Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РАСХОДОВ В ГЕРМАНИИ: ГЛАВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РАСХОДОВ В ГЕРМАНИИ: ГЛАВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ПЕРЕКРЁСТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ / КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / СТРУКТУРА РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачева Мария Владимировна

В статье исследуются изменения в структуре расходной части федерального бюджета Германии. Анализируются данные об исполнении бюджетов в 2017-2021 гг. и о 5-летнем финансовом плане на 2022-2026 гг. Сопоставление проводится по перекрёстной классификации, объединяющей функциональную классификацию (с делением на десять разделов по методике Международного валютного фонда) и экономическую классификацию (с делением на текущие и капитальные расходы). Определяются направления, играющие ключевую роль в иерархии расходов, выделяются главные факторы ожидаемой динамики в предстоящие пять лет, рассматриваются особенности трёх периодов (2017-2019 гг., 2020-2021 гг. и 2022-2026 гг.) с точки зрения скорости и противоречивости состоявшихся и намеченных структурных сдвигов. В качестве вывода автор констатирует масштабные структурные изменения, происшедшие во время пандемии, и намерение властей восстановить важнейшие «доковидные» показатели (прежде всего увеличение доли расходов на социальную защиту). Однако этому может помешать реализация «защитного зонта для экономики» - разработанного, но ещё не включённого в финансовый план комплекса мер поддержки германской промышленности, пострадавшей от скачка цен на газ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL SPENDING PLANNING IN GERMANY: MAIN STRUCTURAL CHANGES

The article examines changes in the structure of the expenditure part of the German federal budget. Data on the execution of annual budgets in 2017-2021 and of a five-year financial plan for 2022-2026 are analysed. Comparison of structures is carried out according to a cross-clas-sification that combines a functional classification (divided into ten sections in accordance with the classification of the International Monetary Fund) and an economic classification (divided into two sections - current and capital expenditures). The author identifies the areas with a key role in the spending hierarchy, highlights the main factors of the expected dynamics in the next five years, and also considers the features of three periods (2017-2019, 2020-2021 and 2022-2026) in terms of speed and contradictoriness of the structural changes that have taken place and are planned. Based on the analysis, the article concludes that there have been significant and rapid structural changes that have taken place during the pandemic, and that the most important «pre-Covid» indicators (primarily an increase in the share of current expenses on social protection) are planned to be restored. This restoration, however, may be hindered by the implementation of a large-scale «protective umbrella for the economy» - a set of measures developed, but not yet included in the financial plan, to support the German industry, which suffered from a jump in gas prices.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РАСХОДОВ В ГЕРМАНИИ: ГЛАВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №1

УДК 336.5.02 EDN: LBASEE

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran12023148157

ПЛАНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РАСХОДОВ В ГЕРМАНИИ: ГЛАВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ

Мария Владимировна Грачева

ИМЭМО РАН, Москва, Россия, e-mail: mgracheva@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6215-6559

Ссылка для цитирования: Грачева М.В. Планирование федеральных расходов в Германии: главные структурные сдвиги // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №1. С. 148157. DOI: 10.15211/vestnikieran12023148157

Аннотация. В статье исследуются изменения в структуре расходной части федерального бюджета Германии. Анализируются данные об исполнении бюджетов в 2017-2021 гг. и о 5-летнем финансовом плане на 2022-2026 гг. Сопоставление проводится по перекрёстной классификации, объединяющей функциональную классификацию (с делением на десять разделов по методике Международного валютного фонда) и экономическую классификацию (с делением на текущие и капитальные расходы). Определяются направления, играющие ключевую роль в иерархии расходов, выделяются главные факторы ожидаемой динамики в предстоящие пять лет, рассматриваются особенности трёх периодов (2017-2019 гг., 2020-2021 гг. и 2022-2026 гг.) с точки зрения скорости и противоречивости состоявшихся и намеченных структурных сдвигов. В качестве вывода автор констатирует масштабные структурные изменения, происшедшие во время пандемии, и намерение властей восстановить важнейшие «доковидные» показатели (прежде всего увеличение доли расходов на социальную защиту). Однако этому может помешать реализация «защитного зонта для экономики» - разработанного, но ещё не включённого в финансовый план комплекса мер поддержки германской промышленности, пострадавшей от скачка цен на газ.

Ключевые слова: Германия, финансовое планирование, расходы федерального бюджета, перекрёстная классификация, функциональная классификация, экономическая классификация, текущие расходы, капитальные расходы, структура расходов.

Статья поступила в редакцию: 06.01.2023.

