Научная статья на тему 'Планирование и управление трудовыми ресурсами в гражданской авиации'

Планирование и управление трудовыми ресурсами в гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1381
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ / FORMATION OF RESOURCES FOR CIVIL AIRCRAFT / THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF A MANPOWER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большедворская Людмила Геннадьевна

В статье обосновывается механизм управления процессом подготовки авиационного персонала нового поколения для гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большедворская Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING AND MANAGEMENT OF LABOUR RESOURCES IN CIVIL AVIATION

The mechanism of managing the process of training aviation personnel of a new generation for Civil Aviation is treated in the article.

Текст научной работы на тему «Планирование и управление трудовыми ресурсами в гражданской авиации»

УДК.656.7.071:658.386

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Л.Г. БОЛЬШЕДВОРСКАЯ

Статья представлена доктором технических наук Рухлинским В.М.

В статье обосновывается механизм управления процессом подготовки авиационного персонала нового поколения для гражданской авиации.

Ключевые слова: формирование ресурсов для гражданской авиации, механизм управления трудовыми ресурсами.

Сущность планирования и управления трудовыми ресурсами в гражданской авиации подразумевает необходимость вложения капиталов в формирование, развитие и использование человеческих ресурсов, исходя из экономической целесообразности с целью привлечения профессионального работника, его обучения, поддержания в трудоспособном состоянии, а также создание условий для безопасности авиатранспортных услуг. Данный подход требует максимального использования знаний, способностей и профессиональных навыков авиаспециалистов. Практически это невозможно осуществить без четкого понимания достигнутого уровня развития авиационной отрасли в области формирования кадрового потенциала.

Исторические этапы развития гражданской авиации в сфере формирования ресурсов для предприятий и организаций отрасли можно разделить на четыре уровня:

- начальный уровень развития;

- промежуточный уровень развития (выявление областей для улучшения ситуации);

- уровень совершенствования процесса формирования кадрового резерва;

- наивысший уровень развития, отвечающего изменениям научно-технического прогресса (рис. 1).

Анализ выполнения существующих требований к системе подготовки авиационных

специалистов свидетельствует о том, что в настоящее время гражданская авиация преодолела два первых уровня развития.

В связи с этим обусловлена актуальность решения задач третьего и четвертого уровней, направленных на дальнейшее развитие системы формирования и управления ресурсами отрасли с учетом внедрения авиационной техники нового поколения.

Методология управления трудовыми ресурсами в гражданской авиации на современном уровне обозначает новую концепцию, согласно которой под ресурсами следует понимать не только летные экипажи, но и кабинные экипажи, наземный инженерно-технический, обслуживающий персонал, ученых, исследователей и специалистов высшего и среднего профессионального образования.

Механизм формирования и управления трудовыми ресурсами отрасли можно представить в виде схемы (рис. 2).

Эффективность механизма управления процессом формирования резерва авиаспециалистов для предприятий гражданской авиации зависит от ряда факторов, которые можно объединить в две группы:

- влияющие на организацию процесса формирования кадрового резерва;

- влияющие на управление процессом подготовки авиаспециалистов будущего поколения.

Рис. 1. Алгоритм для оценки положения отрасли в вопросах решения проблемы дефицита квалифицированного авиационного персонала

К факторам первой группы, влияющим на организацию формирования кадрового резерва, можно отнести:

- перспективы развития отрасли и отдельных авиапредприятий;

- темпы развития предприятий и связанные с этим изменения в системе формирования персонала будущего поколения;

- научно-технические достижения в авиапромышленности и области управления персоналом;

- комплексность программ обучения;

- техническое оснащение и наличие прогрессивных технологий в системе подготовки авиаспециалистов;

- своевременность принятия решений при анализе и совершенствовании системы формирования и управления персоналом;

- совершенствование системы подбора, обучения и распределения кадров, исходя из результатов их деятельности и в соответствие с потребностями организации.

Основными факторами второй группы, влияющими на управление процессом подготовки, являются:

- гибкость системы управления персоналом, способной к изменениям целей на авиапредприятии;

- организация взаимозаменяемости в службах, подразделениях авиапредприятий за счет формирования широкого спектра функциональных навыков сотрудников;

- оперативность системы управления путем создания условий для одновременного выполнения отдельных решений;

- специализация отдельных видов работ;

- коллегиальность специалистов и руководителей;

- ритмичность или монотонность работы;

Рис. 2. Механизм управления процессом подготовки авиационного персонала нового поколения для гражданской авиации

- комфорт, удобство, уровень мотивации и творчества к процессу выполнения функциональных обязанностей.

Обоснование стратегии подготовки авиаспециалистов подразумевает последовательное решение следующих задач:

- образование постоянно действующей государственной рабочей группы, включающей представителей авиационных властей и отрасли (промышленности, аэропортов, УВД и т.д.);

- разработка и принятие государственной программы подготовки авиационного персонала с выделением бюджетных и других средств;

- принятие государственной авиационной администрацией гармонизированных с JR правил подготовки и лицензирования летного состава и инженерно-технического персонала (JAR-FCL, JAR-66 и др.);

- разработка требований к уровню профессионализма инспекторского состава;

- обеспечение разработки и финансирования проектов программ привлечения молодежи в отрасль;

- принятие единых стандартов для сертификации тренажеров.

Схема реализации концепции формирования кадрового резерва для гражданской авиации может включать семь этапов (рис. 3).

1 этап Выбор региона для анализа

2 этап Определение основных участников процесса

3 этап Определение положительных факторов и средств улучшения ситуации

4 этап 5 этап 6 этап

Проведение анализа Разработка и Ранжирование

с целью выявления обоснование рекомендуемых

несоответствия приоритетных мер опр иятий

передовым рекомендаций и и разработка

практикам мероприятий плана их

внедрения

Рис. 3. Процесс реализации концепции формирования кадрового резерва для гражданской авиации

Успех процесса планирования и управления трудовыми ресурсами, прежде всего, будет зависеть от взаимной заинтересованности предприятий и организаций различного уровня, к которым относятся:

- международные организации: ИКАО, МАК;

- авиационная администрация;

- региональные организации;

- отраслевые организации: ведомства, управления, агентства, службы;

- прочие: авиапредприятия (промышленность, эксплуатанты, организации по аэронавигации, аэропорты, учебные заведения, научно-исследовательские организации гражданской авиации).

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы Симпозиума по подготовке следующего поколения авиационных специалистов. ИКАО, Монреаль, 1-4 марта 2010 г., www.icao.int

PLANNING AND MANAGEMENT OF LABOUR RESOURCES IN CIVIL AVIATION

Bolshedvorskaya L.G.

The mechanism of managing the process of training aviation personnel of a new generation for Civil Aviation is treated in the article.

Key words: formation of resources for civil aircraft, the mechanism of management of a manpower.

Сведения об авторе

Большедворская Людмила Геннадьевна, окончила МГТУ ГА (1984), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ГА МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов -повышение эффективности деятельности авиапредприятий, организация и управление персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.