Научная статья на тему 'Международный опыт организации системы налогообложения внешнеэкономической деятельности'

Международный опыт организации системы налогообложения внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Внешнеэкономическая деятельность / трансфертное ценообразование / тонкая капитализация / BEPS / налоговый статус / теория инкорпорации / теория осуществления основной деятельности / уклонение от уплаты налогов / налоговое администрирование / Foreign economic activity / transfer pricing / thin capitalization / BEPS / tax status / incorporation theory / real seat theory / tax evasion / tax administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Антон Сергеевич

В статье исследованы основные подходы к организации системы налогообложения внешнеэкономической деятельности. Особое внимание уделено вопросам трансфертного ценообразования, а также регулированию «тонкой капитализации». Автором рассмотрена проблема размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (BEPS).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL EXPERIENCE IN ORGANIZING THE SYSTEM OF TAXATION FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

The article examines basic approaches to taxation of foreign economic activity. Particular attention is paid to the issues of transfer pricing, as well as regulation of "thin capitalization". The author considers the problem of the base erosion and profit shifting (BEPS).

Текст научной работы на тему «Международный опыт организации системы налогообложения внешнеэкономической деятельности»

10

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

-.у. _ Выручка от реализации продукции

К о.а ----------------------------------

Среднегодовая стоимость активов

Стр.2110 Форма 2 Стр.1600 Форма 1

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

(Коб.с ) характеризует эффективность использования оборотных средств и показывает скорость оборота всех оборотных ресурсов предприятия, т.е. сколько выручки приносит одна тысяча рублей оборотных средств:

К об.с

Выручка от реализации продукции Среднегодовая стоимость оборотных средств

Стр.2110 Форма 2 Стр.1200 Форма 1

(25)

Коэффициент фондоотдачи (Кф ) характеризует эффективность использования основных средств и показывает сколько выручки получено на 1 тысячу рублей основных средств.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Коб.с.к ) характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает его активность,

т.е. сколько выручки приходится на 1 тысячу рублей вложенного собственного капитала:

Коэффициент оборачиваемости заемного капитала (Коб.з.к ) характеризует эффективность использования заемного капитала и показывает сколько требуется оборотов для оплаты всей задолженности:

К ос.с =

Выручка от реализации продукции Среднегодовая стоимость основных средств

Стр.2110 Форма 2 Стр.1130 Форма 1

(26)

Выручка от реализации продукции

К об.с к = --------------------------------------------

Среднегодовая стоимость собственного капитала

Стр.2110 Форма 2 Стр.1300 Форма 1 '

(27)

Выручка от реализации продукции

Коб.с к=---------------------------------

Средняя величина заемного капитала

Стр.2110 Форма 2

Стр.1400 Форма 1 + Стр.1500 Форма 1

(28)

Анализ интенсивности использования ресурсов на предприятии мостостроения позволяет определить эффективность использования средств производства, материальных и трудовых ресурсов. К показателям интенсивности использования ресурсов (показателям рентабельности) относятся рентабельности деятельности предприятия, собственного капитала, совокупного и перманентного капиталов.

Рентабельность деятельности предприятия (чистая или общая рентабельность) (Рд.пред) характеризует эффективность всей деятельности предприятия, позволяет

планировать получение итогового финансового резуль-

(29)

тата и рассчитывается, как:

т-. Чистая прибыль

Р д.пред = —----------

Стр.2400 Форма 2 Стр.2110 Форма 2

Рентабельность собственного капитала (Рс.к.) характеризует эффективность использования собственных средств, вложенных в бизнес, позволяет сравнить эффективность собственного капитала с возможным доходом от альтернативных вложений в другие активы. Рс.к. рассчитывается, как:

Р с.к.

