УДК 338.001.36
Корсунов Денис Анатольевич
кандидат политических наук, начальник отдела развития научных журналов учебно-научного центра Южно-Российского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Denis A. Korsunov
candidate of Political science, head of the Department for the Development of Scientific Journals of the Educational and Scientific Center South-Russia institute of management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]
Планирование
муниципальных закупок как элемент эффективного управления муниципальными образованиями
Planning of municipal
purchases as an element of effective management of municipalities
Аннотация. Одним из основных элементов эффективного управления муниципальными образованиями является четкое планирование деятельности органов местного самоуправления, муниципальных организаций, предприятий и учреждений. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 2015 года органами местного самоуправления осуществляется обязательное планирование закупок товаров работ и услуг для муниципальных нужд. В статье приводятся результаты исследования, цель которого заключалась в анализе осуществления органами местного самоуправления планирования муниципальных закупок, а также влияние данного элемента на управленческие процессы в муниципалитетах. Автор приходит к выводу, что введение обязательного планирования закупок товаров работ и услуг для муниципальных нужд, помимо сбалансированности работы служб заказчиков и контрактных управляющих, способствует в целом повышению эффективности управления муниципальными образованиями и развитию всех сфер жизнедеятельности муниципалитета.
Ключевые слова: эффективное управление, планирование, органы местного самоуправления, закупки для муниципальных нужд, местный бюджет, контрактная система.
Annotation. One of the key elements of effective management of municipalities is a clear planning of activities of local self-government bodies, municipal organizations, enterprises and institutions. In accordance with the Federal law of 05.04.2013 № 44-FZ «On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs» from 2015, local authorities are required planning for procurement of goods, works and services for municipal needs. The article presents the results of a study whose purpose was to analyze the implementation local authorities planning, procurement, and the impact of this element on the management processes in municipalities.
The author comes to the conclusion that the introduction of mandatory planning of procurement of goods, works and services for municipal needs, in addition to the balance of services to customers and contract managers, contributes to the overall efficiency of the municipal management and development of all spheres of life of the municipality.
Keywords: Effective management, planning, local government, procurement for municipal needs, local budget, contract system.
Планирование деятельности - это один из
,
местного самоуправления эффективно решать вопросы местного значения, выполнять возложенные на них исполнительно-распорядительные функции.
Планирование применяется практически во всех сферах управления муниципалитетом, в том
числе в целях реализации элементов антикризисных процедур [1. С. 44].
Значимым элементом системы местного самоуправления являются финансовые средства, и от того насколько эффективно осуществлено их распределение зависит качество управления по результатам, достижение целей, решения задач, а следовательно - уровень удовлетворенности
жителей муниципалитета деятельностью органов местной власти.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44 Федеральный закон) стимулировал развитие новых взаимоотношений всех участников закупок, оптимизацию существующих этапов приобретения товаров, работ , -
личный и открытый характер, с возможностью применения элементов краудсорсинга [2].
Внедрению контрактной системы в деятельность
органов государственной власти и местного са-,
закупок для государственных и муниципальных нужд уделено достаточное внимание со стороны [3],
-
коллективами подготовлены содержательные -
[4], [5], [6]. Как правило, результаты исследова-
44
закона рассматривались на соответствующих научно-практических конференциях [7].
Вместе с тем, в настоящее время недостаточно
44
Федерального закона органами местного самоуправления при осуществлении закупок для му. , из важнейших составных элементов системы - .
,
условиях нового законодательства позволяет предметно изучить данный вопрос.
В научной статье изложены основные результа-, -
лиз осуществления органами местного самоуправления планирования муниципальных заку-,
управленческие процессы в муниципалитетах.
Основными задачами исследования выступали: - -
ществления планирования закупок в муниципальных образованиях Ростовской области; - , -
альных данных о способах и методах планирования закупок на местах; - -
рования закупок на управленческие процессы в
.
В работе использовались методы анализа нормативно-правовой и научно-методической литературы, сравнения специальных данных [8], [9], [10], моделирования ситуации.
Исследование осуществлялось в отношении деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов .
, -
ципалитетах планирование закупок для муниципальных нужд осуществляется исходя из предполагаемых целей посредством формирования,
утверждения и ведения планов и планов. -
таны в соответствии с рекомендованными к ра, -
.
Общий подход к планированию муниципальных закупок в рассматриваемых территориях схематично можно изложить следующим образом:
Скемг планирования закупок для муниципальных нужд
ПЛАНИРОВАНИЕ
Нормирование
| Планы-графики закупэк
)
Смишб ш ^ьщ^ленин I шиаьщика
Рисунок 1
Необходимым условием планирования осуществления закупок для муниципальных нужд является приоритет закупок инновационной и
, -
казчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов. Отчасти в неко-
торых муниципалитетах и у отдельных заказчиков данная норма трактуется не однозначно, в связи с чем ее четкое соблюдение зачастую вызывает затруднение и, по факту, наблюдается .
