Научная статья на тему 'Планирование по защите потенциально опасных и критически важных объектов'

Планирование по защите потенциально опасных и критически важных объектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
402
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗАЩИТА / ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ И КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Строкин Валентин Васильевич

В статье рассматривается вопрос о разработке планов защиты потенциально опасных и критически важных объектов, формирование которых предлагается произвести в два этапа. Указывается необходимость создания данных планов собственниками данных объектов, также необходимость создания подразделения в системе территориальных органов МВД России или делегирования полномочий по разработке планов защиты потенциально опасных и критически важных объектов Оперативным управлениям (отделам, отделениям, группам) территориальных органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Строкин Валентин Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning for the protection of potential hazards and critical facilities

The article deals with the development of plans for the protection of potentially dangerous and critical facilities, the formation of which is proposed to produce in two phases. Indicates the need to create these plans, the owners of these objects also need to create a division in the territorial bodies of the Russian Interior Ministry and the delegation of authority to develop plans to protect potentially dangerous and critical facilities operational management (departments, divisions, groups) of territorial bodies of the Russian Interior Ministry.

Текст научной работы на тему «Планирование по защите потенциально опасных и критически важных объектов»

9.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЗАЩИТЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ И КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

Строкин Валентин Васильевич, адъюнкт. Место учебы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления органами внутренних дел в особых условиях. E-mail: valentin.strokin25@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о разработке планов защиты потенциально опасных и критически важных объектов, формирование которых предлагается произвести в два этапа. Указывается необходимость создания данных планов собственниками данных объектов, также необходимость создания подразделения в системе территориальных органов МВД России или делегирования полномочий по разработке планов защиты потенциально опасных и критически важных объектов Оперативным управлениям (отделам, отделениям, группам) территориальных органов МВД России.

Ключевые слова: планирование, защита, потенциально опасные и критически важные объекты.

PLANNING FOR THE PROTECTION OF POTENTIAL HAZARDS AND CRITICAL FACILITIES

Strokin Valentin Vasilievich, adjunct. Place of study: Management academy of MIA Russia. Department: management of internal affairs bodies in the special conditions chair. Email: valentin.strokin25@mail.ru

Annotation: The article deals with the development of plans for the protection of potentially dangerous and critical facilities, the formation of which is proposed to produce in two phases. Indicates the need to create these plans, the owners of these objects also need to create a division in the territorial bodies of the Russian Interior Ministry and the delegation of authority to develop plans to protect potentially dangerous and critical facilities operational management (departments, divisions, groups) of territorial bodies of the Russian Interior Ministry. Keywords: planning, protection, potentially dangerous and critical facilities.

На сегодняшнем этапе развития экономики страны, будет целесообразным развивать и внедрять инновационную деятельность, которая благотворно повлияет и на социально-экономическое развитие, а это в свою очередь автоматически потребует включения организационно-экономических механизмов, которые будут способствовать эффективной работе элементов составляющих инновационную структуру[1]. Учитывая указанное деятельность территориальных органов МВД России по защите потенциально опасных и критически важных объектов при разработке планов должна основываться на применении инновационных технологий. Деятельность органов исполнительной власти должна быть четко спланирована, нельзя принимать четкое и правильное решение без анализа и планирования действий по реализации, особенно деятельности направленной на обеспечение защиты потенциально опасных и критически важных объектов. Следует отметить, что под «планированием», в большом энциклопедическим словаре понимается - разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению. На микроэкономическом уровне выступает как

внутрипроизводственное, внутрифирменное планирование. На макроэкономическом уровне - важный элемент системы управления обществом и средство осуществления социально-экономической политики государства. Охватывает собственно разработку плана, организацию и контроль за его выполнением» [2].

