9. Лапшина, Г.В. Социальный пакет как элемент мотивации персонала / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. -2014. -№2. -С. 76-79.
10. Личко, К.П. Стратегическое планирование развития сельского хозяйства муниципальных образований / К.П. Личко, М.А. Романюк. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2008. - 113 с.
11. Личко, К.П. Проектирование экономических стратегий на муниципальном уровне [Текст] / К.П. Личко, М.А. Романюк // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. -2010. -№ 6. -С. 55-66.
12. Шленкин, К.В. Программы охраны труда и социальная ответственность менеджмента / К.В. Шленкин, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // // Экономика и социум. - 2014. - № 3-3 (12). - С. 596-599.
13. Шленкин, К.В. Психофизиологические аспекты охраны труда / К.В. Шленкин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - 2014. - № 3-3 (12). С. 593596.
14. Управление техническими системами: учебно-методический комплекс / Г.В. Лапшина, Е.Ю. Чупахина, А.В. Жирнов. -Ульяновск: УГСХА, 2009. -297 с.
15. https://deti.mail.ru/planning/chto_takoe_planirovanie_semyi/
16. http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6873-planirovanie-semi-i-reprodukcii.php.
УДК 338.266
Жуков Г.К. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева
Россия, г. Москва
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В РАМКАХ РЕГИОНА
В статье рассмотрены вопросы планирования в рамках субъекта Федерации. Дана характеристика программ реализуемых в регионе. Представлены предложения по социально-экономическому развитию региона.
Ключевые слова: государство, регион, планирование, прогнозирование, рынок, цикл.
The questions of planning within the Federation. The characteristics of the programs implemented in the region. Presents proposals for socio-economic development of the region..
Keywords: state, region, planning, forecasting, market cycle. Анализируется проблема соотношения между государственным регулированием и свободным рынком, показаны место и роль планирования
в экономической политике государства, рассмотрены различные методы прогнозирования будущего развития региона.
Важное место в проблеме государственного регулирования экономики региона занимает планирование. Вопрос о сочетании плана и рынка до сих пор остается дискуссионным, несмотря на то, что во многих развитых странах давно и успешно применяются различные типы планирования. Почти все без исключения экономические субъекты желают, чтобы регионы, в которых они проживают и функционируют, развивались устойчиво и динамично. Однако управляющие территорией субъекты забывают о необходимости планирования и контроля, которые помогают удерживать вверенный им регион на правильном пути. Более того, социально-экономическое развитие регионов подвержено разнообразным колебаниям, в том числе кратко-, средне- и долгосрочным. В краткосрочном периоде (до одного года) колебания связаны с изменением спроса и предложения под воздействием сезонных и тому подобных факторов. В среднесрочном периоде (5 - 7 лет) экономика региона проходит в своем развитии четыре стадии, в том числе - подъем, кризис, депрессия и оживление. В долгосрочном цикле Н.Д. Кондратьева (около пятидесяти лет) в социально-экономическом развитии региона прослеживаются подъемы и спады.
Наряду с этим может очень сильно возрасти межрегиональная, межотраслевая и международная конкуренция. Под воздействием этих проблем органы управления часто лишь реагируют на них, а не предупреждают и действуют. Это ведет к принятию решений, неадекватных данным проблемам. Для того чтобы сохранить жизнеспособность и эффективность функционирования территории, необходимо осуществлять экономическое планирование. В форме централизованно планируемой экономики, экономическое планирование связано с разработкой национального или регионального плана, который детализует, какие товары и услуги необходимо производить и в каком количестве.
Как считает сегодня подавляющее большинство ученых и специалистов в области рыночных отношений и проблем экономического развития страны и ее регионов, программирование, прогнозирование и планирование экономического и социального развития государства и его территориальных образований является главным средством обеспечения сбалансированного и эффективного функционирования народного хозяйства в целом, его отраслей, предприятий различных форм собственности. К тому же в последнее время выяснилось, что рыночные механизмы вне планового регулирования привели Россию к обвальному спаду производства, ослаблению всего национального хозяйства, научного, интеллектуального потенциала, расстройству финансовой, денежной систем.