FEDERAL SPENDING PLANNING IN GERMANY: MAIN STRUCTURAL CHANGES

Maria V. Gracheva

IMEMO, Moscow, Russia, e-mail: mgracheva@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6215-6559

© Грачева М.В. - к.э.н., в.н.с. Отдела экономической теории НИ ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

For citing: Gracheva, M.V. (2023). Federal spending planning in Germany: main structural changes. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 31(7): 148-157. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran12023148157

Abstract. The article examines changes in the structure of the expenditure part of the German federal budget. Data on the execution of annual budgets in 2017-2021 and of a five-year financial plan for 2022-2026 are analysed. Comparison of structures is carried out according to a cross-classification that combines a functional classification (divided into ten sections in accordance with the classification of the International Monetary Fund) and an economic classification (divided into two sections - current and capital expenditures). The author identifies the areas with a key role in the spending hierarchy, highlights the main factors of the expected dynamics in the next five years, and also considers the features of three periods (2017-2019, 2020-2021 and 2022-2026) in terms of speed and contradictoriness of the structural changes that have taken place and are planned. Based on the analysis, the article concludes that there have been significant and rapid structural changes that have taken place during the pandemic, and that the most important «pre-Covid» indicators (primarily an increase in the share of current expenses on social protection) are planned to be restored. This restoration, however, may be hindered by the implementation of a large-scale «protec-tive umbrella for the economy» - a set of measures developed, but not yet included in the financial plan, to support the German industry, which sufferedfrom a jump in gas prices. Key words: Germany, financial planning, expenditures of the federal budget, cross classification, functional classification, economic classification, current expenses, capital expenses, structure of expenditures.

Article received: 06.01.2023.

В 2002-2016 гг. структура расходов федерального бюджета Германии существенно менялась: сокращалась доля государственных служб общего назначения и увеличивались доли здравоохранения и образования/науки. Трансформация протекала последовательно (Грачева 2019: 118). В 2017-2019 гг. сложившаяся структура оставалась стабильной, затем во время пандемии произошла её серьёзная и стремительная ломка, а на 2022-2026 гг. запланировано восстановление утраченных пропорций, но с учётом новых реалий.

Если до 2020 г. исследования структурных проблем в сфере государственных финансов появлялись не слишком часто и были посвящены прежде всего необходимости наращивать государственные инвестиции в инфраструктуру (Lenk et al. 2016; Bardt et al. 2019), то в последние годы таких публикаций стало гораздо больше. Многие авторы доказывают актуальность повышения роли инвестиций, ориентированных на будущее, а именно на обеспечение защиты климата, цифровизации, трансформации транспортного сектора экономики (Sigl-Glö-ckner et al. 2021; Krebs et al. 2021; Schnitzer, Truger 2022; Beznoska et al. 2022). Это направление рассматривается и в пятом докладе «Надёжность государственных финансов» (Fünfter Bericht zur... 2020), опубликованном Минфином ФРГ. В последнем издании авторитетного учебника по госфинансам этот доклад определяется как важный инструмент 5-летнего финансового планирования в Германии (Leibinger, Müller, Züll 2021).

Цель данной статьи - анализ расходной части федерального бюджета Германии путём сопоставления структурных изменений, происходивших в 2017-2021 гг., с теми, которые ожидаются согласно 5-летнему финансовому плану на 2022-2026 гг. Рассматривается содер-

жание осуществленных и намеченных сдвигов и оценивается их последовательность или противоречивость. В результате появляется возможность определить ключевые сферы, в которых воплощается прошлая и будущая трансформация структуры федеральных расходов.

Динамика и иерархия расходов федерального бюджета в 2017—2021 гг. (факт) и в 2022—2026 гг. (план)

Данные о динамике федеральных расходов и о среднегодовых расходах по перекрёстной классификации (ПК), представляющей собой функциональную/экономическую (ФК/ЭК) классификацию, представлены: за 2017-2021 гг. (факт) в табл. 1, за 2022-2026 гг. (план) в табл. 2.

Среднегодовой объём распределённых по ПК расходов федерального бюджета составил 387 млрд евро в 2017-2021 гг. и запланирован на уровне 432 млрд евро в 2022-2026 гг. Ожидаемый прирост составляет 45 млрд евро (+12%).

Среди 20 направлений расходов (текущие расходы по 10 разделам ФК и капитальные расходы по 10 разделам ФК) можно выделить 2 группы: 7 направлений со среднегодовыми объёмами расходов более 10 млрд евро и 13 направлений со среднегодовыми объёмами расходов до 10 млрд евро. Состав этих групп является одинаковым как в 2017-2021 гг., так и в плане на 2022-2026 гг.

К первой группе относятся текущие расходы по 6 разделам ФК (государственные службы общего назначения, оборона, экономика, здравоохранение, образование/наука, социальная защита) и капитальные расходы на экономику. Во вторую группу входят текущие расходы по 4 разделам ФК (общественный порядок/безопасность, охрана окружающей среды, жилищные/коммунальные услуги, отдых/культура/религия) и капитальные расходы по 9 разделам ФК, за исключением экономики.

