Научная статья на тему 'Планетарно-волновая передача'

Планетарно-волновая передача Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
127
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Павлова О.А., Ереско С.П.

Рассмотрены основные виды приводов, используемые для точного наведения и ориентации приемно-передающей аппаратуры. Рассмотрены недостатки и преимущества этих приводов, а также представлено конструктивное решение, сочетающее достоинства планетарных и волновых передач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планетарно-волновая передача»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

12,4 % и 21 % соответственно, что в среднем дает 16,7 %. Что дает основание судить о достоверности результатов разработанной математической модели и программы АРМ вУБКОТИАШ II.

Библиографические ссылки

1. Стручков А .В., Климов А. А., Ереско Т. Т., Коч-кун В. С. Решение математической модели динамики механической трансмиссии бульдозера с учетом дис-сипативных сил // Системы. Методы. Технологии:

научный периодический журнал ; БрГУ. Братск, 2010. № 2.

2. Ереско С. П., Стручков А. В., Климов А. А., Коч-кун В. С., Ереско Т. Т. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2011615364 08.07.2011. Программа для ЭВМ GY-DROTRANSII.

© Народова О. В., 2013

УДК 629.78.05

О. А. Павлова Научный руководитель - С. П. Ереско ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Железногорск

ПЛАНЕТАРНО-ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Рассмотрены основные виды приводов, используемые для точного наведения и ориентации приемно-передающей аппаратуры. Рассмотрены недостатки и преимущества этих приводов, а также представлено конструктивное решение, сочетающее достоинства планетарных и волновых передач.

В последнее время стремительно развивается КА различного класса при этом при остающихся неизменными массово-габаритными характеристиками КА, повышаются их энерговооружённость (увеличение количества каналов приемно-передающей аппаратуры и мощности полезного сигнала) и функциональные возможности КА-увеличение точности передачи сигнала потребителю с наземного объекта, как неподвижному, так и подвижному.

Обеспечение точности зависит от точного наведения приемно-передающих антенн. Наведение и ориентация антенн осуществляется электро-механичес-кими устройствами исполнительной автоматики. Точность позиционирования напрямую зависит от конструктивных параметров механизмов поворота, в состав которых входят следующие основные узлы: электродвигатель, редуктор, устройство телеметрии и т. д.

В современной КА в основном применяются следующие виды редукторов: волновые, планетарные. Но они имеют свои недостатки. Планетарные - повышенная точность изготовления и сборки, большое количество подшипников качения, с увеличением передаточного числа в одной передаче КПД уменьшается. Волновые - мелкие модули зацепления (0,15...0,2 мм), сложность изготовления гибких тонкостенных колес (требуется специальная технологическая оснастка), Ограниченные частоты вращения генератора волн из-за возникновения вибраций.

При выборе редуктора важны такие параметры как:

- передаточное отношение,

- КПД,

- габариты,

- момент на выходном валу,

- люфт или мертвый ход,

- угловая жесткость.

Ряд указанных параметров редуктора зависят от типа редуктора числа ступеней, профиля зуба и, естественно, от точности и свойств используемых материалов.

Дальнейшее совершенствование существующих конструкций ограничено технологическими возможностями производства. В связи с этим задача создания и исследования новых передаточных механизмов с высокими показателями качества является актуальной. Одним из методов повышения точности и быстродействия следящих систем является построение их схем на основе принципов многопоточности. К таким механизмам относятся планетарные и волновые механизмы, имеющие многозонное и многопарное зубчатые зацепления.

Оригинальным конструктивным решением, в котором рационально сочетаются достоинства и компенсируются недостатки волновых и планетарных передач, является комбинированная планетарно-волновая зубчатая передача.

Позиция 1 является верхним корпусом, позиция 2 является основанием и нижним корпусом редуктора.

Входной вал (водило) 3 вращает шестерни 5. Шестерни спарены, т. е. одна часть шестерни (внешняя) обкатывается по неподвижному колесу (основанию) 2, другая часть (внутренняя)-по выходному валу 4. Выходной вал имеет на одно гнезда меньше, чем у шестерни, следовательно, за один оборот входного вала, выходной вал поворачивается на одно гнездо. Так как таких шестерен три, и они, соответственно, установлены на водиле так, что коэффициент перекрытия равен 3.

Секция «Проектирование машин и робототехника»

Профиль зуба: В планетарных и волновых передачах - это эвольвента, и это является причиной малой нагрузочной способности передач, кроется это в отсутствии физического контакта делительных окружностей. В данном редукторе изменен профиль зуба, благодаря этому совмещены делительные окружности с реальными телами колеса и шестерни. Так как зубья

прилегают по сферическим плоскостям, то контактные давления малы.

На конструкцию редуктора оформлена заявка на изобретение.

© Павлова О. А., 2013

УДК 625.731.813.001.5

И. А. Паулин1, А. Д. Холин1, И. В. Хабаров2, Р. А. Денисов2

Научный руководитель - А. В. Стручков 1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева 2 Красноярский институт железнодорожного транспорта филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, Красноярск

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ РЕЛЬСОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПУТЕЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрен вопрос взаимодействия колеса и рельса, приведен анализ причин износа рабочих поверхностей головки рельса технологических путей авиа- и ракетостроительных предприятий, влияющего на безопасность движения поездов при транспортировке изделий ракетно-космической техники, грузов снабжения на технологических путях самолетостроительных заводов, космодромов и способов повышения их износостойкости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.