Чистая прибыль

Средняя стоимость собственного капитала

Стр.2400 Форма 2 Стр.1300 Форма 1

(30)

Рентабельность совокупного капитала (Рсов.к.) характеризует эффективность использования совокупного капитала (суммы собственного и заемного капиталов), вложенного в бизнес. Рсов.к. показывает, сколько прибыли зарабатывает предприятие на рубль совокупного капитала, вложенного в его активы и рассчитывается, как:

т-. Прибыльбалансовая

Р сов.к. = --------------------------

Средняя стоимость пассивов

Стр.2300 Форма 2 Стр.1700 Форма 1 *

Рентабельность перманентного капитала (Рп.к.) показывает эффективность использования капитала (суммы собственного и долгосрочного капиталов), вложенного в деятельность предприятия на длительный срок, рассчитывается, как:

Рп.к. =

Чистая прибыль

Стр.2400 Форма 2

Стоимость собственного капитала + Долгосрочные обязательства Стр.1300 Форма 1 + Стр.1400 Форма 1 ’

Показатели деловой активности и интенсивности использования ресурсов (показатели рентабельности) на предприятии мостостроения не имеют нормативных значений и их необходимо рассматривать в динамике, чтобы сделать вывод о финансовом состоянии предприятия.

Рост значений показателей оборачиваемости и рен-

(32)

табельности в динамике характеризует улучшение деятельности предприятия мостостроения, повышение его деловой активности и доходности.

В заключении можно сказать, что грамотно выполненный анализ позволяет определить дальнейшую тенденцию развития предприятия мостостроения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алексеев Антон Сергеевич,

Аспирант, ФГБОУ ВПО «Саратовский социально-экономический нститут российского экономического университета имени Г.В.Плеханова», г.Саратов

THE INTERNATIONAL EXPERIENCE IN ORGANIZING THE SYSTEM OF TAXATION FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY Alekseev Anton Sergeevich, postgraduate student, Saratov Socio-Economic Institute

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

11

АННОТАЦИЯ

В статье исследованы основные подходы к организации системы налогообложения внешнеэкономической деятельности. Особое внимание уделено вопросам трансфертного ценообразования, а также регулированию «тонкой капитализации». Автором рассмотрена проблема размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (BEPS).

ABSTRACT

The article examines basic approaches to taxation of foreign economic activity. Particular attention is paid to the issues of transfer pricing, as well as regulation of "thin capitalization ". The author considers the problem of the base erosion and profit shifting (BEPS).

Ключевые слова: Внешнеэкономическая деятельность, трансфертное ценообразование, тонкая капитализация, BEPS, налоговый статус, теория инкорпорации, теория осуществления основной деятельности, уклонение от уплаты налогов, налоговое администрирование.

Keywords: Foreign economic activity, transfer pricing, thin capitalization, BEPS, tax status, incorporation theory, real seat theory, tax evasion, tax administration.

Налогообложение в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляется государствами на базе определенных принципов. Их можно разделить на две группы:

- принципы, обеспечивающие противодействие уклонению от уплаты налогов;

- принципы, обеспечивающие устранение двойного

налогообложения.

К первой группе принципов относятся вопросы регулирования трансфертного ценообразования, тонкой капитализации, ограничения по применению льгот.

Ко второй группе можно отнести принципы налогового статуса субъекта налоговых правоотношений; принцип источника доходов, принцип «налогового нейтралитета» [1].

Рассмотрим выделенные группы принципов более подробно.

Регулирование трансфертного ценообразования.

Трансфертное ценообразование (Funds Transfer Pricing, FTP) представляет собой реализацию товаров или услуг взаимозависимым лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Впервые вопрос регулирования данного явления был поднят в 1979 г. Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (далее - ОЭСР) были разработаны основополагающие принципы трансфертного ценообразования, одобренные в 1995 г. и отраженные в Руководстве «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов». Пересмотр принципов и методов произошел в 2010 г. и нашел свое отражение в руководстве ОЭСР по Трансфертному ценообразованию [4].

Следует отметить, что в России вопросы трансфертного ценообразования до принятия Раздела V.1. Налогового кодекса регулировались только ст. 40 НК РФ.