Сосредоточимся на первой группе, объединяющей 7 направлений крупных расходов: на неё приходится 358 млрд евро среднегодовых распределённых по ПК расходов в 20172021 гг. (92% общей суммы) и 401 млрд евро в 2022-2026 гг. (93%). Ожидаемый прирост составляет 43 млрд евро (+12%). В рамках этой группы выделяются 3 подгруппы с одинаковыми для рассматриваемых периодов составами (в скобках указаны среднегодовые распределённые по ПК расходы в 2017-2021 гг. и в плане на 2022-2026 гг., а также темп прироста):

• расходы более 100 млрд евро - одно направление, а именно текущие расходы на соцзащиту (190 и 218 млрд евро, +15%);

• расходы от 30 до 100 млрд евро - 3 направления, а именно:

> текущие расходы на госслужбы общего назначения (37 и 32 млрд евро, -14%),

> текущие расходы на оборону (36 и 43 млрд евро, +20%),

> текущие расходы на экономику (37 и 34 млрд евро, -7%);

• расходы от 10 до 30 млрд евро - 3 направления, а именно:

> капитальные расходы на экономику (19 и 27 млрд евро, +41%),

> текущие расходы на здравоохранение (20 и 22 млрд евро, +11%),

> текущие расходы на образование/науку (19 и 25 млрд евро, +31%).

Бессменный лидер с большим отрывом - текущие расходы на социальную защиту. Их

основной компонент - отчисления в Федеральный фонд обязательного пенсионного страхования (запланировано увеличение на 20 млрд евро).

В иерархии других крупных направлений ожидается заметная перетасовка, ни одно из них не останется в 2022-2026 гг. на том же месте, что в 2017-2021 гг.

Два направления намечены к сокращению. Текущие расходы на госслужбы общего назначения снизятся за счёт уменьшения отчислений в государственные фонды особого имуще-

ства (Sondervermögen) на 20 млрд евро. Эти госфонды обеспечивают поддержку решения наиболее актуальных для развития страны задач. Самыми крупными на начало 2023 г. являются фонды климата и трансформации1 (повышение энергоэффективности зданий, водородная энергетика, электромобильность, возобновляемые энергоносители), бундесвера (перевооружение2), цифровой инфраструктуры (сети мобильной связи, скоростной Интернет, цифровое школьное образование3). Текущие расходы на экономику сократятся в процессе сворачивания дотаций бизнесу, пострадавшему от пандемии (пополнение ликвидных средств, поддержка самозанятых, помощь в трудной финансовой ситуации и т.д.), на 12 млрд евро.

Четыре направления должны вырасти, к ним относятся: текущие расходы на здравоохранение (а именно: отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - увеличение на 2 млрд евро), на образование/науку (вследствие роста финансирования науки вне высших учебных заведений на 5 млрд евро) и на оборону (на 7 млрд евро, детализация по этому разделу отсутствует), а также капитальные расходы на экономику (в результате подъёма государственных инвестиций в транспортную сеть, экономическую структуру регионов и сельское хозяйство на 8 млрд евро).

Таким образом, в иерархии федеральных расходов ключевую роль играют 4 направления текущих расходов со среднегодовыми объёмами более 30 млрд евро (во главе с социальной защитой), а ключевыми факторами ожидаемой динамики в 2022-2026 гг. по сравнению с

2017-2021 гг. являются текущие расходы на соцзащиту и капитальные расходы на экономику.

Изменения структуры расходов федерального бюджета в 2017—2021 гг. (факт) и в 2022—2026 гг. (план)

Данные о структуре федеральных расходов по ПК представлены: за 2017-2021 гг. (факт) в табл. 3, за 2022-2026 гг. (план) в табл. 4. Итоговая картина изменений в рамках интервалов между важнейшими годами двух рассматриваемых периодов (2017 г., 2019 г., 2021 г. и 2026 г.) представлена в табл. 5.

В 2018-2019 гг. структурные сдвиги оказались весьма скромными. Изменения долей на 0,5 процентных пункта (п.п.) и более произошли лишь по 3 направлениям расходов из 20. Максимальный рост доли на 1,2 п.п. имел место у текущих расходов на оборону, а максимальный спад (на 0,6 п.п.) произошёл у текущих расходов на госслужбы общего назначения. Последнее было обусловлено успешным проведением политики долгового тормоза, в результате чего заметно снизилась выплата процентов по государственному долгу (с 18 млрд евро в 2017 г. до 12 млрд евро в 2019 г.). Пропорция между текущими и капитальными расходами сдвинулась всего на 0,2 п.п. в пользу первых.

В период коронавирусного кризиса и восстановления (2020-2021 гг.) ситуация кардинально перестроилась. Изменения долей на 0,5 п.п. и более произошли по 11 направлениям расходов из 20. Максимальные увеличения долей (на 11,0 п.п.) продемонстрировали текущие расходы на госслужбы общего назначения (из-за отчислений в фонды особого имущества на сумму 108 млрд евро) и на экономику (вследствие поддержки пострадавшего от пандемии бизнеса на сумму 99 млрд евро). Максимальный спад (на 15,3 п.п.) показали текущие расходы

1 До июля 2022 г. он назывался фондом энергетики и климата. Подробнее о роли этого фонда в осуществлении энергетического перехода см.: Белов 2022а: 33; Котов 2022: 82-84; Меден 2022: 72; Супян 2020: 53; Хорольская 2022: 35.

