Научная статья на тему 'Бизнес планирование эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта'

Бизнес планирование эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
891
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ / БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинова Ульяна Юрьевна, Чупеева Ольга Викторовна

Статья посвящена вопросам бюджетирования эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта. Особое внимание уделено практическим аспектам разработки бюджета затрат. В статье разработана методика бизнес планирования затрат железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес планирование эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта»

цифровая фотография, которая и по качеству значительно уступает пленочной, вытеснит последнюю? Инерция сделала свое дело. Руководство компании долго раскачивалось и упустило момент, когда можно было стать лидером на рынке цифровиков.

Стратегия компании строилась по принципу - улучшения качества пленочной фотографии, удовлетворения спроса на нее на рынке услуг. За 75 лет прошлого века Кодак достиг успеха не только в разработке новой технологии - пленочной камеры, но и в создание совершенно нового массового рынка. Рекламная кампания фирмы Кодак была направлена на сохранение в фотографиях значительных вех из жизни семьи. Большинство пользователей услуг были женщины, которые нажимали на кнопку в нужный момент, а затем работники Кодек проявляли и печатали фотографии. С выпуском на рынок цифрового фотоаппарата потребителями его услуг становятся мужчины. Если в 1970 году 60% пользователей в США были женщины, то уже к 1990 году - 70% мужчин. С приходом мужчин изменилась цель фотографии, последние хотели увидеть снимок сразу, поработать над ним, сохранить в электронном варианте. Руководство Кодек упустило момент смены потребителя и проиграло.

Следовательно, необходимо разрабатывая стратегию фирмы, опираться не только на экономические и организационные походы к бизнесу, но и учитывать социальную направленность бизнеса.

Литература

1. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. «Руководство Осло». Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистического бюро Европейских сообществ (Евростат).

2. Christensen C.M., Rosenbloom R.S. Explaining the attacker's advantage: technological paradigms, organizational dynamics, and the value network // Research Policy. - 1995. - 24(2). - P. 233-257.

3. Christensen C.M. The innovator's dilemma: When new technologies cause great firms to fail. - Boston: Harvard Business School Press, 1997.

4. Ghemawat P. Commitment: The dynamic of strategy. - New York: Free Press,

1995.

5. Hannan M.T., Freeman J.H. Organizational Ecology. - Cambridge: Harvard University Press, Cambridge, 1989.

6. Henderson R.M. Underinvestment and incompetence as responses to radical innovation: evidence from the photolithographic industry // RAND Journal of Economics. -1993. - 24(2). - P. 248-270.

7. Schumpeter J.A. The theory of economic development. - Cambridge, MA: Harvard University Press.;Schumpeter, J.A., 1934., Capitalism, socialism and democracy. -New York: Harper & Row, 1942.

8. Sull D.N., Tedlow R.S., & Rosenbloom R.S. Managerial commitments and technological change in the U.S. tire industry // Industrial and Corporate Change. - 1997. -№6. - P. 461- 501.

У.Ю. Блинова, О.В. Чупеева

БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. Статья посвящена вопросам бюджетирования эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта. Особое внимание уделено практическим

© Блинова У.Ю., Чупеева О.В., 2013

аспектам разработки бюджета затрат. В статье разработана методика бизнес планирования затрат железнодорожного транспорта.

Ключевые слова. Эксплуатационные расходы, бизнес планирование, бюджетирование, бюджет затрат.

Эксплуатационные расходы железнодорожного транспорта представляют собой совокупность затрат, необходимых для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты. Каждое предприятие заинтересовано в оптимизации эксплуатационных расходов, величина которых обратно пропорциональна доходам предприятия.

Бизнес планирование эксплуатационных расходов ведется в соответствии с «Номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта» [2]. Номенклатура расходов по основной деятельности железных дорог представляет собой строго обоснованную классификацию затрат железных дорог на перевозки и производство продукции подсобно-вспомогательных производств. При этом как в планировании, так и в учете отнесение расходов к тем или иным статьям номенклатуры производится в соответствии с пояснениями к каждой статье. В этом документе определены:

• принципы группировки расходов по признакам их классификации;

• порядок определения состава затрат, включаемых в те или иные группы расходов;

• последовательность распределения расходов по основным видам хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.

