,51 81 45 000

Lockheed Martin 45,6 22,8 82 112 000

General Dynamics 30,85 9,16 60 99 500

Источник: данные годовых отчетов компаний и доклада SIPRI за 2014 г.

Source: Annual reports of companies and SIPRI report for 2014

Таблица 3

Основные производители авионики в России в 2014 г. Table 3

Major aircraft electronics manufacturers in Russia in 2014

Компания Общая выручка, млрд. руб. Военная продукция, % Количество сотрудников, чел.

Алмаз-Антей 272,1* 96 98 100

ОПК 101,6 91 43 000

КРЭТ 69,26 82 50 000

Росэлектроника 48,3 63 38 500

Технодинамика 20,8 65 31 200

РТИ Системы 71 45 15 630

* Данные за 2013 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: данные годовых отчетов компаний и доклада SIPRI за 2014 г. Source: Annual reports of companies and SIPRI report for 2014

Список литературы

1. Ревякин Д. Скептикам назло // Профиль. 2007. № 11. URL: http://www.profile.ru/arkhiv/item/53120-items_22448.

2. Толкачев С.А. Механизм конкуренции в военно-промышленном комплексе США // Экономист. 1991. № 4. С. 117-122.

3. Толкачев С.А. Военно-гражданская интеграция - новая волна промышленной политики США // Российский экономический журнал. 1994. № 7. С. 68-74.

4. Moir I., Seabridge A. G. Military Avionics Systems. John Wiley & Sons Ltd., 2006.

5. Moir I., Seabridge A.G. Aircraft Systems: Mechanical, Electrical, and Avionics Subsystems Integration. John Wiley & Sons Ltd., 2008.

6. Лучшие мировые компании в мире военной радиоэлектроники // Воздушно-космическая оборона. 2001. № 1. URL: http://militaryarticle.ru/voenno-kosmicheskaya-oborona/2001/12126-luchshie-kompanii-v-mire-voennoj -radioj elektroniki.

7. Крайский Ю. Истребитель F-35 - с израильской авионикой и крыльями. URL: http://stop-news.com/2654-istrebitel-f-35-s-izrailskoy-avionikoy-i-krylyami.html.

8. Кочемасов В., Строганова Е. Электронные компоненты иностранного производства. Ограничение экспорта в Россию // Электроника: наука, технология, бизнес. 2013. № 1. С. 124-129.

9. Толкачев С.А. Экспортная стратегия военно-промышленных компаний Запада // Российский экономический журнал. 1995. № 8. С. 74-82.

10. Толкачев С.А. Новый облик отечественной авиационной промышленности // Капитал Страны, 2010. Август. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/178599.

11. Петров В. Новые формы господдержки сбыта авиатехники // Авиаиндустрия. 2010. № 1. С. 21-23.

12. Соболев Л.Б. Задачи авиационного менеджмента. URL: http://www.beintrend.ru/2011-08-18-11-31-49.

13. Соболев Л.Б. Сетевая форма организации бизнеса в авиационных корпорациях // Труды МАИ. 2012. № 59. URL: http://www.mai.ru/upload/iblock/100/setevaya-forma-organizatsii-biznesa-v-aviatsionnykh-korporatsiyakh.pdf.

14. Соболев Л.Б. Отраслевая инновационная система российского авиапрома // Труды МАИ. 2013. № 70. URL: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=44564.

15. Толкачев С. Конкурентные стратегии российских оборонных предприятий // Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 48-57.

Экономический анализ: Economic Analysis:

теория и практика 10 (2016) 155-167 Theory and Practice

ISSN 2311-8725 (Online) Scholar Dispute

ISSN 2073-039X (Print)

AVIONICS IN MODERN AVIATION INDUSTRY Leonid B. SOBOLEV

Moscow Aviation Institute (State University of Aerospace Technology), Moscow, Russian Federation sobolevLB@yandex.ru

Article history:

Received 27 April 2016 Received in revised form 25 May 2016 Accepted 20 July 2016

JEL classification: G34, L19, L93, O33, O57

Keywords: avionics, military electronics, radio electronics, restructuring, business model

Abstract

Subject The article analyzes the trends in the avionics world market development. Objectives The study aims to increase the economic efficiency of Russian avionics manufacturers and avionic equipment based on experience in creating the business models by global leaders and their competitive activity strategies.