2 Подробнее о фонде бундесвера см.: Sondervermögen Bundeswehr markiert... 2022; 100 Milliarden Euro für eine... 32022.

3 Подробнее о роли фонда цифровой инфраструктуры в реализации Цифрового школьного пакта см.: Романова 2021: 101-110.

на соцзащиту (в абсолютном измерении они не сокращались, а напротив, выросли со 183 млрд евро в 2019 г. до 199 млрд евро в 2020 г. и 216 млрд евро в 2021 г. Снижение в относительном измерении с 55,2 до 39,9% объяснялось тем, что этот абсолютный прирост оказался вшестеро меньше финансирования госфондов и бизнеса). Пропорция между текущими и капитальными расходами существенно сдвинулась в пользу первых - на 3,0 п.п.

На 2022-2026 гг. запланированы перемены, призванные ликвидировать большую часть пандемической аномалии, случившейся в 2020-2021 гг. Изменения долей на 0,5 п.п. и более ожидаются по 9 направлениям расходов из 20. Максимальный рост доли (на 14,3 п.п.) предполагается у текущих расходов на социальную защиту (в результате обычного ежегодного повышения на 4-8 млрд евро, без принятия каких-либо особых мер), а максимальный спад (на 11,0 п.п.) намечен для текущих расходов на экономику (вследствие прекращения антипандемической поддержки бизнеса). Пропорцию между текущими и капитальными расходами планируется сдвинуть в пользу вторых - на 3,4 п.п.

В результате к 2026 г. показатели текущих расходов на соцзащиту (54,2%) и экономику (4,8%) должны вернуться обратно, почти на уровень 2017 г. (55,0 и 5,0% соответственно). Доля текущих расходов на госслужбы будет снижена (с 16,3 до 8,0%), но останется всё же выше докризисного индикатора (5,9%), поскольку наряду с кардинальным сокращением отчислений в фонды особого имущества вырастут проценты по государственному долгу - с 4 млрд евро в 2021 г. до 29 млрд евро в 2026 г.1 Кроме того, не выйдут на уровни 2017 г. доли капитальных расходов на экономику и текущих расходов на здравоохранение. В первом случае удельный вес в 2026 г. (6,6%) окажется выше уровня 2017 г. (5,4%) в результате описанного выше значительного подъёма государственных инфраструктурных инвестиций, начавшегося в 2021 г. (+4 млрд евро) и запланированного для продолжения в 2022-2026 гг. (+6 млрд евро). Во втором случае удельный вес в 2026 г. (3,8%) будет ниже уровня 2017 г. (5,1%) вследствие прекращения экстренного финансирования здравоохранения, осуществлявшегося в 2021-2022 гг.

(34 и 46 млрд евро) и возврата с 2024 г. к докризисному уровню (около 16 млрд евро).

* * *

Подведём итоги анализа динамики и структуры федеральных расходов, запланированных на 2022-2026 гг., в сравнении с предыдущей 5-леткой 2017-2021 гг.

1) Расходы федерального бюджета базируются на 4-х «китах» - 1 большом и 3 малых. «Большой кит» - это текущие расходы на социальную защиту с ядром в виде отчислений на пенсионное обеспечение, 3 «малых кита» - это текущие расходы на госслужбы общего назначения, оборону и экономику. В следующей 5-летке самый значительный рост запланирован для «большого кита» и для капитальных расходов на экономику (последние не входят в число 3-х «малых китов»).

2) До пандемии структура федеральных расходов была стабильной, в целом сохраняя показатели, сформировавшиеся к 2017 г. Два коронавирусных года ознаменовались серьёзной структурной трансформацией, главными бенефициарами которой стали текущие расходы на госслужбы общего назначения и на экономику. В рамках первых предоставлялись значительные субсидии фондам особого имущества, предназначенным для решения задач, нацеленных на обеспечение будущего страны, в рамках вторых - масштабные дотации бизнесу, пострадавшему от ковидных последствий и ограничений. С 2022 г. предполагается сворачивание этих

1 Ситуация с пандемией была признана чрезвычайной, освобождающей от ограничений долгового тормоза. В 2015-2019 гг. чистые заимствования федерального бюджета отсутствовали, в 2020-2021 гг. они составили 85 и 115 млрд евро соответственно. На 2022-2026 гг. среднегодовой объём чистых заимствований запланирован на уровне 39 млрд евро.

экстренных расходов, порождённых обострением глобальных проблем и пандемией, и возвращение к докризисным пропорциям, но с некоторыми отличиями, главное из которых обусловлено ростом государственного долга.

