Научная статья на тему 'Обеспечение правопорядка и единообразия правоприменительной практики в условиях формирования единого мирового экономического пространства'

Обеспечение правопорядка и единообразия правоприменительной практики в условиях формирования единого мирового экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение правопорядка и единообразия правоприменительной практики в условиях формирования единого мирового экономического пространства»

того теоретика кооперации, но и позволяют хронологические рамки кооперативного

существенно расширить существующие движения.

Литература

1. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. - М.: Мысль, 1991. 397 с.

2. Барг МА. Народные низы в Английской революции XVII века. Движение и идеология истинных левеллеров. - М.: Наука, 1967. 352 с.

3. Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2007. 988 с.

4. Трунов АА. Аграрный вопрос - основа базового социального конфликта английской революции 1640-1660 гг. // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов / под общ. ред. С.С. Чернова. Вып. 2. - Новосибирск: ЦРНС - СИБПРИНТ, 2008. С. 53-61._

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И ЕДИНООБРАЗИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОСТРАНСТВА

H.H. НАДЕЖИН,

кандидат юридических наук, доцент (БелЮИ МВД России)

Одна из ключевых идей глобализации связана с развитием рыночных механизмов в целях обеспечения более свободного перемещения капитала и распределения ресурсов, а также минимизации вмешательства государств в процесс правового регулирования экономики. Под влиянием глобализации экономические системы многих стран, созданные социальные механизмы претерпели серьезную трансформацию. Процесс радикальных преобразований основных сфер общественной жизни часто сопровождался крайне негативными тенденциями, в том числе и социальными потрясениями. Проведение реформ требует скрупулезного анализа всех «за» и «против», которые могут встретиться на этом пути. Однако эта хорошо известная истина в нашей стране в 90-е годы ушедшего столетия была предана забвению.

Выстраивание новой системы хозяйственных отношений в РФ явно опережало процессы создания соответствующих правовых инструментов. Результатом подобного «стремительного» движения вперед стало образование правового и морального вакуума, и сегодня российскому обществу и государству приходится прилагать особые усилия по обеспечению правопорядка, призванного гарантировать устойчивое функци-

онирование принципиально новой модели хозяйствования.

Не стоит преувеличивать возможности и преуменьшать недостатки влияния рыночной экономики на правопорядок. Свобода обмена информацией и идеями, свобода кооперации в рамках рыночной модели хозяйствования значительно расширили возможности для практического приложения накопленного человечеством знания. Эволюция рыночных отношений привела к развитию плюралистического общества, включающего сравнительно автономные сферы политики, права, науки. Именно рыночные механизмы и структуры способствовали становлению и развитию отраслей частного права. Экономическая свобода хозяйствующих субъектов, лежащая в основе рыночных отношений, образует своего рода фундамент всех остальных прав и свобод индивида, совокупность которых во многом определяет его правовое положение в обществе. Свободный спрос и свободное предложение, существующие только в условиях рынка, дают возможность его участникам проявить свои индивидуальные способности.

Однако рыночные механизмы имеют серьезные изъяны, в силу чего их влияние на правопорядок может носить негативный характер. Это выражается, во-первых, в спе-

ПРАКТИКА.

цифическом распределении ресурсов между частными и общественными благами. Рынки великолепно приспособлены для накопления капитала, однако они не предназначены для удовлетворения других общественных потребностей, в частности обеспечения социальной справедливости, которая, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей правопорядка. Российский опыт является ярким тому подтверждением.

Во-первых, множество людей, не получая должного социального обеспечения, оказались отброшены на обочину жизни. 22% россиян сегодня, по данным Правительства РФ, находятся за чертой бедности. Вследствие указанных причин правовые нормы игнорируются многими слоями населения.

Во-вторых, весьма неоднозначной представляется тенденция, связанная с проникновением рыночных ценностей в те сферы правовой жизни, где раньше им не было места: здравоохранение, образование, культура. Вторжение рыночной идеологии в эти сферы, прежде далекие от холодного коммерческого прагматизма, деморализуют общество. Правовые ценности, незыблемость и абсолютность которых ранее не вызывала сомнений, постепенно размываются. Менее жесткими становятся моральные ограничения, приобретая все в большей степени условный характер, размывая нравственные основы правопорядка. Сама мораль становится своеобразным товаром, который можно легко купить или обменять. В этих условиях становится возможной «торговля» правом в системе «басманного правосудия».

В-третьих, рынки подвержены кризисам, которые неизбежно ведут к обострению социальной напряженности в обществе. Это подрывает доверие к правовым нормам, которые регулируют повседневную жизнь людей. «Дефолты», «черные вторники», «мировой финансовый кризис» и тому подобные явления дезорганизуют правопорядок.

