Научная статья на тему 'Планирование как инструмент эффективной деятельности туристских предприятий'

Планирование как инструмент эффективной деятельности туристских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1613
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ТУРИСТСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ТУРИЗМА / МЕТОДЫ / ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / PLANNING / TOURISM ENTERPRISE MANAGEMENT / TOURISM SYSTEM / METHODS / PLANNING PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордюшина Е. С.

В статье представлены результаты исследования системы внутрифирменного планирования туристского предприятия, указаны задачи планирования на предприятиях, рассмотрены этапы и методы планирования, отражена эффективность планирования от соблюдения указанных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of corporate planning system of the tourism business, stated the planning tasks in enterprises, the stages and methods of planning, reflected the effective planning from compliance with these principles.

Текст научной работы на тему «Планирование как инструмент эффективной деятельности туристских предприятий»

учетом внедрения программно-целевых принципов бюджетирования // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 40-48.

4. Скворцова К.Е., Ивановская А.В. Совокупный финансовый результат: проблемы формирования компонентов совокупного финансового результата, не включаемых в чистую прибыль отчетного периода // Успехи современной науки. 2016. № 2. Т. 2. С. 69-73

5. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Направления совершенствования системы учета затрат на производство продукции // Современные тенденции экономического развития. Сборник трудов научно-практической конференции молодых ученых федеральных университетов "Долгосрочные тренды развития экономического образования в современной России". 2015. С. 220-223.

6. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Моделирование сценариев развития предприятий мебельной промышленности на основе внедрения системы бюджетирования // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 54 (16-4). С. 491-494.

Гордюшина Е.С.

Научный руководитель: к.э.н., доцент, БатищевА.В.

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

Ключевые слова: планирование, туристские предприятия, управление, система туризма, методы, этапы планирования, принципы планирования.

Аннотация: в статье представлены результаты исследования системы внутрифирменного планирования туристского предприятия, указаны задачи планирования на предприятиях, рассмотрены этапы и методы планирования, отражена эффективность планирования от соблюдения указанных принципов.

Key words: planning, tourism enterprise management, tourism system, methods, planning, planning principles.

Abstract: the article presents the results of a study of corporate planning system of the tourism business, stated the planning tasks in enterprises, the stages and methods of planning, reflected the effective planning from compliance with these principles.

Основой функционирования любого предприятия является планирование. Именно с планирования начинается управление организацией.

Целью данной статьи является проведение анализа системы внутрифирменного планирования туристского предприятия.

Планирование хорошо работает в условиях стабильной, четкой, формализуемой и прогнозируемой среды. В этом случае планирование позволяет заранее предвидеть все основные наступающие события и вовремя принять все полезные меры, включая эффективное размещение и использование ресурсов.

Однако планирование может использоваться не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды, характерной для сегодняшней рыночной экономики.

Поэтому в современных условиях конкурентной борьбы, слабой определенности изменений факторов внешней и внутренней среды туристского предприятия, реализация руководителем компании функции планирования приобретает актуальность и важность, поскольку:

1) позволяет более ясно понимать долгосрочные задачи и приоритеты;

2) обретать определенную ориентацию в хозяйственном мире в связи с наличием долгосрочных интересов;

3) дает возможность оценивать потребности рынков, а также их динамику в перспективе;

4) предоставляет компании возможности готовиться к использованию будущих благоприятных условий ведения коммерческой деятельности;

5) стимулирует и управляющий и управляемый персонал к реализации своих целей в дальнейшей работе;

6) способствует более рациональному распределению ресурсов туристского предприятия;

7) формирует ответственность и обязанности каждого работника организации, повышает эффективность внутрифирменного контроля.

Таким образом, планирование необходимо для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Управление системой туризма должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают

«картину» будущего), разрабатывается политика туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.

Планирование - это систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Это непрерывный процесс (одна из стадий процесса управления) изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов [1].

Функция планирования в организации реализуется посредством разветвленной структуры. Например, ведущую роль может играть специальная служба планирования, но значительная часть работы делегируется структурным подразделениям (маркетинг, производство, финансы, бухгалтерия, снабжение и другие).

Задачами планирования являются:

1) обеспечение целенаправленного развития предприятия;

2) координация деятельности структурных подразделений и работников;

3) обеспечение экономичного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;

4) создание базы эффективного контроля и оценки;

5) мотивация трудовой деятельности;

6) информационное обеспечение членов трудового коллектива [2].