3) Диапазон изменений, измеряемый как сумма максимального увеличения и максимального уменьшения долей расходов, распределённых по 20 направлениям перекрёстной классификации, составил: в 2018-2019 гг. - 1,8 п.п., в 2020-2021 гг. - 26,3 п.п., в 2022-2026 гг. - 25,3 п.п. Среднегодовая скорость изменений составила 0,9 п.п., 13,2 п.п. и 5,1 п.п. соответственно. Эти изменения характеризуются сильными внутренними противоречиями: во втором периоде 13 изменений из 20 оказались разнонаправленными по отношению к первому периоду, а в третьем периоде число разнонаправленных изменений по отношению ко второму должно вырасти до 17.

Таким образом, в коронавирусные годы произошла масштабная и быстрая структурная перестройка федеральных расходов, значительную часть которой предполагается скорректировать в течение следующих 5 лет. Успех решения этой задачи будет во многом зависеть от того, каким образом федеральный бюджет справится с необходимостью поддержки промышленности, пострадавшей от чрезвычайно сильного повышения цен на газ1. В 5-летнем федеральном финансовом плане на 2022-2026 гг., утверждённом Правительством в июле 2022 г. и принятом к сведению Парламентом в сентябре 2022 г., были учтены параметры 3-го пакета помощи населению для компенсации последствий от резкого ускорения инфляции. Этот пакет объёмом 65 млрд евро был принят правящей коалицией партий в начале сентября 2022 г. В то же время в финансовый план не были включены меры на сумму до 200 млрд евро на период до 2024 г., утверждённые Правительством в конце сентября 2022 г. в рамках «защитного зонта для экономики» в целях компенсации роста цен на газ (Deutsche Haushaltsplanung... 2022: 3-4)2. Реализация такого зонта отразится в повышении (как абсолютном, так и относительном) текущих расходов на экономику и может существенно замедлить запланированное восстановление структуры расходной части федерального бюджета.

1 Цены на импортируемый в Германию газ начали расти в апреле 2021 г., тогда они были на уровне 223 евро/т, а через год поднялись до 941 евро/т. В августе 2022 г. цены достигли пика - 2337 евро/т, к октябрю снизились до 1284 евро/т, а в декабре подросли до 1 559 евро/т. Рассчитано по: Statistisches Bundesamt. Подробнее о ситуации в энергетике Германии см.: Белов 2022b: 116-132.

2 Подробнее о 3-м пакете и защитном зонте см.: Белов 2022c: 88-89, 93.

ТАБЛИЦЫ1

Таблица 1

Расходы федерального бюджета (ФБ) по перекрестной2 классификации (ФК/ЭК), _2017-2021 гг. (факт), млрд евро_

ФК ЭК

2017 2018 2019 2020 2021 2017-2021, среднегодовые

Т К Т К Т Т К К Т К Т К

701. Государственные службы общего назначения 18,6 8,3 22,5 8,9 17,5 6,8 40,3 8,1 88,2 8,4 37,4 8,1

702. Оборона 30,7 0,5 32,6 0,4 36,4 0,7 39,4 0,7 40,8 0,4 36,0 0,5

703. Общественный порядок и безопасность 6,9 0,4 6,9 0,5 7,2 0,7 7,3 0,9 7,8 0,7 7,2 0,6

704. Экономические вопросы 15,9 17,0 15,9 17,7 16,0 18,2 53,8 18,6 85,6 22,2 37,4 18,7

705. Охрана окружающей среды 0,5 0,9 0,5 1,0 0,6 1,3 0,6 1,5 3,2 1,6 1,1 1,3

706. Жилищные и коммунальные услуги 0,3 2,4 0,3 2,5 0,2 2,8 0,0 1,6 0,0 2,1 0,2 2,3

707. Здравоохранение 15,9 0,0 16,0 0,0 16,1 0,0 19,6 0,0 34,0 0,0 20,3 0,0

708. Отдых, культура, религия 2,3 0,4 2,4 0,4 2,6 0,4 3,9 0,5 4,0 0,5 3,0 0,4

709. Образование и Наука 17,3 3,2 16,9 3,6 17,2 3,5 21,3 2,9 21,0 3,1 18,7 3,3

710. Социальная защита 173,1 0,4 177,1 0,4 182,9 0,3 199,4 1,8 216,1 1,5 189,7 0,9

Т/К расходы ФБ, распределённые по ФК 281,6 33,5 291,1 35,4 296,5 34,7 385,6 36,6 500,7 40,5 351,1 36,1

Совокупные распределённые расходы ФБ 315,1 326,5 331,2 422,3 541,2 387,3

Нераспределённые расходы / корректировки 15,6 21,4 25,5 19,5 15,4 19,5

Совокупные расходы ФБ 330,7 347,9 356,7 441,8 556,6 406,7

Таблица 2

Расходы федерального бюджета (ФБ) по перекрестной классификации (ФК/ЭК), 2022-2026 гг. (план), млрд евро

