Научная статья на тему 'Анализ готовности территориальных органов МВД России к действиям по обеспечению антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел'

Анализ готовности территориальных органов МВД России к действиям по обеспечению антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1308
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ / ПАСПОРТ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КАТЕГОРИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПО УРОВНЯМ ОПАСНОСТИ / SECURITY / NATIONAL SECURITY / ANTI-TERRORIST SECURITY / TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA / SUBJECTS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES / READINESS STATE / PASSPORT OF ANTI-TERRORIST SECURITY / TERRORISM THREAT LEVEL / POTENTIAL DANGER / TARGETABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щукин В. М.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения антитеррористической безопасность объектов органов внутренних дел; на основе анализа состояния готовности территориальных органов МВД России по обеспечению антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел формулируются предложения по совершенствованию указанной системы обеспечения антитеррористической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щукин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of standby status of regional offices of the MIA of Russia to provide counter-terrorist safety to the subjects of law-enforcement agencies

The article deals with the issues of counter-terrorism security arrangements of the subjects of law-enforcement agencies. Among other things, it analyzes the standby status of regional offices of the MIA of Russia to provide counter-terrorist safety to the subjects of law-enforcement agencies and formulates improving proposals for the given system of counter-terrorist safety arrangements.

Текст научной работы на тему «Анализ готовности территориальных органов МВД России к действиям по обеспечению антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел»

В.М. ЩУКИН,

доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

72

V.M. SCHUKIN,

associate professor of the department of management of law enforcement agencies under special circumstances,

candidate of juridical sciences, associate professor (Academy of management of the Interior Ministry of Russia)

УДК 316

Анализ готовности территориальных органов МВД России к действиям по обеспечению антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел

Improvement of standby status of regional offices of the MIA of Russia to provide counter-terrorist safety to the subjects of law-enforcement agencies

В статье рассматриваются вопросы обеспечения антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел; на основе анализа состояния готовности территориальных органов МВД России по обеспечению антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел формулируются предложения по совершенствованию указанной системы обеспечения антитеррористической безопасности.

Антитеррористическая безопасность, объекты органов внутренних дел, состояние готовности, паспорт антитеррористической безопасности, категорирование объектов по уровням опасности.

The article deals with the issues of counter-terrorism security arrangements of the subjects of law-enforcement agencies. Among other things, it analyzes the standby status of regional offices of the MIA of Russia to provide counter-terrorist safety to the subjects of law-enforcement agencies and formulates improving proposals for the given system of counter-terrorist safety arrangements.

Anti-terrorist security, territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia, subjects of law enforcement agencies, readiness state, passport of antiterrorist security, terrorism threat level.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности (национальной безопасности) определены в Федеральном законе РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ. К основным видам безопасности отнесены: безопасность личности, общества и государства, экологическая безопасность, а также иные виды безопасности [1].

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, под национальной безопасностью понимается такое состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные

права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие, оборону и безопасность Российской Федерации [3].

Принятые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы безопасности, к основным источникам угроз на современном этапе относят деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленную на дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти. В число приоритетных направлений деятельности субъектов обеспечения государственной и общественной безопасности относится укреп-

ление режимов безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплекса страны, а также объектов жизнеобеспечения населения [3].

Антитеррористическую безопасность следует рассматривать как элемент национальной безопасности, обеспечивающий надлежащее состояние защищенности личности, общества и государства от террористических угроз.

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно обращал внимание на совершенствование системы антитеррористической безопасности в стране [2, 5].

Анализ оперативной обстановки свидетельствует о том, что объекты органов внутренних дел входят в число объектов повышенной террористической опасности. В целях дезорганизации деятельности органов государственной власти, устрашения населения, представители террористических и экстремистских организаций часто совершают террористические акты на указанных объектах.

Исходя из этого, обеспечение антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел является приоритетным направлением деятельности МВД России.