Целью бизнес планирования эксплуатационных расходов является обеспечение выполнения заданного объема перевозок (работ, услуг) экономически обоснованным уровнем денежных средств, а также правильное определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах. Кроме того, единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг), и формирование финансовых результатов, получение необходимой информации для калькулирования себестоимости перевозок и продукции подсобно-вспомогательных производств, для управления затратами, их анализа и выявления на этой основе резервов их сокращения [3].

Планируются эксплуатационные расходы по следующим объектам: сети железных дорог, железным дорогам, отделениям дорог и линейным производственным структурам. В номенклатуре расходов выделены основные признаки классификации эксплуатационных расходов: по элементам затрат, статьям номенклатуры, отраслевым хозяйствам, по связи с производственным процессом, по укрупненным видам работ, видам деятельности и способу учета. Кроме того, в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» в номенклатуре расходы разделены на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Все эксплуатационные расходы в соответствии с их экономическим содержанием группируются по следующим элементам:

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• расходы на топливо;

• расходы на электроэнергию;

• амортизационные: здания, сооружения и передаточные устройства, силовые машины и оборудование;

• расходы на материалы;

• прочие затраты;

• прочие материальные затраты.

Показатель прочие материальные затраты был введен в номенклатуру эксплуатационных расходов в 1994 году и отражает стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемого сторонними организациями.

Эксплуатационные расходы планируются и учитываются по статьям номенклатуры. Каждой статье расходов присвоен определенный номер и установлен измеритель, в соответствии с которым определяется величина расходов данной статьи. В номенклатуре расходов статьи группируются по основным видам деятельности и укрупненным видам работ:

- грузовые перевозки;

- содержание и эксплуатация инфраструктуры;

- предоставление услуг локомотивной тяги;

- пассажирские перевозки в дальнем следовании;

- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

- ремонт подвижного состава.

В современных экономических условиях планирование эксплуатационных расходов осуществляется предприятиями самостоятельно на основе:

- намечаемых объемов перевозок, работ и услуг;

- размеров работы и норм использования подвижного состава;

- потребной численности работников и принимаемых предприятиями форм и систем оплаты труда;

- намечаемых объемов капитальных вложений и капитального ремонта.

В настоящее время при планировании расходов применяется бюджетный метод, основанный на применении удельных норм затрат, которые разрабатываются для отраслевых хозяйств дорог Департаментом планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» с учетом особенностей условий их работы по регионам страны, внедрения ресурсосберегающих технологий, прогрессивных форм организации производства и ценовой политики [1].

Бюджетирование осуществляется в разрезе сводного бюджета доходов и расходов, сводного бюджета движения денежных средств и сводного прогнозного баланса. Эти бюджеты полностью характеризуют финансово-хозяйственную деятельность организации в течение бюджетного периода и финансовое состояние на конец этого периода:

- сводный бюджет доходов и расходов содержит информацию о финансовых результатах;

- сводный бюджет движения денежных средств - информацию о финансовых потоках;

- сводный прогнозный баланс - информацию о финансовом состоянии филиала или ОАО «РЖД» в целом.

Все бюджеты связаны между собой. Показатели, входящие в расчет нескольких бюджетов, вводятся только один раз - в том бюджете, в котором показатель формируется. Изменение показателя в одном бюджете отражается во всех бюджетах, на которые он влияет, и, в конечном итоге, влияет на статьи сводного прогнозного баланса. Данный механизм аналогичен принципу двойной записи, используемому в бухгалтерском учете. Часть строк не увязана между собой.

Одним из основных элементов бюджетирования как части системы управления является контроль исполнения бюджетов. Финансовая информация собирается в системе бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой и отражается в отчетных формах. Для обеспечения контроля исполнения бюджетов при формировании доходов, расходов, активов и пассивов в бюджетной системе используются те же принципы, что и в системе бухгалтерского учета. Из этого также следует, что в бюджете подразделения планируются показатели, которые впоследствии будут отражены в учете и соответствующей отчетности данного подразделения.