ФК ЭК

2022 2023 2024 2025 2026 2022-2026, среднегодовые

Т К Т К Т К Т К Т К Т К

701. Государственные службы общего назначения 29,7 7,8 33,9 7,4 29,7 7,2 32,3 7,3 34,3 6,8 32,0 7,3

702. Оборона 43,8 0,4 43,2 0,4 42,9 0,4 42,7 0,4 42,7 0,4 43,1 0,4

703. Общественный порядок и безопасность 8,5 0,9 8,2 0,7 8,2 0,7 8,1 0,8 8,1 0,8 8,2 0,8

704. Экономические вопросы 65,0 24,6 41,9 24,8 24,0 26,7 21,8 27,7 20,5 28,0 34,6 26,4

705. Охрана окружающей среды 1,5 1,2 1,6 1,4 1,6 1,5 1,5 1,6 1,5 1,6 1,5 1,5

706. Жилищные и коммунальные услуги 0,0 3,4 0,0 3,7 0,0 4,3 0,0 4,8 0,0 5,0 0,0 4,2

707. Здравоохранение 46,0 0,0 19,0 0,0 16,0 0,0 16,1 0,0 16,1 0,0 22,6 0,0

708. Отдых, культура, религия 3,2 0,5 3,0 0,4 2,9 0,4 2,9 0,4 2,9 0,3 3,0 0,4

709. Образование и Наука 24,8 3,3 25,8 3,5 26,6 3,8 23,0 3,8 22,7 3,6 24,6 3,6

710. Социальная защита 206,3 0,0 210,6 0,0 216,5 0,0 223,5 0,0 231,2 0,0 217,6 0,0

Т/К расходы ФБ, распределённые по ФК 428,8 42,1 387,1 42,3 368,5 45,0 371,9 46,8 380,0 46,5 387,3 44,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совокупные распределённые расходы ФБ 470,9 429,4 413,5 418,7 426,5 431,8

Нераспределённые расходы / корректировки 24,9 15,8 10,2 9,9 9,8 14,1

Совокупные расходы ФБ 495,8 445,2 423,7 428,6 436,3 445,9

1 Данные для таблиц 1 -5 рассчитаны автором на основе исполненных годовых федеральных бюджетов, опубликованных в 5 федеральных финансовых планах Германии в 2018-2022 гг., и 5-летнего федерального финансового плана на 2022-2026 гг., опубликованного в 2022 г. Источник данных о 5-летних федеральных финансовых планах Германии: Das Dokumentation- und...

2 Перекрёстная классификация - одновременно экономическая (ЭК) и функциональная (ФК). В рамках ЭК расходы разбиты на текущие (обозначены как «Т») и капитальные (обозначены как «К»). Статьи ФК, применяемой в федеральных финансовых планах Германии, были укрупнены и трансформированы в разделы ФК Международного валютного фонда. Методика укрупнения и трансформации представлена автором ранее на материалах пятилетних федеральных финансовых планов 2002-2006 гг., 2007-2011 гг., 2012-2016 гг. Все названия разделов расходной части федерального бюджета по функциональной классификации даны в соответствии с терминологией Международного валютного фонда (Грачева 2018: 139-141).

Таблица 3

Структура расходов федерального бюджета (ФБ) по перекрестной классификации (ФК/ЭК), _2017-2021 гг. (факт), %_

ФК ЭК

2017 2018 2019 2020 2021

Т К Т К Т К Т К Т К

701. Государственные службы общего назначения 5,9 2,6 6,9 2,7 5,3 2,1 9,5 1,9 16,3 1,6

702. Оборона 9,7 0,2 10,0 0,1 11,0 0,2 9,3 0,2 7,5 0,1

703. Общественный порядок и безопасность 2,2 0,1 2,1 0,2 2,2 0,2 1,7 0,2 1,4 0,1

704. Экономические вопросы 5,0 5,4 4,9 5,4 4,8 5,5 12,7 4,4 15,8 4,1

705. Охрана окружающей среды 0,2 0,3 0,2 0,3 0,2 0,4 0,2 0,4 0,6 0,3

706. Жилищные и коммунальные услуги 0,1 0,8 0,1 0,8 0,1 0,8 0,0 0,4 0,0 0,4

707. Здравоохранение 5,1 0,0 4,9 0,0 4,8 0,0 4,6 0,0 6,3 0,0

708. Отдых, культура, религия 0,7 0,1 0,7 0,1 0,8 0,1 0,9 0,1 0,7 0,1

709. Образование и Наука 5,5 1,0 5,2 1,1 5,2 1,1 5,0 0,7 3,9 0,6

710. Социальная защита 55,0 0,1 54,2 0,1 55,2 0,1 47,2 0,4 39,9 0,3

Т/К расходы ФБ, распределенные по ФК 89,4 10,6 89,2 10,8 89,5 10,5 91,3 8,7 92,5 7,5

Совокупные распределенные расходы ФБ 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 4

Структура расходов федерального бюджета (ФБ) по перекрестной классификации (ФК/ЭК), 2022-2026 гг. (план), %