Говоря о надуманной во многом проблеме взаимоотношений между рынком и государством, многие исследователи справедливо отмечают, что план (или государственное регулирование) и свободный рынок - это отнюдь
не антиподы, а взаимодополняющие элементы общественного хозяйства. В экономическом планировании можно выделить три составные части: постановка целей социально-экономического развития региона; разработка программы действий; контроль за выполнением программы социально-экономического развития региона.
Вместе с тем вполне очевидно, что государственное регулирование экономики стран, ранее развивающихся под воздействием директивного централизованного планирования, требует системного подхода к выработке стратегии развития и определения мер государственного воздействия для обеспечения достижения поставленных целей в переходном периоде.
В настоящее время в общегосударственном масштабе и на уровне регионов актуален вопрос о необходимости разработки системы планов и прогнозов развития и функционирования всех видов экономических систем при оптимальном для России соотношении государственного регулирования и саморегулирования субъектов рыночных отношений. В системе прогнозирования должно быть соблюдено оптимальное соотношение основных пропорций между показателями общественного производства (ВВП, НД) и основными факторами рыночной экономики (труд, капитал, земля). Прогнозные оценки состояния и динамики показателей эффективности производства как в целом по российской экономике, так и по отдельным экономическим субъектам и объектам (регион, предприятие) должны отражать следующие показатели: производительность труда, рентабельность, фондоотдача, фондоемкость, структура капитальных затрат и т.д.
Разработка стратегии социально-экономического развития региона должна охватывать следующие этапы: долгосрочная концепция формирования важнейших народнохозяйственных пропорций на период 10 -15 лет, среднесрочный прогноз развития экономики на период от трех до пяти лет, индикативный краткосрочный план стабилизации экономики на год, систему оперативного мониторинга, построенного на концепции «раннего обнаружения» на макроуровне возникших в экономике проблем.
Процесс предсказания будущего развития экономики региона требует использования различных методов прогнозирования. Наиболее перспективными из них являются: метод экстраполяции, использующий серии данных, полученных в разное время; экономический метод, предсказывающий будущее развитие народного хозяйства при помощи рассмотрения других переменных, которые соотносятся с ним.
В прогнозировании социального развития региона большое значение имеет также нормативный метод, в основе которого лежит определение количественных и качественных характеристик достижения оптимальности в протекании социальных процессов в регионе. А именно, рациональные нормы потребления основных потребительских товаров, нормативы обеспеченности жильем на душу населения, нормативный потребительский
бюджет по различным группам населения, потребности в услугах транспорта, нормативы текущего содержания учреждений сферы социально-культурного обслуживания и т.д. На основе сопоставления уровней удовлетворения перечисленных показателей по каждому региону и должна формироваться база для прогноза объема необходимых жизненных благ для достижения целей сбалансированного потребления и динамичного социально-экономического развития различных регионов РФ.
Использованные источники:
1. Бородуля, Е.Б. Оценка результативности деятельности современного предприятия / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов //Международный технико-экономический журнал. - 2015. -№ 5. - С. 20-24.
2. Жирнов, А.В. О необходимости принятия многовариантных предпринимательских решений и возможности их обоснования / А.В. Жирнов // Экономика и предпринимательство. - 2015.- № 9-2. - С. 11231127.
3. Жирнов, А.В. Развитие системы планирования региональных агропромышленных объединений / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов.- Ульяновск: УГСХА, 2005. - С. 145-149.
4. Зимин, Н.Е. Влияние государственных программ на развитие регионального АПК / Н.Е. Зимин, А.В. Жирнов //Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». -2006. - №4. - С. 27-30.
5. Лапшина, Г.В. Корпоративная социальная ответственность как фактор эффективной деятельности организации на селе / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы V Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА им. П.А. Столыпина, 2013. - С. 58-61.
6. Лапшина, Г.В. Социальные программы как элемент развития сельских территорий / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Материалы Международной научно-практической конференции «Организационно-экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в исследованиях молодых ученых. - М.: ИПЦ ООО «Принт-ПРО», 2014. - С. 146-149.
7. Просветов, Г.И. Прогнозирование и планирование: Задачи и решения: Учебно-практическое пособие. М: Издательство "Альфа-Пресс", 2008.-296 с.
8. Шленкин, К.В. Программы охраны труда и социальная ответственность менеджмента / К.В. Шленкин, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - 2014. - № 3-3 (12).-С.596-599.