Этапы процесса планирования в основном универсальны. Обычно

выделяют восемь этапов в процессе планирования:

1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно руководитель (или менеджер) фирмы хочет достичь? Это самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие способы достижения целей можно сразу отбросить как нецелесообразные?

3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?

4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?

5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы.

8. Контроль за выполнением плана, внесение каких-либо изменений в случае необходимости [5-6].

Таким образом, планирование - это подготовка к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры применяют в своей работе.

Один из наиболее распространенных инструментов, используемых при планировании - бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.

Другой прием в планировании - анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности.

Применяется и такой метод планирования, как оперативное исследование. Речь идет об использовании современных моделей управления для анализа проблемы и оценки возможных решений на основе теории очередей и игр, имитационного моделирования.

Существуют и другие методы планирования, однако следует иметь в виду, что все они имеют одну общую цель - помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий [4].

Эффективность планирования во многом зависит от соблюдения его основных принципов:

1) Непрерывность - планирование должно осуществляться постоянно в рамках установленного цикла, планы должны приходить на смену друг другу;

2) Преемственность - должны учитываться планы прошлых лет;

3) Комплексность - принимаемые плановые и управленческие решения должны обеспечивать учет изменений, как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия;

4) Полнота - при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;

5) Участие - то есть привлечение к процессу планирования каждого члена организации, независимо от его должности и выполняемых в компании функций.

6) Сбалансированность - все планы по функциональным областям и структурным подразделениям должны быть взаимоувязаны, а также согласованы с общими целями предприятия;

7) Обоснованность - система планирования должна создавать условия для принятия таких решений, которые реальны и выполнимы, экономически обоснованы и рациональны;

8) Гибкость - возможность корректировки планов в соответствии с изменяющимися условиями;

9) Экономичность - расходы на планирование должны соизмеряться с прибылью, получаемой от него;

10) Точность - при составлении планов используются такие современные методы, средства, тактика и процедура, которые обеспечивают точность прогнозов;

11) Ясность - цель и способы планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации [3].

Таким образом, планирование предполагает рассмотрение развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее, а качество планирования будет во многом зависеть от того, какими принципами руководствуется менеджер туристской организации.

Список литературы

1. Бакаева З.Р. Особенности исследования экономико-экологических проблем развития рекреационных городских территорий // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 5. С. 130-132.

2. Галкин К.Д., Шамин А.Е., Суслов С.А. Обеспечение конкурентоспособности организаций в сфере услуг гостиничного комплекса. Княгинино, 2014. 182 с.

3. Кардашян И.Г., Батищев А.В. Соционика как инструмент решения проблем эффективного управления персоналом // Территория науки. 2016. № 1. С. 93-99.

4. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Методический подход к оценке и выбору эффективных маркетинговых стратегий предприятия // Синергия. 2016. № 4. С. 71-83.

5. Смольянинова И.В., Шаталов М.А., Ахмедов А.Э. Формирование конкурентных преимуществ предприятий АПК в условиях ограниченности ресурсов // Агропродовольственная экономика. 2016. № 6. С. 6-14.

6. Шанцев В.П. Нижегородская область: опыт прошлого и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (40). С. 125-134.

Симахина О.Н.

Научный руководитель: д.э.н., профессор, Сибирская Е.В.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ КРУПНОГО БИЗНЕСА

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ

Ключевые слова: статистическая оценка, деятельность, крупный бизнес.

Аннотация: В статье проанализирована эффективность деятельности пяти крупнейших российских нефтегазовых компаний: Газпрома, Лукойла, Роснефти, Сургутнефтегаза, Транснефти. Для этого использовались статистические и правовые методы анализа, оценены их позиции на мировом уровне. Представлены показатели эффективности деятельности организаций за 2013-2015 гг. Проанализировано изменение чистой прибыли компаний за 2014-2015 гг., построен прогноз чистой прибыли по каждой компании на 2016 г.

Key words: statistical evaluation, the activities of big business.

Abstract: the article analyzes the effectiveness of the five largest Russian oil companies: Gazprom, LUKOIL, Rosneft, Surgutneftegaz, Transneft. For this purpose we used a statistical and legal analysis techniques, evaluated their positions on a global level. Presented indicators of efficiency of activity of the organizations for 2013-2015 Analyzed the change in net income of companies over 2014-2015, to build a forecast for net profit for each company in 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.