ФК ЭК

2022 2023 2024 2025 2026

Т К Т К Т К Т К Т К

701. Государственные службы общего назначения 6,3 1,7 7,9 1,7 7,2 1,7 7,7 1,7 8,0 1,6

702. Оборона 9,3 0,1 10,1 0,1 10,4 0,1 10,2 0,1 10,0 0,1

703. Общественный порядок и безопасность 1,8 0,2 1,9 0,2 2,0 0,2 1,9 0,2 1,9 0,2

704. Экономические вопросы 13,8 5,2 9,8 5,8 5,8 6,5 5,2 6,6 4,8 6,6

705. Охрана окружающей среды 0,3 0,3 0,4 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3 0,4

706. Жилищные и коммунальные услуги 0,0 0,7 0,0 0,9 0,0 1,0 0,0 1,1 0,0 1,2

707. Здравоохранение 9,8 0,0 4,4 0,0 3,9 0,0 3,8 0,0 3,8 0,0

708. Отдых, культура, религия 0,7 0,1 0,7 0,1 0,7 0,1 0,7 0,1 0,7 0,1

709. Образование и Наука 5,3 0,7 6,0 0,8 6,4 0,9 5,5 0,9 5,3 0,8

710. Социальная защита 43,8 0,0 49,1 0,0 52,4 0,0 53,4 0,0 54,2 0,0

Т/К расходы ФБ, распределённые по ФК 91,1 8,9 90,1 9,9 89,1 10,9 88,8 11,2 89,1 10,9

Совокупные распределённые расходы ФБ 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 5

Структура расходов федерального бюджета (ФБ) по перекрестной классификации (ФК/ЭК) (%)

и изменение структуры (п.п.)

ФК ЭК

Факт План Изменение

2017 2019 2021 2026 2019/2017 2021/2019 2026/2021

Т | К Т | К Т | К Т | К Т | К Т | К Т | К

% п.п.

701. Государственные службы общего назначения 5,9 2,6 5,3 2,1 16,3 1,6 8,0 1,6 -0,6 -0,6 +11,0 -0,5 -8,3 +0,0

702. Оборона 9,7 0,2 11,0 0,2 7,5 0,1 10,0 0,1 +1,2 +0,1 -3,4 -0,1 +2,5 +0,0

703. Общественный порядок и безопасность 2,2 0,1 2,2 0,2 1,4 0,1 1,9 0,2 -0,0 +0,1 -0,7 -0,1 +0,5 +0,1

704. Экономические вопросы 5,0 5,4 4,8 5,5 15,8 4,1 4,8 6,6 -0,2 +0,1 +11,0 -1,4 -11,0 +2,5

705. Охрана окружающей среды 0,2 0,3 0,2 0,4 0,6 0,3 0,3 0,4 +0,0 +0,1 +0,4 -0,1 -0,2 +0,1

706. Жилищные и коммунальные услуги 0,1 0,8 0,1 0,8 0,0 0,4 0,0 1,2 -0,0 +0,1 -0,1 -0,5 +0,0 +0,8

707. Здравоохранение 5,1 0,0 4,8 0,0 6,3 0,0 3,8 0,0 -0,2 0,0 +1,4 0,0 -2,5 0,0

708. Отдых, культура, религия 0,7 0,1 0,8 0,1 0,7 0,1 0,7 0,1 +0,0 -0,0 -0,0 -0,0 -0,1 -0,0

709. Образование и Наука 5,5 1,0 5,2 1,1 3,9 0,6 5,3 0,8 -0,3 +0,0 -1,3 -0,5 +1,4 +0,3

710. Социальная защита 55,0 0,1 55,2 0,1 39,9 0,3 54,2 0,0 +0,3 -0,0 -15,3 +0,2 +14,3 -0,3

Т/К расходы ФБ, распределенные по ФК 89,4 10,6 89,5 10,5 92,5 7,5 89,1 10,9 +0,2 -0,2 +3,0 -3,0 -3,4 +3,4

Совокупные распределенные расходы ФБ 100,0 100,0 100,0 100,0

Список литературы / References

Bardt, H., Dullien, S., Hüther, M., Rietzler, K. (2019). Für eine solide Finanzpolitik: Investitionen ermöglichen! IW-Policy Paper (10): 1-23.

Beznoska, M., Hentze, T., Kauder, B., Leiß, J. (2022). Wirtschaftspolitisches Monitoring des Bundeshaushalts. IW-Studie (November): 1-44.

Das Dokumentations- und Informationssystem für Parlamentsmaterialien. Deutscher Bundestag. Available at: http://pdok.bundestag.de/ (accessed 6.01.2023).

Deutsche Haushaltsplanung 2023. Berlin: Bundesministerium der Finanzen, 2022.

Fünfter Bericht zur Tragfähigkeit der öffentlichen Finanzen (Tragfähigkeitsbericht 2020). Berlin: Bundesministerium der Finanzen.

