Научная статья на тему 'Планирование подготовки квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах на основе педагогического контроля (на примере футбола)'

Планирование подготовки квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах на основе педагогического контроля (на примере футбола) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
530
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / КОМПОНЕНТЫ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / PLANNING / TRAINING LOADING / COMPONENTS OF TRAINING LOADING / QUALIFIED ATHLETES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ежов Петр Филиппович, Зайцев Александр Анатольевич

Данная статья посвящена планированию подготовки квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах. В настоящее время в планировании подготовки квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах тренерами используется система контроля и планирования тренировочных нагрузок, основанная на регистрации и распределении времени, затраченного на физическую, техническую, тактическую и другие виды подготовки. Изменение соотношения компонентов тренировочных нагрузок по видам подготовки приводит к желаемому изменению структуры подготовленности квалифицированных спортсменов. Известно, что тренировочная нагрузка специализированных упражнений одновременно воздействует на физическую подготовленность, техническое и тактическое мастерство квалифицированных спортсменов. Вопрос только в одном: можно ли при выполнении специализированных упражнений определить, на какую сторону подготовленности направлено их воздействие? Существующие методы пока не позволяют тренерам одновременно определить величину воздействия физического, технического и тактического компонентов нагрузки специализированных упражнений. При использовании вышеуказанного направления в контроле часто невозможно проанализировать и обобщить стратегию распределения тренировочных нагрузок по видам подготовки. Еще сложнее выявить педагогическую направленность тренировочного занятия, микроцикла и т. д. В связи с неразработанностью количественных критериев специалисты избегают детализированной оценки величины комплексного воздействия тренировочных нагрузок. Разработано новое направление планирования подготовки квалифицированных спортсменов, позволяющее учитывать комплексное воздействие величин физического, технического и тактического компонентов тренировочных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ежов Петр Филиппович, Зайцев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF TRAINING OF THE QUALIFIED ATHLETES IN COMMAND AND GAME TYPES ON THE BASIS OF PEDAGOGICAL CONTROL (ON THE EXAMPLE OF FOOTBALL)

This article is devoted to planning of training of the qualified athletes in command and game types. Now in planning of training of the qualified athletes in command and game types trainers use the monitoring system and planning of the training loadings, based on registration and distribution of time spent for physical, technical, tactical and other types of preparation. Change of a ratio of components of training loadings by types of preparation leads to desirable change of structure of readiness of the qualified athletes. It is known that training loading of specialized exercises at the same time influences physical readiness, technical and tactical skill of the qualified athletes. Question only in one: whether it is possible to define when performing specialized exercises their influence is directed on what party of readiness? Existing methods yet don't allow trainers to determine at the same time the size of influence of physical, technical and tactical components of loading of specialized exercises. When using the above direction in control it is often impossible to analyze and generalize strategy of distribution of training loadings by types of preparation. It is even more difficult to reveal a pedagogical orientation of training occupation, microcycle etc. Due to not a readiness of quantitative criteria experts avoid the detailed assessment of size of complex influence of training loadings. The new direction of planning of training of the qualified athletes, allowing to consider complex influence of sizes of physical, technical and tactical components of training loadings is developed.

Текст научной работы на тему «Планирование подготовки квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах на основе педагогического контроля (на примере футбола)»

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В КОМАНДНО-ИГРОВЫХ ВИДАХ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА)

П. Ф. ЕЖОВ, А. А. ЗАЙЦЕВ

Данная статья посвящена планированию подготовки квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах.

В настоящее время в планировании подготовки квалифицированных спортсменов в командноигровых видах тренерами используется система контроля и планирования тренировочных нагрузок, основанная на регистрации и распределении времени, затраченного на физическую, техническую, тактическую и другие виды подготовки. Изменение соотношения компонентов тренировочных нагрузок по видам подготовки приводит к желаемому изменению структуры подготовленности квалифицированных спортсменов. Известно, что тренировочная нагрузка специализированных упражнений одновременно воздействует на физическую подготовленность, техническое и тактическое мастерство квалифицированных спортсменов. Вопрос только в одном: можно ли при выполнении специализированных упражнений определить, на какую сторону подготовленности направлено их воздействие? Существующие методы пока не позволяют тренерам одновременно определить величину воздействия физического, технического и тактического компонентов нагрузки специализированных упражнений. При использовании вышеуказанного направления в контроле часто невозможно проанализировать и обобщить стратегию распределения тренировочных нагрузок по видам подготовки. Еще сложнее выявить педагогическую направленность тренировочного занятия, микроцикла и т. д. В связи с неразработанностью количественных критериев специалисты избегают детализированной оценки величины комплексного воздействия тренировочных нагрузок.