В статье 9 OECD Model Tax Convention [8] содержится один из основных принципов - принцип вытянутой руки или принцип на расстоянии вытянутой руки (arm's length principle). В соответствии с данным принципом, налоговые обязательства рассчитываются исходя из рыночных цен по сделкам между взаимозависимыми лицами. Принятие данного принципа обусловлено необходимостью защиты государства в получении налоговых доходов бюджета и борьбе с уклонением от уплаты налогов групп взаимозависимых компаний.

По мнению группы Tax Justice Network (TJN) [10], около 60-70% международной торговли происходит внутри, а не между транснациональными компаниями, то есть за пределами национальных (государственных) границ, но в пределах одной корпорации. Это связано с ростом числа международных корпораций, которые ведут бизнес в глобальном масштабе, при этом определение цен для трансграничных сделок между связанными сторонами

становится все более сложным явлением, а масштаб уклонения от уплаты налогов все еще находится на достаточно высоком уровне.

Рассмотрим на примере налоговые последствия для компаний, применяющих внутрифирменные цены, отличные от рыночных.

Пусть материнская компания находится в Стране А, а ее дочерняя компания в Стране B. При этом материнская компания производит товар и реализует его своему филиалу по цене D, а также третьему лицу в страну С по цене F. Дочерняя компания также реализует этот же товар третьему лицу по цене H. При этом цена D>F, а F<H, тогда как налоговые ставки по налогу на прибыль организаций соотносятся следующим образом: ставки в стране А больше, чем в стране Б, а страна С является низконалоговой юрисдикцией. Графическое представление данной схемы приведено на рисунке 1.

Приведенный пример демонстрирует каким образом происходит перераспределение прибыли между юрисдикциями в рамках транснациональной компании, а также снижение глобальной налоговой нагрузки на корпорацию.

Математическое моделирование подобных ситуаций неоднократно производилось в научных исследованиях. Например, Anca D. Cristea и Daniel X. Nguyen [5] производят расчеты влияния применения подобных схем для бюджета Дании и приходят к выводу, что экспорт снижает поступления налога на прибыль корпораций на 3,24%.

Vincent Vicard [6] на примере Франции исследуя вопрос трансфертного ценообразования отмечает, что перемещение налоговой базы в низконалоговые юрисдикции в 2008 г. можно оценить в 8 млрд. долларов, при этом данное значение ежегодно увеличивается.

Проблема снижения налоговой базы и переноса налоговых доходов в низконалоговые (оффшорные) юрисдикции (размывание налогооблагаемой базы и вывод прибыли из-под налогообложения - Base erosion and profit shifting (BEPS) детально рассматривается в отчете ОЭСР [11]. Сотрудничество государств по данному вопросу осуществляется также в рамках Таможенного союза и G20.

Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов борьба с деофшоризацией должна осуществляться в рамках следующих направлений: выведение доходов от оказания консалтинговых услуг, операций с ценными бумагами; манипулирование ценами в сделках с офшорными компаниями (трансфертное ценообразование); выплаты роялти и процентов через «транзитные» страны, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

12

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 1. Моделирование процесса международной торговли

Источник: разработано автором

В настоящее время с целью решения проблемы BEPS в России проводится ряд мероприятий, среди которых можно отметить следующие:

1. - противодействие офшоризации экономики России;

2. - разработка планов по выходу групп холдингов из

офшоров;

3. -введение понятия корпоративное налоговое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

резидентство;

4. - введение понятия бенефициарного собственника.

Следует отметить, что малоизученными остаются вопросы инструментария, применяемого транснациональными корпорациями, а также непосредственной оценки величины «смещаемой» прибыли.

В научной литературе вопрос трансфертного ценообразования поднимается не только со стороны потерь налоговых доходов бюджетами, но и со стороны управления рисками транснациональных компаний. Так, в исследовании Sven P. Jost, Michael Pfaffermayr and Hannes Winner [12] произведено рейтингование стран по величине осознания налогоплательщиками налоговых рисков, связанных с применением трансфертного ценообразования. В расчетах используются данные 350 международных компаний и 24 стран. При этом авторы, исследуя структуру налоговых рисков, приходят к выводу об отсутствии зависимости между низкими налоговыми ставками основных прямых налогов и отсутствием (или незначительным значением) рисков, связанных с применением трансфертных цен. Эти положения, полагаю, формируют поведенческую модель налогоплательщиков - транснациональных компаний: чем выше уровень контроля со стороны государства над трансфертными ценами, тем выше уровень осознания налогоплательщиками своих рисков, что побуждает компании разрабатывать собственную стратегию применения трансфертных цен (при этом является ли государство низконалоговой юрисдикцией или нет роли не играет). В связи с этим вопросы налогового контроля, а также международного сотрудничества между налоговыми администрациями приобретают особую актуальность.