Krebs, T., Steitz, J., Graichen, P. (2021). Öffentliche Finanzierung von Klima- und anderen Zukunftsinvestitionen. Agora Energiewende.

Leibinger, B., Müller, R., Züll, B. (2021). Finanzplanung von Bund und Ländern. In: Öffentliche Finanzwirtschaft. Heidelberg: R. v. Decker.

Lenk, T., Hesse, M., Kilian, M., Rottmann, O., Starke, T. (2016). Zukunftswirksame Ausgaben der öffentlichen Hand - eine infrastrukturbezogene Erweiterung des Investitionsbegriffs. Gütersloh: Bertelsmann Stiftung.

Statistisches Bundesamt. Genesis-Online Datenbank. Statistik 51000. Außenhandel. Available at: https://www-genesis.destatis.de/genesis/online (accessed 24.02.2023).

Schnitzer, M., Truger, A. (2022). Finanzierung von Zukunftsinvestitionen: Pragmatische Lösungen sind gefragt. Wirtschaftsdienst (1): 11-14. DOI: 10.1007/s10273-022-3086-7

Sigl-Glöckner, P., Krahe, M., Schneemelcher, P., Schuster, F., Hilbert, V., Meyer, H. (2021). Eine neue deutsche Finanzpolitik. DezernatZukunft. Institut für Makrofinanzen. Fachtexte.

Sondervermögen Bundeswehr markiert historischen Aufbruch. Bundesministerium der Verteidigung. 15.12.2022. Available at: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/sondervermoegen-bundes wehr-markiert-historischen-aufbruch-5542400 (accessed 06.01.2023).

100 Milliarden Euro für eine leistungsstarke Bundeswehr (2022). Die Bundesregierung. 10.06. 2022. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/sicherheit-und-verteidigung/ sondervermoegen-bundeswehr-2047518 (accessed 06.01.2023).

Белов, В.Б. (2022a). Партийно-политические процессы в «Год супервыборов» // Германия. 2021. М.: ИЕ РАН. С. 15-35. [Belov, V.B. (2022a). Parties and political processes in the «Year of Super Elections». In: Belov, V.B. (ed.) (2022). Germany. 2021. Moscow: IE RAS: 15-35. (in Russian).].

Белов, В.Б. (2022b). Антикризисные меры правительства Германии в сфере энергетики // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (4): 116-132. [Belov, V.B. (2022b). Anti-crisis measures of the federal government in the energy sector. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (4): 116132. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran42022116132

Белов, В.Б. (2022c). Экономика Германии на фоне актуальных хозяйственно-политических вызовов // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (5): 87-101. [Belov, V.B. (2022c). Germany's economy amid increasing economic and political challenges. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (5): 87-101. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran5202287101

Грачева, М.В. (2018). Эффективность среднесрочного планирования федеральных расходов в Германии: точность бюджетных проектировок // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (6): 132-145. [Gracheva, M.V. (2018). Efficiency of the medium-term planning of federal expenditures in Germany: accuracy of budgetary projections. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (6): 132-145. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran620183

Грачева, М.В. (2019). Эффективность среднесрочного планирования федеральных расходов в Германии: главные структурные сдвиги // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (1): 114-119. [Gracheva, M.V. (2019). Efficiency of the medium-term planning of federal expenditures in Germany: main structural changes. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 1: 114-119. (in Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran12019114119

Котов, А.В. (2022). Предвыборные программы и экономическая политика нового Кабинета // Германия. 2021. М.: ИЕ РАН. С. 74-86. [Kotov, A.V. (2022). Election programs and economic policy of the new Cabinet. In: Belov, V.B. (ed.) (2022). Germany. 2021. Moscow: IE RAS: 7486. (in Russian).].

Меден, Н.К. (2022). Электроэнергетика: состояние и перспективы // Германия. 2021. М.: ИЕ РАН. С. 61-74. [Meden, N.K. (2022). Electric power industry: state and prospects. In: Belov, V.B. (ed.) (2022). Germany. 2021. Moscow: IE RAS: 61-74. (in Russian).].

Романова, Е.В. (2021). Цифровизация школ в год коронавируса // Германия. 2020. М.: ИЕ РАН. С. 91-110. [Romanova, E.V. (2021). Digitalization of schools in the year of coronavirus. In: Belov, V.B. (ed.) (2021). Germany. 2020. Moscow: IE RAS: 91-110. (in Russian).].

Супян, Н.В. (2020). Климатическая повестка в германской экономике // Германия. 2019. М.: ИЕ РАН. С. 44-55. [Supyan, N.V. (2020). Climate agenda in the German economy. In: Belov, V.B. (ed.) (2020). Germany. 2019. Moscow: IE RAS: 44-55. (in Russian).]

Хорольская, М.В. (2022). Климатическая политика ФРГ на современном этапе // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (4): 30-39. [Khorolskaya, M.V. (2022). Current climate policy of Germany. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 4: 30-39. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran420223039

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.