УДК 338.2
Хайк Мария,
магистрант по направлению «Экономическое и налоговое право», Рурский университет в Бохуме (Ruhr-Universität Bochum), г. Бохум, Германия e-mail: [email protected]
ПЛАН BEPS И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В РОССИИ
Аннотация. Цель статьи - раскрыть основные направления деятельности ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения в рамках проекта BEPS.
В статье определена роль Организации экономического сотрудничества и развития в рамках проекта BEPS. Описан план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Определены перспективы плана BEPS в России.
Ключевые слова: налог, прибыль, налогообложение, налогооблагаемая база, проект BEPS.
Heik Maria,
undergraduate student in Economic and Tax Law, Ruhr-Universität Bochum, Bochum, Germany e-mail: [email protected]
THE BEPS PLAN AND ITS PERSPECTIVES IN RUSSIA
Abstract. The purpose of the article is to disclose the main activities of the OECD on combating the erosion of the tax base and the withdrawal of profits from taxation under the BEPS project.
The article defines the role of the Organization for Economic Cooperation and Development within the framework of the BEPS project. An action plan for the OECD on combating the erosion of the tax base and the withdrawal of profits from taxation. The prospects of the BEPS plan in Russia
Keywords: tax, profit, taxation, taxable base, BEPS project.
Размывание налогооблагаемой базы и выведение прибыли из-под налогообложения (англ. Base Erosion and Profit Shifting, BEPS) - это стратегия налогового планирования во многих транснациональных компаниях, которые пытались уклониться от уплаты налога в юрисдикции, в которой они осуществляют свою деятельность. Свою прибыль они
выводили в налоговые оазисы, в которых у них зарегистрированы связанные компании, в результате уплачивая налог на прибыль организаций в меньшем размере или не уплачивая его вообще. Особенно это касалось большинства стран, в которых прибыль в большинстве случаев выводится в связи с налогом на прибыль организаций [1].
План действий по вопросу противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Artion Plan on Base Erosion and Profit Shifting) был подготовлен и обнародован ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в 2013 году [4].
Взвешенная оценка по результатам исследования ОЭСР, начиная с 2013 года, показывает, что BEPS приводит к ежегодному убытку в размере $100 - 240 млрд.
Таким образом, по консервативным оценкам, ежегодные потери налоговых поступлений в 240 миллиардов долларов за счет перемещения прибыли по всему миру.
Сегодня План BEPS - это рекомендуемая ОЭСР методология противодействия минимизации налогов на транснациональном уровне. Меры по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения внедряются в каждом отдельном государстве по-своему путем внесения изменений в налоговое законодательство. Также нормотворческая работа по внедрению плана и стандартов BEPS ведется на межгосударственном уровне. ОЭСР ведет списки стран, которые осуществляют недобросовестную налоговую конкуренцию, списки стран, принявших на себя обязательства по внедрению налоговых стандартов Организации и степени внедрения этих стандартов.
Основа плана BEPS - совершенно новая «философия» взаимодействия национальных фискальных органов с крупными налогоплательщиками, а
также взаимодействия таких органов между собой. Разработчики документа исходят из того, что каждое государство вправе противодействовать транснациональным корпорациям в их стремлении снижать налоговые обязательства путем использования низконалоговых юрисдикций, получать налоговую выгоду благодаря нестыковкам налоговых систем разных государств и несовершенству международных соглашений в этой сфере, использовать другие незаконные методы оптимизации налогообложения [3].
Ключевыми в тексте плана BEPS являются 15 мер (actions), с помощью которых члены ОЭСР, а также другие государства могут существенно преуспеть в противодействии минимизации налогов на транснациональном уровне. Приводим их в сжатом виде:
1. Подготовка мер по вопросам налогообложения компаний цифрового сектора.
2. Устранение различий в налогообложении гибридных инструментов.
3. Усиление правил о «контролируемых иностранных компаниях».
4. Ограничение размывания налогооблагаемой базы путем использования вычета процентных расходов, а также расходов по другим инструментам финансирования.
5. Усовершенствование мер по борьбе с налоговыми злоупотреблениями, в частности, порядка обмена информацией и требований к фактическому присутствию.
6. Меры, направленные против злоупотреблений, путем применения соглашений об избежании двойного налогообложения.
7. Меры против искусственного избежания статуса постоянного представительства.
8. Нематериальные активы.
9. Риски и капитал.
10. Другие сделки с высоким уровнем риска.
11. Разработка порядка сбора и анализа информации о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения.