В настоящее время такое сотрудничество осуществляется в рамках международных и межправительственных организаций, таких как: Европейская организация налоговых администраций (Intra-European Organization of

Tax Administrations - IOTA), ОЭСР, Совет руководителей налоговых служб (СРНС) при Интеграционном комитете при Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС), Координационный совет руководителей налоговых служб государств - участников СНГ (КСРНС СНГ), Таможенный союз ЕврАзЭС, Совет государств региона Балтийского моря - Балтсовет (Council of the Baltic Sea States - CBSS). При этом ФНС России работает над расширением своего участия в различных международных организациях. Это позволяет внедрять международный опыт в сфере налогового администрирования, а также совершенствовать систему обмена налоговой информацией с иностранными налоговыми органами. Такой обмен сейчас осуществляется в рамках заключенных 14 соглашений.

Кроме того, ОЭСР разработано модельное соглашение об обмене информацией в сфере налогообложения (Agreement on Exchange of Information on Tax Matters, или Tax Information Exchange Agreements (далее - «TIEA») [8]) и Модельная конвенция об избежании двойного налогообложения по налогам на доходы и капитал [9] (Model convention with respect to taxes on income and on capital). Статья 26 данной конвенции регулирует вопросы обмена налоговой информацией. В России аналог TIEA- типовое соглашение об обмене информацией по налоговым делам между Россией и иностранными государствами утвержден Постановлением правительства от 14 августа 2014 года N 805. Следует отметить, что по состоянию на 1 июня 2015 г. ни одного TIEA с офшорами Россия не заключила. Полагаю, что заключение подобных соглашений повысит уровень налоговой прозрачности и усилит налоговый контроль за налогоплательщиками- резидентами. При этом преимущество такого соглашения заключается не только в обмене информацией, но и в возможности налоговых администраций проводить выездные мероприятия налогового контроля на территории государства- участника соглашений.

Регулирование тонкой капитализации.

Обеспечение капиталом компаний осуществляется двумя способами: выпуском обыкновенных акций и привлечением займов. В первом случае возникает обязанность

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

13

уплаты налогов с доходов компании, а также с дивидендов. Во втором случае налоговая база определяется в отношении процентов по займу у займодавца. Это побуждает компании организовывать финансирование за счет кредитов, особенно если кредитор является резидентом низконалоговой юрисдикции или юрисдикции, в которой данный вид дохода не подлежит налогообложению.

В России «контролируемая задолженность» или «тонкая капитализация» (проценты, начисленные российской организацией на заемные средства и полученные от иностранной компании, участвующей в уставном капитале заемщика) регулируется п. 2-4 статьи 269 НК РФ: если задолженность налогоплательщика по займам превышает более чем в три раза размер собственного капитала (чистых активов), для определения суммы процентов, относимых на расходы, налогоплательщик должен использовать специальный расчет. Среди зарубежных стран можно выделить два основных подхода к борьбе с «тонкой капитализацией»:

1. Ограничение отнесения на расходы процентов по займу при определенном соотношении общего долга к собственному капиталу.

2. Ограничение отнесения на расходы процентов по займу при определенном соотношении внутреннего долга к собственному капиталу. При этом под внутренним долгом для транснациональных компаний понимается долг материнской компании или другой связанной стороны.

Данные правила успешно применяются в странах -членах Европейского Союза, однако не во всех. В Австрии отсутствуют законодательно закрепленные правила регулирования тонкой капитализации, однако налоговые администрации учитывают коэффициент отношения долга к собственному капиталу и принимают его равным 3 к 1 или 4 к 1 [14]. В Бельгии такое соотношение составляет 5 к 1 [15].

