Научная статья на тему 'Питер Корнелиус (Ван Плокбой) – забытый теоретик кооперации'

Питер Корнелиус (Ван Плокбой) – забытый теоретик кооперации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Питер Корнелиус (Ван Плокбой) – забытый теоретик кооперации»

2009'2

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.

ПИТЕР КОРНЕЛИУС (ВАН ПЛОКБОЙ) -ЗАБЫТЫЙ ТЕОРЕТИК КООПЕРАЦИИ

Революция 1640 - 1660 гг. вызвала к жизни не только религиозный энтузиазм, но и способствовала возникновению целого ряда социально-экономических учений и проектов, имевших целью улучшить положение народных низов Англии. Появление этих учений и проектов во многом было обусловлено значительным ухудшением качества жизни простых людей, массовым распространением бедности и пауперизма. Многие очевидцы событий надеялись на то, что с упразднением абсолютизма Стюартов жизнь простых людей улучшится. Однако эти надежды не оправдались.

Центральное противоречие Английской революции, связанное с аграрным вопросом, было разрешено в одностороннем порядке. От революции выиграли представители джентри и деловых кругов Англии. Именно они получили возможность значительно расширить землевладение, превратить собственность феодального типа в свободно отчуждаемую частную собственность [4]. Это привело к тому, что простые люди, принимавшие активное участие в революции и кровавых гражданских войнах, оказались жестоко разочарованными. Их использовали в качестве «пушечного мяса». Когда же дело дошло до дележа «трофеев», на которые они вполне могли бы рассчитывать, их интересами цинично пренебрегли.

В результате, как это почти всегда и бывает, реальное положение абсолютного большинства населения не только не улучшилось, а напротив, ухудшилось. Лишь незначительная часть «героев» революции и гражданских войн сумела адаптироваться к новым жизненным условиям: воспользоваться реквизициями, нажиться за счет земельных спекуляций, увеличить свое благосостояние, став обеспеченными или даже богатыми людьми.

Кто-то из участников революции сознательно отказался от политической борьбы, занявшись устроением в конец разоренного хозяйства. Кто-то стал участником многочисленных сектантских движений, озаботившись проблемой спасения души. Кто-то отправился в иммиграцию в поисках лучшей доли. И

Е.И. ЧЕРНИКОВА,

кандидат экономических наук, доцент (БУПК)

лишь очень немногие личности, наделенные глубокой верой, мужеством, твердым характером, зрелым умом сумели предложить весомую альтернативу: не циничную наживу любыми путями или «внутреннюю иммиграцию», подразумевавшую экзистенциально окрашенный уход в религиозные секты, а рациональную деятельность во имя общего блага, основанную на твердом исполнении Божьих заповедей.

Одним из таких незаурядных людей был Питер Корнелиус, который в 1659 г. опубликовал в Англии трактат с очень длинным заголовком: «Способ, выдвинутый на обсуждение, как сделать бедных в нашем и других государствах счастливыми путем объединения всех подходящих и достойных людей в одну самоуправляющуюся общину, или маленькую республику, в которой каждый может иметь свою собственность и используется на той или иной работе, для которой он подходит, не будучи угнетаемым, являющийся не только способом избавить это и другие государства от безработицы, вредных и беспокойных лиц, но также и от всех тех, кто изобрел и открыл много путей, чтобы жить трудом других, к которому также приложено приглашение в это общество или маленькую республику». Дело в том, что в XVII в. авторы весьма любили длинные витиеватые заголовки. В них они излагали основные идеи своих сочинений. Знакомство с заглавием позволяло читателю довольно быстро ознакомиться с содержанием сочинения и решить: стоит его читать дальше или нет.

Впервые текст Корнелиуса был полностью опубликован на русском языке лишь в 1967 г. Это сделал известный советский историк М.А. Барг в своей новаторской монографии «Народные низы в Английской революции XVII в. Движение и идеология истинных левеллеров» [2, с. 305-327]. В этой же монографии имеется и краткий анализ данного произведения [2, с. 259-266], выполненный Баргом.

Следует заметить, что Барг обратился к изучению «утопии Корнелиуса» отнюдь не случайно. Одной из задач его монографии

НАУКА.ТЕОРИЯ.

2009'2

ПРАКТИКА.

было рассмотрение «примитивно-коммунистических и эгалитарных учений, современных Дж. Уинстенли» - главного героя этой книги. Рассмотрение «утопии Корнелиуса» позволило Баргу значительно расширить источниковую базу своего исследования и тем самым изложить учение Уинстенли более выпукло и репрезентативно.

Для Барга до конца жизни именно Уинстенли был «подлинно гениальным мыслителем» и «пророком», единственным в те годы «достойным оппонентом Томасу Гоббсу» [1, с. 327-397]. И все это благодаря своей уравнительно-коммунистической ориентации! А вот личность и взгляды Корнелиуса интересовали Барга постольку, поскольку были в определенной мере созвучны идеям Уинстенли. Не больше, но и не меньше.

Однако еще задолго до Барга личность и идеи Корнелиуса привлекли внимание выдающегося русского философа, социолога и экономиста С.Н. Булгакова. В его знаменитых лекциях «История социальных учений в XIX в. (Англия и Германия)» имеется небольшая глава «Идеи кооперации в эпоху революции. Плокбой», которая в основном и посвящена Корнелиусу.

Характеризуя сущность социального проекта Корнелиуса, Булгаков отмечает: «Этот проект ставит себе задачей организацию хозяйственной коммуны, где находили бы труд и содержание неимущие... Этот проект представляет собою план учреждения кооперативного общества» [3, с. 433].

