Научная статья на тему 'Планирование эффективности затрат на качество продукции'

Планирование эффективности затрат на качество продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО / УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА / ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мочалова Замира Андреевна, Виноградова Александра Сергеевна

В представленной статье рассмотрена сущность планирования затрат на повышение качества изготавливаемой продукции, а так же эффективность этих затрат. Определяется значимость вышеприведенных вопросов в системе конкурентоспособности предприятия и увеличения спроса на производимый им продукт. Приводится обоснование необходимости планирования затрат на улучшение качества выпускаемого товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование эффективности затрат на качество продукции»

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

ПРОДУКЦИИ Мочалова З.А.1, Виноградова А.С.2

Мочалова Замира Андреевна - студент;

2Виноградова Александра Сергеевна - студент, направление обучения: экономика, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет,

г. Москва

Аннотация: в представленной статье рассмотрена сущность планирования затрат на повышение качества изготавливаемой продукции, а так же эффективность этих затрат. Определяется значимость вышеприведенных вопросов в системе конкурентоспособности предприятия и увеличения спроса на производимый им продукт. Приводится обоснование необходимости планирования затрат на улучшение качества выпускаемого товара.

Ключевые слова: эффективность, качество, улучшение качества, планирование качества.

Одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности предприятия является качество изготавливаемой продукции. Оно представляет собой совокупность свойств, гарантирующих потребителю удовлетворение его запросов. Отметим, что качество формируется в процессе всей производственной деятельности предприятия, на каждом из ее этапов. Неоспорим тот факт, что качество занимает важное место в экономической политике государства [1].

В настоящее время особенно остро встал вопрос об улучшении качества при снижении затрат на производство продукции и услуг. Это обусловлено ожесточением конкуренции отечественных предприятий и зарубежных компаний, имеющих относительно высокое качество продукции по приемлемой стоимость [12].

Процесс планирования качества продукции помогает предприятию устанавливать конкретные цели и требования к производству товара. Следует отметить, что под планированием качества продукции подразумевается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми критериями.

Улучшение качества производимого товара ведет к увеличению спроса на него. Очевидно, что при соответствии продукции большим требованиям потребителей, компания будет увеличивать объем продаж и выходить на большую прибыль [2, 9].

Основными задачами по повышению качества выпускаемой продукции, стоящими перед организацией, являются [10]:

- достижение и дальнейшее повышение технического уровня и качества образцов;

- обеспечение выпуска товара с наибольшим соответствием его свойств к уже существующим и будущим потребностям рынка потребителей;

- улучшение отдельных потребительских свойств производимого товара (долговечности, надежности, экономичности, безопасности);

- обеспечение строгого соблюдения нормативной документации (ГОСТ, Технический регламент, СТП);

- своевременное внедрение вновь разработанных и удаление (или корректировка) устаревших стандартов;

- разработка и осуществление конкретных мероприятий, которые обеспечивают достижение заданного уровня качества;

- максимизация экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества при производстве товара.

С экономической точки зрения, затраты на качество продукции представляют собой сумму единовременных и текущих затрат, понесенных изготовителем и

потребителем на всех этапах жизненного цикла товара. Например, при производстве или эксплуатации товаров или услуг, которые в свою очередь, соответствуют установленным нормам или заявленным требованиям [3, 7, 8].

Данные затраты включают: расходы, связанные с определением требуемого уровня качества, его достижения в процессе производства, контролем за его исполнением, оценкой и информацией о соответствии продукции заданным требованиям качества. Также учитываются расходы, которые связанны с устранением поломки изделий на предприятии или в процессе их эксплуатации [1, 4, 10, 11].

Следует отметить, что существует объективная необходимость в группировке затрат на контроль качества, которая будет служить основой для внутрифирменного планирования и методологической базой при построении системы менеджмента качества. Примерная группировка статей затрат на обеспечение качества продукции представлена в таблице.

Таблица 1. Примерная группировка статей затрат на обеспечение качества продукции

N п/ п Статья затрат на управление и контроль качества

I Затраты на управление бизнес-процессом "Контроль качества" в целом

1.1 Затраты на содержание топ-менеджеров

1.2 Затраты на обслуживание инфраструктуры бизнес-процесса (учет, контроль, бюджетирование, транспортное обеспечение и др.)

1.3 Затраты на коммунальное обслуживание занимаемых помещений

1.4 Затраты на обучение кадров (переподготовку, повышение квалификации, аттестацию)

1.5 Затраты на стандартизацию и сертификацию процессов в рамках СМК и пр.

II Затраты в ходе текущего контроля и оценки качества продукции

2.1 Содержание отдела технического контроля (ОТК)

2.2 Затраты по контролю закупочной деятельности (качества закупаемого сырья), техпроцессов в производстве, оборудования и пр.

