УДК.656.7.071:658.386
ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Л.Г. БОЛЬШЕДВОРСКАЯ
Статья представлена доктором технических наук Рухлинским В.М.
В статье обосновывается механизм управления процессом подготовки авиационного персонала нового поколения для гражданской авиации.
Ключевые слова: формирование ресурсов для гражданской авиации, механизм управления трудовыми ресурсами.
Сущность планирования и управления трудовыми ресурсами в гражданской авиации подразумевает необходимость вложения капиталов в формирование, развитие и использование человеческих ресурсов, исходя из экономической целесообразности с целью привлечения профессионального работника, его обучения, поддержания в трудоспособном состоянии, а также создание условий для безопасности авиатранспортных услуг. Данный подход требует максимального использования знаний, способностей и профессиональных навыков авиаспециалистов. Практически это невозможно осуществить без четкого понимания достигнутого уровня развития авиационной отрасли в области формирования кадрового потенциала.
Исторические этапы развития гражданской авиации в сфере формирования ресурсов для предприятий и организаций отрасли можно разделить на четыре уровня:
- начальный уровень развития;
- промежуточный уровень развития (выявление областей для улучшения ситуации);
- уровень совершенствования процесса формирования кадрового резерва;
- наивысший уровень развития, отвечающего изменениям научно-технического прогресса (рис. 1).
Анализ выполнения существующих требований к системе подготовки авиационных
специалистов свидетельствует о том, что в настоящее время гражданская авиация преодолела два первых уровня развития.
В связи с этим обусловлена актуальность решения задач третьего и четвертого уровней, направленных на дальнейшее развитие системы формирования и управления ресурсами отрасли с учетом внедрения авиационной техники нового поколения.
Методология управления трудовыми ресурсами в гражданской авиации на современном уровне обозначает новую концепцию, согласно которой под ресурсами следует понимать не только летные экипажи, но и кабинные экипажи, наземный инженерно-технический, обслуживающий персонал, ученых, исследователей и специалистов высшего и среднего профессионального образования.
Механизм формирования и управления трудовыми ресурсами отрасли можно представить в виде схемы (рис. 2).
Эффективность механизма управления процессом формирования резерва авиаспециалистов для предприятий гражданской авиации зависит от ряда факторов, которые можно объединить в две группы:
- влияющие на организацию процесса формирования кадрового резерва;
- влияющие на управление процессом подготовки авиаспециалистов будущего поколения.
Рис. 1. Алгоритм для оценки положения отрасли в вопросах решения проблемы дефицита квалифицированного авиационного персонала
К факторам первой группы, влияющим на организацию формирования кадрового резерва, можно отнести:
- перспективы развития отрасли и отдельных авиапредприятий;
- темпы развития предприятий и связанные с этим изменения в системе формирования персонала будущего поколения;
- научно-технические достижения в авиапромышленности и области управления персоналом;
- комплексность программ обучения;
- техническое оснащение и наличие прогрессивных технологий в системе подготовки авиаспециалистов;
- своевременность принятия решений при анализе и совершенствовании системы формирования и управления персоналом;
- совершенствование системы подбора, обучения и распределения кадров, исходя из результатов их деятельности и в соответствие с потребностями организации.
Основными факторами второй группы, влияющими на управление процессом подготовки, являются:
- гибкость системы управления персоналом, способной к изменениям целей на авиапредприятии;
- организация взаимозаменяемости в службах, подразделениях авиапредприятий за счет формирования широкого спектра функциональных навыков сотрудников;
- оперативность системы управления путем создания условий для одновременного выполнения отдельных решений;
- специализация отдельных видов работ;
- коллегиальность специалистов и руководителей;
- ритмичность или монотонность работы;
Рис. 2. Механизм управления процессом подготовки авиационного персонала нового поколения для гражданской авиации
- комфорт, удобство, уровень мотивации и творчества к процессу выполнения функциональных обязанностей.
Обоснование стратегии подготовки авиаспециалистов подразумевает последовательное решение следующих задач:
- образование постоянно действующей государственной рабочей группы, включающей представителей авиационных властей и отрасли (промышленности, аэропортов, УВД и т.д.);
- разработка и принятие государственной программы подготовки авиационного персонала с выделением бюджетных и других средств;
- принятие государственной авиационной администрацией гармонизированных с JR правил подготовки и лицензирования летного состава и инженерно-технического персонала (JAR-FCL, JAR-66 и др.);
- разработка требований к уровню профессионализма инспекторского состава;
- обеспечение разработки и финансирования проектов программ привлечения молодежи в отрасль;
- принятие единых стандартов для сертификации тренажеров.
Схема реализации концепции формирования кадрового резерва для гражданской авиации может включать семь этапов (рис. 3).
1 этап Выбор региона для анализа
2 этап Определение основных участников процесса
3 этап Определение положительных факторов и средств улучшения ситуации
4 этап 5 этап 6 этап
Проведение анализа Разработка и Ранжирование
с целью выявления обоснование рекомендуемых
несоответствия приоритетных мер опр иятий
передовым рекомендаций и и разработка
практикам мероприятий плана их
внедрения
Рис. 3. Процесс реализации концепции формирования кадрового резерва для гражданской авиации
Успех процесса планирования и управления трудовыми ресурсами, прежде всего, будет зависеть от взаимной заинтересованности предприятий и организаций различного уровня, к которым относятся:
- международные организации: ИКАО, МАК;
- авиационная администрация;
- региональные организации;
- отраслевые организации: ведомства, управления, агентства, службы;
- прочие: авиапредприятия (промышленность, эксплуатанты, организации по аэронавигации, аэропорты, учебные заведения, научно-исследовательские организации гражданской авиации).
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы Симпозиума по подготовке следующего поколения авиационных специалистов. ИКАО, Монреаль, 1-4 марта 2010 г., www.icao.int
PLANNING AND MANAGEMENT OF LABOUR RESOURCES IN CIVIL AVIATION
Bolshedvorskaya L.G.
The mechanism of managing the process of training aviation personnel of a new generation for Civil Aviation is treated in the article.
Key words: formation of resources for civil aircraft, the mechanism of management of a manpower.
Сведения об авторе
Большедворская Людмила Геннадьевна, окончила МГТУ ГА (1984), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ГА МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов -повышение эффективности деятельности авиапредприятий, организация и управление персоналом.