Планирование деятельности по защите потенциально опасных и критически важных объектов должно проходит по двум направлениям: первое планирование деятельности территориальных органов МВД России, в зон обслуживания которого находится один из объектов и второй это деятельность собственников потенциально опасных и критически важных объектов, началом чего было положено внесенное изменение является принятые, с 22.10.2013 изменения в Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон). В соответствии с новыми изменениями закон распространяет свое действие на физических и юридических лиц, независимо от форм собственности и целей деятельности, устанавливает понятие антитеррористической защищенности объекта (территории), разграничивает полномочия на установление обязательных требований, а также устанавливает обязанность физических и юридических лиц обеспечивать антитеррористическую защищенность объектов, находящихся в их ведении. Так, п. 4 ст. 3 Закона устанавливается, что противодействие терроризму включает в себя не только деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, но и физических и юридических лиц по профилактике терроризма, борьбе с терроризмом, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

Деятельность территориальных органов МВД России по разработке планов должна содержать цели выработки действий, как физического парирования угроз, так и носить упреждающий характер. Ввиду чего одно и з предложений необходимость создания подразделения, задачей которого было бы осуществление указанной функции, либо вменить в обязанности подразделений (оперативных управлений, отделов, отделений, групп). Ввиду того, что данные подразделения в территориальных подразделения занимаются подготовкой планов и личного состава к действия при возникновении чрезвычайных обстоятельств, а также осуществляют взаимодействия с иными органами государственной власти, задействованными в ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и ситуаций.

Сами планы должны быть своего рода «стратегическими» то есть содержать мероприятия необходимые для пресечения гроз потенциально опасным и критически важным объектам. Планирование должно проводиться через анализ уязвимости объекта, с целью установления уязвимых мест и критических элементов, для установления возможного возникновения угроз. При проведении анализа уязвимости объекта автор выделяет три этапа:

1) выделение критических (жизненно важных) элементов объекта;

2) определение устойчивости критических элементов объекта и цепочку разрушений при воздействии на него, с помощью механических устройств (взрывных устройств), поджогов, вмешательств в функционирование;

3) определение мест, на объекте воздействие на которые может повлечь к нанесению ущерба объекту, местности, в которой он располагается, населению,

5'2015

Пробелы в российском законодательстве

проживающему в зоне расположения потенциально опасного и критического важного объекта.

Но следует четко понимать и различать места уязвимости и критически элементы объекта не сопоставлять их и не путать.

Необходимо отметить подход к организации планирования охраны и защиты объектов при противодействии терроризму высказываемый В.Г. Бабиков. Так, основывая планирование противодействия терроризму на имеющейся в стране законодательной базе, он считает, что «организации, независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом». Это содействие заключается главным образом в обеспечении безопасности предприятий и надежной защиты охраняемых объектов от терактов. Содействие принесет результат только при соответствующем планировании противодействия терроризму.

В.Г. Бабиков считает, что борьбу с террористическими актами в целях защиты предприятий и объектов следует проводить по трем основным направлениям:

1) обучение руководителей и работников предприятия и объектов, сотрудников диспетчерской службы, руководителей и сотрудников службы безопасности действиям при угрозе теракта, обнаружении в цехах, парках, хранилищах, на установках, наливных эстакадах, в транспортных средствах и т.п. подозрительных лиц и/или предметов. Обучение сотрудников проведению досмотра транспортных средств на предмет обнаружения взрывных устройств;

2)организация взаимодействия с региональными антитеррористическими комиссиями и правоохранительными органами в целях получения своевременной информации об угрозе возможных терактов на предприятии и объектах, а также оказания помощи при возникновении непосредственной угрозы терактов на предприятиях и объектах;

3) оборудование объектов комплексами систем (интегрированных систем) защиты, проходов и проездов техническими средствами для обнаружения оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Таким образом, и планирование противодействия терроризму должно осуществляться по этим трем направлениям. Основное содержание указанных направлений следует отразить в «Плане предприятия (объекта) по противодействию терроризму» [3].

Данное утверждение показывает необходимость большого значения в планирование защиты потенциально опасных и критически важных объектов собственников указанных объектов.

Наибольшую угрозу в настоящее время может возникнуть от внутренних источников, поскольку они хорошо знают производственно-технологическую специфику объекта и его наиболее уязвимые участки. Для них облегчена возможность реализации злоумышленных действий, поскольку они имеют санкционированный доступ на объект, о чем свидетельствует последнее задержание правоохранительными органами Краснодарского края машиниста электропоезда, который планировал совершение террористического акта на объекте транспортной инфраструктуры.

В выявлении внутренних нарушителей и предотвращении их действий очень важны организационно-режимные меры, и основная роль здесь должна принадлежать подразделениям безопасности объектов. Эта деятельность организуется в тесном сотрудничестве с курирующими органами безопасности и органами внутренних дел.