Налоговый статус налогоплательщика. Интернационализация бизнеса, произошедшая в последние десятилетия, привела к значительному увеличению мобильности компаний, а многообразие существующих критериев в различных налоговых системах государств привело к таким явлениям как двойное налогообложение и уклонение от уплаты налогов и сборов. В связи с чем возникает необходимость анализа категории «налоговый статус налогоплательщика».

Существует два основных подхода в определении статуса налогоплательщика: признак территориальности (теория инкорпорации- incorporation theory) и признак резидентства (теория осуществления основной деятельности- real seat theory). В соответствии с первым подходом доходы, получаемые за пределами государственных границ не подлежат налогообложению. Согласно второму подходу доходы резидентов подлежат налогообложению даже при их фактическом получении зарубежом. В законодательстве стран резидентство определяется по следующим критериям:

- место регистрации налогоплательщика;

- место нахождения фактического руководящего органа;

- место осуществления основной деятельности. Следует отметить, что место нахождения фактического органа управления определяется исходя из: места проведения заседаний совета директоров; места, из которого осуществляется непосредственное управление компанией; места, в котором должностные руководящие лица ведут свою деятельность» места, в котором ведут бухгалтерский учет. Также оказывает влияние и тот факт,

что контрольным пакетом акций владеют акционеры-налоговые резиденты. В связи с тем, что в законодательстве некоторых стран используется признак территориальности, это приводит к возникновению такого явления как «двойное налогообложение».

Урегулирование вопросов двойного налогообложения возможно только путем подписания специальных международных налоговых соглашений или договоров. Следует отметить, что международные налоговые соглашения или договоры об исключении двойного налогообложения весьма распространены в межгосударственных отношениях.

Таким образом, анализ принципов организации налогообложения в сфере внешнеэкономической деятельности позволяет выделить следующие подходы к налоговому администрированию:

1. Установление особых правил исчисления налога на

добавленную стоимость при экспорте и импорт товаров и особых правил регулирования трансфертного ценообразования;

2. Установление особых правил регулирования тонкой капитализации;

3. Регулирование межгосударственного взаимодействия в целях избежания двойного налогообложения;

4. Повышение налогового контроля в целях снижения уклонения от уплаты налогов в бюджетную систему за счет:

- деофшоризации экономики;

- особого контроля над иностранными компаниями, осуществляющими деятельность на территории государства;

- борьбы с эффектом BEPS.

5. Повышение эффективности обмена налоговой информацией на межгосударственном уровне.

Список литературы:

1. Полежарова Л.В., Артемьев А.А. (под ред. Л.И. Гончаренко) "Налогообложение участников внеш-неэконо-мической деятельности в России: Учебное пособие"-М., "Магистр", "ИНФРА-М", 2013

2. Шемякина М.С. Анализ уровня налогового бремени и влияющих на него факторов (на материалах стран-членов Европейского Союза)// Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 3 (37). С. 38-44.

3. Saltykova, E. Sokolova, M. Shemyakina To the question on the parity of concepts «special tax regime», «system of taxation» and «tax system»// Modem jurisprudence: legal thought and enforcement practice. UK, S Yorkshire, Sheffield, Scope Academic House,

2013. p.146-147.

4. OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2010 DOI:10. 1787/tpg-2010-en

5. Cristea A. D., Nguyen D. X. Transfer pricing by multinational firms: New evidence from foreign firm ownerships. - 2013.

6. Vicard V. Transfer Pricing of Multinational Companies, Aggregate Trade and Investment Income //October, http://vicard.univ.free.fr/research.htm. -

2014.