В то же время, отдельная аналитика в бюджетных формах может быть шире или более укрупненной по сравнению с соответствующей аналитикой в учетной системе. Предельное значение отклонений от бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности не в состоянии принимать правильные, экономически оправданные управленческие решения, носит название уровень существенности. Для бюджетной системы организаций железнодорожного транспорта установлен уровень существенности 2% (что соответствует стандартам, принятым в аудиторской деятельности). Практически это означает, что значения отдельных строк бюджета может отклоняться от соответствующих фактических значений в пределах 2%.

В ряде бюджетов содержится показатель «Остатки на начало периода». Если предыдущий период еще не закрыт, используются ожидаемые значения остатков. Эти значения планируются с учетом плановых значений остатков, имеющихся на момент планирования фактических данных и ожидаемого исполнения плана на оставшуюся часть периода. Если предыдущий период закрыт, либо спланирован (в случае, когда формируются бюджеты нескольких последовательных периодов), используется переходящий остаток - остаток на конец предыдущего периода является остатком на начало последующего периода. Такой же механизм используется для определения значений по аналогичному периоду прошлого года, когда еще не сформированы отчетные данные по этому периоду. Остатки активов и пассивов (денежных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности) в бюджетах всегда должны быть положительными. Если расчетный остаток на конец периода принимает отрицательное значение, то он корректируется. В случае если система учета, используемая в подразделении, не позволяет получить информацию в тех разрезах, которые требуются в бюджетных формах, вводится дополнительная строка «прочие расходы».

Плановые параметры, которые относятся ко всем бюджетам и используются при расчете операционных и финансовых показателей, разработаны в справочнике общих параметров (макро). Справочник состоит из пяти разделов (рис).

Рис. Структура справочника общих параметров (макро)

В первом разделе отражены плановые цены топлива и электроэнергии на тягу поездов. Показатели «Цена топлива на тягу поездов» и «Цена электроэнергии на тягу

поездов» планируются для последующего расчета затрат на перевозки по элементу «топливо» и «электроэнергия» на тягу поездов. При формировании фактических бюджетов показатели раздела рассчитываются автоматически при заполнении соответствующих разделов сводного бюджета производства и затрат по формуле (1):

Где:

^ггз - затраты на топливо (электроэнергию) на тягу поездов;

- потребление топлива (электроэнергии) на тягу поездов.

Во втором разделе дана заработная плата на перевозках, инвестиционной и прочих видах деятельности.

Показатели раздела «Среднемесячная базовая зарплата» в разрезе видов деятельности рассчитываются автоматически при заполнении разделов «Трудовые ресурсы» сводного бюджета производства и соответствующих блоков сводного бюджета затрат, по следующей формуле (2):

Среднемесячная базовая зарплата по 3,:.т соответствующим = ~Т| видам деятельности

(2)

Где:

- затраты на оплату труда по статьям «фонд заработной платы списочного состава» и «выплаты из мотивационного бюджета»;

- среднесписочная численность по соответствующему виду

деятельности.

В третьем разделе - ставка НДС обычная, на перевозках, на инвестиционной и прочих видах деятельности, а также по поставщикам сырья и материалов. В разделе задается общая ставка НДС, используемая для большинства операций, а также ставки НДС для отдельных операций, по которым ставка может отличаться от стандартной. Такие операции имеют существенное значение в основном для центров рабочего снабжения и подразделений, осуществляющих торгово-закупочную деятельность и учет материально-производственных запасов. Для железных дорог и функциональных филиалов, у которых доля таких операций (и, соответственно, статей) в общих продажах невелика, допускается не рассчитывать дифференцированные ставки для данных статей, а использовать для них обычную ставку. Эффективная ставка НДС по перевозкам и по прочим видам деятельности рассчитывается по плану и факту по данным сводного бюджета продаж. Значения остальных эффективных ставок НДС вносятся вручную.