Опыт России свидетельствует, что рыночные механизмы, внедряемые в стране на волне всеобщей глобализации, вполне пригодные для удовлетворения личных потребностей и интересов участников рынка, сами по себе не способны обеспечить поддержание должного правопорядка в обществе и торжество закона. Эти универсальные политико-правовые ценности (торжество закона, правопорядок) не могут быть отданы на откуп рыночной стихии. Их защита всегда была, есть и должна оставаться исключительной прерогативой прежде всего государственных

институтов.

Процесс преобразования экономической сферы в современной России достаточно негативно сказывается на состоянии преступности, неуклонный рост которой в настоящее время обусловлен прежде всего экономическими причинами. Благоприятную среду для совершения общественно опасных деяний корыстной направленности, традиционно доминирующих в структуре преступности любого исторического периода, на современном этапе развития российского государства образует и такое существенное условие, как несовершенство действующего законодательства вообще и серьезные недостатки отдельных нормативных актов - в частности.

Вместе с тем, предпринятые меры по интеграции России в систему общего рынка в значительной мере способствовали продолжающейся в настоящее время реформе национального законодательства. Возникновение такого стимула обусловлено необходимостью имплементации в российскую систему права требований международных договоров, ратифицированных или подлежащих ратификации Российской Федерацией в связи со вступлением в некоторые европейские и всемирные организации. Однако произошедшие в результате проводимых реформ изменения в отдельных правовых институтах, определяющих содержание важнейших отраслей российского права, обусловили возникновение проблем, которые, на наш взгляд, заметно затрудняют исполнение обязательств России в сфере укрепления экономической безопасности.

Бесспорно, что обеспечение экономической безопасности в условиях развития общего рынка зависит в значительной степени от того, насколько устойчивым будет положение обладателей денежных средств или иных материальных ценностей и имущественных прав, образующих доходы от преступной деятельности. Широкие возможности по извлечению выгоды из распоряжения названными материальными благами, капитализации таковых являются негативным аспектом глобализации экономической сферы. Поэтому проблема экспансии криминального капитала достаточно остро стоит во многих современных государствах. Российская Федерация не является здесь исключением. В условиях коренного изменения хозяйственного механизма в стране, где существовала административно-командная система управления экономикой, наиболее опасные

формы преступной деятельности стали неотъемлемой составляющей процесса социально-экономических преобразований. Сегодня в России отчетливо прослеживается тенденция к активному приумножению доходов от преступной деятельности путем инвестирования средств, образующих таковые, в различные экономические структуры. Переход к рыночным отношениям, разгосударствление и приватизация собственности позволяют относительно беспрепятственно использовать средства, образующие доходы от преступной деятельности, в целях организации и обеспечения деятельности разного рода хозяйствующих субъектов.

Международные межправительственные организации, озабоченные данной проблемой, принимают достаточно радикальные меры по предотвращению использования механизмов экономической системы для распоряжения материальными ценностями и соотносимыми с ними правами, образующими доходы от преступной деятельности. Их требования к государствам-участникам в области организации противодействия легализации доходов от преступной деятельности обычно отражаются в содержании многосторонних международных договоров. Они касаются главным образом привлечения учреждений финансово-кредитной системы к участию в выявлении фактов обладания и распоряжения денежными средствами, иными однородными материальными ценностями или соотносимыми с ними имущественными правами, источником которых, исходя из обстоятельств их экономического преобразования в ходе использования при совершении финансовых операций, может являться осуществление их обладателями преступной деятельности.

Хорошо известны и другие требования, предъявляемые в рассматриваемой сфере некоторыми влиятельными европейскими и всемирными межправительственными организациями, в которые вступила в настоящее время и Российская Федерация. Они касаются установления государствами-участниками правовых основ изъятия и конфискации по решению компетентных судебных инстанций материальных ценностей и соотносимых с ними прав, образующих доходы от преступной деятельности.

Трудно недооценить значение исполнения требований в области обращения взыскания на доходы, полученные преступным путем, поскольку в случае отсутствия адекватных правовых основ изъятия и конфискации

материальных ценностей и соотносимых с ними прав, образующих такие доходы, в значительной части утрачивает свое значение деятельность по их обнаружению. Таким образом, исполнение обязательств государства в области привлечения учреждений финансово-кредитной системы к участию в противодействии легализации преступных доходов, если это не сопровождается одновременной имплементацией требований в области обращения взыскания на такие доходы, практически теряет смысл.

