Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙС'

ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТПЛЕЙС / ЗАТРАТЫ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ / MARKETPLACE / COST / MATHEMATICAL MODEL / PLANNING / COST OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваева Елена Дмитриевна

На данный момент маркетплейсы являются наиболее активно развивающимся сегментом интернет-торговли. Увеличивается количество как покупателей, так и поставщиков маркетплейсов. Величина возможных логистических затрат поставщика маркетплейса значительна из-за специфики организации бизнеса, и отсутствие должного планирования этих затрат может привести к нерентабельности. В этих условиях планирование логистических затрат становится необходимым. При этом задача планирования является весьма сложной, так как наблюдается большое разнообразие подходов маркетплейсов к условиям сотрудничества, а также тенденция к их усложнению и ужесточению. В статье построена математическая модель, описывающая логистические затраты при реализации товаров через маркетплейс. В ходе исследования была поставлена и решена на практическом примере задача оптимизации этих затрат. Как результат, даны рекомендации, позволяющие уменьшить размер логистических затрат поставщика маркетплейса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF LOGISTICS COSTS IN SALES OF GOODS VIA THE MARKETPLACE

At the moment, marketplaces are the most actively developing segment of e-commerce. The number of both buyers and suppliers of marketplaces is increasing. The amount of possible logistics costs for a marketplace provider is significant due to the specifics of the business organization, and the lack of proper planning of these costs can lead to unprofitability. In these circumstances, the planning of logistics costs becomes necessary. At the same time, the task of planning is very difficult, since there is a wide variety of approaches of marketplaces to the conditions of cooperation, as well as a tendency to complicate and tighten them. The article presents a mathematical model that describes the logistics costs of selling goods through the marketplace. In the course of the research, the task of optimizing these costs was set and solved on a practical example. As a result, recommendations are given to reduce the size of the logistics costs of the marketplace supplier.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙС»

Караваева Е.Д.1

1 Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия

Планирование логистических затрат при реализации товаров через маркетплейс

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Караваева Е.Д. Планирование логистических затрат при реализации товаров через маркетплейс // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 4. — С. 587-598. с1о1: 10.18334/се.14.4.100799

АННОТАЦИЯ:_

На данный момент маркетплейсы являются наиболее активно развивающимся сегментом интернет-торговли. Увеличивается количество как покупателей, так и поставщиков маркетплейсов. Величина возможных логистических затрат поставщика маркетплейса значительна из-за специфики организации бизнеса, и отсутствие должного планирования этих затрат может привести к нерентабельности. В этих условиях планирование логистических затрат становится необходимым. При этом задача планирования является весьма сложной, так как наблюдается большое разнообразие подходов маркет-плейсов к условиям сотрудничества, а также тенденция к их усложнению и ужесточению. В статье построена математическая модель, описывающая логистические затраты при реализации товаров через маркетплейс. В ходе исследования была поставлена и решена на практическом примере задача оптимизации этих затрат. Как результат, даны рекомендации, позволяющие уменьшить размер логистических затрат поставщика маркетплейса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: маркетплейс, затраты, математическая модель, планирование, оптимизация затрат

ОБ АВТОРАХ_

Караваева Елена Дмитриевна, доцент кафедры организационно-экономического обеспечения деятельности транспортных организаций, кандидат технических наук (karavaeva_eC@mail.ru)

ьЕ о с

>

та ш и

издательство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Karavaeva E.D.1

1 Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Russia

10

Planning of logistics costs in sales of goods via the marketplace

CITE AS:_

Karavaeva E.D. (2020) Planirovanie logisticheskikh zatrat pri realizatsii tovarov cherez marketpleys [Planning of logistics costs in sales of goods via the marketplace]. Kreativnaya ekonomika. 14. (4). — 587-598. doi: 10.18334/ce.14.4.100799

ABSTRACT:_

At the moment, marketplaces are the most actively developing segment of e-commerce. The number of both buyers and suppliers of marketplaces is increasing. The amount of possible logistics costs for a marketplace provider is significant due to the specifics of the business organization, and the lack of proper planning of these costs can lead to unprofitability. In these circumstances, the planning of logistics costs becomes necessary. At the same time, the task of planning is very difficult, since there is a wide variety of approaches of marketplaces to the conditions of cooperation, as well as a tendency to complicate and tighten them. The article presents a mathematical model that describes the logistics costs of selling goods through the marketplace. In the course of the research, the task of optimizing these costs was set and solved on a practical example. As a result, recommendations are given to reduce the size of the logistics costs of the marketplace supplier.