В четвертом разделе - ставка отчислений на социальные нужды на перевозки, на производство материалов, запчастей и слуг для текущей деятельности ОАО «РЖД», на инвестиционную деятельность и НИОКР, а также на прочие расходы в разрезе элементов. Кроме того, в состав эффективной ставки отчислений на социальные нужды включается также ставка взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Показатели раздела рассчитываются автоматически при заполнении соответствующих разделов бюджета затрат по следующей формуле (3):

Эффег.тмЕная ставка отчие .тений на социальные тжоы

Раздел «дополнительные показатели» включает в себя сведения о типе структурного подразделения, длине бюджетного периода и прочее. Тип структурного подразделения определяется в соответствии с уровнем иерархии (территориальный, функциональный филиал, аппарат управления ОАО «РЖД»). Выполнение данного условия необходимо для корректного расчета всех операций по внутрихозяйственным расчетам, а также для расчета показателей производительности труда в стоимостном выражении. При формировании альбома форм сводных бюджетов показатель «Тип структурного подразделения» проставляется вручную по колонке «Факт соответствующего периода прошлого года».

Длина бюджетного периода - задается в месяцах; необходима для расчета бюджетных показателей, определяющих обеспеченность запасами в сводном бюджете запасов и закупок и период оборота текущей кредиторской (дебиторской) задолженности в сводном бюджете движения дебиторской и кредиторской задолженности.

Эксплуатационные затраты в бизнес-плане представлены в сводном бюджете затрат, который предназначен для планирования и контроля величины затрат в разрезе элементов и видов деятельности. В бюджете затрат формируются затраты периода, для чего отдельно выделяется изменение остатков незавершенного производства. Таким образом, в бюджете планируются затраты на все ресурсы, потребленные территориальным (функциональным) филиалом за период в разрезе элементов и видов деятельности. С использованием этих показателей в дальнейшем формируются сводный бюджет запасов и закупок и сводный бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности, на основании которых определяются показатели расходования денежных средств в сводном бюджете движения денежных средств.

Затраты на оплату труда сводного бюджета затрат включают скидку со стоимости форменной одежды, расходы на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам бытового топлива и региональные надбавки.

Материалы - сумма затрат по элементу «Материальные затраты» подлежит уменьшению на стоимость выявленных возвратных отходов (в т.ч. металлолома), образовавшихся в процессе производства в планируемом периоде. В сумме затрат на материалы отдельно выделяется стоимость материалов повторного использования, которые списаны на производство продукции, работ, услуг. Стоимость материалов повторного использования, задействованных при производстве, уменьшает стоимость закупок планируемого периода при формировании бюджета запасов и закупок.

Сводный бюджет затрат состоит из четырех разделов. В первом разделе «Затраты на перевозки» отражаются затраты на оказание услуг по грузовым и пассажирским перевозкам в разрезе элементов затрат и видов эксплуатации: текущая эксплуатация и капитальный ремонт. При этом показатели по текущей эксплуатации рассчитываются как разница между общей суммой затрат на перевозки и суммой затрат на капитальный ремонт основных средств.

Во втором разделе «Затраты по прочим видам деятельности» отражаются затраты на производство работ, услуг, готовой продукции, материалов и запчастей, предназначенных для реализации сторонним заказчикам и относимых на прочие виды деятельности. Затраты периода по производству работ (услуг) определяются, исходя из потребности филиала в ресурсах для осуществления предусмотренных графиком производства работ, и формируются с учетом изменения затрат в незавершенном производстве. Кроме того, затраты периода включают в себя сумму затрат на содержание объектов социальной сферы, которые относятся на расходы будущих периодов и будут списаны на себестоимость только в том месяце, в котором по данному объекту будет сформирован доход.

В этом разделе отражается себестоимость услуг, товаров и готовой продукции, реализованной на сторону, что позволяет сформировать себестоимость реализации по прочим видам деятельности в сводном бюджете доходов и расходов. Себестоимость услуг, предоставляемых филиалами, не отличается от объема затрат, произведенных в данном периоде, так как НЗП по услугам не формируется. Исключение составляют случаи, когда в планируемом периоде происходит начисление дохода по объектам социальной сферы и списание соответствующих им расходов, учтенных ранее как расходы будущих периодов.

В третьем разделе «Затраты по инвестиционной деятельности» отражаются затраты филиала-исполнителя работ, а также стоимость работ и услуг, выполняемых иными юридическими лицами (по элементу «Прочие материальные затраты»). В разделе отражаются затраты периода по капитальному строительству, модернизации основных средств, а также затраты на производство материалов и запасных частей для обеспечения нужд инвестиционной программы.