В октябре 2013 г. в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводилось совещание, в рамках которого рассматривался вопрос о состоянии и дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел. Анализ состояния антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел показывает, что, несмотря на неоднократные террористические проявления, меры по ее повышению носят эпизодический и бессистемный характер. Это проявляется в недостаточной регламентации антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел, их слабой технической оснащенности, низком уровне подготовки личного состава к обеспечению антитеррористической безопасности, что и требует разработки дополнительных мер по ее надлежащему обеспечению.

В сложившейся ситуации, в целях совершенствования антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел, полагаем целесообразным предпринять следующие шаги.

Во-первых, необходимо разработать и утвердить общие требования по обеспечению антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел, в частности, по технической укрепленности объектов. При разработке данных требований нужно учитывать особенности функционирования таких объектов, специфику решаемых ими задач.

В качестве основных целей обеспечения антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел можно рассматривать следующие:

— обеспечение надежной защиты объектов органов внутренних дел;

— выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности на объектах органов внутренних дел;

— обеспечение готовности к действиям по предупреждению, предотвращению и пресечению террористических актов на объектах органов внутренних дел.

Основными задачами обеспечения антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел являются следующие:

— совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел;

— определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз на объектах органов внутренних дел;

— категорирование объектов органов внутренних дел;

— разработка и реализация требований обеспечения антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел;

— разработка и реализация мер по созданию системы физической и технической защиты объектов органов внутренних дел;

— подготовка специалистов в сфере обеспечения антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел;

— осуществление контроля за обеспечением антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел;

— информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел.

Основными принципами обеспечения антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел выступают: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел; обеспечение взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и гражданами в целях обеспечения антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел.

К специальным принципам можно отнести: заблаговременность (превентивность) планируемых мероприятий (они разрабатываются

73

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

74

заранее для возможных кризисных ситуаций террористического характера); учет особенностей функционирования объектов, их дислокация, наличие и местоположение вблизи взрыво- и пожароопасных производств, военно-промышленных объектов и др.; достаточность защитных мероприятий и иных антитеррористических мер, вводимых на объекте, их адекватность угрозам нападения и достаточность обеспечения антитеррористической безопасности; комплексность и системность разрабатываемых мер в целях обеспечения антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел и минимизации последствий террористических актов с задействованием всех имеющихся сил и средств.

Во-вторых, нужно разработать систему кате-горирования объектов органов внутренних дел по степени их потенциальной уязвимости с целью определения требований по физической, технической защите и охране указанных объектов, а также определения соответствия созданной системы безопасности объектов органов внутренних дел требуемому уровню.

В зависимости от степени потенциальной опасности объектов органов внутренних дел целесообразно, учитывая сложившуюся систему категорирования важных объектов, установить категории объектов органов внутренних дел по степени уязвимости, а именно: объекты высокой категории опасности; объекты средней категории опасности, объекты низкой категории опасности — и, в зависимости от категории опасности, предусмотреть комплекс физических и технических мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел.

В-третьих, целесообразно разработать и внедрить систему антитеррористической паспортизации объектов органов внутренних дел, предварительно определив общие требования по их разработке. Это необходимо осуществить в целях определения степени защищенности объектов органов внутренних дел, а также для обеспечения комплекса мер по предупреждению террористических актов и устранению их последствий.

Паспорт антитеррористической безопасности (защищенности) — это документ информационно-справочного характера, который отражает сведения о соответствии объекта органа внутренних дел требованиям по обеспечению защиты от действий экстремистского или террористического характера, а также действий, которые несут (или могут нести) объективную угрозу безопасности людей, находящихся на объекте. Этот документ предназначается для оперативного использования в ходе предупреждения, предотвращения и пресечения террористических актов на объектах органов внутренних дел.

Паспорт безопасности объекта органа внутренних дел должен быть составлен на основании результатов категорирования данного объекта, в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах.

В паспорте отражаются характеристика объекта органа внутренних дел, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности объекта.