Также формирование планов и планов-графиков закупок позволяет предотвратить необоснованное расходование бюджетных средств путем
, .
По результатам данных процедур, конкретная закупка может быть признана необоснованной, а специалисты, занимавшиеся ее формированием, привлечены к административной ответственности. На наш взгляд - это действенная мера, позволяющая на практике применять механизмы оценки регулирующего воздействия.
Результаты исследования показали, что введе-44
планирования закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, помимо сбалансированности работы служб заказчиков и контракт-
Литература:
1. Буров А.В. Антикризисное управление муниципальными образованиями Ростовской области: проблемы и необходимость / А. В. Буров, Д. А. Корсунов, Д.Е. Шарков // Местное само. 2008. 1.
С. 43-46.
2. . . -ление и краудсорсинг как технологии модернизации // Горизонты экономики. 2013. № 6 (11). С. 28-31.
3. . . -ционные основы открытости государственных
//
. . 2014. 3.
С. 115-119.
4. . . . -ние государственными и муниципальными закуп: / . . , . . , . .
, . . . - - , 2016.
5. . .
управления закупками в контрактной системе. Коллективная монография / Е.А. Попова, Е.Ю. Золо-чевская, Е.М. Медякова, А.И. Морозова, Е.Н. Кре-стьянинова, Т.Д. Кривошеева. Ростов-на-Дону, 2015.
6. . . -
.
; 2- . : -лективная монография / ОБ. Локота, ЕЛ. Попова, Л.Г. Черненко, Е.М. Медякова, А.И. Морозова Ростов-на-Дону, 2013. Т. 1.
7. . . -
ственных и муниципальных закупок: современ-// : : итоги работы и направления совершенствования. материалы IV международной научно-практической конференции. 2014. С. 9-12.
ных управляющих, способствует в целом повышению эффективности управления муниципальными образованиями и развитию всех сфер жизнедеятельности муниципалитета.
В том числе система планирования позволяет:
- устранить «хаотичность» в работе муниципальных органов в части расходования бюджетных
средств и минимизировать бюджетные риски;
- -
-
,
и применения элементов стратегического плани-
;
-
контроль расходования бюджетных средств; - -
рокому обсуждению финансирования решения .
Literature:
1. Burov A.V. Crisis management by municipalities of the Rostov región: problems and need / A.V. Burov, D.A. Korsunov, D.E. Sharkov // Local government in the Russian Federation. 2008. № 1. P. 43-46.
2. Popova E.A. Open public administration and crowdsourcing as technologies of modernization // economy Horizons. 2013. № 6 (11). P. 28-31.
3. Popova E.A. Institutional and organizational bases of openness of government procurement // Public and municipal administration. Scientific notes of SKAGS. 2014. № 3. P. 115-119.
4. Lakota O.V. Contract system. Management of the government and municipal procurement : textbook / O.V. Lakota, E.A. Popov, E.M. Medyakova, A.I. Morozova. Rostov-on-Don, 2016.
5. Popova E.A. Modern tools of management of purchases in contract system. Collective monograph / E.A. Popova, E.Yu. Zolochevskaya, E.M. Medyakova, A.I. Morozova, E.N. Krestyaninova, T.D. Krivosheyeva. Rostov-on-Don, 2015.
6. Lakota O. V. Management of purchases in contract system. Ensuring activity of contract managing directors; In 2 t. Theory : Collective monograph / O.V. Lakota, E.A. Popov, L.G. Chernenko, E.M. Medyakova, A.I. Morozova. Rostov-on-Don, 2013. Vol. 1.
7. Popova E.A. Control in system of the government and municipal procurement: modern model // In the collection: Contract system: results of work and direction of improvement. materials IV of the international scientific and practical conference. 2014. P. 9-12.
8. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно телекоммуникационной сети «Интернет». URL: http://zakupki.gov.ru/epz/legalacts/report/quicksearc h/search.html
9. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области в информационно-
« ». URL:
http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rost ov/ru/municipal_ statistics/
10. Официальный сайт Правительства Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». URL: http:// www.donland.ru/ economy/ Goszakupki/?pageid=76340
8. The official site of a unified information system in the sphere of purchases in it is information telecommunication network «Internet». URL: http:// zakupki. gov.ru/ epz/legalacts/report/quicksearch/search.html.
9. The official site of Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Rostov region on the Internet. URL: http://rostov.gks.ru/wps/wcm/ con-nect/rosstat_ts/rostov/ru/municipal_ statistics/
10. The official site of the Government of the Rostov region on the Internet. URL: http://www.donland.ru/ economy/ Goszakupki/? pageid=76340