Планирование территориальных органов МВД России должно проходить в два этапа, а сами планы содержать разделы, раскрывающие эти этапы.

На первом этапе разрабатываются планы действий, в которых определяются: характеристика и основные задачи, выполняемые данными объектами, возможный ущерб для региона в котором он располагается и государства в целом, уязвимые места объекта и критические элементы. возможное создание группировки для их выполнения, взаимодействующие силы, система управления и связи. Изучается расположение объекта, состояние его защищенности, производственная деятельность, порядок эвакуации персонала, наличие ка-тегорированных помещений и другие особенности объекта.

На втором этапе, разрабатываются мероприятия по проведению специальных операций на потенциально опасных и критически важных объектах при проведении силовых мероприятий при физическом воздействии на указанные объекты (захват заложников, захват критических элементов объекта с целью нанесения значительного ущерба местности, населению и в целом региону).

Раздел плана действий при проведении специальных операций на потенциально опасных и критически важных объектах в особых условиях должны основываться на оценке обстановки и прогнозе ее развития.

Такие планы позволяют заблаговременно проводить подготовку группировки к выполнению большинства возможных задач, подготовить органы управления группировкой, накопить материальные и технические ресурсы и для других необходимых мероприятий.

На втором этапе заранее разработанные планы корректируются с учетом конкретных условий обстановки. При их составлении необходимо учитывать роль и место персонала важных объектов при проведении специальных операций. Этот фактор требует повышенного внимания со стороны разработчиков плана, так как способен оказать положительное или отрицательное влияние на проведение или исход специальной операции. Ведь именно персоналу объекта до прибытия правоохранительных органов приходится предпринимать действия, адекватные действиям нападающей стороны и в той или иной мере принимать участие в проведении специальной операции[4].

Резюмируя изложенное, отметим:

Планирование, разработка конкретных планов на потенциально опасные и критически важные объекты поможет организовать территориальным органам МВД России на должном уровне прикрытие данной категории объектов, так как хотелось еще раз упомянуть о том, что потенциально опасные и критически важные объекты являются основными объектами инфраструктуры государства, по обеспечению населения, экономики, обороны необходимыми ресурсами.

2. Исключит необходимость разработки планов контртеррористической операции, что упростит работу территориальных органов МВД России и органов безопасности, минимизировать оперативные планы по действиям территориальных органов МВД России в особых условиях.

3. Для реализации предложений необходимо внести дополнения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.03.2006 г. №411-р «Перечень критически важных объектов Российской Федерации», где указать о необходимости разработки территориальными органами МВД России планов защиты потенциально опасных и критически важных объектов.

Список литературы

1. Дубровский В.В. Развитие инновационной инфраструктуры как фактор устойчивого экономического развития страны. М.: Бизнес в законе, 2013, №.3.

2. Большой энциклопедический словарь Указ. Соч. С. 1456.

3. Бабиков В.Г. Защита объектов нефтяной промышленности: Справочное пособие. - М.: НОУ ШО «Ба-ярд», 2005. С. 369-371

4. Юдин Г.Г. Управление безопасностью важных объектов промышленности Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные проблемы. Монография. М. 2012. С.198-200

5. Акиев М.Х., Вопросы деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности объектов жизнеобеспечения населения от террористических угроз. М.: Пробелы в российском законодательстве, 2013, №2.

Рецензия

на научную статью «Планирование по защите потенциально опасных и критически важных объектов» адъюнкта Академии управления МВД России Строкина В.В.

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку проводимая в Российской Федерации модернизация всех сфер деятельности требует от органов правопорядка повышения эффективности системы мер, направленных на минимизацию угроз криминального характера для потенциально опасных и критически важных объектов.

Автор анализирует негативные последствия правового характера, которые могут возникать вследствие совершения террористических актов. Статья подготовлена на основе эмпирического материала.

Заслуживают поддержки сформулированные автором рекомендации по дальнейшему правовому регулированию деятельности ОВД в области обеспечения безопасности указанных объектов.

По нашему мнению, автору необходимо бы в статье конкретизировать процесс взаимодействия.

Вывод: статью целесообразно опубликовать, с учетом уточнения позиции автора и высказанных пожеланий рецензента.

Рецензент:

Заместитель начальника кафедры управления ОВД в особых условиях Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции В.М.Щукин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.