2.3 Потери от брака, выявленные ОТК до момента отгрузки (внутренние)

2.4 Потери от брака, выявленные после момента отгрузки потребителю (внешние)

2.5 Затраты по устранению внутренних недостатков, ошибок, выявленных ОТК

2.6 Затраты на гарантийный ремонт продукции в связи с проблемами в качестве и др.

III Затраты на контроль качества перспективной продукции

3.1 Содержание отдела изобретательства и рационализаторства

3.2 Затраты на патенты и иное подтверждение прав собственности

3.3 Потери в связи с отсутствием потребителей на улучшенную продукцию

3.4 Затраты на контроль инновационной продукции и пр.

Система оценки затрат на улучшение качества продукции помогает выявить приоритеты при выборе проектов по улучшению, а также проанализировать направления изменения затрат, с целью рационального перераспределения ресурсов [5, 9, 13].

Направления повышения эффективности затрат организации, связанных с качеством, представлены на рисунке.

Рис. 1. Направления повышения эффективности затрат организации, связанных с

качеством

Определение термина «эффективность» универсально. Эффективность применяют во всех сферах человеческой деятельности: политике, экономике, науке и культуре. В смысловом отношении эффективность ассоциируется, во-первых, с результативностью работы или действия, а во-вторых, с экономичностью, то есть минимальным объемом затрат для выполнения определенной работы или действия.

Экономическую эффективность затрат, связанных с качеством, рассматривают относительно затрат на предупреждение возникновения несоответствий, и затрат на подтверждение и контроль соответствия [4, 6, 14].

Экономический эффект определяется исходя из объема выпуска производимого товара и затрат, понесенных после года с момента внедрения определенных мероприятий по повышению качества.

Подводя итоги нашего исследования, мы установили, что качество продукции представляет собой совокупность свойств, установленных в стандартах качества и обуславливающих удовлетворение потребностей в соответствии с назначением продукции.

Планирование качества - деятельность, связанная с установлением требований и целей к качеству и применению элементов его системы. Оно включает в себя разработку заданий по повышению качества продукции, а так же перечень мероприятий, необходимых для этого.

Эффективность затрат на качество производимой продукции являет собой результативность производственного процесса, итогом которого служит увеличение объема выпуска продукции, вытекающего из повышения спроса на товар.

Список литературы

1. Gerasimova L.N. Migliorare I sistemi contabili degli strumenti finanziari derivati // Italian Science Review. 2014. № 2. С. 80-82

2. Аксенова Н.И., Галимов И.А., Герасимова Л.Н., Заболоцкая В.В., Затулина Т.Н., Кучинский А.В., Середюк Е.А., Ткаченко Д.Д., Уразаева Л.Ю., Чараева М.В., Чернов С.С. Финансовое управление развитием экономических систем. Новосибирск, 2011. Том Книга 8.

3. Герасимова Л.Н. Роль учетных механизмов в управлении инновационной деятельностью организации // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2012. № 12. С. 11.

4. Герасимова Л.Н. Методы управленческого учета. М.: Проспект, 2016.

5. Герасимова Л.Н. Современные пути снижения трансакционных издержек промышленных организаций // Инновационное развитие экономики. 2014. № 1 (18). С. 103-105.

6. Герасимова Л.Н. Теория бухгалтерского учета. Ростов-на-Дону, 2010.

7. Герасимова Л.Н. Управление дебиторской задолженностью на основе факторинга // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2(19). С. 125-132.

8. Герасимова Л.Н. Учет резервов в международной практике // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 43 (241). С. 17-21.

9. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015.

10. Гетьман В.Г., Поленова С.Н., Голышева Н.И., Миславская Н.А., Гришкина С.Н., Нурмухамедова Х.Ш., Новикова Н.Е., Алексеева Г.И., Парасоцкая Н.Н., Бахолдина И.В., Осипова И.В., Чернецкая Г.Ф., Герасимова Л.Н., Рожкова Н.К., Сиднева В.П., Сотникова Л.В., Юрасова И.О., Блинова У.Ю. Современный бухгалтерский учет и его проблемы: Монография / Под редакцией В.Г. Гетьмана, У.Ю. Блиновой, Л.Н. Герасимовой. Москва, 2014.

11. Гончарук В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе. М.: Дело, 2016.

12.Михненко П.А. Модель адаптивной организационной системы // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. N 3. С. 3-10.

13. Михненко П.А. Принцип распределенной ответственности в системе организационных изменений // Экономический анализ. Теория и практика. 2016. N 23 (188).

14.Михненко П.А. Секреты эффективных бизнес-решений. М.: НТ Пресс, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.