7. ОЭСР. Официальный сайт. URL: http://www.

oecd.org /ctp/treaties/2014-model-tax-convention-articles.pdf

8. ОЭСР. Официальный сайт. URL: http://www.oecd .org /ctp/exchange-of-tax-information/2082215.pdf

14

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

9. ОЭСР. Официальный сайт. URL: http://www.

oecd. org/ctp/exchange -of-tax-information/ 120718_

Article%2026-ENG_no%20cover%20(2).pdf

10. [Электронный ресурс]. URL: http://www. taxjustice. net /topics/corporate-tax/transfer-pricing/

11. OECD (2013), Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org /10.1787/9789264202719-en

Sven P. Jost, Michael Pfaffermayr and Hannes Winner Transfer pricing as a tax compliance risk //Accounting and Business Research, 2014 Vol. 44, No. 3, 260 -279. URL:

http://dx.doi.org/10.1080/00014788.2014.883062

13. Закон КНР «О налоге на доходы предприятий»

14. Austrian Corporate Tax Act (ACTA)

15. Belgium Income Tax Code (BiTC)

12.

БЕЗРАБОТИЦА И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Анаева Зульфия Кемаловна

Канд.экон.наук., доцент кафедры «Экономическая теория», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Хайдаева Селима Исановна

Студентка 3 курса факультета экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Алханов Лечи Хадидович

Студент 3 курса факультета экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена безработице как одной из острых проблем макроэкономического характера на этапе социально-экономического развития страны. Она неотделимая часть рыночной экономики. Рассмотрен реальный характер безработицы, выраженный в проявлении очевидных социально-экономических проблем. Кроме того, проведен анализ основных последствий безработицы.

ABSTRACT.

The article is devoted to unemployment as one of the most pressing macroeconomic problems at the stage of socioeconomic development of the country. It is an integral part of the market economy. Considered the real nature of unemployment, expressed in the manifestation of obvious social and economic problems. In addition, an analysis of the main consequences of unemployment.

Ключевые слова: безработица, занятость, социально-экономическое развитие, рыночная экономика.

Keywords: unemployment, employment, social and economic development, market economy.

Безработица считается явлением, характерным для всех стран в частности с рыночной экономикой. Отношение к ней с момента её образования по сию пору преображалось, и прежде всего, в зависимости от размеров её. При больших величинах считалось обязательным противоборствовать ей всеми имеющимися возможностями, в том числе с непременным использованием методов государственного регулирования. С середины XX века, в связи с успехами сообществ с так называемой социальной экономикой, безработица стала анализироваться как социальное событие, носящее эпизодический характер. В данный момент, когда вновь стали ощущаться чувствительные потери от различных форм безработицы, основные старания устремляются на препятствование застойной безработицы.

Безработица — это общественно-экономическое событие, возникшее вместе с появлением наёмного труда. С одной стороны, она определяется, стремлением индивидов работать по найму с целью получения дивидендов (заработка), а с другой стороны, неимением такой работы. По аналогичности с понятием занятости безработицу можно обусловить как положение экономически активной части населения, которое характеризуется неимением у индивидов наёмной работы или легитимного доходного занятия, то есть не противоречащего существующему законодательству при наличии намерений иметь такую работу (занятие) и её активного поиска [4].

В научных формулировках понятия «безработный» и «занятый», имеются отличительные особенности между их трактовкой Международной организацией труда (которой придерживается и Росстат) и российским законодательством.

Согласно методологии Международной организации труда (МОТ), безработные — это лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

• не имели работу (доходного занятия);

• активно занимались поиском работы, то есть обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или выкладывали объявления, напрямую обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали собственные связи или предпринимали шаги к организации личного дела;

• были готовы приступить к работе;

• проходили подготовку по направлению службы занятости;

• являлись учащимися, студентами, пенсионерами и инвалидами, занимающимися поиском работы и согласных приступить к ней.

Занятость населения является важнейшей социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п. 1 ст. 37 Конституции РФ). [1]

Занятость населения — это состояние экономически активной части населения, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость - это обеспеченность людей общественно необходимой работой, которая приносит им заработок (трудовой доход).

Безработица оказывает неблагоприятное влияние на общественные ценности и жизненные интересы общества, подрывая физическое и моральное здоровье населения: утрачиваются квалификация и практические навыки, возникает психологическая депрессия, в обществе нарастает жестокость и преступность, социальная напряжённость, увеличивается количество разводов, возрастает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.