KEYWORDS: marketplace, cost, mathematical model, planning, cost optimization

JEL Classification: C02, M31, L86, O33

Received: 10.03.2020 / Published: 30.04.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Karavaeva E.D. (karavaeva_ed@mail.ru)

Введение

Наиболее динамичный рост в современной электронной торговле показывает реализация товаров через маркет-плейсы. Маркетплейс — электронная площадка, на которой покупатели могут купить товары или услуги от разных продавцов [1] (БНи, 2019).

По оценке исследовательской компании Data Insight, почти треть (33%) всего российского рынка по числу заказов занимает маркетплейс «Вайлд-берриз». Доля онлайн-заказов крупных российских маркетплейсов возросла с 34% (2018 г.) до 45% (2019 г.) [2].

Значительная часть платежеспособного населения делает все меньшее количество покупок в классических магазинах, отдавая предпочтение онлайн-покупкам, прежде всего в маркетплейсах. Удобство осуществления покупки, огромный ассортимент товаров, привлекательные цены приводят к тому, что маркетплейсы концентрируют большое количество потенциальных покупателей. Помимо привлечения потенциальных покупателей, важным преимуществом такого вида торговли для поставщика является то, что маркетплейс берет на себя часть самых сложных и затратных этапов интернет-торговли — оформление заказа, доставку товара до конечного покупателя и взаиморасчеты с ним. За удобство поставщику товара — клиенту маркетплейса (в общем случае — принципалу, так как с поставщиком заключается обычно агентский договор) приходится нести значительные затраты: в первую очередь это

ш

комиссия агента, во вторую — различные затраты, связанные с логистикой.

Планирование логистических затрат оказывается весьма сложной задачей в связи с их разнообразием, сложностью агентских договоров и расчетов. Зачастую работа с маркетплейсом аналогична «черному ящику»: поставщик отправляет товары на склады маркетплейса, а затем лишь с удивлением получает акты за оказанные ему услуги, суммы в которых превышают все мыслимые ожидания. Создание инструмента планирования является актуальной задачей. Для ее решения воспользуемся методом математического моделирования.

Целью данной работы является построение математической модели, описывающей логистические затраты при реализации товаров через маркет-плейс, постановка задачи оптимизации этих затрат, а также решение задачи на практическом примере.

Основная часть

Распространены два варианта работы поставщика с маркетплейсом. При первом варианте оформленный покупателем заказ упаковывается поставщиком на собственном складе и передается курьерской службе для доставки. По такой схеме работает маркетплейс «Гудс», у которого нет собственного склада [3] (Mikhaylyuk, 2019). При работе с маркетплейсом «Беру» аналогичная модель работы носит название «Витрина плюс доставка» [4]. Второй типовой вариант работы с маркетплейсами предполагает самостоятельную поставку партии

товара на оптовый склад маркетплейса. При этом заказ собирается, упаковывается и передается на доставку конечному покупателю силами маркетплейса. Подобная схема работы получила наибольшее распространение. Например, так работает крупнейший российский маркетплейс «Вайлдберриз» [5]. В мар-

ю

кетплейсе «Беру» подобная модель называется «Витрина плюс фуллфилмент» [4]. В маркетплейсе «Озон» возможны обе схемы сотрудничества [6].

В связи с большим распространением схемы с передачей товара на склад маркетплейса рассмотрим именно этот вариант подробнее.

Рассматривается планирование логистических затрат на некотором отрезке времени t е [0;Т]. Обозначим через С(Т) общие логистические затраты, связанные с продажей товара через маркетплейс в течение периода времени Т. Рассматриваемый период планирования разделен на п подпериодов t ]. К моменту времени осуществляется поставка товара на склад маркетплейса и происходит накопление логистических затрат за этот г период. Рассмотрим виды этих затрат.

Затраты на упаковку товара перед передачей на склад маркетплейса

Суп.