Заметим, что Булгаков четко называет предлагаемое Корнелиусом общество «кооперативным». А это позволяет нам увидеть в предложенном Корнелиусом проекте не только разновидность примитивно-коммунистических и эгалитарных учений заведомо утопического характера, но и черты кооператива. Анализ проекта Корнелиуса позволяет лучше понять, в каких исторических условиях шло зарождение первых идей кооперации.

На наш взгляд, имеются все основания и для того, чтобы соотнести социальные и экономические идеи Корнелиуса с современным состоянием теории кооперативного движения. В определенном смысле это можно назвать опытом историко-теоретической реконструкции.

О личности Питера Корнелиуса известно очень немного. Начнем с того, что «Корне-лиус» - это псевдоним. Настоящая фамилия интересующего нас автора - Ван Плокбой. Во избежание разночтений мы будем использовать псевдоним «Корнелиус» и фа-

милию Ван Плокбой как тождественные и взаимозаменяемые.

И родился он не в Англии, а в голландском городе Цюрикзее. В Англию Корнелиус прибыл в начале 40-х гг. XVII в., где развернул кипучую общественную деятельность. Дело в том, что с началом революции Англия стала более открытой страной. Сюда устремилось множество людей. Особенно часто приезжали жители Голландии, с которой англичане того времени поддерживали как чисто экономические, так и культурные связи.

Посвятив всю свою жизнь «социальному вопросу», Корнелиус был поистине одержим идеей организации всевозможных «товариществ», в которых он усматривал одно из наиболее эффективных средств борьбы с бедностью и нищетой. Проект Корнелиуса представляет собой «рабочий устав» товарищества, кооператива, создававшегося в Англии.

По мнению Булгакова, у себя на родине Плокбой «находился под влиянием анабаптистов с их крайним коммунизмом, он наблюдал счастливую жизнь некоторых анабаптистских колоний в Моравии и Венгрии» [3, с. 433]. Для достижения этой цели Плокбой предлагает установление кооперативов, которые основаны на личной свободе и сохранении личной собственности.

По его проекту следует устроить два хозяйства: одно - в деревне для земледелия и ремесленных работ; другое - в городе для продажи продуктов. Такой кооператив сегодня можно назвать многофункциональным, так как он объединяет сельскохозяйственную, производственную и торговую отрасли.

Как и сегодняшняя потребительская кооперация, Корнелиус делает упор на производство в своей общине, считая, что именно оно дает реальную возможность иметь стабильный доход и вести выгодную торговлю. Этот тезис актуален и в наши дни, поскольку в потребительской кооперации России этот вопрос по-прежнему остается нерешенным.

Впрочем, во времена Плокбоя и в Англии эти ценные идеи остались на бумаге и не получили своего практического применения. То же можно сказать и о проектах его современников: П. Чемберлена «Защитник бедных людей» и У. Ковелла «Декларация парламенту». Однако считать эти идеи абсолютно утопичными и не заслуживающими внимания все-таки не стоит.

Указанные обстоятельства делают возможным рассматривать Питера Корнелиуса не только в качестве несправедливо забы-

2009'2

НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.

того теоретика кооперации, но и позволяют хронологические рамки кооперативного

существенно расширить существующие движения.

Литература

1. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. - М.: Мысль, 1991. 397 с.

2. Барг МА. Народные низы в Английской революции XVII века. Движение и идеология истинных левеллеров. - М.: Наука, 1967. 352 с.

3. Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2007. 988 с.

4. Трунов АА. Аграрный вопрос - основа базового социального конфликта английской революции 1640-1660 гг. // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов / под общ. ред. С.С. Чернова. Вып. 2. - Новосибирск: ЦРНС - СИБПРИНТ, 2008. С. 53-61._

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И ЕДИНООБРАЗИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА

H.H. НАДЕЖИН,

кандидат юридических наук, доцент (БелЮИ МВД России)

Одна из ключевых идей глобализации связана с развитием рыночных механизмов в целях обеспечения более свободного перемещения капитала и распределения ресурсов, а также минимизации вмешательства государств в процесс правового регулирования экономики. Под влиянием глобализации экономические системы многих стран, созданные социальные механизмы претерпели серьезную трансформацию. Процесс радикальных преобразований основных сфер общественной жизни часто сопровождался крайне негативными тенденциями, в том числе и социальными потрясениями. Проведение реформ требует скрупулезного анализа всех «за» и «против», которые могут встретиться на этом пути. Однако эта хорошо известная истина в нашей стране в 90-е годы ушедшего столетия была предана забвению.

Выстраивание новой системы хозяйственных отношений в РФ явно опережало процессы создания соответствующих правовых инструментов. Результатом подобного «стремительного» движения вперед стало образование правового и морального вакуума, и сегодня российскому обществу и государству приходится прилагать особые усилия по обеспечению правопорядка, призванного гарантировать устойчивое функци-

онирование принципиально новой модели хозяйствования.

Не стоит преувеличивать возможности и преуменьшать недостатки влияния рыночной экономики на правопорядок. Свобода обмена информацией и идеями, свобода кооперации в рамках рыночной модели хозяйствования значительно расширили возможности для практического приложения накопленного человечеством знания. Эволюция рыночных отношений привела к развитию плюралистического общества, включающего сравнительно автономные сферы политики, права, науки. Именно рыночные механизмы и структуры способствовали становлению и развитию отраслей частного права. Экономическая свобода хозяйствующих субъектов, лежащая в основе рыночных отношений, образует своего рода фундамент всех остальных прав и свобод индивида, совокупность которых во многом определяет его правовое положение в обществе. Свободный спрос и свободное предложение, существующие только в условиях рынка, дают возможность его участникам проявить свои индивидуальные способности.

Однако рыночные механизмы имеют серьезные изъяны, в силу чего их влияние на правопорядок может носить негативный характер. Это выражается, во-первых, в спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.