В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» от 14 июня 2012 г. № 851 при угрозе совершения террористического акта на отдельных участках территории страны или на объектах, в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, могут устанавливаться уровни террористической опасности. Если появляется информация о реальной возможности совершения террористического акта, но она требует подтверждения, то объявляется повышенный уровень угрозы — «синий»; при подтверждении такой информации — высокий, «желтый»; при непосредственной угрозе совершения террористического акта или его совершении — критический, «красный».

При установлении уровней террористической опасности, как правило, применяются дополнительные меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства, в частности, связанные с обследованием потенциальных объектов террористических посягательств в целях обнаружения и обезвреживания взрывных устройств, проверкой готовности персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций и отработку их возможных действий по пресечению террористического акта и спасению людей.

При устранении угрозы террористического акта введенный уровень террористической опасности отменяется [4].

Таким образом, в ходе разработки комплекса мероприятий по антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел необходимо учитывать организацию и особен-

ности мероприятий, проводимых при установлении различных уровней террористической опасности.

Подобные системы созданы во многих странах. Так, в США с 2002 г. функционирует система уровней террористической угрозы (уровней террористической опасности), которая была разработана после террористического акта, случившегося 11 сентября 2001 г. Основанием для ее создания являлись многочисленные жалобы граждан о том, что государственные органы не дают разъяснений о степени указанной опасности в тот или иной момент. Система состоит из пяти уровней: наименьшую степень опасности обозначает зеленый цвет, «синий» уровень соответствует призыву «быть настороже», «желтый» характеризуется как «серьезный», «оранжевый» — как критический, и наивысший уровень опасности — «красный». Определение уровня террористической угрозы осуществляется согласно полученной специальными службами США информации об активности различных террористических или экстремистских организаций. В случаях установления «зеленого» или «среднего» уровня террористической угрозы чрезвычайные меры не вводятся. Установление «желтого» уровня предусматривает только усиление охраны объектов, которые могут подвергнуться террористической атаке [6].

В США в последнее время уделяется большое внимание совершенствованию системы уровней террористической опасности. Министерство национальной безопасности США предполагает вместо существующей цветовой системы предуп-

Список литературы

1. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

2. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 30. (Ч. 1).

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

4. О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. № 851 // СЗ РФ. 2012. № 25. Ст. 3315.

реждения об опасности ввести национальную систему предупреждения о террористической угрозе, которая будет учитывать «конкретные угрозы в географических районах» [7].

По оценкам зарубежных специалистов введение соответствующих уровней террористической опасности и проведение комплекса специальных мероприятий позволит повысить эффективность осуществления предупредительных мер, обеспечить надлежащую готовность сил, участвующих в противодействии террористическим угрозам, а также минимизировать последствия совершения террористического акта.

В-четвертых, необходимо внести в ведомственные нормативные акты изменения и дополнения, направленные на совершенствование деятельности сил и средств территориальных органов МВД России при угрозе совершения террористических актов на собственных объектах, а также при их пресечении. При этом возникает необходимость отразить особенности разработки плана по предупреждению и пресечению террористических актов на объектах органов внутренних дел, уточнить обязанности и порядок действий дежурной смены территориального органа МВД России по обеспечению антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел.

Таким образом, полагаем, что практическая реализация предложенных направлений деятельности по совершенствованию антитеррористической безопасности объектов органов внутренних дел будет способствовать повышению готовности территориальных органов МВД России к действиям в указанных условиях.

5. Заседание коллегии Федеральной службы безопасности. Официальный сайт Национального антитеррористического комитета России. URL: http: // nac.gov.ru/nakmessage (дата обращения: 08.11.2013).

6. В России введут «уровни террористической угрозы» как в США, где уже 7 лет нет терактов. URL: http: // www.newsru.com/ russia/12mar2008/level.html (дата обращения: 08.11.2013).

7. В. Воробьев. В Америке отменят колор. Жителям США разонравилась цветовая шкала угроз. URL: http: // www.rg.ru/2011/01/27dom-site.html (дата обращения: 09.11.2013).

Е-mail: [email protected].

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.