Типичны следующие требования: товар, объем которого составляет более одного кубического метра, передается на поддонах, многоразовых или евро, внешняя упаковка товаров должна быть из прочного трехслойного гофрокартона (короб), товар на поддонах должен быть надежно закреплен с использованием стрейч-пленки, каждая единица товара должна находиться в отдельной (индивидуальной) упаковке; короба, поддоны маркируются упаковочными листами. Затраты на упаковку включают затраты на материалы и трудовые затраты складских работников, в том числе и на подбор заказа. В общем случае, посчитав средние значения затрат на упаковку единицы продукции, получим затраты на упаковку поставки в целом:

т-

СУЧ =2? (!)

]=

где г — порядковый номер поставки, ш1 — количество товаров г-й поставки, Руп] — средняя стоимость упаковки _/-го товара.

Затраты на доставку партии товара до склада маркетплейса Спост . (доставка может осуществляться своим транспортом либо с привлечением логистической компании):

Спостг = о, если ш. = 0, (2)

Спостг = Рдост, если шг Ф 0, (3)

где Рдост — стоимость доставки одной партии товара.

Затраты на доставку товаров со склада маркетплейса до конечных покупателей Сткущ-

Cп0купi = Si Х Ред , (4)

где Ред — стоимость доставки одной единицы товара (обычно фиксированная сумма); — количество проданного товара за период.

Затраты на возврат товаров от покупателя на склад маркетплейса в случае отказа покупателя от покупки товара Сотказ-

СотказI = ^возв. х Рвозв , (5)

где Рвозв — стоимость возврата одной единицы товара (также фиксированная сумма); Рвозв. — количество возвращенного товара за период, который можно рассчитать исходя из коэффициента возврата по группе товаров квозв:

^озв{ = 5.Х квозв . (6)

Затраты на выплату торговой премии Спремия. (например, в соответствии с агентским договором «Вайлдберриз» принципал обязуется ежеквартально предоставлять агенту торговую премию в размере 2% от стоимости принятого агентом товара, начиная с даты первой приемки товара по товарной накладной): т

Спремия: = ^ (0.01- р, ■ Кпремии), (7)

]=1 ■>

где г — порядковый номер поставки, т{ — количество товаров г-й поставки, Pj — цена передачи _/-го товара маркетплейсу, Кпремии — процент торговой премии.

Затраты на хранение товара Схранение.. В маркетплейсе «Озон» уже входят в комиссию агента, в «Беру» платное хранение на складах начинается с 62-го дня. Срок отсчитывается от даты поставки. Для маркетплейса «Вайлдберриз» плата за хранение взимается, если оборачиваемость товара в разрезе каждого артикула / цвета / размера более 60 календарных дней. Стоимость хранения такого товара обычно составляет 0,5 рублей за единицу товара за каждый календарный день хранения. В этом случае формула такова

С = шах|о;М . -^ ■ 60 ■ Р 1 , (8)

хранение. у "ач1 р хранения

где г — порядковый номер поставки, МнаЧ{ — количество товаров на начало г-го периода, Рхранения — стоимость хранения единицы товара, Б — количество дней в периоде (принимаем для упрощения при расчетах за 30).

Затраты на выплату штрафов, связанных с нарушением требований к товару Сштраф{.

Сштрафi = Sштраф¡ X Рштраф , (9)

О»

где Рштраф — размер штрафа за единицу товара; Бштраф > — количество возвращенного товара за период, который можно рассчитать исходя из коэффициента штрафов по группе товаров кштраф:

1/1

Sштрафi = Si X кштраф• (10)

Предполагаем, что у нас имеется прогноз продаж в течение периода , состоящего из n подпериодов (например, помесячный объем продаж в течение года):

S (T )=is. , (11)

i=1 i

где S(T) — объем продаж за период T, i — порядковый номер поставки.

Общий объем затрат при реализации через маркетплейс будет определяться следующим образом:

С(T) = ЕС., (12)

i=1 i

Ci = Cyni + Cпостi + CnoKyni + CоткаЗi + Cпремияi + Cхранениеi + Сштрафi (13)

В качестве варьируемых параметров выберем количество товара в каждой поставке т. Если это число нулевое, то в данный период поставки нет. Таким образом, подбирая оптимальный график поставок и количество товара в каждой поставке, получим минимальное значение логистических затрат.