В настоящее время в РФ принято и достаточно успешно применяется законодательство о противодействии легализации преступных доходов, состоящее из многочисленных нормативно-правовых, главным образом подзаконных, актов, среди которых стержневым, безусловно, является ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [1]. Возникновение этого законодательного комплекса послужило важным шагом на пути достижения Россией международных стандартов в области обеспечения экономической безопасности. С принятием этого закона РФ выполнила практически все требования, обычно предъявляемые международными межправительственными организациями в области привлечения учреждений финансово-кредитной системы к участию в деятельности государства по обнаружению преступных доходов.

Имплементация этих требований во внутригосударственном законодательстве устранила угрозу экономической изоляции России, возникшую в результате усиления требований ряда экономически развитых государств Западной Европы, являющихся ее основными внешнеторговыми партнерами, в области выявления доходов от преступной деятельности, которые они обычно предъявляют ко всем государствам, стремящимся к интеграции в систему общего рынка. Кроме того, принятие и формирование практики применения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обусловило возможность вступления России во влиятельную международную организацию, известную под названием ФАТФ [2], полноправным членом которой она в настоящее время является.

Вместе с тем приобретает остроту проблема выполнения Россией требований норм международного права, и прежде всего

уже ратифицированных многосторонних до- отличаться друг от друга в разных государс-

говоров, в области установления правовых твах. Судебная система должна быть универ-

основ изъятия и конфискации материальных сальной по характеру и высокоэффективной в

ценностей и соотносимых с ними прав, об- своей деятельности. В этом случае судебные

разующих доходы от преступной деятель- системы государств Европы могут выступать

ности. Такие требования предъявляются, в гарантом защиты прав и свобод граждан [5].

частности, Европейской конвенцией о про- Европейские судебные стандарты - продукт

тиводействии «отмыванию», выявлении, изъ- глобализации и интеграции судебных систем

ятии и конфискации доходов от преступной государств европейского континента, пред-

деятельности 1990 г. [3], обычно именуемой ставляют собой определенные принципы,

в юридической литературе Страсбургской начала общего характера, реализованные

конвенцией [4]. в организации (материализации) судебной

Особое внимание в рассматриваемом ас- власти и в ее функционировании, в том числе

пекте следует обратить на существование при отправлении правосудия, статусе судей

цивилизованных способов защиты прав, и др. Они должны быть систематизированы

свобод граждан, организаций, их законных и, что особенно важно, внедрены в работу

интересов, которые не могут существенно судебной системы Российской Федерации.

Литература

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3418.

2. В 1989 году на совещании лидеров «семерки» бывший президент Франции Ф. Миттеран выступил с инициативой создания Целевой группы финансовых действий - ФАТФ (Financial Action Task Force) для оценки результатов сотрудничества по предотвращению использования банков и других финансовых институтов для «отмывания» денег. В рамках совещаний ФАТФ, проводимых с 1990 г. на регулярной ежегодной основе, вырабатываются конкретные рекомендации по развитию национального законодательства // Грязные деньги и закон. - М., 1994. С. 45.

3. Convention on laundering, search, seizure and confiscation of the proceeds from crime. European Treaty Series № 141. - Strasbourg, 1990. P. 3. Перевод полного наименования Страсбургской конвенции приводится с учетом положений пояснительного доклада Комитета министров Совета Европы // Explanatory report on the European Convention on laundering, search, seizure and confiscation of the proceeds from crime. - Strasbourg, 1990.

4. Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: пра-

вовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. - СПб., 2008.

5. Ефремов Л. Вопросы применения международных договоров о взаимном оказании пра-

вовой помощи в работе арбитражных судов // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3. С. 12-13.

ПОТЕРПЕВШИЙ И ЕГО ПРАВА

Л.В. СТОЛБИНА,

кандидат юридических наук (БелЮИ МВД России);

н.А. жукОВА,

кандидат юридических наук, доцент (БелЮИ МВД России)

Реализация защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступлений, является первоочередной задачей российского уголовного судопроизводства. Эта основная задача поставлена на самом высоком - конституционном (ст. 52 Конституции РФ) и законодательном уровне (ч. 1 ст. 6 УПК РФ). Согласно российскому уголовно-процессуальному законодательству, которое имеет

своим главным предназначением скорейшее и полное восстановление прав лиц, против которых были совершены те или иные преступления, государство обеспечивает их беспрепятственный доступ к правосудию и компенсацию причиненного им вреда [1].

Как утверждает И.М. Ибрагимов, в практике уголовно-процессуального правоприменения, касающегося защиты прав лиц, пострадавших от преступных посягательств,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.