Предполагаемым результатом данного пункта плана являются рекомендации относительно типа информации и методологии для анализа информации.
12. Разработка требований об обязательном раскрытии налогоплательщиками информации о сделках с использованием схем агрессивного налогового планирования.
13. Пересмотр требований к подготовке документации по трансфертному ценообразованию.
14. Усовершенствование механизмов разрешения споров.
15. Разработка многостороннего инструмента для внесения изменений в двусторонние соглашения [2].
Как будут выполняться меры в области BEPS?
Некоторые из этих мер можно немедленно применять, например, измененная редакция руководства по трансфертному ценообразованию. Некоторые меры требуют внесения изменений в двусторонние налоговые соглашения, что может быть реализовано посредством многостороннего инструмента в рамках Action 15. И наконец, другие меры требуют выполнения закона на национальном уровне.
Окончательный пакет мер в области BEPS предоставляет странам инструменты, гарантирующие, что прибыли облагаются налогом там, где выполняется хозяйственная деятельность, приносящая прибыль, и где создается стоимость. В то же время он обеспечивает большую определенность для бизнеса за счет сокращения споров по применению международных налоговых правил и стандартизации требований о соответствии.
7 июня 2017 года Российская Федерация подписала Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в
целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из -под налогообложения (в международной практике Multilateral Instrument, MLI).
Последствия ее вступления в силу после ратификации весьма масштабные, поскольку страна приняла решение распространить действие документа на 66 соглашений об избежании двойного налогообложения из 82 действующих. Кроме того, Россия выбрала наиболее полный вариант реализации Конвенции, предполагающий выполнение не только «минимальных требований», но и других положений при максимально жестком варианте ограничения льгот налоговых соглашений.
Вступление в силу Конвенции может повлечь существенные изменения в соглашениях об избежании двойного налогообложения России с другими странами. Важнейшим их них станет внесение в соглашения правил, ограничивающих применение налоговых льгот. Помимо «теста основной цели» (непредоставление льгот, устанавливаемых соглашением, если основной или одной из основных целей совершения какой-либо сделки было получение этих льгот) РФ решила дополнить свои налоговые соглашения «упрощенным положением об ограничении льгот». Оно предусматривает получение преференций по соглашениям только в том случае, если претендующие на них лица соответствуют определенным критериям.
Кроме того, Россия намерена в полной мере интегрировать в свои налоговые соглашения положения Конвенции, которые либо оставляют выбор в отношении масштаба их применения, либо необязательны для включения во все соглашения. В частности, планируется:
- ввести ограничения при применении льгот в отношении определенных видов пассивных доходов, включая дивиденды и доходы от продажи долей или акций компаний, стоимость которых преимущественно представлена недвижимым имуществом;
- ввести положения по противодействию различным типам искусственного избегания статуса постоянного представительства;
- нейтрализовать последствия различий в страновом законодательстве, в том числе в отношении налогообложения лиц с двойным резидентством.
Важно отметить, что несмотря на жесткость выбранного Россией подхода, итоговый объем изменений по конкретному договору об избегании двойного налогообложения будет зависеть от подхода иностранного государства-партнера. На все соглашения Конвенция будет распространена только в части «минимальных требований». По остальным положениям роль будет играть позиция обеих сторон соглашения.
Тем не менее, определенные изменения налогового режима в результате ратификации конвенции неизбежны. Став важным шагом по реализации мер, предусмотренных Планом BEPS, она потребует повышенного внимания российских налоговых резидентов при структурировании бизнеса и правильной трактовки всех источников права в совокупности, поскольку положения Конвенции, по которым подходы России и стран-партнеров совпадут, станут элементами налогового режима наряду с национальным законодательством и заключенным ранее соглашениями об избегании двойного налогообложения.
Таким образом, существенный сдвиг в общей динамике международного налогового планирования неизбежен.
Список литературы
1. Борщева А.В., Ильченко С.В. Оценка эффективности кадровой политики организации. Вестник экспериментального образования. 2017 № 4 (13). С. 41-51.
2. Сурат И.Л., Тебекин А.В. Современные тенденции развития проектного управления в экономических системах. Транспортное дело России. 2014. № 6. С. 36-40.
3. Хайк М. Проект BEPS: глобальный подход к борьбе с налоговыми злоупотреблениями // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4 (8). С. 6.
4. Шён, Вольфганг: Семинар E (IFA / OECD): Многосторонний инструмент, в ISTR 2017. С. 681-688.