Отдельно выделяются затраты на производство материалов и запчастей по инвестиционной деятельности, которые формируются в части показателя «Получено из собственного производства».

В четвертом разделе отражается вся сумма прочих расходов за период в разрезе элементов затрат. Кроме того, указанные расходы распределяются на денежные и неденежные. Неденежными называются суммы, которые отражаются в бухгалтерском учете, но реального поступления или расходования денежных средств по связанным с ними операциям не происходит.

Совокупные затраты в разрезе элементов и основных видов деятельности формируются в блоке «Затраты всего», в том числе выделяются наиболее значимые виды прочих затрат и прочих материальных затрат. Кроме того, в этом блоке формируются затраты периода в разрезе видов деятельности а также отражается общая сумма затрат на капитальный ремонт основных средств.

В соответствии с Учетной политикой ОАО «РЖД» расходы, производимые одним структурным подразделением для другого, не передаются в подразделение, для которого были осуществлены. Исключение составляют расходы по электроэнергии, услугам связи и коммунальным услугам. В указанных строках отражаются затраты по услугам, предназначенным для передачи в другие филиалы ОАО «РЖД».

Получение затрат по услугам из филиалов - затраты, полученные от других филиалов по электроэнергии, коммунальным услугам и связи, передача которых предусмотрена Учетной политикой. На сумму данного подраздела уменьшается размер начисленной кредиторской задолженности. Получение затрат по услугам из центрального аппарата - затраты, переданные в филиал из Центрального аппарата ОАО «РЖД» сверх объемов, определенных в бюджете. К таким затратам могут относиться: страхование, лизинг, увеличение стоимости капитальных ремонтов, и т.д. На сумму данного подраздела уменьшается размер начисленной кредиторской задолженности.

Информация из бюджета затрат переносится в следующие бюджеты:

- сводный бюджет запасов и закупок в части списания материалов в производство;

- сводный бюджет запасов и закупок в части поступления из собственного производства;

- сводный бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности в части начисления кредиторской задолженности: затрат на оплату труда и отчислениям на социальные нужды; налоги, входящие в себестоимость; затраты по работам и услугам, входящим в элементы «прочие материальные затраты», «прочие затраты»;

- в сводный бюджет запасов и закупок в части реализации товаров и готовой продукции со склада;

- в сводный бюджет доходов и расходов ТВ части себестоимости услуг, товаров и готовой продукции, реализуемых на сторону.

Управление затратами требует не только целенаправленного планирования и регулирования затрат на основе применения дифференцированных технических и экономически обоснованных норм расходов, но и анализа, контроля их выполнения, а также постоянного обновления нормативной базы расчета затрат.

Формирование нормативных баз расчета расходов необходимо осуществлять по местам возникновения затрат, т.е. по структурным подразделениям организации (рабочим местам, участкам, цехам), по которым организуется планирование, нормирование и учет расходов, а также по центрам ответственности и центрам прибыли. Таким образом может быть создана единая экономическая база для совершенствования планирования, регулирования, анализа, учета затрат и принятия решений на всех уровнях управления.

Совершенствование системы бюджетирования и нормирования эксплуатационных расходов по элементам затрат и особенно в современных условиях является сложной экономической проблемой. Ее решение требует детальной и кропотливой работы экономистов и технических работников всех уровней по формированию нормативных баз организации управленческого учета, систематизации их расчета на основе использования систем управления предприятиями.

Литература

1. Методические рекомендации по формированию показателей сводных бюджетов и мастер-бюджета ОАО «РЖД». - М., 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Номенклатура расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта. - М., 2009.

3. Приказ Министерства транспорта РФ №311 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 31 декабря 2010 года.

У.Ю. Блинова, М.А. Щуплова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических аспектов систем учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Особое внимание уделено анализу сущности дефиниции «себестоимость». В статье показан процесс калькулирования себестоимости продукции, а также дана классификация калькуляций.

© Блинова У.Ю., Щуплова М.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.