Задача оптимизации логистических затрат при реализации через маркетплейс будет иметь следующий вид: необходимо определить такие значения mi, для которых критерий C(T) принимает минимальное значение при связях, определяемых системой уравнений (1)-(13), и ограничениях:

mi ^ mmax , (14)

mi > 0, (15)

mt — целое, (16)

Мнащ = 0 , (17)

Mm4i = Si > 0 , (18)

п п

I т. = 1 . (19)

/=1 I ¡=1 I

Ограничение (14) на количество товара в одной поставке ттах может быть связано со следующими причинами:

■ ограничение на размер поставки, наложенное маркетплейсом (в данном случае — постоянно, но в общем случае может меняться во времени);

■ ограничение по остаткам товара на собственном складе (может быть связано с особенностями работы поставщиков, ограничениями по производственным мощностям и т.п.);

■ ограничения, связанные с грузоподъемностью и габаритами транспортных средств;

■ ограничения по габаритам и весу паллеты. >,

Ограничения (15) и (16) предполагают положительность или равенство 0,

а также целочисленность искомых количеств, ограничение (17) — количе-

п

Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г = 1

С + С пост хранение. \ г г У

Но так как на практике важно оценить общее значение логистических затрат, то оставим в расчетах функцию (12)-(13).

Планирование цепи поставок в рассматриваемом случае — динамический процесс, так, решения, принятые в данном периоде, определяют решения, принимаемые в более поздних периодах [7] (Босккагву, 2008). Уравнения связей и ограничений носят линейный характер, поэтому рассматриваемая модель относится к динамической модели линейного программирования. Так как все искомые переменные целочисленны, поставленная задача относится к полностью целочисленной. Случайных переменных в модели нет, поэтому задача относится к детерминированной.

ш

ство товара на складе на начало первого периода принимается равным 0. (18) — количество товара на складе на конец периода должно быть больше 0. Ограничение (19) объясняется тем, что к поставке планируется ровно то количество, которое запланировано к продаже.

Проанализируем полученную модель. Изменение количества и график поставок влияют на общие затраты на доставку поставки и затраты на хранение. Суммарные значения остальных видов затрат зависят в первую очередь от количества проданного товара за период Б., которое является в нашей задаче оптимизации исходным параметром (задано как прогнозное значение). Таким образом, для нахождения оптимальных значений т. было бы достаточным минимизировать функцию

С л

<r>

fM CT> Ю

CT> CT>

Проведем решение поставленной задачи для компании, занимающейся производством товаров для детей. Предполагается начало реализации группы однотипных товаров через маркетплейс «Вайлдберриз» начиная с января следующего года. Предполагается продажа 5000 шт. товара в течение года. В соответствии с графиком сезонности получен помесячный план продаж. Поставки на склад маркетплейса планируются также ежемесячно. Исходные данные задачи сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Исходные данные задачи оптимизации

р дост Руе Ред P возв k возв к премии р P хранения P штраф k штраф m max

руб. РУб. РУб. РУб. % РУб. РУб. РУб. шт.

1200 5 33 33 0,05 2 350 0,5 60 0,03 800

Источник: составлено автором.

Математическая модель была реализована в MS Excel, для поиска оптимального решения задачи использовалась надстройка «Поиск решения». Результаты решения сведены в таблицу 2 и отображены на рисунке 1.

Для сравнения были просчитаны варианты, когда весь товар поставляется к началу первого месяца, а также вариант, когда товар поставляется максимально возможными партиями ежемесячно в течение первых месяцев (6 мес.

■ Остаток на начало ■ Поставлено ■ Продано

Рисунок 1. Результаты решения задачи оптимизации Источник: составлено авторами.

Таблица 2

Результаты решения задачи оптимизации

Номер месяца 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Итого

Продажи за месяц, шт. 425 605 497 364 282 206 244 296 322 500 631 628 5000

Поставлено к началу месяца, шт. 623 664 672 664 0 0 0 578 574 612 613 0 5000

Остаток на начало месяца, шт. 0 198 257 432 732 450 244 0 282 534 646 628 X

Остаток на конец месяца, шт. 198 257 432 732 450 244 0 282 534 646 628 0 X

Затраты на упаковку, руб. 3 115 3 320 3 360 3 320 0 0 0 2 890 2 870 3 060 3 065 0 25 000