Methods The study rests on a comparative analysis of activity of leading foreign and Russian companies engaged in development and production of avionics systems.

Results The analysis shows that Russian companies operating in the field of avionics have made only the first step on their way to creating a globally competitive organization structure. Next steps should be decreasing their dependence on Defense Procurement through developing the civil sectors of electronics, increasing innovation and diversification to enhance economic stability. Conclusions Under fiercer competition in the global avionics market, it is possible to use alternative business models of avionics manufacture in Russia, increase the number of manufacturers (including through the creation of avionics segments in allied industries), and develop internal competition in the country.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 15-02-00478. References

1. Revyakin D. [To spite the skeptics]. Profit', 2007, no. 11. (In Russ.) Available at: http://www.profile.ru/arkhiv/item/53120-items_22448.

2. Tolkachev S.A. [Competition mechanism in the military-industrial complex of the United States]. Ekonomist = Economist, 1991, no. 4, pp. 117-122. (In Russ.)

3. Tolkachev S.A. [Civil-military integration as a new wave of industrial policy of the United States].

Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 1994, no. 7, pp. 68-74. (In Russ.)

4. Moir I., Seabridge A.G. Military Avionics Systems. John Wiley & Sons Ltd., 2006.

5. Moir I., Seabridge A.G. Aircraft Systems: Mechanical, Electrical, and Avionics Subsystems Integration. John Wiley & Sons Ltd., 2008.

6. [The world's best companies in the world of military radio electronics]. Vozdushno-kosmicheskaya oborona, 2001, no. 1. (In Russ.) Available at: http://militaryarticle.ru/voenno-kosmicheskaya-oborona/2001/12126-luchshie-kompanii-v-mire-voennoj-radiojelektroniki.

7. Kraiskii Yu. Istrebitel' F-35 - s izrail'skoi avionikoi i kryl'yami [F-35 Fighter Aircraft with Israel-made avionics and wings]. Available at: http://stop-news.com/2654-istrebitel-f-35-s-izrailskoy-avionikoy-i-krylyami.html. (In Russ.)

8. Kochemasov V., Stroganova E. [Electronic components of foreign manufacture. Export restrictions to Russia]. Elektronika: nauka, tekhnologiya, biznes = Electronics: Science, Technology, Business, 2013, no. 1, pp. 124-129. (In Russ.)

9. Tolkachev S.A. [Export strategy of military-industrial companies of the West]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 1995, no. 8, pp. 74-82. (In Russ.)

10. Tolkachev S.A. [A new look of the domestic aviation industry]. Kapital Strany, 2010, August. (In Russ.) Available at: http://kapital-rus.ru/articles/article/178599.

11. Petrov V. [New forms of State support to aircraft sales]. Aviaindustriya = Aviation Industry, 2010, no. 1, pp. 21-23. (In Russ.)

12. Sobolev L.B. Zadachi aviatsionnogo menedzhmenta [Tasks of aviation management]. Available at: http://www.beintrend.ru/2011-08-18-11-31-49. (In Russ.)

13. Sobolev L.B. [A network form of business organization in aircraft corporations]. Trudy MAI, 2012, no. 59. (In Russ.) Available at: http://www.mai.ru/upload/iblock/100/setevaya-forma-organizatsii-biznesa-v-aviatsionnykh-korporatsiyakh.pdf.

14. Sobolev L.B. [A sectoral innovation system of the Russian aviation industry]. Trudy MAI, 2013, no. 70. (In Russ.) URL: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=44564.

15. Tolkachev S. [Competitive strategies of Russian defense enterprises]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 1998, no. 1, pp. 48-57. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.