Разработано новое направление планирования подготовки квалифицированных спортсменов, позволяющее учитывать комплексное воздействие величин физического, технического и тактического компонентов тренировочных нагрузок.

Ключевые слова: планирование, тренировочная нагрузка, компоненты тренировочной нагрузки, квалифицированные спортсмены.

Достижение высоких спортивных результатов немыслимо без оптимального планирования тренировочных нагрузок на различных этапах подготовки квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах. Оптимальность в планировании тренировочного процесса может быть достигнута в том случае, если используются знания о структуре применяемых нагрузок, что затрагивает главным образом оценку их комплексного воздействия - оценку величины воздействия физического, технического и тактического компонентов.

В настоящее время при планировании подготовки квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах тренеры используют систему контроля и планирования тренировочных нагрузок, основанную на регистрации и распределении времени, затраченного на физическую,

техническую, тактическую и другие виды подготовки.

Как отмечал М. А. Годик [1] , идея подобного направления, вне всякого сомнения, верна. Изменение соотношения компонентов тренировочных нагрузок по видам подготовки должно привести к желаемому изменению структуры подготовленности квалифицированных спортсменов. Известно, что тренировочная нагрузка специализированных упражнений одновременно воздействует на физическую подготовленность, техническое и тактическое мастерство квалифицированных спортсменов. Вопрос только в одном: можно ли при выполнении специализированных упражнений определить на какую сторону подготовленности направленно их воздействие? Существующие методы пока не позволяют тренерам одновременно определить величину воздействия физического, технического и такти-

ческого компонентов нагрузки специализированных упражнений. При использовании вышеуказанного направления при контроле часто невозможно проанализировать и обобщить стратегию распределения тренировочных нагрузок по видам подготовки. Еще сложнее выявить педагогическую направленность тренировочного занятия, микроцикла и т. д. В связи с неразработанностью количественных критериев специалисты избегают детализированной оценки величины комплексного воздействия тренировочных нагрузок, определяя лишь показатели, характеризующие ее физический компонент. Нами разработано направление, позволяющее определить величину воздействия каждого компонента (физического, технического и тактического) тренировочной нагрузки специализированных упражнений.

Величина физического, технического и тактического компонентов тренировочных нагрузок определялась при помощи разработанных десятибалльных шкал оценок. В соответствие со шкалой, самой низкой оценкой, в один балл, оцениваются тренировочные задания с минимальной величиной нагрузки. В десять баллов оцениваются задания с максимальной величиной нагрузки.

В основу десятибалльной шкалы оценки физического компонента были положены педагогические параметры в рамках однонаправленных нагрузок, с учетом: метода тренировки; продолжительности однократного выполнения тренировочного задания; времени отдыха между повторениями и сериями; количеством повторений и серий; общим временем выполнения тренировочного задания [2; 3].

Технический компонент тренировочной нагрузки оценивался с учетом условий выполнения действий с мячом: неподвижный, катящий, летящий мяч; выполнение технических приемов на месте или в движении; индивидуально или в группах и т. д. Оценка величины тактического компонента тренировочной нагрузки определялась индивидуальными, групповыми или командными взаимодействиями без соперника, с «пассивно» или «активно» действующим соперником и т. д.

В зависимости от зарегистрированных параметров и условий выполнения специализированных упражнений в ходе педагогических наблюдений за тренировочной деятельностью квалифицированных спортсменов, одновременно физическому, техническому и тактическому компоненту нагрузки присваивался соответствующий

балл. Сумма полученных количественных значений физического, технического и тактического компонентов характеризовался интегральным показателем величины воздействия тренировочных нагрузок [3].

Практика показала, что вышеуказанное направление позволяет более точно и оперативно воздействовать на лимитирующие звенья технического и тактического мастерства и физической подготовленности квалифицированных спортсменов, что, в свою очередь, положительно сказывается на их показателях соревновательной деятельности [2; 3].

В связи с этим особую значимость приобретает изучение и совершенствование структуры тренировки, в том числе и оптимизация построение нагрузок тренировочных занятий, микроциклов и этапов [4; 5; 6].

Если тренировочное занятие является структурной единицей микроцикла, то последний является конструктивным звеном (элементом) организации тренировочного процесса в целом [5; 8]. Тренировочным микроциклом называют серию занятий, проводимых в течение нескольких дней с целью решения конкретных задач данного этапа подготовки спортсменов [5; 6; 7; 8]. Для примера приводятся результаты исследования планирования тренировочных нагрузок квалифицированных спортсменов на основе показателей педагогического контроля. На рисунке 1 представлены величины тренировочных нагрузок, применяемые в процессе подготовки квалифицированных спортсменов на предсоревнова-тельном этапе.