Затраты на поставку партии, руб. 1 200 1 200 1 200 1 200 0 0 0 1 200 1 200 1 200 1 200 0 9 600

Затраты на доставку покупателю, руб. 14025 19 965 16 401 12 012 9 306 6 798 8 052 9 768 10 626 1 6 500 20 823 20 724 165 000

Затраты на возврат от покупателя, руб. 420,75 598,95 492,03 360,36 279,18 203,94 241,56 293,04 318,78 495 624,69 621,72 4 950

Торговая премия, руб. 4361 4 648 4 704 4 648 0 0 0 4 046 4018 4284 4291 0 35 000

Затраты на хранение, руб. 0 0 0 0 2 520 570 0 0 0 0 0 0 3 090

Затраты на штрафы, руб. 2 975 4235 3 479 2 548 1 974 1 442 1 708 2 072 2 254 3 500 4417 4396 35 000

277 640

Источник: составлено автором.

creativeconomy.ru

«л гм о» ю

о» ст>

по 800 шт. и 1 мес. — 200 шт.). В первом случае получено значение логистических затрат 568 550 руб., во втором — 396 635 руб., что на 43% и 105% превышает оптимальное значение затрат 277 640 руб.

Заключение

Исходя из анализа модели и результатов решения задачи оптимизации можно дать следующие рекомендации для уменьшения общих логистических затрат.

1. В рамках взаимодействия с маркетплейсом значительно возрастает значимость верного прогноза продаж. Излишки поставленного товара увеличивают затраты на торговую премию, на упаковку и доставку товара на склад, затраты на хранение. Таким образом, важно не допускать превышения прогнозного значения продаж от реального. Поставлять необходимо те товары и в том количестве, которое будет продано.

2. Необходимо снижать стоимость упаковки единицы товара, сборки и упаковки партии в целом.

3. Необходимо уменьшать число ошибок, ведущих к увеличению числа штрафов (неверная упаковка товара, пересорт, превышение количества товара в партии, превышение по весу и габаритам, неверное оформление документов, маркировки, этикеток и т.п.).

4. Требуется выбирать такой вид товара для поставки, который будет иметь наименьший процент возврата от покупателей. ■

ИСТОЧНИКИ:

1. Елин И.Д. Маркетплейс — будущее электронной коммерции // Global and regional research. — 2019. — № 1. — c. 101-106.

2. Интернет-торговля в России 2019. По данным исследовательской компании Data Insight. [Электронный ресурс]. URL: http://datainsight.ru/sites/default/ files/DI Ecommerce2019.pdf.

3. Михайлюк М.В. Маркетплейсы как фактор прогрессивной трансформации интернет-торговли в России: логистический аспект // Экономические науки. — 2019. — № 172. — c. 57-61. — doi: 10.14451/1.172.57 .

4. Beru.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://beru.ru/lp/start#background.

5. Partners.wb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://partners.wb.ru/#advantages.

6. Docs.ozon.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.ozon.ru/affiliate/ reglament-partnerskoj-programmy-ozon-ru.

7. Бочкарев А.А. Планирование и моделирование цепи поставок. / Учебное пособие. — М.: изд-во Альфа-Пресс, 2008. — 192 c.

REFERENCES:

Beru.ru. (in Russian). Retrieved from https://beru.ru/lp/start#background

Bochkarev A.A. (2008). Planirovanie i modelirovanie tsepipostavok [Planning and simulation of supply chain] M.: izd-vo Alfa-Press. (in Russian).

Docs.ozon.ru. (in Russian). Retrieved from https://docs.ozon.ru/affiliate/regla-ment-partnerskoj-programmy-ozon-ru

Elin I.D. (2019). Marketpleys — budushchee elektronnoy kommertsii [Marketplace — the Future of Electronic Commerce]. Global and regional research. 1 (1). 101-106. (in Russian).

Mikhaylyuk M.V. (2019). Marketpleysy kak faktor progressivnoy transformatsii

internet-torgovli v Rossii: logisticheskiy aspekt [The marketplace as a factor >,

in the progressive transformation of e-commerce in Russia: logistic aspect]. q

Economic sciences. (172). 57-61. (in Russian). doi: 10.14451/1.172.57 . q

u

Partners.wb.ru. (in Russian). Retrieved from https://partners.wb.ru/#advantages

+J (0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.