Следует напомнить, что тренировочные нагрузки на данном этапе подготовки планируются таким образом, чтобы, с одной стороны, устранить мелкие недостатки в подготовленности квалифицированных спортсменов, а с другой - совершенствовать их техническое мастерство. Особое место на предсоревновательном этапе занимает тактическая подготовка квалифицированных спортсменов. Научные исследования показали, что на предсоревновательном этапе подготовки квалифицированных спортсменов планируются как нагрузочные микроциклы, так и разгрузочные микроциклы. Планирование нагрузочных микроциклов способствует дальнейшему повышению уровня специальной подготовленности квалифицированных спортсменов. Использование разгрузочных микроциклов, способствует ускорению процессов восстановления функций организма квалифицированных спортсменов,

предотвращение переутомления, эффективное протекание адаптационных процессов [9].

С вышеуказанных позиций были проанализированы данные, характеризующие особенно-

сти планирования тренировочного процесса квалифицированных спортсменов на предсоревно-вательном этапе, полученные в ходе педагогических наблюдений (рис 1).

12

10

И

і І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І I

1234567123456712345671234567

МЦ1

МЦ2

МЦ3

МЦ4

8

6

4

2

0

□ Физический □ Технический □ Тактический

Примечание: 6-ой день микроцикла - товарищеская игра;

7-ой день микроцикла - день отдыха.

Рис. 1. Величина компонентов тренировочных нагрузок на предсоревновательном этапе подготовки квалифицированных спортсменов

Полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе подготовки квалифицированных спортсменов на данном этапе применялись средние и малые тренировочные нагрузки. Величина воздействия физического компонента тренировочных нагрузок на данном этапе направлена на стабилизацию достигнутого уровня развития физических качеств квалифицированных спортсменов. Величина воздействия технического компонента тренировочных нагрузок направлена, в первую очередь, на совершенствование техники владения мячом при выполнении упражнений в парах и группах в условиях «пассивно» действующего соперника, а также на совершенствование технических приемов индивидуально и в группах, выполняемых в бесконтактных упражнениях. Парциальный объем данных нагрузок составлял 69 % общего объема. Величина воздействия тактического компонента тренировочных нагрузок направлена на совершенствование атакующих и оборонительных взаимодействий в парах и группах в условиях «активного» сопротивления соперника. Парциальный объем выше-

указанных нагрузок составлял 49 % общего объема.

Эффективность разработанного направления при планирования подготовки было подтверждено достижением высокого уровня физической, технической и тактической подготовленностью квалифицированных спортсменов.

Таким образом, разработанное направление в планировании позволяет оптимизировать процесс подготовки квалифицированных спортсменов в командно-игровых видах с учетом комплексного воздействия тренировочных нагрузок.

Литература

1. Годик М. А. Контроль и управление нагрузками в футболе // Футбол: Ежегодник. М., 1981. С. 44-47.

2. Ежов П. Ф. Комплексная оценка тренировочных нагрузок высококвалифицированных футболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1987.

3. Ежов П. Ф. Комплексный контроль в процессе подготовки спортсменов высокой квалификации в мини-футболе: учеб. пособие. Малаховка, 2009.

4. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. Спб., 2005.

5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 2008.

6. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М., 2002.

7. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М., 1986.

8. Платонов В. Н. Адаптация в спорте. Киев, 1988.

9. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. М., 2005.

* * *

PLANNING OF TRAINING OF THE QUALIFIED ATHLETES IN COMMAND AND GAME TYPES ON THE BASIS OF PEDAGOGICAL CONTROL (ON THE EXAMPLE OF FOOTBALL)

P. F. Yezhov, A. A. Zaytsev

This article is devoted to planning of training of the qualified athletes in command and game types. Now in planning of training of the qualified athletes in command and game types trainers use the monitoring system and planning of the training loadings, based on registration and distribution of time spent for physical, technical, tactical and other types of preparation. Change of a ratio of components of training loadings by types of preparation leads to desirable change of structure of readiness of the qualified athletes. It is known that training loading of specialized exercises at the same time influences physical readiness, technical and tactical skill of the qualified athletes. Question only in one: whether it is possible to define when performing specialized exercises their influence is directed on what party of readiness? Existing methods yet don't allow trainers to determine at the same time the size of influence of physical, technical and tactical components of loading of specialized exercises. When using the above direction in control it is often impossible to analyze and generalize strategy of distribution of training loadings by types of preparation. It is even more difficult to reveal a pedagogical orientation of training occupation, microcycle etc. Due to not a readiness of quantitative criteria experts avoid the detailed assessment of size of complex influence of training loadings. The new direction of planning of training of the qualified athletes, allowing to consider complex influence of sizes of physical, technical and tactical components of training loadings is developed.

Key words: planning, training loading, components of training loading, qualified athletes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.